Нравственность: определение, нормы и проблемы

Нравственность и нравы — слова однокоренные. Эти 2 понятия дополняют и развивают заложенный в них смысл. Нрав — это наиболее яркие черты, характера, по которым можно судить о стандартном поведении человека. Существует еще понятие «нравы». Это правила, обычаи и традиции, характерные для данной совокупности людей. Нравы — это одно из проявлений нравственности, а нрав — это свойство человека, находящегося под давлением правил жизни в данном обществе.

Что такое нравственность, и кто такой нравственный человек

Нравственность — это совокупность ценностей, принципов и стереотипов мышления, которые являются стимулами поступков. Это явление носит социальный характер, так как определяется преимущественно влиянием общества на человека.

Нравственные нормы могут носить универсальный характер, а могут быть специфическими, характерными только для данной социальной системы или социума. Например, универсальный характер носит запрет на убийство и поедание себе подобных. Каннибализм у всех высокоразвитых животных, а у человека особенно, является исключением из правил. У всех млекопитающих он носит характер сбоя программы, временного помешательства. У человека каннибализм происходит из-за хронического голода или носит ритуально-магический характер.

Однако даже у человека запрет на убийство себе подобных содержит множество исключений. Нельзя убивать своих, а чужих можно. Особенно явно это исключение проявляется во время войны, когда люди получают моральное и юридическое право убивать себе подобных. При этом критерии разделения людей на своих и чужих могут быть самые разные.

В качестве специфических норм нравственности может выступать отношение к женщинам. Многоженство одновременно может рассматриваться в качестве ущемления прав женщин или в качестве региональных особенностей устройства семьи. Осуждение или одобрение моральных норм зависит от того, в каких условиях данный человек сформировал свою систему ценностей.

Смысл нравственности заключается в том, что она выполняет функции:

  • воспроизводства личностей, стабилизирующих состояние данного общества (стихийная нравственность, формирующаяся по механизму следования примеру нормального для данного сообщества поведения);
  • защиты людей от аморальных, то есть опасных и разрушительных поступков (нравственное поведение как гарантия защищенности индивидуумов);
  • воспроизводства состояния общества с помощью преемственности этических норм.

Таким образом, нравственный человек — это член общества, живущий по нормам, принятым в этом обществе. Однако такое определение нуждается в уточнении. Дело в том, что нравственным может считаться и тот человек, который живет по своим нравственным законам, не признаваемым обществом. Этот человек может руководствоваться нормами, например, общечеловеческого гуманизма.

В качестве примера можно привести позицию людей, протестующих против истребления редких видов животных. С точки зрения данного сообщества такая позиция может считаться аморальной, поскольку природоохранные меры лишают многих людей заработка. Однако охрана видов производится для того, чтобы через сохранение биоразнообразия поддерживать экологическую среду в благоприятном для людей состоянии.

Нравственность

Золотое правило нравственности

Это правило было сформировано давно и у народов разных культур. Оно заключается в 2 вариантах формулировок. В них, несмотря на смысловую противоположность звучания, описывается одно и то же явление.

  1. Не делай людям того, чего не хотел бы для себя. Это отрицательное этическое правило. Оно отрицает действие, если при этом наносится вред человеку.
  2. Относись к людям так, как хотел бы, чтобы они относились к тебе. Это норма положительная, побуждающая к действию.

Нравственное начало этого правила заключается в том, что каждый человек в этом случае создает подобие вечного двигателя. Желая добра себе, он автоматически желает того и всем остальным людям. Это бумеранг, который обязательно вернется к тому, кто его бросил.

Золотое правило нравственности направлено на то, чтобы воспроизводить моральные нормы данного социума. Однако если речь идет об универсальных ценностях человеческого общества, это правило объединяет в единое целое всех людей планеты.

Оно может действовать на уровнях:

  • индивидуальном (отношение человека к человеку);
  • социальном (взаимоотношения между сообществами людей);
  • межгосударственном (взаимоотношения между странами и их блоками).

Нравственная жизнь в общефилософском смысле заключается в выполнении золотого правила на всех уровнях иерархической организации человеческого общества.

Нравственность

Принципы и нормы нравственного поведения

Нравственным является такое поведение, которое ориентировано на стабилизацию общества. Из такого правила нет исключений, хотя считается, что иногда они появляются.

Например, криминальные сообщества живут по правилам, идущим во вред тому обществу, в котором живут люди, не нарушающие закон. Парадоксальное словосочетание «честный вор» означает, что данный человек живет по законам своего криминального сообщества. В каждом сообществе есть своя этика. Людей, не признающих этические правила криминального сообщества, называют «отморозками». Это означает, что они не люди, а что-то, похожее на зомби.

Даже в кругу людей, противопоставляющих себя обществу, есть незыблемые ценности, не связанные, например, с воровским ремеслом. Это семья, которая дает человеку ощущение крепкого тыла и светлой надежды. У всех народов есть культ матери, то есть человека, который никогда не предаст и всегда будет любить.

У всех народов есть культ предков. В современном обществе он выражен слабо. Это связано с ослаблением роли стариков в поддержании стабильности семьи и социума. Подчеркнутое уважение к старикам связано с тем, что они всегда являлись хранителями знаний. Сейчас знания хранятся в других источниках, но потребность в уважении к старикам сохраняется.

Это связано с заботой о слабых членах общества. Люди в современном обществе могут позволить себе роскошь заботиться о тех, кто не приносит меркантильную пользу. У человека есть инстинкт заботы о детях, но нет инстинкта заботы о стариках, слабых и больных людях. Эта забота должна формироваться и поддерживаться моралью.

В формировании морально воспитанного человека большое значение имеют ритуалы. Люди должны вырабатывать привычку вести себя так, чтобы жизнь в обществе у каждого ее члена была мирной и спокойной. К таким ритуалам относятся:

  • приветствия («здравствуйте» как пожелание здоровья при встрече, «до свидания» как желание встретиться в будущем);
  • действия по отношению к особым категориям людей (предоставить комфортные условия старикам, больным людям);
  • запрет на слова, носящие оскорбительный характер (нецензурная брань, эпитеты, унижающие достоинство человека).

Это примеры того, что составляет этику поведения человека. Такие ритуалы имеют большое значение. Забота о слабых формирует в обществе запас генетического и интеллектуального разнообразия. Человек, находящийся в инвалидном кресле, может принести обществу гораздо больше пользы, чем сильный и здоровый любитель бодибилдинга.

Родители, приучающие детей уступать место старшим в общественном транспорте, заботятся о себе и своих детях. Такой ритуал становится привычкой большинства членов общества. В результате через несколько десятков лет о постаревших людях будут заботиться потомки, которых когда-то приучили уступать старикам место в автобусе.

Запрет на произнесение нецензурных слов в общественном месте, а особенно в присутствии детей и женщин, имеет древнее происхождение. Все нецензурные слова передают негативное и уничижительное отношение к детородным органам и функциям. Это проклятье, направленное на разрушение положительного отношения не только к детородным функциям, но также к матерям и детям. Матерящиеся при детях родители разрушают жизнь своих детей и, соответственно, общество.

Нравственность

Проблемы нравственности

Нравственность в современном обществе имеет существенные отличия от того, что было в другие времена. Эволюция социальных систем направлена на усложнение их структуры и на усиление формальной составляющей морали, то есть законов, исполнение которых контролируется государством. На этом фоне моральные нормы стихийного характера слабеют. В этом и заключается главная проблема нравственного климата современного общества.

Проблема нравственности молодежи

Считается, что молодежь — это категория населения, которая особенно нуждается в воспитании и обучении. Однако дело не только в отсутствии у молодежи знаний и выстраданных в результате жизненного опыта принципов.

Проблема заключается еще и в том, что люди, находящиеся в возрастном интервале от 12 до 30 лет (условный возраст молодежи), склонны к бунтарскому поведению. Это связано не только с особой энергией возраста. Взрослые люди ранний молодежный возраст воспринимают как период подготовки к вступлению в общество. Это гендерное неравенство вызывает неприятие у молодежи, что может проявляться в агрессивных поступках хулиганского характера.

Решается эта проблема с помощью вовлечения молодежи в жизнь общества. В СССР для этого была выстроена система детских и молодежных организаций: от октябрят до комсомольцев. Если отбросить издержки такого вовлечения в виде слишком жесткого идеологического контроля, то можно сделать вывод о том, что такая система хорошо воспроизводила моральный стандарт человека данного общества.

В наше время функции воспитания молодежи перешли к государственным образовательным учреждениям. В этом случае главной проблемой следует считать воздействие телевидения и интернета. Такое воздействие далеко не всегда создает образ человека созидательного. Для молодежи привлекательным может оказаться культивируемый в интернете образ садиста, утверждающего себя с помощью унижения другого. Это вторжение стихийных стимулов является большой проблемой современного воспитания молодежи.

Нравственность и мораль

Нравственность следует отличать от морали. Если под нравственностью понимается явление, характерное для любого человеческого (ученые утверждают, что не только для человеческого) общества, то мораль носит, скорее, частный характер. Мораль у каждого своя. Она проявляется в наборе правил, навязываемых данным социумом. Человек, воспринимающий моральные нормы социума как свои, становится естественной частью данного сообщества.

Если применить образные сравнения, то нравственность подобна дому, в котором живет данное общество. Дом этот наполняется моралью, то есть совокупностью принципов, правил, традиций и запретов.

Мораль делится на 2 части: первичную и вторичную. Первичной является мораль, сформированная народом. Она закрепляется только в механизмах одобрения или неодобрения обществом поступков людей. К этой же категории можно отнести и моральные правила, закрепленные в религиозных канонах.

Вторичная мораль проявляется в законах, принимаемых на государственном уровне. Законы закрепляют и развивают те нормы, которые тысячелетиями являлись принципами и правилами функционирования различных сообществ.

Нравственность

Нравственность в культуре

Термин «культура» имеет двойное значение. Если говорить о культуре поведения, то это стандарт норм, принятых в обществе. В этом случае культура становится синонимом этики. Однако чаще всего культуру ассоциируют с искусством, в том числе народным.

Культура народа воплощается в песнях, танцах, особой стилистике одежды, фольклоре, живописи и других художественных изделиях. Значение такой культуры для воспитания нравственного человека трудно переоценить. Она воспитывает чувство гордости за свой народ, желание принадлежать к этому сообществу, быть ему верным защитником.

Современная нравственность и религия

Любая религия представляет собой свод моральных правил, когда-то сформированных народом, жившим в специфических природных условиях. Ислам — это идеология кочевников аридной зоны. Христианство отражает менталитет оседлых земледельцев Ближнего Востока и Европы. Буддизм порожден особенностями культуры народов Южной Азии. Все эти религии сходны в одном — они воспитывают моральные качества.

В современном обществе преобладают научные знания. Однако религии при этом не вымирают. Объясняется такой феномен просто: религии объединяют и воспитывают людей. Они дают человеку чувство принадлежности к обществу единомышленников. Эта принадлежность требует от человека обратной отдачи: он в своем поведении должен соответствовать моральным нормам данной религиозной культуры.

Есть ли связь между нравственностью и духовностью человека

Духовность принято ассоциировать с религиозностью, потому что в религии основной ценностью является душа. Однако сейчас духовность рассматривается в науке как источник творчества и самоактуализации, то есть стремления к максимальному раскрытию своих возможностей.

Духовность противопоставляется материальному миру и меркантильным устремлениям. В примитивном варианте определения духовность можно рассматривать как преобладание потребностей души над потребностями тела.

Одухотворенный человек заведомо нравственен. Это утверждение основано на том, что безнравственность зиждется на преобладании телесных потребностей над духовными. Как каждое категоричное суждение, это правило носит условный характер. Однако любое нравственное воспитание способствует, прежде всего, развитию духовного начала в человеке. Так что нравственность и духовность — это явления, находящиеся в тесной взаимосвязи друг с другом. Духовность — это высокая нравственность, способствующая преобладанию самоограничения над внешними ограничениями.

Нравственность

Воспитание нравственности

Любой человек, живущий в обществе, постоянно находится под воздействием нравственного воспитания. Он видит перед собой пример поведения других людей. Его поступки одобряются или осуждаются другими людьми. И это тоже воспитание.

Во время войны, когда дети становились беспризорниками и собирались в обособленные группировки, возникала большая проблема борьбы с бандитизмом малолетних преступников. Детские банды были страшней взрослых. Они отличались особой жестокостью и дерзостью. Причина состояла в том, что дети не проходили период воспитания взрослыми.

Планомерное и организованное нравственное воспитание необходимо всегда. Люди любого возраста, образования и положения нуждаются в корректирующем воздействии общества. Только при этом условии возможна социальная эволюция людей.

Читайте также: