• Без рубрики
  • 0

Сила есть, воля есть, а сила воли? как современному обломову вырасти в зрелую личность?

Социально-психологические качества

Ежедневно людям приходится взаимодействовать с социумом, выражая собственные коммуникативные умения и комплекс социально-психологических черт личности.

Понятие «личность» уже само предполагает некоторое качество, поскольку каждый субъект должен вырабатывать самостоятельно в собственной персоне личность. Никто не рождается сразу личностью. На такой процесс формирования воздействует масса обстоятельств и прежде всего, это воспитание, уличная среда, условия существования.

Социально-психологические личностные параметры вырабатываются вследствие влияния взаимодействия с окружающими субъектами, итогом которого является появление сформировавшихся убеждений, социальных требований в отношении себя, социума.

Психологические черты и социальные характеристики образуются при условии наличия коммуникативного взаимодействия с социальными подгруппами. Социальные особенности личности отображают основополагающие ее черты, которые позволяют людям завладевать определенными позициями в социуме.

Социально-психологические параметры в строении личности подразделяют индивидов на три разновидности: атлетики, пикники и астеники.

Люди, относящиеся к первой разновидности, обладают чертами социально энергичной личности, стремящейся пребывать в кругу внимания. Атлетик желает добиться доверия других, занять лидирующее положение в социальной среде. Такие личности довольно экспрессивны.

Люди второй разновидности быстро приспосабливаются к новым условиям. Они выстраивают взаимоотношения с окружающими индивидами в социуме, основанные на возможности свободно высказывать собственные убеждения, интересы, принципы, при этом избегая конфликтных ситуаций.

Люди, относящиеся к последней разновидности, характеризуются малой общительностью. Они интроверты, не стремящиеся обрастать связями, отношениями и новыми знакомствами.

Социально-психологические качества личности обусловливаются:

– содержанием миропонимания человека;

– интересами и потребностями, степенью быстрой переключаемости с одного на иное либо их устойчивостью, незначительным содержанием интересов потребностей либо наоборот;

– уровнем целостности такого мировосприятия и личностных установок;

– степенью осознания собственного предназначения в социальной среде;

– неординарным проявлением комплекса различных качеств.

Таким образом, человеку для благополучной жизнедеятельности следует неизменно вырабатывать социальные черты и психологические качества в собственной личности. Поскольку уровень социально-психологических параметров личности оказывает непосредственное воздействие на результативность деятельности.

Какие бывают черты характера человека

К положительным относятся:

️ адекватность, альтруизм, активность;

️ бесстрашие, бережливость, благоразумие, благородство;

️ великодушие, воспитанность, вежливость, внимательность, веселый нрав, воля, высоконравственность;

️ гуманизм, галантность, гармоничность;

️ дружелюбие, деликатность, добросовестность, дисциплинированность, дальновидность, дипломатичность, деловитость, доброта, добродушие;

️ естественность;

️ женственность, жизнерадостность;

️ заботливость, запасливость;

️ изобретательность, инициативность, исполнительность, искренность, интеллигентность;

️ креативность, коммуникабельность, корректность, культурность, компетентность, коллективизм, красноречивость;

️ любознательность, ласковость, легкость в общении;

️ мудрость, мужественность, миролюбие, мечтательность;

️ нежность, независимость, надежность, наблюдательность, находчивость;

️ опытность, общительность, обаятельность, образованность, осторожность, ответственность, опрятность, отзывчивость, одаренность, объективность;

️ порядочность, позитивность, практичность, понимание, приветливость;

️ решительность, романтичность, радушие;

️ самокритичность, скромность, сообразительность, совестливость, самостоятельность;

️ тактичность, трудолюбие, тяга к творчеству, терпеливость;

️ улыбчивость, упорность, уравновешенность, уважительность, упорство, учтивость, усидчивость;

️ хозяйственность, харизматичность, храбрость;

️ целомудрие, целеустремленность;

️ чистосердечие, честность, чуткость;

️ щедрость, шутливость;

️ энергичность, экономичность, энтузиазм, эмпатичность, эрудированность.

К отрицательным качествам относятся все антиподы перечисленных черт.

Например:

️ агрессивность;

️ вульгарность;

️ наглость;

️ завистливость;

️ высокомерие;

️ лживость;

️ меркантильность;

️ самовлюбленность;

️ обидчивость;

️ эгоистичность;

️ черствость и т.д.

У каждой положительной черты имеется противоположное значение. Однако есть некоторые качества, которые можно назвать нейтральными:

️ застенчивость;

️ молчаливость;

️ напористость;

️ стыдливость;

️ мечтательность.

Для одних людей это положительные качества, для других могут оказаться отрицательными. Например, напористость. В бизнесе она иной раз необходима, а в личных отношениях иногда сильно мешает. Стыдливость хороша для девушки, но негативно воспринимается, когда появляется у молодого человека. При составлении психологического портрета учитываются все вышеперечисленные положительные качества, их антиподы и другие особенности.

Особенности формирования характера человека

Долгое время философы полагали, что характер – это врожденная черта человека. То есть, он рождается уже с определенным набором качеств, которые в процессе формирования не изменяются. Сегодня эта точка зрения не поддерживается. Доказано, что характер формируется на протяжении всей жизни и зависит от воспитания, окружения, вхождения в определенную социальную группу, профессиональной деятельности и т.д.

Впервые мысль о существенном влиянии на характер внешних факторов выразил ученый Д. Локк, который утверждал, что психофизические свойства и воспитание влияют на формирование характера в равной степени.

Современная наука (последнее столетие) поддерживает эту гипотезу.

По оценке исследователей, на формирование личности оказывают влияние:

  • трудовое воспитание;
  • личный пример;
  • физическое воспитание;
  • саморазвитие;
  • морально-этическое воспитание;
  • правильное формирование привычек.

В независимости от возраста процесс формирования характера подвергается воздействию информационного поля, в том числе личностью воспринимаются:

  1. культурные ценности, идеология, культивируемые в обществе;

  2. личный пример уважаемых для конкретной личности людей;

  3. общественное мнение и распространенные в обществе суждения;

  4. литература, телевидение, кино, театр.

Зрелый, думающий человек также может заниматься коррекцией своего характера. Таким образом, формирование характера происходит в течение всей жизни.

Влияние на его изменения оказывают три основные фактора:

  • физиологические (пол, темперамент);
  • социальные (воспитание, культура, семья, школа, коллектив);
  • личностные (саморазвитие, самовоспитание).

Первым этапом развития характера является раннее младенчество

На этом уровне очень важно дарить ребенку любовь, заботу, давать много внимания, поскольку именно здесь формируется эмоциональная составляющая на всю последующую жизнь

Далее развитие личности происходит в младшем дошкольном возрасте. Ребенок изучает и копирует модели поведения взрослых, находящихся рядом

Важно прямое обучение с соответствующим эмоциональным подкреплением (похвала). Именно в этом возрасте формируются такие черты как доброта, отзывчивость, трудолюбие

В младшем школьном возрасте главную роль играет оценка поступков и действий малыша взрослыми людьми, прививаются понятия «хорошо» и «плохо». Появляются черты характера, относящиеся к труду: ответственность, пунктуальность.

У подростков активно идет формирование морально-этических норм и волевой сферы. К концу обучения в школе, характер, как правило, уже сформирован, далее он только корректируется.

Как воспитать силу

Можно ли воспитать в себе силу воли, выработать твердость и бесстрашие перед трудностями? Как приобрести сильный характер? Психологи утверждают, что силу характера можно вырабатывать всю жизнь. У каждого человека есть врожденные особенности черт личности, которые не зависят от его воли. Однако помимо врожденных качеств можно сформировать и приобретенные. Для этого необходимо:

  • самовоспитание;
  • саморазвитие;
  • правильное окружение;
  • личный пример;
  • правильное мировоззрение;
  • способы самовыражения.

Самовоспитание и саморазвитие — два особенно важных пункта в формировании волевых качеств. Человеку необходимо работать над собой, поставить цель и двигаться в ее направлении. Самовоспитание начинается с порядка в мыслях и делах: нужно приучать себя к определенному распорядку дня и не позволять себе лениться.

Предлагаем ознакомиться Значение и происхождение имени анжелика характер и судьба девочки

Саморазвитие выражается в постоянном познании себя и окружающего мира. Это может быть хобби, которое расширяет кругозор, или волонтерство. Волонтерство организует человека, является стимулом к действию и самообразованию.

С саморазвитием и самообразованием тесно связано мировоззрение. Четкая жизненная позиция человека, стремление к цели заставляют активно двигаться и развиваться. Неверное мировоззрение будет тянуть вниз, уводить от поставленной цели и заставит в результате плыть по течению и стать приспособленцем вместо хозяина своей судьбы.

Важно! Твердость характера не передается генетически, она формируется и вырабатывается в течение жизни. Однако для правильного движения в выбранном направлении необходимо еще оно условие — адекватная самооценка

Нужно научиться быть честным с самим собой и осознавать, насколько сильным и волевым человеком вы являетесь на самом деле. Чувство собственного достоинства не следует путать с чувством собственной важности — это разные качества и характеристики

Однако для правильного движения в выбранном направлении необходимо еще оно условие — адекватная самооценка. Нужно научиться быть честным с самим собой и осознавать, насколько сильным и волевым человеком вы являетесь на самом деле

Чувство собственного достоинства не следует путать с чувством собственной важности — это разные качества и характеристики

Личный пример — это человек, на которого вы можете равняться. Им может быть историческая личность или современник, достойный уважения. Не обязательно копировать стиль поведения данного человека, хотя иногда и это может быть полезным.

Очень важный аспект на пути формирования сильного характера — это управление своей эмоциональной сферой и намерениями. То есть, человек не должен идти на поводу у своих эмоций и желаний, а уметь ими управлять.

На заметку! Делайте не то, что нравится делать, а то, что приносит пользу. Так вы сможете воспитать силу воли и характера.

Обратите внимание! Процесс воспитания силы воли и характера похож на спортивную тренировку: нужно постоянно прилагать усилия и много раз повторять одно и то же упражнение. Как мышцы запоминают определенные движения, так и психика закрепляет черты, необходимые для развития силы характера

Как понять, что предпосылки есть

Как понять, что в вас есть потенциал, стать эмоционально сильным человеком? Во-первых, так будет легче понять какие черты характера нужно развивать, а, во-вторых, даст дополнительную мотивацию. Возможно, вы поймете, что трудиться придется не так уж много.

Первый признак – самостоятельность. Вам не нужны другие люди, чтобы добиться результата. Нет, конечно, мы живем в социуме и зависим от окружающих. Однако, самостоятельность предполагает, что вы в состоянии найти нужного человека, который будет готов помочь вам и выполнить возложенные на него функции вне зависимости от его желания.

Далее идет стойкость и самообладание. Препятствия не выводят вас из себя, вы спокойны даже в тот момент, когда все идет вопреки вашей воли. Вы не расстраиваетесь слишком сильно и эти эмоции не выводят вас из равновесия, они не тормозят вашу дальнейшую деятельность и уж точно не парализуют.

Уверенность в себе – тоже качество волевого человека. Плевать на чужое мнение. Вы поступаете правильно, профессионально, лучше всех. Никто не в силах переубедить вас.

Инициативность, обязательность, дисциплинированность заставляют вас действовать

Вы не нуждаетесь в дополнительной мотивации, не обращая внимание на лень можете организовать свой труд, продумать план и строго ему следовать

Не всегда все происходит быстро, иногда для достижения результата нужно терпение. Не получилось в этом году, значит надо продолжать. Это единственная мысль, которая помогает каждый день вставать утром.

Если вы нашли в себе хотя бы одно из вышеперечисленных качеств, значит уже в небольшой степени выполнили план по созданию своего нового характера. Надеюсь, оно поможет разобраться со всеми остальными. Могу посоветовать вам книгу Келли Макгонигал «Сила воли. Как развить и укрепить», чтобы справиться с остальной работой было значительно легче.

Черты людей, характеризующие их темперамент

Врожденные качества личности формируют его как социальное существо. Учитываются поведенческие факторы, тип деятельности и круг общения. Категорию разделяют 4 понятия: сангвиник, меланхолик, холерик и флегматик.

  • Сангвиник – , легко подстраивающаяся под новую среду обитания и преодолевающая препятствия. Общительность, отзывчивость, открытость, жизнерадостность и лидерство – основные черты личности.
  • Меланхолик – слабая и малоподвижная . Под влиянием сильных раздражителей возникают нарушения в поведении, проявляющиеся пассивным отношением ко всякой деятельности. Замкнутость, пессимизм, тревожность, склонность к рассуждениям и обидчивость – характерные черты меланхоликов.
  • Холерики – сильные, неуравновешенные, энергичные качества личности. Они вспыльчивы и несдержанны. Обидчивость, импульсивность, эмоциональность и неустойчивость – явные показатели беспокойного темперамента.
  • Флегматик – уравновешенная, инертная и медлительная личность, не склонная к переменам. Личностные показатели выступают в легком преодолении негативных факторов. Надежность, доброжелательность, миролюбие и рассудительность – отличительные черты спокойных людей.

Волевые качества личности

Многим бесспорно бы хотелось, чтобы в жизни все проистекало само собой, чтобы не приходилось прикладывать усилия. Однако ежедневно бытие развеивает их мечты. Ведь повседневно людям приходится решать множество проблем, они сталкиваются с массой трудностей и им доводится постоянно прикладывать усилия.

Даже поход в ближайший супермаркет уже является некоторой долей усилий. При этом, дабы двигаться вперед и развиваться, люди действуют, однако путь прогресса каждый субъект выбирает индивидуально. Его протяженность и скорость хода по нему чаще всего обусловлена отношением индивида к трудностям, сколько он намерен преодолеть, дабы достичь цели.

Проще говоря, на этом пути человек как раз и использует собственные волевые качества.

К волевым качествам личности относят следующие:

– решительность (умение мгновенно обозначить цель и траекторию пути ее реализации, даже в экстремальных обстоятельствах);

– целеустремленность (уверенное продвижение к намеченной цели, решимость отдать время и приложить усилия, дабы достичь ее);

– настойчивость (способность доводить новое дело до последовательного завершения, не отступать от намеченного, не искать более простой путь);

– смелость (преодоление растерянности и страха при трезвом осмыслении потенциальных опасностей);

– выдержка (самоконтроль, умение посредством воли сдерживать собственные действия, которые препятствуют воплощению задуманного);

– дисциплинированность (осмысленное подчинение собственных действий определенным нормам);

– самостоятельность (способность совершать деяния в одиночку, не оглядываясь на окружение, а также поведение других индивидов оценивать согласно собственным убеждениям).

Считается, что волевые параметры человека не относятся к врожденным качествам. При этом нужно понимать, что их формирование обусловлено темпераментом, который зависит от физиологических характеристик нервной системы. Реагирование людей на определенные жизненные сложности связано с интенсивностью и скоростью реакций психики, однако формирование волевых параметров личности возникает лишь в процессе активности и получения опыта.

Первые проявления волевых актов наблюдаются в раннем детском периоде, когда кроха старается контролировать себя (не требует сиюминутного удовлетворения потребностей). Общение и познание окружающей яви формирует характер, в котором волевые черты впоследствии завладеют ведущей позицией в строении личности.

Личностное развитие происходит лишь в условиях преодоления преград. Зачастую, чем более выражены проявления волевых параметров человека, тем успешнее его профессиональная сфера, уровень жизни, социальные взаимоотношения и удовлетворенность собственным бытием в целом.

Все хотят слыть сильной личностью, но мало кто осознаёт, что сильная личность обладает качествами именно приобретёнными, благодаря ежедневному труду и борьбе с жизненными препятствиями. То есть, проще говоря, сильным человеком является субъект, обладающий развитыми волевыми параметрами личности, уверенностью и позитивным мировоззрением, поскольку их не могут напугать или остановить никакие беды и преграды.

Таким образом, все волевые характеристики личности вырабатываются на протяжении существования, взаимодействия и деятельности. При этом особенно значимым этапом такого формирования считается детство.

Черты характера

Перечень основных черт, присущих каждому из типов, указан в таблице.

Экстраверты Интроверты
Общая характеристика · жаждет находиться в гуще событий, · любит разнообразие,

· общителен с людьми, думает о них, как о друзьях,

· склонен активно контактировать с социумом,

· движение заряжает его, нетерпеливо берется за следующую работу,

· говорит или действует, не оценивает последствия,

· достаточно энергичный индивид,

· как правило мало слушает, много говорит.

· любит отдыхать в уединении, а также в малом кругу приближённых, · близкими считает проверенных людей, тех, с кем давно сложились доверительные взаимоотношения,

· необходим продолжительный отдых после любой деятельности, развлечение не является исключением,

· кажется, спокойным, уравновешенным, наблюдательным индивидом,

· как правило сначала анализирует ситуацию, а потом делает выводы,

· ощущает вакуум в голове, находясь среди людей, подвержен стрессу,

· старается не перетруждать себя работой.

Реагирование типажа на внешний или внутренний дискомфорт Трудоголик, ощущает потребность к работе и действию. Характеризует тип повышенная степень активности.
Восприятие понятий широты и глубины Жаждет большого размаха: стремится иметь массу друзей, не отказывается обновить впечатления, стремится знать всё понемногу. Стараются смотреть в корень. Это даёт возможность оценить ситуацию в целом. Друзей у них немного, но этим званием награждают самых преданных из всех.
Черты характера позитивные негативные позитивные негативные
Источник энергии Пополняют себя энергией от внешнего мира — впечатления получают от действий, общения с людьми, посещения мест и приобретения вещей. Разбрасываются энергией, зачастую не в состоянии затормозить. Питают себя собственными эмоциями, идеями и личными впечатлениями. Социум приводит этот типаж к скорому перевозбуждению и быстро вводит в состояние напряжения, вызывает ощущение пресыщенности событиями.
Отношение к себе Чувство собственного достоинства Высокомерие Умение смотреть на вещи независимо. Фокус их внимания направлен на собственную личность.
Отношение к людям Тактичность Наглость Скромность, застенчивость. Склонность к уединению.
Отношение к труду Имеет желание быть в гуще дел и событий. Позёрство. Умеют глубоко сосредоточиваться и творчески работать. Им нужно спокойное место, где можно тщательно все обдумать и зарядиться энергией.
Отношение к вещам Следит за новинками моды. Расточительство Бережливость Жадность

Понятие воли и волевых качеств

Определения

Воля представляет собой определенную способность индивида, которая состоит в сознательной регуляции поведения и деятельности с целью выполнения поставленных задач.

Волевые качества – специфические особенности волевой регуляции, которые являются свойствами личности и проявляются в ситуациях различной трудности.

Виды волевых качеств

  1. Сила воли. Сила воли представляет собой общую способности индивида преодолевать различные трудности на пути к достижению собственной цели. Трудность препятствия определяет развитость силы воли. Сила воли проявляется в процессе всего волевого акта (рис. 1).

Рисунок 1. «Этапы волевого акта»

Выдержка и самообладание. Данные волевые качества характеризуют способность сдерживать эмоции.

Целеустремленность и настойчивость. Это активность в направленности индивида на определенный результат деятельности. Виды целеустремленности:

  • Стратегическая (достижение долгосрочных целей);
  • актическая (достижение краткосрочных целей).

Упрямство. Отрицательный полюс целеустремленности.

Инициативность и самостоятельность. Инициативность – это внутренняя готовность к реализации поставленных целей. Самостоятельность может проявляться в:

  • принятии решений,
  • умении не поддаваться влиянию,
  • критическом подходе в целом.

Решительность. Проявляется в своевременном принятии решений.

Самоконтроль. Соподчинение мотивов.

Закрепим данный материал с помощью рисунка 2.

Рисунок 2. «Волевые качества»

Развитие волевых качеств

Воля, как психический процесс, формируется в ходе онтогенеза человека.

Первые спонтанные желания ребенка характеризуются большой неустойчивостью.

Лишь на четвертом году жизни желания приобретают более или менее устойчивый, сознательный характер. В этом возрасте у детей впервые отмечается возникновение борьбы мотивов. Когда ребенок обретает сознание, он начинает активно осваивать моральные нормы.

Чем выше сформированность моральных установок, тем с большей вероятность будут побеждать именно моральные мотивы. В этой борьбе и происходит формирование силы воли, самоконтроля и других волевых качеств.

Волевые качества во многом транслируются от родителей и других окружающих ребенка людей к самому ребенку.

Обучение в школе дает возможность ребенку посмотреть на свою жизнь в перспективе. Постепенно приходит осознание того, что каждый успех или неудача сегодня может повлиять на будущее.

Формирование воли в подростковом возрасте (по Л. И. Божович) показано на рисунке 3.

Рисунок 3. «Воля в подростковом возрасте»

Как проявляются и как распознать свойства личности

Личные качества индивидуума определяются путем анализа поведенческих факторов:

самооценка. проявляются в отношении к себе: скромные или уверенные, самонадеянные и самокритичные, решительные и храбрые, люди с высоким уровнем самообладания или безволия;
оценка отношения индивидуума к социуму

Различают разные степени взаимоотношений субъекта с представителями общества: честные и справедливые, общительные и вежливые, тактичные, грубые и др.;
уникальной личности определяются уровнем интересов в трудовой, учебной, спортивной или творческой сфере;
выяснение положения личности в обществе происходит в тесной взаимосвязи мнения о ней;
при изучении психологических факторов, особое внимание уделяется памяти, мышлению и вниманию, характеризующих развитие личностных качеств;
наблюдения за эмоциональным восприятием ситуаций позволяет оценить реакцию индивида при решении проблем или ее отсутствие;
измерение уровня ответственности. Основные качества серьезной личности проявляются в трудовой деятельности в виде творческого подхода, предприимчивости, инициативы и доведения дела до желаемого результата.

Обзор индивидуальных свойств людей помогает создать общую картину поведения в профессиональной и социальной сфере. Под понятием «личности» выступает человек с индивидуальными свойствами, обусловленными общественным окружением. К ним относятся личностные особенности: интеллект, эмоции и воля.

Группирование признаков, способствующих распознанию личности:

  • субъекты, осознающие наличие присущих им социальных черт;
  • люди, принимающие участие в социальной и культурной жизни общества;
  • личностные качества и характер человека легко определить в социальной взаимосвязи через общение и трудовую сферу;
  • личности, четко осознающие свою особенность и значимость в общественности.

Личные и профессиональные качества человека проявляются при формировании мировоззрения и внутреннего восприятия. Индивидуум всегда задается философскими вопросами о жизни, своей значимости в общественности. Он имеет свои идеи, взгляды и жизненные позиции, влияющие на

Кроме статей, перечисленных в категории «Психологические черты личности», есть черты, информации на отдельную статью не набирающие. Часть из них характеризует доминирующие в личности эмоции: Б Беспокойный В Важный Весёлый Вредный Вспыльчивый… … Википедия

Основная статья: Школа волшебниц Все перечисленные ниже персонажи являются героями итальянского мультсериала «Winx Club». Персонажи указываются лишь однажды, в первом подходящем для них подразделе, менее значительные персонажи вносятся в список… … Википедия

Ниже представлен список серий сериала «Пуаро» (англ. «Agatha Christie s Poirot»), снятого на основе детективных повестей и романов Агаты Кристи о бельгийце Эркюле Пуаро. Содержание 1 Первый сезон (1989) … Википедия

Основная статья: Winx Club Все перечисленные ниже персонажи являются героями итальянского мультсериала «Winx Club». Персонажи указываются лишь однажды, в первом подходящем для них подразделе, менее значительные персонажи вносятся в список вместе… … Википедия

Содержание 1 Главные герои 2 Родственники 3 Персонажи второго плана … Википедия

Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/9 июля 2012. Дата постановки к улучшению 9 июля 2012 … Википедия

Эта статья о персонажах Gunnm. Об аниме и манге см. Battle Angel. Содержание 1 Основные персонажи 1.1 Гали … Википедия

Содержание 1 Русскоязычные 2 На других языках 3 0 9 4 Латиница … Википедия

Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/22 октября 2012. Дата постановки к улучшению 22 октября 2012 … Википедия

Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/20 декабря 2012. Пока процесс обсуждения не завершён, статью можн … Википедия

Читайте также: