• Без рубрики
  • 0

Детская одаренность

Особенности психического развития одаренных дошкольников

Одаренность детей выявляется на основании ряда признаков, которые характеризуются более быстрым развитием ребенка, в отличие от сверстника, проявлением талантов в определенной области или областях, широким кругозором, умением самостоятельно находить информацию и пополнять свои знания.

Определение 2

Признаки одаренности – это особенности ребенка дошкольного возраста, выделяющие его среди сверстников и поднимающие над общим нормативным уровнем развития детей его возрастной категории.

Признаки одаренности проявляются в виде особенностей психического развития ребенка дошкольного возраста:

  1. Особенности познавательного развития:

    • любознательность – одаренные дети получают истинное удовольствие от умственного напряжения, в связи с чем, они очень любознательны, им нравится подолгу рассматривать и изучать предметы и явления, задавать вопросы;
    • повышенная чувствительность к разного рода проблемам – одаренные дети способны видеть противоречия и проблемы там, где другие их могут не заметить, в связи с чем, дети часто задают вопросы, которые ставят в тупик взрослых (воспитателя или родителей);
    • надситуативная активность или познавательная самодеятельность – стремление углубляться в проблемы, самостоятельно находить пути их решения, порой очень оригинальные и нестандартные;
    • высокий уровень логического мышления – проявление повышенного интереса к разнообразным дивергентным задачам, при этом ребенок способен найти не один способ их решения;
    • оригинальное мышление – дети способны выдвигать неожиданные идеи, которые отличаются от банальных и широко известных;
    • гибкость мышления – способность легко и быстро разрабатывать новые стратегии решение, выстраивать ассоциативные связи, переходить от явлений одного класса к другим;
    • легкость в генерировании идей (продуктивное мышление) – за короткий промежуток времени ребенок может сгенерировать несколько идей, их числа которых он затем выберет наиболее действенную.
  2. Особенности психоционального развития:

    • стремление к самоактуализации – проявляется в том, что ребенок постоянно стремиться применить свои знания и умения, постоянно их развивает и совершенствует;
    • перфекционизм – стремление все делать только наилучшим образом, быть совершенным даже в самых мелочах;
    • самостоятельность – наличие независимых суждений, умение самому без помощи посторонних реализовывать свои стремления, воплощать свои идеи и замыслы;
    • социальная автономность – наличие четкой самостоятельной позиции, граничащей с пренебрежением тактичностью по отношению к менее одаренным детям, а также характеризующейся проявлениями эгоцентризма;
    • моральный эгоцентризм – умение самостоятельно выявлять и определять моральные основания действий и поступков, давать им собственную оценку;
    • коммуникативный эгоцентризм – зачастую в общении одаренный ребенок не ставит себя на место слушателя, его не тревожит реакция собеседника на свои высказывания и суждения;
    • лидерство – зачастую в общении со сверстниками одаренный ребенок берет на себя роль лидера, то есть организатора и руководителя детской деятельности (труд, игра и т.д.), вызвано это тем, что у одаренных детей имеется интеллектуальное превосходство перед сверстниками;
    • соревновательность – одаренный ребенок испытывает потребность в соревновательности, так как она дает ему возможность не только проявить свои способности, но и развить их в дальнейшем.
  3. Особенности эмоционального развития. Одаренные дети не только больше видят, тоньше чувствуют, они способны следить за несколькими явлениями сразу, тонко подмечая их сходство и различие. В связи с этим внешне нейтральные замечания, реплики, действия воспитателя могут оказывать сильное воздействие на одаренного ребенка, в то время как его «нормальные» сверстники относятся к ним равнодушно.

План работы с одаренными детьми в школе

Повремените с выводами

Проследите за его постоянным поведением, обсудите с другими педагогами, пообщайтесь лучше с учеником и его родителями, — и только тогда, совместно с педагогом-психологом, сделайте вывод со своих наблюдений и полученной информации.

Избегайте ярлыков

Когда Вы поняли, что ученик одарен гениальностью, не нужно сразу говорить всем, что он «одаренный», а остальные «не одаренные». Это осознание явно никому не принесет пользы.

Постарайтесь уделять внимание всем ученикам одинаково

Будет несправедливо забывать о других учениках, только потому что в их классе есть более талантливый.

Поверьте, остальные нуждаются в Вашей педагогической помощи ничуть не меньше

Только представьте: обычный класс с одаренным ребенком, — он понимает весь материал, а остальные чего-то недопонимают, но учитель обращает внимание только на него (вместо того, чтобы лучше объяснить тему другим)

Поддерживайте потребность одаренного в самоактуализации

Пятая по пирамиде А. Маслоу потребность (потребность в самоактуализации) у гениальных детей проявляется раньше, чем у остальных, — не подавляйте ее.

Например, если хвалите одаренного ребенка, то не забывайте хвалить и остальных (в этот момент делайте акцент не на неудачах, а на успехах).

Не провоцируйте в гении перфекционизм

Одаренные дети склонны к чрезмерному перфекционизму, но это может привести к серьезным психическим проблемам (повышенный уровень тревожности, неврозы). Поэтому постарайтесь избегать таких поступков и слов, которые провоцируют такое поведение в детях.

Привыкайте к протестному поведению

Обычная школьная программа может вызывать недовольство и скуку у талантливых детей, поэтому придумайте какие-то особенные задания, которые заменят им однотипные.

Сдерживайте эгоцентризм ребенка

Нередко одаренные дети проявляют некоторый эгоизм и высокомерие к своим сверстникам (а порой и к учителям). Воспитайте в каждом ученике доброжелательное отношение друг к другу и терпимость, объясните, что те или иные способности не должны быть поводом для оскорблений, неприязни и высокомерия.

Виды одаренности

Педагог, в процессе своей профессиональной деятельности должен уметь распознавать одаренности. В педагогике принято выделять следующие виды одаренности.

Интеллектуальная одаренность – проявляется в том, что одаренные дети умеют точно и глубоко анализировать содержания обучения, стремятся осмыслить его философски. Также для них характерно наличие высокого уровня интеллекта, в связи с чем, они очень быстро и легко усваивают учебные предметы.

Академическая одаренность – данная одаренность проявляется в том, что дети обладают высоким интеллектом, но на первый план выходят отличительные способности к обучению. Подразделяется на два подвида: учащиеся, которые имеют широкие способности к обучению и учащиеся, которые имеют способности к обучению в определенной области или близких друг к другу областях.

Довольно часто педагогу сложно различить интеллектуальную и академическую одаренность. Это связано с тем, что учащиеся, имеющие определенный вид одаренности учатся в обоих случаях успешно, показывая блестящие результаты. Разница заключается в том, что дети с интеллектуальной одаренностью имеют повышенное критическое мышление, а также обладают способностью самостоятельно философски осмысливать сложные интеллектуальные проблемы. Учащиеся с академической одаренностью всегда успешны именно в обучении.

Творческая одаренность – характеризуется высоким творческим потенциалом. Особенность творчески одаренных детей заключается в том, что они имеют ярко выраженную познавательную потребность, которая является составляющей основой познавательной мотивации одаренного ребенка.

Развитие одаренности

Есть ли какие-то определенные гены, отвечающие за одаренность? Несмотря на поиски генов, нельзя говорить о наличии одного единственного гена, определяющего одаренность. Можно рассматривать только отдельные гены количеством до полутора десятков, обеспечивающие каждую способность. Например, по анализу ДНК, генетическому паспорту, уже в возрасте одного-двух лет можно увидеть большую выносливость из-за особого строения белков, оптимально сконфигурированные сосуды и высокую мощность работы сердца, тем самым предсказать высокие способности к физическим достижениям. Однако это всего предрасположенность – на то, станет ли человек известным спортсменом, дальше уже будут влиять воспитание и количество тренировок. Один великий скрипач на восхищенные отзывы прессы о его гениальности обиженно сказал: «Я с пяти лет каждый день играю по 12 часов на скрипке, а они называют меня гением».

В более тонких сферах, например, художественной, математической, педагогической одаренности этих генов, влияющих на них, гораздо больше, счет идет на сотни. Это гены целого ряда гормонов, которые активизируют работу мозга, гены, управляющие сборкой мозга во время развития эмбриона, гены, отвечающие за работу мозга в зрелом состоянии – этот список велик и пока достаточно не изучен

Мало знать о генах, важно еще знать о том, как они взаимодействуют, и для создания математической модели генетической одаренности еще очень далеко. Однако, даже имея этот генетический паспорт, родителям нужно будет не забывать о собственной воле ребенка

Очень важный фактор – радость от того или иного вида деятельности, которое задействует в развитии способностей центр удовольствий.

Развитие одаренности можно ли с помощью специальных препаратов? Такие препараты существуют, однако попадают в категорию наркотических, психомоторных стимуляторов. Они позволяют мозгу работать в течение какого-то времени намного активнее, чем обычно. И на этом всплеске активации человек может значительно продвинуться в своих способностях. Некоторые великие произведения искусства и яркие прорывы в познании разных областей и были сделаны под влиянием стимуляторов. Однако такое влияние не безвредно – при искусственном воздействии на нервные клетки они начинают сопротивляться и действовать в противоположном направлении. И для поддержания высокого уровня активации необходимы все большие дозы препарата, а в момент отказа происходит резкий откат. Так формируется зависимость.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Одаренный ребенок: виды одаренности

Для начала следует сказать, что ученые выделяют количественную и качественную одаренность детей. Последняя указывает на то, в чем проявляется особенность ребенка, в каком виде деятельности он преуспел больше остальных, а первая может рассказать, насколько хорошо выражен талант.

Итак, есть несколько критериев, по которым определяют виды одаренности детей дошкольного возраста и школьников:

Сначала смотрят на вид деятельности, в котором преуспевает малыш, и на те сферы психики, которые обеспечивают ее выполнение

Далее следует обратить внимание на степень сформированности способностей к выполнению этого вида работы. Третий критерий — это формы, в которых проявляется одаренность

Насколько широко проявляется талант не только в определенной сфере, но и в некоторых других. И конечно, особое внимание нужно обратить на особенности возрастного развития ребенка.

Уже исходя из этих критериев, можно выделить несколько видов одаренности детей школьного возраста и дошкольников:

  1. Есть таланты, которые проявляются в определенных ремеслах, организации какой-либо практики или в спорте. Такая одаренность относится к практической деятельности.
  2. Есть детки, которые особенно хорошо преуспевают в изучении каких-либо наук. Кому-то хорошо дается биология, кому-то физика или химия. Это одаренность в познавательной деятельности.
  3. Нельзя не заметить детей, которые невероятно красиво рисуют, могут быстро овладеть каким-либо музыкальным инструментом, преуспевают в хореографии или актерском мастерстве. Это таланты из области художественно-эстетической.
  4. Выделяют и коммуникативную одаренность — это дети-лидеры, которые могут вести за собой группы других людей.
  5. Нельзя забывать о духовных ценностях, поскольку есть дети и уже взрослые люди, которые могут вносить весомый вклад в духовные ценности, служат людям и тем самым приносят большую пользу.

Если вы видите перед собой музыканта, то это не значит, что он имеет талант только в этой сфере. Его одаренность охватывает все пять критериев. Ведь играя на своем музыкальном инструменте он задействует мышцы и моторику, доставляет эстетическое удовольствие людям, изучает ноты, а значит, имеет одаренность и в познавательной деятельности.

Что такое одаренность

Мы часто задаемся вопросом, отчего считается, что один человек одарен или даже гениален, а другой нет? Гением нужно стать или им можно родиться? Как на гениальность влияют заболевания, и действительно ли на детях гениев отдыхает природа?

Насколько одаренность зависит от генов или от среды? Согласно изучению психогенетиков на примере анализа развития способностей монозиготных близнецов, одаренность примерно вполовину зависит от генетики и вполовину от среды. И в той части, что приходится на условия внешней среды, примерно половину дают первые два года жизни, а из оставшейся половины в равных частях семейная среда и общество

Сейчас все большее внимание обращают на внутриутробное развитие. Когда эмбрион растет – влияют уже не столько гены в чистом виде, сколько взаимодействие эмбрион-среда, всяческие стрессы и заболевания могут очень мощно повлиять на способности ребенка

Существует мнение, что «на детях гениев природа отдыхает», что они гораздо менее или вовсе не талантливы по сравнению с родителями. Если иметь дело с подлинной гениальностью – это наверняка означает, что соответствующие 200-300 генов собрались в очень удачную комбинацию. Если у такого человека рождается ребенок, то его гены наполовину смешиваются с генами супруга, и такой удачной комбинации уже, скорее всего не будет, однако часть генов сохранится, поэтому ребенок гения, скорее всего, будет одаренным. А вот если говорить о ребенке просто одаренного человека – то шанс, что у его ребенка одаренность будет унаследована, довольно велик.

Встречаются случаи, что люди с психическими заболеваниями могут быть одарены в отдельной сфере. Этот оптимистичный взгляд значительно подкрепляется сейчас СМИ. К сожалению, по статистике мы можем говорить об обратном – аутизм, шизофрения и эпилепсия зачастую сопровождаются пониженным IQ и не способствуют одаренности. Однако случаются яркие исключения, когда заболевание так трансформирует мозг, что эта трансформация идет на пользу одаренности. Например, при эпилепсии в мозге существует очаг повышенного возбуждения, который в тяжелом случае ведет к припадкам. И если этот очаг вбрасывает свою активацию в часть мозга, что отвечает за определенную способность, то может случиться, что патология будет работать как лишний источник энергии для, например, художественных или математических способностей. Однако сложность здесь та, что эпилептический припадок сродни перезагрузке компьютера, и после нее процесс прерывается, что в большей мере способствует все-таки не математическим, а художественным способностям.

Также одаренность в случае заболевания, конечно же, сопровождается удачными средовыми воздействиями – большие усилия прикладывают к воспитанию и созданию должных условий для особенного ребенка родители.

Сфера проявления

Виды одаренности детей дошкольного возраста и школьного различаются и по широте проявления. Выделяют общую и специальную одаренность.

Первая проявляется в различных видах деятельности, то есть ребенок может браться за работу из разных сфер жизни и выполнять ее на отлично без всяких подсказок и рекомендаций от взрослых. Общая одаренность — это слаженная работа эмоциональной и мотивационной сферы. Поскольку ребенок точно знает, чего он хочет и какими путями он может добиться положительного результата.

Вторая форма — специальная. Несложно понять, что она проявляется лишь в каком-то определенном виде деятельности. Например, ребенок может преуспевать в рисовании или же быть хорошим математиком с малых лет. Способности к тем или иным наукам чаще передаются по наследству, но что касается творчества, то здесь многое зависит от восприятия ребенка, его фантазии, стремления воплотить свои переживания и мысли в реальные образы. Так появляются великие художники и музыканты, которые переносят все свои мысли на холст или же нотный стан.

Особый вид специальной одаренности — социальная. Это дети-лидеры, которые добиваются высоких результатов в политике, занимают высокие должности в коллективе. Не каждый человек умеет красиво и правильно говорить. Может быть, для кого-то это станет удивлением, но для этого нужен талант, которым обладают далеко не все, и талант этот необходимо постоянно развивать.

Особенности одаренного ребенка

Чем отличается одаренный ученик от способного и образованного? Мотивацией. Одаренным воспитанникам интересно содержание, а не оценки. Они легко признаются в том, что чего-то не понимают, не боятся пробовать и проигрывать. Им интересен сам процесс обучения, поиск ответов на вопросы.

Не существует единого портрета одаренного ребенка. Однако принято выделять гармоничный тип одаренного и дисгармоничный. Рассмотрим их подробнее.

Гармоничный тип развития

Физическое, психическое, интеллектуальное развитие гармонично сочетается, соответствует друг другу. При этом физическое, психическое и интеллектуальное развитие соответствует личностному развитию. Такие индивиды быстро адаптируются к школе, показывают одинаковые успехи по всем предметам. Во взрослой жизни они быстро и легко находят свое призвание, легко сходятся с другими людьми.

Особенности одаренных личностей с гармоничным типом развития:

  • творческая активность;
  • склонность выражать свои идеи, мнение и отстаивать его;
  • использование инновационных методов, выход за рамки требований задания;
  • высокий уровень самоорганизации, саморегуляции;
  • высокий уровень самостоятельности, в том числе при выборе заданий, выполнении новых заданий;
  • познавательная мотивация и активность выше, а деятельность продуктивнее, если педагоги, родители не мешают своей помощью, советами;
  • повышенная любознательность;
  • перфекционизм (без контроля педагогов, родителей, психологов превращается в самоедство, неспособность закончить начатое);
  • интерес к проблемам, познавательная мотивация, которая не снижается даже при встрече с трудностями;
  • независимость от мнения других;
  • непосредственность и непредсказуемость.

Таким ученикам нужно давать свободу, поощрять инициативность и самостоятельность. Они сами выбирают программу обучения, предметы для углубленного изучения, дополнительные занятия. Как и другим, им нужен наставник, но именно наставник, а не учитель. Такие педагоги должны обладать другим уровнем знаний, умений и навыков. Они не только должны быть в состоянии сами ответить на каверзные вопросы ученика, но и помочь ему освоить методы самообразования. Научить поиску информации через исследования, интернет, общение с другими людьми.

Дисгармоничный тип

Со стороны такие ученики похожи на детей с задержкой развития или на детей с ускоренным развитием. Специфика в том, что их развитие происходит неравномерно. То есть выдающиеся способности в чем-то одном сочетаются с сильнейшей инфантильностью в другом. Например, высокий интеллект сочетается с бытовой инфантильностью. Или ребенок не умеет читать, но отличается творческими способностями в рисовании. Или он обладает высокими интеллектуальными, творческими способностями, но совершенно незрелый психически, конфликтный, не может адаптироваться, отличается психической нестабильностью. Такие дети попадают в группу риска, сталкиваются с психологическими, психосоматическими и психопатологическими проблемами. Их жизнь нельзя назвать легкой и беззаботной.

Характеристика личности с дисгармоничным типом развития:

  • интеллектуальные и творческие способности заметно опережают эмоциональное, физическое, социальное развитие;
  • ярко выраженная дифференциация интересов, отвечающая выраженным способностям;
  • доминирование личных интересов в системе ценностей, притом интерес и ценность представляет конкретный вид деятельности, это похоже на одержимость;
  • завышенная или нестабильная самооценка (то завышенная, то заниженная);
  • перфекционизм и чрезмерно высокая требовательность к себе, которая приводит к неудовлетворенности собой;
  • склонность ставить недостижимые цели, расстраиваться из-за неудач;
  • повышенная впечатлительность и чувствительность;
  • повышенное чувство ответственности, которое приводит к самобичеванию, чувству вины, депрессиям;
  • повышенная возбудимость, склонность к аффектам;
  • стеснительность и замкнутость;
  • предрасположенность к психосоматическим заболеваниям;
  • одержимость той деятельностью, к которой есть способности, и которая легко получается;
  • недостаток саморегуляции, волевых качеств для организации другой деятельности;
  • избегание занятий спортом;
  • успешнее усваивают и воспроизводят знания, нежеле придумывают что-то инновационное, но при подходящих условиях обучения эта проблема решается.

Дети с дисгармоничным развитием склонны к истерическим и инфантильным реакциям. Например, они могут остро отреагировать на критику, замечание. Такие дети часто оказываются в конфликтах с учителями, одноклассниками.

Диагностика одаренности

Дабы избежать трансформации положительной девиации в отрицательную, нужно вовремя выявить одаренность и помочь ребенку реализоваться как личность. Для этого нужно знать виды, особенности и признаки одаренности.

Известно ли вам, например, что одаренность бывает лидерской? Мама считает ребенка упрямым и несносным, учителя не могут совладать с силой «клана», который он организовал, а ребенку просто нужны соответствующие условия развития, так как он социально одарен.

Выявление одаренности – системный процесс. Способности не выявляются одной методикой. Одаренность вычисляется в процессе оценки развития ребенка. Она возникает не в конкретный период развития, а проявляет себя как в раннем возрасте, так и в дошкольном, школьном

Важно регулярно анализировать успехи ребенка. Это возможно с помощью развивающего обучения, например, по системе Эльконина-Давыдова

Использовать тесты тоже необходимо, но нельзя делать заключение по результатам одной диагностики. Например, высокие показатели IQ сами по себе не означают одаренности. А низкие показатели теста творческого или эмоционального интеллекта не признак отсутствия креативности или социальной одаренности.

Выявить одаренность поможет всестороннее развитие личности, анализ способностей и успехов в разных сферах. Для этого нужно:

  • задействовать ребенка в разных видах деятельности (учебная, игровая, предметно-ориентированная, эстетическая и т. д.);
  • поочередно предлагать разные виды активности и отмечать успехи ребенка в спорте, науке, соревнованиях, конкурсах, олимпиадах, конференциях, фестивалях, интеллектуальных играх;
  • сообща работать родителям, педагогам и психологам (совместно оценивать успехи ребенка);
  • проводить экспертные диагностики особенностей личности, отдельно изучать сферы, в которых специалисты отмечают большие успехи.

Наблюдение за ребенком длится всю жизнь, так как одаренность динамична. После помещения ребенка в особые условия наблюдение вдвойне необходимо. Это подтвердит или опровергнет принятое решение. Иногда детей ошибочно помещают в специальные центры, принимая высокий уровень развития и социализации за одаренность.

Как это проявляется на практике: многие дети до поступления в первый класс умеют читать, в начале года обгоняют всех по скорости чтения, но уже к концу года остальные ученики догоняют их и даже перегоняют. Так же работает «мнимая одаренность».

Дети из семей, где родители грезят одаренным ребенком, часто оказываются ложно направленными в особые заведения. Они превосходят своих сверстников, но им тяжело это дается, так как врожденных задатков нет. Одаренные дети с удовольствием двигаются в том направлении, где способности выше. Обычному ребенку психологически тяжело оправдывать ожидания родителей.

Читайте также: