• Без рубрики
  • 0

Диагноз по чернильным кляксам (тест роршаха)

Тест Роршаха правильные ответы. Тест Роршаха: картинки и расшифровка

Тест Роршаха или методика чернильных пятен
Роршаха – наверное самый известный психодиагностический тест в мире. Каждый
хотя бы слышал о нем или видел картинку с кляксами, посмотрев на которые нужно
сказать «что ты видишь». Благодаря ответам можно понять склонности и индивидуальные
свойства конкретно взятого человека. Давайте вместе с вами разберемся, как это
работает.

Тестируемому человеку показывают 10 картинок, и он должен сказать что он на них видит, а так же объяснить почему чернильное пятно вызывает у него тот или иной образ.

  • Локализация (выбрал ли тестируемый для ответа всю картинку или только её часть;
  • Детерминанты (что повлияло на ответ: цвет чернильного пятна, его форма или всё вместе);
  • Уровень формы (насколько тестируем адекватно увидел форму пятна, при этом в качестве критерия используются наиболее часто получаемые ответы);
  • Содержание (напоминает ли пятно неодушевленные предметы или людей, растения, животных и т.д.);
  • Оригинальность ответов (оригинальными считаются ответы, которые популярные у не менее 30% всех обследуемых).

Учитывая это можно создать единую структуру взаимосвязанных особенностей личности человека.

После показа всех картинок все ответы подсчитываются и анализируются. На основе вычислений подводят итоги теста Роршаха.

Картинка №1: летучая мышь, животное или моль

Именно с этих чернильных пятен на листе бумаги начинается тест Роршаха. Благодаря ей можно понять, как тестируемый воспринимает стрессовые и новые задачи. Чаще всего в этих пятнах люди видят морду животного, моль или летучую мышь. Ответы на эту картинку дают общую характеристику человека.

  • Морда животного – говорит о том, что человек умеет реагировать на проблемы, страх и нежелание разобраться в себе. Так же это может говорить о наличие у человека серьезной проблемы, которую он избегает и не решает.
  • Моль – это говорит о том, что тестируем недооценивает себя, свою внешность, а так же может символизировать слабость и раздражение.
  • Летучая мышь чаще всего означает что-то демоническое, нечистое, а для кого-то это путь сквозь тьму к перерождению.
  • Бабочка – если тестируемый видим бабочку, то это символизирует его способность изменяться, преодолевать препятствия, а так же переходный период.

Психоаналитический подход к тесту Роршаха

А) Специфичность таблиц Роршаха

Таблицы I и IV расцениваются как отцовские.

Таблицы VII и IX расцениваются как материнские.

Таблица II символизирует агрессивность.

Таблица III символизирует мужественность.

Таблица IV — вызывает сексуальные интерпретации.

Б) Психоаналитическая интерпретация содержания ответов

Anus, ягодицы, следящие глаза — паранойя.

Грудь — у людей, обделенных в детстве материнской заботой.

Скелеты, черепа — мазохизм или депрессия.

Взрывы, вулканы — чувство беспомощности.

Дикие животные — агрессивные тенденции.

Эмблемы — подавленное стремление к власти.

Растоптанные насекомые указывают на напряженные взаимоотношения с сибсами.

Большое указание на объекты
— свидетельство инфантилизма.

Глаза, маски — паранойя (желание спрятаться).

Красный цвет — любовные, агрессивные, садистические представления.

Шок на белое — страх перед женскими гениталиями у мужчин; у женщин
— «нежелание быть женщиной, отрицание женского начала».

Интерпретация черного цвета — символ авторитета, отражение вины, мятежа, страха, суда, «злого негативного мужского начала».

Сексуальные ответы — актуальность сексуальных проблем.

Анатомические ответы у испытуемых, не являющихся медиками — ипохондрия.

Чудовища, ведьмы, дикие животные, кровь, огонь, дым, орудия агрессии, люди или животные в состоянии борьбы — тревожность и агрессия.

В) Свидетельства стадий развития либидо:

W — оральность;D — генитальность; Dd — анальность.

Комплексы — оральные (зубы, рты, кости животных, указание на пищу и женскую грудь); анальные (экскременты, указания на anus); фаллические (сверла, термометры); садистические (воинственные сцены, щипцы, ножницы); мазохистские (ряд ответов с кинестезиями сгибания).

Тест Роршаха расшифровка. Диагноз по чернильным кляксам (тест Роршаха)

«Очень высокий интеллект с ярко выраженным научно-теоретическим талантом, высокой продуктивностью и хорошей способностью к наблюдению. Прилежный работник, ориентированный на качество. Литературно одарен…»

«Низкий интеллект, близкий к дебильности. Понимает только банальные связи, но хочет сделать больше, чем она может, и терпит все время поражения, с которыми не мирится».

Эти личностные характеристики получены не в результате длительного наблюдения за поведением людей, а на основании трактовки ими черных или цветных пятен неопределенной формы. Испытуемых спрашивают: на что похожи эти пятна! Каждый ответ оценивают по определенной схеме и на основании полученных характеристик судят об интеллекте и особенностях личности испытуемых.

Приведенные выше цитаты взяты из заключительной главы руководства Э. Бома, посвященного тесту Роршаха. Заключению предшествуют более 400 страниц убористого немецкого текста, описывающего, как пользоваться методикой и как приходить к таким выводам. Руководства на английском языке не менее громоздки. Двухтомник, вышедший под редакцией Б. Клопфера в 1954-1956 годах, содержит около 1500 страниц. Количество монографий по этой методике насчитывается десятками, количество статей — тысячами.

  1. Испытуемый (больной шизофренией с острым чувственным бредом) объединяет в одном ответе центральное красное пятно, нижний черный участок и белый промежуток между ними. Он увидел во всем этом «медведя на горшке». Налицо три странности: выделение пятен необычной конфигурации; смещение фигуры и фона; алогичность самой ситуации.
  2. Другой испытуемый (чудак) выделил в той же таблице только три красных пятна: «пряди волос» и «галстук-бабочку». Их он дорисовал до «человека». Изображение строится в белом пространстве над таблицей и выходит за ее пределы.
  3. «Поминальное целование» — именно так истолковала перевернутую на 180° таблицу больная шизофренией с острым чувственным бредом. Она увидела в пятнах трех человеи: в центре «умершую старушку» (в саване, украшенном красной лентой) и двух целующих ее «родственниц». Очертания «тела старушки» не соответствуют контурам пятен. Специалисты определяют такие толкования как ответы с нечеткой формой. В интерпретации отражено тревожное состояние больной.

Возможности теста, приписываемые ему литературой, кажутся безграничными. Оценка уровня интеллекта и некоторых его свойств, выявление технической и литературной одаренности, оригинальности или банальности мышления, способности к критике, установление особенностей эмоционального реагирования и преобладающего фона настроения, обнаружение лиц, склонных к созданию аварийных ситуаций на транспорте, определение неврозов и психопатий, шизофрении, эпилепсии и органического поражения мозга. Это далеко не полный перечень того, что позволяет якобы определить тест. Многие авторы полагают, что методика Роршаха раскрывает ревностно хранимые секреты личности. Тест не знает возрастных ограничений: его можно предъявлять и детям, едва овладевшим речью, и глубоким старикам. Результаты теста невозможно произвольно исказить, так как испытуемый обычно не знает, какие ответы считаются «хорошими», а какие «плохими». Одним словом, сторонники этой методики описывают ее как некий таинственный всепроникающий инструмент, вскрывающий всю подноготную личности. Так ли это на самом деле!

Тестирование и результаты

Стимульный материал к тесту Роршаха – 10 карточек с симметричными изображениями, которые создаются чернильными пятнами, мало напоминающими очертания чего-либо конкретного. Половина карточек цветные, половина – чёрно-белые. Задача испытуемого – рассказать и детализировать, что он видит на картинке. Время прохождения теста неограниченно.

Человек не знакомый с нюансами психодиагностики может предположить, что в процессе описания изображения задействовано творческое мышление. На самом же деле наше воображение лишь украшает ответ, но сам его поиск продиктован другими механизмами, не относящимися к фантазии. Роршах был уверен, что те образы, которые в чернильных пятнах видит каждый человек, продиктованы индивидуальными особенностями и качествами личности. Это на первый взгляд кажется, что разглядеть что-нибудь в кляксе задача не особо трудная – фантазируй сколько хочешь. Но наш мозг в данном случае проделывает достаточно сложную работу.

Отправная её точка – отсутствие даже малейшего представления о том, что изображено на карточке. Эта неопределённость запускает ассоциативное мышление, где возникшие образы относятся к сфере осознанного лишь частично. Череда таких ассоциаций объединяется в более сложные образы, и уже на их основе воображение завершает формирование комплексного, логичного представления. Такая цепочка психических актов позволяет выявить те психологические особенности, которые и определяют индивидуальность каждого человека. В этом и заключается основное отличие теста Роршаха от других проективных тестов (тестов, где скрытые эмоции или внутренние конфликты определяются через реакцию на неоднозначные стимулы, проецируемые на участника в ходе тестирования). Его стимульный материал «чистый» — предложенные картинки бесформенны и неопределённы, что исключает любую внешнюю направленность ассоциаций.

После того, как испытуемый завершает работу с чернильными пятнами, его ответы оцениваются с точки зрения двух характеристик: формальной и по содержанию. Формальная оценка ставится на основе особенностей организации восприятия. Анализ в таком случае может строиться на следующих аспектах:

  • Оперирование образом в пространстве (всё пятно или часть использованы);
  • Избирательность восприятия (сильная реакция на цвет или преимущественно реакция на цвет);
  • Динамичность или неподвижность образов;
  • Очерёдность реакции.

Оценка по содержанию позволяет судить об особенностях построения ассоциаций. Она относится к одной из четырёх категорий: люди, животные, предметы, фантастические образы.

Ниже мы предлагаем пройти наш вариант теста Роршаха с автоматической интерпретацией, которая, конечно, уступает интерпретации настоящего специалиста в психологии и психотерапии, но всё-таки поможет вам попробовать узнать себя через призму знаменитых клякс.

Тест Роршаха правильные ответы. Пройти тест Роршаха бесплатно онлайн

Тест Германа Роршаха позволяет подробно исследовать личность и определить нарушения психологического состояния человека. Такой тест также известен как тест кляксы Роршаха . Почему такое странное название? Ответ прост! Тестирование на пятнах (кляксах) непонятной формы вызывают различные ассоциации, на основе которых и определяется психическое состояние человека.При прохождении теста «Кляксы Германа Роршаха» бесплатно, без регистрации и смс на нашем сайте показываются 10 разных пятен, глядя на которые необходимо дать ответ, связанный с ассоциациями, которые возникают во время просмотра клякс. После чего психолог сможет сделать выводы о состоянии личности. Также на нашем сайте вы можете пройти.

Пройти тест Германа Роршаха бесплатно онлайн без смс и регистрации

Этот тест придуман почти сто лет назад, но не перестает пользоваться спросом и быть актуальным сегодня. На нашем сайте вам предоставляется прекрасная возможность пройти тест «Пятна Роршаха» онлайн бесплатно без регистрации и смс ! Узнайте состояние свой души прямо сейчас. Необходимо ответить всего лишь на 10 вопросов, выбрав представленные варианты ответов.

Выполнение теста Роршаха при различных формах шизофрении

А) Простая шизофрения — н изкий F+%, уменьшение числа как кинестетических (М), так и цветовых ответов, высокий А%, обедненный тип восприятия D-Dd, преобладание частей человеческих фигур над целыми образами, анатомические ответы, неопределенные ответы, персеверации при малом общем количестве ответов и наличии одной или двух патологических вербализаций.

Б) Гебефреническая шизофрения — б ольшое количество цветовых ответов и экстратенсивный тип переживания.

В) Параноидная шизофрения — большое количество целостных ответов с плохой формой (F-%), конфабуляторные интерпретации, снижение количества популярных ответов, отсутствие кинестетических интерпретаций, склонность к персеверациям и случайным ассоциациям, отсутствие цветовых ответов, бедность содержания и отсутствие указаний на человеческие образы. Кинестетические ответы (М), ответы Dd и указания на фрагменты белого фона свидетельствуют об идеаторной активности больных шизофренией. У больных с бредовыми формами шизофрении при интерпретации пятен Роршаха отражаются клинические особенности заболевания. При аффективно-бредовых приступах выявляются нарушения зрительной перцепции, мышления, аффективные расстройства, при парафренных синдромах выявляется органическая недостаточность, при систематизированном интерпретативном бреде выявляются склонность к детализации и выраженная тенденция к стереотипиям.

Г) Шизофренический дефект — уменьшение общего количества ответов, высокий удельный вес целостных ответов с плохой формой, отсутствие кинестетических ответов, нарастание персевераций и других признаков стереотипии.

Д) Острые (аффективно-бредовые) шизоаффективные расстройства — расширенный тип переживаний, сексуальные интерпретации, большое количество патологических вербализаций, указания на глаза, анатомию человека, кровь.

Е) Шизотипические расстройство:

1. При изменениях личности по типу «фершробен» — большое количество ответов, высокий удельный вес целостных ответов, много указаний на движение, цвет и цветотень.

2. При апато-абулическом дефекте — малое количество ответов и отсутствие интереса к исследованию, увеличение среднего времени, преобладание целостных ответов с плохой формой и популярных ответов, скудость содержания ответов.

3. При «психопатоподобной» шизофрении — редко выделяют наиболее вероятные обычные детали D, но чаще здоровых лиц указывают на необычные детали Dd (актуализация латентных признаков).

Патологические феномены у больных шизофренией при интерпретации пятен Роршаха: фабулизация, конфабуляторные ответы, невозможные и маловероятные комбинации, неадекватная активность, фабулизированные комбинации, контаминации, текучесть перцепции, феномен «принудительного цвета», феномен «прозрачности», фабулизация, диссоциация симметрии, символика, абстракции, абсурдные ответы, неопределенные ответы, аутистическая логика, ссылки на предшествующий ответ, ссылки на себя, амбитендентность, деструктивные интерпретации, переживание тревоги, внешней угрозы, агрессии, необычно выделенные части тела животных и человека, фабулизированные сексуальные ответы

1.2. Основные положения теста Роршаха

Что же принципиально нового внес Герман Роршах? Почему его тест получил всемирное признание?

В отличие от всех существовавших прежде психологических методик испытуемые в этом тесте дают свои ответы самостоятельно, а не выбирают их среди заранее подготовленных экспериментатором. В этих условиях ответы в значительно большей степени зависят от врожденных особенностей восприятия и индивидуального прошлого опыта, чем от заданных в эксперименте внешних раздражителей. Такие методики получили в дальнейшем название личностных, и тест Роршаха был первым среди них.

Толкование чернильных пятен изучалось и до Роршаха, но ограничивалось главным образом содержательной стороной ответов. Роршах впервые перешел от анализа содержания ответов к механизмам их возникновения. Главным он считал не то, что именно человек видит, а то, как он видит и какие особенности пятен (цвет, форму и т. д.) он при этом использует.

В предложенных им десяти таблицах Роршаху удалось создать такую комбинацию пятен, которая позволяет практически неисчислимым количеством способов выделять в них различные участки, опираясь при этом то на форму, то на цвет, то на оттенки пятен, то на очертания прилежащих к пятнам участков белого фона, то на сочетание всех этих способов восприятия.

Роршах сумел формализовать ответы на пятна, ввел количественные критерии, изучил особенности толкования пятен у 405 испытуемых, среди которых были как здоровые лица различных возрастных групп, так и больные разными психическими заболеваниями. Он заметил, что определенные категории ответов сочетаются с некоторыми личностными свойствами и что по характеру интерпретаций можно примерно оценить степень интеллекта испытуемых. Он показал, чем отличаются ответы здоровых людей от интерпретаций психически больных, и описал способы трактовки таблиц, характерные для шизофрении, врожденного и приобретенного слабоумия, эпилепсии и маниакально-депрессивного психоза.

Основные теоретические установки Роршаха заключались в следующем. Если человек оперирует всем пятном целиком — значит, он способен воспринимать основные взаимосвязи и склонен к систематизированному мышлению. Если фиксируется на мелких деталях, значит, он придирчив и мелочен, если на редких — значит, склонен к «необычайному» и способен к обостренной наблюдательности. Ответы на белый фон, по мнению Роршаха, свидетельствуют о наличии оппозиционной установки: у здоровых людей — о склонности к дискуссиям, об упрямстве и своеволии, а у психически больных — о негативизме и странностях в поведении. Во всех этих трактовках прослеживается тенденция к прямым аналогиям и мысль об однозначности способа видения и характера мышления. Видишь всякую мелочь, — значит, педант, видишь не сами пятна, как большинство людей, а прилежащий белый фон, — значит, и мыслишь нетрадиционно.

Способность к четкому восприятию формы пятен Роршах считал индикатором устойчивости внимания и одним из важнейших признаков интеллекта. Ответы по движению, возникающие при содействии представлений о прежде виденных или испытанных самим субъектом движениях, он рассматривал как показатель интеллекта, меру внутренней жизни (интроверсии) и эмоциональной стабильности. Большое количество цветовых ответов он расценивал как проявление эмоциональной лабильности.

Соотношение ответов по движению и цвету Роршах назвал «типом переживания». Преобладание ответов по движению он связал с интроверсивным типом переживания, преобладание цветовых ответов — с экстратензивным. Главное отличие интроверсии от экстратензии он усматривал в большей зависимости от внутренних переживаний, чем от внешних впечатлений.

Уделив особое внимание особенностям восприятия пятен, Роршах сравнительно мало останавливался на том, какие именно объекты усматривались в них. Он полагал, что содержательная сторона ответов только случайно отражает переживания испытуемых

Роршах не смог предложить теории, объясняющей связь особенностей восприятия пятен с теми или иными личностными характеристиками. Все его трактовки носили эмпирический характер и нередко строились по принципу аналогий и «здравого смысла». Но ему удалось создать почти универсальный тест, способный давать большое количество оригинальной и новой информации практически о любой однородной группе испытуемых. В создании этого необычайного и удивительно многостороннего аппарата исследования он сумел сделать так много, что за семь десятилетий, прошедших после его смерти, тест в своей основе не изменился, в него были внесены лишь небольшие добавления.

Эффективность и уникальность теста

Нельзя не отметить уникальность данного тестирования, которое действительно предоставило новые возможности для исследования особенностей человеческой личности. Предоставление столь широкого поля для воображения, для поиска образов и ассоциаций, выводит испытуемого на изучение своего собственного разума и восприятия всего, что его окружает. Также следует отметить тот факт, что бесформенные симметричные пятна невольно создают в подсознание индивида определённые образы, которые формируются сразу же, незамедлительно, с учётом особенностей личности испытуемого.

Эффективность теста Роршаха является предметом обсуждения многих специалистов в области психологии и психиатрии. Как уже было указано выше, существуют скептики, считающие, что тест не может называться эффективным из-за слишком пространных методов изучения. Кляксы предполагают слишком большой спектр ответов испытуемых, что потом довольно трудно сгенерировать в один общий результат.

В то же время тест Роршаха является весьма популярным у криминалистов. Особенности личности преступников часто проверяют именно таким методом. Также стоит отметить, что довольно много психологов и психиатров свидетельствуют в пользу эффективности данного метода тестирования. Психодиагностический тест пятна Роршаха является довольно эффективным, что показывает долгая практика его использования. После создания его в 1921 году, он существует и по сей день, являясь весьма популярным тестированием человеческой психики.

Что собой представляет тест Роршаха

Тест Роршаха проводится на основе показа пациенту десятка разнообразных пятен: 5 черно-белых, 3 цветных и 2 черно-красных. Психолог в определенном порядке показывает человеку все 10 картинок, спрашивая его, на что похожа каждая из них.

Затем, когда человек ответил на все поставленные ему вопросы, специалист снова показывает ему картинки, но уже в иной последовательности. Таким образом, выясняется, какие ассоциации возникают у тестируемого при виде каждого, отдельно взятого изображения.

В ходе проведения теста Роршаха психолог может задавать уточняющие вопросы, если в этом есть необходимость.

Испытуемому разрешается поворачивать карточки в любом направлении, при этом психолог, внимательно следит за его движениями и слушает все, что он говорит. После просмотра всех пятен, специалист анализирует ответы и соответствующим образом подсчитывает баллы.

Общие принципы тестирования

Что из себя представляет тест Роршаха? Об этом поподробнее будет рассказано далее.

Пятна Роршаха — тестирование, состоящее из десяти табличек, на каждой из которых изображено по одной аморфной кляксе. Все пятна являются стандартными и симметричными. Также стоит отметить, что изображения могут быть чёрно-белыми и цветными.

Тестирование осуществляется следующим образом: психиатр предоставляет испытуемому бумажные листы с чернильными пятнами неправильной формы для того, чтобы тот описал ему изображение на бумаге. Испытуемый должен ознакомиться с предлагаемыми изображениями, а затем сказать о том, какие мысли, образы или идеи приходят ему в голову. Психодиагностика личности индивида осуществляется по специальной методике толкования.

Существует специальная разработанная система символов, по которой формализуется каждый ответ испытуемого. Формализация осуществляется по пяти следующим счётным категориям:

  1. Локализация — испытуемый может выбрать для ответа отдельные детали изображения или всё изображение в целом;
  2. Детерминанты — формирование ответа может предполагать использование форму изображения, цвет, или же формы и цвета одновременно;
  3. Уровень формы — тут оценивается адекватность отражения формы изображения в ответе. В качестве критерия используются наиболее часто получаемые критерии;
  4. Содержание — ответы, которые даются испытуемыми могут изображать людей, животных, а также неодушевлённых предметов;
  5. Оригинальность и популярность — тут довольно просто: испытуемые могут давать оригинальные ответы и популярные. Оригинальные ответы называются индивидами редко, в то время как популярные встречаются больше, чем у трети респондентов.

Все ответы обозначаются следующими символами:

  • H — эта буква обозначает человеческие фигуры. Они могут указываться целыми или почти целыми;
  • (H) — человеческие фигуры, но в этом случае уже лишённые реальности. Это обозначает скульптуры, рисунки, мифических существ, карикатуры;
  • (Hd) — обозначение отдельных частей человеческих фигур;
  • A — фигура животного — почти целая или целая;
  • (A) — животное из мифологии, чудовище, рисунок животного или карикатура;
  • Ad — голова и лапы животного, или же другие части;
  • At — обозначение человеческих внутренних органов. Обычно этими органами являются печень, сердце или почки;
  • Sex — отсылки на половые органы, или же на сексуальную деятельность. Также это обозначение служит для отсылок к тазу или нижней части;
  • Obj — предметы, сделанные руками человека;
  • Aobj — предметы, созданные из различных животных материалов;
  • Aat — внутренние органы животных;
  • Food — обозначение продуктов питания;
  • N — различные природные пейзажи;
  • Geo — реки, заливы, острова и карты;
  • Pl — обозначение растений всех видов — деревья, овощи, плоды, цветы, а также части растений;
  • Arch — обозначение архитектурных сооружений;
  • Art — рисунок, но который не имеет специфического содержания. Это может быть рисунок, нарисованный акварелью, или же детский рисунок;
  • Abs — концепции абстрактного содержания — «любовь», «сила», «власть»;
  • Bl — обозначение крови;
  • Fi — огонь.

Также могут встречаться и другие обозначения, но они уже указываются полными словами, так как являются более редкими, чем все вышеуказанные в списке.

Как был создан тест

Однозначно сказать, как у швейцарского психиатра и психолога Германа Роршаха родилась идея создания подобного теста – задача очень трудная. PhD Джейн Фреймингэм, например, считает, что на подобную мысль его могла натолкнуть популярная на стыке XIX и XX веков детская игра «Klecksographie» – шарады на основе чернильных пятен. Кляксы как психологический инструмент мог использовать учитель и друг Роршаха Конрад Геринг.

Историю же самого теста можно начать вести с 1911 года, когда Э. Блейлер впервые ввёл в научный обиход термин «шизофрения», а Г. Роршах заинтересовался этой болезнью и посвятил её изучению диссертацию. В процессе проведения экспериментальной части он заметил, что больные по-разному интерпретируют пятна из игры «Klecksographie». Но тогда он сделал лишь небольшой доклад о своём наблюдении.

Дальше последовали несколько лет практики, во время которых Г. Роршах активно тестировал на своих пациентах технику чернильных пятен с целью определения личностных поведенческих факторов. В результате было создано 40 карточек с чернильными пятнами и собран теоретический материал для представления методики. Но с публикацией возникли трудности. Сейчас в это трудно поверить, но ни одно издательство того времени не хотело браться за печать книги Роршаха. И причиной тому была не фантастичность или антинаучность его идей, а банальная техническая сложность в печатании такого количества рисунков клякс. В итоге их пришлось сократить сначала до 15, а потом и до 10. Лишь после этого одно из издательств согласилось выпустить книгу. Она вышла в 1921 году под названием «Psychodiagnostik».

В ней, помимо введения в науку понятия «психодиагностика», были представлены результаты исследований с чернильными пятнами и сам тест с пояснениями к нему. Скоринговая система самого Роршаха (другими словами, пояснения как интерпретировать полученные результаты) сосредотачивалась на классификации возможных ответов, и минимум внимания уделяла их содержанию. В следующем году автор теста умер. Несмотря на слабость отдельных сторон теста (неясность к какой категории предложенной классификации следует относить все возможные варианты ответа в силу отсутствия их описания в работе), его разработки долгое время очень высоко ценились и были основным инструментов диагностики в клинической психологии (на протяжении 40-50-х гг. ХХ века). В 1960-е годы тест Роршаха подвергся критике, в основном из-за отсутствия единой методики оценки ответов (существует несколько наиболее распространённых скоринговых систем: Бека, Пиотровского, Клопфера и др.).

Тесты, которые используются в мировой практике, с детальной интерпретацией их результатов для нужд саморазвития собраны в курсе «Самопознание». Пройдите курс, чтобы понять себя и свои истинные мотивы.

Но полной дискредитации удалось избежать. В основном благодаря трудам Джона Экснера. Он сравнил 5 доминирующих систем оценки и создал нечто наподобие объединяющей системы (работа «The Rorschach: A Comprehensive System»). Сегодня многие психологи используют тест Роршаха именно в рамках Интегративной Системы Экснера. Он применяется для диагностики в исправительных учреждениях США и некоторых других стран, в судебной экспертизе, для диагностики расстройств личности в клинической психологии. Также валидность в деле понимания личности и эмоционального состояния человека тест обнаруживает в тех случаях, когда пациент не хочет или не может (в силу слабоумия, например, как в случае с Чарли Гордоном в «Цветах для Элджернона») об этом говорить напрямую. Глобально на основе ответов можно судить о психологии человека, понять его прошлое и предсказать будущее поведение.

Об авторе теста

Создатель теста Герман Роршах родился в 1884 году в Цюрихе (Швейцария). Еще студентом медицинского факультета он сблизился с русским землячеством в Цюрихе, изучил русский язык и познакомился со своей будущей женой – русским врачом. Получив врачебный диплом, стал психиатром и через три года защитил докторскую диссертацию. Трижды он приезжал в Россию: дважды проводил он там каникулы у друзей, в третий раз в течении семи месяцев работал в частном санатории в Крюкове под Москвой. Свои опыты по восприятию чернильных пятен Роршах начал в 1911 году и через 8 лет изложил их в рукописи «Психодиагностика». Поначалу книга получила отказ у шести или семи издателей, но в конце концов в 1921 году ее удалось напечатать, правда, приложенные к ней таблицы с изображением пятен по техническим причинам подверглись значительным изменениям. Размеры их были уменьшены, первоначальные цвета искажены, вместо предложенных пятнадцати таблиц были отпечатаны только десять. И именно эти десять измененных таблиц стали каноническими и в тысячах копий разошлись по свету. Главными оказались не конкретные характеристики пятен, а сама идея теста: судить о личности по особенностям ее восприятия.

Герман Роршах (1884-1922 гг.) — автор психологического теста, который уже более полувека вызывает споры среди специалистов.

Судьба этой монографии сначала была печальной. Из 1200 экземпляров первого издания продали всего несколько книг. Отзывы были малочисленны и отрицательны. В 1922 году Роршах умер в возрасте 37 лет от поздно диагностированного аппендицита, не подозревая о том необычайном успехе, который завоюет впоследствии его труд.

По отзывам современников, Г. Роршах был многосторонне одаренным человеком. Кроме родного немецкого, он свободно говорил на французском и русском языках, превосходно рисовал, интересовался искусством. В своих воспоминаниях жена описывает его как гармоничного, скромного, совершенно непритязательного в обычной жизни человека, «вечного студента». Он был очень работоспособен, работал с удивительной легкостью, как бы играючи. Всю свою жизнь Роршах испытывал глубокую симпатию к России. Любил Толстого и Достоевского, хотел написать работу о последнем. Передал свои сбережения на открытие столовой для голодающих детей на Урале. Свою «Психодиагностику» считал ключом к познанию человека и его возможностей и рассматривал ее только как начало большой предстоящей работы. После смерти Роршаха известный швейцарский психиатр Е. Блейлер написал его жене: «Ваш муж был гениален».

Читайте также: