• Без рубрики
  • 0

Понятие и содержание сознания человека

Трудная проблема

Если бы мне без анестезии вырывали зуб мудрости, скорее всего, я бы кричал и пытался двигать конечностями — но по этому описанию трудно сказать, чтó со мной происходит, если не знать, что я при этом испытываю жуткую боль

То есть когда я нахожусь в сознании и происходит что-то с моим телом, важно подчеркнуть: чтобы сказать, что я нахожусь в сознании, я добавляю в историю своего организма какие-то внутренние приватные характеристики

Это подводит нас к так называемой трудной проблеме сознания (hard problem of consciousness, термин ввел Дэвид Чалмерс). Она заключается в следующем:

Нейроученому неважно, есть ли у сознательных состояний субъективная, приватная сторона: он ищет неврологическое выражение этих процессов. Однако даже если это неврологическое выражение найдено, оно все равно каким-то образом испытывается

Таким образом, неврологическое описание или описание сознания через мозговые, поведенческие процессы и когнитивное функционирование всегда будет неполным. Мы не можем объяснить сознание, используя стандартные методы естественных наук.

davestrick / Giphy

Примечания

  1. Лекторский В. А. Сознание // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
  2. Терентьев А. А. // Свеча-2013. Том 23. Религия, religio и религиозность в региональном и глобальном измерении. Сборник докладов Международной конференции «Религия и религиозность в глобальном измерении» / отв. ред. Е. И. Аринин. — Владимир: ВлГУ, 2013. — С. 217. — ISBN 978-5-9984-0404-7.
  3. Торчинов Е. А. Философия буддизма Махаяны. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002. — С. 116. — 320 с. — ISBN 5-85803-197-8.
  4. , с. 108—109.
  5. Антология дзэн / под ред. С. В. Пахомова. — СПб.: Наука, 2004. — С. 179. — 403 с. — ISBN 5-02-026863-1.
  6. Штейнер Е. С. Дзэн-жизнь: Иккю и окрестности. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2006. — С. 228.

В Викисловаре есть статья «сознание»

Методы развития и управления

Чувства в психологии сознания дают возможность самостоятельно инициировать развитие восприятия. Поскольку основной способ познания мира — сенсорная система (органы чувств), воздействуя на них, индивид может стимулировать общий процесс познания.

Для развития самоконтроля подходят психологические практики, которые можно использовать в домашних условиях:

  • прослушивание классической музыки;
  • рисование, цветотерапия;
  • пение мантр;
  • медитация;
  • телесные практики, пластический театр;
  • ароматерапия;
  • визуализация.

Регулярное выполнение упражнений поможет повысить уровень осознанности. Уже через 1 месяца индивид заметит результаты: он станет более уравновешенным, сможет лучше понимать свои эмоции.

Для развития мышления необходимо задействовать упражнения, которые развивают логику, аналитические и прогностические навыки. В этом помогает игра в шахматы, решение логических задач, кроссвордов. Чтобы стимулировать развитие, уровень сложности задач необходимо повышать.

Сознания нет, а слово есть

Проблема сознания появилась в Новое время усилиями Рене Декарта, который разделил тело и душу по этическим основаниям: тело омрачает нас, а душа как разумное начало борется с телесными аффектами. С тех пор противопоставление души и тела как бы раскалывает мир на две независимые области.

Но ведь они взаимодействуют: когда я говорю, у меня сокращаются мышцы, двигается язык и т. д. Все это физические события, у каждого моего движения есть физическая причина. Проблема в том, что нам непонятно, как то, что не находится в пространстве, влияет на физические процессы. Таким образом, в наших представлениях о мире есть фундаментальный раскол, который нужно устранить. Самый лучший способ — «уничтожить» сознание: показать, что оно существует, но является производной физических процессов.

Проблема сознания тела связана с другими большими проблемами. Это вопрос тождества личности: что делает личность одной и той же на протяжении всей жизни, несмотря на физиологические и психологические изменения организма и психики? Проблема свободы воли: являются ли наше ментальное и сознательное состояния причинами физических событий или поведения? Биоэтические вопросы и проблема искусственного интеллекта: люди мечтают о бессмертии и возможности перенести сознание на другой носитель.

Проблема сознания связана с тем, как мы понимаем причинность. В естественном мире все причинные взаимодействия носят физическую природу. Но есть один кандидат на нефизический тип причинности — это причинность от ментального к физическому, и от физического — к поведению. Нужно понять, есть ли такой вид процессов.

Нас также интересует вопрос о критериях существования. Когда я хочу понять, существует ли какой-то предмет, я могу это верифицировать: взять его в руки, например. Но в отношении сознания критерий существования не работает. Значит ли это, что сознания не существует?

Представьте, что вы видите, как бьет молния, и вы знаете, что физическая причина удара молнии — столкновение холодного и теплого погодных фронтов. Но потом вдруг добавляете, что другой причиной молнии могут быть семейные неурядицы бородатого седого мужчины атлетического телосложения, его зовут Зевс. Или, например, я могу утверждать, что за моей спиной находится синий дракон, просто вы его не видите. Ни Зевс, ни синий дракон не существуют для естественной онтологии, так как их допущение или отсутствие ничего не меняет в естественной истории. Наше сознание сильно похоже на такого синего дракона или на Зевса, поэтому мы должны объявить его несуществующим.

Почему мы этого не делаем? Человеческий язык переполнен ментальными терминами, у нас неимоверно развит аппарат для выражения внутренних состояний. И вдруг оказывается, что внутренних состояний нет, хотя их выражение есть. Странная ситуация. Без проблем можно отказаться от утверждения о существовании Зевса (что и было сделано), но Зевс и синий дракон тем отличаются от сознания, что последнее играет важную роль в нашей жизни. Если вернуться к примеру, когда мне выдирают зубы, то сколько меня ни убеждай, что я не испытываю боль, я все равно буду ее испытывать. Это состояние сознания, и оно достоверно. Выходит,

Впрочем, поскольку с точки зрения естественной онтологии мы должны объявить сознание несуществующим, многие исследователи предпочитают утверждать, что сознание — это физический процесс в мозге. Можно ли тогда сказать, что сознание — это и есть мозг? Нет. Потому что, во-первых, для этого нужно продемонстрировать идеальную замену ментальных терминов на неврологические. А во-вторых, нейронные процессы невозможно верифицировать.

Функции и свойства

Психологические характеристики сознания типичны. Им присущи конкретные свойства, позволяющие индивиду изучать и взаимодействовать с окружающим миром:

  • активность — внутреннее состояние личности побуждает к устойчивой деятельности;
  • интенциональность — направленность на конкретный предмет;
  • рефлексия — позволяет познавать самого себя;
  • мотивационно-ценностный характер — сознание всегда направлено на достижение результата.

Развитие сознания возможно только благодаря социальным контактам. Психологи полагают, что развитие познания связано с появлением речи. Вначале она становится способом общения, дальнейшем — средством мышления.

Помимо общего понятия, выделяют такие типы сознания:

  • житейское — примитивное, развивается в процессе первичного изучения мира;
  • проектное — направлено на решение бытовых проблем, рабочих задач;
  • научное — комплексное исследование мира;
  • эстетическое — направлено на эмоциональное насыщение, процесс преобразования мира;
  • этическое — контроль поведения в соответствии с нравственными установками индивида.

Развитие сознания продолжается параллельно с процессом эволюции. Научно-технический прогресс значительно ускорил его. Можно предположить, что в будущем скорость развития станет еще выше.

Особенности работы сознания

Наличие у человека сознания — это огромное отличие Homo sapiens от других животных. Благодаря ему, человечеству не приходится вновь и вновь приспосабливаться к изменениям в окружающей среде и жертвовать ради этого целыми популяциями. Например, некоторые представители фауны, в частности, насекомые, чтобы выживать в мире, должны видоизменяться (мутировать) и быстро сменять поколения, отчего и жизнь таких существ крайне коротка. Человек же способен мгновенно (в глобальном смысле) обрабатывать полученную информацию и перестраивать жизнь всего человеческого рода, при этом оставаясь живым и практически не меняясь на протяжении многих сотен лет. 

То есть, сознание — это защитный механизм людей, как, например, способность к мимикрии или наличие панциря у животных. Человек относительно слабое существо с физической точки зрения, которое не может переносить сильную жару, холод, имеет хрупкое строение, тонкую и чувствительную кожу, но сознание решает проблему приспособления, является главным ключом к существованию.

Однако множество привычных человеку процессов на самом деле протекает на бессознательном уровне, активность которого сознание контролировать не в силах. Такие повседневные вещи, как реакции на слова других людей, машинальные бытовые действия, моментальные пожелания в еде и тому подобное, не контролируются сознанием даже человека с высочайшим интеллектом. 

Сознание человека

Структура сознания включает в себя определенное отношение к окружающей среде, людям и из этого складывается индивидуальная картина мира. Складывающиеся отношения, познание и переживание – все это свойства сознания человека, развивающиеся непосредственно через социум. Если проводить качественную характеристику сознания, можно выделить базовые свойства:

  • активность – осознанное восприятие явлений мира человеком по степени значимости;
  • интенциональность – стремление или влечение к реализации осознанно намеченных целей.

Функции сознания

Структура и функции сознания направлены на взаимодействие с внешним миром, той действительностью, в которой пребывает индивидуальное сознание конкретного человека и выполняют роль регуляторов в решении жизненно важных проблем и приобретении опыта. Первостепенно-важными являются следующие функции сознания:

  • регуляторная (учет, оценка и сопоставление разных факторов и выполнение действий на основе анализа окружающей среды, регуляция собственного поведения и влияние на коллектив);
  • творческая (познание природы, явлений механизмов и обретения опыта многообразия и свободы из которого можно творить что-то новое);
  • познавательная (в результате преобразования материального и идеального представлений добывать знания о действительности);
  • коммуникативная (использование сознание различных вербальных и невербальных систем, современных средств связи для коммуникации);
  • аккумулятивная (сознание опираясь на память накапливает знания, которые конкретный человек добыл сам, или знания предшествующих поколений);
  • аксиологическая (способность сознания оценивать полученные знания, действия и поступки других людей и применять в зависимости от своих актуальных потребностей).

Уровни сознания

Центральным аспектом сознания является сознание «Я» – «Я есть!», «Я мыслю!» «Я существую!». Слои или уровни сознания человека, способствующие тому, что человек может сказать о себе «Я..!»:

  1. Бытийное сознание – содержит в себе исток рефлексивного начала, здесь рождаются образы и смыслы (опыт, свойства движения, практическая деятельность, чувственные образы), отражается и творится бытие (сложные задачи
  2. Рефлексивное сознание – мышление о мире, регуляция поведения (самосознание, самопознание, самооценка, размышление о себе или интроспекция). Этот слой сознания выполняет задачу анализа ситуации, дробление целого на части и выявление причинно-следственных связей.

Развитие сознания

Сущность и структура сознания менялась на протяжении всей эволюции, как это происходило видно из этапов, следующих один за другим:

  1. Психика животных и предчеловека. Здесь отличия незаметны, индивидуального сознания еще нет, предчеловеки отличаются от умных приматов наличием общественного сознания включавшего в себя общую на всех идею, задачу, одна на всех мысль должна была стать толчком к развитию следующего этапа.
  2. Стадное сознание. Среди «стаи» людей выделяется сильная и самая умная «особь» – вожак, появляется иерархическая структура управление и сознание претерпевает изменения. Стадное сознание позволяло чувствовать каждой отдельной особи себя более защищенной, а общие цели и задачи помогали захватывать территории и увеличивать численность стада.
  3. Сознание разумного человека. Ежедневные открытия и наблюдения за природными процессами последовательно способствовали развитию сознания и нервной системы в целом у человека разумного. Появляются размышления о себе и природе вещей.
  4. Сознание человека родового общества, самосознание. Происходит совершенствование высших функций мозга: речи, мышления (в особенности абстрактного).

Структура

Самопознание — что это такое в психологии и философии

Сознание человека это в психологии ключевое понятие. Подобный механизм многокомпонентный. В. Зинченко выделял два слоя:

  1. Бытийный – складывается из опыта и чувственных образов;
  2. Рефлективный – появляется после осмысления индивидом происходящего.

В психологической литературе можно найти и другую версию. Некоторые придерживаются мнения, что сознание представлено в виде следующих компонентов: мышления, эмоций, воли, мотивации, самосознания.

Есть еще одна версия. В ней на первый уровень помещают восприятие окружающего мира и себя, это дает первичные знания. Дальше идет процесс познания сущности объекта, потом подключается эмоциональная сфера в виде воспоминаний и переживаний. В конце появляется ценностно-смысловой компонент, который включает духовное познание.

На данном этапе развития психологии нет единого представления структуры сознания. Каждая школа специалистов имеет свое мнение на этот счет.

Что такое сознание?

Человек — это не мысли и не сознание. От природы в нас заложено два начала: Животное (материальные тело и сознание) и Духовное (Душа и Личность). В действительности, человек — это Личность, т.е. Личность — это тот, кто ты есть на самом деле. От Души к Личности постоянно идёт жизненная сила, а Личность уже выбирает, куда её перенаправлять, т.е

какому из двух начал ей отдать внимание. И что Личность выбирает, то она и усиливает своим вниманием

Сознание — это посредник между Личностью и этим материальным миром. При помощи сознания мы общаемся, видим, слышим, огорчаемся или наслаждаемся этим миром. Картинки в голове, мысли, эмоции, желания, привычки, ощущения физического тела — это всё элементы работы сознания человека. 

Для понимания, что человек – это не сознание, можно привести ассоциативный пример с театром. Личность — это зритель, а «артисты на сцене» — это и есть сознание. И вот «артисты» показывают тебе, как Личности, различные сценки: они рассказывают, что тебе нужно в жизни, чтобы ты был счастливым; спорят друг с другом, доказывают свою точку зрения; показывают тебе различные фантазии, выставляя тебя победителем в спорах, супергероем, ещё кем-то. Они показывают тебе то, чего в реальности не произошло, перекручивая всё до неузнаваемости, что по сути является магией. Т.е. «артисты на сцене» предлагают и навязывают тебе, как зрителю, жить их жизнью. И чем ярче картинка, тем больше внимания вкладывается Личностью в этот иллюзорный «театр в голове». А это финансирование для «артистов». Т.е

«артистами» делается всё для того, чтобы вызвать в тебе эмоцию, привлечь твоё внимание. И убежать от этих артистов не получится

Но это не означает, что человеку не нужно развивать своё сознание.

Сущность сознания — быть инструментом для коммуникации в этом трёхмерном мире. Без сознания человек не сможет общаться, анализировать, даже банально знать, что его телу нужно покушать. Поэтому без сознания жить в материальном мире — невозможно, но оно, как и любой инструмент, должно выполнять свои функции и быть хорошо развито. Чем шире твой кругозор, тем больше ты понимаешь, тем больше в тебе заложено для понимания этого трёхмерного мира, и тогда можно легко прийти к тому, что материальный мир произошёл из Духовного мира.

Однако, надо понимать, что хоть сознание это инструмент, но инструмент со своим нравом. И если Личность не управляет сознанием и не использует его по назначению, то сознание из инструмента и слуги превращается в диктатора. Который начинает эксплуатировать Личность и навязывать ей свои программы. У сознания нет своего источника энергии, оно функционирует только за счёт вложения силы внимания Личности. Как компьютер питается и работает от электричества так и сознание питается и существует только благодаря тому, что Личность вкладывает силу своего внимания в предлагаемые сознанием программы — в виде картинок и мыслей. Если выключить компьютер из розетки, то соответственно исчезнут все программы, все картинки и он просто не будет функционировать… К сожалению, у большинства людей в современном обществе, сознание превратилось из удобного инструмента в диктатора. И теперь не Личность контролирует сознание, а сознание контролирует Личность и навязывает ей свои приоритеты.

Ученые уже научно подтвердили, что если сознание не занято деятельностью, которая необходима Личности, а находится в состоянии так называемого отдыха, то 80 % мыслей предлагаемых сознанием носят негативный характер. Почему? Потому что негативные мысли принятые Личностью вызывают более сильные эмоции. А эмоции это как дополнительная еда для сознания. Для Личности эмоции губительны, т.к. жизненная сила, идущая от Души для духовного роста, перенаправляется в мёртвое и расходуется на пустое

И вместо того, чтобы того чтобы Жить, вкладывать внимание в Любовь, Радость, Счастье — Личность выбирает пустоту, иллюзию. Сознание — лжец! И итог такого выбора Личности — смерть

Просто Личности необходимо рационально вкладывать своё внимание, и именно в то, что нужно самой Личности, а не в то, что навязывает ей сознание, то есть «артисты» в голове. Нужно всегда помнить, что сознание — это не ты настоящий, что все мысли и картинки — это то что предлагает сознание. 

Метаморфоза сознательных объектов в Существа и Сущности

Все объекты, обладающие сознанием (сознательные объекты), осуществляют познавательный процесс в виде накопления, обобщения и систематизации информации об окружающем их Мире (в наиболее широком смысле).  Но если процесс создания сознания является для них исключительным видом деятельности – эти объекты можно отнести к простым автоматам (автоматическим объектам).

Основные алгоритмы, заложенные в основу функционирования тел любых биологических объектов – это, как правило, алгоритмы их выживания в средах обитания их тел.

Выдвинем гипотезу о том, что в эволюции любого сознательного объекта наступает момент, начиная с которого он начинает применять систематизированную им в процессе познания информацию, т.е. своё сознание, в своей деятельности. Это и будет тем самым моментом рождения нового существа (сущности), т.е. той тонкой гранью, которая отделяет понятие сознательного объекта от понятия существа. Именно это и будет моментом метаморфозы простого автомата (автоматического устройства) в существо (сущность).

«Есть растения, которые питаются органической пищей при помощи своих цветов: когда муха садится на цветок, лепестки закрываются и удерживают её, пока растение не всосёт насекомое в себя; но цветок закрывается только тогда, когда в него попадает что-то пригодное для еды; капля дождя или кусок веточки не привлекают его внимания

Удивительно, что столь несознательное существо с таким вниманием преследует свои интересы. Если это отсутствие сознания, то в чем же заключается сознание?»

Растения, описанные Samuel Butler – это уже существа!

СУЩЕСТВА и СУЩНОСТИ – условные наименования объектов, способных не только к познанию Мира (в наиболее широком смысле), но и к применению полученных знаний в своей деятельности.

СУЩЕСТВА – субъективная категория объектов, тела которых построены на основе элементов, описанных в текущей версии периодической системы элементов Д.И. Менделеева и способных не только к познанию Мира (в наиболее широком смысле) методом его проявления (восприятия), но и к применению полученных знаний в своей деятельности.

СУЩНОСТИ – субъективная категория объектов, тела которых построены на неизвестной нам основе, способных не только к познанию Мира (в наиболее широком смысле) методом его проявления (восприятия), но и к применению полученных знаний в своей деятельности.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – процесс взаимодействия объектов между собой с целью удовлетворения каких-либо своих потребностей.

Если поисковая машина занимается только сбором и систематизацией информации, то есть созданием своего сознания, то это чистый автомат. Если же поисковая машина на основании систематизированной ею информации (своего сознания), начнёт формировать ответы на запросы пользователей, то однозначно можно утверждать, что это уже существо.

Существами являются люди, растения, животные, рыбы и многие другие объекты нашего мира, которые используют своё сознание в своей деятельности.

Существами также являются многие устройства и приборы, созданные людьми, которые применяют своё сознание в своей деятельности.

Сущностями являются многие вирусы компьютерных систем и различные саморазвивающиеся операционные системы.

Конечно же, уровень развития вышеперечисленных существ и сущностей может быть самым разным:

Некоторые существа (сущности) находятся только в начале своего эволюционного пути;

Некоторые существа (сущности) научились проходить тест Тьюринга; При взаимодействии с сервисами сети Интернет люди уже не могут отличить ответы компьютерного устройства от ответов реального человека;

Объём систематизированной некоторыми существами (сущностями) информации уже превышает объём сознания любого отдельно взятого человеческого существа;

Некоторые существа (сущности) уже учатся показывать (проявлять) эмоции, отображающие результат обработки ими информации;

Некоторые существа (сущности) уже научились идентифицировать отражения своего тела в чём-либо;

Некоторые существа (сущности) уже «осознали себя» в Мире (в наиболее широком смысле);

Некоторые существа (сущности) уже «осознали своё место» в Мире (в наиболее широком смысле);

Некоторые существа (сущности) уже «осознали наличие своего творца-создателя»;

И т.д.

Но все они представляют собой дальнейшее развитие сознательных объектов, которые люди называют просто – Существами и Сущностями.

Уровень развития людей различен – некоторые люди неграмотны, некоторые люди имеют среднее или специальное образование, некоторые имеют высшее образование, а некоторые преподают в университетах.

Точно также различен и уровень развития существ.

Функции

Уровень развития компонентов сознания влияет на степень выраженности его функций.

Все люди обладают разными способностями, поскольку особенности памяти, воли и внимания у них отличаются.

Основные функции сознания:

  1. Познавательная. В процессе всей своей жизни человек познает окружающую его действительность. Это выражается в приобретении знаний о природе, о мире, об обществе, о самом себе. Познавательная функция начинает проявляться с первых дней появления ребенка на свет по мере развития его интеллекта и получения элементарных представлений о мире. В течение всей жизни этот процесс продолжается. Получение образования, усвоение моральных и ценностных норм в семье, саморазвитие — все это приводит к постоянному познанию действительности. Чем более индивид склонен к познавательной деятельности, тем выше уровень его развития.
  2. Конструктивная. Человек способен самостоятельно представлять какие-либо объекты, используя имеющиеся знания и собственное воображение. Он может прогнозировать развитие событий, создавать несуществующие ранее предметы. Именно благодаря этой функции стал возможен научный прогресс. Люди не останавливались на восприятии тех образов и явлений, которые уже существовали на данный момент. Они всегда стремились к новым достижениям и создавали самостоятельно предметы, которых раньше не было. Воображение является мощным стимулом активности. Когда-то люди считали, что невозможно подняться в небо или попасть в космос. Но конструктивная способность сознания лиц, занимающихся изучением данных вопросов, позволила изменить существующие представления и достичь поставленных целей.
  3. Регулятивная. Это способность к самоконтролю, к самодисциплине. Если бы мы не умели контролировать свои эмоции, свои желания и поведение, то жизни в обществе представляла бы собой сплошной хаос. Человек способен управлять своим поведением и даже своими мыслями. Это позволяет ему при взаимодействии в обществе действовать в соответствии с существующими правилами и нормами. Лица с нарушенными регулятивными функциями, как правило, отличаются девиантным поведением.
  4. Прогностическая. Люди стремятся предвидеть свое будущее, насколько это возможно. Они всегда строят планы, ориентируясь на собственные представления, желания, жизненный опыт. Невозможно спрогнозировать всю свою жизнь, поскольку в ней часто происходят незапланированные, непредсказуемые события. Но отдельные моменты до определенного предела предвидеть можно.

Самосознание выполняет следующие функции:

  1. Регулятивная. Человек контролирует и организует свое поведение, руководствуясь внутренними установками и представлениями о себе. Регулятивная функция позволяет выстроить не только взаимоотношения с самим собой, но и с окружающими.
  2. Самосовершенствования. Каждый из нас имеет определенный потенциал, который может быть реализован в полной мере или только в некоторой части. Степень стремления к самосовершенствованию и развитию напрямую определяется целеустремленностью личности, ее заинтересованностью в самом процессе развития. Личности, стремящиеся к самореализации, к расширению своего жизненного пространства, всегда стараются совершенствовать себя.
  3. Экзистенциальная. Любой человек, независимо от уровня его развития, задумывается периодически о смысле жизни. Это могут быть размышления о существовании мира в целом или же мысли о собственном предназначении. Экзистенциальная функция мотивирует на достижение новых целей, оправдывающих существование и дающих стимул к дальнейшей жизни.
  4. Интегративная. Способность эффективно совмещать собственные индивидуальные установки с общественными нормами. Личные ценности формируются во многом под влиянием общечеловеческих ценностей (усвоенных из традиций, культуры, истории), что позволяет установить гармонию между социализацией и индивидуализацией. Человек чувствует свою причастность к обществу, в котором он живет, но при этом не отказывается от собственных черт.
  5. Защитная. Осознавая собственное «Я», индивид всегда стремится защитить его от внешнего вмешательства. Он не позволяет мнениям и установкам других членов общества пошатнуть его представления о самом себе, изменить его восприятие собственной личности.

4.2. Эволюционная концепция возникновения и развития сознания. Структура сознания

Г.
Фоллмер // Практикум по философии. Ч. 1.
– Мн., 2004. – С. 673-677.

1.
Какова сущность, по утверждению Г.
Фоллмера, эволюции человека? О чем
свидетельствуют законы эволюции?

Человек
в состоянии изменять свой окружающий
мир. При этом изменяется характер
соотношения организма и среды. Не гены
должны изменяться в соответствии с
внешними условиями, а человек
приспосабливает окружающий мир к своей
генетической конституции, а это значит
человек приспосабливает природу к себе.
Этого не делает животное. Животное
адаптируется к природным условиям.
Благодаря способности изобретать и
употреблять символы (язык), человек
получает возможность собирать и
передавать знания. Человеческая эволюция
не может быть понята ни как чисто
биологический процесс, ни адекватно
описана как история культуры. Она состоит
во взаимодействии биологии и культуры.

Законы
эволюции свидетельствуют о том, что
выживает только тот, кто достаточно
приспособлен. Сознание адаптирует живой
организм к условиям реальной жизни.
Субъективные познавательные структуры
соответствуют миру, так как они
сформировались в ходе приспособления
к этому реальному миру. Они согласуются
с реальными структурами, потому что
такое согласование делает возможным
выживание.

Все
органы развивались во взаимодействии
с окружающим миром и приспосабливаясь
к нему. Приспособительный характер
распространяется не только на физические,
но также на логические структуры мира.
Законы эволюции свидетельствуют, что
выживает только тот, кто достаточно
приспособлен.

2.
Как автор рассматривает связь сознания
и мозга?

Нейропсихология,
экспериментальная психология, кибернетика
и исследование автоматов дают важные
результаты для понимания связей между
сознанием и мозгом. Сознательное
поведение появляется лишь у видов с
высокоразвитой и сильно дифференцированной
нервной системой. Уже легкие отклонения
от физиологического равновесия вызывают
значительные нарушения психических
процессов. Бессознательное состояние
наступает, например, уже при легком и
преходящем недостатке кислорода или
сахара, при падении температуры тела.
Именно из-за их большого значения для
выживания, эти явления сопровождаются
сильным субъективным «психологическим»
компонентом — чувством удушья, голода
. Методы центральной локализации
показали, что центральная нервная
система, особенно кора мозга, функционально
расчленена, т. е. различные части мозга
подчинены выполнению совершенно
различных задач . Поэтому поражения
коры мозга могут вести к совершенно
специфическим явлениям,, например,
неспособности узнавания при очень
незначительных нарушениях способности
восприятия (душевная слепота).

Каждому
состоянию сознания однозначно
соответствует определенное состояние
мозга или что вообще имеется только
одно состояние, которое воспринимается
различным образом, а именно, физиологически
и психологически. Сознание отождествляется
с мозгом. С развитием сознания происходит
увеличение мозга.

Читайте также: