• Без рубрики
  • 0

Что такое волюнтаризм простыми словами?

Что такое волюнтаризм?

Время скоротечно и переменчиво. Данное утверждение справедливо и для различных понятий. Например, слово «волюнтаризм» с момента его появления и до сегодняшнего момента претерпело значительных изменений.

Значение слова «волюнтаризм»

Слово «волюнтаризм» пришло в русский язык в девятнадцатом веке. Вместо него использовались другие слова и словосочетания. Самый близким аналогом можно назвать слово «произвол», если убрать из него негативную характеристику.

Корень слова «волюнтаризм» — «воло». В переводе с латинского языка это означает «испытывать потребность» или желать. Корень «воло» можно встретить во многих языках индоевропейской языковой группы.

Корень «воло» дал начало появлению существительного «волюнтас», что переводится как «хотение» или «желание». В последствии данный термин преобразовался в понятие «волюнтарис» — поступающий по своей воле.

Сейчас волюнтаризм используется в определении такого принципа, согласно которому личность не ограничена в выборе средств и целей. Противоположным понятием является детерминизм.

В западноевропейских странах и США волюнтаризм представляет собой общественное движение, основными проявлениями которого являются:

  1. Минимизация вмешательства государства в отношения между работодателем и работниками.
  2. Снижение роли власти в социальных процессах. В некоторой степени, анархизм проповедует анархизм.
  3. Борьба за расширение прав женщин в обществе.
  4. Обеспечение населения бесплатным доступом к медицинским, гражданским, образовательным, религиозным и экологическим организациям.

Волюнтаризм в философии

Понятие волюнтаризм используется не только в социологии

Оно является важной составляющей и других наук. Например, в философии – это название течения, в основу которого положена роль абстрактной воли в развитии цивилизации

В рамках волюнтаризма выделяются следующие направления:

  • гносеологическое;
  • теологическое;
  • политическое;
  • метафизическое.

Волюнтаризм в гносеологии предполагает верховенство веры над познанием в определении свободы и воли человека.

Политическая свобода предполагает организацию власти на пожеланиях обычного народа, а не правящей элиты. Население государства должно иметь право на свержение жестокого правительства. Яркими представителями данных воззрений были Жан-Жак Руссо и Томас Гоббс.

С точки зрения теологии волюнтаризм трактует общественную мораль как божье повеление. Творец всемогущ и его действия нельзя объяснить какими-либо рациональными действиями и категориями.

Волюнтаризм и психология

В психологии существует отдельное направление, изучающее влияние человеческой воли на психологические побуждения. Немецкий психолог Вильгельм Вундт вообще считал, что человеческая воля является первопричиной всех действия. Однако научное сообщество холодно восприняло его теорию.

Основные аргументы противников идей Вильгельма Вундта:

  1. Понятия желаний и разума нельзя измерять и привести к одному знаменателю.
  2. Человек никогда не сможет найти первопричины своих поступков самостоятельно.
  3. Мотивы поступков личности нельзя изучать только с точки зрения человеческой природы. Для сравнения необходимо изучать поведение животных.
  4. Данную теорию довольно сложно применять на практике, поэтому ее ценность для конкретного индивида.

Впоследствии на основе критики теории Вундта появились такие научные течения как прагматизм и функционализм.

Противники утверждали, что:

  • Практически никогда человек не может путем самоанализа постичь свои поступки и их первопричины;
  • Понятия разума и желаний не могут быть объективно измерены;
  • Для более глубокого изучения мотивов личности нельзя замыкаться лишь на человеческом обществе. Можно и нужно изучать поведение животных и сравнивать их с таковым у людей;
  • Практическое применение теории представляет собой довольно сложную задачу. Соответственно, ценность ее для разрешения проблем индивида достаточно низка.

Волюнтаризм и Хрущев

Для большинства россиян понятие «волюнтаризм» ассоциируется с Никитой Хрущевым, который был смещен с поста Генсека именно с данной формулировкой.

Хрущев был неоднозначным лидером. Он начал процесс ликвидации сталинизма, освободил большое количество политических заключенных. Период его правления способствовал так называемой «оттепели» в общественной жизни, что способствовало появления выдающихся деятелей искусства и культуры.

Философия волюнтаризма

Понятие воли в философии появилось задолго до Фердинанда Тённиса, но единого общепринятого определения не существует, разные эпохи и философы объясняли волю по-своему. В Средневековье, например, считалось, что воля Божья предопределяет все существование человека, и воспринималась как внешняя сила.

Можно выделить два основных направления в понимании воли:

  1. Разум определяет волю. Наиболее кратко это иллюстрируется определением воли у Цицерона, который называл ее «разумным желанием». Такое восприятие в разнообразных интерпретациях наиболее распространено и сегодня.
  2. Воля стоит над разумом, будучи фундаментальным свойством всего сущего. Такое понимание является основным в волюнтаристических направлениях философии XIX-XX веков (Шеллинг, Шопенгауэр, Ницше и др.).

Волюнтаризм в философии рассматривают как ответ на распространенное в XVIII-XIX веке течение рационализма, ставящего во главу угла разум как единственный источник истинного знания.

Два великих философа-идеалиста Ницше и Шопенгауэр вывели понимание воли на совершенно иной уровень. Философию того и другого называют волюнтаристической.

Артур Шопенгауэр (1788–1860 гг.) вводит понятие мировой воли – силы, управляющей всеми процессами. По сути, это жизнь как движение и не останавливающийся поток. Воля к жизни – стихийная сила, не определяемая разумом.

Шопенгауэр стал одним из основоположников волюнтаристического направления «философия жизни», в основе которого лежит идея о жизни как абсолютного начала мира, находящегося в бесконечном движении.

«До меня философы заняты были учением о свободе воли; я же учу о всемогуществе воли».Артур Шопенгауэр

Фридрих Ницше (1844–1900 гг.) на первый план выводит понятия сверхчеловек и воля к власти. И если у Шопенгауэра воля стоит над человеком и над всем сущим, то у Ницше все сущее и есть воля к власти, каждый наделен такой волей и конкурирует за власть с множеством других воль.

В этой борьбе побеждает сильнейший, поэтому воля к власти – это право сильного. Все, что стоит на пути к власти, должно быть уничтожено и отброшено. Мораль, нравственность, христианская любовь к ближнему – все это хлам, который мешает торжеству воли.

«Везде, где находил я живое, находил я и волю к власти».Фридрих Ницше

Обобщая, можно сказать, что волюнтаризм в философии – это направление, признающее первоосновой всего сущего (самой жизни) волю.

Политический волюнтаризм

Политический волюнтаризм подразумевает такую форму деятельности, которая опирается на субъективные желания и цели политика, игнорирующего объективные реалии политической жизни.

Волюнтаристы абсолютизируют роль волевого начала во власти, не учитывая реального положения вещей и не просчитывая последствий принимаемых решений. Такая организация политической деятельности ущербна и не может существовать долго.

Волюнтаризм в политике – это деструктивная сила, возникающая при стечении определенных обстоятельств, среди которых:

  1. отчуждение народа от политической власти;
  2. бюрократическая модель управления;
  3. отсутствие политической культуры и т.п.

Волюнтаризм Хрущева

Назначение Н.С.Хрущева в 1953 году первым секретарём ЦК КПСС ознаменовало новую эпоху в экономике СССР. Стиль руководства Хрущева стали официально называть волюнтаризмом. Это связано с тем, что он проводил экономические реформы административными методами, пренебрегая всеми рекомендациями опытных экономистов и ученых страны.

Последствия произвольных решений Хрущева были плачевными для экономики СССР и состояли в следующем:

  • безосновательное стремление «догнать и перегнать Америку», связанное с постоянными не подтвержденными экономическими расчетами вложениями инвестиций в промышленность, привело к дефициту бюджета страны;
  • возникновение «перегрева» экономики из-за постоянного расширения отрасли по изготовлению средств производства;
  • повышение темпов урбанизации привело к повышению уровня безработицы в городах и снижению общей квалификации работников из-за перенаселения и необразованности жителей глубинки;
  • снижение производства сельскохозяйственной продукции и падение уровня развития аграрного сектора.

Результатом волюнтаризма Хрущева стало его отстранение от должности в 1964 году путем заговора среди политических деятелей в высшем эталоне власти страны. Позже в Большой Советской Энциклопедии была дана следующая характеристика личности Н.С.Хрущева: «В его деятельности имелись элементы субъективизма и волюнтаризма».

Важно! Во всех учебниках по истории СССР написано о том, что все решения и действия Хрущева, которые касались внешней и внутренней политики страны, были довольно агрессивными и непредсказуемыми. Во всех словарях понятие «волюнтаризм» объясняется на примере деятельности Хрущева.

Волюнтаризм – объясняем сложное понятие простым и понятным языком

Нам очень часто в жизни приходиться сталкиваться с незнакомыми словами. Чтобы точнее понять философское значение понятия волюнтаризм, мы для начала начнём его разбирать никак философский термин, а рассмотрим его филологическое толкование.

Он было заимствовано русским языком в XIX веке из других языков, хотя имеет общий корень «воло», который образует многие наречения в языках индоевропейской группы. В том числе и в русском как «воля». В латинском языке (лат. voluntas — воля) это будет как (желать, испытывать потребность). Следуя лингвистики, мы видим, как лексема создала трансформацию из корня «воля» в существительное «волюнтас», обозначаемое (вожделение, хотение).

Следующим шагом было рождение латинского выражения «волюнтарис – «действующий, поступающий по своей воли»,
Далее это понятие быстро распространилась по другим европейским языкам и в том числе в английский – «voluntary-добровольные действия».

Понятие волюнтаризм как противостояние личности неким внешним обстоятельствам

Некие понятия со временем утрачивают свое первоначальное значение и приобретают другое, существенно изменяющее смысл. К таким терминам смело можно отнести и трактованные понятия волюнтаризма применительно к социальной сфере общества.

Можно сказать, что этот термин может иметь совершенно разные и противоположные оттенки. Он, может быть, применим в положительном смысле и отрицательном. Все зависит от цели, результата или стремления его достичь за счет каких действий и поступков.

Волюнтаризм как философское понятие

Представители различных философских течений по-разному и неоднозначно определяли суть этого термина. Но большинство принимало, что человек обладатель определенного осознанного сознания и наделен действием для достижения результата – свободы выбора в противовес сопротивлению общества и системы государства.

Философия трактует волюнтаризм как субъективность индивидуума (человека) и его стремление стать хозяином своей жизни, за счет твердого проявления своей воли. Каждый ребенок рождается свободным, но социальное общество, живущее по определенным правилам (социальной парадигме) делает всех в нем живущих зависимыми от него. Каждый, кто живет в социальном обществе, на каждом этапе жизни всегда зависит от общества

Сделаем заметку на этом месте, и примем точку зрения древних мудрецов – философов, а также и современных ученых кто придерживается этой оценки. И так на их простом языке это выглядит следующим образом, что волюнтаризм – это позиция человека, основанная на его воли и желаниях достичь определённой цели в жизни.

Но при этом важно понимать, как эти цели и действия будут взаимодействовать с другими членами общества, и влиять на общественно политические и социальные процессы социума. Так стремясь к собственной цели и свободе можно выглядеть «слоном в посудной лавке»

Волюнтаризм – экономика и политика

Советский период развития страны СССР подвергся волюнтаристским решениям И.В. Сталина, Н.С. Хрущева (последний был освобождён от должности с формулировкой, в том числе и за проведение волюнтаристской политики).

В наше время мы с вами наблюдаем отрицательный волюнтаризм президента Украины П. Порошенко, рейтинг которого не превышает 10% населения страны. Это один из самых показательных примеров, благодаря такому правлению – государство Украина. Которая утратила свой суверенитет и безопасность и продолжает подать вниз. Жизнедеятельность поддерживается за счет внешних заимствований. Страна расколота, утрачена транспортная и финансовая инфраструктура.

Западный мир тоже изобилует примерами крайних волюнтаристов во главе таких президентов, как США, Франции и Премьер-министра Великобритании, а также их высокопоставленных чиновников. Они поставили Мир на грань холодной войны.

Нарушены международные права в области мировой торговли, дипломатии и других областях мировых отношений. Объявлены торговые войны, санкции и другие безумные требования и условия в угоду мировых корпораций и миллиардеров. На планете не стихают войны, каждый день уносит чьи-то жизни.

Но есть и положительные примеры. Так мировые лидеры Россия, Китай и ряд других стран объединяются, чтобы противостоять этой вакханалии.

Что такое волюнтаризм?

Понятие «волюнтаризм» происходит от слова voluntas, что означает «воля». Что это такое? Философы вкладывают в понятие волюнтаризм природную, человеческую или божественную волю, которая является главной в развитии мира.

Хоть данное понятие появилось относительно недавно, его истоки берут начало еще с древних времен, когда отдельные личности пытались доказать свободу каждого существа в формировании своей судьбы.

Простыми словами, волюнтаризм – это волевая позиция человека, который заявляет о своих желаниях и неукоснительно идет к ним. Он становится свободным от общественных норм и правил, при этом не ущемляет права и свободы окружающих. Он заявляет о своей позиции и отстаивает ее, при этом требует от других придерживаться заявленным требованиям, оставаясь при этом самими собой.

Волюнтариста можно назвать хозяином жизни, который полностью берет на себя ответственность за собственную жизнь. В свое время воля противопоставлялась разуму, то есть противоречила другому философскому направлению – рационализму. Поскольку в давние времена существовало много направлений в психологии и философии, у каждого деятеля было свое мнение на счет волюнтаризма:

  • Спиноза не рассматривал поведение человека без мотивации. Воля относится к душевной части жизни, но не к телесной.
  • Кант рассматривал волю как единицу, которая может быть свободная и несвободная.
  • Лейбниц рассматривал волю только в совокупности с разумными решениями, а не со страстями.
  • Гегель сравнивал волю со свободой, определяя волюнтаризм как «свободу».

Однако родоначальником направления является Шопенгауэр.

Стремитесь жить свободно и счастливо. Звучит привычно и оптимистично. Но то, что вы вкладываете в данное короткое выражение, будет влиять на вашу способность жить свободно и счастливо.

Что значит свободно? Жить по правилам, установленным обществом, или быть свободными в своем выборе, понимать, что жизнь не может развиваться по одному и тому же сценарию? Что значит счастливо? Достичь целей, которых достигают все люди, или позволить себе иметь то, что действительно радует вас?

Некоторые правила, по которым живет общество, вам вредят, установки и убеждения, которые считаются правильными, вас лишают счастья, цели не дадут того счастья, которое должно идти изнутри.

Существует убеждение, что лучше играть свадьбу один раз. Это хорошее желание. Если получилось найти человека, которого вы смогли полюбить на долгие годы и с которым выстраиваются гармоничные взаимоотношения, тогда за вас можно порадоваться. Но что делать, если любви между супругами нет, каждый день проходит в скандалах, муж и жена начали искать любовников?

Установка «Создать семью раз и навсегда» просто разрушает возможность жить счастливо обоим супругам. А ведь можно разойтись. Можно найти других партнеров и сыграть с ними свадьбы. Можно хоть 5 раз за всю жизнь стать чьим-то супругом (супругой) и развестись.

Сейчас читают: Как побороть страх и неуверенность в себе

Если не получилось обрести счастье в первом браке, то имеете право попытать счастье во втором. Иногда хорошим становится выбор, когда вы начинаете отношения с человеком, который развелся. Этот партнер знает, что такое брак, ответственность в семейной жизни и ведение совместного хозяйства. Он понимает, каково жить с другим человеком под одной крышей и что ему нужно от любимого партнера.

Этими знаниями не обладает тот, кто ни разу не женился/не выходил замуж. Эти люди еще не знают, что такое семейная жизнь на самом деле. А сама установка «Сыграть свадьбу раз и навсегда» может как помочь стать счастливым человеком, так и напрочь разрушить счастье.

Позвольте себе быть свободными. Позвольте себе иметь столько партнеров, сколько нужно. Даже если вы каждый год будете менять партнеров и чувствовать себя счастливым человеком, разрешите себе подобный образ жизни. Вы не обязаны жить по установке «Отдай свое сердце одному, не гуляй со многими».

Свобода – значит жить не по общественным правилам. Это разрешение себе не быть миллионером, не иметь дорогого автомобиля, не быть героем-мачо, не быть красавицей, не иметь детей, быть холостым человеком или свободной от брака женщиной. Если вы чувствуете потребность жить не так, как это принято, разрешите себе это. Так можно стать счастливым человеком. Счастья не достигнуть, руководствуясь традициями и общественными рамками.

Есть люди, которые хотят иметь детей, а есть те, кто не ощущает потребности рожать наследников. Почему бы не позволить быть правыми всем: одни пусть рожают, а другие нет! Некоторые общественные установки просто лишают счастья. Пока вы пытаетесь жить так, как все, вы помогаете социуму делать вас несчастным человеком.

Примечания

  1. Murray Rothbard (May 1973), Yes, Reason Magazine, сс. 19, 23–25
  2. ↑ G. E. Aylmer (ed.) (1975), The Levellers in the English Revolution, Ithaca: Cornell University Press, сс. 68, 80
  3. George H. Smith (1982), «Nineteenth-Century Opponents of State Education», in Robert B. Everhart, The Public School Monopoly, Cambridge: Ballinger Publishing, сс. 109-144 at pp. 121-124
  4. EAG Clark (1982), , History of Education
  5. Auberon Herbert (1908), , Oxford University Press
  6. ↑ Henry David Thoreau (1960), Walden, or Life in the Wood and On the Duty of Civil Disobedience, with an Afterword by Perry Miller, New York: New American Library (Twenty-first printing), сс. 33, 222–223, 232
  7. R Drinnon (1962), Thoreau’s Politics of the Upright Man, The Massachusetts Review
  8. Carl Watner, ed. (1982), A Voluntary Political Government: Letters from Charles Lane, St. Paul: Michael E. Coughlin, Publisher, сс. 52
  9. Albert Jay Nock. Memoirs of a Superfluous Man. — New York: Harper and Brothers, 1943. — P. 307.

Значение слова «волюнтаризм»

1. Филос. Идеалистическое воззрение, приписывающее воле решающую роль в развитии мира, отрицающее объективную закономерность и необходимость в природе и обществе.

2. Психол. Признание воли, а не разума решающим фактором психической жизни.

3. В политике и общественной жизни: субъективистские произвольные решения, игнорирующие объективно существующие условия и закономерности.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Стремление реализовать желаемые цели без учёта объективных обстоятельств и возможных последствий.

Экономический волюнтаризм — произвольные решения в хозяйственной практике, пренебрегающие объективными условиями и научно обоснованными рекомендациями (в таком значении это слово официально употреблялось в СССР в 1964—1985 для оценки деятельности Н. С. Хрущёва).

Волюнтаризм (философия) — идеалистическое направление в философии, приписывающее божественной или человеческой воле основную роль в развитии природы и общества.

Волюнтаризм (политика) — политическая позиция, согласно которой все формы человеческого объединения должны быть добровольными настолько, насколько это возможно.

ВОЛЮНТАРИ’ЗМ, а, мн. нет, м. . 1. Направление идеалистической философии, признающее волю основой действительности, всего существующего (филос). 2. Направление психологии, рассматривающее волю, как главный фактор психической жизни (псих.).

волюнтари́зм

1. филос. идеалистическое направление в философии, приписывающее божественной или человеческой воле основную роль в развитии природы и общества ◆ Волюнтаризм и иррационализм пасуют перед малым разумом, перед рассудком, и ограничивают его господство лишь тёмной, иррациональной волей. Н. А. Бердяев, «Философия свободы», 1911 г. ◆ Конечно, нет никакого сомнения, что волюнтаризм Хомякова относится к космосу, к тварному бытию, т. е. не ведёт нас к абсолютированию мира, т. е. к пантеизму. В. В. Зеньковский, «История русской философии», 1948 г. (цитата из НКРЯ)

2. психол. признание воли, а не разума, решающим фактором психической жизни ◆ Яркой фигурой в истории страны он стал благодаря двум чертам своего характера — бонапартизму и волюнтаризму.

3. полит. субъективистские решения, игнорирующие объективно существующие условия и закономерности развития чего-либо ◆ Процесс созидания — дело живое, оно не терпит авторского волюнтаризма, предвзятости, следования намеченной схеме. Эльдар Рязанов, «Подведённые итоги», 2000 г. (цитата из НКРЯ) ◆ В последующие за переворотом годы многие, если в разговоре упоминался Хрущёв, начинали поноси́ть его за волюнтаризм, и некоторые наверняка искренне. Константин Феоктистов, «Траектория жизни», 2000 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: соглашательский — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Психология и волюнтаризм

В психологической науке различают два волюнтаристических подхода:

  1. Воля признается психическим процессом, качественно уникальным и сложным.
  2. Придающий воле еще большую значимость. Его сторонники признают наличие первичной, врожденной воли у людей как способности, зависящей только от них. Она определяет всю остальную психическую деятельность. Возможность волевых действий объясняется существованием этой духовной сущности. Воля в таком понимании сознательно не контролируется и не зависит от общества. В то же время некоторые приверженцы этого подхода не отрицали разнообразие психических процессов, хотя принцип осуществления их всех считали однотипным с волевым.

Волюнтаризм в психологии характеризует превосходство свободной воли над разумом и естественными законами, ее определяющую роль в жизни людей, преувеличивает влияние сознания и психики в деятельности человека, но недооценивает значение объективной реальности, считая, что воля от нее не зависит

Противоположность волюнтаризму – детерминизм — признает важность воздействия внешних факторов

Также можно встретить мнение, что волюнтаризм – такое подчинение человеком с сильной волей более слабого, при котором желания и возможности последнего не учитываются.

Волюнтаризм в философии

Понятие волюнтаризма относится к идеалистическим теориям — первостепенное значение в происхождении и существовании всего и вся отдается нематериальным категориям.

Представители различных течений учения понятие воли толкуют неоднозначно, но все философы-идеалисты отдают ведущую роль в развитии всего существующего воле бога или человека. Они отрицают объективные, с точки зрения реализма, потребности общества и законы природы.

С точки зрения исторического изменения философских взглядов, волюнтаризм характеризует период смены убеждения, что человек есть носитель теоретического сознания того, что он — существо деятельное и действующее, ориентирован на результат и добивается его. Проблема свободы выбора и принятия решений человеком существует и всегда будет существовать. В противовес течениям с фаталистическим пониманием устройства мира и общества (все предрешено, система решает все и т. п.).

Можно встретить очень категоричное понимание того, что такое волюнтаризм в философии. Основывается на убеждении о том, что воля — это то, с чего все началось и то, благодаря чему все происходит. Она является бессознательной первопричиной всего сущего и основой духовной жизни человека. Абсолютно конкретная, но все же абстрактная, сама по себе воля — из ниоткуда.

Итог

Волюнтаризм имеет неоднозначную природу своего происхождения. Это приводит к такому итогу, как появление неправильного понимания. Многие полагают, что волюнтаризм непосредственно связан с авантюризмом и игнорированием правил, рамок, морали. Однако в некоторой степени это не так.

Волюнтаризм на сегодняшний день несет положительный окрас, поскольку подразумевает под собой свободу мнений, движений и мыслей. Человек волен принимать произвольные решения. С одной стороны, люди согласны с данным представлением, когда речь идет об их волеизъявлении. С другой стороны, они противостоят ему, когда свои желания отстаивают окружающие. Как это исправить?

Говорите себе: «Я даю тебе свободу. Ты взрослый человек и сам можешь решить, что тебе делать дальше. За это ты, соответственно, будешь сам отвечать».

Давайте свободу мыслей и действий своим любимым людям. Если вас не просят дать совет, значит, не настаивайте на том, чтобы ваше мнение выслушивали. Не навязывайте свои идеи. Вы можете что-то предложить, но пусть люди сами решают, слушать вас или нет.

Вместе с тем стройте свою жизнь. Вы можете жить так, как хотите, независимо от того, нравится это вашему партнеру или нет. Он может уйти от вас в любой момент, и вы его отпустите, потому что «он волен принимать свои решения как свободный и взрослый человек и отвечать за последствия своих поступков».

Распоряжайтесь своими деньгами так, как сами считаете нужным. Будьте внутренне и внешне такими, какими сами хотите быть. Живите в угоду своих желаний. Думайте своей головой и отвечайте за последствия своих решений. Не подчиняйтесь никому, но не забывайте прислушиваться, поскольку иногда вам могут подсказать что-то полезное.

Читайте также: