• Без рубрики
  • 0

Уровни образования в россии. уровни профессионального образования

Организация и содержание общего образования

Контрольная работа

Формирование содержания образования — сложный составной процесс. В целом содержание образования определяет федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), утверждаемый Министерством образования и науки Российской Федерации. На его основе формируется примерная основная общеобразовательная программа (ПООП), которая уточняет и конкретизирует положения ФГОС в рамках образовательного процесса в школе (конкретное распределение предметов по классам, количество часов по ним, общие требования к графику учебного процесса и т. д.). Непосредственное содержание образования с учётом региональных и местных особенностей и потребностей обучающихся определяет конкретная образовательная организация в своей основной общеобразовательной программе, разрабатываемой в соответствии с ФГОС и с учётом ПООП.

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Общее образование может быть получено как в образовательных организациях, так и вне их. В образовательных организациях образование может быть получено по очной, очно-заочной или заочной формам обучения. Вне указанных организаций образование может получено как в форме семейного образования, так и в форме самообразования. Законом допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Но ФГОС может быть установлено ограничение на получение конкретного уровня общего образования в той или иной форме получения образования или по форме обучения.

Сроки обучения по каждому уровню образования устанавливаются ФГОС. Для различных форм обучения и отдельных категорий обучающихся, а также при использовании различных образовательных технологий могут быть установлены и разные сроки освоения одних и тех же образовательных программ, что также определяется ФГОС.

В 2009—2012 годах были утверждены федеральные государственные образовательные стандарты по всем уровням общего образования (в то время ещё без дошкольного образования, по которому были приняты федеральные государственные требования). Новшеством этих стандартов является ориентированность на результат и развитие универсальных учебных действий. Стандарты устанавливают следующие типы требований к результатам обучающихся:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;

предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Разные подходы к построению системы образования

Определение образования как процесса предполагает два существенно различающихся взгляда:

  1. Культуросообразный – представители этого подхода считают, что изначально у человека нет определенных задатков, индивидуальных способностей.

    Обучение класса должно производиться по единой системе и в одном ритме, при этом успехи каждого зависят только от личных стараний, и природные данные тут ни при чем. Если ученик не справляется с задачей, то дело только в его лени и пренебрежительном отношении к учебе.

  2. Что такое образование с точки зрения природосообразного подхода? Этот взгляд зародился еще во времена античности и укрепился в тот момент, когда ученые начали исследовать геном человека. Было выявлено, что все люди имеют собственный генотип (это что?), от которого и зависят способности.

    Каждая личность наделена определенными задатками, и для их успешного развития требуется специальный подход, адекватный природе обучаемого.

Уровень 2: Master — магистратура Великобритании

В британских вузах магистратура и все программы высшего образования, следующие за первым высшим, носят название postgraduate. Этот уровень эквивалентен уровню магистратуры в России и других странах СНГ.

Срок обучения на большинстве магистерских программ – 1 год, что короче двухлетнего обучения в российской магистратуре; учёба в британской магистратуре интенсивна и требовательна.

Магистерские программы можно разделить на две группы:

  • учебные программы (Taught programmes);
  • программы, ориентированные на исследовательскую деятельность (Research programmes).

С дипломом бакалавра или специалиста, выданным российским или вузом другой страной СНГ, можно поступать на магистерские программы британских университетов.

Степени британской магистратуры

Аббревиатура Расшифровка на английском Название на русском
MA Master of Arts Магистр искусств
MA (Hons) Master of Arts Магистр искусств
MBA Master of Business Administration Магистр делового администрирования
MComp Master of Computer Science Магистр компьютерных наук
MEng Master of Engineering Магистр инженерного дела
LLM Master of Law Магистр права
MSc Master of Science Магистр наук Пример: MSc International Accounting and Corporate Governance

Уровень 3: PhD — аспирантура Великобритании

Аспирантура в Великобритании, также как и магистратура, является уровнем последипломного образования (postgraduate). На веб сайтах вузов эти программы чаще всего обозначены, как «Research programmes» или «PhD programmes». Программы PhD в британских университетах, фактически, эквиваленты российским программам аспирантуры. Однако, по уровню требований и качеству исследовательской работы, эти программы тяготеют, скорее, к российской докторантуре.

В Великобритании большинство программ, ведущих к получению степени PhD, – это исследовательские проекты, предполагающие посещение лекций и учебных семинаров только в начале программы. Научный руководитель, в лаборатории или на кафедре которого студент готовится к защите диссертации, определяет для студента тему научного исследования и обеспечивает необходимые для исследований ресурсы.

Обычно на завершение исследовательской программы уходит 3-4 года. К концу этого периода студент должен опубликовать полученные результаты и написать диссертацию по опубликованным материалам.

Какое образование нужно для поступления в британскую аспирантуру

Для поступления на программу PhD необходим российского, британского или другого зарубежного вуза. Диплом специалиста, выданный российскими вузами, в Британии признаётся дипломом первого высшего образования, и в большинстве случаев диплом Специалиста будет не достаточен для поступления в аспирантуру.

Степени британской аспирантуры

Степень доктора философии, Doctor of Philosophy, PhD, присваивается студенту после успешной защиты диссертации.

Также программы послевузовского образования могут вести к получению докторских степеней в определенных науках, — например: Доктора образования (Doctor of Education, EdD) или Доктора делового администрирования (Doctor of Business Administration, DBA).

Основное отличие программы Доктора образования от Доктора философии в образовании (PhD in Education) заключается в том, что первая программа позволяет охватить более широкий круг предметов, связанных с образованием, и сфокусироваться на одной исследовательской проблеме только в конце обучения.

Степень DBA также является исследовательской степенью. Такие программы направлены на развитие теории и практики делового администрирования и менеджмента.

Учебные заведения по программам PhD

За редким исключением программы PhD и другие исследовательские программы предлагаются крупными много-дисциплинарными университетами с высококвалифицированным научно-преподавательским составом, обширной научно-исследовательской базой и значительными исследовательскими бюджетами. О том, как поступить в аспирантуру Великобритании, читайте здесь.

Уровни образования в Российской Федерации

1 сентября 2013 г. в России вступил в действие новый закон «Об образовании (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. , одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г. ). Согласно данному закону в России устанавливаются новые уровни образования. Под уровнем образования понимается завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований. Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, русским языком, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению).

Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни). Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позднее достижения ими возраста восьми лет. Магистратура — это более высокий уровень высшего образования, которое приобретается за 2 дополнительных года после окончания бакалавриата и предполагает более глубокое освоение теоретических аспектов направления подготовки, ориентирует студента на научно-исследовательскую деятельность по данному направлению.

По окончании данной программы выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени магистр. Основная задача магистратуры — подготовить профессионалов для успешной карьеры в международных и российских компаниях, а также аналитической, консультационной и научно-исследовательской деятельности. Для получения степени магистра по выбранной специальности не обязательно наличие степени бакалавра по той же специальности.

В этом случае получение степени магистра рассматривается как второе высшее образование. В качестве квалификационных испытаний на получение степени магистра предусмотрены экзамены и защита выпускной квалификационной работы — магистерской диссертации. Среднее профессиональное образование можно получить в техникумах и колледжах.

Типовым положением «Об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) даются следующие определения: а) техникум — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки; б) колледж — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки. Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. К получению среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования.

Если обучающийся по программе среднего профессионального образования имеет только основное общее образование, то одновременно с профессией он в процессе обучения осваивает и программу среднего общего образования.

Уровни образования

В основе организации обучения лежит такое понятие, как «уровень образования в РФ». Он отражает разделение программы обучения в зависимости от статистического показателя изучения населением в целом и каждым гражданином в отдельности. Уровень образования в РФ – это оконченный образовательный цикл, для которого характерны определенные требования. Федеральный закон «Об образовании в РФ» предусматривает следующие уровни общего образования в РФ:

  • Дошкольное.
  • Начальное.
  • Основное.
  • Среднее.

Помимо этого, выделяют следующие уровни высшего образования РФ:

  • Бакалавриат. Зачисление производится на конкурсной основе после сдачи ЕГЭ. Степень бакалавра студент получает после того, как он приобрел и подтвердил основные знания по выбранной им специальности. Обучение длится 4 года. По окончании данного уровня выпускник может сдать специальные экзамены и продолжить обучение на специалиста или магистра.
  • Специалитет. Эта ступень включает в себя базовое образование, а также подготовку по выбранной специальности. На очной форме срок обучения составляет 5 лет, а на заочной – 6. После получения диплома специалиста можно продолжить обучение на магистра или поступить в аспирантуру. Традиционно данный уровень образования в РФ считается престижным и не особо отличается от магистратуры. Однако при трудоустройстве за границей он приведет к возникновению целого ряда проблем.
  • Магистратура. Эта ступень выпускает профессионалов, имеющих более глубокую специализацию. В магистратуру можно поступить по окончании бакалавриата и специалитета.
  • Подготовка кадров высшей квалификации. Подразумевается обучение в аспирантуре. Это необходимая подготовка для получения ученой степени кандидата наук. Обучение на очной форме длится 3 года, на заочной – 4. Ученая степень присуждается по окончании обучения, защиты диссертации и сдачи выпускных экзаменов.

Уровни образования в РФ по новому закону способствуют получению отечественными учащимися дипломов и приложений к ним, которые котируются высшими учебными заведениями других государств, а значит, дают возможность продолжить обучение за границей.

Уровни профессионального образования в РФ

Систем профессионального образования в России предполагает обретение учащимся каких-либо специализированных навыков в определенной сфере деятельности, которые позволили бы ему выполнять особые виды работ и заниматься особой деятельностью, для которой недостаточно знаний и умений, полученных в рамках общего образования. При этом есть несколько категорий и уровней профессионального образования.

В первую очередь оно подразделяется на среднее профессиональное образование и высшее образование. При этом длительность обучения, его стоимость, а также возможности по дальнейшему трудоустройству напрямую зависят от уровня профессионального образования. В частности, в отношении многих видов работ законодательство прямо устанавливает требования к имеющемуся образованию для занятия определенной должности или получения какого-либо конкретного разряда в рамках выбранной специальности.

Необходимо отличать между собой профессиональное образование и профессиональное обучение. Под образованием подразумевается непосредственно процесс первичного обретения какой-либо специализации. Профессиональное же обучение касается случаев повышения квалификации и иных методов расширения навыков и знаний в рамках уже имеющейся специальности.

Среднее профессиональное образование

Сейчас в Российской Федерации существует большое количество учреждений, которые обеспечивают получение среднего профессионального образования. Ранее такое образование предоставлялось исключительно в ПТУ, сейчас же формат учреждений среднего профессионального образования может быть самым разнообразным, включая в себя различные колледжи и иные наименования таких организаций. Однако в общем случае их всех объединяет их статус ССУЗов — средних специальных учебных заведений.

На текущий момент в Российской Федерации существует исключительно один уровень профессионального образования вне системы высшего образования. Это среднее профессиональное образование. Ранее же предусматривалась возможность обучения по двум направлениям — в рамках получения начального профессионального образования, или же среднего профессионального образования. Ранее полученный уровень начального профессионального образования сейчас с точки зрения законодательства приравнивается к среднему профессиональному.

Наличие определенного среднего профессионального образования является необходимым для осуществления многих видов работ и занятия определенной деятельностью. При этом начать получение среднего профессионального образования можно после прохождения ОГЭ и окончания 9-го класса. Также, в рамках обучения по программам среднего профессионального образования все равно можно получить аттестат и о получении среднего общего образования.

Высшее образование

В Российской Федерации высшее образование является непосредственно верхней ступенью образовательной системы. Обучение по программам высшего образования происходит в соответствующих заведениях — ВУЗах. Сами ВУЗы при этом могут иметь различные названия и именоваться институтами, университетами, академиями в том числе. При этом, высшее образование подразумевает получение человеком глубоких профессиональных знаний и навыков, необходимых для решения всех задач в рамках специальности, а также обретение теоретических знаний, в том числе касающихся ведения научно-исследовательской деятельности.

Система высшего образования предполагает наличие различной квалификации по диплому — так, предусматривается разделение его на отдельные ступени. Всего сейчас в РФ существует три ступени высшего образования — бакалавриат, специалитет и магистратура.

С точки зрения обретения необходимых навыков и знаний, а также ученых степеней, высшее образование не является окончательной ступенью. Далее человек может поступить в аспирантуру или ординатуру, а также получить звание кандидата или доктора наук.

Положение аспирантуры в структуре СО

Что предшествует

: Для допуска необходимо законченное высшее образование — магистратура или
специалитет. Направление подготовки необязательно должно совпадать.

Сколько учиться

: Нормативный срок обучения — 3 или 4 года. Даже если на последнем курсе
никакие дисциплины не изучаются, а ВКР и диссертация уже готовы к защите, стать
выпускником раньше не получится.

Куда поступать

: У выбранного вуза должна быть аккредитация по программам аспирантуры. Ее
наличие не зависит от того, готовит ли учреждение магистров или нет.

Также рекомендуем:

Как поступить в аспирантуру

Куда дальше

: После получения диплома преподавателя-исследователя комплекс высшего
образования можно считать пройденным. Но если выпускник подготовил
диссертационное исследование, опубликовал не менее трех статей в журналах, рекомендованных
ВАК, следует двигаться дальше — к защите. А для этого нужно найти
диссертационный совет по своему направлению подготовки, который есть далеко не
в каждом вузе. Их число стабильно сокращается, и, возможно, придется не просто
обращаться в другое учебное заведение, но и ехать в другой город.

Виды степеней

В России действует следующая классификация ученых степеней: бакалавр, магистр и доктор наук. Рассмотрим каждую из них подробно.

Бакалавр

Бакалавриат – это первая академическая степень, которая присуждается после освоения программы высшего образования.

Впервые понятие «бакалавр» появилось в 1757 году в газете «Московские ведомости». С латинского бакалавр дословно переводится как «молодой рыцарь». В России степень бакалавра введена в 1996 году и действует до сих пор. Срок обучения на бакалавра составляет 4 года, после чего лицо сдает выпускную работу и получает квалификацию. Степень бакалавра свидетельствует о получении студентом профессионального образования.

С этим дипломом выпускник вправе претендовать на получение должности, которая соответствует профессиональной подготовке лица. Квалификация бакалавра дает возможность поступить на магистратуру и повысить свой профессиональный навык.

Магистр

Обучение в магистратуре дает более глубокое знание и освоение теоретической науки по соответствующему профилю.

Возможности, которые предоставляет диплом магистра:

  • статус магистра котируется во всех странах;
  • предоставляется возможность переводиться в другой вуз;
  • степень магистра высоко ценится зарубежными работодателями.

Впервые понятие «магистр» появилось при Александре I в указе «Об устройстве училищ». Степень являлась промежуточной между степенью кандидата и доктора. В 1918 году данный научный статус был отменен и не действовал вплоть до 1996 года.

Сегодня нормативный срок обучения на магистратуре равен 2 годам. Для получения степени необходимо защитить магистерскую диссертацию.

Доктор наук

Лицу, получившему кандидатское научное образование, окончившему докторантуру и защитившему докторскую работу, присваивается степень доктора наук. Для этого необходимо одобрение Высшей Аттестационной Комиссии.

Условия для поступления в докторантуру:

  • опыт педагогического или научного стажа – 5 лет;
  • трудовой стаж в направляющей организации – от 1 года;
  • наличие научных работ в рецензируемых изданиях.

Защита докторской работы происходит на заседании диссертационного совета, который создан при вузе или Научно-Исследовательском Центре. Срок обучения равен 3 годам.

Подготовительные программы — Foundation / Pathway

Подготовительные программыFoundation ProgramsPathway ProgramsPreparatory CoursesЕвропыСШАКанадыАвстралииНовой ЗеландииСингапураЯпонииFoundation

  • Готовит абитуриента к учебе в вузе, дает необходимые базовые знания;
  • Восполняет недостающий год обучения в случае, если абитуриент имеет сертификат или аттестат об окончании 11 классов (во многих странах принята 12-летняя система среднего образования);
  • Сочетает интенсивную языковую практику с профильной подготовкой к поступлению на определенную специальность.

Foundation ProgramFoundationВажноFoundationPathway ProgramFoundation degree

Тенденции в развитии услуг образования

  • Интернационализация высшего образования, обеспечение мобильности преподавателей и студентов с целью обмена передовым международным опытом.
  • Усиление направленности отечественного обучения в практическую сторону, что подразумевает введение практических дисциплин, увеличение количества преподавателей-практиков.
  • Активное внедрение в процесс образования мультимедийных технологий и иных систем визуализации.
  • Популяризация дистанционного обучения.

Таким образом, образование лежит в основе культурного, интеллектуального и нравственного состояния современного общества. Это определяющий фактор социально-экономического развития российского государства. Реформирование системы образования на сегодняшний день не привело к глобальным результатам. Однако небольшой сдвиг в лучшую сторону есть. Уровни образования РФ по новому закону способствовали появлению возможностей свободного перемещения преподавателей и студентов между вузами, что говорит о том, что процесс российского обучения взял курс на интернационализацию.

Высшее образование. Уровни

Итак, уровни высшего образования – это:

  • бакалавриат;
  • специалитет
  • магистратура.

Примечательно, что каждый из данных уровней имеет собственные сроки обучения. Следует учитывать, что бакалавриат является начальным уровнем, который является обязательным для получения остальных.

Специалистов, имеющих высшую квалификацию в различных профессиях, готовят в таких образовательных учреждениях, как университеты, институты, академии.

Данный уровень образования характеризуется также тем, что имеет разные формы обучения. Вы можете учиться:

  • очно, посещая все занятия и сдавая сессии;
  • заочно, самостоятельно изучая материал курса и сдавая сессии;
  • очно-заочно, когда обучение может проводиться в выходные дни, либо в вечернее время (подходит для трудоустроенных студентов, так как позволяет учиться без отрыва от работы);
  • экстерном, здесь вы можете окончить обучение тогда, когда посчитаете нужным (предполагает выдачу диплома государственного образца, однако на нем будет пометка, что учебное заведение вы окончили экстернатом).

Читайте также: