• Без рубрики
  • 0

Нужна ли современному человеку философия

Функции философии

Несмотря на всю сложность положения философии в настоящее время, она помимо воли и желания отдельного индивида продолжает выполнять целый ряд функций необходимых для общества, и таким образом участвовать в жизнедеятельности каждого его члена. К функциям философии можно отнести:

  • мировоззренческую,
  • гуманистическую,
  • социально-аксиологическую и др.

Мировоззренческая функция философии заключается в формировании парадигмы, т.е. того образа мира, который представляется большинству в настоящий момент самоочевидным, аксиоматическим, исходя из которого выстраивается вся дальнейшая жизненная логика и путь каждого отдельного индивида. В частности, существование космоса, звезд, других планет, для современного человека представляет такую же обыденность, как существование духов камней, грозы, животных и растений, непререкаемость табу, для древнего человека, что в конечном итоге приводит к существованию современного и древнего человека в категорически разных мирах, хотя физически это одна и та же территория.

Гуманистическая функция философии связана с обоснованием ценности человека, человеческой жизни, прав и свобод в современном мире и обществе, учета этих ценностей общественной практикой – юридической, экономической, трудовой, политической и т.д. Особенно важным является утверждение гуманистической ценности духовной жизни человека, возвращение утраченной потребности в переживании духовной ценности существования, которая в настоящее время часто заменяется идеалами социального успеха и личностных достижений.

Социально-аксиологическая функция философии ориентирована на формирование тех ценностей, ориентиров в жизни общества, которые находят свое отражение в жизни каждого индивида. Важнейшими из них являются идеальные образы как самого общество и его устройства, так и отдельного человека.

Чего хочет аудитория

В качестве успешного переводчика можно привести такую медиафигуру, как Славой Жижек. Он активно включен в систему медиа и делает философию частью этой системы — быть может, это и есть хорошее популяризаторство сегодня. Некоторое время назад Жижек приезжал в Москву, чтобы выступить в Институте философии РАН. Когда он вышел в зал, то неожиданно для коллег поменял стратегию выступления и вдруг начал рассказывать анекдоты, которыми иллюстрировал диалектику Гегеля. Слушатели — особенно много было молодежи — сидели на полу, толкались в дверных проемах, и Жижек понял, чтó и как нужно говорить этой аудитории. Надо отдать ему должное: даже при несколько театрализованной, чтобы не сказать аффектированной, манере подавать материал он все равно сохраняет верность предмету. В этом есть какая-то честность, и она вызывает доверие.

Недавно я во «ВКонтакте» провел опрос, какую лекцию хотят от меня подписчики, и просто накидал фамилий — Делез, Деррида и другие звезды ХХ века. Я был удивлен, когда с огромным отрывом победил Жан-Люк Нанси, не слишком, казалось бы, популярный философ в русскоязычной среде. На втором месте оказался Ролан Барт — в отличие от Нанси, он почти весь переведен на русский, досконально изучен и вроде бы должен надоесть. Но надоел Делез. Третьим пунктом шел Николай Бердяев. Теперь я вряд ли могу систематизировать запросы аудитории, это скорее стихийные девиации на фоне легкой пресыщенности постструктурализмом. Поэтому я сам выбираю темы, объединяю в циклы. Но, безусловно, если рассказывать про какой-нибудь спекулятивный реализм, и для него слушатель всегда найдется.

Есть большой запрос на все, что связано с вопросами власти, идентичности, неравенства, особенно по части гендерных дискуссий. У меня, например, в этом году сложился цикл непубличных семинаров для разных компаний. Одна из них занимается дорогими украшениями, и они вдруг поняли, что им нужен семинар по феминизму. Вообще, вопрос о том, как должно быть устроено общество, — это чисто философский вопрос, и к нему вынуждены обращаться те, кто причастен к рынку и делает это на профессиональном уровне. Я также вижу искренний интерес к современному марксизму, левым и анархистским идеям, потому что в России легко стать либертарианцем. Еще сейчас активно осмысляются технологии — до сих пор, с 1950 года, когда Алан Тьюринг включился в дискуссию об искусственном интеллекте, все еще идут дебаты вокруг этой темы.

Так всегда было: люди делают вид, что глубоко интересуются классической музыкой или интеллектуальным кинематографом, для того чтобы принадлежать к тому или иному сообществу. Почему бы и философии не выступить в качестве фетиша и наряду с модными шмотками не быть частью публичной саморепрезентации? Сейчас к снобскому уровню потребления культуры добавились определенные философские течения, в которых по причине модности оказываются и люди, искренне заинтересованные в теме. Мне нравится пример из американской культуры: популяризаторы литературы обнаружили невиданный всплеск интереса к поэзии, при этом выяснилось, что огромный вклад в это внес инстаграм. Дело в том, что пользователи, для того чтобы картинка выглядела особенно круто и набрала побольше лайков, гуглят цитаты известных поэтов и подписывают ими свои фотки. Это явление может вызвать сердечный приступ у консервативно настроенного филолога, потому как за стихами в культуре зарезервировано место «высокого». С философией происходит то же: почему бы не надеть футболку с Грэмом Харманом, получив «пропуск» в сообщество обладателей претензии с потенциальной возможностью сверхкритики.

Люди осознали, что мир быстро меняется и нужно как-то не отставать, перестраивать мышление для адекватного понимания действительности. Поэтому запрос на самообразование понятен: любая обработка данных требует критики и аналитики, если ты не искусственный интеллект и не имеешь встроенного алгоритма

И зачем раскапывать ту или иную область мироздания сепаратно, если можно просто начать понимать все? Людям важно прокачать это понимание, научиться получать из мира релевантную информацию

Потому что философия враждебно относится к идентичностям, она создана, чтобы их расшатывать. Философия здесь выступает как добровольное введение себя в шизофреническое состояние, говоря упрощенно — она выводит из зоны комфорта, подрывает все идентичности, и если научиться видеть в этом определенную радость свободы, то все будет хорошо.

@pislices / giphy.com

Имена и термины

Но хорошая философия может ссылаться на Декарта или на Ницше для того, чтобы просто сократить формулировку аргумента. Даже если ты поверхностно знаком с традицией, то понимаешь, что значит сослаться на Ницше в том или ином контексте, — метафора «ницшеанцы» в политической ситуации может заменить длительные объяснения. Поэтому люди обращаются к западной философской традиции, предполагая, что она достаточно рациональна и при этом культурно обоснована для того, чтобы ею пользоваться в качестве авторитетной аргументации или некоей готовой логической эссенции.

Есть философия как университетская дисциплина, и есть образ философии, который ассоциируется с некоторой формой снобизма, потому что проистекает из конкретных терминологических особенностей. Практически все философы изобретают понятия и выстраивают отношения со своими современниками и предшественниками, интерпретируя уже существующие. В результате ты не можешь войти в этот спор, потому что не в силах понять, о чем идет речь. Поэтому философия требует определенной подготовки через введение в терминологию и преодоление барьера, который стоит на границе этой области знания.

Нужны проводники, которые покажут дорогу, помогая пройти сквозь терминологический частокол. На мой взгляд, популяризация — это вообще вид творчества, когда сложное излагается более простым и понятным для широкой аудитории языком, притом что содержание излагаемого не искажается. Такой человек должен быть культурным переводчиком, который прекрасно знает свою область и при этом открыт запросу, идущему от неподготовленной публики.

Что такое философия — Эссе

Министерство образования и науки Российской Федерации

Российский Государственный Университет нефти и газа им. И.М. Губкина

Кафедра философии и социально-политических технологий

Сочинение №2

«Что такое философия»

Группа МД-16-11

Выполнил:  студент Савенков  Л.А.      

       Проверил: доцент, к.филос.н.  Желнова  А.М.

Москва 2017

Что такое философия?

Что же такое философия? Над этим вопросом задумывались многие учёные, такие как Аристотель, Сократ, Гегель, Кант, Маркс, Соловьев и многие-многие другие. Слово «философия» происходит из древнегреческого языка и означает «любомудрие» или «любовь к мудрости». По определению философия – это такая любовь к мудрости, которая заставляет человека в его обостренно совестливом отношении к окружающему миру вести поиск и находить ответы на главные вопросы своего бытия.

Аристотель говорил, что «философия – это знание об истине». Сократ считал, что «философия – это поиск истины». Гегель полагал, что « философия – это эпоха, схваченная в мыслях». Кант думал, что философия – это метод исследования разума человека. В.С. Соловьев предполагал, что философия – это познание через веру. Маркс же гласил, что « философия – духовная квинтэссенция своего времени», призванная вносить в общество мудрость и разум и тем самым содействовать  общественно —  историческому прогрессу. Как мы видим, учёные из разных эпох трактовали понятие  «философия» по-своему. У каждого из них была своя любовь к мудрости. Но при этом все они хотели отыскать истину, смысл, сущность, закономерность существования человека в мире.

Предметом философии, то есть общим в системе « Человек – мир», являются природа, человек или общество.  То есть при помощи философии мы можем выявить общие закономерности существования природы и общества, а также найти тенденцию развития мышления человека.

Человек в процессе своей жизни задается множеством вопросов, таких как: откуда появилась жизнь? Как устроен мир? Зачем мы живем? Как человек относится к миру? Как он познает этот мир? Что такое человек? и многие другие. Философия помогает людям найти ответы на эти сложнейшие вопросы. У философии, разумеется, существуют свои функции: мировоззренческая (философия дает картину мира в целом, объединяет данные наук, искусств, практик), критическая (философия стремится разрушить старые идеалы и взгляды человека, пытается сформировать новое мировоззрение), гуманистическая (самоценность человека как личности, право на свободу, счастье),  методологическая (философия определяет способы достижения какой-либо цели), творчески-конструктивная (философия помогает мысленно моделировать будущее),  аксиологическая (философия определяет истинные ценности и идеалы людей), прогностическая (философия прогнозирует этапы развития человека, общества, природы (материи) на основе знаний об окружающем мире).

Окей, с чего тогда начать погружение?

Попробуйте просто взять и открыть какую-то философскую книгу: это будет мучительная встреча. Если вы чем-то уже занимаетесь и у вас есть сформировавшийся интерес, тогда вы, скорее всего, найдете подтверждение своим идеям и это даст вам импульс. Однако встречу с теоретическим текстом обычно облегчают комментаторы. Например, если читать Ханну Арендт, то небесполезно обратиться к Джудит Батлер. Тем более такого сложного философа, как Спиноза, тоже лучше читать с помощью «поводыря»: его физикалистский взгляд на мир превосходно развивает Антонио Негри. Но можно попробовать читать Делеза: он берет вас за руку и ведет через очень важные вехи истории философии, не искажая оригинальные тексты, но показывая их в совершенно другом преломлении — в преломлении человека современного.

Мне импонирует способ «броска в воду» — например, взять любой философский текст и впервые в жизни начать его читать. Это будет шок для мозга, который совершит перезапуск; главное — выкинуть из головы мысль о том, что есть какой-то правильный подход к изучению философии.

Другой хороший повод заинтересоваться философией — через биографии, которые имеют весьма опосредованное отношение к идеям философа, но предоставляют увлекательную перспективу для предварительного знакомства с ними. В издательстве ВШЭ не так давно вышла хорошая книга «Вторжение жизни. Теория как тайная автобиография», это сборник биографических статей о разных мыслителях ХХ века — о Сартре, Адорно, Барте, Батае и многих других, и в целом это про то, как личностные характеристики мыслителей отражаются в их теориях. Или не отражаются. Например, интересно, как скалистые пейзажи пляжей Неаполя повлияли на мышление Адорно, отдыхавшего там в юности. Замечательные философские биографии, к примеру, издает в качестве редактора Валерий Анашвили: о Барте, Деррида, Витгенштейне и прочих.

Это может послужить триггером, но в целом не заменит саму философию.

Довольно легкий способ начать знакомство с философией — это лекции, из которых можно узнать о хороших книгах и уже перейти к текстам.

Для меня есть несколько очевидных сценариев по внедрению в философскую тематику. Один из них — взять проверенную временем книжку, покрутить ее в руках, почеркать в ней карандашом и с кем-то обсудить. Этой книгой может стать Бертран Рассел и его «История западной философии». Я в свое время начал интересоваться философией потому, что в школе мне не объясняли, зачем нужна математика, с чего вдруг Ньютон и Лейбниц начали заниматься пределами. Как раз Рассел описывает историю философии так, что становится понятно, почему люди начинают задавать вопросы о мироустройстве, почему появляются интеллектуальные проблемы и как идеи влияют на мир. На моей памяти многие приходили к философии, когда им в руки попадалась книжка Мишеля Фуко «История сексуальности», к которой трудно не потянуться. Хотя содержание посвящено феномену власти.

С коллегами мы часто устраиваем философские дебаты, когда вы при помощи философии пытаетесь объяснить свои собственные убеждения. Это своего рода саморефлексия и способ красиво выступать, например, в соцсетях по части аргументации своей позиции. Для кого-то этот сценарий столкновения с философией окажется наиболее близким.

Безусловно, есть люди, которым важно систематическое обучение, и хронологический принцип может оказаться для них наиболее убедительным. Но в целом это совершенно не обязательно: Витгенштейн ничего не знал про античную философию, и ему это не мешало

Он начал читать Платона, потому что стало интересно, а не потому, что так положено.

Значение философии

Рассматривая проблему необходимости философии в современном мире, невозможно обойти стороной вопрос о ее сущности и значении в истории вообще. Хотя официально философия зародилась в первом тысячелетии до н.э. в настоящее время многие мыслители говорят о том, что философия не как наука, а как способ мышления, как обращение к сущности самого человека, и попытка постижения мира существовала с самого момента возникновения человечества. Даже рисунки древнего человека, выполненные углем на стенах пещеры, уже представляют собой попытку философского осмысления мира, в том отношении, что они являются актом отвлеченного осмысления бытия, оторванности от конкретики реальной жизни, ее насущных проблем, попыткой выхода за пределы привычно, что уже в известной степени и есть философия.

С данной точки зрения вопрос о необходимости философии современному человеку становится абсурдным, в той же степени, что и вопрос о необходимости человеку критического мышления. Отказ от философии влечет за собой замыкание человека в бесконечном круге бытовых (а не бытийных) проблем и трудностей, от разрешения которых он не в состоянии оторваться, хотя и сам в точности не понимает зачем так занят их решением и к какому итогу стремится прийти в конце.

Вместе с тем, ряд современных мыслителей подчеркивают значительную оторванность философии от общества (особенно российского), замкнутость и изолированность данных систем друг от друга. Философы заключены в свой обособленный и непонятный человеку «высший мир», в то время как обыденный человек не находит в себе сил, времени и устремления для обращения к философским во спросам. А даже в том случае если и обращается к философии, то последняя оказывается неспособной предоставить ему адекватный ответ, так как сама давно оторвалась от решения жизненных задач в пользу поиска абстрактных истин и метафизики.

Значительную роль в данном отношении играет становление массового сознания как апофеоза научно-технического прогресса и капиталистического общества, в массовой системе философия оказывается лишней, поскольку она способна вырвать человека из контекста бытия и поставить перед вечностью, в то время как массовый человек должен быть лишь усредненной частью массы не более того. В данном отношении многие философы указывают на кризисность современного общества и рационалистической философии, необходимость качественного перехода и возрождения духовности, обращения от производства материальных благ, к благам духовным. Однако пути подобного перехода остаются неясными и лучшее, что способны предложить иные мыслители заключается в традиционном обращении к религиозному мировоззрению, что вряд ли можно рассматривать как качественный шаг вперед.

От философии есть практическая польза?

Традиция практической философии идет еще от Античности, и сейчас люди пытаются натянуть на жизнь некую философию повседневности, своего рода новый стоицизм. Люди разочаровались в буддизме, в психологических техниках, в фармацевтической психотерапии, и ресерч на тему жизненного баланса приводит их к Сенеке, Марку Аврелию и Эпиктету, это три классических римских стоика, которые писали буквально про это, что такое «жить хорошо» и как этого достичь. Это чистейшая self-help практика.

Вопрос «Что есть хорошая жизнь?» для современного человека олицетворяет успех, признание, богатство, но почему-то это не гарантия счастья. Тогда выясняется, что эти синонимы счастья заранее фальсифицированы и нужно кое-что понимать о сути ценностей и быть с собой честным.

и попытку подумать над целями, желаниями, что лежат в сейфе, который мы хотим взломать. Есть книга «Конец эпохи self-help» Свена Бринкмана, где он ставит вопрос, как мы хотим улучшаться и какие у нас есть возможности. И с точки зрения присущего философии снобизма этот подход легко осудить — но это выбор того, кто зачем-то обращается к философии за ответом.

Штука в том, что у философии нет своего содержания. Это дисциплина о форме, а не о содержании. Она нам рассказывает, как человек мыслит, а что он при этом мыслит — без разницы

Что такое Вселенная, свобода, любовь, политика — неважно, все есть в философской мысли. Если мы научимся правильно пользоваться философией, она нам может помочь в чем угодно

Мы в России во многих отношениях находимся в изоляции и продолжаем жить отраженным светом западной мысли. Но люди уже начинают понимать, что отстают, и не в общетеоретическом смысле слова, а как раз в практическом. Например, в социальных аспектах бизнеса уже складывается понимание, что если что-то не прояснено, то могут возникнуть проблемы в первую очередь морально-этического характера

То есть важно выстраивать систему отношений и коммуникации на более высоком уровне, опираясь на представления, отражающие современную действительность. В этом может помочь философия — или, шире, теория: именно в этой плоскости сейчас можно удовлетворить запрос общества на адекватные модели поведения

То есть если ты в курсе современного состояния гуманитарного знания, то у тебя минимум шансов промахнуться в вопросах гендерного равноправия, постколониализма и других течений, которые сегодня тесно переплетены со сферой повседневного существования.

Это особенно важно для нашей социальной среды, потому что в этой стране мы являемся объектом постоянных и безжалостных манипуляций. Нам нужно научиться сопротивляться и защищаться

Так что в каком-то смысле это способ оставаться свободным — хотя бы отчасти.

У стоиков была идея вселенского гражданства, то есть, если ты используешь свой разум, ты гражданин, а если нет, то ты дурак. Это глубоко чайнический подход. Академические коллеги со мной не согласятся, но я считаю, что философия исторически существовала для чайников. Философия Сократа была философией для чайников, он ничем больше не занимался, кроме как докапывался до обычных людей с целью расшатать их мировоззрение. Сейчас философы потихоньку вылезают из университетской башни, где они сидели со времен Канта, начинают вести блоги и говорить на человеческом языке с обычными людьми. О разуме надо заботиться, но это начинается с личного осознания проблемы.

Как я понимаю философию — сочинение

Эссенатему:
«
Какяпонимаюфилософию 

Честно сказать 
каждый человек имеет право на
своё мнение, вот и я хочу поделится 
своим мнением о том как 
я понимаю философию. На мой взгляд
философия это такое явление 
которое в принципе до конца изучить 
не возможно, вроде тебе кажется что ты
понимаешь о чём рассказывает преподаватель
или какой-нибудь  известный учёный
или просто знакомый когда затрагивает
философскую тему и вроде тебе всё понятно
когда твой собеседник стоит перед тобой,
но только тебе стоит выйти на улицу или
пойти по своим делам ты начинаешь размышлять
об этом… а действительно ли это так, как
нам только что толковали или может быть
всё должно быть по другому?! Вот именно
в такие моменты любой человек размышляя
о жизни, о быте, о чём то вокруг и становится
в душе немножко философом. Ведь каждый
из нас хоть раз в жизни задумывался почему
«это» именно так, почему трава зелёная,
почему мы ходим по земле, почему мужчины
и женщины совсем не похожи друг на друга.
Некоторые считают что всё на земле сотворит
Бог, некоторые же считают что жизнь на
земле появилась в ходе революции, лично
я склоняюсь ко второму варианту, потому
что по моему мнению мир с каждым днём
эволюционирует, развивается, люди строят
новые здания, технику, создают новейшие
технологии в области строительства, медицины,
это всё говорит о том что человеческий
мозг не «стоит на месте», он становится
всё более совершенствование. В философии
очень много интересных и увлекательных
тем, эта наука пытается раскрыть нам самые
загадочные тайны, разгадать самые интересные
секреты жизни, человечества, быта. Философы
умнейшие люди в мире, они ещё с древности
интересовались вопросами которые вроде
бы и не актуальны, вроде бы и не волнуют
простых жителей нашей планеты. Но на мой
взгляд философы интереснейшие люди, их
можно слушать бесконечно, а философия
самая загадочная наука, самая интересная
и познавательная. На лекциях философии
студенты не спят как на обычно, потому
что это действительно интересно, и я хочу
чтобы философия развивалась как наука
всё больше и больше.

Читайте также: