• Без рубрики
  • 0

Расстройства аутистического спектра (рас)

«Я здоровый человек»

Несмотря на полученную в детстве травму, девушка называет себя абсолютно здоровым человеком. Работает она в магазине — раскладывает товар по полкам.

«Если я весь день на ногах, бегаю или просто стою, то вечером они у меня болят. Но это же нормально. У здоровых людей они тоже могут болеть, поэтому стараюсь внимания на это не обращать. Только муж иногда ругается: «Куда ты лезешь со своими ногами?!» Но мы даже совершаем пробежки. Так что никаких ограничений нет, я здоровый человек», — рассказывает девушка.

О детстве и трагедии Раса почти ничего не помнит.

Сейчас Датиашвили работает микрохирургом, профессором хирургии отделения пластической хирургии в Ратгерском университете в Нью-Джерси. В США он переехал в 1991 году, о причинах эмиграции Датиашвили не распространяется. Однако его знакомые, попросившие RT не называть имён, предполагают, что одной из причин могли стать слава и зависть, которые обрушились на хирурга после того, как он прооперировал Расу: «Он лишь хотел качественно выполнять свою работу, но был вынужден покинуть страну».

  • Раса с дочерью Ильяной

Раса до сих пор не перестаёт благодарить хирурга, повторяя, что «у этого человека золотые руки». Она также признательна всем людям, кто помог ей в те страшные сутки. Однако сейчас, по её мнению, повторение такого сценария просто невозможно.

Раса признаётся, что хоть сама она из Литвы, а живёт в Германии, новости смотрит только российские: «Мне интересно про Россию что-то узнавать. Мне очень язык нравится: такой богатый и красивый. Меня это с ума сводило всегда. Наверное, это ещё с детства пошло. На меня произвело большое впечатление, как меня встретили, и такой образ Москвы остался в памяти».

Раса также призналась, что в Германии о её истории никто не знает, в отличие от родной республики. «Когда я приезжаю в Литву, бывает, стою на остановке, ко мне подходят и говорят: «А мы вас знаем». Мне приятно, но я теряюсь от такого внимания. В Германии меня никто не знает, и я могу скрыть своё прошлое. Бывает только, как шрамы увидят, начинают за спиной шептаться: «Смотри! А что это? От чего это?» Муж мне сказал, чтобы я в таких случаях говорила, что меня крокодил покусал», — смеётся Раса.

Альтернативная медицина

Поскольку расстройство спектра аутизма невозможно излечить, многие родители ищут альтернативные или дополнительные методы лечения, но эти методы лечения мало или вообще не показывают, чтобы показать, что они эффективны. Вы могли бы непреднамеренно усилить негативное поведение. И некоторые альтернативные методы лечения потенциально опасны.

Поговорите с врачом вашего ребенка о научных доказательствах любой терапии, которую вы рассматриваете для своего ребенка.

Примеры дополнительных и альтернативных методов лечения, которые могут принести некоторую выгоду при использовании в сочетании с методами, основанными на фактических данных, включают:

  • Творческая терапия. Некоторые родители предпочитают дополнять образовательное и медицинское вмешательство арт-терапией или музыкальной терапией, которая фокусируется на снижении чувствительности ребенка к касанию или звуку. Эти методы лечения могут принести пользу при использовании вместе с другими методами лечения.
  • Сенсорная терапия. Эти методы лечения основаны на недоказанной теории, согласно которой люди с расстройством спектра аутизма имеют сенсорное расстройство обработки, которое вызывает проблемы, переносящие или обрабатывающие сенсорную информацию, такую ​​как прикосновение, баланс и слух. Терапевты используют кисти, сжимают игрушки, батуты и другие материалы, чтобы стимулировать эти чувства. Исследования не показали, что эти методы лечения эффективны, но возможно, что они могут принести пользу при использовании вместе с другими методами лечения.
  • Массаж. Хотя массаж может быть расслабляющим, недостаточно данных, чтобы определить, улучшает ли он симптомы расстройства аутистического спектра.
  • Pet или конная терапия. Домашние животные могут обеспечить общение и отдых, но необходимы дополнительные исследования, чтобы определить, улучшает ли взаимодействие с животными симптомы расстройства аутистического спектра.

Некоторые дополнительные и альтернативные методы лечения не могут быть вредными, но нет никаких доказательств того, что они полезны. Некоторые из них могут также включать значительные финансовые затраты и быть сложными в реализации. Примеры этих методов лечения включают:

  • Специальные диеты. Нет никаких доказательств того, что специальные диеты являются эффективным средством лечения расстройства спектра аутизма. А для растущих детей ограничительные диеты могут привести к дефициту питания. Если вы решите провести ограничительную диету, поработайте с зарегистрированным диетологом, чтобы создать подходящий план питания для вашего ребенка.
  • Витаминные добавки и пробиотики. Хотя это и не является вредным при использовании в нормальных количествах, нет никаких доказательств того, что они полезны для симптомов расстройства спектра аутизма, а добавки могут быть дорогими. Поговорите со своим врачом о витаминах и других добавках и соответствующей дозировке для вашего ребенка.
  • Иглоукалывание. Эта терапия была использована с целью улучшения симптомов нарушения спектра аутизма, но эффективность акупунктуры не подтверждается исследованиями.

Некоторые дополнительные и альтернативные методы лечения не имеют доказательств того, что они полезны, и они потенциально опасны. Примеры дополнительных и альтернативных методов лечения, которые не рекомендуются при расстройстве спектра аутизма, включают:

  • Хелатная терапия. Это лечение, как говорят, удаляет ртуть и другие тяжелые металлы из организма, но нет никакой известной связи с расстройством спектра аутизма. Хелатотерапия для расстройства спектра аутизма не подтверждается данными исследований и может быть очень опасной. В некоторых случаях дети, лечившиеся хелаторной терапией, умерли.
  • Гипербарическая обработка кислородом. Гипербарический кислород – это лечение, которое включает дыхание кислорода внутри камеры под давлением. Было показано, что это лечение не является эффективным при лечении симптомов нарушения спектра аутизма и не одобрено Управлением по контролю за продуктами и лекарствами (FDA) для этого использования.
  • Внутривенные иммуноглобулины (ВВИГ) вливания. Нет никаких доказательств того, что использование инфузий IVIG улучшает расстройство спектра аутизма, и FDA не одобряло продукцию иммуноглобулина для этого использования.

2 Причины развития синдрома

Ученые различных областей не могут прийти к общему мнению относительно причин возникновения заболевания. Дети, страдающие данным расстройством, как правило, хорошо развиты физически и не имеют никаких внешне различимых отклонений.

У матерей детей-аутистов также не наблюдается никаких серьезных нарушений, их беременность протекает без особенностей. Считается, что определенную роль в развитии патологии играют следующие факторы:

  • детский церебральный паралич (ДЦП);
  • инфицирование матери вирусом краснухи в период беременности;
  • нарушение жирового обмена и др.

Многие инфекционные заболевания способны негативно влиять на развитие головного мозга и являться своеобразными «триггерными» факторами, запускающими течение заболевания. До недавнего времени ведущей теорией этиологии аутизма являлась генетическая. Считалось, что существует ген, участок которого кодирует данное расстройство. Однако сейчас принято считать, что аутизм – полиэтиологическое заболевание с неясными причинами и механизмом возникновения.

Симптомы аутизма у детей 4 лет

РАС встречается примерно у 1 из 54 детей и в четыре раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Многие дети с аутизмом проявляют симптомы к 12-18 месяцам, в то время как некоторые симптомы становятся более очевидными с возрастом. 

Различия в вербальном общении

У детей с аутизмом может быть иной стиль вербального общения, чем у их сверстников. Например, ребенок с аутизмом в 4 года может:

  • не откликаться на свое имя
  • говорить монотонным голосом
  • постоянно повторять слова или фразы
  • иметь трудности с двусторонней связью
  • быть склонным интерпретировать информацию буквально, не неспособен понять шутки или сарказм

Различия в невербальной коммуникации

Дети с аутизмом участвуют в невербальном общении иначе, чем сверстники. 

  • Им трудно установить зрительный контакт
  • Не склонны указывать на примечательные вещи 
  • Не любят объятий и других видов физического контакта

Различия в игре

  • У 4-летнего ребенка с аутизмом может отмечаться стиль игры, который отличается от сверстников 
  • Ребенок предпочитают проводить время в одиночестве
  • Проявляет сильный интерес и привязанность к определенной игре, игрушке, предмету или теме
  • Имеет сильную склонность к организации и ритуалам, таким как размещение игрушек в определенном порядке или их повторный подсчет
  • Имеет проблемы с игрой воображения
  • Имеет трудности с пониманием общепринятых правил поведения, что может привести к неадекватному поведению
  • Трудно поддерживает дружеские отношения

Другие поведенческие различия

Повторяющиеся формы поведения, такие как:

  • качание
  • вращение
  • царапание
  • включения и выключения
  • гиперактивность
  • импульсивность

Могут наблюдаться эмоциональные всплески, особенно в ответ на:

  • сенсорную перегрузку
  • вторжение в личное пространство
  • изменение в распорядке дня

Как аутичный ребенок воспринимает мир

Клиническая картина аутизма характеризуется определенными признаками, одним из которых принято считать неспособность ребенка-аутиста к образному мышлению. Такие дети не в состоянии воспринимать человека как сложное, целостное образование, включая все его черты и индивидуальные особенности.

Ребенок-аутист практически не отличает неодушевленные предметы от одушевленных. Внешние раздражители – яркий свет, громкая музыка, прикосновения – способны заставлять чувствовать таких детей сильный дискомфорт, вплоть до возникновения у них агрессивного поведения. При этом ребенок замыкается в себе, стремясь полностью изолироваться от всего, что его окружает.

Как помочь подростку с РАС?

  1. Будьте добрыми. Всегда приятно быть добрым с другими, независимо от того, похожи они на нас или отличаются.
  2. Будьте терпеливы. Это может быть неприятно, когда ваш друг, брат или член семьи с РАС не воспринимают социальные сигналы, но вам стоит помнить, что РАС влияет на социальную осведомленность человека. Аутисты могут говорить неуместные вещи, потому что у них нет такого же «фильтра» или социальных инстинктов, как у других подростков. Спросите человека с РАС, как вы можете помочь, и хочет ли он, чтобы вы указали неуместные типы поведения (в личной беседе).
  3. Общайтесь прямо. Время от времени может быть необходимо говорить прямо: «Я не могу тусоваться с тобой сейчас, потому что у меня есть планы, но я увижу тебя во вторник».
  4. Получите совет от родителя, учителя или другого взрослого. Полезно получить советы о том, как общаться с кем-то с РАС от человека, у которого есть опыт.

Если вам интересно, узнайте, есть ли в вашей школе программа для учащихся с особыми потребностями / инвалидностью, и спросите, можете ли вы помочь.

В вашем сообществе также могут быть возможности для добровольцев, и помощь почти всегда необходима.

Эти типы программ обычно соответствуют подросткам с особыми потребностями ученика.

Взаимодействуя со сверстниками, у которых есть особые потребности, вы можете многое узнать о себе и оказать существенное положительное влияние на жизнь другого подростка.

Деятельность ВОЗ

ВОЗ и ее партнеры признают необходимость укрепления возможностей стран содействовать оптимальному состоянию здоровья и благополучию всех лиц с нарушениями аутистического спектра. Усилия сосредоточены на том, чтобы:

  • содействовать укреплению приверженности стран и международной информационно-разъяснительной работе в отношении аутизма;
  • обеспечивать руководящие принципы относительно разработки мер политики и планов действий по решению проблемы РАС в более широких рамках обеспечения психического здоровья и помощи инвалидам;
  • способствовать получению фактических данных об эффективных и масштабируемых стратегиях оценки и лечения РАС и других нарушений развития.

ВОЗ, в консультации с экспертами, ассоциациями родителей и организациями гражданского общества, разработала программу обучения родителей, которая в настоящее время тестируется на местах.

Программа обучения для родителей и других лиц, осуществляющих уход за детьми с нарушениями развития — на английском языке

Источники

(1) Mayada et al. Global prevalence of autism and other pervasive developmental disorders. Autism Res. 2012 Jun; 5(3): 160–179. 

(2) Wakefield’s affair: 12 years of uncertainty whereas no link between autism and MMR vaccine has been proved. Maisonneuve H, Floret D. Presse Med. 2012 Sep; French (https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/22748860).

(3) Lancet retracts Wakefield’s MMR paper. Dyer C. BMJ 2010;340:c696. 2 February 2010 (https://www.bmj.com/content/340/bmj.c696.long).

Подготовка к назначению

Медицинский работник вашего ребенка будет искать проблемы с развитием при регулярных проверках. Упомяните о любых проблемах, которые вы испытываете во время вашего назначения. Если ваш ребенок проявляет какие-либо признаки расстройства спектра аутизма, вас, скорее всего, направят к специалисту, который лечит детей с расстройством для оценки.

Приведите члена семьи или друга с собой на встречу, если это возможно, чтобы помочь вам запомнить информацию и эмоциональную поддержку.

Вот некоторая информация, которая поможет вам подготовиться к встрече.

Что ты можешь сделать

Перед назначением ребенка составите список:

  • Любые лекарства, включая витамины, травы и безрецептурные лекарства, которые принимает ваш ребенок, и их дозы.
  • Любые проблемы, которые вы испытываете о развитии и поведении вашего ребенка.
  • Когда ваш ребенок начал говорить и достигал основных этапов развития. Если у вашего ребенка есть братья и сестры, также делитесь информацией о том, когда они достигли своих вех.
  • Описание того, как ваш ребенок играет и взаимодействует с другими детьми, братьями и сестрами и родителями.
  • Вопросы, чтобы попросить врача вашего ребенка максимально использовать ваше время.

Кроме того, может быть полезно принести:

  • Заметки о любых наблюдениях от других взрослых и лиц, осуществляющих уход, таких как няни, родственники и учителя. Если ваш ребенок был оценен другими специалистами здравоохранения или ранним вмешательством или школьной программой, принесите эту оценку.
  • Запись основных этапов развития для вашего ребенка, таких как детская книга или календарь для детей, если таковая имеется.
  • Видео необычного поведения или движений вашего ребенка, если оно у вас есть.

Вопросы, задаваемые врачом вашего ребенка, могут включать:

  • Почему, по-вашему, у моего ребенка (или нет) есть расстройство спектра аутизма?
  • Есть ли способ подтвердить диагноз?
  • Если у моего ребенка есть расстройство спектра аутизма, есть ли способ сказать, насколько он суровый?
  • Какие изменения я могу ожидать от своего ребенка с течением времени?
  • Какая специальная терапия или уход за детьми занимаются расстройством спектра аутизма?
  • Сколько и какой регулярной медицинской помощи будет нужен мой ребенок?
  • Какая поддержка доступна семьям детей с расстройством спектра аутизма?
  • Как я могу узнать больше о расстройстве спектра аутизма?

Не стесняйтесь задавать другие вопросы во время вашего назначения.

Чего ожидать от врача вашего ребенка

Врач вашего ребенка, скорее всего, задаст вам ряд вопросов. Будьте готовы ответить на них, чтобы зарезервировать время, чтобы пройти все пункты, на которые вы хотите сосредоточиться. Ваш врач может спросить:

  • Какое конкретное поведение вызвало ваш визит сегодня?
  • Когда вы впервые заметили эти симптомы у своего ребенка? Кто-нибудь заметил признаки?
  • Были ли эти поведения постоянными или случайными?
  • Есть ли у вашего ребенка какие-либо другие симптомы, которые могут показаться не связанными с расстройством спектра аутизма, например с проблемами желудка?
  • Кажется, что-то улучшает симптомы вашего ребенка?
  • Что, если что-то, кажется, ухудшает симптомы?
  • Когда ваш ребенок начал сканирование? Ходить? Скажите его или ее первое слово?
  • Каковы некоторые из любимых занятий вашего ребенка?
  • Как ваш ребенок взаимодействует с вами, братьями и сестрами и другими детьми? Ваш ребенок проявляет интерес к другим, вступает в контакт, улыбается или хочет играть с другими?
  • Есть ли у вашего ребенка семейная история расстройства спектра аутизма, языковой задержки, синдрома Ретта, обсессивно-компульсивного расстройства или тревожности или других расстройств настроения?
  • Каков план обучения вашего ребенка? Какие услуги он получает через школу?

Советы родителям детей с РАС

Родители детей с РАС не всегда знают, что нужно делать, к кому обращаться, и им трудно осознать и принять то, что у их малыша аутизм. Для эффективной работы по преодолению РАС необходимо, чтобы и близкие ребёнка соблюдали следующие рекомендации:

  1. Соблюдение режима дня. Необходимо проговаривать, что вы сейчас будете делать и сопровождать все действия фотографиями. Так ребёнок уже будет подготовлен к действиям.
  2. Нужно как можно больше стараться играть с ребёнком в совместные игры.
  3. В самом начале нужно выбирать игры и занятия, исходя из интересов малыша, позже дополнять их новыми видами деятельности.
  4. В игровую деятельность нужно включать людей из ближайшего окружения ребёнка.
  5. Хорошим решением будет ведение дневника, в котором будут фиксироваться все успехи и трудности, которые могут возникнуть у ребёнка. Это делается для того, чтобы наглядно показать специалисту развитие малыша.
  6. Посещать занятия со специалистами.
  7. За любой успех ребёнка надо поощрять.
  8. Подбор заданий строится по принципу от простого к сложному.

Нарушения в поведении

Третья группа обязательных для постановки диагноза РАС симптомов – своеобразие, ограниченность и стереотипность поведения, игр и интересов. Многие дети с аутизмом играют в игрушки необычным образом (например, выстраивают их в ряд или раскидывают), могут часто совершать повторяющиеся действия, интересоваться необычными предметами, странным образом двигаться, например, взмахивая руками, раскачиваясь на месте или бегая по кругу. Проявление симптомов этой группы очень разнообразно.

  • Разглядывание предметов (лопастей вентилятора, кондиционеров).У наблюдателя возникает ощущение, что ребенок «прилип взглядом» и не может оторваться
  • Может не проявлять интереса к игрушкам и восхищаться обычными предметами, например, обогревателем
  • Может не играть с игрушками обычным способом, но крайне интересоваться какой-то частью игрушки (например, любит крутить колесо у машинки)
  • Ребенок может часто кружиться вокруг своей оси
  • Часто многократно взмахивает руками
  • Расстановка игрушек в ряд; создание ряда самоценно, никакого сюжета не прослеживается
  • Может вращать предметы, поднося их очень близко к лицу
  • Может упорно пытаться есть несъедобные предметы: одежду, простыню, матрас, шторы
  • Может часто или подолгу перебирать, трясти или щелкать пальцами перед своими глазами
  • Часто и подолгу раскачиваться, сидя на месте и ничем больше не занимаясь
  • Бесконечно щелкать выключателем, зажигая и гася свет

Лечение

Логопедия и логотерапия. Должна начинаться рано и с использованием различных средств обмена информацией, в том числе языка жестов, обмена изображениями и устройств для коммуникации, которые генерируют речь на основе символов, выбираемых детьми на планшете или других портативных устройствах так же, как и при говорении. Физические и профессиональные терапевты планируют и осуществляют стратегии, помогающие пострадавшим детям компенсировать дефициты в конкретной моторной функции, двигательном планировании и обработке сенсорной информации.

Фармакотерапия. Может способствовать облегчению симптомов. Доказано, что атипичные антипсихотические препараты (например, рисперидон, арипипразол) помогают облегчить поведенческие проблемы, такие, как ритуальное, самоповреждающее и агрессивное поведение. Иногда используются другие препараты для контроля определенных симптомов, в том числе СИОЗС для купирования ритуального поведения, стабилизаторы настроения (например, вальпроат) при самоповреждающем и агрессивном поведении, стимуляторы и другие препараты, используемые при СДВГ при невнимательности, импульсивности и гиперактивности.

Изменения в питании, в том числе витаминные добавки, безглютеновая и безказеиновая диеты, являются недостаточно полезными для того, чтобы их рекомендовать, однако многие семьи применяют такие практики, что ведет к необходимости отслеживать недостатки и излишества такой диеты. Другие дополнительные и экспериментальные методы терапии (например, метод облегчённой коммуникации, хелатотерапия, тренинг по интеграции в аудиторию и гипербарическая кислородотерапия) не показали эффективность.

Уникальная операция

Руководство больницы рекомендовало Датиашвили обработать раны на ногах и зашить их, но врач решил реплантировать (пришить) девочке стопы. Когда операция началась и Раса уже была под анестезией, оказалось, что необходимый для процедуры микроскоп закрыт в лаборатории. Чудом дверь в нужный кабинет удалось открыть.

Операцию проводили Рамаз Датиашвили, профессор Виктор Крылов, анестезиолог Юрий Назаров, кардиохирург Яков Бранд и операционная сестра Елена Антонюк. Через несколько часов Рамаз всех отпустил и завершал процедуру в одиночку.

На следующий день после операции журналисты назовут транспортировку Расы «эстафетой добра». Девочка проснулась знаменитой: со всего мира ей писали письма, присылали игрушки и фрукты. В больнице с ней находилась мама Дангуоле Волковлене, но, согласно воспоминаниям очевидцев, особой любви к девочке она не проявляла. Кроме того, по словам свидетелей, женщина регулярно выпивала.

«Мама пила часто. А вот папа алкашом не был и выпивал редко — по праздникам и иногда вечером. Мне неприятно, когда многие журналисты пишут, что папа и в момент трагедии был подвыпившим. Но это не так. Это была случайность, и зла на него я не держу», — рассказывает RT Раса.

  • Микрохирург Рамаз Датиашвили и трёхлетняя Раса Прасцевичуте
  • РИА Новости

Затем у Расы был период реабилитации, проходивший под надзором врача-физиотерапевта Татьяны Гунаевой. Она восемь раз в день делала девочке болезненный, но необходимый для восстановления массаж. Через две недели после начала терапии Раса начала самостоятельно ходить. Вскоре после этого мать с девочкой вернулись домой.

3 Симптомы

У детей аутизм характеризуется определенной клинической картиной. Аутизм раннего детского возраста – состояние, возникающее в первые три года жизни.

Аутизм – сложное для диагностики заболевание, поэтому ставить данный диагноз вправе только квалифицированный врач-психиатр. Однако существуют определенные симптомы, позволяющие родителям предположить, что их ребенок страдает аутизмом.

Для данного синдрома характерно четыре основных признака, которые проявляются с различной интенсивностью у разных детей:

Симптом

Описание

Нарушение социального взаимодействия

Эмоциональная составляющая

Эмоции, жесты и мимика малыша не соответствуют текущей ситуации: ребенок не улыбается и не смеется, когда кто-то пытается с ним играть, веселить его и пр. В то же самое время смех может возникнуть без воздействия извне какого-либо раздражителя. Лицо аутиста похоже на маску, на которой время от времени возникают какие-либо гримасы.

Также аутист не способен к пониманию эмоций окружающих людей. Здоровые дети, взглянув на человека, могут понять его настроение: радостное, расстроенное и пр.

Обособление от людей

Малыш не участвует в играх с ровесниками, стремясь к погружению в собственный недостижимый ни для кого мир. Дети постарше склонны к одиночеству и не обращают внимания на окружающих, воспринимая их как неодушевленные предметы

Отсутствие понимания ролей

Дети-аутисты испытывают проблемы в играх, где необходимо принимать ту или иную роль (казаки-разбойники, дочки-матери и пр.). Такие дети могут не воспринимать игрушки как предметы, что-либо олицетворяющие, имеющие какую-либо функцию. Например, взяв в руки игрушечную машинку, аутист часами крутит отдельное колесо, а не катает машинку по полу, как это делают здоровые дети

Ребенок-аутист неадекватно реагирует на контакт с родителями

Некоторое время назад было принято считать, что аутисты не понимают, чем их родители отличаются от незнакомых людей. Это предположение опровергнуто: находясь в компании собственных родителей, дети меньше зацикливаются на выполнении того или иного действия.

Дети младшего возраста проявляют беспокойство, оставаясь одни, хотя попыток найти или вернуть родителей аутист не предпринимает

Нарушение коммуникации

Проявляется задержкой появления речи или ее полным отсутствием. В случае тяжелой формы течения заболевания ребенок не способен владеть речью. Для общения и обозначения собственных потребностей он использует односложные слова: есть, спать и т. д.

Речь аутистов чаще бессвязна, не имеет направленности к окружающим людям. Аутист часто повторяет одну и ту же не имеющую смысла фразу. Часто, говоря о себе, аутисты используют местоимения «он», «она», то есть делают это в третьем лице.

Отвечая на поставленный вопрос, дети повторяют вопрос либо его часть. Если назвать ребенка-аутиста по имени, велик шанс, что он не откликнется. Также такие дети испытывают трудности с приданием предложению правильной интонации, разговаривают слишком громко или напротив – слишком тихо. При общении они не смотрят в глаза

Отсутствие интереса к окружающему миру

В детском возрасте аутисты не испытывают интереса к окружающему миру, не задают родителям вопросов об его устройстве

Стереотипное поведение

Зацикливание

В течение длительного времени ребенок, не отвлекаясь на внешние раздражители, выполняет однотипные действия: сортирует игрушки по цветам, строит башню из кубиков и т. д.

Ритуальность действий

Характеризуется тем, что дети-аутисты чувствуют себя комфортно только в случае нахождения в привычной для них окружающей обстановке. Малейшие перемены в привычном течении вещей (небольшая перестановка в их комнате, изменение в рационе и пр.) пугают их, заставляя уйти в себя, либо провоцируют агрессивное поведение.

Для аутистичного поведения характерно выполнение определенных навязчивых действий (хлопания в ладоши, щелкания пальцами и др.) в непривычной обстановке

Страх и агрессия

В непривычной для ребенка ситуации он способен впадать в приступы агрессии либо «уходить в себя», не реагируя на происходящее

Ранние симптомы аутизма

Признаки аутизма возникают достаточно рано. В первые месяцы своей жизни дети-аутисты малоподвижны, проявляют неадекватную реакцию на раздражители извне, обладают скудной мимикой

Уход за ребенком с аутистом

Уход за ребенком с аутизмом сопряжен с трудностями, и следующие стратегии могут улучшить качество жизни ребенка:

  • Создание безопасной зоны: дети с аутизмом нуждаются в дополнительной поддержке, чтобы чувствовать себя в безопасности. 
  • Обеспечение последовательности: рутина важна и поможет поддержать обучение и развитие ребенка. Следует разработать строгий распорядок дня для различных видов деятельности.
  • Помощь в предвидении изменений: заранее предупредите ребенка о любых изменениях в его распорядке дня. Использование фотографий или рисунков может помочь сообщить об этих предстоящих изменениях.
  • Обеспечение позитивного подкрепления: поощряйте ребенка за позитивное поведение и прогресс, даже если прогресс кажется незначительным.
  • Избегание сенсорной перегрузки: некоторые дети-аутисты перегружены громкими звуками, яркими цветами или мигающими огнями 
  • Быть гибким в общении: если ребенок имеет трудности в передаче своих чувств или намерений, следует работать с ребенком, чтобы развить жесты или мимику для общения. 
  • Выход на улицу: поначалу может быть трудно заставить аутичного ребенка посещать новые места, но работа над этим может помочь укрепить его уверенность в себе и улучшить качество жизни ребенка.

Работа с особенными детьми

Коррекционная работа с детьми с РАС подразумевает совместную работу логопеда, дефектолога, психолога, воспитателей и учителей, а также активное взаимодействие с родителями. Конечно, оставлять таких детей на весь день одних на новом месте нельзя — нужно постепенно увеличивать его времяпребывание в учреждении и сокращать время присутствия родителей.

Лучше всего, если педагог будет начинать занятие или заканчивать его определённым ритуалом, необходимо исключить все яркие предметы, которые могут вызывать негативную реакцию ребёнка. Педагоги должны носить одежду спокойных тонов, желательно исключить использование духов. У ребёнка должно быть постоянное его личное рабочее место, все вещи должны всегда быть на своих местах. Участники образовательного процесса должны следовать определённому распорядку. Малейшее выбивание из графика или изменение в обстановке может вызвать у аутичных детей стресс.

Такие мелочи очень важны для успешной коррекции дефекта, потому создают положительный эмоциональный фон у ребёнка

На занятиях очень важно создание ситуации успеха, постоянное поощрение, стимулирование, т. к

усвоение знаний у них тесно взаимосвязано с личной заинтересованностью. Ребёнку нужно помогать при возникновении затруднений, во время занятий обязательно использование различной наглядности.

Хорошее влияние на детей с аутизмом оказывает совместная работа в паре. Это делается не на начальном этапе обучения, а когда ребёнок уже освоится в новой обстановке. Такой вид работы позволяет эффективнее ввести ребёнка в общество. Психолог корректирует негативные установки ребёнка, работает с аффективной стороной дефекта, помогает адаптироваться малышу и его родителям. Логопед занимается преодолением мутизма, логофобии, создаёт мотивацию для общения и корригирует речевые недостатки. Дефектолог занимается коррекцией эмоционально-волевой сферы и развитием высших психических функций.

Если ребёнку поставлен диагноз «аутизм» — это не значит, что ему нельзя посещать образовательное учреждение. При правильном подходе, индивидуально подобранной программе малыш сможет получить все знания, как и остальные дети.

Классификация человеческих рас

Попытки сложить картину, классифицирующую человеческие расы, были предприняты еще древними египтянами. Они определили четыре типа людей согласно с цветом их кожи: черные, желтые, белые и красные. И долгое время такое деление человечества сохранялось. Научную классификацию основных видов рас попытался дать француз Франсуа Бернье в XVII веке. Но более полные и сконструированные системы появились только в ХХ веке.

Известно, что общепринятой классификации не существует, и все они являются достаточно условными. Но в антропологической литературе наиболее часто ссылаются на Я. Рогинского и М. Левина. Они выделили три большие расы, которые в свою очередь разделяются на малые: европеоидная (евразийская), монголоидная и негро-австралоидная (экваториальная). При построении этой классификации ученые брали к сведению морфологическое сходство, географическое распространение рас и время их формирования.

Читайте также: