Саморазрушающие принципы мести в жизни и литературе: 10 примеров

Зло как эмоция никогда в обычной человеческой философии не рассматривалось в качестве положительного проявления чувств, так же как и в плане влияния его носителя на самого себя. Однако неоспоримыми являются внешние результаты деятельности, которые достигнуты на основе порыва. Они могут быть положительными. Как аргументы для бесконечных споров в этом отношении можно использовать 10 саморазрушающих принципов мести.

Месть

Опасность явления в реальной жизни

Месть подразумевает наказание своего врага путем его уничтожения либо создания для него проблем. Мало кто задумывается над тем, что при этом страдают личность, здоровье и психика самого мстящего. Саморазрушающие факторы продолжают действовать, когда породившая их акция давно завершена. В реальной жизни наиболее распространены такие принципы социального явления:

Глаза

Война

  1. Глаз за глаз. Это возмездный вариант. Опасность его заключается в четком понимании подобного же обратного действия, что ломает психику человека. Проблема почти не решается, поскольку ее сторонники всегда могут сослаться на дедовские традиции и «святые» книги.
  2. Мелочь, но приятно. В классическом понимании так оценивается ситуация со сдохшей у соседа коровой. В жизни мелкие пакости становятся идеей фикс не только у соседей, но и, например, у сослуживцев. Характер всех участников за годы конфликта незаметно, но верно меняется.
  3. Враг должен быть уничтожен. Логичный принцип для военного времени, но в мирные годы он съедает своего носителя. В результате человек сам окажется в тюрьме или психушке.
  4. Война должна продолжаться. В корне неверная установка. Так, бывший диверсант, когда-то ожесточившись, может всю жизнь пускать под откос эшелоны. Но это уже давно никому не нужно.
  5. Можно все, что и врагу. Один из наиболее опасных вариантов. Личной справедливости с его помощью можно добиться, но она не будет воспринята так же другой стороной.
  6. Поступить по совести. Очень спорный вариант. Главный вопрос заключается в том, кто определяет параметры совести.
  7. Справедливое возмездие. Это не только личный, но и общественный принцип. По его вине люди и ходят под угрозой Третьей мировой войны.

В большинстве случаев месть убивает обе стороны конфликта или взаимно портит им существование.

Споры классиков

Вопросы личной и общественной мести неоднократно находили отражение в литературе. Яркий след в этом отношении оставили российские писатели. Показательно, что они редко были полностью единодушны в своем мнении об опасном явлении. Богатую пищу для размышлений могут дать:

Пушкин

  1. Александр Пушкин. В его «Выстреле» стремление Сильвио отомстить становится маниакальной идеей и лишает его обычных желаний. Реализация варианта «Все для победы» привело к полному духовному поражению.
  2. Михаил Лермонтов. Грушницкий в «Герое нашего времени» добился только собственной смерти. Это хорошо демонстрирует сомнительность принципа «Месть без повода, но по желанию».
  3. Федор Достоевский. Мстящий обществу Раскольников из «Преступления и наказания», даже пройдя очищение, разрушил не только свою жизнь. Таков итог реализации варианта «Один против всех».

Небезынтересно, что Пушкин и Лермонтов сами погибли на дуэлях, которых можно было бы избежать, а Достоевский подвергся гражданской казни и чуть не сошел с ума.

Чувство мести заложено в самой природе человека. Уничтожить его можно, только сделав общество по-настоящему справедливым.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *