• Без рубрики
  • 0

Современная классификация нарушений речи

Основные задачи, направленные на развитие речи

Основная цель – научить ребенка (человека) правильно, грамотно и понятно излагать свои мысли, чувства и желания на русском (родном) языке, используя при этом устную речь. Для этого необходимо:

  • Формировать и расширять словарный запас.
  • Грамматически правильно строить предложения.
  • Использовать звуковую составляющую речи (умение слышать и правильно передавать звуки русского языка, используя интонационный компонент, произношение и верные ударения).
  • Употреблять в речи монолог и диалог.
  • Изучать классические литературные произведения (они помогают развивать связную речь).

Дизартрия

Если у пациента обнаруживается органическая патология головного мозга, вследствие которой нарушается двигательная часть речи, врачи часто говорят о дизартрии. При этом человек способен сформировать мысль, но не может её озвучить. Основным симптомом считается нарушение произношения. Его дополняют проблемы с дыханием, чёткостью речи и артикуляцией.

Характеристика патологии

Заболевание характеризуется обширной симптоматикой. Дизартрические нарушения имеют в себе несколько компонентов:

  • спастичность — гипертонус мышц артикуляционного аппарата (становится причиной мягкого произношения согласных, затрудненного размыкания или смыкания губ, гиперсаливации);
  • дистония — разность тонуса от полного отсутствия в покое до максимального напряжения при попытке заговорить (в результате одни звуки заменяются другими или искажаются);
  • гипотония — низкий тонус мышц органов артикуляции (провоцирует гиперсаливацию, гнусавость).

Если патология возникает в детстве, для неё характерно смешанное поражение: часть мышц находится в напряжении, а другая часть чрезмерно расслаблена. У таких пациентов могут полностью отсутствовать артикуляционные движения или быть незначительно изменены. Со стороны дыхательной системы отмечается малая глубина вдоха и высокая частота в момент разговора. Причина этого − патологическая регуляция процесса со стороны ЦНС (часто сопровождает ДЦП).

При этом больному тяжело менять высоту голоса и проявлять интонации. В результате его сложнее понять, а речь становится эмоционально неокрашенной.

Темп речи у пациентов чаще медленный, иногда появляется скандированность, добавляются лишние ударения. Самым тяжёлым отклонением при дизартрии считается невозможность жевать, откусывать куски и затруднение глотания. В некоторых случаях умение есть твёрдую пищу совсем не формируется. Больным трудно скоординировать работу рта и языка. У них возрастает чувствительность глоточного рефлекса.

Дифференцировать дизартрию от других патологий можно по характерным признакам. В их число входит:

  • стойкость патологических проявлений и большие трудности, связанные с их коррекцией;
  • нарушения распространяются и на гласные звуки, которые укорачиваются или становятся похожими один на другой;
  • автоматизация произношения протекает длительно, при преждевременном завершении работы с логопедом вероятны откаты к первоначальному уровню;
  • палатализация — согласные звуки произносятся мягко;
  • шипящие и свистящие произносятся сквозь зубы или через уголки рта;
  • речь заметно ухудшается при больших объёмах произносимых слов;
  • звонкие согласные звуки произносятся глухо;
  • часто возникают гиперкинезы — артикуляция слишком вычурная, движения неритмичны.

В зависимости от проявлений патологии определяют её вид (астеническая, гиперкинетическая или смешанная). Это делает логопед на очном сеансе. Он учитывает не только данные собственного обследования, но и результаты заключения невролога.

Нарушение звукопроизносительной стороны речи как фактор, затрудняющий овладение грамотой

Правильное произношение является залогом успешного речевого развития ребенка. Особенно актуально формирование правильного речевого произношение в старшем дошкольном возрасте, так как в этот период происходит формирование основ грамматического строя речи, ребенок осваивает грамоту и учиться строить грамматически верные речевые конструкции. Если, при этом у него имеются проблемы с произношением отдельных звуков, то полноценное освоение им грамоты будет затруднительным.

Произношение ребенка формируется к трем годам. В зависимости от особенностей речевого развития оно может затянуться до четырех-пяти летнего возраста.

Однако, в развитии речи ребенка могут иметься определенные нарушения, связанные с его произносительной стороной. Они проявляются по –разному и зависят от индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.

Формирование правильного произношения необходимо старшему дошкольнику по ряду причин:

  1. Взаимосвязь произношения и иных сторон речевого развития. Если имеются отклонения в произношении, то это стимулирует развитие отклонений в иных направлениях речевого развития ребенка.
  2. Подготовка к школе. Необходимо овладения азами грамматической стороны речи, которая неразрывно связана с произношением. Отклонения в произношении влияют на освоение основ грамматики языка и формирование способностей построения различных грамматических конструкций.
  3. Современные программы школьного обучения требуют достаточно высокого уровня дошкольной подготовки учащихся. Дети должны владеть основами чтения и письма, чтобы успевать по новым образовательным программам.
  4. На начальном этапе обучения ребенка в школе происходит продолжение освоения и развития речевых навыков. Для этого ребенок должен владеть лексическим запасом языка, звукопроизношением, грамматикой и фонематическими процессами.
  5. Формирование грамматического строя речи является сложным процессом, в реализации которого участвуют психические, физические и интеллектуальные процессы. Он требует наличия у ребенка особых навыков речи. Первостепенное значение здесь имеет произносительная сторона речи.
  6. Звукопроизношение лежит в основе формирования навыков чтения и грамотной устной и письменной речи.

Замечание 1

Таким образом, формирование правильного произношения у ребенка старшего дошкольного возраста является острой необходимостью. От него зависит успешность и качество процесса обучения в начальной школе. Если произношение ребенка имеет какие-то отклонения, то необходимо своевременно предпринять коррекционные меры, чтобы к началу школьного обучения, оно не мешало формированию правильной устной и письменной речи ребенка.

Актуальность вопроса

Современные классификации речевых нарушений направлены на систематизацию аномалий, встречающихся практически у каждого ребенка с разными отклонениями в развитии. Некоторые из них касаются непосредственно процессов произношения. Такие аномалии проявляются в снижении внятности речи и не сопровождаются дополнительными нарушениями.

Другие отклонения связаны с фонематической стороной языка. Они выражены не только дефектами произношения, но и недостаточным овладением звуковым составом слов. Это, в свою очередь, влечет нарушение чтения и письма.

Третья категория аномалий включает в себя коммуникативные отклонения. Они создают препятствия при обучении ребенка в школе и мешают социальной адаптации. Дети, у которых выявляются нарушения речи, относятся к особой категории. У них сохраняется интеллект и слух. Но имеющиеся отклонения негативно отражаются на прочих сторонах психики.

Как помочь формировать речь по возрастам

До года малыш делает свои первые попытки заговорить – улыбается в ответ на зрительный и речевой контакт со взрослыми, пытается сказать какой-то звук или даже повторить за мамой, папой

Поэтому очень важно акцентировать внимание на этих попытках, улыбаться, смотреть на малыша, показывая всяческими способами, что вам интересно

1-3 года. В этом возрасте мамы и папы при общении с ребенком пытаются (на бессознательном уровне) говорить с малышом на его языке – коротко, понятно, четко. Таким образом, дитя понимает то, о чем с ним говорят, то, что он хочет сказать. Постарайтесь избавиться от сюсюканья и пустого повторения (такого как, «ба-ба», «ку-ку»). Ребенок должен слышать слова полностью, чтобы впоследствии смог их так же сказать, а не сокращать слоги, переставлять их местами, искажая смысл. Правильная речь стимулирует общение.

От 3 лет и старше. Наиболее распространенным мнением большинства современных родителей является то, что, отдав трехлетнего ребенка в садик, можно снизить темп общения, а все необходимые речевые навыки сформируют работники детского учреждения. Это не так. Родительское общение остается таким же важным, потому что именно в семье закладываются основы коммуникации, на которые будут накладываться остальные получаемые знания.

Актуальность

Нет определенного промежутка времени, на протяжении которого можно и нужно усиленно заниматься развитием речи – и все – как по взмаху волшебной палочки малыш взял и заговорил целыми предложениями. Это довольно длительный процесс и у каждого отдельного ребенка занимает свое время.

Родители закладывают основы, на которые как на кирпичики накладываются знания и умения. Развитием речи занимаются не только с года до двух лет, пока ребенок не заговорит – это процесс, который не имеет четких границ. Многие взрослые люди активно развивают и усовершенствуют свою речь, свои речевые навыки.

Методы лечения

Выбор схемы терапии определяет основное заболевание, а также возраст пациента. Если нарушения речи вызваны острым состоянием, например, инсультом, больному необходима неотложная скорая помощь. Чем раньше начата реабилитация, тем выше у него шансы на полноценную жизнь в дальнейшем. Лечение состоит из выполнения логопедических заданий, физиотерапевтических методов, массажа и приема медикаментов. Может потребоваться пластика челюстно-лицевого отдела и специальная гимнастика, сеансы психотерапии. При спастической дисфонии спазм снимают с помощью уколов ботокса непосредственно в область голосовых связок.

На протяжении всего курса лечения нужно избегать внешних раздражителей, по возможности не оставлять больного человека одного в незнакомых местах. При проблемах с голосовыми связками рекомендован щадящий режим, чтобы их не напрягать. Также некоторые медикаменты и продукты питания могут вызывать их спазм, например, кофе.

Каждый вид коммуникативного расстройства требует особого подхода в соответствии с его проявлениями. Так, при дизартрии с человеком лучше общаться в письменной форме и с помощью жестов. Устная речь должна быть максимально простой и медленной.

В домашней обстановке можно продолжать коррекционную работу по устранению дефектов речи с помощью упражнений, назначенных врачом. Необходимо отдавать предпочтение общению с собеседниками, а не просмотру телевизора.

Детский аутизм

При данном заболевании дети не только полностью перестают разговаривать (хотя раньше их речевое развитие никак не отличалось от сверстников), но и погружаются в переживания, отстраняясь от окружающего их мира.

При детском аутизме наблюдается отсутствие элементарных бытовых навыков и речи. К особенностям болезни относятся:

  • возбудимость и даже агрессивность;
  • зацикленность на чем-то (предпочтение одного продукта, отказ от всего остального, при этом основной показатель — внешний вид, а не вкусовые качества; пример — малыш отказывается пить сок из бутылки, так как всегда его употребляет из картонной коробки);
  • отсутствие желания контактировать со взрослыми людьми, минимальный контакт с матерью;
  • у малышей развито чувство страха, только есть одна особенность — ребенок может не бояться темноты или высоты, а вот чайник или ложка его могут сильно напугать (эти предметы были взяты в качестве примера).

Рекомендации для родителей

С первых месяцев жизни необходимо как можно чаще общаться с малышом. Делать это нужно с выразительной интонацией и при этом поощрять попытки ребенка к взаимодействию. Например, на прогулке можно обсуждать, что находится вокруг, что происходит и т.д. Прекрасно, если ребенок будет делиться со взрослыми своими впечатлениями. Родителям нужно стремится к тому, чтобы их речь была эмоционально окрашена и выразительна. Нужно четко произносить звуки

Так, чтобы малыш видел правильную артикуляцию и слышал правильный пример

Очень важно следить за своей речью, не коверкать слова, не сюсюкать и не копировать ребенка.Развитию речи помогает мелкая моторика. Для этого хорошо подходят шнуровка, лепка, конструкторы, игры с песком, пальчиковые игры и т.д

Полезно заниматься дома логопедической гимнастикой, чтобы развивать артикуляцию и речевое дыхание. Занятия по коррекции речи должны нравится ребенку.Так он легче усвоит нужные упражнения.

Нарушение речи у дошкольника — серьезная проблема, которой необходимо уделить особое внимание. Разобраться с причинами, поставить диагноз, назначить коррекционные занятия и исправить речь у малыша помогут логопеды и дефектологи. Разобраться с причинами, поставить диагноз, назначить коррекционные занятия и исправить речь у малыша помогут логопеды и дефектологи

Разобраться с причинами, поставить диагноз, назначить коррекционные занятия и исправить речь у малыша помогут логопеды и дефектологи.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Технология и методы обучения учащихся

Вместе с требованиями общего типа перед школой становятся и более углубленные задачи для помощи детям с нарушениями речи. Среди них:

  • коррекция устной и письменной речи;
  • в процессе устранения дефектов учитывать психическое развитие каждого ребенка;
  • профессиональная подготовка.

Учебный процесс предусматривает выделение значительного времени посвященного трудовой деятельности школьников. Благодаря такому подходу решается несколько задач одновременно. В первую очередь адаптация детей с отклонениями в социуме, формирование личности и подготовка к жизни вне школьного учреждения. Этот аспект предусматривает и физическое развитие детей с ТНР.

Образование детей с особыми потребностями

Под эту категорию попадают дети с нарушением:

  • слуха;
  • зрения;
  • речи;
  • опорно-двигательной системы.

Методика обучения включает:

  • выявление различных патологий в развитии;
  • после постановление диагноза сразу оказать психологическую и педагогическую поддержку;
  • создать специальную программу по реабилитации;
  • выявить особенности развития и создать план самообразования;
  • задействовать родных и окружение ребенка в процесс восстановления;

Мнение эксперта
Маргарита Сергеевна С.
Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

Обучение детей с особыми потребностями осуществляется в специальных школах и интернатах.

Технология компенсаторного образования

Статистические данные указывают, что более 20% детей имеют различные отставания. Если вовремя не начать устранение дефектов ребенок потеряет адаптацию в учебном процессе.

  • тактильные ощущения;
  • слух (при условии, что отсутствуют нарушения);
  • зрение (если не выявлены проблемы);
  • двигательная функция.

Успех по устранению дефектов речи напрямую зависит от состояния перечисленных систем и умения ими пользоваться.

Не менее важным для детей с ТНР выступает педагогическая работа, направленная на:

  • добровольное обучение;
  • адаптированное содержание учебного материала;
  • дополнительные занятия;
  • задействование в процессе обучения компенсаторные возможности ребенка;
  • темп подачи материала в зависимости от скорости усвоения.

Основными элементами успешной реабилитации считаются лояльное и понимающие отношение к учащимся.

Признаки задержки речевого развития

Заметить отклонения в речи можно еще с первых месяцев жизни ребенка

Особое внимание нужно уделять детям, родившимся от матерей с неблагоприятным акушерским анамнезом или тяжелыми родами. Также в группе риска находятся недоношенные и маловесные дети

В первые месяцы обращайте внимание на звучание крика. Для малыша в этот период крик является средством взаимодействия с окружающим миром

У детей с соответствующим норме речевым развитием он − чистый, звучный. А у малыша с задержкой речи крик тихий или слишком громкий, похож на всхлипывания или вскрики. У некоторых он может отсутствовать.

Важные этапы в вербальном развитии младенца − это гуление и лепет. У детей с нарушениями речи гуление и лепет не имеют интонационной окрашенности. А если у малыша глухота, то стадия лепета (повторение одинаковых слогов) отсутствует

Стоит обратить внимание на развитие речи, если малыш не реагирует на обращение взрослого, слишком долго находится на стадии лепета или «лепетных слов»

У таких малышей лепет не выступает как средство коммуникации с окружающими людьми. Также у них могут наблюдаться негативные реакции на новую обстановку или людей, появляется избирательность в общении и играх с предметами. Это может стать причиной отставания в вербальном направлении. Ребенок с нарушениями речевого развития не понимает обращенную к нему речь, не подражает за взрослыми. Если вы заметили у малыша эти признаки − вам стоит обратиться к логопеду.

Чтобы предупредить трудности в речевом развитии важно больше общаться с малышом, поощрять его стремление ко взаимодействию с окружающим миром. При признаках отклонения от нормы стоит обратиться за консультацией к логопеду

Когда ребенок становится старше, то и признаки нарушения речевого развития становятся более ярко выраженными. Поэтому поощряйте малыша в стремлении к общению и познанию окружающего мира.

Дислалия

Она представляет собой нарушение произношения звуков при нормальной иннервации аппарата речи и слухе. Выражается дислалия в неправильном фонемном (звуковом) оформлении слов. В частности, ребенок искажает произнесение звуков, смешивает их или заменяет одни другими. Отклонение может обуславливаться неправильным или неполным формированием артикуляторной базы.

Классификация речевых нарушений предусматривает разграничение дислалии на функциональную и механическую. Последняя связана с анатомическими аномалиями артикуляторного аппарата. Функциональная дислалия обуславливается неблагоприятными условиями развития речи либо нарушениями фонематического слуха.

Заикание

Оно представляет собой нарушение темпоритмического аспекта речи. Заикание обуславливается судорожным состоянием мускулатуры артикуляционного аппарата. Это расстройство центрально обусловлено, может быть по природе органическим или функциональным. Как правило, заикание возникает в процессе речевого развития в рамках перехода к фразовому изложению. Оно связано с резко негативной эмоциональной реакцией ребенка на какой-то внешний раздражитель.

Заиканию способствует и недостаточная устойчивость ЦНС, в ряде случаев обусловленная органическим мозговым поражением. Нарушения темпоритмического аспекта речи связаны с судорогами разных участков периферического аппарата – артикуляционного, дыхательного, голосового.

Нормы ВОЗ

1 год:

  • Повторение слогов, преимущественно открытых (например, «да», «ма», «па», «ту» и др.).
  • Повторение звуков и слогов, имитирующих животных («мау», «аф», «ко», «му»).
  • Появляется интонационная окраска выражаемых эмоций.
  • Свои действия малыш может уже сопровождать определенными слогами.
  • Может понимать то, о чем говорят родители, ближайшее окружение, а также при просьбе показать предмет – указать на него.

Важно не только то, что годовалый малыш понимает информацию, а еще и то, что это фиксируется в его памяти, он запоминает и таким образом формирует пассивный словарь

1-2 года – увеличивается автономность:

  • Употребление в речи аморфных слов-корней (чаще ударные слоги). Например, детское слово «ма-» может означать маму или молоко, слово «па-» − папу или палку.
  • Увеличение пассивного словаря.
  • Умение соотносить изученное слово с картинкой.
  • Появляется «телеграфная» речь. К примеру, предложение «я гулять» означает «мама, пойдем гулять» или «мама, пошли на прогулку», то есть односложное выражение малыша способно передавать смысл полноценного предложения.

2-3 года:

  • Ребенок начинает обобщать предметы. Все будет зависеть от индивидуальных особенностей каждого малыша – кому-то это дается легче, а кому-то сложнее.
  • Речь становится более связной, предложения постепенно усложняются.
  • К 3 годам в норме ребенок должен использовать в своей речи примерно 1000 слов.

3-4 года:

  • К этому возрасту дошкольник слышит и различает ошибки в произношении других детей.
  • Освоение твердых С, Ц, З, может появиться и нормативный звук Р.
  • Умение назвать свое имя, возраст, половую принадлежность.
  • Активное освоение падежей, глагольных времен, появляются попытки согласования существительного с прилагательным.
  • Понимание обобщающих слов – продукты, мебель, посуда.
  • Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов (следовательно, появление совершенно новых слов).
  • Построение фразы становится грамматически правильным.

4-5 лет:

  • Обобщение носит более сложный характер. Например, «яблоко−фрукт−растение».
  • Увеличение пространственных и временных наречий – потом, вокруг, скоро и др.
  • В 4-4,5 года появляется словотворчество, которое подразумевает первоначальный этап усвоения различных моделей словообразования. Ребенок начинает образовывать слова, аналогичные услышанным, но бывает, что делает это неправильно («красиво−красивее» − «молча−молчее»). Ругать его за это не нужно, так как такое словотворчество свидетельствует о верном пути его языкового развития.
  • Может отсутствовать четкое произношение звука Р.

5-7 лет:

  • Умение формировать связные конструкции в речи. Дошкольник способен пересказать прочитанный текст, сохраняя его целостность.
  • Появление внутренней речи.
  • Умение выделять звуки в словах.
  • В норме должны отсутствовать какие-либо нарушения звукопроизношения, грамматические ошибки.
  • Ребенок уже умеет навык, позволяющий читать выразительно, изменять интонацию и громкость голоса. Постепенно формируется дикция – способность четко произносить звуки.

Дифференциальный диагноз

Дифференциальный диагноз расстройства развития артикуляции включает три стадии: во-первых, необходимо определить, что нарушение артикуляции является достаточно серьезным, чтобы считаться патологическим, и исключает нормальное нарушение произношения у маленьких детей; во-вторых, следует отметить отсутствие физической патологии, которая могла бы обусловить нарушение произношения и исключить дизартрию, нарушения слуха или умственную отсталость; в-третьих, надо установить, что экспрессивный язык выражен в пределах нормы и исключить расстройство развития языка и первазивные расстройства развития. Приблизительно можно руководствоваться тем, что 3-летний ребенок в норме правильно произносит м. н, б, п, в, ф, г, х, т, к, д;, а нормальный 5-летний ребенок правильно произносит все звуки.

Для исключения факторов физического характера, которые могли бы обусловить некоторые типы нарушения артикуляции, надо произвести неврологический, структурный и аудиометрический методы обследования.

Дети с дизартрией, у которых расстройство артикуляции обусловлено структурной или неврологической патологией, отличаются от детей с расстройством развития артикуляции в том, что дизартрия крайне трудно поддается коррекции, а иногда и не поддается совсем. Бессмысленная болтовня, медленное и некоординированное двигательное поведение, нарушение жевания и глотания, а также стесненное и замедленное высовывание и втягивание языка являются признаками дизартрии. Малая скорость речи является другим признаком дизартрии.

Классификация речевых нарушений

В современной логопедии существует две классификации с опорой на медицинские показатели и психолого-педагогические. Логопеды используют обе, чтобы лучше понять структуру дефекта и составить оптимальную коррекционную работу.

Эта классификация больше опирается на принципы психологии и педагогики, позволяет определить структуру дефекта.

Нарушения средств общения:

  • Если нарушена только фонетическая сторона речи (звукопроизношение) − это ФНР  или фонетическое нарушение речи.
  • Нарушение фонетической составляющей и трудности в овладении навыком звуко-буквенного анализа или ФФНР − ребенок затрудняется в определении звуков с опорой на слуховой анализатор и с трудом определяет их количество и местоположение в слове.
  • Если нарушена не только произносительная сторона речи, но и ее понимание и умение пользоваться средствами общение − это ОНР или общее недоразвитие речи.

В логопедии существует три уровня речевого развития:

  • 1 уровень − резко ограниченное понимание речи, очень маленький словарный запас; фразы отсутствуют. Активно используются невербальные средства общения (мимика и жесты).
  • 2 уровень − простые аграмматичные фразы, в которых не используют предлоги. Детская речь имеет контекстный характер, понятна только в определенной ситуации. Словарный запас резко отстает от нормы, звукопроизношение и слоговая структура нарушены.
  • 3 уровень − имеются простые и распространенные предложения с небольшими аграмматизмами. Словарный запас незначительно отстает от нормы, есть затруднения в формировании самостоятельной связной речи.

Нарушения использования средств общения:

Заикание − это речевая патология, когда нарушена коммуникативная функция. При этом у ребенка сформированы средства общения, но он не может их использовать из-за судорог в артикуляционном аппарате.

Медицинская классификация

В этой группе опираются на медицинские критерии.

Нарушения голосообразования или фонации

У ребенка расстройства произносительной стороны речи, а именно трудности с голосообразованием:

  • Нарушен процесс голосообразования – дисфония.
  • Тембр голоса имеет носовое звучание – ринофония.
  • Нарушение силы голоса – фонастения.
  • Отсутствие голосоподачи или шепотная речь − афония.

Эти нарушения появляются из-за изменений в работе голосового аппарата или недоразвития речевых центров.

Нарушения темпа и ритма речи

Проявляются в виде слишком медленного (брадилалия) или слишком быстрого (тахилалия) темпа речи. В обоих случаях окружающие с трудом понимают говорящего. Эти дефекты обусловлены недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата и речевого дыхания.

Нарушения звукопроизносительной стороны речи

Неправильное произношение может быть вызвано несколькими причинами:

  • Социальные условия или недостаточная сформированность фонетических процессов – дислалия.
  • Аномальное строение органов артикуляции – ринолалия.
  • Органическое поражение центральной нервной системы − дизартрия.

При таких нарушениях отмечается недоразвитие и других компонентов речи.

Структурно-семантические расстройства

Это самые сложные речевые нарушения, характеризующиеся тем, что у человека практически отсутствует речь. Только алалия возникает до 3 лет и ее причина − недоразвитие речевых областей головного мозга. А афазия − это распад уже сформировавшейся речи из-за повреждения этих участков. Это нарушение появляется после 3-х лет.

Нарушения письма и чтения

  • Дисграфия − нарушение письма, характеризующееся стойкими специфическими ошибками, не связанное с усвоением норм орфографии.
  • Аграфия − полная невозможность освоения письма.
  • Дислексия − нарушение чтения, связанное с расстройствами формирования структурных речевых компонентов и неправильной работы анализаторных систем.

Исходя из этой классификации и результатов диагностики, логопед составляет план коррекционной работы. Каждое нарушение речи имеет свою специфику, которую нужно учитывать при выборе методик для исправления речевых недостатков.

Причины нарушения речи у детей

Отклонение может быть врожденным или приобретенным, физиологическим или чисто психологическим. От этого напрямую зависит выбор способа коррекции.
Когда-то представления об источниках речевых аномалий были довольно хаотичными. Профессор Михаил Хватцев, один из первопроходцев в логопедии среди наших соотечественников, внес важнейший вклад в систематизацию причин. Он разделил их на внутренние и внешние, ввел следующую классификацию:

  • органические (анатомо-физиологические, морфологические):
    • органические центральные (поражения мозга);
    • органические периферические (дефекты органов слуха или артикуляции, расщепление нёба, дефекты зубов);
    • функциональные (психогенные — проблемы с возбуждением и торможением в ЦНС);
  • психоневрологические (речь нарушается как побочный эффект от расстройства памяти или умственной отсталости);
  • социально-психологические (источник — окружающая среда; например, неблагополучная атмосфера в семье).

Беда не приходит одна, проблемы на любом фронте неизбежно вырастут в целый букет сопутствующих осложнений. Хватцев подчеркивал тесную связь между органическими и функциональными причинами. При неправильной работе органов восприятия плохо закрепляются естественные рефлексы. И наоборот, если уже есть проблемы функционального характера, то затормозится и развитие органов. Как и пораженная ЦНС не способствует развитию периферии.

В зависимости от стадии, на которой возникла почва для речевых дисфункций, их делят на:

  • наследственные. К сожалению, мы не всегда наследуем от родителей крепкий организм. Многие неприятности достаются детям «в подарок», иногда это заикание, разные расстройства речевых зон в коре головного мозга, проблемы с прикусом или неправильное количество зубов, дефекты нёба, аномалии в строении органов артикуляции.
  • врожденные (внутриутробные). Обусловлены осложнениями во время беременности. Если женщина работает на вредном производстве, до последнего оттягивает декрет или неудачно пытается прервать беременность, если эмбрион вынужденно употребляет алкоголь, табак и сильнодействующие лекарства вместе с мамой, то всё это никогда не пойдет малышу на пользу. Особенно важен первый триместр, когда у плода формируется ЦНС.
  • перинатальные (родовые) и постнатальные (проявляются вскоре после рождения). Возникают из-за осложнений при самом появлении младенца на свет, из-за преждевременных родов, в результате родовых травм и т.д.
  • прочие (проявляются в первые годы жизни ребенка и позднее). Здесь корень зла — либо психологические, социально-бытовые факторы, либо серьезные болезни (менингит и другие опасные инфекции, заболевания органов слуха, травмы головного мозга и речевых органов).

Обратите внимание: риски, которым на разных стадиях своего развития до рождения подвергается плод, а после рождения — самостоятельный человек, — не одни и те же. Очевидные советы, которыми иногда пренебрегают мамы:

  • во время беременности берегите себя больше обычного, избегайте травм, потрясений и употребления вредных веществ;
  • тщательно выбирайте роддом с современным оборудованием и умелыми акушерками;
  • после рождения не запускайте болячки, пусть даже мелкие, помните, как уязвим неокрепший организм человечка, который только пришел в этот мир.

Профилактика речевых нарушений

Вот основные шаги, которые можно сделать для избежания нарушения речи у детей:

Профилактические осмотры детей дошкольного возраста у психоневролога, окулиста, оториноларинголога, логопеда, стоматолога, дают возможность выявить дефекты речевого развития в самом зачатке, когда шанс успешной коррекционной работы значительно выше.
Активное эмоциональное и речевое общение с первых дней жизни ребенка — необходимое условие его правильного развития. Проявляйте интерес, симпатию, нежность, дружелюбие, умиление, радость, любовь. И разговаривайте. А еще пойте колыбельные. Душевное общение — это наилучшая профилактика от любых болячек.
С малышом постарше занимайтесь пальчиковой гимнастикой. Выполнение определенных действий пальцами рук внешне выглядит, как игра, но в это время в организме запускаются сложнейшие процессы, которые формируют будущую речь вашего крохи. Массаж пальчиков и ладошек под любимый стишок создает образы, прививает чувство ритма, тренирует память, поднимает настроение. По мере взросления детки с удовольствием закручивают крышки, лепят, конструируют, складывают мозаику, рисуют, пересыпают крупы, застегивают молнии и замочки. Эти занятия для мелкой моторики способствуют развитию речи.
Занятия артикуляционной гимнастикой делают подвижными язычок, щечки, губки и помогают предотвратить нарушение речи у детей. Ее желательно выполнять регулярно, от простых упражнений к сложным. Для того, чтобы ребенку было понятно, где должен находиться язык при произношении того или иного звука, как открывать рот и надо ли вытягивать губы, лучше заниматься перед зеркалом.
Дыхательная гимнастика, разумеется, в форме игры, тоже не менее полезна. Мыльные пузыри, игры на дудочке или губной гармошке, бульканье через соломку в стакане с водой, надувание шаров помогают сформировать навык регулировать поток воздуха, увеличивать продолжительность выдоха, дышать равномерно.
Читайте сказки, стишки, потешки, скороговорки. Разыгрывайте сценки, спектакли. Сочиняйте сценарии. Учите наизусть стихи. Разгадывайте загадки. Играйте в словесные игры.
Гуляйте, по возможности, на природе — в лесу, сквере, парке

Замечайте, как живут насекомые, обращайте внимание на краски вокруг, наблюдайте за облаками. Общение с природой раскрепощает, обогащает эмоции, снимает мышечные зажимы, убирает страхи, воспитывает открытость и доверие миру.
Обеспечьте ребенку благоприятную и доброжелательную атмосферу дома

Помогайте ему правильно проходить стрессовые ситуации. Воспитывайте у него желание помогать, заботиться, сопереживать и обязательно верить в себя, отстаивать свою точку зрения, договариваться, идти на компромисс.

Профилактические мероприятия

Чтобы предупредить возникновение расстройств звукопроизношения, необходимо проводить профилактику. Женщинам рекомендуется планировать беременность. Во время вынашивания плода нужно избегать стрессов, тяжелых работ, контактов с инфекциями. При отслойке плаценты, повышенном тонусе матки, снижении количества шевелений следует обращаться к гинекологу. После рождения ребенка нужно следить за состоянием малыша. Если у ребенка снижен сосательный рефлекс, повышен или понижен тонус рук и ног, отмечается сильный плач, следует обязательно обратиться к доктору.

На протяжении жизни ребенка нужно избегать травм головы, вовремя пролечивать хронические и инфекционные заболевания. Детям с ДЦП показано лечение и реабилитация. В период формирования речевой функции с детьми следует постоянно заниматься, четко проговаривать слова, читать стихи и книги, исправлять произношение неверно произнесенных слов. При проявлениях задержки речи ребенку показана своевременная коррекция речи.

Читайте также: