Виды и причины афазий
Афазия относится к неврологическим патологиям, при которых нарушается речь, но отсутствуют расстройства артикуляционного аппарата и слуха. Причины афазии кроются в нарушении мозгового кровообращения при инсультах, травмах, наличии опухолей и органических поражениях головного мозга. Отличительной чертой патологии является полное сохранение интеллекта и отсутствие нарушений речи в прошлом.
Афазия относится к приобретенным заболеваниям. В медицинской практике принято выделять несколько разновидностей отклонения, которые группируются в три основные категории:
- частичное нарушение, при котором теряется возможность произносить названия определенных вещей (например, человек видит предмет, понимает его предназначение, но потеряна способность его назвать);
- экспрессивное нарушение при котором теряется возможность воспроизводить речь (человек все понимает, но сказать не может);
- импрессивное нарушение, при котором идет потеря способности понимать обращенную речь.
Разновидность афазии определяется тем участком головного мозга, в котором произошли изменения. Например, эфферентная моторная афазия — это патология экспрессивной речи (воспроизведения в целом), а амнестическая — нарушение воспроизведения отдельных названий.
Содержание
Сенсорная афазия
Сенсорная афазия включает два типа:
- Чистый — наблюдается в случае поражения центра Вернике. Это задняя часть височной извилины доминирующего полушария. Пациент слышит обращенную к нему речь, но воспринимает ее нечленораздельно. Происходит искаженное восприятие звуков. В тяжелых случаях человек при сохраненном слухе полностью утрачивает способность понимать речь и выполнять простейшие просьбы. При легкой степени нарушается восприятие похожих по звучанию слов (например, «пенёк-денёк»).
Человек не способен правильно написать слова, поскольку он будет заменять буквы; не может воспринимать смысл текста. Особенностью больных сенсорной афазией является то, что они сами не дают себе отчета в наличии проблемы. Им кажется, что они правильно произносят слова и строят речевые конструкции, а это окружающие их не понимают.
- Семантический — при этом типе заболевания нарушения происходят в нижней части теменной зоны доминирующего полушария. Речь понимается правильно, слова произносятся без искажения, но нарушается логическая связь. Такому больному сложно понимать словосочетания, которые употребляются в переносном значении, невозможно отличить пространственные понятия. Человек способен прочитать текст, но не в силах его пересказать.
Моторная афазия
Афазия Брока относится к тяжелым нарушениям, при котором поражается левая лобная доля мозга. Это чревато последствиями, при которых изменения происходят не только в речевом аппарате. Чаще всего встречается у взрослого человека после перенесенных черепно-мозговых травм или инсульта. Но может наблюдаться и у детей, причем протекать у них может как в легкой, так и тяжелой форме.
Существуют такие виды афазий Брока:
- кинестетическая — затрагивает теменную зону полушария, которая отвечает за речевой аппарат. Относится к легким формам. Человек понимает чужую и собственную речь, но его произношение носит беглый характер без пауз. Если возникают затруднения в произношении определенных слов, он может их заменять другими;
- эфферентная — для нее характерны наличие в разговоре неправильных грамматических оборотов и бессвязных фраз. Человек с такой патологией старается больше молчать. Его речь практически не содержит глаголов и характеризуется длительными паузами. Эфферентная моторная афазия затрудняет чтение и письмо, но обучение возможно при помощи подсказок. Пациент может нормально анализировать свою и чужую речь;
- сенсорно-моторная — ее причиной является поражение крупных сосудов (например, мозговой артерии при инфаркте). Это тяжелая форма заболевания, при которой нарушается фонематический слух, речь, инициация;
- динамическая — характеризуется отсутствием эмоциональной окраски речи. Больной разговаривает медленно, монотонно и невнятно;
- грубая — является осложнением тотальной формы афазии. При ней присутствуют тяжелые отклонения, вплоть до полной потери речи и замены слов мычанием.
Амнестическая афазия
Данное отклонение характерно в случае поражения нижней доли височной области доминирующего полушария. Название говорит само за себя: человеку трудно вспомнить название предмета, хотя хорошо при этом понимает его предназначение. Пример: он видит тарелку, знает, что из нее едят, но произнести название не может. Если помощник даст ему подсказку, то больной способен повторить слово, но в дальнейшем — снова забывает. Для речевых конструкций характерно отсутствие числительных и обилие глаголов. Читать и писать человек способен, как и раньше. Чаще всего причинами амнестической афазии становятся инсульты, органические поражения мозга и злокачественные опухоли.
Условно амнестическую афазию можно разделить на два типа:
- акустико-мнестическую, при которой повреждается связь между памятью и слухом. В разговорной речи больной пропускает существительные, заменяет слова, разговор ведет медленно, без интонаций;
- оптико-мнестическую, для которой характерно нарушение связи между зрением и центром памяти. Речь такого человека беглая, но в ней много замен понятий.
В чистом виде эти два типа афазий встречаются редко, чаще всего идет сочетание разных.
Смешанная афазия
В практике неврологов чаще всего встречаются пациенты со смешанными видами афазий. Симптомы моторной могут накладываться на признаки сенсорной, делая диагностику затруднительной.
К смешанным формам афазий относят:
- эфферентно-моторную с сенсорной;
- афферентно-моторную с сенсорной;
- тотальную.
Последняя форма заболевания является самой тяжелой, поскольку у больного полностью разрушается речевой аппарат. Ее можно наблюдать при обширных инсультах. Человек плохо понимает чужую речь, не может воспроизводить слова сам, наблюдаются сложности в чтении и на письме.
Диагностика афазий
Невролог или афазиолог может предложить человеку пройти несколько несложных тестов, чтобы определить наличие и степень нарушений. К методам диагностики относятся:
- просьба к пациенту рассказать о себе;
- просьба повторить за специалистом ряд похожих по звучанию слов;
- просьба перечислить дни недели, месяцы в году;
- ответы на простые вопросы (назвать предметы, дать определение явлениям);
- анализ возможности выполнить несложные просьбы;
- чтение текста;
- диктант;
- анализ понимания грамматических конструкций, смысла пословиц.
Как дополнительные методы диагностики применяются энцефалография, магнитно-резонансная томография, ангиография.
По результатам таких простых тестов специалисту несложно поставить правильный диагноз и подобрать способы восстановления.