• Без рубрики
  • 0

Методика «семейная социограмма»

Определение понятия

Название «социометрия» образовано от двух латинских слов: socius, что переводится как «товарищ, компаньон, соучастник», и metrim, что в переводе означает «измерение». Таким образом, дословно «социометрия» переводится как «измерение соучастников». Социометрия – это прикладная наука, которая основана на психологических, социологических учениях и не имеет уникального статуса.

Кем был разработан метод социометрии? Автор теории и методики исследования – психолог, социолог и психиатр Дж. Морено. Исследователь полагал, что все социальные проблемы можно решить при помощи упорядочивания отношений между людьми. Однако для этого нужно определить характер межличностных и межгрупповых отношений. С этой целью и был создан метод социометрии. В основе социометрии заложена групповая психотерапия.

Для изучения какого процесса используется социометрия? Социометрия – это метод психологического исследования, который используется для описания и изучения межличностных отношений в коллективе. Социометрия позволяет собрать первичную информацию о малой социальной группе для дальнейшего анализа. Причина конфликта согласно социометрии – разница убеждений людей и противоречие в эмоциональных отношениях.

Обработка результатов

Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный(социометрическая матрица), графический(социограмма) и индексологический(социометрические индексы).

Социометрическая матрица

Социоматрица — это матрица связей, с помощью которой анализируются внутриколлективные отношения. В социоматрицу в форме числовых значений и символов заносится информация, полученная в ходе опроса.

Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов.

Основное достоинство социоматрицы – возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма – карта социометрических выборов (социометрическая карта), производится расчет социометрических индексов.

Социограмма

Социограмма – схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков.

Социограммы бывают двух типов:

  • групповые
  • индивидуальные

Первые изображают картину взаимоотношений в группе в целом, вторые – систему отношений, существующих у интересующего исследователя индивида с остальными членами его группы.

Групповые социограммы в свою очередь могут быть представлены в виде:

  • конвенциональной социограммы — индивиды, составляющие группу, изображаются в виде кружочков, соединенных между собой стрелками, символизирующими социометрические выборы или отклонения.
  • «социограммы-мишени» — представляет собой систему концентрических окружностей, количество которых равно максимальному количеству выборов, полученных в группе. Все члены группы располагаются на окружностях в соответствии с количеством полученных выборов. Вся социограмма-мишень делится на секторы по социально-демографическим характеристикам группы (пол, возраст и т. п.).

Индивидуальные социограммы применяют для более наглядного представления о положении отдельных лиц в группе, на которых изображают индивида в совокупности всех его связей с другими членами группы.

Согласованность семейных ценностей супругов

Семейные ценности

Интимно-сексуальная

Личностная идентификация

Хозяйственно-бытовая

Родительско-воспита-тельская

Социальная активность

Эмоционально-психо-терапевтическая

Внешняя привле-кательность

ШСЦм

4

9

5

6,5

5

6,5

6

ШСЦж

3

9

6,5

8

8

6

7

ССЦ

1

1,5

1,5

3

0,5

1

Индивидуальные показатели шкалы семейных ценностей мужа и жены позволяют сделать следующее заключение: Для данной супружеской пары характерна определенная согласованность представлений о семейных ценностях. Существующие различия в установках супругов на важнейшие сферы жизнедеятельности семьи не превышают допустимой нормы (допустимая величина разности – не более 3 баллов). Молодые супруги обоюдно считают наиболее значимой в семейной жизни общность интересов, потребностей, представлений, жизненных целей мужа и жены. Можно предположить, что молодожены ориентируются на так называемый «супружеский» тип семейной организации, в основе которого лежит ценностно-ориентационное единство брачных партнеров. По мнению молодых супругов, в семейной жизни также важны родительские обязанности; внимательные, заботливые и теплые взаимоотношения; привлекательный и модный внешний облик (собственный и брачного партнера); стремление реализовать профессиональные интересы (что в большей степени выражено у молодой женщины); готовность решать бытовые проблемы семьи. С точки зрения молодоженов, сфера интимно-сексуальных отношений менее значима в семейной жизни. Это достаточно характерно для молодых супругов, так как понимание супругами ценности интимных отношений, как правило, формируется в процессе совместной жизни по мере достижения психосексуальной совместимости мужа и жены. Анализируя специфику представлений супружеской пары о значимости семейных ценностей, необходимо исходить из того, что установки мужа и жены относительно важнейших сфер жизнедеятельности семьи могут иметь идеальный характер, но не соответствовать реальному ролевому поведению супругов. Адекватность ролевого поведения мужа и жены зависит от соответствия ролевых ожиданий ролевым притязаниям супругов.

Ролевая адекватность супружеской пары.

Семейные ценности

Ролевые установки

РАм

Ролевые установки

РАж

Пж

Ом

Пж — Ом

Пж

Ом

Пж — Ом

Хозяйственно-бытовая

6

7

1

3

7

4

Родительско-воспитательская

8

8

5

8

3

Социальная активность

8

3

5

7

8

1

Эмоционально-психотерапевти-ческая

4

9

5

4

8

4

Внешняя привлекатель-ность

7

7

5

7

2

Σ РАм= 11

Σ РАж= 14

Степень ролевой адекватности мужа в различных сферах жизнедеятельности семьи не одинакова. Соответствие ролевых ожиданий мужа ролевым притязаниям жены наблюдается в профессиональной и родительской сферах, в представлении о значимости внешней привлекательности. Таким образом, готовность жены (Пж) выполнять материнские обязанности, вести домашнее хозяйство, следить за своим внешним видом согласуется с установкой мужа (Ом) иметь привлекательную, модно одетую жену, выполняющую обязанности матери и хозяйки дома. Наименьшая ролевая адекватность мужа наблюдается в установках на профессиональные интересы и создание «психотерапевтической» атмосферы в семье. Молодая женщина стремится быть специалистом своего дела. Однако муж считает, что профессиональная занятость жены возможна лишь в незначительной степени. Жена не хочет брать на себя функции «психологического диспетчера» в семье, что не соответствует ролевым ожиданиям супруга. Показатели ролевой адекватности жены демонстрируют соответствие ожиданий жены и притязаний мужа в сфере его профессиональных интересов, в ориентации на соблюдение требований современной моды. Вместе с тем ожидания жены активного решения супругом хозяйственно-бытовых вопросов, выполнения родительских обязанностей, оказания жене моральной и эмоциональной поддержки не согласуются с ролевыми притязаниями мужа.

Тезисы

Ключевые положения относительно методики исследования межличностных взаимоотношений методом социометрии:

  1. Все человечество – единая структурированная единица, так как все люди взаимосвязаны между собой и влияют друг на друга.
  2. Ни при каких условиях и методах нельзя совершенно объективно оценить существующую реальность, так как она состоит из множества субъективных реальностей. У каждого человека своя точка зрения относительно процессов, протекающих в мире и в коллективе.
  3. Целесообразно проводить исследование в группе, которая объединена общей деятельностью (другим критерием) на протяжении минимум полугода.
  4. Каждый член группы должен четко и точно понимать выдвигаемый для исследования критерий.
  5. Исследование проводит посторонний человек, например, можно пригласить внештатного психолога. Однако в то же время социометрист должен стать частью диагностической группы.
  6. Социометрическое исследование помогает понять характер отношений в группе, но оно не называет причин и мотивов поведения людей.

Необходимо заранее изучить особенности группы и определиться с набором методик для социометрии. Подумайте о цели исследования. Будет хорошо, если вы осветите одну и ту же проблему с разных сторон, проанализируете ее при помощи разных формулировок вопросов. Это даст более точные результаты и поможет в случае чего распознать неискренность участников.

Цель социометрии

Цель социометрии как метода исследования в психологии – улучшение и оптимизация взаимодействия тех лиц, которые входят в состав обследуемой группы. Задачи социометрии:

  1. Определить степень сплоченности или разобщенности между членами коллектива.
  2. Выявить авторитетных людей, симпатии и антипатии внутри группы.
  3. Обнаружить мини объединения внутри большого коллектива, возглавляемые неформальными лидерами.

К социометрии прибегают в том случае, если заметны признаки неблагоприятного психологического климата в коллективе, разобщенность участников, конфликты, противоречия, снижение работоспособности и продуктивности. Полученные в ходе социометрии данные можно использовать для дальнейшей перестройки коллектива. От сплоченности группы зависит общий результат, достижение общих целей.

Важно! Социометрия указывает на симпатии и антипатии внутри коллектива, но не называет конкретные проблемы. Для более точного определения психологических проблем и их устранения необходимо использовать дополнительные методики для диагностики, например, беседу, опросы, проективные тесты.

Результаты социометрии

Результаты стандартной социометрии могут быть представлены в виде таблицы, социограммы, индексов (мы говорили об этом подробнее в другой статье). Если коротко, то социометрия фиксирует следующее:

  • положительные и отрицательные выборы относительно каждого участника группы;
  • люди, получившие максимальное и минимальное количество выборов;
  • люди, которые совсем не получили никаких выборов;
  • рейтинг симпатий и антипатий;
  • взаимные выборы в целом и относительно каждого участника;
  • наличие и состав мини групп внутри исследуемой группы;
  • связь между мини группами или ее отсутствие;
  • уровень разобщенности и сплоченности группы;
  • динамика и структура отношений внутри группы;
  • психологический климат в группе;
  • статус каждого человека внутри группы.

А социограмма в социометрии, построенная при помощи социоматрицы, еще и позволяет наглядно выявить все это. Анализ результатов других опросов проводится согласно ключам в выбранных методиках

Самое важное – сравнить результаты всех тестов. Если вы видите, что ответы из разных методик, но из одной и той же области расходятся, то это говорит о нечестности опрашиваемых, попытках схитрить

Если же разные методики указали на одну и ту же проблему, то не стоит сомневаться в ее наличии.

По итогу вы должны составить общий портрет группы и рекомендации по улучшению работоспособности каждого из участников и продуктивности группы в целом. Например, если речь идет об анализе класса, то можно рассадить выявленных зачинщиков срыва дисциплины. Если речь идет о диагностике трудового коллектива, то выявленного негативного лидера можно перевести в другой отдел. Или же можно выявить двух конфликтующих людей и пригласить их на отдельную беседу и т.д.

Интерпретация результатов

Интерпретацию данных социометрии проводят анализируя полученные в ходе обработки данные: социоматрицу, социограммы, социометрические индексы.

Всесторонний анализ статуса индивида в группе также можно получить при помощи шести индексов, оценивающих количество: 1) сделанных выборов; 2) полученных выборов; 3) взаимных выборов; 4) полученных отклонений; 5) сделанных отклонений; 6) взаимных отклонений.

Приписывая каждому показателю знак «+» (если он выше среднего по группе) или «–» (если он ниже среднего по группе), можно получить закодированный социометрический профиль индивида. Например, профиль вида «+, +, +, –, +, –» будет свидетельствовать о том, что данный индивид отвергает многих в группе, но это обстоятельство не влияет на его популярность. Для каждого члена группы имеет значение не столько число выборов, сколько К удовлетворенности (Куд) своим положением в группе:

Куд =число взаимных выборов/число выборов, сделанных данным человеком

Так, если индивид хочет общаться с тремя конкретными людьми, а из этих троих никто не хочет общаться с этим человеком, то Куд = 0/3 = 0.

Коэффициент удовлетворенности может быть равен 0, а статус (количество полученных выборов) равен, например, 3 у одного и того же человека – эта ситуация свидетельствует о том, что человек взаимодействует не с теми, с кем ему хотелось бы. В результате социометрического эксперимента руководитель получает сведения не только о персональном положении каждого члена группы в системе межличностных взаимоотношений, но и обобщенную картину состояния этой системы. Характеризуется она особым диагностическим показателем – уровнем благополучия взаимоотношений (УБВ). УБВ группы может быть высоким, если «звезд» и «предпочитаемых» в сумме больше, чем «пренебрегаемых» и «изолированных» членов группы. Средний уровень благополучия группы фиксируется в случае примерного равенства («звезды» + «предпочитаемые») = («пренебрегаемые» + «изолированные» + «отверженные»). Низкий УБВ отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом. Важным диагностическим показателем считается «индекс изоляции» – процент людей, лишенных выборов в группе.

Теоретические основы

Термин «Социометрия» возник в конце XIX в. в связи с описанием возможных способов измерения социального влияния одних групп людей на другие. Теоретическое и идеологическое обоснование социометрии как метода познания и измерения социальных явлений дал Я.(Дж).Л.Морено. Во-первых, социометрия есть общая теория социальных групп; во-вторых, социометрия означает всякое измерение всех социальных отношений; в-третьих, социометрией называется математическое изучение психологических свойств населения, экспериментальная техника и результаты, полученные при применении количественного и качественного метода. Объектом социометрической теории являются реально существующие малые социальные группы, имеющие достаточный опыт совместной групповой жизни. Предметная область социометрии — эмоциональные отношения людей в группах (симпатии, неприязнь, безразличие). Созданная на основе взглядов К.Маркса, О.Конта и 3.Фрейда, социометрия противопоставляется как бихевиоризму, наблюдающему лишь внешнее поведение людей, так и фрейдизму с его акцентом на внутренних, глубинных процессах человеческого поведения. По Морено, эмоциональные отношения людей в группах представляют атомистическую структуру структуру обществава, которая недоступна простому наблюдению и может быть вскрыта только с помощью социальной микроскопии. «Микросоциология, писал Морено, фактически возникла с появлением моей теории «социальной микроскопии». В соединении с социометрическими приемами она положила начало теоретическим и практическим основам микросоциологии». Изучение «первичных атомистических структур человеческих отношений» рассматривалось Морено как «предварительная и необходимая основная работа для большинства макросоциологических исследований». Одно из центральных понятий этой теории — теле, — термин, означающий простейшую единицу чувства, передаваемую от одного индивида к другому, детерминирующую количество и успешность межличностных отношений, в которых они вступают.

Суть «общей теории социометрии» состоит в утверждении того, что социальные системы являются притягательно-отталкивающе-нейтральными системами, включающими в себя не только объективные, внешне проявляемые отношения (макроструктура), но и субъективные, эмоциональные отношения, часто невидимые внешне (микроструктура). Цель социометрической теории сформулировать законы эмоциональных отношений в группах.

Основные положения теории Морено

  • Социальный атом общества — это не отдельный индивид, а их сосуществование;
  • Закон социальной гравитации: сплочённость группы прямо пропорциональна влечению участников друг к другу;
  • Социологический закон: высшие формы коллективной организации развиваются из простых форм;
  • Социодинамический закон: внутри некоторых групп человеческие привязанности распространяются неравномерно.

4.1.2. Тест «Семейная социограмма»

 

Тест «Семейная социограмма», авторами которого являются Э. Г. Эйдемил-лер и О. В. Черемисин, относится к рисуночным проективным методикам (Эй-демиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М., 2003). Он позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и определить характер коммуникаций в семье (прямой или опосредованный). Данная проективная методика дает возможность экстернализации неосознаваемого контекста взаимоотношений между членами семьи, что делает ее эффективным инструментом семейной диагностики, консультирования и психотерапии.

Описание методики

Для проведения обследования испытуемым выдают бланки (на каждом бланке нарисован круг диаметром ПО мм). Задание выполняется индивидуально. Испытуемым предлагается нарисовать в виде кружочков самих себя и других членов семьи.

Интерпретация результатов

Авторами предложены критерии, по которым производится оценка результатов тестирования:

?  число членов семьи, попавших в площадь круга; П величина кружков;

?  расположение кружков относительно друг друга; П дистанция между ними.

Оценивая результат по первому критерию, исследователь сопоставляет число членов семьи, изображенных испытуемым, с реально существующим. Возможно, что член семьи, с которым испытуемый находится в конфликтных отношениях, не попадет в большой круг, он будет «забыт». В то же время кто-то из посторонних лиц, животных, любимых предметов может быть изображен в качестве члена семьи

Далее внимание обращается на величину кружков. Больший, по сравнению с другими, кружок, выполненный для обозначения испытуемым самого себя, говорит о достаточной или завышенной самооценке, меньший — о пониженной самооценке

Величина кружков других членов семьи говорит об их значимости в глазах испытуемого.

Следует обратить внимание на расположение кружков в площади тестового поля круга и по отношению друг к другу (третий критерий). Изображение испытуемым своего кружка в центре круга может говорить об эгоцентрической направленности личности, а помещение себя внизу, в стороне от кружков, символизирующих других членов семьи, может указывать на переживание эмоционального отвержения. Наиболее значимые члены семьи изображаются испытуемым в виде больших по размеру кружочков в центре или в верхней части тестового поля.

Наконец, определенную информацию можно получить, проанализировав расстояния между кружками (четвертый критерий). Удаленность одного кружка

150

от других может говорить о конфликтных отношениях в семье, эмоциональном отвержении со стороны испытуемого или, наоборот, в его адрес. Своеобразное «слипание», когда кружки наслаиваются один на другой, соприкасаются или находятся друг в друге, говорит о недифференцированности «Я» этих членов семьи, наличии симбиотических связей. В качестве примера можно привести тест матери девочки (рис. 2), больной шизофренией (такой же результат выполнения теста, который условно называется авторами «матрешкой», встречается примерно в 3% случаев тестирования здоровых, социально адаптированных родителей).

Другой пример иллюстрирует динамику семейных взаимоотношений в процессе семейной психотерапии (Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М., 2003). В начале психотерапии мать изобразила себя, сына и своих родителей в одну «линию» (с мужем она в разводе). Интерпретируя результаты тестирования, можно сказать, что у испытуемой недостаточно дифференцированное отношение к членам семьи и опосредованное (через бабушку) отношение к отцу (рис. 3). При завершении семейной психотерапии мать мальчика сказала: «У меня есть своя семья — это я и мой сын. К вам, родители, у меня есть уважение, но мои семейные дела для меня важней». Заключительная социограмма представлена на рис. 4.

Использование теста «Семейная социограмма» позволяет членам семьи в считаные минуты в ситуации «здесь и сейчас», до сеанса семейной психотерапии или во время него, наглядно представить характер взаимоотношений в семье, а затем, сравнив свои бланки, обсудить результаты друг с другом.

Существуют различные варианты проведения данной методики. Так, например, И. М. Никольская в процессе семейной диагностики предлагает испытуемому последовательно нарисовать несколько вариантов семейной социограм-мы (Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М., 2003):

1. Стандартная социограмма, на которой изображены сам испытуемый и все члены его семьи.

2. Социограммы, на которых могут отсутствовать определенные члены семьи и/или присутствовать люди и объекты, которые к семье номинально не принадлежат.

3. Социограммы, которые относятся к разным этапам жизненного цикла семьи.

151 

предыдущая
к содержанию
следующая

Виды социометрии для школьников

Разработанная Дж. Морено методика социометрии для младших школьников и подростков с течением времени трансформировалась. Практикующие педагоги-психологи адаптировали ее для разных возрастов. Сегодня существуют следующие разновидности этого теста:

  1. Социометрия в форме анкетирования. Эта разновидность метода изучения межличностных отношений считается традиционной. Для ее проведения психолог раздает участникам тестирования бланки, на которых под соответствующим номером вопроса они пишут фамилии своих одноклассников в соответствии со своими симпатиями или антипатиями. Тестирование проводится в групповой форме.
  2. Устная форма социометрии. Эта разновидность используется педагогами-психологами в ДОУ, где воспитанники еще не умеют читать и писать. Для проведения методики необходимо подготовить фотографии всех членов группы. Диагностика проводится индивидуально.
  3. Цветовая социометрия. Проективная методика социометрии для школьников предполагает использование образцов разного цвета. Испытуемому предлагается ассоциировать каждого члена коллектива с образцом определенного цвета. Сразу после этого психолог проводит тест цветовых предпочтений, с помощью которого выясняется отношение личности к тому или иному цвету. В некоторых случаях допускается упростить диагностическую процедуру, отказавшись от выявления цветовых предпочтений (в этом случае эмпирические данные обрабатывают, руководствуясь психологической характеристикой того или иного цвета). Тестирование проводят индивидуально.

Описание методики

Метод социометрических измерений или Социометрия используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Джекоб Морено.

Метод социомтерических измерений позволяет получить информацию о:

  • социально-психологических отношениях в группе;
  • статусе людей в группе;
  • психологической совместимости и сплочённости в группе.

В общем виде задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.

Как проводится социометрическое исследование

Социометрическое исследование основано на социологическом опросе. Сама процедура опроса состоит из нескольких этапов.

Как проводить социометрию:

  1. Подготовка. Необходимо определить предмет, объект, цели и задачи исследования. А также на этом этапе нужно собрать как можно больше информации о группе в целом и о каждом отдельном участнике.
  2. Разминка. Этот этап предполагает встречу с группой, установку доверительного контакта, объяснение критериев для исследования.
  3. Сам опрос. Ведущий дает краткую инструкцию испытуемым, раздает диагностические материалы, дает время на заполнение бланков, собирает материалы.
  4. Обработка результатов социометрии. Исследователь оценивает ответы, проверяет их на достоверность и надежность.
  5. Итоги. Исследователь интерпретирует результаты и составляет рекомендации по улучшению климата в группе, изменению ее структуры и т.д.

Список вопросов составляется в индивидуальном порядке. Каждый вопрос должен отражать актуальную и понятную для участников группы ситуацию. Например, при диагностике спортивной команды вопросы могут быть связаны с тренировками, празднованием победы, выездными соревнованиями, изменением состава команды и т.п.

Критерии бывают:

  • формальными и неформальными (деловые и личные отношения);
  • двойными и одинарными (отношения между коллегами и в системе «начальник-подчиненные);
  • прогностическими (насколько адекватно отдельный участник воспринимает характер сложившихся отношений);
  • значимыми и незначимыми (глубокие, стабильные отношения и поверхностные отношения).

Условия выбора критериев:

  • ограниченность (максимум 8–10);
  • логическая связь между всеми критериями и вопросами;
  • значимость и интерес критериев для членов группы;
  • понятность критериев для участников группы;
  • максимум конкретики и примеры на основе реальных ситуаций.

Все критерии пишутся в столбик, напротив каждого вопроса испытуемый должен будет поставить свой выбор (фамилии или заранее оговоренные номера участников группы).

Пример социометрической карточки:

Тип Критерии Выборы
1 Работа Кого бы вы выбрали бригадиром?
Кого бы вы ни за что не выбрали бригадиром?
2 Досуг Кого бы вы хотели пригласить на встречу Нового года?
Кого бы вы не хотели пригласить на встречу Нового года?

Если выбор ограничен, то опрашиваемым сразу же предлагается ответить на продолжение каждого из утверждений: «А если этот человек не доступен, то кто?». Этот вопрос повторяется столько раз, каков лимит ограничений. Психологи рекомендуют на группу из 22–25 человек использовать 4–5 выборов. При непараметрическом подходе человек может совсем не делать выбор или выбрать хоть всех оставшихся участников коллектива (кроме себя). С точки зрения точности и надежности исследования лучше выбрать параметрическую форму проведения.

2.3. Опросник «Семейные роли»

(автор модификации
Черников А.С.)
1

Назначение
методики:
выявление
ролевой структуры семьи. Опросник
является модификацией психотерапевтической
техники «Ролевая карточная игра» (авторы
техники Джина Огден и Энн Зевин, 1970) и
помогает определить вклад каждого члена
семьи в организацию совместной жизни
(роли-обязанности), а также типичные
варианты поведения в конфликтных
ситуациях (роли взаимодействия). Кроме
того, опросник позволяет косвенно
оценить статус членов семьи и степень
их влияния на принятие семейных решений.

Инструкция:
«Впишите
имена членов Вашей семьи и отметьте
количеством звездочек, насколько
перечисленные роли характерны для
каждого из них:

*** — его (ее) постоянная
роль;

** — довольно часто
он (она) это делает;

* — иногда это
относится к нему (к ней).

Некоторые из
упомянутых ролей не свойственны Вашей
семье или никогда не исполняются тем
или иным ее членом; в этом случае оставьте
графу пустой. Возможно, в Вашей семье
есть свои уникальные роли, отсутствующие
в общем списке, — допишите их.

Затем среди всего
списка выделите три роли, которые Вы
считаете наиболее важными для жизни
семьи».

_________________

1.
Черников А.В. Системная семейная терапия:
Интегративная модель диагностики. –
М.: Независимая форма «Класс», 2001. С. 113
– 114, 196 – 197.

Бланк

РОЛИ

ИМЕНА

Роли-обязанности

Организатор
домашнего хозяйства

Закупщик
продуктов

Зарабатывающий
деньги

Казначей

Его
превосходительство плохой исполнитель
всех своих обязанностей

Убирающий
квартиру

Выносящий
мусор

Повар

Убирающий
со стола после обеда

Тот,
кто ухаживает за животными

Организатор
праздников и развлечений

Мальчик
на побегушках

Человек,
принимающий решения

Починяющий
сломанное

Роли
взаимодействия:

Буфер,
посредник в конфликте

Любитель
поболеть

Сторонник
строгой дисциплины

Главный
обвинитель

Одинокий
волк

Утешающий
обиженных

Уклоняющийся
от обсуждения проблемы

Создающий
другим неприятности

Держащийся
в стороне от семейных разборок

Приносящий
жертвы ради других

Семейный
вулкан

Затаивающий
обиду

Шутник

Члены семьи, которые
чаще других играют важные роли, как
правило, обладают большей властью в
семье. Методику можно проводить
индивидуально или со всей семьей в
целом. Она очень наглядна, информативна
и в групповом варианте может служить
основой для обсуждения семейной ситуации
и разницы в восприятии членов семьи.

Заключение

Метод социометрии позволяет исследовать и гармонизировать отношения между участниками групп, выявить слабые места в коллективе. Для этого используется не только методика «Социометрия», предложенная Морено, но и другие инструменты, технологии, средства. Специалисты уверены, что при помощи этого направления можно гармонизировать отношения в любой группе и в обществе как таковом, ведь все области жизни обусловлены характером отношений между индивидами, системой симпатий и антипатий, эмоциональным фоном и психологическим климатом.

Читайте также: