• Без рубрики
  • 0

Как погиб «город греха»: что произошло с содомом и гоморой

Научные версии

Среди логических объяснений гибели городов выдвигались множество версий, хотя ни одна из них не была подтверждена. Наиболее вероятной считается извержение вулкана. Возможно, местность была богатая на залежи серы, которая горит с температурой около 4000°C. Проливаясь на землю горящим дождем, сгорело бы даже то, что не горит.

К тому же версия с вулканом объясняет превращение жены Лота в соляной столб. Подобные случаи в результате исследований были обнаружены в месте извержения Везувия, когда тела погибших покрывались пеплом, содержащим соль. На протяжении тысячелетий плоть истлевала, оставляя лишь соляной столб.

Второй версией стало предположение о сдвиге тектонических плит. Такое объяснение совпадает с предполагаемым местом нахождения Содома и Гоморра, что значит стоящие на этом месте селения ушли под землю, а впоследствии образовалось море. Именно поэтому многие исследователи придерживаются этого варианта и ищут погибшие города на дне Мёртвого моря.

Более поздняя версия появилась в 2008 г. Ее выдвинули А. Бонд и М. Хемпселл. Они предположили падение на землю астероида, что тоже привело бы к гибели всего живого и образованию моря.

Миф или реальность

Древние историки и географы довольно «скупо» упоминают о селениях. Единственное, что сходится в их трудах – города находились в долине Сиддим, а люди в них жили в достатке, так как земли были плодородны, климат благоприятствовал земледелию и животноводству. О таинственной гибели городов информация несколько разнится. Например, Тацит в 1-2 веке до н. э. писал, что остатки выжженных городов видно и поныне. В то же время финикийский историк Саньхунатон упоминал, что селения провалились под землю, став озером.

Первые доказательства

Впервые реальные факты доказывающие, что города существовали в действительности, обнаружили на раскопках в Сирии, когда в 1982 году был найден архив древнего города Эбла. Среди более 1000 клинописных табличек оказались записи о Содоме, Гоморре и Сигоре как о торговых партнерах. Факты оказались неопровержимыми, но лишь о том, что Содом и Гоморра существовали. Что там происходило и как погибли города для науки остается загадкой.

Взгляд Церкви на грех содомии

Святитель Григорий Нисский считал, что содомский грех имеет значение не только для души самого человека, но и наносит оскорбление всему роду грешника:

Пророк Исаия сравнивал своих современников с первыми содомлянами, указывая на их грехи: «Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский!» (Ис. 1:10). Иисус Христос сравнивал Свое Второе Пришествие с судом, которым Господь судил жителей Содома: «но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится» (Лк. 17:29-30).

Писание однозначно и четко говорит о тяжести и значении содомского греха для души человека, поэтому так важно упоминать его на исповеди. Содомский грех искореняется путем покаяния

Блудным сожительством в Церкви называют также «гражданский брак». Протоиерей Александр Ильяшенко объяснял: «в наш язык вошло словосочетание «гражданский брак», как подмена понятий. Гражданский брак, на самом деле, это брак, зарегистрированный по гражданским законам данного общества, и Церковь к такому браку относится с уважением. Вот что говорится в «Основах Социальной концепции Русской Православной Церкви». Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением отметил, что «некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме… Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в ‘невенчанном’ браке, отождествляя таковой брак с блудом». В принятом Синодом определении указано: «Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку»».

Отречение от Христа и блуд с прелюбодеянием ставят стену между человеком и Богом, через которую трудно возносить молитву близким и любящим, и даже священникам. Как отречение от Сына Человеческого приводит к отпадению от Церкви, так и блуд, если он не растворяется глубочайшим смирением и покаянием, приводит к потере веры. Мы это знаем и на примере мирян, и на примере священников, некоторые из которых, соблудив, лишались сана (по 25-му Правилу святых апостолов и 3-му Правилу Василия Великого) и становились штатными воинствующими безбожниками. Их узнавали по бегающим блудливым глазам, —отмечал протоиерей Глеб Каледа.

Церковь однозначно осуждает содомский грех и предлагает пути освобождения от пагубных страстей:

Библейская история

После Ноя на земле жил еще один праведный и честный человек – Авраам. Он был очень богат, имел большие стада скота и сундуки, полные золота и серебра. Но он не был скупым, а старался делать добро и во всем слушался Бога. У него был племянник – Лот, который сопровождал Авраама при его переселении в Ханаанскую землю. Их имущество было настолько велико, что полей не хватало для выпаса овец, а их пастухи спорили, поэтому они решили разделиться. Лот ушел на восток в долину Сиддим и раскинул свои шатры недалеко от Содома.

Прощание Авраама с Лотом

В Содоме и Гоморре, а также других близлежащих городах – Адма, Севоим, Сигор, царили безнравственность и распутство. К тому же злые содомитяне вершили неправедные суды, не были гостеприимны и жестоко расправлялись с каждым непрошеным гостем, появившимся на их земле. Но Лот со своей семьей не предавались массовому греху и разврату. Перед тем как наказать грешников, Всевышний явился к Аврааму и рассказал ему о своих замыслах. Авраам умолил Бога не губить города, если среди жителей окажется хотя бы 10 праведников.

Однажды вечером на пороге жилища Лота появились два незнакомца. Это были ангелы в человеческом обличье, посланные посмотреть на то, что же происходит в Содоме. Лот уговорил их зайти в дом, так как знал, что оставаться на улице опасно. Накормил, напоил путников, но не успели они лечь спать, как жители, узнав о гостях Лота, пришли к его дому и стали требовать выдать чужаков. Лот пытался убедить разгневанную толпу образумиться и был готов пожертвовать двумя своими дочерями. Но никто не хотел его слушать, напротив, все грозились взломать двери и расправиться с чужеземцами. Ангелы пришли на защиту и ослепили враждебно настроенных бесновавшихся. Было принято решение произвести окончательный суд над жителями.

Лоту же разрешили взять своих родственников и покинуть город, при условии, что никто из них не обернется. Всевышний обрушил с небес огонь и серу, стерев города с лица земли и не оставив шанса на спасенье. И хотя Лоту было тяжело оставлять свои богатства, он не ослушался и спасся вместе со своими дочерями. Тем временем его зятья не восприняли угрозу всерьез и не пошли, а жена Лота, нарушила запрет, обернулась и сразу же превратилась в соляной столб. На следующее утро на месте процветающих городов остался один пепел и дым, поднимающийся к небесам. Позднее Содомская земля – Моав была населена потомками Лота. Падение городов записано в 18 и 19 главах Книги Бытия.

Бегство Лота из Содома. Фреска лоджии Рафаэля дворца понтифика в Ватикане

Где эта улица, где этот дом?

Археологи начали искать Содом и Гоморру еще в XIX веке. Первые результаты были неутешительными. В 1847—1848 гг. экспедицию в Иорданскую долину осуществил лейтенант ВМФ США Уильям Линч. Описав флору и фауну долины и Мертвого моря, он не нашел ни следа древних поселений, которые можно было бы хоть как-то связать с Содомом и Гоморрой. Тем не менее, Линч остался оптимистом: он продолжал верить в то, что берега Мертвого моря были плотно заселены, однако потом поселения погибли от некоего «сотрясения, которому предшествовало, вероятно, извержение огня.»

В 1920-е гг «город греха» упорно разыскивал американский историк Уильям Олбрайт. Ему и его ученикам удалось раскопать святилище бронзового века в Баб-Эд-Дра. Увлеченные археологи выдвинули гипотезу, что оно использовалось жителями Содома для религиозных ритуалов. В 1960-е в Баб-Эд-Эра нашли кладбище, остатки домов и крепостных стен. Получалось, что это было не просто святилище, а настоящий город, существовавший в бронзовом веке.

Интересно, что примерно в 2350 г. до н. э. Баб-Эд-Дра был полностью уничтожен пожаром — это подтверждают обуглившиеся кирпичи и керамика. А вот причина пожара остается неизвестной — как и то, был ли Баб-Эд-Дра тем самым Содомом.

Активные поиски Содома и Гоморры на дне Мертвого моря пока заметных результатов не дали. Ученые даже не могут договориться, где надо искать «город греха», — на юге или на севере водоема. Ничего не нашли археологи и в Содомских горах, несмотря на то, что там есть множество соляных столпов. Один даже называется «жена Лота».

«Жена Лота» на горе Содом

На рубеже XX—XXI вв.еков британские археологи утверждали, что Содом погребен на северо-востоке Мертвого моря, а американцы — что он находился на территории сегодняшней Иордании, в поселении бронзового века Тель-Аль-Хаммам. Российские библеисты в то же время полагали, что Содом надо искать на юге Мертвого моря. Оставались и энтузиасты теории Баб-Эд-Дра.

К сожалению, все найденные развалины относились к совсем маленьким поселениям. Нигде не было и намека на мегаполис, окруженный крепостными стенами. Даже в Тель-Аль-Хаммаме, при заметной плотности населения, не было найдено ничего напоминающего большой город.

Но главная проблема в том, что в поисках «города греха» тесно сплелись наука, религия и политика. Ревностным иудеям жизненно необходимо найти библейские артефакты на территории Израиля

Ревностным протестантам, английским и американским, необходимо просто найти их — неважно, на чьей территории. Никакие неудачи их не разочаровывают — люди просто верят, что на земле все должно быть так, как сказано в Библии

Ученых-атеистов эта возня откровенно раздражает. Уже несколько веков скептики утверждают, что все тексты Ветхого завета были сочинены не две тысячи лет до н. э, а гораздо позже. Их содержание — не описание исторических событий, а чистый вымысел.

Скандальная история про Содом и Гоморру могла появиться, например, как фантазия людей первого тысячелетия до н. э о том, какими могли быть города бронзового века, к тому времени обратившиеся в запущенные руины. Или же «Содом» мог быть не названием конкретного поселения, а просто нарицательным обозначением города с его безобразными нравами и половой распущенностью.

Теория о том, что «Содом и Гоморра» чисто литературные образы, существует уже много лет. Но археологи не теряют оптимизма. Они ссылаются на древних историков, которые также писали о печальной судьбе Содома и Гоморры. Скептики парируют, что все эти историки жили на две тысячи лет позже описываемых событий и просто некритично пересказывали легенды и мифы еврейского народа.

Что такое содомский грех?

«Содомским» грех называют из-за названия города Содом, где во времена Авраама процветали порок и разврат. Для удовлетворения своей похоти жители древнего города прибегали к принуждению и насилию. Это касалось даже ангелов, которых укрыл у себя праведник Лот.

Содомский грех часто связывают исключительно с мужеложством, но он имеет более широкое значение.

С порочностью жителей связано упоминание двух городов. Содом и Гоморра погрязли в разврате. Лишь один праведник Лот с семьей должен был избежать справедливого наказания от Господа. Ветхий Завет описывает, как в то время, как Лот покидал город, на него пролились огонь и сера.

Средневековая Европа: причёски и головные уборы

Принципиальные черты мужского или женского образа определяла мода. В этом плане ничего не изменилось: все носили одежду и головные уборы, которые соответствовали актуальным модным тенденциям. Но была ещё одна важная сторона данного вопроса -профессиональная потребность. Белое духовенство оставляло лицо без волос, тогда как монахи отпускали бороды. Воин не мог носить слишком длинные волосы и немалую бороду: закрытый шлем этого не позволял. Маляр тоже не мог отпустить бороду, ведь он мог серьёзно её запачкать.

Женщины носили косы, иногда шиньоны, занимались укладкой волос. Археологи постоянно находят тому подтверждение: гребешки из кости или дерева являются частыми находками учёных, которые исследуют Средневековье. И, конечно же, зеркала.

Распустить волосы — напомнить обществу об их сексуальном значении. На людях женщине следовало убирать свои волосы. Дома она могла себе позволить ходить с непокрытой головой или с распущенными волосами, но вне него — никогда.

С раннего Средневековья существовало несколько популярных видов головных уборов: банальный шерстяной колпак для холодных сезонов, соломенная шляпа, которая спасала от солнечного света в жаркие дни. Со временем стали появляться головные уборы для клириков, купцов, чиновников. Обычно это были шляпы разной формы и расцветки.

Причудливые наряды XIV-XV вв., которые мы можем видеть на миниатюрах того времени, говорят скорее о моде придворного общества. К простонародью подобные тенденции не относятся.

Гардероб — серьёзная статья семейного бюджета средневекового человека. Французские специалисты подсчитали, что в конце XIV столетия на одежду незнатному человеку требовалось от 3 ливров. А это стоимость гектара земли или хорошей лошадки. Без денег — никуда.

Одежда в Средневековой Европе

Все самое ценное человек той поры надевал на бурные празднества, как правило, в городе. Средневековье — это смесь кожи и железа в одежде в представлении несведущих. Крестьяне могли спокойно ходить в куртках и коротких юбках, как можно заметить на средневековых мозаиках.

Со временем на одежде появились пуговицы, шнуры вместо массивных ремешков, популярность приобрели платки, чепцы и перчатки. В обиход входили длинные штаны вместо платьев. Из верхнего гардероба были доступны длинные рубахи, блио и плотные шоссы. В Средние века не существовало понятий «домашняя» или «уличная» одежда: костюм носили весь день. И днем, и вечером. Ложась спать в холодное время, народ надевал на себя все, что было.

У более богатой публики дела с гардеробом обстояли куда интереснее: алая или зелёная краска на одежде, воротники из кроличьей шерсти, а также шерсти белок, горностаев. В XIV веке ассортимент значительно расширился: серьги с драгоценными камнями, ожерелья, золотые украшения.

Средневековая одежда, как правило, была без карманов. А где носить всё самое ценное? Конечно же, на поясе. Сюда крепились и ключи, и тугой кошель, и даже тесак.

А что касается обуви? Конечно, были и замшевые удобные туфельки с драгоценными украшениями, но в основном преобладали изделия из кожи и дерева. Такая обувь изнашивалась очень быстро: её приходилось менять минимум раз в три месяца. Профессия сапожника была чрезвычайно востребованной и хорошо оплачивалась.

Археологические исследования

В современном научном мире ряд ученых ставят под сомнение историческую достоверность существования Содома и Гоморры, другие же предполагают, что они могли находиться в районе Мертвого моря. В то же время, о существовании городов свидетельствуют упоминания в сочинении «География», написанной древнегреческим историком Страбоном, а также в исторических трудах Корнелия Тацита и произведении еврейского историка Иосифа Флавия «Иудейские древности».

Пик археологических исследований пришелся на 1965-1979 гг. Было проведено 5 экспедиций, которые, к сожалению, не дали результата. Главная трудность всех исследований, направленных на максимально достоверное определение местонахождения городов, заключается в том, что большинство археологических карт этой местности пусты.

В 2000 г. британский ученый М. Сандерс, основываясь на фотоматериалах, которые были сделаны с космоса – американского космического корабля «Шаттл», полагает, что сумел определить максимально точные координаты Содома и Гоморры. На дне Мёртвого моря у берегов Иордании его экспедиция натолкнулась на остатки древнего поселения. Ученые пришли к выводу, что эти остатки и есть библейские города.

В 2006 г. американские ученые, в частности С. Коллинз, опираясь на географические приметы, взятые из Ветхого Завета, выдвигает предположение, что руины больших древних поселений, окруженные крепостным валом, в местечке Тель-эль-Хаммам вполне могут быть сожжёнными Содомом и Гоморрой.

В 2010 г. Россия и Иордания решили совместно обследовать дно Мертвого моря, так как благодаря фотосъемке NASA появилась вероятность нахождения городов в районе древнего Баб-эд-Дра.

По образу и подобию

Понятие красоты для средневекового человека, который долгое время жил во вполне однородном пространстве, где обитали знакомые ему народы германского, кельтского и средиземноморского происхождения, было в какой-то мере единым. В целом не было разницы между статью всадника из кельтского племени и римского центуриона, Афродитой и германским божеством в женском обличье.

Красота всегда была угодна богу — ведь он сотворил человека по образу и подобию своему. Святые, ангелы, Иисус, Дева Мария — все они похожи. Однако к библейским персонажам были вопросы с точки зрения жителей Западной Европы: ведь они принадлежали к избранному народу, который христианская Европа Средних веков на дух не переносила. Поэтому сакральные персоны носили местные черты в зависимости от региона.

Ближе к XIII веку в изобразительном искусстве мы можем наблюдать более детальные изображения и женщин, и мужчин, которые показывают особенности и красоту отдельных деталей. Но к тому времени восприятие красоты изменилось не сильно.

Содомский грех в православии

В православии к содомскому греху относятся мужеложство, блуд и любая греховная страсть человека, которая не относится к браку. Только о плотских отношениях в браке в Библии сказано «оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2:24).

Мужеложство, распространенное в Содоме и Гоморре отнесено к ряду тяжких грехов: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (1Кор. 6:9-10).
Упоминается в Библии и блуд, также процветавший в Содоме: «Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою» (1Кор. 6:18-20).

О содомском грехе в православии принято говорить на исповеди.

Читайте также: