СДВГ: признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей
Если учителя неустанно жалуются на поведение вашего ребенка, рассказывают, что он не может устоять на месте и постоянно пребывает в движении, не спешите его ругать. Такое поведение может свидетельствовать о возникновении гиперкинетического расстройства.
Это заболевание относится к поведенческим и эмоциональным расстройствам, которые начинаются преимущественно в детском возрасте. Всемирные классификации болезней МКБ 10 и DSM-IV однозначно сходятся в том, что гиперкинетическое расстройство начинается у детей младшего возраста до 5 лет.
Обычно легкий вариант этой болезни не требует специального лечения и часто проходит, но, когда из-за болезни ребенок фактически теряет способность нормально учиться и развиваться, необходимо прибегать к применению фармако- или психотерапии.
Содержание
Что такое СДВГ?
Синдром дефицита внимания и гиперактивности — это совокупность симптомов гиперактивности, импульсивности и невнимательности, которые вместе формируют патологическое состояние психики ребенка.
Ребенок, который страдает этим расстройством, отличается неусидчивостью, постоянным желанием сменить положение тела, бегает, извивается. Учителя жалуются на плохую дисциплину школьника, рассеянность. Дома его всегда много и не существует ни одного уголка, где бы он не был. Ребенок с СДВГ не способен усидчиво покушать, постоянно болтает ногой или играется, часто бросает игры где попало и бежит к другим. Не способен сосредоточиться на одном задании и не завершает его. Иногда такое вызывающее поведение с выкрикиванием неуместных фраз значительно осложняет жизнь, как ребенка, так и его родителей.
Обычно, подобная симптоматика, которая наблюдается у детей дошкольного возраста не привлекает особое внимание. Ребенок гипердинамичный, много играется и родители только радуются. Как только младший возраст перетекает в дошкольный, в садике начинаются проблемы. Воспитатели жалуются на повышенную активность, рассеянность, забывчивость. Последняя наблюдается не в силу изменений памяти, а потому что ребенок не может сконцентрировать свое внимание на поставленной задаче.
Синдром гиперактивности отнюдь не значит, что успешность у школьников будет снижаться. Часто дети с СДВГ учатся лучше других, первыми находят ответы на вопросы. Интеллектуальная сфера при СДВГ не нарушается и часто компенсирует проявления синдрома. То же касается и памяти. Такие дети не запоминают события именно из-за недостатка внимания.
Механизм развития синдрома
Суть механизма возникновения данного заболевания заключается в недостаточной регуляции процессов внимания. Значительный эффект достигается применением препаратов, которые принадлежат к группе стимуляторов центральной нервной системы. Современные данные о первичном повреждении тканей головного мозга в раннем возрасте поспособствовали появлению в терминологии нового термина «минимальная мозговая дисфункция» (ММД). Суть этой дисфункции заключается в дисгармоническом развитии некоторых функциональных участков головного мозга, их первичной незрелости. Эти участки способны обеспечивать высшие психические функции (чтение, речь, письмо, счет, внимание, память).
Дисфункциональные изменения вызываются недоразвитием этих участков, незрелостью мозговых структур. Локальное поражение проявляется изменениями или потерей некоторых функций коры головного мозга. В зависимости от локализации поврежденного участка могут наблюдаться различные симптомы. Это может быть нарушение речи, артикуляции некоторых звуков, ребенок проявляет трудности в письме,не может прочесть текст или посчитать элементарные задачи.
Практические исследования отечественных и зарубежных психологов выяснили, что чаще всего симптомами минимальной мозговой дисфункции являются гипердинамичность и дефицит внимания. Так в 80-тые годы прошлого века был предложен новый термин, который и обозначает это расстройство «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ).
Распространенность заболевания
Частота случаев диагностики СДВГ по данным отечественных литературных источников варьируются от 2% до 20% среди школьников. Зарубежные показатели немного отличаются — 3-10%. Эта разница обусловлена разными уровнями бдительности родителей и настороженностью врачей. Диагноз характерен для дошкольников и школьников. СДВГ у подростков проявляется в половине случаев, у второй половины симптомы редуцируются. Единичные случаи сохранения симптомов СДВГ во взрослом возрасте обусловлены патологическим развитием личности. Статистические данные касательно распределения болезни по половым признаком свидетельствуют, что мальчики болеют данным расстройством у 2-3 раза чаще, чем девочки.
Этиология
Не смотря на актуальность проблемы этого расстройства, значительных успехов в изучении причин заболевания достигнуть так и не удалось. В целом причины кроются глубоко в нейрохимических процессах и психологии ребенка.
Существует множество касательных причин развития СДВГ, но чаще всего ученые сходятся во мнении, что огромное значение в этиологии занимает органические поражение головного мозга. Значительную роль играет наличие перинатальной патологии:
- вирусные заболевания, которые наблюдаются во время беременности;
- асфиксия во время родов;
- алкогольный синдром плода вследствие интоксикации материнского организма.
Часто имеют значения патология раннего детского возраста:
- черепно-мозговые травмы;
- интоксикации экзогенными факторами;
- инфекционные заболевания с поражением головного мозга.
Огромную роль играет среда, в которой ребенок вырос. Если подобные психические расстройства наблюдались у родственников по генетической линии, вероятность развития синдрома у детей значительно увеличивается. Наследственность не имеет прямой связи, но склонность передается. Доказано, в случаях, когда родители употребляли любые психоактивные вещества, наркотики, ребенок развивался с данным синдромом. Не только наследственность имеет значение, но и обстановка в семье. Неблагоприятное социальное и моральное положение семьи прямым образом влияет на ребенка, имеют значение также бытовые условия, которые в совокупности с наследственностью способствует развитию болезни.
В последнее время появляется все больше данных о детерминированности СДВГ (иными словами, наследственность). Мутации происходят в генах, которые регулируют дофаминовый обмен, что подтверждается результативностью лечения дефицита внимания и гиперактивности препаратами дофаминового ряда. Некоторые ученые выражают мнение о нарушении не только дофаминового обмена, но и обмена серотонина и норадреналина. Именно недостаточность норадреналина вызывает нарушение активации ретикулярной формации, функция которой состоит в поддержании внимания и памяти, обеспечения обработки входящих стимулов, интеграции процесса учебы. Невозможность выполнения ретикулярной формацией функций активизирует, усложняет переработку различных стимулов, которые поступают в головной мозг ребенка (слуховых, зрительных, эмоциональных). Избыток входящей информации и невозможность своевременной её обработки вызывает у ребенка негативные эмоциональные реакции в виде раздражительности, агрессивности, приводит к двигательному беспокойству. Кроме того, дисфункция активирующих систем ретикулярной формации углубляет обменные нарушения медиаторов в головном мозге. Это подтверждается томографическими исследованиями, которые выявляют значительные нарушения гемодинамики с обеднением кровоснабжения префронтальных зон коры головного мозга.
Основные критерии расстройства
Диагноз СДВГ включен в классификации МКБ 10 и DSN IV.
МКБ 10 предусматривает наличие трех основных симптомов (импульсивность, дефицит внимания, гиперактивность) и устанавливает критерии заболевания, которые необходимо удовлетворить, чтобы поставить диагноз СДВГ. Код по МКБ — F 90.0
Диагностические критерии СДВГ:
- появление симптомов в младшем возрасте (обычно до 5 лет);
- подобная симптоматика наблюдается во всех кругах общения ребенка (в школе, в садике, дома, на игровой площадке или в гостях);
- исключены схожие заболевания детского возраста, которые могут вызывать подобные симптомы (аутизм, тревожное расстройство, мания, депрессия).
Невнимательность (для диагностики и постановки диагноза СДВГ у детей необходимо наличие не меньше шести признаков на протяжении 6 месяцев). Признаки невнимательности:
- сложности концентрации на бытовых вещах, механические ошибки;
- невозможность сконцентрировать внимание и терпеливо выслушать собеседника;
- невозможность довести до конца заданную работу;
- невозможность организовать любую игру;
- частая потеря мелочей или других вещей;
- сложность в восприятии на эмоциональном уровне интеллектуальной деятельности;
- повышенное отвлечение внимания на второочередные задачи;
- общая рассеянность.
Гиперактивность (необходимо наличие не меньше трех признаков на протяжении 6 месяцев):
- неспособность длительное время пребывать в спокойном состоянии;
- неусидчивость, когда это необходимо (ребенок часто подхватывается, когда необходимо оставаться на месте);
- постоянная необходимость перемещаться (бегает, прыгает), гипердинамический;
- неспособность играть в команде вместе с другими детьми в неактивные игры;
- невозможность ограничить лишнюю активность.
Импульсивность (необходимо наличие не меньше одного признака на протяжении 6 месяцев):
- преждевременный ответ на вопрос, не дослушав его до конца;
- неспособность придерживаться очереди;
- вмешательство в чужие разговоры или игры других детей;
- неспособность поддерживать тишину, даже в ситуациях, которые этого требуют.
СДВГ часто соединяется с другими нарушениями, такими, как расстройства речи, письма, чтения, счета, школьники обычно плохо учатся, невзирая на высокий интеллектуальный уровень. Часто нарушается тонкая моторика. Нередко возникают невротичные расстройства в виде энуреза, заикания. Эмоциональное развитие, как правило, не соответствует возрастной норме, дети с СДВГ эмоционально неуравновешены, взрывчатые, не могут контактировать со сверстниками, пытаются управлять ими, проявляют агрессию в случае неудач и непослушания окружающих. Отношения со взрослыми довольно сложные, полная неуправляемость детей, игнорирование запретов и социальных норм поведения ведут к агрессивным действиям со стороны взрослых.
Важно учесть, что четкой границы между нормальной и повышенной активностью ребенка нет и правильно оценить поведение поможет всесторонняя помощь родителей, близких, учителей или воспитателей детского сада. Когда их наблюдения и психологические тесты будут совпадать, следует задуматься о выставлении этого диагноза. Отклонением считается постоянное активное поведение ребенка (школьного или дошкольного возраста) во всех ситуациях, которое отличается от возрастной нормы или поведения большинства сверстников.
По DSM IV выделяют три формы этого расстройства, которые могут включать разные симптомы:
- Комбинированная форма с проявлением всех трех основных симптомов.
- СДВГ с нарушением внимания без гиперактивности менее заметный по своим клиническим проявлениям и реже диагностируется. Такие дети невнимательны, похожи на тихих «мечтателей» или лентяев. Они спокойны, без двигательной активности, импульсивности; кажется, что они слушают окружающих, но на самом деле их мысли заняты совсем другим. Их внимание очень сложно привлечь и легко отвлечь. Успешность у школьников обычно низкая, в целом из-за того, что родители вовремя не понимают, что нужно обратиться за медицинской помощью.
- СДВГ с гиперактивностью без нарушения внимания у ребенка проявляется повышенной двигательной активностью. При этом нарушений внимания не наблюдается. Успешность у школьников либо не страдает, либо бывает пониже, чем та, которая могла бы обеспечить ребенку возможность учиться и совершать другую интеллектуальную деятельность. Однако, при всем этом сильно страдает дисциплина. Учителя будут жаловаться на поведение ребенка, постоянные импульсивные действия.
Как распознать синдром у своего ребенка?
Многие родители озадачены вопросом диагностики подобного расстройства у собственных детей, так как критерии классификаций довольно расплывчатые. Естественно, точный диагноз сможет определить только детский психиатр, который специализируется на таких заболеваниях, но заподозрить нарушения могут и родители. Следующие характеристики помогут распознать некоторые симптомы болезни.
Особенности детей с СДВГ:
- преждевременное прерывание задачи;
- частая смена деятельности с одной на другую;
- отсутствие какого-либо занятия, которое могло бы надолго заинтересовать;
- легко отвлекается;
- нетерпеливость;
- сложности при ожидании в очереди;
- неусидчивость во время приема пищи;
- ерзание на стуле, болтание ногами;
- невозможность ходить ровным шагом, периодические переходы на бег;
- вскакивание с места, когда необходимо сидеть;
- неспособность сконцентрироваться на какой-либо деятельности;
- импульсивное поведение в ситуациях, которые требуют сдержанности;
- прерывание чужих разговоров;
- нарушение социальных правил;
- открывает все тумбочки, ящички стола, не взирая на запреты;
- роется в бумагах, сложенных книгах, не убирая за собой;
- без умолку болтает;
- ускоренный темп речи;
- не в силах дослушать до конца рассказ или даже сказку;
- конфликты со сверстниками;
- теряет вещи;
- гипердинамический;
- не следит за внешним видом;
- не убирает за собой посуду, кровать или комнату;
- не играет по правилам с детьми, часто конфликтует на этой почве;
- выкрикивает ответы не дослушав вопроса.
С чем важно не спутать СДВГ?
Отдельные клинические проявления синдрома гиперактивности могут входить в структуру различных заболеваний, как психических, так и соматических.
Гиперактивность ребенка и дефицит внимания могут возникать в результате астенических состояний, вследствие перенесенных инфекционных или соматических заболеваний, в случае черепно-мозговых травм. Любое соединение гиперактивности и нарушения внимания с симптомами основного заболевания имеет временные интервалы возникновения симптомов основного заболевания (в то время, как проявления СДВГ наблюдаются с раннего детства), что является дифференциально-диагностическим признаком.
Гиперактивность и невнимательность могут свидетельствовать также о тревожном или депрессивном расстройстве, характеристики которых имеют похожие признаки. Раздраженность и беспокойство являются также симптомами ажитированного депрессивного расстройства.
Острое начало симптоматики заболевания может быть обусловлено возникновением реактивного расстройства психогенной или органической природы. Часто его сравнивают с эпизодом мании.
В некоторых случаях подобная симптоматика включается в диагноз шизофрении или неврологического заболевания.
Неусидчивость и активность могут вызываться нарушениями функций щитовидной железы — увеличением синтеза гормонов, которые ускоряют основной обмен веществ.
Прогноз
Прогноз СДВГ зависит от ряда условий: своевременная диагностика, лечение и длительное наблюдение обеспечивают пациентам благоприятный результат этого расстройства. В некоторых случаях симптомы дефицита внимания приводят к задержке развития у детей младшего возраста, в более старшем возрасте – к асоциальному поведению и патологии формирования личности. Прогноз на способность к учебе относительно благоприятный, болезнь часто проходит бесследно в течение нескольких лет.