Референтная группа: понятие, классификация

Личность не может развиваться вне социума, но и подчиняться мнениям всех людей невозможно. Однако потребность в принадлежности остается. Потому каждый человек выбирает для себя круг из нескольких групп и людей, к советам и оценкам которых готов прислушиваться, чье мировоззрение ему нравится.

Понятие референтной группы

Референтная группа — значимая, авторитетная для личности группа. Это эталонное объединение, с которым индивид сравнивает себя и других людей, прислушивается к советам и мнениям его участников. Термин ввел в 1942 г. социальный психолог Г. Хаймон.

В момент жизненных выборов человек ориентируется на нормы и ценности авторитетных людей. Он учитывает мнение группы при выборе образа жизни и имиджа, совершая покупки, выбирая увлечение или профессию. Примеры референтных групп и их влияния:

  1. Следуя молодежной моде, подросток подворачивает джинсы, курит вейп.
  2. Сын решает пойти по стопам родителей и поступает в медицинский университет.
  3. Футбольный фанат, относящий себя к этой субкультуре, носит спортивную одежду, выясняет отношения кулаками.
  4. Человек соглашается на лечение от алкоголизма, так как его семья против такого образа жизни.
  5. Младший подросток копирует внешнее поведение старшеклассников (стиль одежды, курение, нецензурная лексика, привычки, манера речи), чтобы влиться в их компанию.
  6. Фанат актера или певца копирует его поведение, стиль жизни.
  7. Человек покупает брендовые вещи, чтобы повысить свой статус.
  8. Бедняк перенимает привычки богатых людей, чтобы достичь успеха в жизни.

Объединения бывают позитивными и негативными, существующими и вымышленными, сравнительными и нормативными, формальными и неформальными, первичными и вторичными, большими (религиозное направление) и малыми (семья), односоставными или включающими людей разного пола, возраста и социального положения. Один и тот же коллектив может относиться к разным видам.

Эталонное объединение может быть воображаемым, а сами участники могут не знать, что принадлежат к нему. Например, до сих пор сохранилось мифическое понятие о субкультуре «Запад». В наше время набирают популярность воображаемые группы, например, такие как элита.

Референтная группа: понятие, классификация

Теория референтных групп

Коллектив, в котором находится человек, не всегда является авторитетным. Например, подростки чаще ориентируются на стандарты неформальных сообществ, чем на правила поведения в школе, семье, классе. Р. Мертон ввел понятие членской группы. Согласно его определению, это тот коллектив, с которым человек взаимодействует. Принадлежность к нему даже не обсуждается, но сам участник не всегда идентифицирует себя с нормами этого коллектива. Чем больше замкнуто общество, тем выше вероятность того, что референтные и членские сообщества совпадут.

В то же время личность может относить себя сразу к нескольким авторитетным группам. Но если их нормы и ценности противоречат друг другу, то человек страдает от внутриличностного конфликта и проблем с самоидентификацией.

Согласно исследованиям социолога Мертона, каждое объединение имеет границы. Они подвижны и зависят от самоидентификации участников, частоты взаимодействия, взаимоотношений в коллективе. В различных жизненных ситуациях человек относит себя к разным эталонным объединениям.

Что касается восприятия престижности ролей, то в этом психологи видят проявление эффекта Латейна. Согласно ему, ролей всегда будет больше, чем участников группы. И чем шире объединение, тем больше открыто вакансий. Таким образом, престижные и референтные сообщества будут существовать всегда.

В теории референтных групп до сих пор остается открытым вопрос о том, по какому принципу люди выбирают объединения. Знания о типах объединений, причинах и факторах их возникновения используются в конфликтологии, психологии личности, криминальной и педагогической психологии.

Референтная группа: понятие, классификация

Классификация групп

Объединения классифицируются по влиянию на личность, особенностям отношений внутри коллектива, отношению личности к внутригрупповым нормам. Соответственно этому они бывают первичными и вторичными, формальными и неформальными, позитивными и негативными.

Первичные и вторичные

К первичным относят те сообщества, влияние которых наиболее выражено. Участники в них сплочены больше, чем в других объединениях. Вторичные группы оказывают ситуационное влияние, участники объединяются только ради какого-то дела, на определенный период. Пример первичного объединения: семья. К вторичным относится коллектив на работе.

Формальные и неформальные

Формальные группы основаны на официальных отношениях, деловом общении. Неформальные строятся на дружеских отношениях, симпатиях и антипатиях. Формальным сообществом является класс в школе, политическая организация. Пример неформальной организации: компания друзей, музыкальная субкультура.

Референтная группа: понятие, классификация

Позитивные и негативные

Нормы и ценности позитивных объединений не противоречат убеждениям личности. Она принимает их, отождествляет себя с ними. Ценности, противоречащие внутреннему миру личности, воспринимаются негативно. Формируется оппозиционное и неуважительное отношение к ним.

Позитивные объединения выступают в роли положительного примера, негативные — отрицательного. В первом случае человек будет удовлетворен, если заметит совпадение в своем образе жизни и нормах сообщества, а во втором случае будет страдать и ненавидеть себя, постарается избавиться от сходных черт.

Одно и то же сообщество может быть положительным или отрицательным для разных людей. Чем больше в обществе социальных групп, меньшинств, субкультур, тем выше относительность отношения к ним. Например, кому-то нравятся эпатажные личности, фрики, а кто-то категорически не хочет ассоциировать себя с ними.

Функции референтной группы

Эталонным сообществам присущи 4 функции:

  1. Сравнительная, или оценочная. Индивид сравнивает себя и других с эталоном. В результате соотнесения человек определяет свой статус.
  2. Нормативная. Формирование мотивов, выработка социальных норм и установок.
  3. Референтная функция. Индивид слепо повторяет действия участников, реагирует так, как его научили. Он подчиняется, слушается, не подвергает действия и информацию критическому мышлению.
  4. Воспитывающая. Характерна для утилитарного сообщества. Это объединение, которое поощряет или порицает поведение индивида. Ее участники являются референтными личностями, которым хочет понравиться индивид. Это может быть начальство на работе, представители противоположного пола или своего пола (конкуренция).

Эти функции могут выполняться одной или разными группами.

Референтная группа: понятие, классификация

Влияние референтной группы

Значимые объединения влияют прямо или косвенно. При этом человеку необязательно встречаться с представителями значимой социальной группы, чтобы ее влияние сохранялось. Достаточно того, чтобы субъект отождествлял себя с ней, ощущал ментальную принадлежность. Для этого часто используется разного рода символика и атрибутика. Это хорошо видно при анализе религиозных сект, молодежных субкультур, виртуальных объединений.

Влияние авторитетного сообщества в социологии принято называть предвосхищающей социализацией. Субъект копирует деятельность группы, прилагает усилия к формированию подобного ей поведения, надеясь получить доступ к более статусной в его представлении компании.

Эталонное объединение оказывает тройное влияние:

  1. Информирование. Этот тип чаще используется в рекламе. Под этим подразумевается использование экспертного мнения, предоставление рекомендаций от специалистов, авторитетных людей. Или тех, кто попробовал что-то на личном опыте. По этому принципу люди прислушиваются к автомеханикам, стоматологам, диетологам или знатокам, которые самостоятельно решили волнующую проблему.
  2. Ценностное ориентирование. Индивид воспринимает себя как носителя ценностей. В результате чего подчиняется группе даже тогда, когда не видит выгоды, других мотивационных стимулов, чтобы стать участником.
  3. Правовое подчинение. Объединение приказывает участникам подчиняться нормам. Иногда использует давление или публичное принуждение, порицание, насмешку, наказание. А иногда применяет только вознаграждение, положительные санкции (похвала, восхищение, премия, прибавка к зарплате).

По влиянию коллективы бывают 3 типов:

  1. Членское объединение. Оказывают прямое влияние на индивида. Человек идентифицирует себя с ними, активно взаимодействует.
  2. Группа устремления. Личность хочет стать ее частью.
  3. Нежелательное сообщество. С его нормами и ценностями человек не хочет считаться, старается держаться подальше.

В жизни каждого человека присутствуют несколько значимых объединений. Их интересы подкрепляют друг друга или пересекаются. Еще чаще одно сообщество плавно сменяется другим. Например, для дошкольников и младших школьников авторитетны родители, подростков — ровесники, юношей — взрослые люди. Однако даже при смене окружения и среды влияние референтной группы сохраняется.

Отдельного рассмотрения заслуживает влияние сообществ на человека в подростковом возрасте. Это важный инструмент в самоопределении, самоутверждении подростка и формировании самосознания. Те юноши и девушки, которые не состояли в группе сверстников, в будущем страдают от недоверия, замкнутости, нерешительности. У них слабо развиты коммуникативные навыки и способность к адаптации.

Кроме этого, стоит отдельно рассмотреть специфику влияния эталонных групп в сфере потребления. Воздействие зависит от нескольких факторов:

  • вид товара (повседневный или предмет роскоши);
  • особенность использования (прилюдно или уединенно);
  • категория товара и марка (например, какую выбрать машину, управлять самому или нанять водителя).

Среди повседневных продуктов большее влияние оказывается на марку изделия, при выборе товаров для частного пользования — вид и марку, атрибутов роскоши — вид, марку и тип. Можно сказать, что эталонные группы задают моду, создают бренды, и они же их продвигают.

Читайте также: