Педагогическое общение: стили и функции

Успех образовательного процесса зависит от ряда факторов: индивидуальные и психологические особенности участников, социальные условия, возможности образовательного учреждения, компетентность работников, единство семьи и школы (детского сада). Но особое влияние на сплочение коллектива и развитие каждого ученика оказывает стиль, которого учитель придерживается в общении.

Что такое педагогическое общение?

Это профессиональное общение, взаимодействие педагога и учеников в процессе обучения. Включает в себя взаимопонимание и взаимодействие. Чтобы общение было эффективным, оно должно отвечать потребностям обеих сторон.

Главная особенность педагогического общения — тройная направленность. Оно одновременно направлено на педагогическое взаимодействие, учеников, предмет усвоения. Тройной становится и ориентированность педагога: личная, социальная, предметная. Внимание учителя должно быть сосредоточено на каждом отдельном ученике, коллективе, взаимодействии педагога и учеников, преподаваемом предмете. Таким образом, это и социально ориентированное общение, и предметно-ориентированное, и личностно-ориентированное.

От общения зависит познавательная активность детей и эмоциональное благополучие коллектива. Цель взаимодействия — сохранение индивидуальности, чести педагога и учеников, создание благоприятного психологического климата.

Педагогическое общение

Условия эффективности общения:

  1. Уважение личности ребенка.
  2. Понимание и учет индивидуальных, психологических, физиологических особенностей каждого ребенка, его внутреннего мира.
  3. Ориентация на достоинство человека и такие ценности, как гуманизм, честность, любовь, доброта, милосердие, забота, благодарность, откровенность.

Особого рассмотрения требует проблема дистанции в общении педагога и учащегося. Необходимо создать дружескую атмосферу, но недопустимо переходить на «ты». Нужно сохранять позицию старшего, более опытного наставника. Но нельзя чрезмерно дистанцироваться и занимать возвышенную авторитарную позицию доминирования.

Структура педагогического общения

Структурные компоненты общения можно представить как ряд этапов общения:

  1. Создание модели поведения, которую можно будет использовать на протяжении всего взаимодействия с воспитанниками. Выбор методов и средств воздействия, которые помогут достичь намеченных целей и ожидаемых результатов. Подбор инструментов для раскрытия потенциала каждого ученика и создания творческой атмосферы в классе.
  2. Педагогическая коммуникация. Для реализации этапа можно использовать метод заражения (невербальное воздействие, вызывающее подсознательный ответ детей), внушения (мотивирующее воздействие), убеждения (мотивирующее внушение, основанное на аргументах и фактах), подражания (копирование поведения другого педагога со сходным стилем). Если удалось получить эмоциональный отклик и установить двухстороннюю связь, то выбранную модель можно считать эффективным педагогическим общением.
  3. Сознательная и целенаправленная организация взаимодействия, управление общением. Важно, чтобы ученик получал положительные эмоции, мог всесторонне проявить себя. Педагог в свою очередь должен заряжать оптимизмом и уверенностью в успехе дела, поддерживать инициативу и самостоятельность детей. Важно интересоваться мнением подопечных, прислушиваться к нему, сохранять право на свободное выражение мнения.
  4. Анализ, рефлексия. На этом этапе сравниваются результаты общения, поставленные цели и выбранные методы. Если результат не отвечает тому, что планировался на первой ступени, то необходима коррекция выбранной модели.

Стили педагогического общения

Стиль общения педагога — это приемы и методы воспитания, стереотипные формы организации занятий, которыми пользуется педагог, стандартные реакции и методы оценки. Можно выделить 4 вида, каждый из которых имеет свою специфику.

Педагогическое общение

Демократический стиль

Считается оптимальным и желательным типом руководства. Что характерно для него:

  • признание в ребенке самоценной личности;
  • активно положительное отношение к ученикам;
  • доверительное и уважительное отношение к воспитанникам;
  • минимум строгости и наказаний, полное отсутствие рукоприкладства, криков;
  • тесный эмоциональный контакт;
  • преобладание поощрения, похвалы, положительной оценки.

Педагог с таким стилем умеет здраво оценивать свою работу, проводить рефлексию и работу над ошибками. Ему важно благополучие детей, а потому он ждет и ценит обратную связь. На ее основе и проводится самоанализ.

Демократичность в общении создает теплую атмосферу, благоприятный психологический климат. Воспитанники проявляют познавательную активность, готовы к коллективной деятельности, уверены в себе, уравновешенны и спокойны. В коллективе складываются доверительные, дружеские отношения в духе сотрудничества. Дети растут психически и физически здоровыми. Они активны, готовы к сотрудничеству, взаимовыручке и взаимопомощи.

Авторитарный стиль

Грубый и жесткий тип, для которого характерно:

  • устойчиво негативное отношение педагога к ученикам;
  • преобладание наказаний, критики, порицания;
  • максимум запретов и ограничений, отрицательной оценки, строгих требований.

Педагог с авторитарным стилем не признает в детях личностей и партнеров. Он требует полного послушания, беспрекословного подчинения. Его мнение и решения не обсуждаются, он всегда прав.

При таком стиле в коллективе складывается неблагоприятная атмосфера, отношения носят конфликтный характер, дети напряжены, недоброжелательны друг к другу, педагогу, обществу. Их самостоятельность и личность подавляется, что приводит к хронической неудовлетворенности, злости, неуверенности в себе, тревоге, страхам. В коллективах с авторитарным стилем дети часто болеют, страдают повышенной тревожностью, которая нередко превращается в нервозность.

Авторитарный педагог забывает про 2 важных принципа педагогики: природосообразность и индивидуальный подход. Психологи отмечают, что нередко авторитарный тип руководства связан с низким уровнем педагогической культуры и такта.

Педагогическое общение

Либеральный стиль

Главная особенность либерального стиля — попустительство и равнодушие педагога, а также:

  • ситуативно-негативное отношение к воспитанникам;
  • безынициативность и безответственность педагога;
  • непоследовательность и нерешительность;
  • противоречивость требований;
  • ситуативность оценок (зависит от настроения педагога).

Либеральный педагог склонен переоценивать способности и возможности детей, пускать образовательный процесс на самотек, что постепенно приводит к потере авторитета, вседозволенности и хаосу.

Как и педагог с авторитарным стилем, либеральный учитель забывает об индивидуальном подходе к детям. Но если авторитарный педагог всех считает плохими, глупыми, неусидчивыми и т.д., то либеральный педагог всех считает добрыми, самостоятельными, смышлеными, честными. Он хочет для всех быть хорошим, не умеет решать конфликты и управлять ими. Это часто приводит к напряжению в коллективе, детскому буллингу, дракам.

Смешанный стиль

На практике чаще встречается смешанный тип. При нем преобладают 2 стиля, а третий практически не задействован. Чаще встречается сочетание авторитарного или либерального и демократического стиля. Авторитарный и либеральный не сочетаются между собой.

Функции педагогического общения

Профессиональное педагогическое общение выполняет ряд важных функций:

  1. Эмотивная. От педагога зависит атмосфера в классе. Адекватное восприятие личности ученика, понимание и признание его особенностей, возможностей и потребностей — главное условие для создания доверительных и дружелюбных отношений.
  2. Познавательная. Задача педагога — развить внутреннюю мотивацию к обучению, интерес к содержанию. Большое внимание при этом отводится устранению внутренних психологических барьеров у детей. Познавательная функция предполагает воздействие на сознание ребенка, коррекцию его поведения и мировоззрения.
  3. Регулятивная. Выбор форм и методов подкрепления желаемого поведения и торможения нежелательного.
  4. Фасилитативная. Предполагает помощь, содействие в раскрытие потенциала воспитанника, его самореализации и самоактуализации.

Педагогическое общение

Влияние педагогического стиля на участников образовательного процесса

Стиль общения педагога формируется во время практики. На выбор стиля влияют знания, умения и навыки учителя, понимание законов развития детей и построения социальных отношений. Не последнее место занимают и личностные качества воспитателя. Агрессивные и самоуверенные люди чаще выбирают авторитарный стиль, внимательные люди с развитой эмпатией и адекватной самооценкой предпочитают придерживаться демократического стиля.

Изменить педагогический стиль можно, но не всегда это дает хорошие результаты. Например, либеральное воспитание после авторитарного породит двойные беспорядки и конфликты. Одни дети смогут выпустить накопившуюся злость, а другие ученики, привыкшие к пассивности и подавлению, окажутся в ролях жертв. Что интересно, после либерального педагога авторитарного назначить можно. Он повысит дисциплину и организует процесс, хотя и будет использовать жесткие методы.

Демократический стиль уместен после любого предшественника. Как и авторитарный педагог, демократ способен наладить дисциплину и стабилизировать образовательный процесс, но при этом позаботиться о развитии и комфорте каждого ребенка, создании благоприятного климата в коллективе.

Читайте также: