Причины эхолалии в детской речи. Коррекция эхолалии у детей и взрослых

Эхолалия – это речевое поведение, выражающееся в автоматическом повторении услышанных слов или фраз. Чаще встречается у детей, но может наблюдаться и у взрослых.

В раннем детском возрасте (до 3-4 лет) такое речевое поведение может быть нормой. Ребенок повторяет слова и фразы, чтобы попрактиковаться в произнесении звуков, освоить навыки социальной речи. В более позднем возрасте эхолалия является симптомом какой-либо патологии.

К понятию эхолалия также близко понятие палилалия – навязчивое повторение собственных слов. В специальной литературе палилалия иногда называют аутоэхолалией.

При каких заболеваниях и патологиях бывает эхолалия

Существует ряд заболеваний и патологических состояний, которые могут стать причиной эхолалии.

Эхолалия у детей старше трех лет и взрослых может быть симптомом следующих заболеваний:

  • аутизм (кстати, для ребенка, у которого диагностировали аутизм, эхолалия и палилалия могут быть благоприятными признаками, свидетельствующими о том, что этот ребенок обрабатывает речевую информацию, пусть и не таким способом, как обычные дети);
  • синдром Туретта (расстройство ЦНС, которое характеризуется множественными двигательными тиками, для этого синдрома также характерна палилалия – многократное повторение одного слова);
  • кататоническая шизофрения;
  • умственная отсталость;
  • синдром Андреаса Ретта (тяжелое генетическое заболевание, встречающееся в основном у девочек);
  • болезнь Пика (тяжелое заболевание, возникающее у пожилых людей и сопровождающееся полным распадом личности; для него характерны также палилалия и двигательные стереотипии).;
  • дисфазия;
  • поражение лобных отделов головного мозга.

Виды эхолалии

Специалисты выделяют немедленную и отсроченную (отложенную) эхолалию.

Немедленная эхолалия

При этой форме эхолалии человек повторяет только что услышанное слово или фразу. Например, на вопрос «Хочешь котлету?» ребенок отвечает: «Хочешь котлету».

Функции немедленной эхолалии

  • Поддержание разговора. Ребенок знает, что диалог состоит из обмена репликами, но так как его словарный запас еще недостаточно велик, чтобы понять все, что он слышит, он просто повторяет обращенную к нему фразу, пытаясь таким образом поддержать разговор.
  • Выражение согласия. Некоторые психологи считают, что к эхолалии прибегают дети, которые уже выучили слово «нет», но не знают слова «да». Повторением фразы они как бы дают понять, что согласны с человеком, который ее произнес.
  • Для того, чтобы понять речь взрослого. В этом случае механизм похож на процесс изучения иностранного языка. Чтобы понять иностранное слово, человек повторяет его про себя. То же самое, но только не про себя, а вслух, делает и ребенок, только начинающий осваивать устную речь.

Отсроченная эхолалия

При отсроченной эхолалии человек повторяет слово или фразу, услышанные некоторое время назад. Эта форма эхолалии особенно характерна для аутизма и синдрома Туретта.

Функции отсроченной эхолалии

  • Аутостимуляция или стимминг. Ребенок произносит услышанные слова, потому что получает от этого удовольствие, так же, как например, от повторения некоторых стереотипных движений.
  • Выражение своего настроения. Ребенок повторяет слова, которые связаны с положительными или отрицательными переживаниями, но при этом никак не связаны с текущей ситуацией. Например, когда-то мама рассердилась на него и сказала: «Не дам конфету!». Эта фраза сопровождалась негативными эмоциями со стороны ребенка. Он может повторить ее в другой неприятной ситуации, никак не связанной с конфетами. И когда другой мальчик на детской площадке будет отбирать у него игрушку, ребенок может закричать: «Не дам конфету!».
  • Подведение итогов прошедшего дня. Повторяя вечером фразы, услышанные в течение дня, ребенок как бы обрабатывает и систематезирует новую информацию, которая поступила к нему за день.

Лечение расстройства

Если ребенку исполнилось 3 года, а эхолалия является у него преобладающей формой речи, следует обратиться к психоневрологу или психиатру, а также пройти дополнительные обследования у психолога и логопеда.

Врач произведет неврологический осмотр ребенка и соберет анамнез. Далее будет необходимо сдать анализы и пройти инструментальные методы обследования, такие как:

  • электроэнцефалограмма;
  • магнитно-резонансная томография;
  • ультразвуковое исследование мозга.

Если во время обследования не выявится никакой патологии, и выяснится, что эхолалия проявляется в рамках нормы, лечение не назначается. В противном случае проводится лечение основного заболевания.

Что касается лечения непосредственно эхолалии, то лекарств, способных с ней бороться, не существует.

Рекомендации по общению ребенком

  • Не останавливайте и не перебивайте ребенка. Эхолалия – главный метод самовыражения для детей, имеющих проблемы с речью. Как уже было сказано выше, эхолалия может выполнять множество полезных функций: это и самоуспокоение, и попытка поддержать разговор, выражение эмоций.
  • Попытайтесь понять. Важно понять, с какой целью и в каких ситуациях ребенок повторяет одни и те же слова и фразы. Обратите внимание на его эмоциональное состояние, на тон, которым он говорит. Задавайте себе вопросы: он повторяет слова, потому что перевозбужден и пытается себя успокоить? Пытается поддержать диалог? Выражает эмоции? Соглашается с вами? Чем лучше вы будете понимать своего ребенка, тем успешнее будет ваша работа с ним.
  • Расширяйте словарный запас ребенка. Регулярно видоизменяйте его излюбленные фразы и добавляйте в них новые слова. Например, если он постоянно повторяет: «Бабушка дает шоколадку» попробуйте менять фразу в зависимости от того, что дает бабушка: «Бабушка дает конфету».
  • Общайтесь с ним! Повторяйте его любимые фразы, пытайтесь их менять, ведите своеобразный диалог с ребенком!
  • Ограждайте от стрессов и создайте дома эмоционально комфортную атмосферу. Сами старайтесь избегать всяческих треволнений, больше отдыхайте и не ругайтесь с домочадцами. Психологическое здоровье вашего ребенка напрямую зависит от вашего эмоционального состояния.
  • Задавайте вопросы так, чтобы на них можно было ответить «да» либо «нет».