• Без рубрики
  • 0

Расизм

Исламский мир

Йемен

В Йемене веками проживает расовое меньшинство — ахдамы, которые являются такими же арабоязычными мусульманами, как и остальные йеменцы, однако отличаются по расовым признакам — в частности, более темным цветом кожи. Ахдамы находятся на самом низу социальной иерархии. Браки между ахдамами и остальными йеменцами жестко табуированы.

Ирак

В современном Ираке проживает около 1,5-2 миллионов афро-иракцев — потомков чернокожих рабов-зинджей, вывезенных из Африки в IX-XIX веках. Афро-иракцы являются мусульманами, однако имеют низкий социальный статус: прислуживают в домах знатных белых иракцев и не имеют ни одного представителя в органах законодательной и исполнительной власти, а смешанные браки с ними считаются среди белых иракцев нежелательными.

Мавритания

В Мавритании до сих пор сохраняется рабство. Белые мавританцы владеют харатинами- чернокожими арабоязычными рабами-мусульманами. Рабство и расовая дискриминация обосновываются с помощью специфических трактовок ислама.

Судан

В провинции Дарфур на западе Судана в 2003 году вспыхнул межэтнический конфликт между арабским населением и негроидными народностями, исповедующими ислам. В ходе конфликта действия суданской армии и арабской военизированной группировки «Джанджавид» по отношению к чернокожему населению были охарактеризованы президентом США Джоржем Бушем-младшим как геноцид, а генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном — как представляющими реальную опасность геноцида.

Шиитские страны

В странах со значительной долей шиитского населения (Иран, Ирак, Сирия, Ливан, Йемен, Бахрейн, Кувейт, Азербайджан) почитается шестой шиитский имам Джафар ас-Садик, который предостерегал своих последователей от вступления в брак с чернокожими.

Откуда взялись расисты

Учение о расах поначалу развивалось в естественнонаучном контексте: исследователи стремились упорядочить антропологические сведения, касающиеся многообразия человечества.

В ином свете оно предстало в эпоху великих географических открытий. Когда открыли Америку и Индию, европейцы столкнулись с людьми, обладающими выраженными внешними отличиями. Они говорили на других языках, верили в других богов, стоили другие жилища и пели другие песни.

Европейский человек, воспринявший увиденное через призму своего мировоззрения, отметил свое превосходство в техническом и культурном плане. В обнаруженных мирах отсутствовало производство, современная (на тот момент) техника и оружие.

Аборигены жили по иным принципам, воспринимая природу не как источник для выкачивания сырья, а как дом, который нужно познавать и стремиться жить по его законам.

Это сегодня человечество, столкнувшись с проблемами экологии, пришло к пониманию, что такие принципы построения цивилизации – не признак отсталости. Но в 15-16 веках технологическое преимущество европейцев предстало как их природное превосходство.

У «прогрессивных» европейцев при виде новых обширных территорий захватило дух от развернувшихся перспектив. Было только одно «но» на пути к счастью: местное население, хозяева открытых земель.

Расизм разделил человечество на группы, одни из которых («высшие») были призваны стать господствующими, а другим («низшим») оставалось подчинение. Он стал идеологией колонизации, придававший ей легитимность.

Неравномерность социально-экономического развития в различных регионах планеты, сформировавшаяся к 15–16 вв., была зафиксирована и искусственно поддерживалась на протяжении столетий.

Примечания

  1. Расизм // Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — С. 565.
  2. Например: «Раси́зм — доктрина, провозглашающая превосходство одной человеческой расы над другой.» — Большой иллюстрированный энциклопедический словарь (авторизованный перевод Philip’s Millenium Encyclopedia), М., Астрель, 2003
  3. ↑ В. А. Шнирельман. Порог толерантности. т.1. 2011 Часть 1. Глава 1. Что такое расизм с.15-43
  4. ↑ Шабаев Ю. П., Садохин А. П. Этнополитология: учебное пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 148.
  5. Малахов В. С. Национализм как политическая идеология. М.: КДУ, 2005. С. 192—193.
  6. Малахов В. С. Национализм как политическая идеология: учебное пособие. — М.: КДУ, 2005. С. 192—193.
  7. Малахов В. С. Национализм как политическая идеология. — М.: КДУ, 2005. С. 190
  8. Шабаев Ю. П., Садохин А. П. Этнополитология: учебное пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 147—148.
  9. Shider L. Encyclopedia of the Third Reich. NY., 1976
  10. James Oliver Horton; Lois E. Horton (2005). Slavery and the Making of America. New York: Oxford University Press, p. 7. ISBN 0-19-517903-X. «The slave trade and the products created by slaves’ labor, particularly cotton, provided the basis for America’s wealth as a nation. Such wealth provided capital for the country’s industrial revolution and enabled the United States to project its power into the rest of the world».
  11. Джаспер Ридли. Муссолини. М.АСТ,1999
  12. Давидсон А. Б. Антирасистский расизм? — Новая и новейшая история, 2002, № 2
  13. Дудаков С. Романовы и евреи // Парадоксы и причуды филосемитизма и антисемитизма в России. — М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2000. — 640 с. — ISBN 5-7281-0441-X.

В Викисловаре есть статья «расизм»

Что такое расизм простыми словами

На общечеловеческом уровне понять, что такое расизм можно рассматривая его через систему сложившихся исторических и социальных предрассудков, основанных на расовых различиях. Считается, что в зависимости от происхождения люди изначально отличаются не только внешне, но также степенью развития физических способностей (северяне устойчивы к холоду, негроидная раса более быстрая и сильная), интеллектуальных возможностей (европейцы более склонны к научному труду и развитию высокого социального строя), а также моральных и культурных устоев. То, что в одном населении принято недостойным или слабым в другом будет считаться противоположным. Сюда же можно отнести различные уклады, как в воспитании детей, так и ведении всей жизни. Могут включаться порицания многоженства или общинного строя, как изживших себя понятий или недостаточно социальных (архаические формы).

В итоге такого стереотипа о недостойности чужого способа жизни и антинаучных идей о разнице между людьми даже на биологическом уровне разжигается большой конфликт, направленный на угнетение (запрет на качественное образование, низкая оплата труда, недоступность правящих должностей) и истребление (полное уничтожение отличающихся народов).

Расизм вместо признания отличий и предоставления возможности учиться у других, приобретать опыт новой культуры замыкает всё развитие общества и приводит к вырождению. Идеи нацизма – это наиболее деструктивная форма развития расизма, когда говорится не только об отличиях, но о недостойности других.

Присутствует не только политика расизма на высоких уровнях, но и бытовые проявления, когда учеников отличающихся от большинства, дети не принимают в свой круг или когда студентов из других стран оценивают строже, а весь акцент делается на ошибках. Существует настолько въевшееся стереотипное поведение, что видя кого-то из других представителей, люди могут переходить на другую сторону, ожидая кражи или агрессии. Это обусловлено не личным поведением человека, а не понимаем особенностей национальной культуры и неприемлемости для них каких-то форм поведения.

Страх перед цыганами и южными народами обусловлен более спокойным темпераментом европейцев, воспринимающих их поведенческие проявления не как эмоции, а уже как акт агрессии. Размеренность финнов или безрассудство русских не воспринимается как отдельное проявление традиций развития, а причисляется к не достоинству всей нации, точно также как цвет кожи может накладывать своё восприятие. Стоит отметить, что расизм часто употребляется именно в негативном ключе, когда речь идёт об ущемлении, но есть и превозносящий (например, что японцы умны, немцы дисциплинированы и т.д.).

Борьба с «расизмом и расовой дискриминацией»[править]

Основная статья: Антирасизм

Генеральная Ассамблея ООН в 25 сессии ( год) приняла резолюцию, провозглашающую «твёрдую решимость добиться полной ликвидации расовой дискриминации и расизма, против которых восстают совесть и чувство справедливости всего человечества».

В году Генеральная Ассмблея установила Международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации.

2001 год Генеральная Ассамблея провозгласила «Международным годом мобилизации усилий для борьбы против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости».

В году Генеральная Ассамблея провела слушания комитета по ликвидации расовой дискриминации, где было отмечено, что действия по борьбе против расизма и расовой дискриминации ведутся уже в течении третьего десятилетия. В СССР развитие противорасистских мероприятий по меньшей мере не отставало от западного.

«Положительная» дискриминацияправить

Основная статья: Положительная дискриминация

Положительной дискриминацией называется отдание предпочтения неосновной расовой, половой или религиозной группе: например, часто практикуемые на Западе меры по увеличению числа женщин в парламенте. Такая практика, получившая институционализированную поддержку во второй половине XX века, не считается проявлением расизма и не преследуется.

«Научный расизм»править

Джеймс Уотсон — лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине, подвергшийся преследованиям за правдивые и научно обоснованные высказывания о неграх.

Даже обиходное понятие человеческой расы основывается на наблюдаемых врождённых различиях между людьми. Научное же исследование этих различий с окончания Второй мировой войны де-факто приравнивается к расизму и преследуется как таковое.

Кристофер Брандправить

В конце февраля года издательство «Уайли и сыновья» выпустило книгу «Фактор g» шотландского психолога Кристофера Бранда (англ.), исследующую наследственную обусловленность психологических и умственных различий и утверждающую неприспособленность государственной образовательной системы к тем различиям. В беседах с журналистами об этой книге Бранд высказал своё мнение о врождённых психологических различиях «между белыми и чёрными». В апреле того же года «Уайли» остановило публикацию той книги. Бранд утверждает, что тогда же администрация Эдинбургского университета, после 26 лет без единого нарекания, начала «охоту на ведьму» в отношении него. Бранда уволили с университетской должности 8 августа 1997 года за профессиональную аргументацию в защиту Даниэля Карлтона Гайдузека (Нобелевская премия по физиологии и медицине), осуждённого за совращение малолетних.

Джеймс Уотсонправить

В октябре года, британская газета The Sunday Times процитировала ведущего учёного-генетика Джеймса Уотсона, заявляющего, что «социальная политика», проводимая цивилизованными странами в Африке, ошибочна, поскольку основана на том, что чернокожие по врождённым интеллектуальным способностям ничем не отличаются от белокожих, в то время как «все опыты говорят, что это не так». По словам учёного, желание людей думать, что все они равны, естественно, однако «люди, которым доводилось иметь дело с чёрными работниками, знают, что это неправда».

Схожие тезисы содержатся и в новой книге Джеймса Уотсона «Избегайте надоедливых людей» (Avoid Boring People). Учёный-генетик утверждает, что уже в ближайшее десятилетие могут быть обнаружены гены, которые отвечают за различия в уровне человеческого интеллекта.

Британский Музей науки отменил запланированную лекцию Нобелевского лауреата Джеймса Уотсона в связи с высказываниями знаменитого генетика об интеллектуальном превосходстве белой расы над чёрной.

25 октября года нобелевский лауреат Джеймс Уотсон был вынужден покинуть пост главы лаборатории Колд-Спринг-Харбор в связи со скандалом, вызванном его высказыванием о неграх.

США

Основная статья: Расизм в США

См. также: Расовые волнения в США

Расизм в США существовал с самого основания государства. Общество, основанное белыми людьми, различающимися по своим национальным и религиозным признакам, сильно отличалось своим отношением к другим группам. Жертвами расизма стали коренные жители — индейцы .

Американские негры

Основная статья: Афроамериканцы

Расистский предвыборный плакат, использовавшийся во время выборов губернатора Пенсильвании в 1866 г.

Впервые африканские негры-невольники были завезены в британскую Вирджинию английскими колонистами в 1619 году. По состоянию на 1860 год из 12-миллионного населения 15 американских штатов, где сохранялось рабство, 4 миллиона были рабами. Из 1,5 млн семей, живущих в этих штатах, более 390 тыс. семей имели рабов.

Труд рабов широко использовался в плантационном хозяйстве, позволяя получать американским рабовладельцам высокую прибыль. В первой половине XIX века национальное богатство Соединённых Штатов в значительной степени было основано на эксплуатации рабского труда. За период с XVI века по XIX век в страны Америки было завезено около 12 миллионов африканцев, из них около 645 тыс. — на территорию современных США.

Хотя Конгресс запретил привоз новых рабов из Африки в 1808 году, эта практика существовала как минимум ещё полвека. Рабство было отменено во время Гражданской войны в США в 1863 году прокламацией президента США Авраама Линкольна, что было подтверждено 13-й поправкой к Конституции США, которая была принята в 1865 году.

В южных штатах США века рабства и десятилетия сегрегации создали правовую и политическую систему, которая характеризовалась господством белых. Чернокожие различными средствами не допускались к участию в выборах. Действовали законы (Законы Джима Кроу), по которым негры не могли учиться в школах и университетах вместе с белыми, должны были занимать специально отведённые для них места в общественном транспорте и т. д. Многие магазины, рестораны, гостиницы отказывались обслуживать чернокожих. Негры всегда называли белых «мистер» или «миссис», хотя белые редко удостаивали чернокожих столь вежливого обращения.

Существенный прогресс в преодолении расизма в США наметился в 1960-е годы, когда в результате успехов движения борьбы за гражданские права была законодательно запрещена расовая дискриминация.

Но в США в тот же период как своеобразная защитная реакция на многовековое угнетение негров возник «чёрный расизм». Он ярко проявился в проповедях Фарда Мохаммеда, и его последователя, основателя организации «Нация ислама» Элайджи Мохаммада. С ним также связана получившая в США широкое распространение «афроцентристская египтология», сторонники которой утверждают, что древние египтяне были чернокожими, древнеегипетская культура была истоком древнегреческой и тем самым всей европейской культуры и при этом существовал и существует заговор белых расистов, для того, чтобы все это скрыть.

Заблуждения расистов

Часто расисты считают свои предубеждения и стереотипы безобидными. Например, многие из них говорят: «Причем здесь какой-то геноцид или погромы? Я против этого, я просто за то, что люди разные!»

Если вы просто за то, что люди разные – это не расизм. Но если вы за то, что национальность или раса что-то определяют в поведении, или за то, что они к чему-либо обязывают – вот это расизм. Поддерживая его, вы поддерживаете риторику и фразеологию расистских движений. То есть помогаете этим движениям расти и усиливаться, являетесь разносчиком их идеологии. Эти движения, конечно, до пиковых точек своего усиления (прихода к власти) тоже против геноцида и погромов. Геббельс писал: «Если бы мы до захвата власти показали бы подробно все то, что станем делать после того, как добьемся власти, мы никогда не добрались бы до нее». Политики-расисты не могут открыто высказывать свои настоящие цели, поэтому им приходится обходиться как раз умеренным расизмом, который и поддерживается теми, кто считает, что в нем нет ничего плохого.

Сейчас вы можете не воспринимать проблему расизма всерьез, но перед Второй мировой войной люди мыслили похоже, и заплатили за это очень высокую цену. Так, узник концлагерей Третьего рейха Симон Визенталь вспоминал:

Вы не заметите, как лозунги «мы просто за то, что люди разные» поменяются на «мы просто настороженно относимся к другим национальностям», а потом на «мы просто не любим (ненавидим) другие национальности». Такие вещи всегда происходят незаметно. Если вы поддерживаете расизм, то вы помогаете усилению его политических движений.

«Значит, я должен одобрять, как режут русских?» Если русских режут из-за национальности – то это как раз расизм, с которым мы боремся. Если их режут по другой причине – значит это преступность, с которой мы также боремся. Вы не должны это одобрять. И во всяком случае это не причина, чтобы одобрять расизм.

«Значит, я должен одобрять, как они в автобусах взрываются, лезгинку на улице танцуют или из автоматов в воздух палят?» В автобусах взрываются религиозные экстремисты. Социал-демократы ведут просвещение, направленное против религиозного мракобесия, и борьбу с экстремизмом. Палят в воздух из автоматов дикари, чувствующую свою безнаказанность – с этим явлением также следует бороться. Со многими адекватными людьми той же национальности они имеют мало общего. А в танцевании лезгинки мы не видим ничего плохого. Напротив, если вы увидите танцующих лезгинку – присоединяйтесь: скорее всего, весело проведете время.

«Вы что, хотите, чтобы евреи нами управляли?» Социал-демократы добиваются осознанной демократии. То есть того, чтобы любой человек, независимо от его национальности, имел возможность эффективно влиять на свою судьбу в своих интересах. И мы не делаем различия между национальностями в политическом и повседневном плане – в этой статье показано, почему. Сам вопрос «хотите, чтобы евреи управляли» для нас звучит так же нелепо, как «хотите, чтобы нами блондины управляли?».

Мы будем разбирать также и другие расистские стереотипы в будущем.

Европа

Основная статья: Нордицизм

Британия

Некоторые исследователи обнаруживают истоки нацистской философии в империалистической идеологии и практике Британской империи. По мнению Саркисянца, настоящим учителем нацистов был английский философ Томас Карлейль.

Германия

Третий рейх

Основные статьи: Нацистская расовая политика, Расовая гигиена, Расовая теория Гюнтера, Главное управление СС по вопросам расы и поселения

Объединённая Германия

По данным немецкого ведомства по защите конституции, число ультраправых экстремистов в ФРГ за 2009 год увеличилось на половину — с примерно 20 тысяч до 30. Эксперты объясняют это ухудшением экономической обстановки и падением уровня жизни из-за мирового финансового кризиса.

Италия

  • 19 апреля 1937 — декрет о запрете смешения с эфиопами
  • 30 декабря 1937 — декрет о запрете смешения с арабами
  • 17 ноября 1938 — декрет о запрете смешения с евреями и запрете евреям находиться на государственной и военной службе

Отменены после падения фашизма в 1943 году.

Согласно последним исследованиям расовая рознь по-прежнему остаётся в Европе на высоком уровне. Проблема заключается ещё и в том, что носителями расовых предубеждений становятся даже мигранты из стран третьего мира, переселившиеся в Европу.

Что такое Расизм

Расизм – это идеология или ксенофобская концепция, которая базируется на утверждении об превосходстве одной расы над другими.

Что такое РАСИЗМ – определение простыми словами.

Простыми словами, Расизм – это система предрассудков которая построена на изначальном неравенстве между различными расами. Подобные расовые предрассудки часто включают в себя убеждения в том, что люди разных рас отличаются умственными или физическими способностями, наличием определенных моральных или культурных качеств и так далее.

Таким образом, можно сказать, что расизм – это вид дискриминации или угнетения доминантной расой по отношению к людям другой расы. Как правило, доминантная раса считает себя превосходящей остальные по ряду параметров, что якобы дает ей право на высокомерное отношение или даже подчинение представителей других рас. Само собой, что подобная идеология или концепция, является абсолютно антинаучной и опасной. История знает множество примеров, когда под влиянием расистских идей уничтожались или порабощались целые народы (рабство, геноцид, нацизм).

Типы, виды и формы расизма.

Исходя из парадигмы современной реальности, можно утверждать, что в мире существует огромное количество различных форм проявления расизма. Условно их можно поделить на три большие группы:

  • Биологический или научный расизм;
  • Индивидуальный расизм;
  • Институциональный расизм.

Биологический или научный расизм.

Данный вид расизма основывается на ранних научных заблуждениях, которые были сделаны учеными еще в начале 18-го века и получили популярность и влияние в середине 19-го века. Так используя подобные заблуждения, были попытки оправдать жестокость по отношению к негроидной расе. На основании измерений различных черепов представителей негроидной расы, строились теории о том, что именно они являются средним звеном между «белыми» людьми и шимпанзе. Естественно, что все это не выдерживает никакой критики, но такие взгляды были очень популярны в свое время.

Подобные идеи были настолько популярны, что даже Дарвин, который считал всех людей одним и тем же видом, отмечал, что некоторым расам присущи различия в умственных способностях. Что поделать, таковы были времена и такой была наука.

Также стоит отметить и вклад Жозефа Артюра де Гобино в развитие расизма. Ведь именно он является автором теории о существовании так называемой «арийской» расы, которая по его представлению занимала доминирующее место среди всех остальных. Подобные мысли были изложены в его работе «Очерк о неравенстве человеческих рас» (1853-1855). И именно его идеи были взяты за основу при создании нацистской расовой политики Третьего рейха.

Индивидуальный расизм.

Данный вид проявления расизма может принимать следующие формы:

  • Расовые предрассудки – это личные мнения по поводу того или иного человека, основанные на его принадлежности к другой расе. К примеру, это может быть так: этот человек априори плохой, так как он является представителем другой расы. Подобные предрассудки зачастую формируются на основании социальных мнений или стереотипов.
  • Расовая дискриминация – это форма расизма при которой строится отношение к людям в зависимости от их расы. К примеру, на работу, могут просто не принимать чернокожих людей или отдавать предпочтение «белым», если есть выбор.
  • Обратная дискриминация. Это довольно неоднозначная форма расизма, которая может относится как к индивидуальному, так и к институциональному расизму. Суть заключается в том, что в качестве компенсации за прошлые «грехи» перед определенной расой, ее представителям отдается преимущество. Так к примеру работодатель может намеренно или из-за существующих квот предоставлять место представителю другой расы и игнорировать кандидатуры своей расы.
  • Расизм в отношении своей расы. Данный вид расизма возникает, когда внутри одной расы существует группа с некоторыми выраженными особенностями. К примеру более светлокожие представители негроидной расы могут испытывать чувство собственного превосходства над более темнокожими.

Институциональный расизм.

К данному виду относятся различные виды дискриминации по расовому признаку, которые осуществляются при поддержке институтов государственной власти. Так это могут быть различные политические или финансовые действия, направленные на формальное разделение общества по расовому признаку. Могут существовать различные квоты на рабочие места, возможности по получению образования, ограничения в культурном развитии и так далее.

Может обернуться против самого расиста

Расист не привык ставить себя на место других людей, однако он легко может оказаться на этом месте. Потому что если вы признаете, что расистские оскорбления допустимы, то вы тем самым признаете и то, что и вашу расу/нацию и всех ее представителей можно называть свиньями, рабами, зверьми и призывать к их уничтожению.

Давайте проведем простой тест. Итак, вопрос — вы против оскорблений на расовой почве? Если ответ «нет», то вы только что официально разрешили называть в том числе и представителей вашей национальности и расы неполноценными животными, обезьянами, полулюдьми и так далее. Именно так начинается путь человека в концентрационный лагерь.

Также есть точка зрения, что даже в случае своей победы расисты не остановятся на уничтожении людей других рас. Логическим продолжением этого может служить уничтожение людей с другим цветом глаз, или, допустим, другого роста.

Забавно, но если расисту небольшого роста сказать, что все люди малого роста – очень глупые, или расисту с карими глазами сказать, что все люди с карими глазами – неудачники, то в большинстве случаев мы увидим в качестве реакции праведный гнев. Но ведь в данном случае используется та же логика – разделение по внешним признакам и предположение о наличии у людей с этими признаками особых свойств.

Причины возникновения

Появление самого понятия тесно связано с историческими и географическими изменениями, в частности с тем периодом, когда европейцы максимально осваивали и завоёвывали новые земли. Для того чтобы на моральном и государственном уровне безнаказанно колонизировать земли их коренных жителей приравнивали больше к животным или полулюдям, что давало европейцам относительное право властвовать и распоряжаться как жизнями людей, так и их землёй. Затем появляется теория нордизма, призванная превозносить только одну расу, и приводящая различные факты о том, что эта цивилизация древнее и мудрее. В своих идеях разрекламировать собственное происхождение учёные даже приводили факты о присутствии любого прогресса (научного или культурного, интеллектуального или морального) даже на этапе развития древнегреческих и древнеримских цивилизаций.

Наиболее широкая и ужасающая трактовка расизм достигла в отношении евреев, а также в превознесении арийской расы. Если в других концепциях одни национальности просто ставились начальниками или признавались более развитыми, то для последнего движения были характерны истребление всех других народов или жестокая эксплуатация вплоть до смертельных исходов.

Ещё одной причиной развития расизма было экономическое развитие, а не только исторические и географические изменения. Идея, что кто-то менее достоин любых благ, разделяет людей на классы – это уникальная возможность для управления и стабилизации ситуации укрепления богатства конкретных лиц. Далее возникает эффект замкнутого круга, поскольку принижаемые расы и национальности изначально имели худшие условия жизни, а значит худшее здоровье, они не могли получить образование и в итоге не делали вклада в науку. Потом подобные факты (меньший процент учёных, долгожителей, деятелей искусства и т.д.) преподносился как доказательство ущербности данного народа. Конечно, из контекста выдёргивалась позиция о том, что само общество изначально поставило их в неравные условия, где развивать такие способности не представляется возможным.

Читайте также: