• Без рубрики
  • 0

Особенности исследования религиозного синкретизма древнего египта в отечественной исторической науке в нач. хх в

примеров

В европе

Одним из главных представителей синкретизма в Европе была древняя Римская империя. Религия, исповедуемая его жителями, представляла собой смесь верований нескольких древних европейских народов. Это можно заметить не только в поведении своих богов, но и в их собственных характеристиках..

Юпитер, римский бог, был физически похож на греческого бога Зевса, согласно описаниям священных текстов.

Кроме того, язык Империи (латинский) представлял собой сочетание нескольких языков того времени. Этот культурный синкретизм породил язык, который изучается сегодня, и это корень романских языков, таких как испанский, французский и итальянский.

В азии

Япония представляет один из лучших примеров культурного синкретизма в истории азиатского континента. Когда Япония впервые вступила в контакт с Китаем, культурное влияние было настолько велико, что они адаптировали различные религиозные аспекты этой цивилизации..

Кроме того, японская письменность имеет китайские влияния. То же самое происходит с корейским языком и символами, которые составляют его написание.

В америке

Колонизация Америки, возможно, является наиболее обширным процессом синкретизма на континенте. Вторжение испанцев, англичан, французов и голландцев изменило взгляд на мир и религию на континенте, когда там жили только коренные племена..

Хотя этот процесс был частично навязан, сами поселенцы адаптировались к верованиям и обычаям местных жителей, хотя и в меньшей степени..

Культурный шок и смешение породили нынешние латиноамериканские народы и даже послужили предлогом для оправдания их независимости.

источник

Термин синкретизм был придуман правильно в семнадцатом веке, используется для определения культурного движения, которое произошло в древней Греции.

К началу первого века жители Креты должны были отложить свои культурные различия, чтобы противостоять внешней опасности соседних вторжений..

От этого движения произошел термин, который с тех пор использовался для обозначения культурных столкновений, таких как смешение.

Культурный синкретизм может проявляться по-разному, но все они связаны с развитием общества и определяющими его культурными традициями..

В данном случае этот термин также относится к культурному сочетанию религиозных аспектов, поскольку они непосредственно влияют на культуру народов..

Короче говоря, это позитивистский способ объяснения сочетания культур и проявлений, порожденных этим.

Что такое синкретизм?

Термин синкретизм появился в мире давно и за долгое время его стали использовать в самых разных сферах жизни.

  1. В искусстве это значение представляет собой смешение нескольких направлений, которые считались несопоставимыми, но в итоге получается целостная и гармоничная «картина». Например, объединение различных музыкальных инструментов или художественных направлений.
  2. В философии понимают соединение различных противоречий, гипотез, теорий в одну новую систему. По-другому синкретизм в философии ещё называют эклектизмом, хотя это совершенно разные понятия.
  3. В религии это единое целое, составленное из разных вероучений, религиозных и культурных направлений.
  4. В лингвистике объединяются языковые формы с разных времён. Своего рода получаются слова или предложения с многозначными или полифункциональными формами. Кроме того, синкретизм определяет в лингвистике объединение правил в одно целое без раздельного показателя.
  5. В психологии данное понятие связывают больше с ранним периодом взросления ребёнка, когда он практически ещё не понимает что такое вещи, слова или явления. В итоге ребёнок всё совмещает и понимает мир как единое целое. Такое мировосприятие получается только из-за недостатка информации и эмоционального развития.
  6. В первобытной или современной культуре это понятие представляет собой совмещение человека, природы, духовности, материальности и художественной системы в одно целое.

Синкретизм сегодня

Для современного искусства характерна тенденция к синтезу, объединению различных видов искусств, а также появление на этой основе качественно нового продукта. В театральных постановках вокальные партии чередуются с речитативами, сценические действия компонуются с демонстрацией видеороликов, на выставках демонстрируются инсталляции. Танцевальным движениям вновь придаётся магический смысл, а сам танец представляют собой театральное действо.

Синкретичными по своей природе являются телевидение и реклама. Современный синкретизм – это стирание границ между высоким искусством и повседневной жизнью, автором и потребителем, исполнителем на сцене и зрителями в зале.

Вероятно, стремление человека к интеграции обусловлено осознанием себя членом некоей общности, представителем рода. Также в условиях постиндустриального общества синкретизм в искусстве обусловлен необходимостью осмысливать новую реальность (экономические и политические кризисы, распространение информационных технологий, изменение взглядов на человека, общество) и приспосабливаться к ней.

Синкретизм в философии

Синкретизм в философии вмещает несколько направлений и теорий различных учений, однако не осуществляет объединения данных верований. Другими словами, для изучения мира используются различные учения, однако их не объединяют, не делают единым целым, чтобы они не создавали множество внутренних противоречий. Это отличается от эклектизма, который объединяет и создает единое целое. Все учения продолжают существовать отдельно в синкретизме, при этом используются для объяснения какого-то явления.

Синкретизм позволяет выяснить, как человек относится к себе, миру и своей деятельности. Поскольку происходит разделение мира на «хорошее» и «плохое», «добро» и «зло», синкретизм рассматривает все эти отношения как общее отношение человека, предполагая, что любое хорошее может переходить в плохое, как и любое плохое может быть в какой-то момент хорошим.

Синкретизм позволяет устранить множественные противоречия, которые возникают у человека в результате разделения мира, неполноценного взгляда на него.

Первобытная культура — самый длительный этап развития

Свидетельствами возникновения на нашей планете человека как такового могут считаться примитивные орудия, история создания которых насчитывает несколько млн лет. Именно на этом этапе начинается становление человеческого общества. Синкретизм можно назвать отличительной вехой первобытной культуры, ее неразрывное восприятие человеком характеристик окружающей среды на фоне человеческих свойств. 

Первобытный человек стремился определять свое «я» неотделимым от живых существ, которые его окружали. Он считал себя составляющей частью природной среды, общины. Человеческая индивидуальность на данном этапе проявлялась исключительно на уровне инстинктов.

Первобытное мышление и искусство не могли похвастаться контрастным противостоянием объективного и субъективного, материального и духовного. На данном периоде для человека было нормой синкретично воспринимать соотношение неких символов с окружающей реальностью, словами и предметами. Именно поэтому характерной особенностью того этапа развития является причинение зла рисунку или предмету в реальности. Далее такое отношение к окружающей среде стало причиной развития фетишизма — обладания предметами нереальной силой. 

http://amnyam.ru/

тип

Общественно-политический синкретизм

Социальный синкретизм относится к комбинации двух разных типов населения. Это явление, которое сегодня обычно происходит с эмиграцией, и сегодня является причиной культурного синкретизма в целом..

В свою очередь, синкретизм может способствовать сосуществованию различных культурных верований в обществе. В обществах, где есть люди разных национальностей, правители часто принимают подход принятия. Это происходило на протяжении всей истории в разнообразных и сплоченных обществах..

С другой стороны, отказ от синкретизма обычно вызывает сильное присутствие культурного единства среди тех, кто отвергает эту практику..

В обществах, где неприятие этого явления является обычным явлением, различия в культурах часто презираются, и возникает сильная привязанность к традиционализму..

Художественный синкретизм

Художественный синкретизм является одной из наиболее распространенных форм синкретизма. Это все еще присутствует сегодня, и, фактически, это почти так же часто, как миграционная транскультуризация.

Креативные методы, используемые разными художниками из разных уголков мира, можно легко найти в результате глобализации..

Это приводит к созданию новых методик, объединяющих один или несколько элементов других существующих методов. В свою очередь, это порождает новые художественные движения и новые способы мышления в творческом поле искусства..

Религиозный синкретизм

Религиозный синкретизм состоит в объединении двух или более религий для создания новой. Когда две разные культуры с разными убеждениями впервые сталкиваются, вполне вероятно, что доминирующая культура начинает принимать аспекты другой, чтобы породить новые убеждения. В религии это очень распространено.

Однако культурный синкретизм религии — это концепция, которая обычно отличается от остальных из-за глобализации религиозных систем..

Создавать новые религиозные аспекты уже не так просто, как раньше, потому что убеждения каждой религии уникальны и четко различимы от остальных..

Поскольку люди уже знают религиозные системы каждой страны, сочетание двух или более религий является аспектом, который не встречался на Земле в больших масштабах на протяжении веков. Например, создание православного католицизма является представлением религиозного культурного синкретизма.

Архитектурный синкретизм

Архитектурный синкретизм отражает объединение культур через здания, спроектированные в странах, подверженных культурному разнообразию..

Это явление было замечено главным образом в испанской колонизации Латинской Америки, когда культурные столкновения вызвали заметные изменения в европейских архитектурных проектах, построенных в Новой Испании.

Что это такое

Данное понятие используется в культурологии, психологии, религиоведении, истории искусств. По мнению учёных, синкретизм – это нерасчленённость, характерная для неразвитого состояния какого-либо явления. Культурологи и искусствоведы называют синкретичным сочетание различных видов искусств. В религии под синкретизмом подразумевается слияние разнородных элементов, течений и культов.

С точки зрения детских психологов, синкретизм – это характеристика мышления ребёнка раннего и дошкольного возраста. Малыши ещё не умеют мыслить логически, устанавливать подлинные причинно-следственные связи («Ветер дует, потому что деревья качаются»), делать обобщения по существенным признакам. Двухлетний ребёнок может назвать одним и тем же словом и пушистого котёнка, и меховую шапку, и другие внешне похожие предметы. Вместо поиска связей малыш просто описывает свои впечатления о вещах и явлениях окружающего мира.

Синкретизм мышления ребёнка проявляется и в творчестве. Ещё К.И. Чуковский писал о том, что дошкольники одновременно рифмуют, подпрыгивают и подбирают «музыкальное сопровождение» для своих поэтических экспериментов. Собственные рисунки дети часто используют для игр, и сам процесс рисования нередко превращается в забаву.

Синкретизм в условиях новой реальности

Проблема синкретизма актуальна для разнородных сфер социокультурной среды (политической, экономической, культурной, научной, социальной и др.), и осмысление большого эмпирического материала в связи с возросшими тенденциями синкретизма оказывается необходимо именно в настоящее время.

Всесторонне охарактеризовать и определить специфические черты, тенденции и сущность надвигающийся действительности пытаются представители теории постмодернизма

В отличие от взглядов последователей теории самоорганизации, которые, как отмечалось в параграфе первом главы второй, предметом своих исследований в социальной сфере определяли сложноорганизованные социальные системы с использованием строго научного математического метода для достижений большей объективности в моделировании сложных общественных процессов, опуская человеческий фактор, исследователи явлений постмодернизма в своих работах акцентируют внимание на антропологическом аспекте, размышляя над вопросами об окружающем мире, месте и поведении человека в нем

Факторы и условия, ведущие к резкой дифференцированности во всех аспектах жизнедеятельности социума, а в соответствии с этим и к острой потребности их органичного соединения, осмысления их единства и целостности, исследователями явлений постмодернизма определяются по-разному, но наиболее полную картину источников и обстоятельств возникновения синкретизма можно сформулировать лишь в контексте систематизации всех фрагментов исследований.

Одной из таких причин, повлекших революционные изменения в обществе вследствие научно-технического прогресса, называют ускорение. Ускоряется темп жизни, вместе с ним меняется организация человеческого быта, все становится динамичным, статически устойчивое разрушается, сменяется скоростью движений. Смешиваются не только разнородные элементы, но наблюдаются процессы синкретизма и между разнопорядковыми, инородными составляющими. Этому может служить одна из основополагающих характеристик нашего времени «онтологический» пафос навыворот , где происходит смешение и смещение разных плоскостей социокультурной реальности, которые делают явление синкретизма необходимым. Соответственно изменяется и восприятие пространственно-временной структуры бытия: «постсовременность — состояние, в котором субъект теряет некую адекватность течению времени, ситуация, предполагающая возможность одновременного нахождения в разных временах».

Ж.Ф. Лиотар, отмечая двухвековое доверие человека к идее прогресса, наблюдает своеобразный упадок этого доверия в настоящее время: «создается впечатление, результаты и плоды этого развития несколько дестабилизируют человеческую сущность как социальную, так и индивидуальную» . Идея прогресса сменяется процессом нелинейности эволюции, что созвучно идеям теории самоорганизации.

Точку зрения других авторов можно определить на основании раскрытия содержания самого термина. И. Хасан, В.А. Подорога реальность характеризуют как «открытую, разомкнутую антиформу, игру, случай, анархию, неопределенность» . В структурном анализе языка Ю.М. Лотман также наблюдает идентичные процессы интеграции: «представление об оптимальной модели с одним предельно совершенным языком заменяется открытым списком разных языков, взаимно необходимых друг другу в силу неспособности каждого языка выразить мир».

Характерные черты синкретизма

Характерными чертами синкретизма являются:

  • Проявления слитности человека с природой, где первобытный человек сопоставляет себя с животными, растениями, явлениями природы.
    С этими отождествлениями взаимосвязан особый для древней культуры феномен тотемизма, который в переводе с индейского языка племени оджибве, означает – его род, является верой в предков, который являет себя в виде зверя, птицы, растения, дерева и т.д.
  • С синкретизмом связан и первобытный феномен анимизма, что в переводе с лат. означает – душа, является одушевлением природного мира и природных явлений, которые окружают первобытного человека. Вся деятельность человека полагается им в качестве порождения природы. Это устойчивое мировоззрения называют традиционалистским.
  • С развитием ремесел смогло вывести человека на новый уровень миропонимания, дало ему существенное осознание себя и природы, своеобразие своего бытия и бытия природы.

Синкретизм проявляет себя в неразделенности подсистем культуры:

  1. материальной,
  2. духовной,
  3. художественной.

Духовная (идеальная) подсистема первобытной культуры представлялась на 2х уровнях работы человеческого сознания: мифологический и реалистический уровень.

Мифологическая подсистема была бессознательно-художественной способностью работы сознания.

Реалистическая подсистема была стихийно-материальным сознанием. С помощью этого сознания первобытные люди могли различать свойства природных предметов и явлений. Это обыденный, практический тип мышления. Это состояние преднауки.

К проявлению первобытного синкретизма относится художественная деятельность. Она правомерно включалась в материальные и производственные процессы.

Художественная деятельность превращала охоту в поэтически возвышенное действие, а игру в охоту реализовывала в качестве кровожадного ритуала. Из этого вытекает практика жертвоприношения. От степени сложности и опасности охоты повышалась ценность жертвы.

Еда становилась коллективной трапезой и была образом победы, силы, неся в себе праздничный характер.
Морфологическая неразделенность так же относится к проявлению синкретизма. В это понятие входит нерасчленённость рода, вида, жанров искусства.

Замечание 2

Первобытное художественное творчество представляло из себя песню-сказ-действо-пляску, как говорил А.Н. Веселовский. Зарождалась основная единица художественного мышления – метафора, которая представляла слитность всего сущего.

Синкретизм первобытного искусства

Первобытнообщинный строй возник в эпоху позднего палеолита. Искусство, присущее данному периоду, характеризуется оставшимися изображениями образа жизни и мировоззрения первых охотников:

  • максимально простые жилища;
  • изображения на стенах пещер, отличающиеся динамикой;
  • примитивные женские фигурки. 
    http://avrora-lc.ru/

Основными чертами первобытной культуры считается ее неотделимость от человека, который имел непосредственные возможности наблюдать и чувствовать окружающую его природу. Круг простых вещей служил продолжением его собственного сознания, созданными им копиями окружающего мира. Синкретизм первобытного искусства обозначает нерасчлененность и неделимость данной эпохи в области культуры. 

На данном этапе своего развития человек олицетворял себя с природой, чувствуя родственную связь со всеми живыми организмами, что выразилось в первобытном тотемизме. Предметы быта воспринимались, как составные части магических ритуалов, связанных с добыванием пищи и охраны своей территории. 

Синкретизм на данной стадии культурного состояния первобытного человека является проявлением закономерности и естественного существования, которое облачено в форму нерасчлененности и аморфности. Это своеобразный переход от определения животного биологического образа к образу присутствия человека разумного.

Синкретизм представляет собой своеобразное предзнаменование распада на части чего-то целого. На данном этапе культуру первобытного человека можно охарактеризовать новообразованиями, направленными одновременно по нескольким сторонам:

  • охота;
  • собирательство;
  • производство примитивных орудий. 

Литература

  • Барцыц Р. М. [https://www.hrono.ru/libris/lib_b/barcyc00.html Абхазский религиозный синкретизм в культовых комплексах и современной обрядовой практике].
  • Букин А. Г. [https://www.humanities.edu.ru/db/msg/43768 Религиозный синкретизм на уровне бытовой обрядности русских, бурят и эвенков Забайкалья].
  • [https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/Vasil1/161.php Религиозный синкретизм в Китае. Традиции и современность] // Васильев Л. С. История религий.
  • Зельницкий А. Д. [https://anthropology.ru/ru/partners/psociety/tradeast/papers/edinstvo.html Концепция единства «трёх учений» как основа позднесредневекового религиозного синкретизма в Китае] = Доклад, прочитанный на заседании общества «Традиции Востока» 13 марта 2002 года // Антропология.ру.
  • Кравчук Л. А. Синкретические религиозные учения: история и современность // Религиоведение. — 2002. — № 4. — С. 141—145.
  • Элиаде М. [https://www.arcto.ru/article/375 Космическое обновление и эсхатология] // Милый Ангел. — 2000. — № 3.

Что такое Религиозный синкретизм?

Многие современные теологи утверждают, что большинство современных религий или религий прошлого, очень часто практиковали методику синкретизма. Например, в основу христианства входит огромное количество иудейских идей и мыслей. Помимо этого, христианство также включает в себя очень много элементов которые небыли присущи раннему христианству. К примеру, практика отмечать Рождество с елкой, подарками и игрушками, является прямой отсылкой к древним языческим ритуалам, которые были внедрены в христианскую религию для облегчения перехода от старых религий к новой. Точно такая же история с пасхальными яйцами, что является частью греческих и римских языческих ритуалов.

Хотя вы можете найти синкретизм практически в любой современной религии, его особенно много в новообразованных религиях, таких как саентология и бахаи.

Что такое Синкретизм

Синкретизм — это попытка объединить убеждения из нескольких разных и зачастую противоречивых школ мысли.

Что такое Религиозный синкретизм?

Многие современные теологи утверждают, что большинство современных религий или религий прошлого, очень часто практиковали методику синкретизма. Например, в основу христианства входит огромное количество иудейских идей и мыслей. Помимо этого, христианство также включает в себя очень много элементов которые небыли присущи раннему христианству. К примеру, практика отмечать Рождество с елкой, подарками и игрушками, является прямой отсылкой к древним языческим ритуалам, которые были внедрены в христианскую религию для облегчения перехода от старых религий к новой. Точно такая же история с пасхальными яйцами, что является частью греческих и римских языческих ритуалов.

Хотя вы можете найти синкретизм практически в любой современной религии, его особенно много в новообразованных религиях, таких как саентология и бахаи.

Что такое Синкретизм культуры?

Религия — не единственная область, в которой может произойти примирение разрозненных убеждений. Когда вы посмотрите на страну с высоким притоком иммигрантов из разных стран, например, США, вы увидите множество примеров объединения различных ценностей из разных культур. По большому счету, в подобных условиях, синкретизм обусловлен необходимостью обеспечения комфортного сосуществования людей из различных культурных групп. Тем не менее, существуют случаи, когда культуры, которые существуют бок о бок, не подвергаются синкретизму. Например, амиши, хотя и живут в США, имеют тенденцию сохранять свои духовные практики и свой образ жизни совершенно отделенными от американской жизни.

Неспособность создать синкретизм среди людей разного происхождения может привести к значительным тяготениям и напряженности в обществе. Ярким примером могут послужить различные ксенофобские и расистские настроения.

В других формах культурного выражения синкретизм смешивался с большей легкостью. Например, рок-музыка — это сочетание многих разных музыкальных форм, которые преобразовались в знакомый нам стиль. Искусство текущего периода, может сочетать идеи предыдущих периодов.

Подобно другим сферам, синкретизм не обошел политическую деятельность. Вы наверняка должны были заметить то, как политики в целях достижения компромисса прибегают к заимствованию идей оппонентов, чем переманивают на свою сторону часть будущих избирателей.

3.Художественные принципы эйдетической поэтики

Вторая
стадия в истории поэтики начинается в
7 – 6 вв до н.э. в Греции и первых веках
новой эры в Индии и Китае. К этим лит-ам
присоединяются римская, византийская,
арабская, персидская, японская,
средневековые европейские и древнерусская
лит-ры. Внешним признаком можно считать
появление поэтик и риторик, в которых
лит-ра становится предметов рефлексии.
Завершается эта стадия в 18 в в Европе,
а на востоке в 19-20вв. Данный период
принято делить на 2 этапа: древность и
Средневековье и раннее Новое время
(Возрождение, барокко, классицизм).
Границы первой обозначила Фрейденберг
в «Поэтике сюжета и жанра», а в науку
под названием риторической жта стадия
вошла после работы Э.Р. Курциуса
«Европейская литра и латинское
средневековье».

Эйдос
как порождающий принцип

Считать
этот период самостоятельной и целостной
стадией в истории поэтики позволяет
новый порождающий худ принцип, который
пришел на смену синкретизму. Он в науке
еще не определен с достаточной ясностью,
поэтом существуют разные наименования
этой стадии. Таким принципом не может
считаться сама по себе чрезвычайно
важная традиционалистская установка,
которая чаще всего фигурирует в
исследованиях. Исходя из нее, трудно
провести границы между интересующей
нас и предшествующей ей стадией – они
могут быть объединены под общим название
«эстетика тождества». Худ феномен
ориентирован на традиционное и типически
повторяющееся – на топосы, или общие
места. Искомым принципом не может
считаться ориентация на канон, ибо это
качество является общим для обеих стадий
поэтики. Более специфическими для нашей
стадии являются критерии риторичности
и рефлексивности. Появление осознанного
авторства , дифференциация родов и
жанров.ю возникновение тропов и наррации
– все это взаимосвязанные проявления
нового порождающего принципа поэтики.
Одна из важнейших составляющих этого
принципа – момент различения. Данная
эпоха – время становления понятия,
рациональных процессов мышления, самой
логики, философии и науки. Худ сознание
движется от субстанциально-мифологического
к образно-понятийному пределу. Всячески
подчеркивая доминантный принцип
различения, следует учитывать, что он
имеет свои внутренние границы. Понятие
– не чистая абстракция, это то, что
Платон называл Эйдос: порождающий
принцип предметов, их «идея», но
одновременно конкретно-чувственный
образ. Эта сращенность образно-понятийных
начал в эйдосе обусловила своеобразие
мысли и культуры эпохи. Будучи по
доминантной установке различающей, эта
поэтика не знает ни чистого образа, ни
чистого понятия. Исходя из этого, термин
эйдетическая поэтика адекватно передает
порождающий принцип этой стадии, как
термин синкретизм – предшествующий.

Эйдос,
рефлексия, канон:

Осознание
эйдоса позволяет увидеть традиционализм,
каноничность, рефлексию и риторику.
Рефлексивность оказывается одним из
аспектов принципа расчленения, она –
сущностное качество эйдетической
поэтики. Но у нее есть воя граница,
именуемая каноном. Канон для эпохи
эйдетической поэтики – это заданные
порождающие принципы произведения
искусства. Он допускает большую свободу
вариаций и сам по себе неопределим
однозначно, его моделью является
творческий акт Бога. В плане эстетическом
канон – это эйдос произведения, его
идеальная порождающая и конкретно-чувственная
модель. Своеобразие эстетического
сознания нашей эпохи состоит в убеждении,
что такой канон-эйдос существует, что
он задан и что искусство – игра, принципы
которой заданы до начала игры, но заданы
божественным прецедентом. Как рбраз в
эйдетической поэтике еще синкретичен
с понятием, так и рефлексия не отделена
от канона и находится не вне,а внутри
него.

Религиозный синкретизм

Синкретизм в религии основан на стремлении объединить все вероучения, взяв лучшее от каждого из них. К подобным верованиям относятся бахаизм (синтез христианства и ислама), вуду (содержит черты негритянских верований и католицизма), вон-буддизм (проникновение в буддизм идей других религий) и т.д. Последователи традиционных религиозных учений считают, что такие объединения необоснованны, а потому сомнительны с точки зрения истинной веры.

Синкретизмом называют и сочетание различных взглядов, мнений, убеждений, необходимость поиска их единства, что также характерно для нашего времени.

Синкретизм других эпох

Проявления синкретизма имели место в древнем мире, Средневековье и более поздних периодах истории. В поэмах Гомера описываются народные гуляния, во время которых пели, плясали, играли на музыкальных инструментах. Яркий пример синкретизма – древнегреческий театр. В Древнем Риме синкретичной была религия, так как во время завоеваний римляне заимствовали и адаптировали под себя религиозные убеждения других народов.

Первобытный синкретизм оказал влияние и на развитие искусства Древнего Востока. Люди уже знали о существовании художественной реальности, владели приёмами изобразительного и других видов искусств, но культурные артефакты всё ещё создавались для решения утилитарных задач или для совершения религиозных обрядов. Так, в Древнем Египте аллея сфинксов украшала дорогу в храм.

В Средние века синкретизм проявлялся в единстве сфер человеческой жизни. Политика, право, научные изыскания и искусство были одним целым, но основополагающим началом всех учений и регулятором жизни людей оставалась, безусловно, религия. В частности, математические символы использовались для истолкования божественных истин, поэтому средневековые математики были одновременно и богословами.

Для эпохи Возрождения и Нового времени характерны дифференциация науки, религии, искусства, появление специализаций. Синкретизм в искусстве тех времён нашел отражение в музыке (опера), архитектуре (здания в стиле барокко), живописи (синтез интеллектуального и чувственного начала в творчестве Н. Пуссена) и т.д.

Описание

В религиоведении, религиозно-философский синкретизм

— множество мистических, оккультных, а также спиритуалистических и других концепций, отличных от традиционных религиозных направлений. Для религиозно-философского синкретизма характерен синтез элементов различных религий, а также научного и вненаучного знания. К синкретической религиозной философии относят теософию, включая теософию Блаватской, антропософию Рудольфа Штейнера, Агни-Йогу (или Живую Этику) Рерихов.]

По мнению православных богословов, синкретизм — общекультурное явление, аналогичное эклектике в философии: это внешнее, неорганическое, искусственное соединение фрагментов или элементов разнородных учений религиозного, антропологического или космологического характера. Духовные основы подобного соединения либо не определяются ясно, либо не увязываются с содержанием привлекаемых фрагментов. Примеры синкретизма — гностические учения, теософия и др. В публицистике этот термин нередко имеет смысл религиозной всеядности.]

Исторически синкретизм имел широкое распространение в Древнем Риме и в государстве инков, когда инкорпорация богов побеждённых земель в собственный религиозный культ поддерживалась на уровне государственной политики

Синкретизм следует отличать от религиозного плюрализма, подразумевающего мирное сосуществование и/или разделение сфер влияния между несколькими конфессиями или религиями без их слияния

Синкретизм в лингвистике

Синкретизм в лингвистике — это связь между морфологией и синтаксисом, где различия, требуемые синтаксисом для совокупности слов, не осуществляются морфологией.

Например, в русском языке существует синтаксически значимое различие между именительным и винительным падежами. Его можно увидеть в различных формах слова «карета»: карета (именительный падеж) и карету (винительный падеж).

Некоторые другие существительные в русском языке не делают этого различия. Например, слово «портфель» в обоих случаях имеет одинаковую форму — «портфель».

Чтобы понять, присутствует ли синкретизм, необходимо присутствие различий в формах, связанных с синкретизмом.

Так происходит с двумя разными формами существительного «карета» (карета/карету) в предоставленном примере.

В примере карета/карету окончания разные и это означает, что синкретизма нет. А в примере со словом портфель окончания совпадают — значит перед нами падежный синкретизм.

Синкретизм часто ассоциируется с падежом, но может происходить в разных классах слов, включая: род, число, время и др.

Таким образом, присутствует падежный синкретизм, когда происходит совпадение окончаний именительного и винительного падежей, как в случае со словом «портфель».

Но может быть и синкретизм разных грамматических категорий (одно окончание имеет разные значения рода, числа и падежа; например, слово «ветка»: окончание «-а» даёт нам одновременно именительный падеж, женский род и единственное число).

Читайте также: