• Без рубрики
  • 0

Зентангл: пошаговые уроки для начинающих, часть 2

Как рисовать зентангл

Чтобы научиться рисовать зентангл, вам нужно выучить и проработать разнообразные зентангл-узоры. На данный момент их существует уже очень много: часть из них – запатентованные узоры, созданные Марией Томас, а другая часть придумана другими художниками и ее последователями.

Со временем вы и сами вполне сможете придумать подходящий для зентанглинга оригинальный орнамент. Но до тех пор вам предстоит приобрести книжки с официальными узорами либо найти зентангл-узоры бесплатно в Интернете, в частности, в блоге Марии или на ресурсах Pinterest и Tumblr.

Для примера мы рассмотрим несколько узоров, которые вы сможете потренировать и использовать в дальнейшем, чтобы нарисовать зентангл.

  • Возьмите карточку или начертите ровный квадрат размерами 9×9 см в тренировочном альбоме.
  • В пределах квадрата обозначьте четырьмя точками еще один квадрат. Эта рамка не обязательно должна быть строго прямой квадратной формы, какие-то из сторон могут немного изгибаться.
  • Принцип любого узора заключается в том, что вы делите рамку различными кривыми, а затем начинаете заполнять узором каждую из образовавшихся частей. В данном случае в пределах рамки нарисуйте несколько горизонтальных волнистых линий, с двумя подъемами, напоминающими верблюжий горб (смотрите на рисунке ниже). Первую линию нарисуйте «горбами» вверх, линию ниже — «горбами» вниз, и чередуйте их таким образом.
  • Начинайте заполнять самый нижний сегмент вертикальными дужками, которые будут его словно опоясывать. У вас получится нечто, похожее на кокон. То же самое проделайте с остальными сегментами. Границы между ними наведите черным пожирнее.
  • В качестве последнего штриха каждый из сегментов затените в нижней части с помощью легкой растушевки. Как делать растушевку, можно узнать из уроков рисования карандашом.

Прорабатывать каждый узор необходимо, держа перед глазами наглядную пошаговую схему. Без наглядности разобраться в том, как создается тот или иной узор, будет сложнее. Еще схемы нескольких других узоров и готовые зентанглы с их использованием смотрите ниже.

Срисовывание чужих готовых зентанглов противоречит принципу медитативного рисунка, когда каждый сегмент и каждый штрих вы продумываете сами, взяв за основу лишь готовые зентангл-узоры. Однако вы можете посмотреть, например, следующее видео, где рисуют зентангл для начинающих, чтобы поначалу попытаться повторить такой же рисунок:

Zentangle – пошаговые уроки для новичков

С чего начать рисовать в стиле зентангл:

  1. Следует на листике для рисования сделать рамку карандашом, оставив небольшие поля, для этого по углам поставить точечки и к ним провести по периметру тонкие линии карандашом. Такой способ должен помочь новичку ориентироваться в разграничении пространства на листе. Постепенно, с приходящим опытом такую рамку не обязательно делать, как говорится, все будет возникать само собой «на глаз».
  2. Далее расчертить карандашом зоны, которые будут составлять целостность картины. Главное, все штрихи, которые будут делить на зоны лист, проводить без отрыва руки, плавно.
  3. Поочередно заполнять узорами выделенные сегменты. Окончив один рисунок, можно приступить к заполнению новой зоны.
  4. При рисовании следует использовать не только простые линии, но и завитушки, геометрические фигуры, фигуры неправильных форм, придавая им оттенки простым карандашом, наводя некоторые штрихи по несколько раз.

Несколько примеров простых узоров для начинающих, с которых можно начать увлекательный путь в рисовании:

Точки и прямые линии

Прежде чем перейти к рисунку в виде простых линий, следует потренироваться на отдельном листике: рисовать простые и утолщенные линии, придавать им тени простым и цветным карандашом или ручкой:

  1. Нарисовать пунктирные линии и постепенно с каждой линией утолщать и придавать разную тень.
  2. Нарисовать ломаные линии и сделать их объемными, также выделяя тенью, цветом штрихами.
  3. Попробовать придать линиям конусовидные утолщения в разные стороны.
  4. Важным является научиться придавать линиям направления, для этого следует научиться рисовать прямые линии из одной точки, подобно вееру. Провести следует такое упражнение, создав на одном листе веера в разных направлениях, сначала по прямой: право-лево (запад-восток), вверх-низ (север-юг), далее использовать другие направления.

Волнистые линии, волны, дуги

Следует нарисовать 2 прямые параллельные друг другу. Между этими линиями сначала нарисовать прямые линии, которые будут на одинаковом расстоянии друг от друга. Потом уменьшать постепенно расстояние между ними, далее увеличивать расстояние между ними. Потом изогнуть линии в виде английской S и проделать с ней такие же упражнения.

Далее рисуем дуги, увеличивая и уменьшая между ними расстояние и придавая тень и изменяя ширину и силу, надавливания на линии.

Рисуем несколько квадратов, каждый из которых делим на 4 равные части. Сначала делаем прямые линии в разных направлениях или от центра квадрата. Изогнутые линии и дуги в разных направлениях, делая их также то шире, то уже

Чешуя, камни, фонари, кольца, объемные фигуры

Кольца рисуются подобно второму уроку, сначала между двумя прямыми, сужая, расширяя кольцо, следуя на уменьшение-увеличение расстояния между ними, изменяя толщину линий.

Далее кольца прорисовать один в одном и на расстоянии уходящими вдаль друг от друга, получится своеобразный туннель из колец.

Чешуя – изображается то широкой, то узкой, оттеняя ее простым карандашом, то сильнее надавливать – создавая темные тени, то слабее – создавая легкую тень

Фонари рисуют, используя тетрадные клеточки. От одного конца до другого с двух сторон проводить дуги, которые будут соединяться и образовывать своеобразный фонарик. Доли, которые внутри, следует заштриховать, это придаст объем фонарю.

Камни – простой вариант изображения в стиле зентангл, их рисуют в округлой, неровной форме, накладывая друг на друга, оттеняя. Упражнение следует начать с заполнения квадрата от угла, рисуя камни, которые создадут эффект завала на рисунке, потом попробовать оттенить их.

Тренировки следует проводить каждый день, уделяя минимум 30 минут, тогда эскизы будут приобретать более красивые, четкие, уверенные линии и фигуры, завитушки.

Зентангл

Регулярная практика дудлинга, несмотря на свой бессознательный характер, сродни занятиям любым другим видом искусства. Со временем, человеку хочется повышать свой навык, пробовать что-то новое. Именно это и произошло с Марией Томас, художницей, и Риком Робертсом, человеком, который сменил множество профессий и видов деятельности. Однажды, Мария рассказала Рику, что при очередном дудлинге бессмысленных узоров, она испытала необычные ощущения, выслушав описание которых, Рик сразу постановил, что она описывает состояние от медитации. Начав изучать это, Мария и Рик вместе разработали целую систему арт-терапии, которую запатентовали под названием «Зентангл» (Zentangle), что на русский язык можно перевести как «Дзен-клубок».
 

В отличие от абсолютно свободного стиля дудлинг, зентанглы требуют максимально концентрации и создаются по строгим правилам. Всё то, что будет создано не со стопроцентным следованием технологии рисовании, официально считается «работами по мотивам зентанглов».
 

Во-первых, используются специальные квадратные листы бумаги с длиной одной стороны 89 миллиметров. Такую бумагу сложно купить, но просто вырезать самому из обычного листа А4.

Во-вторых, края квадратов нужно закруглить. Существует история, согласно которой Мария однажды постирала в штанах несколько своих работ, из-за  чего острые углы бумаги закруглились. Неизвестно, действительно ли это так, но инструкция неукоснительно требует закругления углов.

Далее, взяв листы и чёрную ручку, нужно уединиться в том месте, где вас никто не побеспокоит. Расслабившись, нужно начинать творить. Рядом с краями листа проводятся квадратные границы. Внутри рисуется нить – изогнутая любым способом кривая – она ложится в основу будущего зентангла. Нить должна разделять площадь внутри квадрата на секции.

Можно создавать «сплетения» — так в зентанглах называют любые геометрические фигуры и формы, которые рисуются в созданных секциях. Уже нарисованное стирать нельзя. Также как нельзя надолго засиживаться над рисунком. Рисунок должен быть искренним и максимально спонтанным, утверждают авторы практики. Процесс рисование зентангла должен стать своего рода ритуалом, как, например, каллиграфические дальневосточные цереноналы.

В рисунке не должно быть узнаваемых черт. Это – абстракция без сторон, созданная по правилам и не имеющая граней и границ. Освоение дзен-рисования позволит пробудить и развить до фантастического уровня творческое начало и эффективное мышление, в каком бы глубоком сне они ни находились.

Существует интересная техника рисования, имеющая название «зенарт». Фактически, это зентанглы, только без строгих правил. В зенарте художник может изображать известные всем предметы или существа – например, ананас, ящерицу, дерево – при помощи абстрактных переплетающихся линий.
 

Зенарт прекрасен тем, что позволяет использовать как профессиональные навыки художников с многолетним стажем, которые создают просто немыслимые картины в этом стиле, так и абсолютное отсутствие навыков людей, которые, даже не умея рисовать, могут очень необычно изобразить, допустим, стул.

7 мая 2018

Что необходимо для зентанглинга?

Даже если вы только начинаете рисовать зентанглы, не стоит небрежно относиться к выбору рабочих материалов, поскольку в этом процессе всё: от толщины линии, до фактуры бумаги, на которой эта линия проводится, — работает на создание особого состояния и получение удовольствия от выполненной творческой работы.

Зентанглы рисуются на специальных фирменных плитках плотной бумаги, которую вот уже более трёх веков производит итальянская компания Fabriano Tiepolo. Это белые или черные квадратики 9х9 см с неровными краями, на обороте которых стоит знак зентангла.

Для начала такие плитки можно изготовить самостоятельно, просто разрезав на квадраты большой лист плотной бумаги, которая вам понравится по качеству, текстуре.

Зентанглы рисуются черными (или белыми, если на черных квадратах) линерами, маркерами, гелевыми ручками или ручками-кисточками. Шариковые ручки здесь не подойдут, поскольку линия от них может быть прерывистой, нечеткой, неровной. Толщина может быть разной, но чаще всего используются линеры 01, 05, 005. Можно взять и фломастеры, но у них линия, как правило, слишком толстая.


зендудлингом

Неплохо было бы обзавестись альбомом или блокнотом для эскизов, в котором можно «набивать руку» и тренироваться в рисовании узоров, танглов. Это, конечно, можно делать и на обычных тетрадных листках в клетку, но лучше всё же сразу пробовать на хорошей бумаге для рисования.

Фото временных татуировок, выполненных ручкой

Ранее татуировки являлись идентификаторами людей для определения личности, украшением для многих верховных жриц и жрецов. Наличие таких рисунков никого не удивляло, не поражало и считалось обычным делом. Сейчас у многих людей мнение на счет татуировок поменялось. Но остались индивидуумы, которые знают, как выразить с помощью тату свои черты характера, преимущества, взгляд на жизнь. Решиться на такой смелый шаг тяжело, но стоит начать с малого. Если вас завлечет красота временных татуировок, в будущем вы будете уверены, что не пожалеете о долговременной татушке.

Как научиться рисовать зентангл и дудлинг?

Если вы еще не пробовали рисовать в популярных сегодня техниках зентангл или дудлинг, то самое время разучить их.

Пусть вы не станете создавать из рисунков настоящие картины, но у вас точно появиться занятие, к которому вы будете обращаться при необходимости выбросить накопившийся негатив, подумать о чем-то хорошем и прекрасном.

В этой статье собрана информация о техниках рисования зентангл и дудлинг. Вы не только узнаете, когда и у кого впервые возникла идея заполнения белого листа простыми, но эффектными узорами, и чем отличаются техники рисования, но и сможете развить свои скрытые способности.

Зентанглинг, зендудлинг и дудлинг: в чем разница

Зентанглинг очень часто путают с такими понятиями, как дудлинг и зендудлинг, хотя все эти техники рисования имеют отличия.

Дудлинг (doodling) представляет собой механическое, неосознанное рисование спонтанных орнаментов, которые сами приходят в голову и не несут в себе смысловой нагрузки. Этим дудлинг и отличается от зендудлинга, в котором рисование происходит осознанно и сосредоточенно. К тому же, дудлинг не привязан ни к каким рамкам: дудлы можно рисовать где угодно и как угодно. Вы, наверное, уже занимались дудлингом, сами того не зная – например, когда рисовали абстрактные узоры в школьной тетрадке.

Зендудлинг (zendoodling) сочетает в себе элементы и дудлинга, и зентанглинга

Зендудлинг, как и зентанглинг – обдуманный процесс, при котором художник сосредоточен и обращает внимание на каждый штрих. Но, подобно дудлингу, зендудлы не заключаются в границы плитки и могут занимать сколько угодно места

Также зендудлинг не запатентован и создается из каких угодно орнаментов и штрихов.

Нередко при обозначении зендудлинга используется слово зенарт (zenart). Но на самом деле зенарт скорее означает все техники рисования, которые вдохновлены зентанглингом. Работы в стиле зенарт могут быть какой-угодно формы (не абстрактное произведение, а, к примеру, животное, конкретный предмет или даже человек), но они точно так же состоят из абстрактных узоров вместо штриховки.

Существует и медитативная техника рисования под названием зендала (zendala), которая создается из зентангл-узоров, но рисуется в форме круга. Зендала требует от художника особенного сосредоточения, поскольку в пределах этого круга нужно соблюдать симметрию.

Многие из тех, кто начинает рисовать зентангл или зенарт, оставляют зендалу на потом как более высокую ступень мастерства.

Техника зентангл

Стиль рисования зентангл не требует выдающихся художественных способностей и освоить эту технику может любой желающий, а с навыками уже приходит мастерство. У техники есть ряд особенностей:

  • рисунок выполняется на плотных квадратных листах бумаги (260г/м2) размером 9×9 см, их называют плитками (можно купить готовые или разрезать лист акварельной бумаги формата А4 на 6 квадратов), если рисунок в круге, диаметр бумажного круга должен быть 11,5 см;
  • у готового рисунка нет верха и низа, начала или конца, рассматривать его можно под любым углом.

Техника рисования классического зентангла:

  1. В каждом из четырех углов бумаги карандашом наносится по одной точке.
  2. Соединить эти точки между собой (границы рисунка).
  3. Карандашом нанести линии (струны), разделяющие пространство на сектора.
  4. Лайнером или гелевой ручкой заполнить секции (для каждой секции использовать разный вид тангла).
  5. Карандашом нанести тени и растушевать.

Официальные танглы-зентангл

Зентангл — техника рисования, официально зарегистрированная система, которую в 2006 г. запатентовали М. Томас и Р. Робертс, пройдя их курс, человек становится сертифицированным преподавателем метода Zentangl. На сегодняшний день, существует 160 официальных (авторских) танглов в этой технике, ознакомиться с ними можно на сайтах:

  • tanglepatterns.com;
  • paterncollections.com.

Чем рисуют зентангл?

Зентангл – это техника, имеющая свои особенности в исполнении и наборе инструментов для рисования. Можно начать рисовать карандашом и обычной шариковой или гелевой ручкой, было бы желание. Когда начнет получаться, появляется желание реализовать свои зентангл-рисунки на профессиональной бумаге и качественными линерами. Что нужно для рисования зентанглов:

  • черные и белые лайнеры с толщиной линии от 0,5 – до 005 (популярные марки Pigma Micron, Pigma Sensei);
  • простой карандаш 2Н – твердый, для обозначения линий;
  • простой карандаш 2В – мягкий для растушевки;
  • точилка для карандашей;
  • гелевые ручки (Sakura, Gelly Roll) с разными металлическими оттенками.

Дополнительные материалы для насыщения цветом:

  • восковые мелки;
  • пастель;
  • акварельные краски.

Основные правила зентангла

Поскольку этот метод рисования запатентован авторами (Мария Томас, Рик Робертс), у него есть определенные правила-признаки, по которым можно определить классический зентангл:

  • рисунок абстрактен;
  • выполняется на маленьких белых квадратах (9х9 – классический размер);
  • используются черно-белые цвета;
  • в процессе рисования нельзя использовать ластик, вспомогательные линейки, трафареты или другие средства – всё от руки (единственный момент, когда используется карандаш и ластик, — это начальное определение границ рисунка, которые после окончания и нужно будет стереть).

Конечно, метод развивается, дополняется, появляется много течений, похожих на зентангл, но классические основы всё же остаются. И, наверное, это не случайно: такие правила возникли из практики и делают метод доступным, удобным для исполнения в любых условиях. К примеру, маленькие квадратики, как и гелевую ручку, легко можно носить с собой в кармане или сумочке. Для начала этого вполне хватит.

А вот если вы решитесь совершенствоваться в искусстве зентангла, то нужно будет тренироваться, набивать руку, отрисовывать разные танглы (части общего узора), для чего потребуется уже более серьёзное оснащение и разнообразный инструментарий.

Техника рисования в стиле зентангл и дудлинг

Существуют определенные правила для рисунков зентангл:

  • узор выполняется в черно-белой цветовой гамме
  • узор ограничивается квадратной рамкой внутри карточки заданного размера (9Х9 см)
  • внутри рамки рисуются произвольно линии, которые делят квадрат на сектора
  • образовавшиеся после проведения линий сектора заполняются причудливыми произвольными узорами
  • сюжет каждой композиции — абстрактный

Рисунки в технике дудлинг выполняются интуитивно, при их выполнении отсутствуют правила. Зентангл, в отличие от дудлинга, создается таким образом, что узор является полноценным и законченным с любой стороны и с любого угла.

Для рисования в технике зентангл понадобятся следующие материалы:

  • плотная акварельная бумага
  • линер (капиллярная ручка), маркер или обычная
  • шариковая ручка
  • простой карандаш

Разнообразные и неповторимые узоры создаются по одной схеме:

  • Вырезаем из бумаги плитки классического размера в Зентангл (9х9 см).
  • Рисуем строки: ставим четыре точки карандашом по углам плитки, немного отступив от края. На карандаш стараемся не нажимать, чтобы позже можно было легко избавиться от линий.

В каждом углу карандашом ставим по одной точке

  • Строки соединяем одной сплошной линией. Не стоит использовать для этого линейку или стараться рисовать линию ровно: некоторая небрежность придаст особое очарование плитке с нарисованным узором. Таким образом мы задаем границы для дальнейшей работы.
  • Следующий шаг — это создание «зон» внутри квадрата под будущие узоры. Они не будут разбросанными в хаотичном порядке, а создадут целостною картинку.

Соединяем точки

  • Когда узоры зентангл начнут получаться, то можно будет этот шаг пропускать и начинать рисовать без предварительной «разметки».
  • Как разметить квадрат на «зоны»? Проводя линии без отрыва руки от бумаги. На фото можно посмотреть, как выглядят такие линии.

Дальше необходимо будет карандашом нарисовать кривую линию, которая разделит участок листа внутри границы, она же и решит сколько видов узора и танглов вы сможете нарисовать внутри

Теперь нужно заполнить узорами пустое пространство между линиями. Зарисовываем сегмент за сегментом. Вот как это выглядит:

Начинаем заполнять секции различными узорами

Нет определенной последовательности, которую необходимо соблюдать: сегменты заполняйте узором так, как вам подсказывает ваше воображение. Оставляйте некоторые участки незарисованными, от этого общая картинка не пострадает.

Продолжаем рисовать узор

Когда посчитаете, что рисунок не требует корректировок и дополнений, сотрите нарисованные раннее карандашные линии.
Обязательно добавьте тени, определив для себя место расположения источника света

Без затенений взгляд не будет скользить по картинке и привлекать внимание.
Решив, откуда будет падать свет на элементы узора, добавим твердый карандаш и хорошо растушуем закрашенные границы.
Стороны заполненных сегментов затеним, придавая трехмерность изображению.. Узоры для зентангл приведены в этом разделе

Вы можете вносить изменения в них или придумывать собственные. Однако, если вы только учитесь рисовать зентангл, то лучше использовать классические шаблоны узоров

Узоры для зентангл приведены в этом разделе. Вы можете вносить изменения в них или придумывать собственные. Однако, если вы только учитесь рисовать зентангл, то лучше использовать классические шаблоны узоров.

С чего начинается зентангл

Статьиadmin
В этой статье мы поговорим о том, что такое зентанг, чем он отличается от остальных изобразительных искусств, каковы его философия и предназначение в нашей жизни.

Базовое определение зентангла. Зентангл — это абстрактный, разделенный на части рисунок, нарисованный на квадратном листе размером 3,5 дюйма по определенным принципам и правилам. Художник по-своему усмотрения создает структурированную модель следуя основным инструкциям. Не нужно никакой уникальной технологии, специальных материалов или художественного образования, чтобы стать художником по зентанглам. Основы зентангла:• Лист не должен быть ориентирован в пространстве, т.е. он не имеет ни верха, ни низа.• Лучше всего, что бы рисунок был абстрактным, т.е. не имел аналогов в реальном мире.• Рисунок следует выполнять черными чернилами на белой бумаге.• Зентангл имеет небольшой формат и быстрый в исполнении. поэтому его можно создать в любой момент, когда приходит вдохновение.Отличия зентангла от других изобразительных искусств. Зентангл сильно отличается от привычного рисования карандашом или красками, и прочих форм изобразительных искусств. Он был придуман как форма арт медитации, которую способен выполнить абсолютно каждый. Процесс создания зентангла так же важен, как и получившийся результат, который ценится за свою уникальную красоту. Создание зентангла должно твердо придерживаться следующих философских принципов:• Его создание импульсивно. Когда начинаете создавать зентангл, стремитесь не держать в уме конечной цели. В идеале, позвольте формам самостоятельно проявиться по мере рисования.• Его создание неспешно и, кроме того, неожиданно. Каждый штрих должен быть исполнен аккуратно, но без колебаний. Вместо того чтобы стирать выбившиеся из системы линии, художник должен использовать их как основу для новых, неожиданных узоров.• Его создание празднично. Как и медитация, метод зентангла должен дать вам ощущение свободы и оздоровления. Это способ радоваться красоте жизни.• Зентангл безвременен. Не нужно никакой технологии или специальных инструментов. Зентанглы должны соединять тех, кто воплощает их безвременными человеческими стараниями касаний ручки к бумаге.Разница между зентанглом и дудлом. Хотя бы раз в жизни каждый из нас создавал дудлы, например, на полях тетрадей и блокнотов, на кусочках бумаги

Дудлы обычно создаются во время того, как человек занят чем-то, но мало обращает на это внимание, например, говорит по телефону или сидит на уроке. Хотя лучшие дудлы могут быть похожи на зентанглы, они, на самом деле, сильно разнятся

Основные отличия:• Рисование зентангла требует предельной сосредоточенности. В отличие от дудла, человек, создавая зентангл, отдает ему все свое внимание безраздельно. Зентангл нельзя нарисовать, пока сидите на совещании, потому что сосредоточенность – неотъемлемая часть его художественной формы.• Зентангл — это церемония. Так как зентангл заслуживает все внимание художника, его следует создавать в тихом месте, где можно сосредоточиться и духовно настроить себя. Бумага и ручки обязательно должны быть высшего качества, так как зентангл – художественное занятие, которым можно довольно долго наслаждаться.

Читайте также: