Психологические эксперименты: что это, основные виды

Психологические эксперименты ставятся в рамках научного исследования. Специалист вмешивается в жизнь испытуемого, получая интересующую его информацию. При этом ученый целенаправленно создает благоприятную для исследования ситуацию, полностью контролируя ее и внося необходимые корректировки.

Что такое эксперимент в психологии?

Психологический эксперимент — это своеобразный опыт, который позволяет получить новые знания и информацию о мотивах поведения людей, особенностях их психики, впоследствии зарегистрировав свои наблюдения. Иногда он включает и другие методы исследования — тестирование, опросы. В роли исследователя может выступать как профессионал, так и человек без специального образования.

Отличительные черты эксперимента:

  • возможность практически полного изменения некоторых переменных факторов;
  • контроль над ситуацией, отсутствие неожиданного развития событий;
  • выбор точки отсчета;
  • допустимость повторного исследования.

Подобные опыты позволяют искусственно вызвать какую-либо психическую реакцию со стороны человека, определить зависимость изучаемого явления от внешних изменяемых условий.

Виды научных экспериментов

Классификация проводится на основе выбранных для проведения исследования критериев. Постановка эксперимента включает его мысленное или теоретическое представление, которое затем находит практическое воплощение.

Лабораторный

Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных искусственных условиях, он требует наличия соответствующего оборудования и технических приспособлений. Недостатком этого способа является его искусственный характер, способствующий искажению естественных психических реакций и заставляющий исследователя делать порой ошибочные выводы. Избежать этого можно, правильно организовав исследовательский процесс.

Естественный

Естественный эксперимент подразумевает простое наблюдение за объектом исследования. Он проводится в привычных для человека условиях, когда тот даже не догадывается, что происходит. Благодаря этому испытуемый заранее освобождается от любого эмоционального напряжения, не имея возможности изменить свою ответную реакцию на те или иные действия.

Исследователь может не только наблюдать за испытуемым, но и проводить с ним беседу. Естественное исследование позволяет сделать лишь общие выводы о деятельности человека, в то время, как некоторые более мелкие детали и нюансы могут остаться невыявленными.

Формирующий

Формирующий научный эксперимент позволяет сделать выводы об особенностях мыслительного процесса человека, включающего память, восприятие и многое другое. Он является частью педагогической работы, помогает учащимся выработать некоторые навыки и умения.

Если поставленный результат достигнут, то эксперимент можно считать удавшимся. В отличие от него, констатирующий эксперимент не формирует новые связи, а подтверждает их наличие как составляющей человеческой психики. Формирование — длительный процесс, требующий усилий самого человека и его стремления к самосовершенствованию.

Явный

В этом случае испытуемые знают, о том, что стали участниками исследования. Им заранее рассказывают о том, каковы основные цели и задачи эксперимента.

Промежуточный

К промежуточным относятся модельные исследования с искусственно созданными условиями для изучения. При этом изучаемые объекты и ситуации могут подвергаться изменениям. Впоследствии результаты промежуточного и основного опытов сравнивают друг с другом — это помогает устранить ошибки и неточности.

Скрытый

При проведении скрытого исследования подопытные не знают не только о целях проекта, но и самом факте его существования. Такие меры принимаются для чистоты эксперимента и снижения погрешности результатов. Этот метод нередко используется при работе с детской аудиторией, так как дети склонны замыкаться в себе, менять свое поведение, когда узнают о том, что участвуют в исследовании.

Вспомогательные методы

Методика эксперимента включает вспомогательные или дополнительные способы исследования. Это:

  1. Анкетирование — самый удобный и малозатратный способ получения информации, позволяющий сохранить анонимность, и по этой причине помогающий собрать более правдивые сведения среди немногочисленных групп людей. Анкета должна содержать точные и понятные вопросы, легкие для восприятия.
  2. Беседа — метод, используемый многими руководителями, принимающими решение о приеме человека на работу. Диалог позволяет выявить профессиональную компетенцию собеседника, его мотивацию. Специалисту необходимо заранее продумать ход беседы, ее содержание, при этом разговор должен быть как можно более непринужденным, запрещается использовать внушение и подсказки.
  3. Опросы в письменной или устной (интервью) формах.
  4. Биографический способ помогает выявить обстоятельства, оказавшие влияние на формирование личности человека, становление его жизненного пути, социализацию. Кроме анализа текущих событий в жизни индивида, составляется прогноз ситуаций, которые могут возникнуть в будущем. Биография раскрывает стиль жизни человека, способы его адаптации к жизни в социуме.
  5. Изучение результатов профессиональной деятельности.

Организация психологического эксперимента

Каждый исследователь должен знать, как провести эксперимент и получить необходимые ему сведения. Для начала ученый должен установить доверительные отношения с испытуемыми. Последним нужно предоставить для изучения простую и четко изложенную инструкцию с подробным описанием действий, которые они должны будут выполнить.

Методология эксперимента включает:

  • выявление проблемы, выдвижение некой гипотезы;
  • получение необходимой информации из документальных источников, ее анализ, составление библиографических списков, определение базовых терминов;
  • выбор таких инструментов для проведения экспериментальной работы, которые позволяют воздействовать на зависимые переменные и фиксировать изменения, происходящие с независимыми;
  • отбор и формирование групп испытуемых;
  • начало экспериментальной работы или первичную диагностику;
  • сбор полученных данных, их статистическую обработку;
  • анализ результатов исследования, их интерпретацию, подведение итогов и составление выводов с их последующей публикацией в научной статье, отчете или монографии.

Некоторые сложности вызывает формирование выборки. Исследователю необходимо точно определить, сколько испытуемых будет участвовать, определить состав такой аудитории. При проведении некоторых простых или однофакторных исследований отбираются 2 группы участников — контрольная и экспериментальная. Сложность такого отбора заключается в высокой вероятности возникновения систематических ошибок.

Во время проведения экспериментальной работы исследователь прибегает к различным методам контроля:

  1. Исключения.
  2. Выравнивания условий.
  3. Рандомизация.

Порой некоторые дополнительные переменные, влияющие на выборку, можно исключить. Выбранная в качестве основной гипотеза перепроверяется на разных людях и в различных местах.

Чем отличается опыт от эксперимента?

Отвечая на вопрос, чем отличается опыт от эксперимента, следует дать определение каждому термину. Опыт — это научный процесс, целью которого является опровержение или подтверждение какой-либо гипотезы и последующее закрепление теории на практике. Опыт всегда проводится на строго ограниченной территории. Под экспериментом понимается управляемое исследование, направленное на подтверждение выдвинутой гипотезы, при этом ученый может взаимодействовать с объектом изучения и направлять его.

Экспериментальная работа проводится впервые, а опыт выполняется при условии заранее установленного результата. Опыт порой ставится спонтанно, без какой-либо цели, при этом ученый никогда точно не знает, к чему приведет его исследование — он может готовиться к любому исходу событий. Опыты проводятся единожды, а эксперименты могут повторяться неограниченное количество раз.

Известные психологические эксперименты

Экспериментальные работы в области психологии всегда привлекали внимание публики. Проблема состоит в том, что многие из них нельзя назвать гуманными. Вмешиваясь в жизнь людей, некоторые исследователи забывают об этической стороне вопроса.

Антигуманное экспериментальное исследование было проведено социальным психологом Милгрэмом в 1963 г. Ученый хотел выяснить, могут ли отдельные индивиды причинить вред невинным людям при условии, что это входит в список их должностных обязанностей. В исследовании принимали участие сам экспериментатор и испытуемые, разделенные на 2 группы, — «учителей» и «учеников». При этом в роли «учеников» выступали актеры, заранее проинформированные о ходе исследования.

«Учителя» должны были проверять, насколько хорошо «ученики» запоминают слова, предложенные для изучения. Если «ученик» давал ошибочный ответ, «учитель» должен был наказать его, производя удары током, а при повторной ошибке увеличивая силу разряда.

Результаты оказались шокирующими: «учителя» не смогли противостоять своему непосредственному начальнику — исследователю, в точности выполняя все его приказы и доводя пытки до конца, несмотря на явные страдания «учеников». Это являлось прямым доказательством тому, что люди охотно подчиняются авторитетам, выполняя их указания даже в том случае, если они причиняют им моральные страдания и противоречат собственным нравственным убеждениям.

Похожее исследование было проведено в Стэнфордской тюрьме. Участниками эксперимента стали мужчины, поделенные на 2 группы, — первые выполняли роль «заключенных», а вторые — «охранников». Через некоторое время у «охранников» начали проявляться садистские наклонности, а «заключенные» подверглись сильнейшей травле и унижениям. Исследование принудительно остановили через неделю, так как оно начало выходить из-под контроля.

Читайте также: