ЗПР: что это, причины, диагностика, лечение

Выявление ЗПР у детей требует проведения коррекционных мероприятий, чтобы помочь им адаптироваться в школьной среде, научить самостоятельно организовать свой учебный процесс. При своевременно поставленном диагнозе и необходимом лечении ребенок может стать полноценным членом общества.

Что такое ЗПР у детей

Задержка созревания психики является обратимым отклонением в формировании интеллекта, воли и эмоциональной сферы. Дети с ЗПР не могут выполнить заданий, требующих точности действий, кропотливости, умственного напряжения, опоры на образное мышление. От сверстников маленькие больные отличаются скудностью словарного запаса, появлением трудностей при письме, счете, при попытках описать предмет/картину, установить контакт с новым человеком.

Причины возникновения задержки психического развития

Отклонение в темпе развития психо-эмоциональный сферы может возникнуть под влиянием биологических или социальных факторов. К биологическим причинам заболевания относят:

  • патологии беременности, спровоцированные инфекционными заболеваниями, тяжелым токсикозом матери;
  • резус-конфликт матери и ребенка;
  • недоношенность;
  • родовые травмы;
  • гипоксию плода;
  • соматические патологии и нейроинфекции у грудничков.

Нарушение интеллектуального развития и сенсорного восприятия окружающего мира часто регистрируется у детей, имеющих выраженные дефекты слуха, зрения или речи. Заболевание имеет наследственный характер.

Психосоциальные причины связаны с принципами, выбранными родителями для воспитания и развития ребенка, в их числе:

  1. Дефицит внимания и опеки. Родители не занимаются развитием ребенка, формированием у него знаний о социальных нормах или правилах, стимуляцией его мыслительной или творческой деятельности. У такого ребенка отсутствует интерес к обучению, он сложно идет на контакт со сверстниками. К группе риска относят неблагополучные семьи.
  2. Чрезмерная опека. Попытки устранить с пути ребенка все трудности и опасности не позволяют ему сформировать силу воли, научиться самостоятельности, делают его зависимым от действий взрослых.
  3. Авторитарное поведение. Агрессивное отношение, наказание за каждый промах или неудачу формируют у ребенка страх, неврозы. Постепенно он вырабатывает тактику уклонения от выполнения задачи, чтобы исключить вероятность ошибки.
  4. Ограничение общения со сверстниками. Отсутствие навыков общения с людьми, не входящими в число членов семьи, ограничивает возможность обучения. Замкнутость и пугливость отрицательно сказываются на эмоционально-волевой сфере ребенка.

Задержка психического развития

Основные симптомы

Отклонения в интеллектуальном развитии имеют слабовыраженный характер, но нарушения регистрируются во всех процессах:

  1. Восприятие. Ребенок испытывает затруднения при формировании целого образа, он ориентируется на зрительное восприятие, но анализ полученной информации фрагментарен и неточен.
  2. Внимание. Отличается поверхностностью и неустойчивостью, концентрация на одном предмете достигается с трудом. Распределение внимания, оценка значимости стимула развиты слабо.
  3. Память. Слабая избирательность и фрагментарность запоминания информации на фоне низкого уровня самоконтроля при заучивании материала провоцируют снижение познавательной активности, утрату стимула к применению приемов запоминания.
  4. Мышление. Дети с задержкой психического развития испытывают трудности с образным мышлением, что связано с искажением восприятия. Абстрактно-логическое мышление не развито, анализ ситуации и синтез информационного материала ребенок может выполнить только с помощью взрослого.
  5. Речь. Этот критерий развития детей позволяет выявить скудность словарного запаса, нарушения произношения звуков, составления грамотных предложений. Письменная речь сопровождается большим количеством ошибок, написанием букв в зеркальном отражении, некрасивым почерком.

Личностная сфера отличается чрезмерной подвижностью, отсутствием инициативы. Ребенок с ЗПР тяжело адаптируется в новой обстановке, не идет на контакт с незнакомыми людьми, поэтому предпочитает играть в одиночку, замыкается. Игры у таких детей однообразны, полет фантазии не наблюдается. Маленькие пациенты из-за недостаточного развития мелкой моторики часто неуклюжи, что дополнительно осложняет их социальную адаптацию.

Чем отличается задержка психического развития от умственной отсталости

Задержка развития ребенка является обратимым нарушением, при условии своевременного проведения коррекционных мероприятий ребенок догоняет в интеллектуальном развитии сверстников.

Умственная отсталость провоцируется необратимым поражением мозга, от социальных факторов не зависит. Восприятие у таких детей позволяет концентрировать внимание не более чем на 3 объектах, игровая деятельность ограничивается практическим применением предмета без включения в процесс фантазии.

Виды ЗПР

Среди различных способов классификации заболевания большей распространенностью пользуется вариант, предложенный Лебединской, делящей задержку развития на 4 группы:

  1. Конституционную. Причиной является низкая скорость созревания нервной системы. Ребенок ведет себя непосредственно, имеет недостаточный объем внимания и памяти, что выделяет его среди сверстников. В школьном возрасте игровая деятельность преобладает над учебной, волевая сфера слабо развита.
  2. Соматогенную. Причиной считаются перенесенные соматические патологии в раннем возрасте, замедлившие скорость созревания нервной системы. В список заболеваний, способных спровоцировать развитие задержки, входит почечная недостаточность, пневмония. При составлении психологической характеристики детей из этой группы у пациентов отмечают поверхностность внимания, низкий уровень трудовых навыков, недостаточно развитое умение запоминать, наличие астенического синдрома, заторможенность или гиперактивность.
  3. Психогенную. Причиной является неблагоприятная социальная среда, окружающая ребенка. Жестокое отношение, отсутствие внимания способствуют импульсивности, развитию неврозов, психической нестабильности, формированию навыка избегать ответственности и проявления инициативы.
  4. Церебрально-органическую. Провоцируется первичным легким поражением мозга. Отклонения способствуют появлению нарушений в познавательной или эмоционально-волевой сфере. Ребенок не проявляет эмоций, имеет скудное воображение, легко поддается внушению.

Задержка психического развития

Диагностика заболевания

Поставить диагноз можно только на основании заключения медицинской комиссии, в которую входят психолог, логопед, невролог, педиатр. При задержке психического развития в дошкольном возрасте оцениваются поведение ребенка и его работа в детском саду, условия жизни, тактика воспитания, история заболеваний. Дополнительно может потребоваться обследование у педиатра или невролога с направлением маленького пациента:

  • на компьютерную томограмму мозга;
  • на магнитно-резонансную томограмму мозга.

Осложнения и последствия

При отсутствии своевременной диагностики задержки созревания психики низкий уровень внимания, памяти, познавательной активности не позволяет школьнику с таким диагнозом качественно усваивать материал, устанавливать контакт со сверстниками.

Отклонения в поведении и слабое усвоение материала на фоне замкнутости могут стать причиной частых конфликтных ситуаций, развития неврозов у ребенка, стойкого нежелания продолжать учебный процесс.

Лечение и коррекция

Выбор метода терапии зависит от вида патологии. При развитии заболевания под влиянием биологических причин лечение предусматривает назначение необходимых лекарственных средств, курсовые сеансы физиотерапии. При назначении медикаментов врач учитывает тяжесть поражения нервной системы, наличие сопутствующих соматических заболеваний.

Обучение детей с ЗПР, находящихся под постоянным врачебным наблюдением, должно проводиться в условиях стационара и санатория. Посещение школы для детей с задержкой развития разрешается при отсутствии необходимости в специальном уходе и с соблюдением всех предписаний лечащего врача.

Терапия патологии, спровоцированной психосоциальными факторами, требует относиться к ЗПР как крайнему варианту нормы. Ребенку для того, чтобы догнать сверстников в интеллектуальном развитии, рекомендуется посещать специализированные группы при образовательном учреждении, где при подаче учебного материала учитываются особенности его восприятия и памяти. Коррекционный педагог при работе с детьми с ЗПР обеспечивает:

  • дозированную подачу информации с частой сменой видов деятельности;
  • многократное повторение сложного материала для его качественного запоминания;
  • использование большого количества наглядных пособий;
  • использование индивидуального подхода к каждому ребенку;
  • проведение уроков в форме игры, чтобы повысить интерес ученика к предмету.

Нормализация эмоциональной сферы выполняется на занятиях с детским психологом. Эффективными методиками считаются развивающие игры и художественная терапия. Стимуляция творческих способностей дошкольников с ЗПР помогает им контролировать собственное поведение, учиться устанавливать контакт со сверстниками и взрослыми, выражать эмоции и мысли. Умение выражать мысли и эмоции позволяет ребенку решать многоплановые задачи, проявлять фантазию и инициативу.

Если проблемы с развитием вызваны дефектами речи, то занятия с психологом дополняются коррекционными мероприятиями под контролем логопеда.

При проблемах интеллектуального развития, связанных с особенностью семейного воспитания, врача должен посещать сам маленький пациент и его родители. В беседах с членами семьи психолог помогает определить ошибки, допущенные в воспитании, найти корректный и безболезненный способ их устранения.

Задержка психического развития

Прогноз и профилактика ЗПР

Медленное психическое развитие влияет на обучаемость ребенка, но не исключает его. При проведении коррекционных мероприятий все необходимые знания и умения могут быть усвоены, а в школьном возрасте дети имеют возможность качественного и самостоятельного обучения с дальнейшим поступлением даже в вузы.

Профилактика заболевания предусматривает тщательное планирование беременности, отказ от злоупотребления алкоголем, курения и бесконтрольного приема лекарственных средств в этот период. В раннем возрасте ребенку необходимо своевременно посещать педиатра для проведения профилактических осмотров, качественного лечения инфекционных и соматических заболеваний.

Появление любых признаков отставания в психомоторном развитии требует немедленного обращения за медицинской помощью с целью проведения обследования и назначения необходимых коррекционных мероприятий.

Правила воспитания ребенка с ЗПР

К ребенку с таким диагнозом не нужно относиться с жалостью, его состояние временное, требующее только внимания и коррекции. При воспитании детей с ЗПР необходимо учитывать, что своевременность проведения лечебных мероприятий определяет их эффективность. Попытки игнорировать проблему возвращаются усугублением состояния, присоединением неврозов, развитием замкнутости.

Обучение таких детей в коррекционных классах или специализированных школах помогает им качественно усваивать материал благодаря вниманию к их индивидуальным особенностям, поэтому не нужно отказываться от рекомендаций врача перевести ребенка из общего класса. Диагноз не влияет на дальнейшую жизнь и карьеру пациента.

Родителям необходимо обращаться за помощью к психологу, неврологу, логопеду, чтобы устранить имеющиеся дефекты. Дома ребенку необходимо большое количество внимания в виде дидактических игр, способствующих развитию памяти и логики. Подобрать наиболее эффективные приемы развития помогает лечащий врач.

Подробнее читайте тут

Читайте также: