• Без рубрики
  • 0

Измененное состояние сознания: что такое. виды, теория и практика

Содержание

Характеристики теории

Сейчас изучение области бессознательного происходит согласно одной из теорий, которые были разработаны выдающимися психологами. Основные теории принадлежат Лакану, Юнгу, Фрейду.

По Фрейду

У Зигмунда Фрейда было свое представление относительно бессознательного. К этой области он относил действия, в которых человек не отдает себе отчет. Он утверждал, что психика сама вытесняет в область неосознаваемого тайны, фантазии, желания, которые противоречат моральным устоям общества, тревожат человека слишком сильно.

По Юнгу

Расширению понятия поспособствовал Карл Юнг. Он создал отдельную дисциплину — аналитическую психологию, для которой разработал термин «коллективное бессознательное». Ученый ввел значительные изменения, если сравнивать его теорию с психоанализом.

Юнг разделил бессознательное на два слоя:

  1. Личное — к нему он относился индивидуальные психические процессы.
  2. Коллективное — процессы, затрагивающие группу людей.

Групповое бессознательное — совокупность статичных форм (доминантов или архетипов). Изначально они врожденные, но со временем могут быть актуализированы.

По Лакану

Следующим предположение относительно неосознаваемого выдвинул французский психоаналитик Жак Лакан. Он предположил, что область бессознательного сконструирована как речь, но при этом нельзя принимать предположение Лакана относительно того, что бессознательное это есть язык, поскольку это своеобразная метафора. Ее расшифровка — бессознательное похоже на язык, так как работает на схожих правилах. При этом оно не может исчерпываться законами лингвистики.

7.Сравнительный анализ психики животных и человека.

Почти
все, что имеется в психологии и поведении
животного, приобретается им одним из
двух возможных путей: передается по
наследству или усваивается в стихийном
процессе научения. То, что передается
по наследству, обучению и воспитанию
не подлежит; то, что появляется у животного
спонтанно, может возникнуть и у человека
без специального обучения и
воспитания..Внимательное изучение
психологии поведения животных, их
сравнение с психологией и поведением
человека позволяют установить то, о чем
нет необходимости проявлять специальную
заботу при обучении и воспитании людей.

Сравнение
психики животного с человеческой
позволяет выделить следующие основные
различия между ними.

1.
Животное может действовать только в
рамках ситуации, которая воспринимается
непосредственно, а все осуществляемые
им акты ограничены биологическими
потребностями, то есть мотивация всегда
биологическая.

Животные
не делают ничего такого, что не обслуживает
их биологических потребностей. Конкретное,
практическое мышление животных делает
их зависимыми от непосредственной
ситуации. Лишь в процессе ориентированного
манипулирования животное способно
решить проблемные задачи. Человек же
благодаря абстрактному, логическому
мышлению может предвидеть события,
делать согласно познавательной
необходимости — сознательно.

Мышление
тесно связано с вещанием. Животные лишь
подают сигналы своим родственникам по
поводу собственных эмоциональных
состояний, тогда как человек с помощью
языка информирует других во времени и
пространстве, передавая общественный
опыт. Благодаря языку каждый человек
пользуется опытом, который выработан
человечеством в течение тысячелетий и
которого он никогда не воспринимал
непосредственно.

2.
Животные способны использовать предметы
в качестве орудия, но ни одно животное
не может создать орудие труда. Животные
не живут в мире постоянных вещей, не
выполняют коллективных действий. Даже
наблюдая за действиями другого животного,
они никогда не будут помогать друг
другу, действовать сообща.

Только
человек создает орудие по продуманному
плану, использует их по назначению и
сохраняет на будущее. Он живет в мире
постоянных вещей, пользуется орудиями
совместно с другими людьми, перенимает
опыт пользования орудиями труда и
передает его другим.

3.
Отличие психики животных и человека
состоит в чувствах. Животные также
способны переживать положительные или
отрицательные эмоции, но только человек
может сочувствовать в горе или радости
другому человеку, наслаждаться картинами
природы, переживать интеллектуальные
чувства.

4.
Условия развития психики животных и
человека являются
четвертым отличием.
Развитие психики в животном мире
подчинено биологическим законам, а
развитие психики человека детерминируется
общественно-историческими условиями.

И
человеку, и животному свойственны
инстинктивные реакции на раздражители,
способность приобретать опыт в жизненных
ситуациях. Однако присваивать общественный
опыт, который развивает психику, способен
лишь человек.

С
момента рождения ребенок овладевает
способами использования орудий и
навыками общения. Это, в свою очередь,
развивает чувственную сферу, логическое
мышление, формирует личность индивида.
Обезьяна в любых условиях будет проявлять
себя как обезьяна, а человек только
тогда станет человеком, если его развитие
проходит среди людей. Это подтверждают
случаи воспитания человеческих детей
среди животных

Примеры функционирования сознания

В человеческом сознании непрерывно идут сложные и многообразные процессы, благодаря которым мы познаем мир, окружающих людей и самих себя. Все наши рутинные действия невозможны вне функционирования механизма сознания. Его работу можно рассмотреть на примере чтения любого текста. По сути, текст представляет собой всего лишь последовательный набор слов, каждое из которых может иметь несколько значений. Однако читатель, как правило, без труда понимает написанное и даже улавливает интонационную и эмоциональную окраску текста.

Этот процесс можно представить в виде следующих этапов:

  1. Когда прочитанные слова доходят до сознания, ум реконструирует, какое именно определение подходит к каждому слову.
  2. Воспринятый текст формируется в сеть определений, среди которых ум выделяет самые важные.
  3. В результате читатель понимает предложение, а затем и мысль, которая за ним стоит.

Каковы основные виды сознания у человека

В медицине выделяют:

  • ясное сознание;
  • пограничные расстройства;
  • галлюцинации;
  • бред;
  • ступор;
  • кому и др.

Примечание

Под ясным сознанием понимают способность психики индивида адекватно реагировать на поступающую информацию. Пример помутненного сознания — больной шизофренией.

Виды состояний сознания:

  • сон и различные его фазы (от быстрого до медленного сна);
  • бодрствование (напряженное, спокойное, активное, переходное);
  • измененные под воздействием психоактивных веществ состояния (психотропные препараты, лекарства, алкоголь и т.д.)

Полноценная познавательная деятельность человека возможна только в состоянии активного бодрствования.

Как особую форму состояния сознания иногда выделяют медитацию. Это глубокое внутреннее сосредоточение, которое практикуется для релаксации, а также в духовно-религиозных и оздоровительных целях.

В зависимости от направленности внимания и типов деятельности в философии различают:

  • бытовое;
  • научное;
  • эстетическое;
  • этическое;
  • проектное и другие виды сознания.

 В психологии используется также классификация сознания по стадиям развития:

  • бодрствующее (младенцы);
  • предметное (дети до 3-х лет);
  • индивидуальное (до младшего школьного возраста);
  • коллективное (до 14-16 лет);
  • рефлексивное (с 16-18 лет).

Основные свойства сознания личности

Активность

Одним из главных свойств сознания можно считать активность. У всякого действия, которое совершает человек, имеется мотив и цель. Никто не действует бездумно, подчиняясь лишь хаотичному стечению обстоятельств. Если цель желаемая, то личность часто готова прикладывать даже неимоверные усилия для ее осуществления. Сознание управляет поведением человека и старается таким образом все рассчитать, чтобы это было максимально выгодно самому человеку. Наша способность прогнозировать ситуацию, видеть собственные перспективы являются заслугой сознания. Такое свойство как активность позволяет сознанию оставаться в рабочем состоянии постоянно. При каких обстоятельствах человек готов совершать активные шаги? В том случае, когда он понимает необходимость в предпринимаемых действиях.

Динамичность

Под динамичностью понимают такую направленность на объект или явление окружающей действительности, при котором сознание обнаруживает способность к непрерывному развитию

Свойство динамичности заключается в том, что внимание человека всегда меняется. Мы способны концентрироваться по большей части только на том, что для нас является по-настоящему значимым и интересным. Обращенность к какому – то предмету вызывает различные эмоции, мы подключаем чувства к тому, что слышим и видим вокруг себя, за чем наблюдаем

Такое свойство сознания как динамичность направлено всегда на погружение в сущность явления или объекта, о котором идет речь

Обращенность к какому – то предмету вызывает различные эмоции, мы подключаем чувства к тому, что слышим и видим вокруг себя, за чем наблюдаем. Такое свойство сознания как динамичность направлено всегда на погружение в сущность явления или объекта, о котором идет речь.

Постоянная рефлексия

Надо сказать, что умение анализировать собственные поступки и действия является неотъемлемой и значимой характеристикой сознания. Свойство под названием «рефлексия» помогает в нужный момент обратиться к истоку своего «я», своей внутренней сущности и поговорить с ней максимально откровенно. В таких внутренних диалогах человек часто обнаруживает, что жил и поступал неправильно, был невнимателен к близким и родным. Постоянная рефлексия – это свойство сознания, которое позволяет осуществлять эффективное самонаблюдение за самим собой в разные промежутки жизни. Человек почти всегда сравнивает себя настоящего с тем, каким был раньше. Такое свойство сознания как рефлексия легко позволяет это сделать. Сознание само по себе способно расширяться и расширять представления человека о мире.

Ценности и мотивы

Другим свойством сознания является ориентированность на внутренние источники значимости. Речь идет о ценностях, ради которых и предпринимаются конкретные действия. Сознание человека носит мотивационно-ценностный характер. Человеку иногда приходится совершать над собой невероятные усилия для того, чтобы суметь договариваться со своей внутренней совестью. Ценности и мотивы приводят в движение его мыслительную деятельность.

Таким образом, свойства сознания всегда отражают сущность конкретной личности, ее внутреннюю природу и возможности. Каждый человек сугубо индивидуален и у каждого имеются свои предпочтения.

Виды и свойства ощущений

Определение

Ощущения – это форма отражения адекватных раздражителей, к общим свойствам которых относится их качество, интенсивность, длительность, пространственная локализация.

Свойство качества является специфической особенностью данного ощущения,
которое отличает его от других видов. Слуховые ощущения, например, отличаются по тембру, высоте, громкости. Зрительные ощущения отличает насыщенность и цветовой тон. Вкусовые ощущения отличаются по модальности – сладкое, кислое, соленое, горькое;
Количественной характеристикой ощущений является его интенсивность, которая определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецепторов;
Длительность ощущения. Она зависит от времени, поэтому является его временной характеристикой и определяется во многом функциональным состоянием органов чувств. Но, главным выступает время действия раздражителя и его интенсивность

Здесь важно иметь в виду то, что ощущение возникает не сразу при воздействии раздражителя, а через какое-то время. Это время называется латентным периодом, который будет неодинаков для различных видов ощущений

Не возникая одновременно с действием раздражителя, они не исчезают с его прекращением;
Характер ощущений определяет также их пространственная локализация, сведения о локализации дают дистантные рецепторы.

Образы как элементы сознания

Появление принципов анализа образов как элементов сознания и самосознания началось от гештальт-психологии. Этими принципами в ней были следующие:

  • Образ является результатом деятельности человека;
  • Изоморфизм между материальными и психическими процессами есть подобие;
  • Образ имеет присущую ему внутреннюю склонность к изменению, т.к. представления всегда изменяются: достраиваются, расширяются и др.
  • Идея о непротиворечивости и внутренней согласованности когнитивных структур (идея господства хороших фигур);
  • Принцип ассимиляции и контраста (идея выпуклости каких-либо социальных объектов).

Мир человека – это мир образов и понятий, часть которых дана человеку на генетическом уровне – память предков. Другая часть приобретается в процессе накопления знаний об окружающем мире, причем различными путями.
Человек в развитом обществе получает эти знания через воспитание и образование. В ряде случаев, методом проб и ошибок, до всего доходит сам, приобретая горький опыт в жизненных университетах.

Сознание человека будет более адекватно миру, если сообщения о событиях в мире, его устройстве будут ближе к его реальности. Только в этом случае человек выберет для себя более правильный вариант. Лживая информация трансформирует сознание в патологическую структуру.

Критерием истинности знаний выступает эмоция, эмоциональное состояние. Гипотеза по этому поводу была высказана В.А. Куринским. Он установил, что при положительной эмоции в организме человека синтезируются эндогенные опиаты. Они стимулируют рождение новых нейронов.

Гипотеза В.А. Куринского имеет прямые подтверждения из жизни современного мира. Информационное пространство сегодня захлестнула массовая субкультура, пропаганда западного образа жизни, ложь, жестокость и насилие в средствах массовой информации. Все это формирует отрицательные образы в сознании и способствует созданию тяжелого эмоционального состояния.

Виды и формы сознания в психологии

Существует несколько видов сознания:

Ясное (чистое). Адекватное восприятие окружающих
Для него характерны осмысленные ответы, развернутая речь, внимание, выполнение нужных действий. Открывание глаз происходит самопроизвольно
На любые раздражители человек реагирует быстро, реакция превосходная. Ориентация в пространстве сохраняется

Человеку важно, как он выглядит и говорит, с легкостью поддерживает общение.

Неясное (помрачение). Человек равнодушен к своему состоянию, на заданные вопросы отвечает, но медленно, достаточно долго обдумывая ответ

Внимание и реакция нарушаются. Трудно сосредоточиться на чем-либо, мысли путаются. Все действия замедляются.

Ступор. Индивид плохо ориентируется в пространстве, отвечает на вопросы вяло и неправильно, может мгновенно заснуть, даже если с ним разговаривают. Возможно оцепенение в любой момент. В общении нет заинтересованности. Движения становятся меленными, а речь неразборчивой.

Отупление. Характеризуется глубоким помрачением сознания. Почти все время индивид находится в состоянии спячки. Он много спит, разбудить его можно только криками. Бодрствование бывает недолгим, после него следует вновь долгий период сна.Он наступает в разное время суток, даже если человек совсем не устал. Профессиональная деятельность, учеба становятся невозможными.

Кома. Сознание полностью утрачивается, человек находится в глубокой спячке. Громкие крики, болевые импульсы, касания не дают результатов. На эти действия нет реакции. Рефлексы также полностью утрачиваются. Нет способности мыслить, осознавать происходящее, отвечать на вопросы и реагировать на поступки окружающих.

Бред. Происходит искажение реальности, сознание серьезно нарушено. Бредовые состояния негативно сказываются на жизни индивида, могут спровоцировать повышенную тревожность, раздражительность и конфликты с окружающими. Нет способности мыслить адекватно. Могут быть поступки, не поддающиеся никакому объяснению.

Галлюцинации. Это зрительные и слуховые искажения. Человек начинает видеть или слышать то, чего на самом деле нет. Странные звуки и изображения приводят к плохому психическому состоянию, рождают различные внутренние расстройства, не дают сосредоточиться на действительности. Повышается уровень тревожности, становится больше страхов и нервозности.

Какими бывают формы сознания? Специалисты выделяют следующие формы:

Индивидуальная Это личные ценности, мнение, идеи. Собственное восприятие общественных и исторически сложившихся устоев. У каждой личности свой набор черт и характеристик, поэтому каждая уникальна.
Общественная Духовная жизнь социума формирует общественное сознание. В него включаются обычаи, традиции, нравы. Им с детства обучают человека, помогая ребенку адаптироваться в социуме. Тесно связано с этническими группами, берет из них все положительное.
Теоретический уровень общественного сознания Это связь между общественной психологией и идеологией. Первая отражает внешние проявления социальной реальности, а вторая глубоко проникает в сущность происходящего.
Обыденная Сознание человека непосредственно вплетается в повседневную жизнь индивидов. Затрагиваются вопросы, с которыми человек сталкивается ежедневно в привычных ситуациях: ведение хозяйства, разделение обязанностей в семье, восприятие себя в роли матери, отца, сестры, брата.
Массовая Состоит из множество единиц:одновременно рассматриваются толпа и каждый человек в ней. Характерно для общественных и политических движений. Чувства, настроения и суждения массы зависят от происходящего в обществе. Мощное воздействие на массу оказывают СМИ, общественные лидеры, великие личности, к мнению которых прислушиваются.

Психологи называют три типа сознания:

  1. Общественное. Формируется под воздействием социума с самого раннего возраста, как только человек попадает в группу других людей: детский сад, школа, спортивные секции, кружки. Он учится вести себя определенным образом, понимать устои социума, соответствовать ему, не переступать определенные границы.
  2. Историческое. На личность оказывает воздействие прошлое человечества, важные события, традиции, исторические факты. Это формирует внутренние убеждения, мнение.
  3. Политическое. Личность отслеживает политическое настроение в стране, мире, анализирует события, формируются политические взгляды.

Характеристика общественного и индивидуального сознания

Сущность общественного сознания складывается на основе сознания отдельных людей и при этом не является просто результатом их суммы. Это связано с тем, что каждое индивидуальное сознание уникально и неповторимо и может в корне отличаться от создания другого человека.

Сущность индивидуального сознания человека заключается в его многообразии и индивидуальном характере. Индивидуальное сознание всегда ярче чем общественное, но при этом оно является более узким по своим взглядам на мир и охватывает меньший масштаб рассматриваемых вопросов и проблем.

Индивидуальное сознание отдельного человека не способно достичь той глубины и содержательности, которая свойственна общественному сознанию. Это связано с тем, что общественное сознание охватывает все стороны духовной жизни общества. Однако следует отметить что между общественным и индивидуальным сознанием существует взаимообратная связь, так как общественное сознание получает свою глубину и широту обзора именно из опыта каждого отдельного человека с его индивидуальным сознанием.

Общественное сознание есть всегда продукт индивидуального сознания. Но, с другой стороны, индивидуальное сознание есть всегда во многом продукт общественного сознания.

Типы и структура сознания в философии и психологии

Существуют различные концепции сознания, разработанные психологами и философами. Наиболее известные:

  • «Я-концепция» У. Джеймса;
  • нейробиологическая модель К. Коха и Ф. Крика;
  • психоаналитическая теория З. Фрейда;
  • структурная психология В. Вундта;
  • теория архетипов К.Г. Юнга;
  • феноменологическая концепция Э. Гуссерля;
  • представление о сознании, выработанное в рамках диалектического материализма;
  • субъективный идеализм и др.

В философии и психологии выделяют 4 основных компонента сознания:

  1. Перцептивный (сенсорный) — отвечает за непосредственное отражение действительности органами чувств.
  2. Интеллектуальный — за понятия, умозаключения, логические выводы.
  3. Эмоциональный компонент — связан со сложными психическими процессами, отражающими в форме переживаний оценочное отношение к миру.
  4. Мотивационно-волевой компонент — определяет мотивы и направленность деятельности индивида.

Терминология Зигмунда Фрейда

Австрийский психиатр З. Фрейд создал трехмерную концепцию психики человека и ввел ряд новых терминов для обозначения процессов, протекающих в ней.

Компоненты психики по Фрейду:

  1. «Я» (или «Эго») — психологическая сущность, отвечающая за восприятие. Это посредник между внешним и внутренним миром индивида и связующий компонент между «Оно» и «Сверх-Я».
  2. «Ид» («Оно») — бессознательная часть психики, управляемая инстинктами.
  3. «Супер-Эго» («Сверх-Я») — компонент психики, отвечающий за этику, мораль, художественное и научное начало в человеке. Формируется под влиянием воспитания.

В соответствии с этой концепцией все процессы, происходящие в человеческой психике, делятся на осознаваемые и бессознательные. Фрейд считал, что поведение человека определяется его либидо — бессознательными сексуальными влечениями. Задача индивида — перевести свои неосознаваемые импульсы в осмысленные.

Ученик Фрейда К.Г. Юнг дополнил его учение понятием «коллективное бессознательное». Он полагал, что поведение людей в значительной мере определяется архетипами — первоначальными универсальными образами.

Уровни восприятия

Разделить структуру можно на 3 уровня: чувственно-эмоциональный, рационально-дискурсивный и интуитивно-волевой. Теперь подробней о каждом из них.

Чувственно-эмоциональный

Непосредственное отражение реальности в форме ощущений, представлений, восприятий. Этот уровень всегда индивидуализирован и многогранен из-за разнообразия чувствительности и эмоциональности людей. В очень редких случаях какая-то часть этого уровня поддается специальному осознанию, реакции человека на чувственно-эмоциональном уровне ближе к неконтролируемым рефлексам, чем к мышлению.

Рационально-дискурсивный

Если же какие-то свойства и характеристики действительности не могут быть непосредственно отражены, то с помощью логических операций человек приходит к каким-либо понятиям, суждениям и умозаключениям. Это и есть рационально-дискурсивный уровень сознания. Ему присущи осознанность и рефлексивность.

Рефлексия — обращение человека к внутреннему «Я», анализ, осознание и переосмысление собственных действий, чувств, переживаний и т. п.

Интуитивно-волевой

Обеспечивает связь чувства и разума в работе сознания. В данном случае человек, основываясь на опыте самосознания и индивидуальном понимании истин и ценностей, более осознанно подходит к своим действиям. Интуитивно-волевой уровень позволяет сознанию направлять поведение человека.

Иное подразделение

Существует также более простое разделение на подуровни: высокий, средний и низший. Названия говорят сами за себя. Признаки высокого уровня присутствуют у людей, чья деятельность связана с постоянной интеллектуальной и творческой работой, такие люди способны проводить глубокий внутренний анализ, а также анализ всего происходящего вокруг, что влияет на качество осознанности их жизни. К людям со среднем уровнем принадлежат практически все среднестатистические современные жители, деятельность которых направлена на удовлетворение повседневных потребностей и потребностей своих близких. Они проводят поверхностный анализ ситуаций, которые помогут достичь необходимых результатов. Низший уровень сознания — это примитивное мышление, отсутствие стремления к развитию, неспособность адекватно анализировать и прогнозировать ситуации.

Примечание

Следует понимать, что во многих случаях люди со среднем и низшим сознанием не могут самостоятельно оценить свой уровень и что-либо предпринять для развития, которое, на самом деле, требуется далеко не всегда. Прийти к мысли о саморазвитии достаточно сложно, учитывая многие внешние факторы, например, окружение, место жительства, воспитание в семье и учебных организациях и т. п.

5) Философские представления о бессознательном и их связь с медициной

  1. Бессознательное
    это столь же специфически человеческое
    психическое проявление, как и сознание,
    оно детерминировано общественными
    условиями существования человека,
    выступая как частичное, недостаточно
    адекватное отражение мира в мозгу
    человека.

  2. Фрейдпод
    бессознательным понимал влечения
    человека, которые тому не удавалось
    реализовать, поскольку они оказались
    противоречащими социальным нормам.
    Это, по Фрейду, приводило к их вытеснению
    в сферу бессознательного. Свое
    существование эти влечения обнаруживают
    в обмолвках, оговорках, сновидениях.
    «Взаимосвязь сознательного и
    бессознательного является основной
    предпосылкой психоанализа, и только
    она дает ему возможность понять и
    приобщить науке часто наблюдающиеся
    и очень важные патологические процессы
    в душевной жизни.

  3. Опыт
    показывает нам далее, что любой
    психический элемент, например
    представление, обыкновенно не бывает
    длительно сознательным.
    Наоборот, характерным является то, что
    состояние
    сознательности быстро проходит под
    воздействием каких-либо, иногда
    незначительных, факторов;
    представление в данный момент
    сознательное, в следующее мгновение
    перестает быть таковым, но может вновь
    стать сознательным при известных, легко
    достижимых условиях. Каким оно было в
    промежуточный период, мы не знаем; можно
    сказать, что оно было скрытым (латентным),
    подразумевая под этим то, что оно в
    любой момент способно было стать
    сознательным. Если мы скажем, что оно
    было бессознательным, мы также дадим
    правильное описание. Это бессознательное
    в таком случае совпадает со скрыто или
    потенциально сознательным. Правда,
    философы возразили бы нам, что термин
    «бессознательное» не может иметь здесь
    применения; пока представление находилось
    в скрытом состоянии, оно вообще не было
    психическим. Но если бы уже в этом месте
    мы стали возражать им, то затеяли бы
    совершенно бесплодный спор о словах.

  4. Другим
    путем мы пришли к термину или понятию
    бессознательного, путем разработки
    опыта, в котором большую роль играет
    душевная динамика. Мы видели, т. е.
    вынуждены были признать, что существуют
    весьма напряженные душевные процессы
    или представления — здесь прежде всего
    приходится иметь дело с некоторым
    количественным, т. е. экономическим,
    моментом, — которые могут иметь такие
    же последствия для душевной жизни, как
    и все другие представления, между
    прочим, и такие последствия, которые
    могут быть осознаны опять-таки как
    представления, хотя в действительности
    и не становятся сознательными.

  5. Таким
    образом, понятие бессознательного мы
    получаем из учения о вытеснении.
    Вытесненное мы рассматриваем как
    типичный пример бессознательного. Мы
    видим, однако, что есть
    двоякое бессознательное: скрытое, но
    способное стать сознательным, и
    вытесненное, которое само по себе и без
    дальнейшего не может стать сознательным»

  6. Итак,
    уровень бессознательного, выражающий
    переход его в сознательное и наоборот,
    выражает осознание человеком ранее
    неосознаваемой мысли. Однако и
    осознаваемая в настоящем мысль переходит
    в сферу бессознательного.

Виды сознания человека

Сознание человека продолжает развиваться вместе с развитием цивилизации и ускоряется быстрыми темпами научно-технического и культурного прогрессов. Выделяют следующие его виды:

  • Житейское сознание. Оно формируется первым среди других его видов и возникает при взаимодействии с вещами, закрепляется в языке в виде первых понятий;
  • Проектное сознание. Задача этого вида сознания заключается в охвате круга проблем, которые связаны с проектированием и реализацией конкретных целей деятельности;
  • Научное сознание, как правило, опирается на научные понятия, концепции, модели. Оно исследует взаимосвязи объектов, а не отдельные их свойства;
  • Эстетическое сознание связано с процессом эмоционального восприятия окружающего мира;
  • Этическое сознание определяет нравственные установки личности.

В отличие от других видов сознания степень развития этического или нравственного сознания самим человеком оценивается с большим трудом.

Процесс развития сознания

В ходе исторического развития человечества постепенно развивалось и сознание человека. Источником его развития является необходимость в способности человека к кооперации общению и взаимодействию с другими людьми.

Такая необходимость появилась еще в первобытном обществе, в ситуации, когда у людей возникла совместная деятельность по изготовлению орудий и добыче пропитания. В процессе осуществления данных видов деятельности и для ее эффективного разрешения людям понадобилась речь, для того, чтобы они могли договориться о целях и деталях предстоящего дела.

Совместная деятельность была бы просто невозможна, если ее участники не могли бы договориться и не понимали своей роли в процессе совместной деятельности.
Несомненно, стоит отметить, что у первобытного человека развивались лишь зачатки сознания и это была лишь самая начальная стадия его развития. На протяжении тысяч лет человеческое сознание походило процесс развития и совершенствование.

Нельзя говорить о том, что на современном этапе развития человечества о сознании известно абсолютно все и процесс его развития закончен. Развитие сознания незавершенный процесс, а знания о закономерностях его развития помогают познанию его особенностей.

Измененные состояния сознания, вызванные естественными причинами

Наиболее естественным и нормальным из этой группы является сон.

Сон как форма измененного сознания

Да-да, это тоже измененное состояние сознания. Правда, в течение длительного времени его таковым не считали, а рассматривали как просто отдых, во время которого и мозг, и весь организм пассивен. А сновидения считались сродни воспоминаниям или фантазиям.

Но серьезные научные исследования доказали, что сон не связан с утратой активности, во время него наш организм функционирует и мозг довольно активно работает. Мы не утрачиваем сознания, просто оно изменяется, создавая иллюзорные образы из имеющихся у человека в памяти кусочков реальных событий, лиц, предметов.

Значит, и сон является измененным состоянием сознания, хоть и отличается от других подобных явлений. Но его также можно считать реакцией на изменение биохимической среды мозга. В ответ на усталость или годами сформированный ритм сна и бодрствования в нейронах головного мозга вырабатывается особое белковое соединение – мелатонин, который еще называют гормоном сна. Все высшие психические функции тормозятся, снижается активность неокортекса (верхней части коры больших полушарий), и образы подсознания, проникая из глубин психики, изменяют содержание нашего сознания. Механизм сна намного более сложный, но здесь я не буду на нем подробно останавливаться.

Болезненные состояния измененного сознания

Сон – это нормальное и даже необходимое состояние нашего организма. Но в экстремальных ситуациях, когда нервная система переживает сильный стресс, перегрузки или, например, воздействие высокой температуры, могут также возникнуть различные формы ИСС.

  • Бред – болезненное состояние, при котором человек много и бессвязно говорит, рассуждает о странных вещах или беседует с отсутствующими людьми и сам не осознает этого. Часто он даже не реагирует на замечания или вопросы из реального мира.
  • Галлюцинации – видения, образы, порожденные болезненным состоянием организма или экстремальными условиями среды. Так, галлюцинации могут возникнуть в состоянии сенсорной депривации, то есть у человека, лишенного привычных каналов восприятия, например, запертого в тесном темном пространстве в абсолютной тишине.
  • Оглушенное состояние сознания, возникающее из-за тяжелой болезни, при отравлениях и черепно-мозговых травмах. Проявляется это ИСС как заторможенность, задержка реакции, плохая ориентировка в пространстве или безучастность ко всему.

При психических заболеваниях тоже возникает изменение сознания и иногда довольно сильные психические отклонения. Но они к ИСС не относятся, так как этот феномен касается только психически нормальных людей.

Читайте также: