Психические заболевания у детей: есть ли будущее у малышей с отклонениями?
Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым и счастливым. Взрослые уделяют много внимания воспитанию, физическому развитию детей, часто забывая о важности эмоционального роста. Некоторые психические заболевания опасны тем, что не всегда выдают себя на первых этапах. Как же их распознать, чтобы вовремя начать лечение? Какие факторы располагают к возникновению психического недуга?
Содержание
Типы отклонений
Психические отклонения у детей – заболевания, возникающие вследствие нарушения развития психики. Это могут быть легкие отклонения, которые хорошо поддаются корректировке, а могут быть и серьезные недуги, которые сильно ограничивают жизнь малыша. Тяжесть, течение болезни и её обратимость во многом зависят от возраста ребенка и этапа, на котором обнаружили отклонение.
Часто психический недуг у ребенка остается неизлеченным, потому что родители боятся отвести малыша к специалисту. Многие отклонения подразумевают постановку на учет к психиатру, длительное лечение и некоторые жизненные ограничения, что очень пугает родителей, они могут это считать своеобразным «клеймом» на жизни своего чада. Но именно такое игнорирование проблемы является самой большой ошибкой, ведь чем скорей обнаружится заболевание, тем ощутимей будет лечебный эффект.
Список заболеваний, которые являются нарушениями психики, небольшой, он состоит из 4 классов отклонений. Но каждый класс подразумевает под собой различные варианты течения этих недугов, их причин и симптоматики.
Психические заболевания, которые возникают у детей:
- умственная отсталость или олигофрения;
- задержка психического развития или ЗПР;
- синдром дефицита внимания;
- ранний детский аутизм.
Олигофрения
Олигофрения – отставание ребенка в психическом и умственном развитии. По статистике в мире от олигофрении страдает до 3% всего населения, в основном это легкая или умеренная степень отсталости. Основные симптомы заболевания:
- ограниченный словарный запас, прерывистая речь, часто с дефектами;
- снижение интеллекта (чаще всего IQ от 50 до 69);
- сложности с концентрацией внимания;
- трудности в обучении;
- высокая внушаемость, доверчивость. Многие зависимы от взрослых.
Различают четыре степени умственной отсталости: легкая (IQ 50-70), умеренная (IQ 35-49), тяжелая (IQ 20-34), глубокая (IQ менее 20). Для каждой степени характерен свой уровень интеллектуального и физического развития. Легкая отсталость проявляется в виде ограниченного кругозора, трудностей в обучении, при этом многие больные осознают свой недуг, пытаются скрыть его от окружающих. Больные с другими уровнями развития часто не осознают свою проблему, неспособны к обучению. При тяжелой и глубокой степени отсталости дети не в состоянии ухаживать за собой сами, им необходимо пристальное внимание и забота взрослых. Некоторые страдают сопутствующими психическими нарушениями, не владеют речью, неспособны узнавать людей, распознавать объекты.
Причины, которые вызывают олигофрению: генетический фактор, различные заболевания, перенесенные матерью во время беременности, её алкогольная или наркотическая зависимость, роды с осложнениями, тяжелые инфекционные заболевания, перенесенные малышом в первые годы жизни.
Сама олигофрения у детей является скорее не заболеванием, а состоянием, поэтому как таковых методов лечения отсталости не существует. Все, что можно сделать до появления малыша – вести правильный образ жизни, принимать витамины, повышать иммунитет матери для предотвращения возникновения инфекций. Это своеобразная профилактика отклонения у плода, но и она не всегда гарантирует рождение здорового малыша, ведь такие факторы, как генетические ошибки, невозможно предугадать и предотвратить. Если малыш уже родился с отсталостью, то можно на всех этапах его взросления заниматься по особым методикам, водить в реабилитационные центры развития, где специалисты с навыками общения с такими детьми воспитывают их и прививают им навыки, необходимые для поддержания нормального жизнеобеспечения.
Задержка развития
Задержка психического развития или ЗПР – заболевание, название которого полностью отражает его симптомы. У детей с ЗПР наблюдается отсталость в психическом развитии, они инфантильны, часто несамостоятельны, у некоторых отмечается отсталость в развитии интеллектуальных навыков, связанных с моторикой и познавательной деятельностью, например, чтение, речь, счет, письмо. Заболевание отличается от умственной отсталости тем, что симптоматика не всегда тяжелая, при должной корректировке эти малыши хорошо поддаются обучению.
Ранняя диагностика ЗПР обеспечивает хорошие результаты при корректировке поведения. Ей поддаются инфантильность, которая к периоду взросления может полностью сглаживаться, а также способности к обучению. Если отвести ребенка в специальную группу в детском саду и школе, то можно ожидать существенных успехов в развитии. В этих группах с детьми занимаются логопеды, дефектологи, педагоги, специализирующиеся на малышах с задержкой развития. К ним применяется особый подход в общении и обучении, различные игры и методики, направленные на психокоррекцию.
Синдром дефицита внимания
Синдром дефицита внимания у детей диагностируется намного чаще, чем другие психические заболевания. Оно характеризуется неспособностью концентрировать внимание на чем-либо, гиперактивностью, слабым контролем над своим поведением.
Симптомы заболевания ярко выражены, распознать недуг можно до их проявления. У ребенка возможен синдром дефицита внимания, если он:
- взбудораженный, легковозбудимый;
- быстро отвлекается от дел, не может сконцентрироваться на конкретном занятии;
- часто перебивает взрослых и других детей, пытается стать первым участником во всех играх, на уроках, не дожидаясь своей очереди;
- рассеянный;
- много и без остановки болтает;
- хочет участвовать во всех играх, даже в тех, что являются заведомо опасными;
- не может посвятить даже короткий промежуток времени одному занятию.
Синдром дефицита внимания у детей является следствием таких факторов, как: генетическая предрасположенность, различные повреждения мозга, болезни ЦНС.
На первый взгляд может показаться, что этот синдром и сопутствующие психические отклонения легко излечить, но на деле они достаточно трудно корректируются. С возрастом возможно снижение гиперактивности, но до конца избавиться от последствий синдрома удается редко. Но стоит помнить, что с любыми прогнозами недуг должен лечиться. При игнорировании синдрома взрослые люди с пережитым дефицитом внимания становятся грубыми, зависимыми от пагубных привычек, плохо уживаются с людьми, часто не в состоянии сохранять гармоничные отношения в семье.
Для корректировки поведения применяются различные методики и направления. Это может быть медикаментозное лечение, особая диета, занятия с взрослыми, направленные на снижение психических проявлений недуга.
Ранний детский аутизм
Аутизм – сложное отклонение в развитии, которое достаточно редко встречается. Симптомы недуга не всегда заметны сразу, иногда их списывают на особенности возрастного периода, считая, что все пройдет, как только ребенок начнет взрослеть. У детей с аутизмом наблюдаются трудности в установлении контакта с людьми, понимания как их, так и своих эмоций, тяга к одиночеству, сложности в выражении своего эмоционального состояния и чувств. Они часто сопротивляются при появлении чего-то нового, не желают менять свой привычный распорядок дня, уклад жизни и окружение. Иногда даже привычные дела, например, стрижка в парикмахерской, являются для них травмирующим событием. У многих детей наблюдаются трудности в освоении речи из-за того, что они пытаются избегать речевого контакта. Часто малыши не обращаются даже за жизненно необходимой помощью, так как это предполагает речевое взаимодействие с другими людьми. Из-за недоразвитости коммуникативных навыков у них возникают проблемы в освоении таких правил речи, как правильный подбор местоимений, падежей, времен.
Аутизм остается до конца неизученным расстройством, часто тяжело определить причину его возникновения. Ученые полагают, что отклонение связано с нарушением развития ЦНС. Психические нарушения, вызванные аутизмом, можно корректировать, но для этого необходимы опытные специалисты, способные установить контакт с таким ребенком. Занятия должны проводиться одновременно по всем направлениям: психика, поведение, речевое развитие. Необходимо подключать к реабилитации психотерапевтов, дефектологов, логопедов. Эти специалисты будут развивать речевые навыки малыша, моторику, коммуникативные навыки, способность контролировать и понимать свои и чужие чувства.
Детские психические расстройства – заболевания, которые хоть и тяжело поддаются корректировке, но все же нуждаются в лечении. Вся ответственность за целостное и здоровое развитие малыша лежит на родителях и окружающих взрослых, ведь даже здоровые дети не всегда могут понять свои чувства, справиться с проблемами. С каждым годом люди во всем мире становятся более терпимыми и толерантными, создаются различные программы и группы для людей с ограничениями. При своевременной коррекции поведения развивающими занятиями даже малыш с психическим заболеванием сможет занять свое важное место в обществе.