• Без рубрики
  • 0

Дети с задержкой психического развития

Лечение

Гармонический инфантилизм или отставание в психическом развитии корректируется достаточно успешно при условии помещения ребенка с ЗПР в грамотно организованную развивающе-обучающую среду.

Динамика развития ребенка обусловливается значительностью нарушений и патологий, уровня интеллекта, потенциала и уровня работоспособности ребенка

Большое внимание следует уделить времени — чем раньше будет установлен диагноз ЗПР, тем быстрее можно будет начать коррекцию, не дав ситуации усугубиться

Одна из ключевых проблем построения и подбора корректирующих программ обусловлена многообразием видов ЗПР и их проявления. Нужно знать, что каждый ребенок с гармоническим инфантилизмом имеет целый ряд особенностей, включающих недостаточное развитие эмоционально-волевой сферы и несформированность познавательной деятельности.

Гармонический инфантилизм довольно успешно поддается коррекции при условии правильно организованной развивающей среды.

Динамика развития ребенка зависит от глубины нарушений, уровня интеллекта, особенностей умственной работоспособности и ранней коррекции. Время начала коррекционно-развивающей работы имеет первостепенное значение. Чем раньше выявлена задержка и начата коррекционная деятельность, тем больше шансов у ребенка приблизиться в своем развитии к требованиям нормы.

Симптомы задержки психического развития у ребенка

Диагностировать у новорожденных наличие заторможенности развития невозможно при отсутствии явных физических у них дефектов. Нередко сами родители приписывают собственным чадам надуманные достоинства или несуществующие успехи, что также затрудняет диагностику. Родителям малышей следует внимательно наблюдать за их развитием и бить тревогу, если они начинают позже ровесников сидеть или ползать, если к трехлетнему возрасту, они не в состоянии самостоятельно выстраивать предложения и владеют слишком маленьким словарным запасом. Часто первичные нарушения формирования отдельных процессов психики замечают воспитатели в детском дошкольном заведении или педагоги в школьном учреждении, когда обнаруживают, что одному школьнику сложнее ровесников дается обучение, письмо или чтение, наблюдаются трудности с запоминанием и с речевой функцией. В таких ситуациях рекомендуется родителям показать малыша специалисту, даже если они уверены, что его развитие соответствует норме. Так как раннее выявление симптомов задержки психического развития детей способствует своевременному началу коррекционного воздействия, что ведет к дальнейшему нормальному развитию малышей без последствий. Чем позже родители забьют тревогу, тем сложнее детям будет в учебе и в адаптации в среде ровесников.

Симптомы задержки психического развития детей нередко связывают с педагогической запущенностью. У таких малышей отставание развития обуславливается, прежде всего, социальными причинами, например, обстановкой в семейных связях.

Дети с задержкой психического развития часто характеризуются наличием разных видов инфантилизма. У таких малышей выходит на передний план незрелость эмоциональной сферы, а дефекты формирования интеллектуальных процессов уходят на задний план и проявляются не так заметно. Они подвержены многократным изменениям настроения, на уроках или в игровом процессе они характеризуются неугомонностью, стремлением выплеснуть в них все свои выдумки. Одновременно с этим их довольно сложно увлечь умственной деятельностью и интеллектуальными играми

Такие малыши быстрее ровесников утомляются и не способны сконцентрироваться на выполнении поручения, их внимание рассредоточивается на более занимательные, по их мнению, дела

Дети с задержкой психического развития, наблюдающейся, прежде всего, в эмоциональной сфере, часто имеют проблемы с обучением в школьном учреждении, а их эмоции, соответствующие развитию малышей младшего возраста, нередко доминируют над послушанием.

У детей с преобладанием незрелости развития в интеллектуальной сфере все происходит наоборот. Они практически неинициативны, нередко чрезмерно стеснительные и застенчивые, подвержены целому ряду различных страхов. Перечисленные особенности тормозят выработку самостоятельности и формирование личностного становления крохи. У таких малышей также превалирует игровой интерес. Часто они довольно тяжело переживают собственные неуспехи в школьной жизни или в учебном процессе, нелегко уживаются в незнакомой обстановке, в школьном заведении или дошкольном учреждении, долго привыкают к педагогическому коллективу, однако в тоже время примерно ведут себя там и слушаются.

Диагностировать задержку психического развития у детей, установить его тип и скорректировать детское поведение могут квалифицированные специалисты. В ходе проведения комплексного обследования и осмотра крохи следует учитывать следующие факторы: темп его деятельности, психоэмоциональное состояние, моторику и особенности ошибок в процессе обучения.

Диагностируют задержку психического развития у малышей, если наблюдаются следующие характерные особенности:

— они не способны к коллективной деятельности (учебной или игровой);

— их внимание развито слабее, чем у ровесников, им проблематично сконцентрироваться для усвоения сложного материала, также тяжело не отвлекаться в ходе объяснений педагога;

— эмоциональная сфера малышей весьма уязвима, при малейших неуспехах такие дети склонны замыкаться в себе.

Отсюда выходит, что поведение малышей с задержкой психического развития можно опознать по их нежеланию брать участие в групповой игровой или учебной деятельности, нежеланию следовать примеру взрослого, достигать заданных целей.

В диагностировании данного заболевания существует риск ошибки, вследствие того, что можно спутать незрелость развития крохи с его нежеланием выполнять задачи, которые не соответствуют его возрасту, или заниматься неинтересной деятельностью.

Работа с детьми с ЗПР

Методы воздействия и коррекционная работа с детьми ЗПР должны строго соответствовать ключевым позициям формирования в конкретном возрастном периоде, опираясь на характерные для данного возрастного периода черты и достижения.

На первом месте должна стоять коррекционная работа с детьми с ЗПР, направленная на выправление и доразвитие, компенсацию таких процессов психики и ее новообразований, которые на предыдущем возрастном промежутке начали образовываться и которые представляют собой фундамент для развития в последующем возрастном промежутке.

Коррекционно-развивающей работе с детьми с ЗПР надлежит создавать условия и их организовывать с целью максимально эффективного развития функций психики, особенно интенсивно вырабатывающихся в текущем периоде.

Программа для детей с ЗПР в идеале должна быть целенаправленна на формирование предпосылок для дальнейшего успешного развития на последующем возрастном промежутке, на гармонизацию развития личности малыша на текущем возрастном этапе.

При построении стратегии коррекционной работы, направленной на развитие, не менее важным будет, как полагал Л. Выгосткий, учет зоны ближайшего формирования. Под такой зоной развития можно понимать различие между степенью сложности поставленных задач, доступной малышу при самостоятельном ее разрешении, и той, которую он может достичь при помощи взрослых лиц или товарищей в группе.

Коррекционную работу с детьми с ЗПР надлежит выстраивать с учетом периодов развития, которые являются максимально оптимальными для формирования определенного качества или психической функции (сензитивных периодов). Тут нужно понимать, что при заторможенности формирования процессов психики сензитивные периоды могут также сдвинуться по времени.

Можно отметить несколько важнейших направленностей коррекционной работы с больными детьми. Первое направление имеет оздоровительный характер. Ведь полноценное формирование детей возможно исключительно при условии его физической развитости и здоровья. К этому направлению относятся также задачи упорядочения жизни малышей, т.е. создание нормальных условий для их дальнейшей оптимальной жизнедеятельности, введение разумного режима дня, создание наилучшего двигательного распорядка и др.

Следующим направлением можно считать коррекционно-компенсаторное воздействие при помощи нейропсихологических методик. Современный уровень развития нейропсихологии детей позволяет достигать значительных результатов в работе коррекционного характера с познавательной деятельностью детей. При помощи нейропсихологических методик успешно выравниваются такие школьные навыки, как чтение, письмо и счет, поддаются коррекции различные нарушения поведенческой сферы, например, целенаправленность или контроль.

Следующее направление работы включает в себя формирование сенсорно-моторной сферы. Данное направление обладает особым значением при работе с учениками, имеющими отклонения в сенсорных процессах и дефекты опорно-двигательного аппарата. Для выработки творческих способностей малышей с замедленным формированием процессов психики очень важна стимуляция сенсорного развития.

Четвертое направление представляет собой стимуляцию познавательных процессов. Наиболее разработанной сегодня можно считать систему психологического воздействия и педагогической помощи в полноценном формировании, выравнивании и компенсации дефектов развития всех процессов психики.

Пятое направление – это работа с эмоциональными процессами

Повышение эмоциональной осведомленности, предполагающее способность понимать чувства других индивидов, выражающиеся в адекватном проявлении и контроле собственных эмоций, важно абсолютно для всех малышей вне зависимости от степени выраженности патологии

Последним направлением будет выработка видов деятельности, характерных для определенной возрастной категории, например, игровых или продуктивных видов деятельности, учебной деятельности и коммуникативной.

Причины отставания в развитии

Развитию ЗПР способствует влияние различных биологических и социально-психологических факторов:

  • Биологические (незрелость ЦНС, связанная с повреждениями локального характера, заболевания во время беременности, недоношенность, родовые травмы, перенесенный рахит, грипп и др.).
  • Социально-психологические (гипоопека или гиперопека ребенка, недостаток общения, авторитарное воспитание).

Существует классификация ЗПР по этиопатогенетическому признаку:

  • ЗПР конституционная – характеризуется отставанием в созревании ЦНС. Помимо отставания в психических процессах ребенок не успевает и в физическом развитии.
  • ЗПР соматогенная – наличие в анамнезе ребенка заболеваний тормозящих развитие ЦНС, это бронхиальная астма, диспепсические расстройства, частые пневмонии.
  • ЗПР психогенная – неблагоприятные условия жизни ребенка, жестокое обращение, недостаток внимания и общения.
  • ЗПР церебрально-органическая – возникает от первичного негрубого повреждения головного мозга. Встречается у большей половины детей с ЗПР.
  • Тесты на выявление ЗПР — 6 способов определить задержку психического развития у ребенка.

Для выявления задержки психического развития у ребенка имеются специально разработанные тесты:

Тест для детей до 1 года – специалист проверяет держит ли ребенок головку (не позднее 1,5 мес.), умеет ли поворачиваться (не позднее 5 мес.), сидеть и стоять на ножках (к 8 мес)

При обследовании также уделяется внимание и речевому развитию. Наличие лепета (не позднее 8 мес.), умение говорить слоги (к 1 году).
Тест для детей от 9 до 12 мес

– специалист проверяет способность к формированию простейших мыслительных навыков. Спрятав при ребенке игрушку, просят показать где она, ребенку в этом возрасте нужно понимать что игрушка не исчезает и пытается ее найти.
Тест для детей от года до полутора лет – у ребенка в данном возрасте должен проявляться интерес к происходящему в окружающем его пространстве, проявлять радость при виде мамы, папы. Если в этом возрасте данной активности не наблюдается – это тревожный сигнал.
Тест для детей 2-х — 3-х лет. Специалист наблюдает за тем, как ребенок вставляет детальки в соответствующие отверстия. В этом возрасте ребенок с данной задачей должен справляться с легкостью.
Тест для детей от 3-х до 5-летнего возраста. У ребенка должен к этому возрасту уже сформироваться небольшой словарный запас и кругозор.
Тест для детей 5-7 лет. В этом возрасте ребенку должно быть интересно рисовать лепить. Иметь способности к простым вычислительным действиям, счету до 10.

Лечение

Лечение ЗПРР – сложный процесс, требующий комплексного подхода. Однако, при слаженных действиях врачебного персонала и родителей возможно полное исправление нарушений. Рассмотрим существующие подходы более детально.

Медикаменты

Одной из важнейших составляющих борьбы с ЗПРР у детей является медикаментозное лечение. Не отказывайтесь от назначенных врачами лекарственных средств, но и не пытайтесь экспериментировать с ними самостоятельно.

Могут быть назначены:

  • Магне B6 или другие магнийсодержащие лекарства
  • Когитум
  • Мексидол
  • Винпоцетин
  • Церебролизин
  • Глицин
  • Фенибут

Данный перечень не является полным. Возможно применение средств с аналогичными действующими веществами или схожим воздействием. Выбор зависит от персональных показаний вашего малыша.

Коррекция

Коррекционная работа производится как дома с мамой, так и с профессионалами. Выбор доктора зависит от возраста.

  • Двухлетки занимаются c дефектологом. Основная цель – не запустить отставание в мыслительной деятельности, встав на один уровень владения основными навыками со сверстниками.
  • В четыре года наступает пора работы c логопедом. Чтобы сформировать верное произношение, проводится артикуляционная гимнастика и укрепляющий массаж лицевой зоны.
  • Занятия с психологом станут подспорьем в тех случаях, когда этиология заболевания связана с эмоциональными потрясениями. Травмированная психика и зажатость мешают спокойному выражению своих переживаний, в этом случае способен помочь только квалифицированный психолог.

В домашних условиях

Занятия на развитие мелкой моторики:

Пальчиковые игры:

Квиллинг

Лепка из пластилина:


Игры с вырезанием и одеванием бумажных кукол

На улучшение памяти и внимательности:

  • Чтение
  • Игра в города, предметы
  • Поиск отличий
  • Квесты с поиском клада
  • Заучивание и повторение скороговорок – также поможет улучшению артикуляции.

Прочие методы

  • Остеопатия
  • Иглорефлексотерапия
  • Электрорефлексотерапия
  • Магнитотерапия
  • Иппотерапия
  • Дельфинотеапия

Остеопатия и иглорефлексотерапия воздействуют на определенные точки на теле человека, оказывая вспомогательный эффект: расслабляя и поддерживая работу нервной системы.

Электрорефлексотерапия и магнитотерапия точечно воздействуют на поврежденные отделы головного мозга, активизируя их.

Иппотерапия и дельфинотерапия делают кроху более открытым, заряжают позитивными эмоциями, которыми он наверняка захочет поделиться с окружающими.

ЗПРР и приучение к горшку

Одной из сопутствующих проблем задержки психоречевого развития у ребенка – отказ от присаживаний на горшок. Дети будто бы не могут на нем усидеть – кричат, вырываются, уползают. Порой мамочки и папочки отчаиваются, решая – ЗПРР и горшок несовместимы. Но есть перечень советов, которые помогут приучить маленького упрямца делать свои дела на горшочек:

  • Откажитесь от подгузников. Мокрые трусики отлично мотивируют непоседу проситься в туалет.
    Не бегите моментально стаскивать влажное белье. В детской голове должно закрепиться правило: сходил в туалет куда надо – после было тепло и сухо. Решил повредничать – стало неприятно.
  • Заразительный пример. Более умелые в туалетных делах сверстники, персонажи мультиков – все средства хороши. Посадите на горшочек любимую игрушку – уж если любимый медвежонок делает пи-пи в это странное местечко, кроха точно последует его примеру.
  • Не ругайте за «аварию». Покажите, что вы расстроены, объясняйте, что ходить с мокрыми штанишками –  не здорово.
  • Если в какой-то момент все получилось  – не скупитесь на похвалу.
  • Если дело не сдвигается с мертвой точки – не стоит страдать и превозмогать. Возможно, через неделю-другую появится положительная динамика.

Главное в коррекционных процедурах – регулярность и добровольность.

Симптомы, причины и лечение ЗПР у детей

Под задержкой психологического развития понимают отставание от принятых для определенного возраста норм. Данная патология характеризуется нарушением определенных когнитивных функций – памяти, внимания, мышления, эмоциональной сферы.

Причины нарушения

Условно провоцирующие факторы можно разделить на биологические и социальные.

К первым относится:

  1. Поражение центральной нервной системы в период внутриутробного развития. Сюда относятся инфекции и травмы во время гестации, гипоксия плода, вредные привычки женщины при вынашивании;
  2. Признаки желтухи, недоношенность;
  3. Гидроцефалия;
  4. Новообразования и пороки развития головного мозга;
  5. Эпилепсия;
  6. Врожденные патологии эндокринной системы;
  7. Наследственные заболевания, к примеру, гомоцистинурия, фенилкетонурия, гистидинемия;
  8. Тяжелые инфекции, к примеру, сепсис, менингит, менингоэнцефалит;
  9. Болезни почек и сердца;
  10. Рахит;
  11. Нарушение слуха и зрения.

К социальным причинам относится: ограничение жизнедеятельности; педагогическая запущенность, неблагоприятные условия воспитания; Частые психические травмы у малыша.

Симптомы ЗПР у маленьких детей

Заподозрить задержку можно по особенностях психических функций:

Внимание: нестойкое, поверхностное, кратковременное. Внимание быстро переключается под воздействием любых внешних стимулов;
Восприятие: неточное, замедленное, отсутствует возможность формирования целостного образа

Дети с ЗПР лучше воспринимают зрительную информацию, а не слуховую;
Память: запоминание информации – мозаичное, мысленная активность при воспроизведении информации – низкая, преобладает наглядно-образная память;
Речь: ограниченный словарный запас, артикуляция звуков, нарушение слуховой дифференциации, трудности в построении высказываний, дислалия, дислексия, дисграфия, задержка речевого развития;
Мышление: образное мышление нарушено, логическое и абстрактное мышление возможно только с помощью родителей или педагога, дети не могут подытожить информацию, сделать выводы и заключение из услышанного.

Как проявляется задержка психического развития?

При ЗПР отстают в развитии:

все формы мышления — сравнение, абстрагирование, обобщение, анализ и синтез, мыслительная деятельность понижена;

память — лучше воспринимается наглядный материал, сложно запомнить информацию на слух. Память детей с ЗПР развита плохо – они с трудом запоминают инструкции, им сложно пересказать текст или повторить задание;

восприятие — для переработки информации таким детям нужно намного больше времени, чем их сверстникам

Им тяжело составить представление об окружающем их мире, представить величины (длина, ширина, объём), у них низкий уровень ориентировочно-исследовательской деятельности, пространственное восприятие снижено, они испытывают сложности с формированием целостного образа предмета;

эмоционально-волевая сфера — свойственны инфантильность, эмоциональная нестабильность, возбудимость, сложности с организацией своей деятельности;

внимание — ребёнку сложно сосредоточиться, сконцентрироваться, дослушать вопрос или задание до конца. Он перебивает, начинает отвечать раньше времени, ему трудно усидеть на месте, он слишком «громкий», импульсивный, нетерпеливый, несобранный

На уроках часто отвлекается, воспринимает информацию частично (фрагментарность внимания).

Ребёнку с ЗПР трудно ориентироваться в пространстве, он не сможет отыскать вещь, если изначально не знает, где она лежит, даже если она находится на самом видном месте. Также таким детям трудно определить какой-либо предмет наощупь, запомнить, как он выглядит, и рассказать о нём по памяти.

При ЗПР у детей часто наблюдаются низкая речевая активность, отставание речевого развития (ЗРР, ЗПРР). Их словарный запас беден, не соответствует возрастным нормам, фонематический слух плохо развит, речь не сформирована, высказывания примитивны и нецеленаправленны, они часто путают, пропускают или заменяют в словах звуки и буквы (парафазия).

Методы коррекции задержки психического развития

В сложной ситуации, прежде всего, не следует отчаиваться. Задержки в развитии психики ребенка – не приговор, а только повод для серьезного лечения. Достаточно часты случаи, когда такие дети учатся в обычных общеобразовательных школах и успевают по всем предметам.

С другой стороны, педагоги и родители должны понимать, что сложности, каждодневно возникающие у ребенка, с пониманием предметов, обучением и способностью запомнить изученное, вовсе не являются результатом его лени или патологической испорченности.

Не следует постоянно ругать ребенка за нерадивость и журить за негативные моменты в обучении, а наоборот поддержать и отнестись к нему с особым вниманием, проявив понимание. К каждому из трудных детей возможно применить индивидуальный подход с учетом характера, особенностей воспитания и причин возникновения подобного заболевания

Если родители в состоянии, лучше нанять ему репетитора и организовать занятия с сурдопедагогом – специалистом по проблемам обучения детей. В особо сложных случаях врачи назначают медикаментозное лечение

К каждому из трудных детей возможно применить индивидуальный подход с учетом характера, особенностей воспитания и причин возникновения подобного заболевания. Если родители в состоянии, лучше нанять ему репетитора и организовать занятия с сурдопедагогом – специалистом по проблемам обучения детей. В особо сложных случаях врачи назначают медикаментозное лечение.

Диагностика ЗПР

Для определения ЗПР необходимо всестороннее комплексное обследование ребёнка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), в которую могут входить: психиатр, педагог-психолог, нейропсихолог, логопед, дефектолог (олигофренопедагог), невролог, педиатр и другие специалисты (при необходимости).

Специалисты проводят дифференциальную диагностику, которая включает в себя:

  • тщательное изучение анамнеза (включая пренатальный и постнатальный период развития). Это поможет выявить первичные причины нарушения, понять их характер;
  • общение непосредственно с ребёнком (знакомство, беседа, тестирование, психологическое обследование), в результате которого делаются выводы о состоянии его психического развития;
  • разговор с родителями, в ходе которого выясняется, в каких условиях живёт и воспитывается ребёнок, какая в семье психологическая обстановка, какие отношения установлены между членами семьи.

После всестороннего изучения анамнеза ребёнка, состава его семьи, социально-бытовых условий его жизни специалисты выявляют первопричины, степень и характер нарушений, составляют педагогический прогноз и план коррекционной работы.

Задержка когнитивного развития ребенка

Когнитивные расстройства связаны с мыслительными способностями. У ребёнка могут быть сложности с концентрацией внимания, памятью, воображением, принятием простых решений.

Возможные причины мыслительных способностей у детей

К отклонениям в когнитивной сфере приводят:

  • различные трудности в процессе обучения;
  • воздействие алкоголя или токсических веществ, таких как свинец, на плод во время беременности и после рождения ребёнка;
  • педагогическая запущенность в младенчестве или в раннем детстве;
  • Синдром Дауна и другие генетические расстройства;
  • отклонения аутистического спектра;
  • серьезные проблемы со здоровьем у новорожденного;
  • другие неизвестные причины.

Способы лечения

Как и в случае других проблем в развитии ребёнка, своевременное обращение к специалистам поможет успешно скорректировать нарушения. Регулярные занятия дают положительные результаты в развитии определенных когнитивных навыков. Педагоги и терапевты проводят игровую или поведенческую терапию, а также дают рекомендации родителям, как заниматься с ребёнком дома.

Признаки когнитивных задержек

Покажи ребёнка специалисту, если он:

В 1 год:

  • не ищет предметы, которые родители спрятали в присутствии малыша;
  • совсем не использует жестикуляцию, например, не машет рукой;
  • не указывает на предметы, картинки;

В 2 года:

  • не понимает предназначения простых предметов, например, расчески, телефона или ложки;
  • не выполняет простые инструкции;
  • не повторяет слова и действия.

Наблюдая за развитием когнитивных способностей, также следи за усвоенными навыками ребёнка. Если в какой-то момент он внезапно перестал выполнять привычные действия — сообщи врачу.

Заключение

Помни, все дети — разные и могут иметь индивидуальные особенности в характере и поведении. Истинные патологии развития ребёнка может определить только специалист. Большинство отклонений в детском возрасте не являются сложными, и проходят с возрастом. Но даже если у ребёнка серьёзный диагноз, не стоит сильно расстраиваться. Главное — вовремя найти хорошего специалиста и чётко следовать его рекомендациям. Регулярно проходи с ребёнком медицинский осмотр, во время которого врач оценит состояние ребенка и прогресс от лечения. К счастью, именно в раннем детстве успешно корректируются многие проблемы в развитии.

Классификация ЗПР

Познавательные, физические способности детей с ЗПР ограничены. Интеллект их ниже, чем у ровесников. Они не способны в полном объеме выполнять предъявляемые требования. Игры, определенные интересы выходят на первый план. Такие ребята при различных ситуациях ведут себя по-разному.

В соматогенную группу входят дети с соматическими болезнями (астма, болезни сердца, почечная недостаточность, пневмония и др.). Перенесенные заболевания влияют на функции мозга. Детки долгое время прибывают в лечебных учреждениях

Они отличаются низкой трудоспособностью, рассеянностью, с трудом запоминают материал, у них поверхностное внимание, заторможенность. Новый коллектив воспринимают сложно, адекватно реагируют на окружающую обстановку, вежливы, не проявляют инициативы

Конституционная задержка зависит от наследственности. Замедленное созревание центральной нервной системы приводит к расстройству психики, и к отставанию физического развития. Поведение таких малышей не соответствует их возрасту. Одни ведут себя как малыши, другие стараются показать, что они взрослые

Детки непосредственны, у них недостаточный объем памяти, не сконцентрированное внимание, не обидчивы, часто хорошее настроение. Выполняют те задания, которые представляют для них интерес

ЗПР психогенного характера возникает при неблагоприятных условиях социального и соматического характера. К этой группе относят безнадзорность, нехватку или отсутствие родительского воспитания, жестокое обращение, сильную опеку. Малышам свойственна импульсивность, слабый интеллект, несамостоятельность. Ребенок становится нервно-психическим, беспокойным, его одолевает тревога. Гиперопека приводит к безволию, отсутствию целеустремленности. Если проблем с ЦНС нет, ребенок постепенно адаптируется к школьной среде пребывания, преодолеет барьер общения с одноклассниками.

ЗПР: что это, причины, диагностика, лечение

Выявление ЗПР у детей требует проведения коррекционных мероприятий, чтобы помочь им адаптироваться в школьной среде, научить самостоятельно организовать свой учебный процесс. При своевременно поставленном диагнозе и необходимом лечении ребенок может стать полноценным членом общества.

Что такое ЗПР у детей

Задержка созревания психики является обратимым отклонением в формировании интеллекта, воли и эмоциональной сферы. Дети с ЗПР не могут выполнить заданий, требующих точности действий, кропотливости, умственного напряжения, опоры на образное мышление. От сверстников маленькие больные отличаются скудностью словарного запаса, появлением трудностей при письме, счете, при попытках описать предмет/картину, установить контакт с новым человеком.

Причины возникновения задержки психического развития

Отклонение в темпе развития психо-эмоциональный сферы может возникнуть под влиянием биологических или социальных факторов. К биологическим причинам заболевания относят:

  • патологии беременности, спровоцированные инфекционными заболеваниями, тяжелым токсикозом матери;
  • резус-конфликт матери и ребенка;
  • недоношенность;
  • родовые травмы;
  • гипоксию плода;
  • соматические патологии и нейроинфекции у грудничков.

Нарушение интеллектуального развития и сенсорного восприятия окружающего мира часто регистрируется у детей, имеющих выраженные дефекты слуха, зрения или речи. Заболевание имеет наследственный характер.

Психосоциальные причины связаны с принципами, выбранными родителями для воспитания и развития ребенка, в их числе:

  1. Дефицит внимания и опеки. Родители не занимаются развитием ребенка, формированием у него знаний о социальных нормах или правилах, стимуляцией его мыслительной или творческой деятельности. У такого ребенка отсутствует интерес к обучению, он сложно идет на контакт со сверстниками. К группе риска относят неблагополучные семьи.
  2. Чрезмерная опека. Попытки устранить с пути ребенка все трудности и опасности не позволяют ему сформировать силу воли, научиться самостоятельности, делают его зависимым от действий взрослых.
  3. Авторитарное поведение. Агрессивное отношение, наказание за каждый промах или неудачу формируют у ребенка страх, неврозы. Постепенно он вырабатывает тактику уклонения от выполнения задачи, чтобы исключить вероятность ошибки.
  4. Ограничение общения со сверстниками. Отсутствие навыков общения с людьми, не входящими в число членов семьи, ограничивает возможность обучения. Замкнутость и пугливость отрицательно сказываются на эмоционально-волевой сфере ребенка.

Задержка психического развития

Основные симптомы

Отклонения в интеллектуальном развитии имеют слабовыраженный характер, но нарушения регистрируются во всех процессах:

  1. Восприятие. Ребенок испытывает затруднения при формировании целого образа, он ориентируется на зрительное восприятие, но анализ полученной информации фрагментарен и неточен.
  2. Внимание. Отличается поверхностностью и неустойчивостью, концентрация на одном предмете достигается с трудом. Распределение внимания, оценка значимости стимула развиты слабо.
  3. Память. Слабая избирательность и фрагментарность запоминания информации на фоне низкого уровня самоконтроля при заучивании материала провоцируют снижение познавательной активности, утрату стимула к применению приемов запоминания.
  4. Мышление. Дети с задержкой психического развития испытывают трудности с образным мышлением, что связано с искажением восприятия. Абстрактно-логическое мышление не развито, анализ ситуации и синтез информационного материала ребенок может выполнить только с помощью взрослого.
  5. Речь. Этот критерий развития детей позволяет выявить скудность словарного запаса, нарушения произношения звуков, составления грамотных предложений. Письменная речь сопровождается большим количеством ошибок, написанием букв в зеркальном отражении, некрасивым почерком.

Личностная сфера отличается чрезмерной подвижностью, отсутствием инициативы. Ребенок с ЗПР тяжело адаптируется в новой обстановке, не идет на контакт с незнакомыми людьми, поэтому предпочитает играть в одиночку, замыкается. Игры у таких детей однообразны, полет фантазии не наблюдается. Маленькие пациенты из-за недостаточного развития мелкой моторики часто неуклюжи, что дополнительно осложняет их социальную адаптацию.

Чем отличается задержка психического развития от умственной отсталости

Задержка развития ребенка является обратимым нарушением, при условии своевременного проведения коррекционных мероприятий ребенок догоняет в интеллектуальном развитии сверстников.

Умственная отсталость провоцируется необратимым поражением мозга, от социальных факторов не зависит. Восприятие у таких детей позволяет концентрировать внимание не более чем на 3 объектах, игровая деятельность ограничивается практическим применением предмета без включения в процесс фантазии.

Виды ЗПР

Среди различных способов классификации заболевания большей распространенностью пользуется вариант, предложенный Лебединской, делящей задержку развития на 4 группы:

  1. Конституционную. Причиной является низкая скорость созревания нервной системы. Ребенок ведет себя непосредственно, имеет недостаточный объем внимания и памяти, что выделяет его среди сверстников. В школьном возрасте игровая деятельность преобладает над учебной, волевая сфера слабо развита.
  2. Соматогенную. Причиной считаются перенесенные соматические патологии в раннем возрасте, замедлившие скорость созревания нервной системы. В список заболеваний, способных спровоцировать развитие задержки, входит почечная недостаточность, пневмония. При составлении психологической характеристики детей из этой группы у пациентов отмечают поверхностность внимания, низкий уровень трудовых навыков, недостаточно развитое умение запоминать, наличие астенического синдрома, заторможенность или гиперактивность.
  3. Психогенную. Причиной является неблагоприятная социальная среда, окружающая ребенка. Жестокое отношение, отсутствие внимания способствуют импульсивности, развитию неврозов, психической нестабильности, формированию навыка избегать ответственности и проявления инициативы.
  4. Церебрально-органическую. Провоцируется первичным легким поражением мозга. Отклонения способствуют появлению нарушений в познавательной или эмоционально-волевой сфере. Ребенок не проявляет эмоций, имеет скудное воображение, легко поддается внушению.

Задержка психического развития

Диагностика заболевания

Поставить диагноз можно только на основании заключения медицинской комиссии, в которую входят психолог, логопед, невролог, педиатр. При задержке психического развития в дошкольном возрасте оцениваются поведение ребенка и его работа в детском саду, условия жизни, тактика воспитания, история заболеваний. Дополнительно может потребоваться обследование у педиатра или невролога с направлением маленького пациента:

  • на компьютерную томограмму мозга;
  • на магнитно-резонансную томограмму мозга.

Осложнения и последствия

При отсутствии своевременной диагностики задержки созревания психики низкий уровень внимания, памяти, познавательной активности не позволяет школьнику с таким диагнозом качественно усваивать материал, устанавливать контакт со сверстниками.

Отклонения в поведении и слабое усвоение материала на фоне замкнутости могут стать причиной частых конфликтных ситуаций, развития неврозов у ребенка, стойкого нежелания продолжать учебный процесс.

Лечение и коррекция

Выбор метода терапии зависит от вида патологии. При развитии заболевания под влиянием биологических причин лечение предусматривает назначение необходимых лекарственных средств, курсовые сеансы физиотерапии. При назначении медикаментов врач учитывает тяжесть поражения нервной системы, наличие сопутствующих соматических заболеваний.

Обучение детей с ЗПР, находящихся под постоянным врачебным наблюдением, должно проводиться в условиях стационара и санатория. Посещение школы для детей с задержкой развития разрешается при отсутствии необходимости в специальном уходе и с соблюдением всех предписаний лечащего врача.

Терапия патологии, спровоцированной психосоциальными факторами, требует относиться к ЗПР как крайнему варианту нормы. Ребенку для того, чтобы догнать сверстников в интеллектуальном развитии, рекомендуется посещать специализированные группы при образовательном учреждении, где при подаче учебного материала учитываются особенности его восприятия и памяти. Коррекционный педагог при работе с детьми с ЗПР обеспечивает:

  • дозированную подачу информации с частой сменой видов деятельности;
  • многократное повторение сложного материала для его качественного запоминания;
  • использование большого количества наглядных пособий;
  • использование индивидуального подхода к каждому ребенку;
  • проведение уроков в форме игры, чтобы повысить интерес ученика к предмету.

Нормализация эмоциональной сферы выполняется на занятиях с детским психологом. Эффективными методиками считаются развивающие игры и художественная терапия. Стимуляция творческих способностей дошкольников с ЗПР помогает им контролировать собственное поведение, учиться устанавливать контакт со сверстниками и взрослыми, выражать эмоции и мысли. Умение выражать мысли и эмоции позволяет ребенку решать многоплановые задачи, проявлять фантазию и инициативу.

Если проблемы с развитием вызваны дефектами речи, то занятия с психологом дополняются коррекционными мероприятиями под контролем логопеда.

При проблемах интеллектуального развития, связанных с особенностью семейного воспитания, врача должен посещать сам маленький пациент и его родители. В беседах с членами семьи психолог помогает определить ошибки, допущенные в воспитании, найти корректный и безболезненный способ их устранения.

Задержка психического развития

Прогноз и профилактика ЗПР

Медленное психическое развитие влияет на обучаемость ребенка, но не исключает его. При проведении коррекционных мероприятий все необходимые знания и умения могут быть усвоены, а в школьном возрасте дети имеют возможность качественного и самостоятельного обучения с дальнейшим поступлением даже в вузы.

Профилактика заболевания предусматривает тщательное планирование беременности, отказ от злоупотребления алкоголем, курения и бесконтрольного приема лекарственных средств в этот период. В раннем возрасте ребенку необходимо своевременно посещать педиатра для проведения профилактических осмотров, качественного лечения инфекционных и соматических заболеваний.

Появление любых признаков отставания в психомоторном развитии требует немедленного обращения за медицинской помощью с целью проведения обследования и назначения необходимых коррекционных мероприятий.

Правила воспитания ребенка с ЗПР

К ребенку с таким диагнозом не нужно относиться с жалостью, его состояние временное, требующее только внимания и коррекции. При воспитании детей с ЗПР необходимо учитывать, что своевременность проведения лечебных мероприятий определяет их эффективность. Попытки игнорировать проблему возвращаются усугублением состояния, присоединением неврозов, развитием замкнутости.

Обучение таких детей в коррекционных классах или специализированных школах помогает им качественно усваивать материал благодаря вниманию к их индивидуальным особенностям, поэтому не нужно отказываться от рекомендаций врача перевести ребенка из общего класса. Диагноз не влияет на дальнейшую жизнь и карьеру пациента.

Родителям необходимо обращаться за помощью к психологу, неврологу, логопеду, чтобы устранить имеющиеся дефекты. Дома ребенку необходимо большое количество внимания в виде дидактических игр, способствующих развитию памяти и логики. Подобрать наиболее эффективные приемы развития помогает лечащий врач.

Читайте также: