• Без рубрики
  • 0

Как развить внимание: подробное руководство + список книг и онлайн-сервисов

Развитие внимания

Внимание — одно из самых важных качеств человеческой психики. Его нельзя назвать самостоятельной функцией, так как оно тесно связано со всеми психическими процессами и проявляется внутри каждого из них

Человеку приходится внимательно смотреть, слушать, пользоваться другими органами чувств, вести разнообразную мыслительную деятельность. Можно дать следующие определения вниманию:

Это процесс избирательного отбора наиболее важной информации, поступающей из окружающего мира, и игнорирование остальной (второстепенной) информации. Фокусировка человеком своего восприятия на каком-то объекте или событии

Фокусировка человеком своего восприятия на каком-то объекте или событии.

Фокусировка (или направленность) восприятия может быть непроизвольной, произвольной и послепроизвольной.

Непроизвольное внимание связано с раздражающими факторами, когда подсознание само переключает восприятие человека на какой-либо объект. Раздражающим фактором может быть броский цвет, громкий звук, резкое движение или смена одного явления на другое (например, бьющий в глаза резкий свет при выезде из тоннеля)

Произвольное внимание основано на сознательном управлении им, и связано с принудительной концентрацией на определенной деятельности, а также исключением отвлекающих факторов (так ученик, сосредотачивая свое внимание на решаемой задаче, выключает музыку и просит не шуметь). Послепроизвольное внимание является продолжением произвольного, когда выполняемая работа вызывает интерес, а сосредоточенность на ней не вызывает сознательных усилий

Этот вид внимания наиболее эффективен для решения любых задач

Послепроизвольное внимание является продолжением произвольного, когда выполняемая работа вызывает интерес, а сосредоточенность на ней не вызывает сознательных усилий. Этот вид внимания наиболее эффективен для решения любых задач

Внимательность — одна из важнейших характеристик психики человека. От того, насколько она развита, зависит продуктивность его учебной и профессиональной деятельности, эффективность потраченного на решение задачи времени. Зачастую от того, насколько развита внимательность, зависит жизнь и здоровье человека. Так, невнимательность за рулем приводит к авариям, а незамеченное препятствие (натянутый трос, яма, открытый люк) могут служить причиной несчастного случая

Без навыка правильно распределять внимание невозможно работать авиадиспетчером, ведь ему приходится одновременно удерживать в зоне своего контроля сразу несколько движущихся объектов

Поэтому внимание обязательно нужно в себе развивать наряду с воспитанием такого важного качества личности, как сила воли. Как и любой навык, оно поддается тренировке в любом возрасте, если подойти к этому процессу правильно и действовать целенаправленно. 

6.2.Свойства внимания.

Вниманию
присущ ряд свойств, среди которых
важнейшими являются: объем, устойчивость,
переключение, распределение и концентрация.

Объем
внимания — это то количество объектов,
которое может воспринять человек
одномоментно за 1/ 10 секунды.

Объем
внимания зависит от возраста. У взрослого
человека оно определяется количеством
от 5 до 9 единиц информации. Объем внимания
зависит от осмысленности воспринимаемых
объектов и возможности их группировки
в смысловые блоки.

Устойчивость
внимания — это степень и длительность
сосредоточенности сознания на объекте.

Ее
показателем является отсутствие
значительных колебаний (временных
ослаблений сосредоточенности) внимания.
Физиологически устойчивость внимания
объясняется, прежде всего, торможением
действия побочных раздражителей.
Устойчивость внимания зависит от
содержательности, трудности выполняемой
деятельности, от осознания ее значения.
Устойчивость внимания необходима
человеку в любой деятельности.


Переключение внимания — это преднамеренный
переход от одного объекта внимания, к
другому, который в данный момент теснее
связан с потребностями, привычками
человека, с требованиями, предъявляемыми
ему условиями общественной жизни.

Переключение
внимания следует отличать от отвлечения
внимания, где изменение направленности
сознания происходит непреднамеренно.
Оно может проявляться в переходе либо
от одного объекта определенной
деятельности к другому, либо от одной
операции к другой. В этом случае
переключение происходит внутри одной
деятельности. Слишком частое переключение
может приводить к быстрому утомлению
и поэтому необходимо выбрать оптимальный
вариант.

В
отличие от сознательного переключения
внимания, отвлечение — это непроизвольное
отклонение внимания от основной
деятельности на посторонние объекты.
Отвлечение отрицательно сказывается
на выполнении работы.

Способность
противостоять отвлекающим воздействиям
называется помехоустойчивостью. В
развитии этой способности у людей
наблюдаются значительные индивидуальные
различия, обусловленные как различиями
нервной систем, так и социальной
тренировкой, направленной на повышение
помехоустойчивости


Распределение внимания – это такая
организация внимания, когда возможно
выполнение двух или нескольких
деятельностей одновременно.

Это
свойство внимания чрезвычайно важно в
жизни. Уровень распределения внимания
зависит от характера совмещаемых видов
деятельности, от их сложности, от степени
знакомства и их привычности

Чем сложнее
совмещаемые виды деятельности, тем
труднее распределить внимание.
Распределение внимания возможно в том
случае, если каждый из выполняемых видов
деятельности
знаком человеку, причем
один — до некоторой степени привычен.
Чем менее автоматизирован один из
совмещаемых видов деятельности, тем
слабее распределение внимания. Если
один из видов деятельности полностью
автоматизирован и для ее успешного
выполнения требуется лишь периодический
контроль сознания, отмечается сложная
форма внимания — сочетание переключения
и распределения

Концентрация
внимания – это степень (интенсивность)
сосредоточения на объекте.

Показателем
концентрации внимания является
«помехоустойчивость», невозможность
отвлечь внимание от предмета деятельности
посторонними раздражителями. Концентрация тесно
связана с объемом и распределением

Чем
меньше объектов внимания, чем меньше
видов деятельностей, тем больше
возможность концентрации

Концентрация тесно
связана с объемом и распределением. Чем
меньше объектов внимания, чем меньше
видов деятельностей, тем больше
возможность концентрации.

Метод 3: Скорочтение

Прием скорочтения является хорошим методом для закрепления навыка концентрации внимания и увеличения объема одновременно обрабатываемой информации. Этот метод доступен не только взрослым, но и детям школьного возраста. Способ обучения подробно описан в различных пособиях по психологии. Чаще всего обучение начинается с работ со специальными таблицами, в которых прописаны в хаотичном порядке в ячейках разных размеров и форм одно- и двузначные числа. Нужно сконцентрировать взгляд на центре таблицы и периферийным зрением находить по порядку все числа от меньшего к большему или наоборот. Так тренируется периферийное зрение — чем дольше упражняться, тем отчетливее становятся видны числа, удаленные от центра таблицы. При этом увеличивается объем информации, которая в один момент поступает на обработку в мозг.

Результатом освоения этого навыка является еще и экономия времени при изучении большого объема информации, что сказывается на продуктивности решаемой задачи в целом. Для того, чтобы изучить несколько источников информации в поисках необходимых данных, требуются уже не часы, а минуты.

Характеристики

При изучении психологии внимания нужно определить его характеристики:

Переключаемость — определяет скорость смены концентрации между разными объектами. Благодаря этому свойству человек реагирует на раздражители в экстренных ситуациях. Если психика не может быстро переключаться между занятиями, адаптироваться к разным видам деятельности, у человека будет нарастать усталость. Если переключение происходит слишком быстро, работоспособность повышается. Скорость переключения между занятиями зависит от отношения человека к деятельности

Ученые проводили исследования, в ходе которых доказали, что женщины переключают внимание быстрее мужчин.
Объем — определяет количество объектов, воспринимаемых одновременно. Чтобы измерить эту характеристику, ученые используют тахистоскоп

Увеличить объем внимания можно. Для этого субъект должен научиться группировать информацию по содержанию, смыслу. Стандарт объема для взрослого человека — 7 объектов.
Рассеянность — человек не может длительное время концентрироваться на одном объекте, переключает его на другие. Это называется рассеянностью. Она бывает подлинной или мнимой. Первый тип проявляется слабой интенсивностью внимания, ослабленной переключаемостью между разными видами деятельности. Мнимая рассеянность проявляется в трудной переключаемости, высокой избирательности. Это связано с тем, что человек слишком сильно сосредоточен на каком-то объекте. Он игнорирует предметы, явления вокруг, замыкается в себе. Субъект создает для себя, окружающих массу проблем.
Распределение — способность рассредоточить внимание на несколько дел одновременно, чтобы успеть сделать больше. Делать несколько равнозначных дел одновременно невозможно. Сначала нужно научиться разбивать дела по приоритетности, только после этого распределять внимание.
Колебания — кратковременные усиления, ослабления способности. Колебания чаще происходят у людей, которые имеют устойчивое внимание, умеют его контролировать. При этом они изменяются в промежутке времени от 6 до 12 секунд.
Устойчивость — характеристика, которая показывает, сколько времени человек концентрирует внимание на выбранном объекте. Этот параметр должен быть хорошо развит у людей ответственных профессий. На устойчивость способности влияет психическое, физическое состояние субъекта, его темперамент, любовь к делу.
Концентрация — характеристика, которая выражается степенью сосредоточенности на выбранном объекте. Люди, которые умеют концентрировать внимание на определенной деятельности, могут достигнуть высокой продуктивности. Максимальная концентрация проявляется в критических ситуациях, когда речь идет об угрозе организму, любимому человеку. Эта характеристика зависит от темперамента, свойств нервной системы.
Отвлекаемость — явление, при котором внимание непроизвольно перемещается с одного объекта на другой. При этом на человека должны воздействовать окружающие факторы, раздражители. В результате проводимых экспериментов, было установлено, что отвлекаться субъект начинает спустя 20 минут производительного труда.

Методы исследования

Существует несколько методов изучения нарушений внимания, которыми пользуются специалисты:

  1. Корректурная проба. Методика была разработана Бурдоном. Пациенту выдают бланки, на которых хаотично расположены буквы. Исследователь выбирает 1 или 2 буквы, которые нужно зачеркивать. Через каждые 60 секунд он оставляет отметку карандашом там, где держит карандаш пациент. После теста исследователь получает информацию о продолжительности концентрации внимания, количестве и характере ошибок, проценте выполнения задания.
  2. Счет по Крепелину. Методика позволяет исследовать работоспособность человека, его утомляемость, упражняемость. На листике в столбик записываются однозначные числа, которые пациент должен сложить в уме. На выполнение задания выделяется небольшой промежуток времени. Специалист оценивает, сколько времени понадобилось на выполнение теста, какие ошибки были допущены в процессе.
  3. Отсчитывание. Методика проверки внимания, которая была предложена Крепелиным. С ее помощью можно определить возможности пациента счетных операциях. Субъекту нужно отсчитывать от 200 или 100 одно и то же число на протяжении определенного промежутка времени. Считать нужно про себя, но полученный результат называть вслух.
  4. Поиск чисел в таблице Шульте. Размеры таблицы — 60×60 см. На ней хаотично расположены числа от 1 до 25. Пациент должен отойти от таблицы так, чтобы видеть ее, указывать на нужные цифры указкой.

Чтобы получить информацию о состоянии внимания, специалисты составляют графики, в которых указываются ошибки, правильные ответы. Данные сравнивается со скоростью, точностью.

Полезные советы

Тренируйте несколько видов внимания одновременно. Например, зрительное сосредоточение можно совмещать со слуховым, а при изучении нового материала можно эффективно синхронно тренировать боковое зрение. Даже если вы на внимательность не жалуетесь, специалисты считают постоянные тренировки и упражнения залогом высокой продуктивности в будущем. Доказано, что люди, которые постоянно применяют навыки сосредоточения, работа которых тесно связано с концентрацией, реже страдают старческой деменцией, у них ниже вероятность болезни Альцгеймера.

Сохранению вашей наблюдательности на долгие годы будет способствовать здоровый образ жизни. Чаще гуляйте, занимайтесь посильными видами физических нагрузок, достаточно спите и разумно питайтесь

Минимизируйте стрессы – гормоны стрессы сначала обостряют внимание, а потом существенно притупляют его, а такие частые «качели» не приносят пользы для психического здоровья

Свойства и характеристики

Внимание в психологии – это сосредоточенность сознания и его направленность на что-либо. Считается, что внимание улучшает другие процессы психики, такие как мышление, запоминание, воображение, однако отдельно от них не существует

Но несмотря на это, обладает своими свойствами и имеет отдельные характеристики.

Свойствами внимания в психологии считается:

  • Устойчивость.
  • Концентрация.
  • Распределение.
  • Объем
  • Переключение.

Каждому из этих свойств внимания в психологии даются характеристики. В результате будем иметь следующее: под устойчивостью внимания подразумевается длительность концентрации на задаче или предмете. Концентрацией называют повышенную интенсивность сигнала при ограниченном поле восприятия. Она предполагает не только длительное удержание внимания на чем-либо, но и отвлечение от других воздействий окружающей среды.

Сосредоточенность проявляется во время концентрации и позволяет получить наиболее полную информацию о предмете внимания. В общей психологии рассматривается еще такое понятие, как распределение внимания, то есть способность человека концентрироваться на нескольких предметах одновременно.

Объем внимания – это максимальное количество предметов, на которых может концентрироваться человек. Под переключаемостью подразумевается скорость перехода от одной деятельности к другой.

Какие бывают психические процессы

Сегодня психологические процессы разделяют на отельные подгруппы условно, так как в современной психологии их уже принято не разграничивать

Объясняется это тем, что одни психические процессы невозможны без других, например, внимание невозможно без мышления

Все психические процессы условно разделяют на:

  • познавательные
  • эмоциональные
  • волевые

К познавательным психическим процессам относят:

ощущения
рефлексию
речь
восприятие
представление
внимание
мышление
память
воображение

Эмоциональные психические процессы включают в себя:

  • эмоции
  • аффекты
  • стресс
  • чувства

Волевые психические процессы подразделяют на:

  • постановку цели
  • принятие решения
  • борьбу мотивов

В этой статье более подробно будет рассмотрен такой познавательный психический процесс как внимание

Сущность понятия «внимание» в психологии

Определение 1

Внимание – это интеллектуальные и сенсорные процессы психики, которые способствуют концентрации на изучении какого-либо явления или объекта. По поводу внимания у психологов нет единого мнения – одни считают, что независимого процесса внимания не существует, и оно является стороной другого психологического процесса

Другие, наоборот, говорят, что внимание – это есть независимое психическое состояние человека со своими особенностями

По поводу внимания у психологов нет единого мнения – одни считают, что независимого процесса внимания не существует, и оно является стороной другого психологического процесса

Другие, наоборот, говорят, что внимание – это есть независимое психическое состояние человека со своими особенностями

В научной психологии проблема внимания является одной из самых важных и сложных, потому что от её решения зависит развитие всего психологического знания.

В жизни каждого человека внимание играет определяющую роль в отборе содержания, запоминания и научения. Традиционно проблема внимания в отечественной психологии рассматривается в рамках культурно-исторического, деятельного подхода и психологии установки

Рисунок 1. Психологические теории внимания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Л.С

Выготский, например, рассматривал внимание в двух формах – внимание природное и внимание как продукт культурного развития

Природное внимание у человека от рождения – это врожденная способность реагировать на раздражители избирательно. Законам культурного развития подчиняется опосредованное внимание

Более поздние исследования внимания рассматривали его как внутреннюю деятельность, которая содержала те же компоненты – деятельность, действие, операция, что и внешняя деятельность

Законам культурного развития подчиняется опосредованное внимание. Более поздние исследования внимания рассматривали его как внутреннюю деятельность, которая содержала те же компоненты – деятельность, действие, операция, что и внешняя деятельность

П. Я

Гальперин считал, что внимание – деятельность контроля, а С.Л. Рубинштейн рассматривал внимание как общее явление, характерное для всех видов деятельности

По мнению С.Л

Рубинштейна, внимание является стороной всех познавательных процессов сознания, где они выступают как деятельность, которая направлена на объект

Подобную позицию можно встретить и у Н.Ф

Добрынина, который считал, что внимание – это направленность и сосредоточенность психической деятельности

Внимание характеризуется устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом. Феномен внимания в психологии объясняют шесть основных подходов, причем каждый подход в сложном комплексе психической деятельности выделяет какую-то одну сторону

Феномен внимания в психологии объясняют шесть основных подходов, причем каждый подход в сложном комплексе психической деятельности выделяет какую-то одну сторону.

Однако данные гипотезы всеобщего признания не получили.

Первый подход к пониманию внимания принадлежит Т

Рибо, который считал, что внимание имеет связь с эмоциями и ими вызывается. Интенсивность и продолжительность произвольного внимания связана с характеристиками эмоций

Определение 2

Эмоция – это реакция организма на вероятность удовлетворения той или иной потребности, поэтому внимание в первую очередь приковывается к этим объектам. Авторами второго подхода являются И

Герберт и У. Гамильтон, считавшие, что интенсивные представления подавляют и вытесняют менее интенсивные в область подсознательного, а то, что в сознании остается, привлекает внимание

Авторами второго подхода являются И. Герберт и У

Гамильтон, считавшие, что интенсивные представления подавляют и вытесняют менее интенсивные в область подсознательного, а то, что в сознании остается, привлекает внимание

Что касается третьего подхода, то суть его заключается в том, что внимание есть жизненный опыт индивида, т.е. является результатом апперцепции

Четвертый подход принадлежит грузинскому ученому Д.Н. Узнадзе, утверждавшему, что внутренняя установка выражает состояние внимания.

Авторы пятого подхода делают упор на двигательный аспект процесса внимания.

Основу непроизвольного внимания составляет ориентировочный рефлекс, т.е. организм поворачивается к новому источнику раздражения и настраивает анализаторы на этот источник.

Шестой подход говорит о происхождении внимания из физиологического его представления. Но процесс внимания данная гипотеза, как полагают физиологи, трактует слишком примитивно.

Виды и типы: классификация в таблице

Внимание: какое оно бывает?

Виды внимания

Условия, способствующие возникновению

Присущие характеристики

Примеры

Непроизвольное

Появление сильного раздражителя, вызывающего контраст в восприятии или эмоциональную реакцию у человека

Легкое, непроизвольное переключение на раздражитель

Раскат грома и вспышка молнии, любые резкие звуки

Произвольное

Осознанная постановка какой-либо задачи

Направленность в соответствии с задачей, утомляемость, потребность в волевом усилии

Отслеживание передвижения поездов на диспетчерском пульте, решение задачи по математике

Послепроизвольное

Интерес, возникающий при в процессе занятия деятельностью какого-либо рода

Снятие напряжение при сохранности целенаправленности

Чтение книги, которое со временем вызывает вовлеченность в описываемые события

Непроизвольное внимание, в свою очередь, разделяется на следующие типы:

Вынужденное. Характеризуется тем, что им очень сложно управлять, его вызывают интенсивные стимулы. Например, яркая вспышка света.

Невольное

Это внимание, которое направлено на объекты, связанные с удовлетворением каких-либо потребностей. Например, невольное обращение внимания на магазин продуктов в том случае, если человек голоден.

Привычное

Оно касается интересов и человеческой деятельности. Например, при прогулке по незнакомому городу строитель будет обращать внимание на архитектуру, а садовник , на озеленение улиц.

Произвольное внимание разделяется в связи с его особенностями на следующее:

Волевое. Возникает, когда концентрированность над направленной деятельностью прерывается какими-либо раздражителями. Например, человек сосредоточивается над чтением книги в шумной комнате.

Выжидательное. Ожидание появления какого-либо объекта , например, телефонного звонка или сообщения при переписке.

Спонтанное. Удержание внимания над объектом, который вызвал непроизвольный интерес

Например, водитель обращает и удерживает внимание на нехарактерном для нормальной работы звуке двигателя во время езды на автомобиле.

Онлайн-тренажеры для развития внимания

На просторах сети есть множество сервисов для развития функций мозга, в том числе и внимания. Я познакомлю вас с четырьмя моими любимыми. Все они устроены по одному принципу – часть тренажеров доступна бесплатно, а за расширенный доступ придется заплатить.

Викиум

Викиум – самый популярный на сегодняшний день сервис тренажеров для развития мозга. Там вы найдете упражнения и игры по развитию внимания, памяти, мышления, логики. На сегодняшний день их больше сорока. Упражнения довольно простые, поэтому их легко можно вписать в ежедневное расписание, занимаясь, например, в перерывах между работой.

Битрейника

На Битрейнике можно сосредоточиться только на развитии внимания, а можно тренировать все когнитивные функции в комплексе. Помимо самих упражнений, есть много интересных фишек, например, турниры среди участников, тесты. Задания разные: есть простые, а есть довольно сложные.

BrainApps

На сервисе BrainApps вы найдете 52 тренажера, 18 из которых направлены на тренировку навыка концентрации. Среди них таблицы Шульте, задачи на сортировку, сравнение и поиск фигур. Также на сайте можно пройти различные курсы, в том числе и по развитию внимания.

CogniFit

Создатели CogniFit утверждают, что с помощью сервиса можно не только улучшить показатели мозга, развить логику, внимание и память, но и скорректировать некоторые расстройства, такие как СДВГ, бессонница, рассеянный склероз и даже последствия инсульта. Есть программы как для детей, так и для взрослых, а также специальный раздел для специалистов в области здравоохранения

Какими свойствами обладает внимание

Я выделяю 5 основных особенностей.

  1. Устойчивость. Это то, как долго субъект может концентрироваться на объекте. Это связано со многими и физиологическими (врожденными), и приобретенными характеристиками. Чем устойчивее внимательность человека, особенно ребенка, тем выше вероятность развития гениальности. Это также напрямую связано с эффективностью работы на одном рабочем месте.
  2. Сосредоточенность. Ее также называют концентрацией. Это способность выделить один раздражитель из десятков подобных. Например: учиться или работать под звучание музыки, телевизора. Концентрироваться сложнее, когда вас окружает большое количество внешних раздражающих факторов. 
  3. Объем. Это показатель того, сколько объектов могут быть охвачены одновременно. Обычный пример для сравнения – это Цезарь. По историческим сведениям, он мог совмещать сразу несколько дел. Обычный человек может участвовать в  3-7 процессах. 
  4. Распределение. Свойство, которое связано с предыдущим. Это способность перестраиваться с одного действия на другое. 
  5. Переключение. Это возможность перейти с одного процесса на другой. Такой активностью в большей степени обладают женщины, особенно матери, которые должны быстро реагировать на запросы детей. 

Что такое внимание?

Внимание — стадия сознания, при которой процессы познания сосредотачиваются в определенном направлении. В большей степени результаты его деятельности заметны при наличии сенсорных или интеллектуальных действий

Основные характеристики внимания:

  • возможность концентрации;
  • устойчивость;
  • целенаправленность;
  • сосредоточенность;
  • переключаемость;
  • одномоментное сосредоточение на нескольких темах.

Эти свойства объясняются интересом только к тем фактам и объектам, которые представляют значимость для потребностей человека

Насколько актуально положение рассматриваемого объекта для деятельности человека, настолько пристальнее внимание развивается в его сознании

Внимание вызывается интересом конкретного индивидуума к объекту, его потребностями, установкой на познание, направленностью мышления и прочими психологическими трактовками. Проявление внимания — выражение сознаваемости действия, ориентировки на субъект и сосредоточении его в центре сознания

Послепроизвольное

Пройдя фазу произвольной концентрации внимания на выбранной цели, волевое напряжение человека спадает. Несмотря на то, что в-дальнейшем он продолжает следить за происходящим, для его эмоционального фона это проходит значительно легче

Внимание становится вторично произвольным или послепроизвольным. Оно не ведет к переутомлению и дает нервной системе отдых

Примечание

Этому виду внимания Н.Ф.Дружинин дал название «высшей формы личностной активности».

Условие возникновения

Послепроизвольное внимание возникает в том случае, если, в связи со вхождением в деятельность, у человека возник к ней интерес. При этом прежнее напряжение внимания переходит в более латентную и мягкую форму

Несмотря на то, что сознание отдыхает, индивидуум продолжает заниматься интересующим делом.

Сохранение целенаправленности

Послепроизвольное внимание не возникает само по себе. Ему предшествует произвольный вариант, в результате которого в головном мозге человека развился личностный интерес

Этот процесс сопровождается значительной сосредоточенностью и умственной деятельностью, в результате чего сохраняется первичная целенаправленность.

Следует помнить, что вниманием такого уровня не получится руководить с помощью личностного управления (самоприказы). Сохраняющаяся целенаправленность не дает это сделать

Интерес, возникающий в процессе

Несмотря на однокоренное строение терминов «произвольное» и «послепроизвольное» внимание, отличие в их значении существенное. При произвольном сосредоточении сознания на предмете интересом можно управлять, получая удовольствие от процесса и результата

Если развилось послепроизвольное внимание, человек перестает ощущать напряжение, однако не утрачивает интереса к деятельности. Он начинает получать удовольствие от самого процесса, поэтому занимается им дольше и результативнее.

На таких умозаключениях основывается повышенная самоотдача людей, занимающихся любимым делом.

Формирование произвольного внимания

Процесс тренировки произвольного внимания нужно начинать с младшего возраста, причем эта задача ложится на педагогику. Однако следует отметить, что хорошей концентрации способствуют некоторые условия:

  • стабильное психическое и физическое здоровье индивида;
  • воссоздание благоприятной атмосферы;
  • постановка определенной цели;
  • сочетание физических и умственных действий (проверка теории на практике);
  • чередование деятельности (метод «помидора», когда человек сосредотачивается на работе примерно полчаса, затем 5 минут отдыхает и повторяет цикл, пока ни сделает работу).

Чтобы все успеть, нужно правильно распределить время и усилия

Существует ряд методик, которые научат фокусировке, а заодно покажут имеющийся уровень ее развития:

Нужно посмотреть на некую картинку в течение 5 секунд, затем перечислить запомнившиеся детали

Если индивид запомнил меньше 5 объектов, внимание нужно тренировать, если он назвал до 9 деталей, концентрация хорошая, а больше 9 – произвольное внимание на высоте.
Перед работающим телевизором или компьютером, вещающим любимую программу, фильм или телесериал, нужно поставить будильник с циферблатом. В течение 2 минут необходимо пристально наблюдать за секундной стрелкой, не отвлекаясь на тв или монитор.
Один знаменитый способ проверить и натренировать внимание работает и на взрослых, и на детях

Берется книга, газета или журнал. В тексте (статье) нужно искать что-то определенное, например, выделить все буквы «м» (или любую другую) либо подчеркнуть имена людей, названия городов, животных и т. д.

Произвольное внимание это необходимый инструмент современного общества, когда вокруг столько раздражителей. Статистика показывает, что люди стали рассеяннее ввиду того, что легко отвлекаются

Это можно исправить, главное, чтобы была цель.

Управление вниманием

Достаточно большое количество людей сталкивают с трудностями, когда пытаются повысить уровень своего внимания. Одни не могут концентрироваться на деталях, другим сложно воспринимать объект исследования целиком. Психологи советуют тренироваться с разными объектами каждый день. То есть выбирать для упражнений не только то, что мозг обрабатывает лучше всего, но и те вещи, которые он считает скучными, неинтересными и не заслуживающими внимания. 5-10 минут в день, и спустя время можно будет наблюдать заметные результаты.

Внимание – это важный аспект человеческой жизнедеятельности. Оно является незаменимым в процессе обучения и трудовой деятельности

Даже в давнем мире, когда до цивилизованного общества было еще не одно столетие, а жизнь человека была во власти природы, выживали самые внимательные особи. Они были лучшими охотниками, реже умирали от случайно попавшего в пищу ядовитого растения и быстрее всех реагировали на атмосферные изменения, ища укрытие. Может, сейчас мир изменился, стал менее опасным и более удобным, но здесь все еще есть множество не всегда приятных неожиданностей, так что пристальное внимание никто не отменял.

Основные характеристики внимания

Познавательный процесс характеризуется рядом особенностей, к которым могут быть отнесены следующие:

Концентрированность – показатель уровня сосредоточенности сознания на определенном объекте, интенсивность связи с объектом познания;
Интенсивность – качество, обеспечивающее эффективность восприятия и памяти

Чем выше интерес к объекту познания, чем трудней реализация познавательной деятельности, чем больше число отвлекающих факторов и раздражителей, тем более интенсивным будет внимание;
Устойчивость внимания представляет собой способность длительное время сохранять концентрированность и интенсивность протекания познавательного процесса. Данное свойство внимания во многом обусловлено типом нервной системы, темпераментом личности, мотивацией к реализации познавательной деятельности, внешними условиями протекания этой деятельности;
Объем – показатель количества стимулов, которые находятся в фокусе внимания

Уровень развития данного критерия зависит как от генетических факторов, так и от характеристик объекта познания, профессиональных навыков субъекта познавательной деятельности;
Переключаемость представляет собой свойство личности легко и быстро переходить от одного вида деятельности к другому. Переключение внимания может быть произвольным, обусловленным волевыми усилиями субъекта деятельности, и непроизвольным, вызванным появлениями сильных раздражителей или недостаточным уровнем сформированности навыков контроля у субъекта. Способность противостоять отвлекающему воздействию внешних факторов, раздражителей называется помехоустойчивостью. Уровень развития помехоустойчивости зависит как от генетических факторов, типа нервной системы, так и от развития профессиональных навыков личности;
Распределение – способность личности сосредотачивать внимание на нескольких объектах одновременно. Уровень распределения зависит от целого ряда факторов: от характера совмещаемых видов деятельности, их сложности, степени привычности и знакомства, уровня овладения приемами реализации деятельности и пр.

Большой толковый словарь

ВНИМАНИЕ, -я; ср. 1

Сосредоточенность мыслей или зрения, слуха на каком-л. объекте. Направить в. на что-л. Слушать с вниманием. Отвлечь в. противника. Удерживать в. слушателей. Обратить в. на что-л. Привлечь чье-л. в. к чему-л. Принять во в. (учесть). Уделить в. кому-, чему-л. (заняться кем-, чем-л.). Заострить в. на чём-л. (сосредоточиться). Быть в центре внимания (привлекать всеобщий интерес). Оставить без внимания кого-, что-л. (пренебречь). Ноль внимания, фунт презрения (разг.; не проявлять никакого интереса, игнорировать кого-, что-л.). Спасибо (благодарю) за в. (форма вежливого заключения доклада, выступления). Книга достойна вашего внимания. Я весь в. (внимательно слушаю). Вниманию слушателей, зрителей (заглавная строка объявлений). Минуточку внимания! (призыв замолчать, сосредоточиться, выслушать). 2. Заботливое, чуткое отношение, расположение к кому-л. Окружить вниманием и заботой. Проявлять в. друг к другу. Заслужить в. (вызвать благосклонное отношение). Дорог не подарок, а в. Внимание! в зн. вводн. сл. (призыв замолчать, сосредоточиться, выслушать).

Читайте также: