• Без рубрики
  • 0

Основные этапы развития психики

Структура психики человека

Психика
сложна и многообразна по своим проявлениям.
Обычно выделяют три крупные группы
психических явлений,
а именно:

  1. психические
    процессы,

  2. психические
    состояния,

  3. психические
    свойства.

Психические
процессы — динамическое отражение
действительности в различных формах
психических явлений.

Психический
процесс — это течение психического
явления,
имеющего начало, развитие и конец,
проявляющееся
в виде реакции.

При этом нужно
иметь в виду, что конец психического
процесса тесно связан с началом нового
процесса.

Отсюда
непрерывность психической деятельности
в состоянии бодрствования человека.

Психические
процессы вызываются как внешними
воздействиями,
так и раздражениями нервной системы,
идущими от внутренней среды организма.

Все
психические процессы подразделяются
на познавательные

к ним относятся ощущения и восприятия,
представления
и память, мышление и воображение;
эмоциональные
активные
и пассивные переживания; волевые
решение,
исполнение, волевое усилие; и т. д.

Психические
процессы обеспечивают формирование
знаний
и первичную регуляцию поведения и
деятельности
человека.

В
сложной психической деятельности
различные процессы
связаны и составляют единый поток
сознания, обеспечивающий
адекватное отражение действительности
и осуществление
различных видов деятельности.

Психические
процессы протекают с различной быстротой
и интенсивностью в зависимости от
особенностей внешних воздействий
и состояний личности.

Под
психическим состоянием следует понимать
опреде
лившийся
в данное время относительно устойчивый
уровень психической деятельности,
который проявляется в повышен
ной
или пониженной активности личности.

Каждый
человек ежедневно испытывает различные
психические
состояния. При одном психическом
состоянии умственная
или физическая работа протекает легко
и продуктивно,
при другом — трудно и неэффективно.

Психические
состояния имеют рефлекторную природу:
они
возникают под влиянием обстановки,
физиологических
факторов, хода работы, времени и словесных
воздействий
(похвала, порицание и т. п.).

Наиболее изученными
являются:

общее
психическое состояние, например
внимание, проявляющееся на уровне
активной сосредоточенности или
рассеянности,

эмоциональные
состояния, или настроения (жизнерадостное,
восторженное, грустное, печальное,
гневное, раздражительное
и т.д.). Интересные исследования имеются
об
особом, творческом, состоянии личности,
которое называют
вдохновением.. Высшими
и устойчивыми регуляторами психической
деятельности
являются свойства личности

Высшими
и устойчивыми регуляторами психической
деятельности
являются свойства личности.

Под
психическими свойствами человека
следует по
нимать
устойчивые образования, обеспечивающие
опре
деленный
качественно-количественный уровень
деятель
ности
и поведения, типичный для данного
человека.

Каждое
психическое свойство формируется
постепенно
в процессе отражения и закрепляется в
практике. Оно, следовательно,
является результатом отражательной и
практической
деятельности.

Свойства
личности многообразны, и их нужно
классифицировать
в соответствии с группировкой психических
процессов,
на основе которых они формируются. А
значит, можно выделить свойства
интеллектуальной, или познавательной,
волевой и эмоциональной деятельности
человека.

Для
примера приведем некоторые интеллектуальные
свойства
— наблюдательность, гибкость ума;
волевые — решительность,
настойчивость; эмоциональные — чуткость,
нежность, страстность, эффективность
и т. п.

Психические
свойства не существуют вместе, они
синтезируются и образуют сложные
структурные образования личности,
к которым необходимо отнести:

1)
жизненную позицию личности (систему
потребностей,
интересов, убеждений, идеалов, определяющую
избирательность и уровень активности
человека);

2)
темперамент
(систему природных свойств личности —
подвижность, уравновешенность поведения
и тонус активности,— характеризующую
динамическую сторону поведения); 3)
способности (систему интеллектуально-волевых
и эмоциональных свойств, определяющую
творческие возможности
личности) и, наконец, 4) характер как
систему отношений
и способов поведения.

Высший уровень поведения

Рассматривая основные этапы развития психики в филогенезе, отметим, что последней является стадия интеллекта. Выделим отличительные особенности такого поведения живых существ:

  • отсутствие серьезных ошибок, быстрый выбор правильного действия;
  • проведение любой операции в виде беспрерывного целостного акта;
  • применение в подобных ситуациях животными правильного решения;
  • использование определенных предметов для достижения поставленной цели.

Леонтьев А. Н. выделяет в подобных действиях две фазы:

  • подготовка (подбор) обезьяной палки;
  • подтягивание палкой фрукта (осуществление).

Для реализации подобного действия животное должно выявить взаимосвязь предметов, отношение их друг к другу, предусмотреть результаты проведенных действий. Именно это происходит на третьей стадии развития психики в филогенезе.

Но пользуются ли обезьяны в естественных условиях такими приспособлениями? Англичанкой Д. Гудал, которая долгое время занималась изучением поведения шимпанзе в Африке, были сделаны следующие выводы:

Животные применяют те дополнительные приспособления, которые встретились им на пути. Человек специально создает дополнительные материалы, упрощающие ему добывание пищи

Тот предмет, который выбирает обезьяна для достижения поставленной цели, теряет для животного интерес, важность в иных ситуациях. Человек четко планирует применение изготовленного устройства для последующих ситуаций

Животные ощущают некую потребность в новизне.

Понятие о психике

Проблема психики и ее назначения всегда носила мировоззрен-ческий характер. До настоящего времени с философской точки зрения не решен вопрос о том, к какому миру относится психика: материальному или идеальному?

Ясно, что человек не может без нее прожить и также известно, что биологическим предназначением психики является адаптация – приспособление человека к окружающему живому и неживому миру, а также к самому себе.

Можно выделить три основные точки зрения на то, где искать начало происхождения психики. Все они исходят из определенных мировоззренческих концепций:

1. Креационизм (от англ. create – творить, создавать) – религиозное представление и учение о сотворении мира и человека Высшим существом. Человек содержит в себе образ своего Создателя.

2. Эволюционизм–комплексное учение о природе и развитии человека – антропогенезе – от самых простых форм до типа Homo sapiens.

3. Оккультизм(от лат. occultus – тайный, сокровенный) – общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, знание о которых доступно лишь для посвященных. Разновидностью оккультизма являются гипотезы о том, что человек занесен извне, из космоса.

Научная психология исходит из принципов эволюционизма, детерминизма и холизма в представлении внутреннего мира человека. При этом на выдвижение новых научных гипотез могут влиять и креационизм (например, в изучении творческого процесса), и оккультизм (в исследование феномена сверхчувствительности в клиническом проявлении).

Согласно современным научным представлениям, психика – это многоуровневая, динамическая и самоорганизующаяся система, способная отражать окружающий мир. Психическое отражение не является прямым, зеркальным, фотографическим и пассивным. Это активное формирование субъективного образа объективного мира. Психика высшая форма взаимосвязи живых существ с материальным и идеальным миром; совокупность душевных явлений и процессов – ощущений, памяти, мышления, эмоций. В современной психологии под психикой понимается субъективный образ («картина») внешней и внутренней среды, ориентация в этой среде, совокупность всех психических состояний и процессов, сознательных и бессознательных (см. «Психология и педагогика» под ред. Радугина А.А., с.27).

2 стр., 943 слов

Рефлекторная теория психики и психическое развитие личности умственно отсталых детей

… базирующаяся на том, что в основе психики лежит отражениевнешнего мира. Основы Р.Т.П. были заложены И.М. Сеченовым, … анализировать сущность умственной отсталости не подробным элементарным психическим процессам, а целостно. Иными словами,психологический анализ нарушений … как о сложной функциональной системе с обратнойсвязью.У человека наряду с первой сигнальной системой, порождаемойвоздействиями среды, …

Я.А. Пономарев видел два способа поведения человека по отношению к внешнему миру:

· создание нового (изменение старого, созидание, творчество);

· приспособление к существующей среде (адаптация).

Таким образом, каждый индивидуум по-своему находит свое место в этом мире, изменяя его или приспосабливаясь к нему.

Функционирование психики можно представить в виде схемы различных уровней (см. рис.):

 
 
Отражение состояние организма

Свойственная каждой индивидуальной человеческой жизни психическая реальность воспринимает, синтезирует, объясняет информацию из окружающей среды, оценивает в соответствии с желаниями и устремлениями человека. У. Джемс (1842-1910 гг.) определял главную функцию психики как регуляцию индивидуального поведения на основе отражения внешней реальности и соотнесением ее с потребностями индивида.

Проблема психики и ее назначения всегда носила мировоззрен-ческий характер. До настоящего времени с философской точки зрения не решен вопрос о том,… Ясно, что человек не может без нее прожить и также известно, что биологическим… Можно выделить три основные точки зрения на то, где искать начало происхождения психики. Все они исходят из…

Происхождение и развитие психики

Психика развилась постепенно, главное в развитии психики – возникновение сознания.

Важно также появление языка. Стимулом стала необходимость людей общаться друг с другом.
Главным образованием сознания является смысл, значение и чувственная ткань

Отличия психической деятельности животных от человека:

  1. Все действия животных подчиняются биологическим целям.
  2. Все действия животных ограничены рамками конкретных биологических ситуаций.
  3. Основа поведения животных – это видовые наследственные программы.
  4. У животных нет накопления, закрепления и передачи опыта поколений в форме предметов материальной культуры.

Основные этапы развития психики и форм поведения в животном мире.

I стадия.На стадии
элементарной чувствительности (психики)
животное реагирует только на отдельные
свойства предметов внешнего мира и его
поведение определяется врожденными
инстинктами (питания, самосохранения,
размножения и т. п.); (жгутиковые, губки,
простейшие, кишечнополостные,
многоклеточные беспозвоночные и
некоторые виды позвоночных).

II стадия. На стадии
предметного восприятия (перцептивной
психики), отражение действительности
осуществляется в виде целостных образов,
предметов, и животное способно обучаться,
появляются индивидуально приобретенные
навыки поведения. (большинство позвоночных
животных; все млекопитающие).

III стадия.На стадии интеллекта
возникает способность животного отражать
межпредметные связи, отражать ситуацию
в целом, в результате животное способно
обходить препятствия, «изобретать»
новые способы решения двухфазных задач,
требующих предварительных подготовительных
действий для своего решения. Интеллектуальное
поведение животных не выходит за рамки
биологической потребности, действует
только в пределах наглядной ситуации
(человекоподобные обезьяны).

Психика человека– качественно
более высокий уровень, чем психика
животных (Homo sapiens – человек разумный).
Психика, в своем наивысшем развитии,
становится сознанием.

Сознание– наивысшая форма развития
психики.

Сознание, разум человека развивались
в процессе трудовой деятельности,
которая возникает в силу необходимости,
осуществления совместных действий для
добывания пищи при резком изменении
условий жизни первобытного человека.
И хотя видовые биолого-морфологические
особенности человека устойчивы уже в
течение 40 тысячелетий, развитие психики
человека происходило в процессе трудовой
деятельности. Таким образом, материальная,
духовная культура человечества – это
объективная форма воплощения достижений
психического развития человечества.

В процессе исторического развития
общества, человек изменяет способы и
приемы своего поведения, трансформирует
природные задатки и функции в высшие
психические функции
– специфически
человеческие, общественно-исторически
обусловленные формы памяти, мышления,
восприятия (логическая память,
абстрактно-логическое мышление),
опосредованные применением вспомогательных
средств, речевых знаков, созданных в
процессе исторического развития.Единство высших психических функцийобразуетсознаниечеловека.

Значимость языка для эволюции

Появление языка вносит в сознательную деятельность человека три серьезных изменения:

язык, который обозначает события и предметы внешнего мира в словах и полных фразах, дает возможность выделять такие предметы, обращать на них внимание, сохранять в памяти, хранить информацию, создавать мир внутренних идей и образов; он обеспечивает процесс обобщения, что дает ему возможность не просто быть средством общения, а и являться мощным орудием человеческого мышления; именно язык является средством опыта, передачи информации. Развитие психики в эволюции филогенеза способствовало формированию сознания

Его по праву можно считать высшим уровнем психического отражения человеческой сущности

Развитие психики в эволюции филогенеза способствовало формированию сознания. Его по праву можно считать высшим уровнем психического отражения человеческой сущности.

Этапы зрелости и старости

Зрелость ограничена периодом с 26 до 64 лет. Здесь происходит развитие личности, проявляется забота о подрастающем поколении

Человек, находящийся в зрелом возрасте, даже если у него нет детей, больше заостряет внимание на внешний мир и помощь другим. В обратном случае может проявиться «кризис среднего возраста», чувство бессмысленной жизни

К этому возрасту, как правило, люди уже достигают некоторых результатов в жизни, начинает появляться потребность передавать свои знания и умения другим. Здесь же можно наблюдать профессиональное развитие личности.

Старость начинается от 65 лет и представляет собой последний этап психологического развития личности. На нем происходит очередное переосмысление жизни, пожилые люди всё чаще вспоминают прожитые годы, осознавая правильность или ошибочность ранее принятых решений.

Эта стадия развития личности приходит, когда уже много всего в жизни пройдено, покорены наивысшие вершины

В этом возрасте очень важно быть удовлетворённым, определяя радостные моменты в прожитой жизни

Уровни психического отражения

Базовой отличительной характеристикой психики является отражение. По своему содержанию психика представляет собой высшую форму отражения объективной реальности. В связи с этим возникает закономерный вопрос: все ли живые организмы обладают психикой? Эта проблема изучалась А.Н. Леонтьевым (1903-1979 гг.) в трудах по генезису психики.

На допсихическом уровне живая природа обладает способностью отражать только жизненно важные воздействия. В 1916 году в одной из сельскохозяйственных лабораторий в Англии проводили эксперимент. К растениям подключали датчики, которые регистрировали уровень электропроводности и обнаружили у отдельного растения странную кривую, которая отличалась от графических показателей других растений. Стали наблюдать и обнаружили, что растение реагирует на появление в помещении конкретного человека, который, как оказалось, тушил в горшке с растением окурки папирос.

Таким образом, можно регистрировать первый, связанный с различением, уровень отражения. В данном случае в изменении электропроводности проявилась раздражимость – способность отражать только жизненно важные воздействия среды.

Высший уровень раздражимости – чувствительность – способность реагировать на сигнальные раздражения. Усложнение приспособительных реакций животных находится в прямой зависимости от особой, управляющей системы – нервной. Самым древним вариантом нервной системы является сетевидная нервная система, все клетки которой выполняют одну и ту же функцию (кишечно-полостные, медузы).

Более высокий уровень отражения появляется с образованием ганглий – нервных узлов, которые находятся на головном конце тела животного. С уровня рыб нервная система делится на спинной и головной мозг.

Уровень чувствительности к теплу и свету, реакция на движение – особенности сенсорной психики.Главное достижение – появление ощущений.

Второй уровень отражения – перцептивная (воспринимающая) психика. На этом уровне ощущения объединяются в образ. У птиц формируется средний мозг, в котором синтезируется целостный образ. Это явление – основа для развития навыков, для дрессировки.

Третий уровень отражения – психика интеллектуальная – способность ориентироваться в пространстве и во времени, использовать прошлый опыт. Это, согласно И.П. Павлову, – ручное мышление, способность устанавливать связи не только между объектами, но и между действиями и их последствиями. На этом уровне появляется воля, детерминированная инстинктом. Высокоразвитые обезьяны могут решать интеллектуальные задачи, если в поле зрения находятся все средства для реализации.

Если в помещении повесить связку бананов, оставить ящик и бросить палку, обезьяна методом проб и ошибок достанет бананы. И.П. Павлов объяснял поведение животного принципом ассоциации: ящик – встать, палка – достать, банан – съесть. Но если не будет палки, обезьяна не сможет решить задачу. Вопрос вопросов в биологии: будет ли обезьяна носить с собой палку, чтобы пользоваться ей как инструментом? Сотни экспериментов в течение полутора веков показывают: обезьяна палку носить с собой не хочет и самое большее, на что способно животное – спрятать инструмент, чтобы достать его при необходимости.

Пользование инструментом в процессе труда – явление четвертого уровня психического отражения – сознания.Этот уровень свойственен только психике человека.

На допсихическом уровне живая природа обладает способностью отражать только жизненно важные воздействия. В 1916 году в одной из сельскохозяйственных… Таким образом, можно регистрировать первый, связанный с различением, уровень… Высший уровень раздражимости – чувствительность – способность реагировать на сигнальные раздражения. Усложнение…

Диагностика психического развития

Как понять, так ли ребенок развивается как надо? На сегодняшний день существует множество методик, позволяющих оценить уровень психического развития. Диагностика ребенка направлена на изучение всех сторон психики. Затем полученные данные сопоставляются, чтобы можно было получить целостное представление о ребенке. Так, выделяют методики оценки:

  • физического развития ребенка;
  • интеллектуального развития;
  • качественного развития личности;
  • развития отдельных навыков и умений.

При проведении диагностики важно придерживаться следующих правил:

  1. При составлении психологической характеристики необходимо использовать не менее 10 тестов.
  2. Не стоит забывать о том, что каждая методика рассчитана на определенный возраст. Если же возрастных ограничений нет, тесты могут отличаться друг от друга способами подачи информации.
  3. Никогда не нужно давить на ребенка, тестировать его без добровольного желания. В противном случае результаты исследования могут быть недостоверными.

Этапы развития личности. Младенчество и детство

В психологии чаще всего используется возрастная градация этапов развития личности. Так, этапы развития личности по Фрейду и Эриксону предполагают изменение сознания личности по мере взросления. Также существует концепция эволюции личности по социальному и духовному уровню восприятия жизни.

Самой большой популярностью пользуется возрастная теория развития, которая включает следующие этапы:

  • Младенчество,
  • Раннее детство,
  • Дошкольный возраст,
  • Школьный возраст,
  • Юность,
  • Молодость,
  • Зрелость,
  • Старость.

Рассмотрим каждый из них более детально.

На этапе младенчества происходит закладывание основ личности и отношения к окружающему миру (доверие или недоверие, уверенность или отсутствие уверенности).

Важнейшее значение здесь имеет мать ребенка, представляющая для него целый мир. Младенцу нужна забота матери, позволяющая чувствовать последовательность, узнаваемость в переживаниях. Последующее личностное развитие во многом зависит от первых дней жизни.

Если существует доверие, то ребёнок воспринимает мир позитивно в качестве надёжного, предсказуемого, спокойного места. Такой человек и впоследствии будет легко переносить трудности, даже временное отсутствие мамы рядом. Если материнская забота в должной мере отсутствует, то может возникнуть чувство недоверия, страх и подозрительность. Таким образом, основой первого периода является соотношение: «доверие-недоверие».

Раннее детство — это период от 1-го до 3-х лет. В этот период дети получают способность контролировать свои выделительные функции, становясь более крепкими физически и выполняя более сложные действия (ходьба, карабкание, умывание и др.).

Очень часто на этом этапе проявляются призывы к самостоятельности (ребенок часто говорит: «Я сам»). При этом важный момент состоит в том, чтобы родители помогали осуществлять ребенку самостоятельные действия. Необходимо предоставлять возможности для развития личности, становления автономии. Если постоянно опекать малыша и всё делать за него, то это способно навредить развитию, наравне с необоснованной требовательностью.

Дошкольный возраст — это период с 3-х до 6-ти лет. Его часто называют возрастом игры и периодом осознания различия полов. Эта стадия характеризуется ростом социального взаимодействия (игра, общение со сверстниками и взрослыми, интерес к труду).

Саморазвитие может проявляться через умение брать ответственность за тех, кто меньше или слабее, заботу о животных. Основной лозунг звучит: «Я то, что я буду. В этот период формируется Супер-Эго, происходит понимание социальных ограничений.

Ребенок начинает испытывать радостные чувства от самостоятельных действий, начиная ассоциировать себя с особым, важным человеком. В этом возрасте у него появляются первые цели. К тому же, дети здесь уже проявляют фантазию при выборе игр и создании своих развлечений. Взрослые должны на этом этапе поощрять самостоятельные действия. Это будет представлять собой основу для развития инициативы, независимости, помогая в развитии творческих способностей.

Школьный возраст начинается в 6 лет, а заканчивается в 12 лет. В этот период можно наблюдать замедление развития психики, на первый план выходит освоение и исследование внешнего мира, формирование контактов.

Основа развития представлена стремлением осваивать новые знания («Я то, чему могу научиться»). Ребенку прививается дисциплина, он начинает участвовать в решении различных задач, начинает проявляться стремление к творчеству.

Детям необходима поддержка взрослых для психического развития личности.

1.Предпосылки возникновения психики человека.

Входе исторического развития приблизительно
3 млн лет тому назад в районе Восточной
Африки в связи с геологическими
изменениями произошли существенные
изменения в образе существования
животных. В этих условиях естественный
отбор благоприятствовал особям, которые
были наиболее приспособлены к жизни в
саванне, лишенной деревьев. Только
существа, которые издали могли увидеть
приближающуюся опасность и убежать от
хищника, могли выжить и оставить
потомство. Естественному отбору
способствовали активные мутации, которые
происходили в животной среде, и одна из
первых мутаций — это способность к
двуногому хождению. Благодаря переходу
к новому хождению все больше и больше
освобождалась рука и превращалась в
хватательный орган, способный
манипулировать разными предметами.
2-ая предпосылка — прямохождение
способствовало уравновешенному положению
головы при вертикальном положении тела,
что давало способность голове развиваться
во всех направлениях и таким образом
увеличивать объем мозга.

Что такое инстинкты

Под ними понимают действия живого существа, не требующие специального обучения. Животное словно с рождения «знает» о том, что именно оно должно делать. Применительно к человеку под инстинктами можно понимать такие действия, которые производятся человеком автоматически, пока он еще не успел о них даже подумать.

Как происходит развитие психики в процессе филогенеза? Люди с древних времен пытаются найти ответ на этот вопрос. Например, необычную сложность удалось установить в поведении пчел, муравьев, птиц, возведении бобрами плотин.

Человечество стремилось постигнуть тайну инстинктов. Под ними подразумевали своеобразную твердую программу, действующую только в тех ситуациях, когда сохранялись внешние условия, последовательность звеньев.

Также под инстинктами подразумевали шаблонные, стереотипные, автоматизированные действия, которые основываются на безусловных рефлексах.

Закономерности онтогенеза

Чем выше положение, которое занимает на шкале филогенетического развития определенный живой организм, тем более сложное строение имеет его нервная система. Но при этом гораздо большее количество времени необходимо организму для того, чтобы достигнуть полной поведенческой и психологической зрелости.

Человеческий индивид при рождении почти не приспособлен к самостоятельной жизни по сравнению со всеми существами, проживающими на нашей планете. Это легко компенсируется удивительной пластичностью мозга, способностью к формированию различных систем по мере роста организма.

У животных видовой опыт в большей степени сохранен на уровне генетических программ, автоматически развертываемых по ходу индивидуального развития. У человека это проявляется во внешней форме, при передаче культурного и исторического опыта от старшего поколения детям.

Психическое развитие ребенка связано с двумя основными факторами:

  • биологическим созреванием организма;
  • взаимодействие с внешней средой.

Каждый индивид обладает определенными психологическими характеристиками, связан с влиянием внешних факторов. Например, сензитивный период становления речи характерен для 1-3 летнего возраста.

Психологическое формирование малыша происходит сразу по нескольким направлениям:

  • личностное развитие;
  • социальное становление;
  • морально-нравственное совершенствование.

Развитие различных сфер психики осуществляется неравномерно: по одним линиям оно осуществляется интенсивнее, по другим протекает достаточно медленно.

В результате такой неравномерности периодически у человека появляются кризисы развития. Например, противоречия проявляются в 1 год, в трехлетнем возрасте, в подростковый период, являются результатом несоответствия в формировании мотивационных и интеллектуальных сфер. В качестве положительного воздействия подобных кризисов можно выделить их способность стимулировать развитие «недоразвитых» сфер. Они выступают в качестве движущей силы самосовершенствования личности.

2.Основные тенденции развития психики человека.

На
основе чувствительности и в связи с
усложнением нервной системы и физической
организации предки человека приобрели
качественно новый тип взаимодействия
со средой или отражение, которое означает
способность организма устанавливать
и соизмерять объективные связи между
свойствами среды.

Тенденции
в развитии психики:

1.Усложнение
формы поведения и двигательная активность.

2.Совершенствование
способности к индивидуальному научению.

3.Усложнение
форм отражения или способности
устанавливать связь между различными
явлениями.

Следует
учесть, что основные тенденции развития
психики выявлены чисто гипотетически,
так как ни одно ныне живущее существо
не может рассматриваться как прародитель
более организованного в виду того, что
любое существо даже инфузория-туфелька
является продуктом длительной эволюции.

Стадии
развития психики:

1.Сенсорная
психика.
Это элементарная стадия, которая
характеризуется отражением лишь
отдельных свойств и качеств предмета
окружающего мира.

2.Перцептивная
психика.
Эта психика уже имеет возможность
отражать предметы и явления внешнего
мира, видеть целостный образ. На этой
стадии реакции животных превращаются
в многозвенную цепь действий или
операций. Операция – это относительно
самостоятельное автоповедение, которое
отвечает не самому предмету, предназначенному
для удовлетворения той или иной
потребности, а условиям, в которых этот
предмет находится.

3.Стадия
интеллекта.
Предполагает наличие взаимодействия
между особями животного мира, обмен
звуковыми сигналами, а также использование
различных орудий. Эта стадия является
необходимым условием развития психики
человека, хотя охватывает и высших
животных.

Читайте также: