• Без рубрики
  • 0

Сдвг-препараты для взрослых

Содержание

Причины

В настоящее время СДВГ рассматривается как следствие нарушения развития нервной системы, возникшего именно в детском возрасте. Считается, что в качестве первичного заболевания СДВГ у взрослых людей сформироваться не может, а его наличие является результатом процесса, запущенного в детстве.

В основе заболевания лежит перинатальная патология нервной системы с нарушением согласованной работы церебральных структур, обеспечивающих контроль внимания и организацию поведения. К таким образованиям относятся:

  • ассоциативная и префронтальная кора;
  • мозжечок;
  • таламус;
  • ;
  • .

Подобные нарушения возникают под действием ряда внешних и внутренних неблагоприятных факторов (физических, химических, токсических, алиментарных и так далее). Наряду с этим разобщение связей между церебральными образованиями может быть следствием нарушения процессов обмена нейромедиаторов.

Увеличение частоты встречаемости СДВГ среди родственников дало основание предполагать наличие генетической природы расстройства. Доказано, что в формировании заболевания принимает участие не один, а множество генов. В связи с этим клиническая картина СДВГ у взрослых (точно также как и у детей) имеет такую широкую вариабельность.

Существует и менее распространенные теории развития СДВГ. Согласно им расстройство может быть связано с:

  • пищевой аллергией;
  • нарушениями обмена глюкозы;
  • патологией щитовидной железы;
  • гельминтозами;
  • болезнями бронхо-легочной системы.

Кроме того, важными сопутствующими факторами СДВГ могут являться неблагоприятные социальные аспекты. В последующем они выступают в качестве осложнений заболевания.

Клинические проявления

Клинические симптомы СДВГ у взрослых людей несколько отличаются от таковых у детей. При этом ретроспективная оценка поведения пациента в возрасте 5-15 лет в большинстве случаев соответствует проявлением расстройства в детстве.

Обязательными проявлениями СДВГ у взрослых считаются постоянная двигательная активность и нарушение внимания. Наиболее типичными жалобами при этом становятся забывчивость, невнимательность, рассеянность, нарушение концентрации внимания.

Кроме того, частыми признаками заболевания являются:

  • эмоциональная лабильность;
  • неспособность завершить планируемое действие;
  • вспыльчивость;
  • плохая стрессоустойчивость;
  • импульсивность.

Дополнительно частыми спутниками СДВГ являются вегетативные нарушения, расстройства сна и головные боли.

Лабораторно-инструментальной диагностики СДВГ не существует. Поэтому постановка диагноза основана на клинических критериях.

Преимущественное преобладание одного из симптомов болезни может по-разному проявиться клинически. Так, гиперактивность у взрослых может проявляться признаками чрезмерного стремления к лидерству. При этом подкрепления таким амбициям могут отсутствовать. Такие пациенты много говорят, часто вступают в конфликты, порой бывают агрессивны. Они сами выбирают себе слишком активную работу, постоянно загружены делами, что в итоге вредит семейным отношениям.

При преобладании импульсивности люди плохо переносят стрессовые ситуации, постоянно меняют места работы, не поддерживают социальных контактов, склонны к депрессии. Характерным для них является предрасположенность к зависимостям.

Преимущественный синдром дефицита внимания у взрослых проявляется в виде неспособности планировать свое время, неорганизованности и слабой организации труда

При этом отчетливо отмечается рассеянное внимание и недостаток его концентрации

Проявления симптомов могут сочетаться между собой в любых вариациях. Влияние симптомов болезни распространяется на все сферы жизнедеятельности человека. При этом выраженного когнитивного дефицита не наблюдается, и пациенты имеют нормальный неврологический статус при физикальном осмотре. 

У взрослых по сравнению с детьми в составе СДВГ чаще встречается преобладание невнимательности и реже гиперактивность.

Лечение СДВГ

Лечение СДВГ у детей имеет определенные методы, направленные на возрождение расстроенных функций нервной системы и их адаптацию в социуме. Поэтому терапия является многофакторной и включает диету, немедикаментозное лечение и лекарственную терапию.

В первый черед следует заняться нормализацией работы желудочно-кишечного тракта. Поэтому предпочтение в ежедневном рационе нужно отдавать натуральным продуктам. Из режима питания следует исключить молочные продукты и яйца, свинину, консервированную и содержащую красители пищу, рафинированный сахар, цитрусовые фрукты и шоколад.

Немедикаментозное лечение СДВГ у детей подразумевает видоизменение поведения, психотерапевтические практики, педагогическое и нейропсихологическое коррекционное воздействие. Малышам предлагается облегченный режим обучения, то есть уменьшается количественный состав учебного класса и уменьшается продолжительность занятий. Детям рекомендуется сидеть за первыми партами для возможности концентрации внимания. С родителями также необходимо провести работу, чтобы они научились относиться к поведению собственных чад с терпением. Родителям необходимо объяснить необходимость контроля с их стороны над соблюдением дневного режима гиперактивными детьми, обеспечения малышей возможностью расходовать излишнюю энергию при помощи физических упражнений или длительных прогулок. В процессе выполнения детьми задач необходимо свести к минимуму утомление. Так как гиперактивных малышей отличает повышенная возбудимость, то рекомендуется их частично изолировать от взаимодействия в больших компаниях. Также их партнеры по игре должны обладать выдержкой и иметь спокойный характер.

Немедикаментозное лечение охватывает и использование некоторых психотерапевтических методик, так например, коррекция СДВГ возможна с помощью ролевых игр или арт-терапии.

Коррекция СДВГ при помощи медикаментозной терапии назначается в случае отсутствия результата от других используемых методов. Широко применяются психостимуляторы, ноотропы, трициклические антидепрессанты и транквилизаторы.

Кроме этого работа с детьми с СДВГ должна быть целенаправленна на разрешение нескольких задач: проведение комплексной диагностики, нормализацию семейной обстановки, установление контактов с педагогами, повышение самооценки у малышей, выработку послушания у детей, обучение их уважению прав других индивидов, правильному вербальному общению, контролю над собственными эмоциями.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Сопутствующие заболевания

Согласно статье 2017 года, существует несколько состояний, которые могут быть у взрослых с СДВГ.

Биполярное расстройство

Биполярное расстройство — это состояние, которое заставляет людей быть беспокойными, разговорчивыми и отвлекающимися. При данном состоянии также могут быть периоды депрессивных и маниакальных настроений. От 9,5% до 21,2% пациентов с биполярным расстройством также имеют СДВГ, и от 5,1% до 47,1% взрослых с СДВГ имеют биполярное расстройство.

Исследователи предполагают, что наличие СДВГ или биполярного расстройства в возрасте до 18 лет увеличивает вероятность того, что у со временем у них разовьется другое состояние.

Депрессия

Депрессия — это еще одно состояние, которое обычно сосуществует с СДВГ. Некоторые исследования показали, что от 18,6% до 53,3% взрослых с СДВГ также страдают депрессией. Люди, страдающие как СДВГ, так и депрессией, сами сообщают, что их качество жизни ниже, чем у тех, кто имеет только депрессию.

Тревожное расстройство

Взрослые с СДВГ также чаще страдают тревожностью, чем те, у кого ее нет. 50% взрослых с СДВГ имеют тревожное расстройство.

Взрослые с СДВГ, которые имеют социальную фобию, такую как страх при встрече или разговоре с людьми, встречаются чаще, чем взрослые с СДВГ, которые испытывают паническое расстройство.

Употребление психоактивных веществ

Согласно статье 2017 года, употребление алкоголя, никотина, каннабиса и кокаина является одним из наиболее распространенных сосуществующих состояний с СДВГ у взрослых. Некоторые исследователи предполагают, что употребление психоактивных веществ в два раза чаще встречается у людей с СДВГ, чем у тех, у кого этого состояния нет. Наиболее распространенным типом употребления психоактивных веществ среди взрослых с СДВГ является употребление сигарет. Люди с СДВГ, как правило, имеют более сильную зависимость от никотина, чем те, у которых нет СДВГ.

Расстройство личности

В том же исследовании 2017 года сообщается, что более 50% взрослых с СДВГ имеют расстройства личности и что 25% взрослых с СДВГ имеют два или более расстройств личности.

Причины возникновение синдрома

Ученые многих стран занимаются проблемами СДВГ, но до сих пор не имеют единого мнения о том, что является истинной причиной, вызывающей нервное расстройство. Существует несколько факторов, приводящих к органическим нарушениям, их можно разбить на группы.

Генетика

Гиперактивный ребенок может унаследовать диагноз от одного из родителей. В каждом человеке заложены предпосылки данной проблемы. Генетики доказали, что в хромосомном наборе присутствует 1 ген – переносчик дофамина. Этот нейромедиатор синтезируется в мозгу человека и накапливается в гипоталамусе.

Еще 2 гена служат рецепторами. Чтобы развился описываемый синдром, необходимы соответствующие условия. Под воздействием среды генетические предпосылки могут ослабнуть или, наоборот, проявиться в полной мере. Поэтому один ребенок вырастает спокойным, другой – гиперактивным.

Окружающая среда

Человек живет, окруженный целым комплексом условий. Все они оказывают влияние на его развитие и здоровье. Одной из причин, из-за которых способен проявляться СДВГ, выступают экологические стресс-факторы:

  • микробиологический – инфекционные заболевания, спровоцированные патогенными организмами;
  • физический – ультразвуковые излучения, радиоактивность, шумы;
  • химический – интоксикации под воздействием природных или искусственных веществ.

Важно! Плохая экологическая обстановка негативно влияет как на здоровье беременной женщины и вынашиваемый ею плод, так и на маленьких детей. Любой из факторов может спровоцировать расстройство нервной системы

Воздействие общества

Чтобы рецепторы подтолкнули нейромедиатор на активность, достаточно негативного влияния ближайшего окружения. Не все группы людей придерживаются моральных норм поведения. Беременная, в пренатальный период позволяющая себе употребление алкоголя, наркотиков, курение, рискует родить малыша с признаками недостатка внимания.

Риски пренатального периода

К нарушению нормальной работы мозга может привести неправильное питание в первые годы жизни ребенка. Одним из факторов СДВГ считается нездоровая обстановка дома. Недалекие родители гиперактивного малыша, не вникнув в проблему, криками и физическим наказанием оказывают негативное воздействие на нервную систему, давая болезни развиться в полную силу.

Недопонимают гипервозбудимых и в детском коллективе. Неправильно воспринимают импульсивное поведение не только сверстники, но и некоторые воспитатели и учителя. В результате на ребенка вешаются ярлыки, и он частенько становится изгоем. Из обидчивости формируется агрессивность.

Причины и особенности нарушений в разном возрасте

Подобные проблемы могут проявиться в виде потери кратковременной памяти. Они способны существенно изменить качество жизни. Для этого имеются множество причин, среди которых ведущее место отдано:

Нарушения у молодых

Бывают случаи, что проявляется рассеяность у людей 18-30 лет. Они нередко забывают о том, какой сегодня день недели, куда положили ключи от квартиры. Данную забывчивость в основном формируют такие причины, как ведение нездорового образа жизни. Часто после бурно проведенного вечера молодежь не помнит, что же происходило вчера.

Особые аспекты нарушения головного мозга, приводящие к забывчивости, проявляются из-за всевозможных гаджетов. Для здоровья мозга необходима многозадачность, ее же выполняет электроника. Если не будет происходить переключение внимания на разные виды деятельности, то нарушается кратковременная память.

Часто невнимательность возникает из-за пагубной привычки держать рядом во время сна телефоны. Они выделяют вредные электромагнитные поля, которые разрушают разнообразные функции головного мозга. У людей происходит психологическое нарушение, ведущее за собой эмоциональный дисбаланс, они стают более рассеяны, забывчивы.

Также резкое ухудшение памяти возникает во время обезвоживания организма, при пониженном сахаре в крови. Как правило, при устранении причин, вызывающих проблему, восстанавливаются функции головного мозга.

Важно! Если у молодежи обнаруживаются затруднения с запоминанием, то есть смысл пересмотреть свой образ жизни, возможно этому виной являются недостаток сна, гиподинамия, наличие вредных привычек.

Нарушения у лиц пожилого возраста

Нередко жалуются на забывание пожилые люди. Часто бывает, что они забыли дорогу домой, какой фильм смотрели накануне, для чего зашли в комнату, как называются привычные предметы. Обычно данные проблемы связываются со старческим слабоумием. Однако не всегда они являются признаком неизлечимых заболеваний. Обычно старшие люди нуждаются в большем времени для запоминания, вспоминания информации.

Данное явление не является проблемой, возникающей в результате неизбежного старения, поскольку головной мозг имеет уникальную способность вырабатывать молодые клетки в любом возрастном периоде. Если же этой способностью не пользоваться, то клетки мозга атрофируются. На ухудшение памяти у людей пожилого возраста влияют следующие причины:

Важно! В пожилом возрасте необходимо своевременно отличить забывчивость свойственную возрасту от начала развития серьезных заболеваний.

Как отличить нормальное нарушение памяти у пожилых людей от развития заболеваний?

Нередко у пожилых людей и их окружения возникает вопрос, как отличить нормальные изменения когнитивной функции мозга от начала серьезных заболеваний. Главным отличием является то, что при начале болезни периодические провалы оказывают влияние на повседневную жизнь человека. Стойкое ухудшение речевого аппарата памяти называется старческой деменцией. Человек практически теряет возможность к абстракции и логике.

Если забывчивость и рассеянность не мешает вести обычный образ жизни, заниматься привычным видом деятельности, то это нестрашные возрастные изменения. Начинающемуся слабоумию свойственны затруднения для решения обычных задач, например, мытье посуды. Также сигналом для того, чтобы заподозрить заболевание, служит потеря ориентации в хорошо знакомой обстановке, изменение поведения, искажение произносимых слов.

Влияние наркоза

Всем известно негативное влияние наркоза на работу головного мозга, нередко от этого страдает и память, падает способность к обучению, наблюдается рассеянное внимание. Обычно со временем данная проблема проходит, но бывают случаи, что спонтанное восстановление после влияния наркоза не наступает

Если спустя 3 месяца не наступает улучшение, то необходимо обратиться к неврологу, который после выяснения причины назначит адекватную терапию. Чаще всего он рекомендует прием ноотропов, нейропротекторов, антиоксидантов, нестероидных средств, оказывающих противовоспалительное действие. Также для ускорения возвращения памяти рекомендуется решение кроссвордов, шарад, больше читать литературу. Если своевременно не обратиться к врачу, то можно только усугубить ситуацию и терапия не принесет ожидаемого результата.

Признаки и симптомы, диагностика СДВГ

Гипервозбудимость и нехватка внимания проявляются по-разному. Существует даже специальный классификатор, по которому можно разбить больных на группы:

  1. в диагнозе превалирует невнимательность;
  2. в поведении больше импульсивности;
  3. комбинированный тип.

К последней группе относят больных, у которых сильно выражена симптоматика 2-х первых типов. Чтобы поставить диагноз СДВГ, психология предлагает перечень признаков, по которым определяют каждый тип.

Критерии для диагностирования СДВГ

Тип Симптоматика
Невнимательность Ребенок:
• не учитывает детали или постоянно делает ошибки;
• трудно сосредотачивается на игровой деятельности или при выполнении задания;
• не слушает, когда с ним ведут беседу;
• не следует указаниям и не в состоянии довести до конца начатое;
• отличается неорганизованностью;
• не любит, а порой избегает заданий, требующих умственного напряжения;
• постоянно отвлекается на сторонние стимулы;
• в повседневных ситуациях забывчив и часто теряет игрушки, школьные принадлежности, инструменты
Гиперактивность Ребенок:
• постоянно ерзает на стуле, в стопах и кистях наблюдается беспокойное движение;
• не может оставаться на месте во время урока и часто бродит по классу;
• лазает по предметам, бегает там, где это неприемлемо;
• находится в постоянном движении;
• не в меру болтлив;
• не способен тихо заниматься делами или играть
Импульсивность Ребенок:
• вмешивается в беседы, часто прерывает говорящего;
• пристает к другим или мешает им выполнять дела;
• с трудом ждет своей очереди;
• не задумываясь, отвечает на вопрос, порой не дослушав его до конца

Так проявляется гиперактивность

Обратите внимание! Если хотя бы часть симптомов присутствует и наблюдается на протяжении полугода, можно говорить о том, что это синдром гиперактивности и отсутствия внимания

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка

Описанную симптоматику у детей до 3-х лет не всегда учитывают. Но стоит ребенку пойти в садик, затем в школу, сразу наблюдаются отличия в поведении. В каждой возрастной группе присутствуют свои особенности нервных нарушений.

СДВГ у детей

Возраст Особенности
Дошкольный Проявляется беспокойством, непослушанием, вспышками беспричинной злости или гнева. Ребенок не любит подчиняться правилам игры, не способен сконцентрироваться и завершить начатое.
Наблюдается чрезмерная активная моторика. Ребенок не умеет определять опасность и способен резко выбежать на дорогу или залезть на большую высоту. Своим поведением вызывает раздражение у взрослых и детей. Из-за этого отказывается общаться, игнорирует дружбу и ведет себя замкнуто, иногда и агрессивно
Начальная школа Синдром проявляется замкнутостью или, наоборот, импульсивными реакциями. Из-за неспособности влиться в трудовой процесс школьник не успевает в учебе, с усилием осваивает задания.
Одноклассники не принимают его в свою компанию, насмехаются, иногда проявляют открытую неприязнь. Это делает ребенка еще более замкнутым. На данном фоне закладываются первые «кирпичики» антисоциальных наклонностей и агрессивного поведения
Старшеклассники Если своевременно не была проведена коррекция расстройства, СДВГ в подростковом возрасте характеризуется еще большей агрессивностью, отказом подчиняться законам и общепринятым моделям поведения.
Больные данной возрастной группы часто становятся зависимыми от наркотиков, алкоголя, никотина. Им свойственны противоправные действия, связанные с опасностью для окружающих и себя лично

Отсутствие внимания

Диагностировать синдром желательно в раннем возрасте, чтобы успеть сгладить проблему. Когда ребенок достигнет подросткового периода, что-то изменить будет сложно, придется «пожинать плоды упущенных возможностей».

СДВГ у взрослого человека

У взрослых гиперактивность не может развиться на ровном месте. Если она проявилась, значит, в детстве уже наблюдались признаки, но на них либо не обратили внимания, либо не правильно истолковали. Детская болезнь у половины страдающих СДВГ сохраняется до зрелости и проявляется такими симптомами:

  • возникают сложности с выполнением поставленных задач;
  • управляющие функции нарушены;
  • наблюдаются трудности с концентрацией внимания;
  • человек тяжело входит в контакт и не способен поддерживать отношения;
  • ему присущи перепады настроения и нетерпеливость.

СДВГ у взрослых

Если детям свойственна гиперактивность двигательная, то сдвг у взрослых выражен суетливостью и беспокойством. Они не способны получить образование, освоить большинство трудовых навыков. Поэтому больные попадают в группу риска по безработице. Среди них много нарушителей правопорядка, участников ДТП, наркоманов.

Последствия патологии

У детей с таким диагнозом неизбежны проблемы в общении, обучении, а часто и в состоянии здоровья. Окружающие осуждают такого ребенка, считая его отклонения в поведении капризами и невоспитанностью. Это часто приводит к низкой самооценке и озлобленности. Такие дети рано начинают употреблять алкоголь, наркотики, курить. В подростковом возрасте у них проявляется асоциальное поведение. Они часто получают травмы, вступают в драки. Такие подростки могут быть жестоки с животными и даже с людьми. Иногда они готовы даже убить. Кроме того, у них часто проявляются психические расстройства.

Как мне вести себя дома, если у моего ребенка СДВГ?

1. Вырабатывайте позитивное отношение.

Дети и подростки с СДВГ болезненно реагируют на критику. Вместо того, чтобы критиковать ребенка и говорить ему, что он НЕ должен делать, обратите свои замечания в более позитивную сторону и скажите ребенку, что ему СЛЕДУЕТ делать. Например, вместо: «Не бросай свою одежду на пол», – попробуйте сказать: « Давай я помогу тебе убрать одежду».
Помогите своему ребенку развивать привычку к позитивным мыслям. Например, вместо мысли: «Я не могу это сделать», помогите ему настроиться на то, что ему сделать по силам: «Я могу сделать это!»

2. Не скупитесь на похвалу.

Дети расцветают, когда родители их хвалят. Например: «Ты сегодня сделал домашнюю работу хорошо и быстро», или: «Я горжусь тобой».
Все мы иногда совершаем ошибки и небольшие проступки. Вместо того, чтобы сердиться, когда Ваш ребенок что-то испортил, скажите что-нибудь вроде: «Не переживай, это можно починить».

3. Помогите своему ребенку не волноваться.

Такие занятия, как спокойные игры, прослушивание приятной музыки, принятие ванны, помогут Вашему ребенку успокоиться, когда он раздражен или разочарован.

4. Составьте для ребенка простые и ясные правила. Детям нужен определенный распорядок. С его помощью они знают, когда и что им нужно сделать, и чувствуют себя спокойнее. Выполняйте ежедневные дела в одно и то же время дня.

— Обедайте и ужинайте в одно и то же время.
— Помогите ребенку не откладывать дела, которые обязательно нужно сделать.
— Ведите список важных дел.
— Учите ребенка планировать свой день. Начните с того, чтобы собирать школьные принадлежности заранее.

5. Больше общайтесь.

Разговаривайте со своим ребенком. Обсуждайте с ним разные темы, – что случилось в школе, что он видел в кино или по телевизору. Узнайте, что думает ребенок. Задавайте открытые вопросы, которые предполагают рассказ, а не односложный ответ. Когда Вы задаете ребенку вопрос, дайте ему время подумать и ответить. Не отвечайте за него! Слушайте, когда он говорит с Вами, и давайте позитивные комментарии. Пусть Ваш ребенок почувствует, что он и его дела Вам интересны.

6. Ограничьте количество отвлекающих факторов и контролируйте работу ребенка. Когда Вашему ребенку необходимо сосредоточиться на выполнении задания, ему необходимы особые условия. Уменьшение отвлекающих факторов поможет лучше сконцентрироваться.

— Убедитесь, что у Вашего ребенка достаточно возможности «выпустить пар». Часто детям требуется передышка между школой и домашней работой.
— Удостоверьтесь, что ребенок понимает, что от него требуется при выполнении задания.
— Некоторые задания нужно разбить на несколько частей, чтобы сделать их выполнимыми.
— При необходимости контролируйте занятия и домашние дела.
— Регулярные перерывы позволят ребенку отдохнуть и затем снова сосредоточиться.

7. Правильно реагируйте на плохое поведение.

— Объясните, что именно Вас рассердило в его поведении.
— Избегайте обобщений (например, вместо: «Ты никогда меня не слушаешь», скажите: «Я сержусь, потому что ты сейчас меня не слушал»).
— Наказание должно быть справедливым и соответствовать по своей строгости совершенному проступку.
— Не вступайте в споры с ребенком.
— Будьте непреклонны в своих решениях, но не прибегайте к тактике угроз.

Ясные правила и определенный распорядок дня облегчат принятие ребенком норм поведения.

8. Отдыхайте сами. Иногда Вам тоже нужен отдых и время для себя. Пригласите кого-нибудь посидеть с ребенком или отправьте ребенка к заслуживающему доверия другу.

9. Если Вы чувствуете, что не справляетесь, поговорите с врачом, который даст необходимый совет.

Родителям необходимо помнить, что эффективное лечение СДВГ преполагает тщательное обследование ребенка специалистом, поскольку симптомы СДВГ могут возникать вторично, как результат другого заболевания. В этих случаях лечение исключительно симптоматики СДВГ будет неэффективным.

Материал предоставлен команией Eli Lilly.

Причины СДВГ

Многие сторонние наблюдатели, увидев гиперактивного ребенка, могут решить, что он плохо воспитан. Но воспитание никак не связано с гиперактивностью. Причины появления данного нарушения исключительно биологические.

Предпосылки для возникновения СДВГ:

  • повреждение головного мозга различной степени и происхождения в пренатальном и перинатальном периоде; они могут быть минимальными, никак не проявляющимися внешне или имеющими косвенные признаки (например, повышенный тонус мышц). Около 15-20 лет назад специалисты употребляли термин «ММД», то есть «минимальная мозговая дисфункция», говоря о детях с СДВГ. Это понятие подразумевало, что ЦНС формально здорова, но имеет мелкие нарушения функционирования, которые и приводят к гипердинамическому синдрому.
  • недостаточное питание как плода, так и новорожденного;
  • асфиксия или гипоксия новорожденного;
  • интоксикация плода наркотическими или алкогольными веществами.

При гипердинамическом синдроме независимо от причин его возникновения отмечается поражение префронтальных зон лобных долей головного мозга. Это отдел «контроля и программирования» действий и поведения. То есть у детей с гиперактивностью снижен контроль над собственной деятельностью, а также есть трудности с планированием дальнейших действий (таким образом, они сосредоточены больше на настоящем моменте и тех стимулах, которые их окружают).

В 2005 году отечественными нейропсихологами было проведено исследование, в котором принимали участие дети дошкольного возраста: 50 детей с гиперактивностью и 30 нормально развивающихся детей.

По результатам исследования были выделены три группы нарушений функционирования головного мозга:

  1. Первичная дисфункция мозговых структур (стволовых и подкорковых), у которых вторично страдает функциональное развитие коры мозга. Наиболее всего повреждены префронтальные области (70% от общей выборки детей с гиперактивностью).
  2. Дети с аналогичными нарушениями мозга, но преимущественно повреждены базальные лобные отделы (20%).
  3. Случаи, при которых проявляется первичная функциональная недостаточность префронтальных отделов мозга (10%).

Для детей из первой и второй групп было характерно наличие цикличности действий и колебание степени работоспособности, концентрации внимания. Они легко отвлекались и быстро утомлялись. Психическое истощение при нагрузке наступало довольно быстро, но при этом ситуация не улучшалась при появлении более сильной мотивации к деятельности (интереса). Также у них была повышена импульсивность, агрессивные проявления, дезадаптация. В плане взаимодействия с другими было выявлено, что таким детям присуща настойчивость, импульсивность, хаотичность поведения. Это связано с нарушениями на уровне ствола головного мозга и его подкорковых отделов.

Для 3-й группы характерным являлось повышение устойчивости внимания при достаточной мотивации или заинтересованности деятельностью.

Исходя из вышенаписанного, были сделаны выводы, что у детей с СДВГ присутствует одна из двух проблем:

Мозг получается слишком мало энергии для работы из-за неверного взаимодействия «энергетических» структур (ствол и лимбическая система) и лобных долей

Нейропсихологи в связи с этим любят говорить, что внешней чрезмерно активной деятельностью ребенок пытается сам стимулировать свой мозг; недостаток внутренней энергии организм компенсирует переизбытком внешней).
Отсутствие способности сосредотачивать внимание на конкретной задаче из-за того, что от любого раздражителя ребенок получает одинаковую стимуляцию. Это связано с тем, что страдает энергетический блок мозга, отвечающий за обеспечение его активации и создание нужной мотивации.

Авторы исследования утверждают, что гиперактивность у детей с СДВГ проявляется как компенсация дефицита активационных влияний стороны ствола мозга и лимбической системы на кору больших полушарий. Поэтому основная цель необходимой нейрокоррекции — это наладить связь между «энергетическим блоком» мозга и «блоком программирования», дать нужным нейронным путям и структурам мозга дозреть для адекватной работы. Это позволит коре больших полушарий получать нужное количество энергии естественным образом, а мозг «научится» расставлять приоритеты в деятельности, планировать и принимать решения. Также повысится избирательность внимания, и ненужные стимулы мозг будет воспринимать как фон, а нужные — выделять и качественно обрабатывать.

Все эти эффекты успешно достигаются с помощью метода нейросенсорной слуховой стимуляции Tomatis.

Как помочь пациентам с СДВГ?

В США и странах Европы наиболее широко в лечении СДВГ используются психостимулирующие средства (незарегистрированные в РФ). Несмотря на большое количество исследований, посвященных использованию психостимуляторов при лечении СДВГ, данный вопрос по-прежнему сопровождается дискуссиями о возможных побочных эффектах.

Проведенные в Центре поведенческой неврологии Института мозга человека (Санкт-Петербург) исследования показали эффективность применения ноотропных средств в лечении СДВГ у взрослых []. Под ноотропными препаратами понимают лекарственные средства, положительно влияющие на высшие интегративные функции головного мозга, основным проявлением действия которых является улучшение процессов обучения и памяти при их нарушениях. При наличии сопутствующих СДВГ тревожных расстройств возможно использование транквилизаторов.

Общепринято положение, согласно которому лечение СДВГ должно быть комплексным, то есть включать как медикаментозную терапию, так и психотерапевтические методы. Для изменения (модификации) поведения используются методы поведенческой психотерапии.

В последнее время для лечения СДВГ рекомендуют практики майндфулнес (искусство управления вниманием) и медитацию

Существует еще один способ лечения СДВГ — метод энцефалографической биологической обратной связи (neurofeedback), позволяющий с помощью компьютерной техники мозгу самому найти оптимальный способ работы и улучшить внимание. Суть метода заключается в том, что к голове пациента крепятся электроды, посредством которых регистрируется биоэлектрическая активность мозга, отображающаяся на экране компьютера

В игровой форме и «усилием воли» пациенту предлагается сознательно или бессознательно найти пути уменьшения патологической активности мозга и привести показатели энцефалограммы к норме (она тоже отображается на экране). Основная задача заключается в том, чтобы запомнить такое «нормальное» состояние и попытаться его если не сохранить, то хотя бы научиться вызывать по желанию

Суть метода заключается в том, что к голове пациента крепятся электроды, посредством которых регистрируется биоэлектрическая активность мозга, отображающаяся на экране компьютера. В игровой форме и «усилием воли» пациенту предлагается сознательно или бессознательно найти пути уменьшения патологической активности мозга и привести показатели энцефалограммы к норме (она тоже отображается на экране). Основная задача заключается в том, чтобы запомнить такое «нормальное» состояние и попытаться его если не сохранить, то хотя бы научиться вызывать по желанию.

Понятие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

Для обозначения данного расстройства используется аббревиатура СДВГ. Расшифровка диагноза – синдром дефицита внимания и гиперактивность. Для выявления данного отклонения используется целая серия диагностических тестов. По их результатам невролог выносит свой вердикт: подтверждает наличие патологического состояния или сообщает пациенту, что оно отсутствует.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – виды

В медицинской практике известно несколько подтипов такого расстройства. Данная классификация помогает разобраться в том, СДВГ – что это.

Для каждого такого вида характерны свои особенности:

  • синдром дефицита внимания и гиперактивности;
  • расстройство без гиперактивности;
  • смешанный тип.

Если рассматривать дефицит внимания без гиперактивности (справедливости ради, это касается всех подтипов синдрома) с психологической точки зрения, то такое расстройство свидетельствует о дисфункции нервной системы. Это же отражается на работе головного мозга. Пациенты, у которых выявлено подобное расстройство, нуждаются в регулярном медицинском обследовании.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у взрослых: лечение и симптомы

  • СДВГ у взрослых

СДВГ — это достаточно распространенное заболевания у детей дошкольного и школьного возраста, которое проявляется дефицитом внимания, повышенной импульсивностью и крайней гиперактивностью и может вызывать трудности в адаптации к социуму. Данные последних исследований показывают, что заболевание больше чем у половины детей остается на всю жизнь, создавая крайне неблагоприятные условия для формирования личности.

Актуальность проблемы также обусловлена относительно низким уровнем диагностики синдрома гиперактивности у взрослых и своевременного выявления. Большинство людей старается адаптироваться к этому способу жизни, устроиться на работу, которая не будет воспрещать проявлять свою гиперактивность и дефицит внимания и не требовать большого внимания к работе. Такие люди заводят семьи и воспитывают детей. В целом синдром не препятствует жить полноценной жизнью, но значительно усложняет этот процесс. Затрудняются отношения с близкими и коллегами по работе, коммуникационные связи с людьми.

Причины дефицита внимания у взрослых

Гиперактивность у взрослых

По своей сути, СДВГ у взрослых — это органическое заболевание, которое подразумевает под собой минимальную дисфункцию мозговых долей и неспособность их адекватно выполнять свою работу. То есть, органические изменения даже не всегда выявляются с помощью инструментальных методов исследования, но в большинстве случаев современные аппараты могут зафиксировать те незначительные изменения, которые способны вызывать признаки заболевания.

Причина болезни может возникнуть еще до рождения ребенка, то есть до беременности матери или во время неё. Известно, что злоупотребление алкоголем или другими психоактивными веществами даже за несколько лет до беременности может негативно сказаться на яйцеклетках и усложнить формирование психики ребенка. Значительную роль играет неблагоприятное протекание беременности, угрозы перерыва, токсикозы и гестозы в разных периодах. Имеют огромное значения перенесенные инфекционные заболевания, которые перенесла мать ребенка, будучи беременна им, это в несколько раз увеличивает шанс развития мозговой дисфункции, которая в лучшем случае может проявляться синдром дефицита внимания. Важную роль играет то, как беременность заканчивается, наличие асфиксии при рождении и в первые дни жизни.

Причиной заболевания являются также социальные и бытовые условия роста и развития ребенка. Огромную роль для развития СДВГ у взрослых играет микроклимат семейных взаимоотношений в семье, модель поведения родителей, пример с которых берет ребенок.

Симптомы расстройства

Международная классификация болезней МКБ-10 отводит целый раздел для номенклатуры данного заболевания F-90.0. Каждый диагноз кодируется отдельно, в зависимости от преобладающих симптомов или их наличия в целом.

Эти признаки больше относятся к детям, так как некоторые из них не наблюдаются во взрослом возрасте. Также доказано появление новых симптомов с достижением человеком совершеннолетия. Например, у мужчин и женщин во взрослом возрасте симптом гиперактивности практически не наблюдается. Это связано с энергетическим ресурсом организма, который изменяется после взросления.

Во взрослом возрасте на первый план выходит дефицит внимания в виде неустойчивости. Люди с таким симптомом ощущают затруднения в выполнении рутинных каждодневных дел. Им сложно убраться в доме, раскладывать вещи или подсчитывать семейный бюджет. Конечно же, наиболее значимым минусом для этого заболевания является разрушение семьи постоянными ссорами и конфликтами. Это первое, на что жалуются люди с СДВГ. Второе — трудности на работе, невозможность выполнять свои прямые обязанности. Такие люди часто находятся за чертой асоциальности.

Дефицит внимания у взрослых

Взрослого человека с СДВГ можно узнать за следующими признаками:

  • сложности в рутинных делах, уборке, готовке пищи;
  • неспособность во время платить по счетам;
  • сложности при подсчете своей зарплаты или необходимой суммы для покупки ;
  • неумение дослушать до конца;
  • сложность соблюдать тактичность в общении;
  • забывают регулярно принимать лекарства;
  • не выполняют поручения;
  • сложно концентрируются на работе;
  • мало что способно заинтересовать;
  • сложно удержаться за один вид деятельности или хобби;
  • не способны к амбиционным передвижениям по карьерной лестнице;
  • трудно планировать будущее и придерживаться плана;
  • сложно составлять отчеты, делать выводы и заключения;
  • сложно заставить себя проанализировать что-либо;
  • рассеянность в ежедневных делах;
  • легко отвлекаются на посторонние дела;
  • дезорганизация в быту;
  • часто опаздывает;
  • не способны копить деньги;
  • не имеют долгосрочных планов;
  • сложно удерживать спонтанные высказывания;
  • импульсивны в своих действиях.

Людям с синдромом дефицита внимания очень сложно придерживаться обычного такта в разговоре, иногда они выкрикивают мысли вслух прежде, чем подумали, будут ли они уместны в этом случае. Такое действие носит характер импульса и не подвластно контролю. Рассеянность зачастую очень вредит работе, которая иногда выполняется качественно, вследствие очень тяжело добиться повышения по службе. Люди с синдромом дефицита внимания проявляют трудности в вождении машины, ведь необходимо постоянно концентрироваться на дороге, замечать все дорожные знаки и других участников дорожного движения, сопоставлять картинку с задних зеркал и действовать соответственно ситуации. Людям с синдромом дефицита внимания очень тяжело прочесть книгу, исключения становят очень интересные темы, которые захватывают с первых страниц. То же касается и фильма, который очень сложно досмотреть до конца и понять суть. Обычно терпения не хватает даже на первые минуты.

Диагностика СДВГ у взрослых

Диагностика СДВГ у взрослых

Существует подтвержденное мнение исследователей, что гиперактивность не возникает у взрослых на пустом месте, она обязательно перетекает из детской формы. Поэтому, первым этапом в диагностике данного заболевания является анкетирование с целью выявления наличия в детстве симптомов этого заболевания. Информация о детстве от самого человека или от его родных или близких, с которыми он вырос, сможет достаточно прояснить картину и сформировать четкое представление о том расстройстве, которое присутствует во взрослом возрасте. Важное значение играет информация о школьных годах, успеваемость и замечания о поведении в то время. Также следует обратить внимание на темпы и условия развития.

Следующим шагом является общемедицинское обследование, которое исключит возможность развития любого соматического или неврологического заболевания, которое может проявляться подобными симптомами.

Важным компонентом обследования взрослых людей с этим синдромом является подтверждение наличия органических изменений в головном мозге путем использования различных видов томографов. Отличительной чертой является отсутствие органических изменений при исследовании в покое и наличие их при попытке сконцентрироваться.

Только специалисты психологи смогут провести личностное тестирование, определение IQ-уровня, разнообразные дополнительные тесты. Таким образом можно получить полноценную картину об индивидууме.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у взрослых

Методы лечения синдрома дефицита внимания у взрослых

Для лечения СДВГ у взрослых, так же как и у детей, требуется комплексный поход с учетом работы с психологом, психотерапевтом или психиатром, назначения медикаментозных препаратов и прохождения курса поведенческой терапии. В целом лечить такое заболевание может любой специалист из вышеназванных, но оптимальным будет набор всех трех.

Психотерапия

Обязательной составляющей лечения взрослого человека с данным расстройством является работа с психотерапевтом, который индивидуально подбирает метод терапии. Это может быть индивидуальная когнитивная и поведенческая терапия, которая наиболее популярна среди таких пациентов и используется для поднятия самооценки и самоутверждения. Также широко используются тренинги для релаксации и расслабления после тяжелых психологических нагрузок и стрессов или поведенческие курсы. Последние помогают человеку правильно организовать свой режим жизни, учат, как уделять время работе и отдыху, чтобы максимально продуктивно использовать свое время. Для взрослых огромное значение имеет семейная психотерапия, в ходе которой решаются бытовые проблемы супругов, рассматривая одного из них, как пациента с СДВГ. Для нормализации отношений в трудовом коллективе используют рабочие тренинги, которые улучшают продуктивность и профессиональный рост и способны лечить проявления заболевания.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у взрослых лечение

Медикаментозные средства

Лечение взрослых в фармакологическом аспекте мало чем отличается от детей, разве что тем, что взрослые люди сами контролируют прием лекарств и в силу забывчивости могут принимать препарат нерегулярно.

Широко применяют известную группу средств — психостимуляторы, которые доказали свою действенность и уже давно находятся в протоколах лечения в зарубежных странах. Они значительно уменьшают проявления симптоматики, но часто вызывают привыкание. Поэтому режим приема этих средств нужно тщательно контролировать.

В современные протоколы входят не менее известные ноотропные средства — лекарства, которые стимулируют мозговую деятельность и стабилизируют уровень мыслительных процессов и способны лечить синдром дефицита внимания.

Чтобы лечить СДВГ используют также сосудорасширяющие средства с антиишемическим действием, которые усиливают кровообращение некоторых зон коры головного мозга, тем самым позитивно влияя на динамику заболевания.

Следует помнить, лечение СДВГ у взрослых и прием лекарств должны назначаться только после точной постановки диагноза и определения типа расстройства.

Читайте также: