• Без рубрики
  • 0

Необычные тесты онлайн: обзор интересных психологических тестов

Работа тестов в современных реалиях

Стоит понимать, что тест – это стандартизированная, годами отработанная методика, посредством которой человек всегда приходит к одному из ранее заготовленных сценариев. Он и определяет его тип личности, характер, склад ума и другие характеристики. Каждый ответ в системе предопределен заранее, и выйти за его рамки невозможно. Сегодня психологические тесты проводят везде: в школах, при устройстве на работу, в медицинских учреждениях, в социальных структурах. Среди них есть специальные для детей, для женщин или мужчин, людей определенных категорий. Каждый из таких тестов имеет свои нюансы, некоторые направлены на выявление психических отклонений, другие определяют насколько продуктивный или творческий человек. В интернете можно найти даже тесты, которые смогут определить тотемное животное по ответам человека. Конечно, это уже будет не научный тест, и относиться к нему крайне серьезно не стоит. В принципе, можно ли верить психологическим тестам в интернете – вопрос достаточно спорный. Можно, скорее всего, только в том случае, когда этот тест находится на каком-то серьезном портале, посвященном психологии.

Перспективы психологии

Психологи изучают поведение с разных психологических точек зрения, каждая из которых основана на общем наборе предположений о том, что важно изучать и как это изучать. Некоторые проводят подробные биологические исследования мозга, другие исследуют, как мы получаем информацию, другие анализируют роль эволюции, а третьи — влияние культуры и общества

Некоторые проводят подробные биологические исследования мозга, другие исследуют, как мы получаем информацию, другие анализируют роль эволюции, а третьи — влияние культуры и общества.

Классическими современными взглядами в психологии на принятие научных стратегий были бихевиористы, которые славились своей зависимостью от контролируемого лабораторного эксперимента и неприятием любых невидимых или подсознательных сил в качестве причин поведения.

Позже когнитивная психология также приняла этот строгий, научный, лабораторный подход в применении к памяти, восприятию, когнитивному развитию, психическим заболеваниям и многому другому.

Что такое психология человека?

Психология (от древнегреческого «знание о душе») – это наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы (что иногда называют «душой») с целью объяснить поведение человека, а также особенности поведения отдельных людей, групп и коллективов.

Объект психологии — это человек. Отсюда можно сделать вывод, что любой психолог (или интересующийся психологией) является исследователем самого себя, благодаря чему в психологических теориях возникает тесная взаимосвязь объективного и субъективного.

Предмет психологии в разные исторические эпохи всегда понимался по-разному и с позиции разных направлений психологической науки:

  • Душа. Такой позиции до начала XVIII века придерживались все исследователи.
  • Явления сознания. Направление: английская эмпирическая ассоцианистская психология. Главные представители: Дэвид Гартли, Джон Стюарт Милль, Александр Бэн, Герберт Спенсер.
  • Непосредственный опыт субъекта. Направление: структурализм. Главные представители: Вильгельм Вундт.
  • Приспособляемость. Направление: функционализм. Главные представители: Уильям Джеймс.
  • Происхождение психических деятельностей. Направление: психофизиология. Главные представители: Иван Михайлович Сеченов.
  • Поведение. Направление: бихевиоризм. Главные представители: Джон Уотсон.
  • Бессознательное. Направление: психоанализ. Главные представители: Зигмунд Фрейд.
  • Процессы переработки информации и их результаты. Направление: гештальтпсихология. Главные представители: Макс Вертгеймер.
  • Личный опыт человека. Направление: гуманистическая психология. Главные представители: Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл, Ролло Мэй.

Основные разделы психологии:

  • Общая психология
  • Акмеология
  • Дифференциальная психология
  • Гендерная психология
  • Когнитивная психология
  • Виртуальная психология
  • Военная психология
  • Прикладная психология
  • Инженерная психология
  • Клиническая (медицинская психология)
  • Нейропсихология
  • Патопсихология
  • Психосоматика и психология телесности
  • Онкопсихология
  • Психотерапия
  • Педагогическая психология
  • Психология искусства
  • Психология родительства
  • Психология труда
  • Психология спорта
  • Психология управления
  • Экономическая психология
  • Этнопсихология
  • Юридическая психология
  • Криминальная психология
  • Судебная психология

Как нетрудно заметить, разделов психологии существует множество, и разные направления изучают разные аспекты личности человека и его деятельности. Какой раздел будет по душе лично вам, вы сможете определить, ознакомившись с каждым из них самостоятельно. В нашем же курсе мы рассматриваем психологию человека в общем и целом, не выделяя какие-то направления, виды или разделы, но делая возможным применение новых навыков в любой сфере жизнедеятельности.

Педагогическая психология

Развитие психологической науки привело к тому, что была сформирована педагогическая психология. Она занимается изучением психологических закономерностей и особенностей процессов воспитания и обучения детей и подростков. В ее задачи входит рассмотрение процессов усвоения определенных знаний, формирования умений и навыков в соответствии с запросами школьного обучения. Кроме того, психологическая наука и образование отвечает за обоснование приемов, методов, способов воспитания и обучения, а также за вопросы, которые связаны с подготовкой школьников к практической деятельности.

Детская психология рассматривает специфику психики детей различных возрастов. Ее задачей является рассмотрение процесса формирования личности малыша, его умственного развития, памяти, интересов, мышления, мотивов деятельности.

Также существует психология труда, которая ставит перед собой задачу анализа психологических особенностей трудовой деятельности для улучшения производственного обучения.

Психологическая наука и образование предполагают серьезное изучение вопросов, связанных с организацией рабочего места, психологических особенностей трудовых операций в разных видах деятельности.

Инженерная психология, которая активно развивается в настоящее время, касается проблемы соотношения психических возможностей человека и требований машин.

Психология искусства, которая изучает психологические особенности творческой работы в разных видах искусства (в пластике, живописи, музыке) и специфики восприятия произведений искусства, анализ влияния их на развитие человеческой личности.

Патопсихология изучает расстройства и нарушения психической деятельности при разных заболеваниях, в результате чего разрабатываются оптимальные методы лечения.

Психология спорта занимается изучением психологической характеристики разных видов спорта, анализом памяти, восприятия, эмоциональных процессов, волевых качеств. Социально-психологические науки имеют не только теоретическое, но и практическое значение. Это потому, что они связаны с задачами рационализации разных видов деятельности человека.

Проблемы психологической науки затрагивают все сферы человеческой деятельности. Психология позволяет разрешать практические проблемы, улучшать жизнь и деятельность человека.

Психология жизни человека как личности

Ни для кого не секрет, что наши шансы справиться с возникшей проблемой напрямую зависят от нашего желания. Воспринимать жизнь, такой как она есть, значит осознавать в ней самого себя. Главное место тут отводится самоконтролю. У человека, всецело владеющего собой, не бывает эмоциональных всплесков, поэтому его трудно чем-либо уязвить.

Чтобы всегда держаться на плаву в нашем современном мире, надо знать и выполнять несколько простых правил. Постарайтесь научиться разбираться в людях, это поможет сохранить хорошие отношения с окружающими в любой ситуации. Если вы будете ладить с людьми и сможете влиять на них, то успех вам обеспечен, учитывайте желания и потребности других людей, ведь у каждого есть свои права, и об этом всегда нужно помнить, не опускайте руки перед невзгодами, боритесь из последних сил. Всегда старайтесь войти в положение других людей, тогда и вас будут стараться понять окружающие. Активный образ жизни способен значительно поднять энергетический жизненный тонус. Не общайтесь с окружающими с позиции силы и принуждения, это только отдалит вас от других людей. Не стоит постоянно анализировать свое поведение, и не бойтесь совершать поступки. Боритесь за свои права, всегда помня об обязанностях.

Если человек попадает в особую ситуацию, это, обычно, вызывает у него эмоциональный всплеск и психологическое напряжение. Реакция у людей бывает разной. У одного – мобилизуются все жизненные ресурсы, у другого наоборот наблюдается снижение работоспособности и полное отсутствие возможности предпринимать какие-либо действия. Такая разная реакция объясняется индивидуальными свойствами организма человека, его воспитанием, осведомленностью, осознанием степени опасности, моральной закалкой и психическим состоянием. Этим и определяется степень готовности к соответствующим действиям в той или иной ситуации.

Как правило, при стихийных бедствиях, в крупных авариях или катастрофах человек переживает сильное эмоциональное возбуждение, справиться с которым помогают психологическая устойчивость, решительность, умение и желание помочь пострадавшим. У тех, кто не имеет соответствующей психологической подготовки, возникает сильное чувство страха и желание скрыться от надвигающейся опасности, может возникнуть и психологический шок, который вызывает неподвижность, человек теряет способность нормально мыслить и контролировать свои чувства и сознание. Такая реакция человека на чрезвычайное происшествие может длиться до нескольких дней.

Люди ведут себя так по ряду причин: их пугает внезапное возникновение опасности и неспособность противостоять ей из-за неопытности и отсутствия соответствующей морально-психологической подготовки.

Чаще всего, первая реакция человека на приближающуюся опасность – страх. Чувство страха вызывает  негативные ощущения, вместе с тем, страх сигнализирует о том, что нужно защищаться, потому  главная задача, которая стоит перед человеком, спасти свою жизнь.

Если, попадая в особую ситуацию, человек пугается и теряется, то это уже само по себе может стать причиной тяжелых и непоправимых последствий. Особенно это касается руководящего состава, члены которого обязаны мобилизовать коллектив, не допустить паники и суеты

Именно поэтому так важно изучать психологию поведения человека в различных ситуациях при подготовке спасателей, руководителей и населения к возможным экстремальным ситуациям

Можно ли верить тестам?

Большинство опросников по сей день создаются за рубежом и могут совершенно не соотноситься с нашей культурой и нашим образом жизни. Происхождение теста играет большую роль, ведь чем локальнее и приближённее тест к человеку, тем лучше он сможет его описать.

Есть также универсальные методики проведения тестов, однако, они менее точны. Большая роль и ответственность также лежит на специалисте, который работает с тестируемым, от его квалифицированности зависит многое. Провести опрос действительно может любой человек, но не каждый сможет верно интерпретировать и истолковать ответы, а также верно их донести до человека. Такое под силу только настоящему профессионалу своего дела.

К примеру, тест Кеттела можно проводить только при наличии у работника лицензии, полученной после годового обучения. Учебные материалы найти бесплатно в интернете никак не удастся, они продаются только в специальных магазинах и дорого стоят. Если человеку и удастся найти тест Кеттела в интернете, то только неполную версию, а проходить по ней тестирование самостоятельно и ставить себе диагноз – дело бесполезное. Только опытный специалист сможет резко со стороны оценить результаты, обладая необходимыми знаниями по этой теме.

Как этому научиться?

Естественно, знания о психологии не присутствуют у нас с рождения, а формируются в течение жизни. У кого-то, конечно, есть предрасположенность к психологии. Такие люди часто становятся психологами, интуитивно разбираются в людях, немного по-другому смотрят на жизнь. Другим же приходится специально изучать психологические знания, прикладывать больше старания и терпения к тому, чтобы их усвоить. Но, в любом случае, научиться можно всему. И овладеть навыком применения психологических знаний – тем более. Причём, сделать это вы можете самостоятельно.

Есть два аспекта обучения этому навыку – теоретический и практический.

  • Теоретический аспект психологии – это те знания, которые преподаются в учебных заведениях, а также даются в представленном курсе;
  • Практический аспект психологии – это применение новых знаний в жизни, т.е. переход от теории к практике.

Но нередко происходит так, что теория так и остаётся теорией, потому что люди просто не знают, что же им делать с той информацией, которой они теперь владеют. Любые уроки, курсы, тренинги, лекции, семинары и т.д. должны быть направлены на практическое применение знаний в реальной жизни.

С учётом этой особенности и составлен тот курс, введение к которому вы сейчас читаете. Цель данного курса – не только дать вам хорошую теоретическую базу психологических знаний, но и научить вас использовать эти знания. Все уроки курса имеют двустороннюю направленность – это теория и практика. Теоретическая часть содержит в себе самые важные знания по теме психологии человека и представляет собой их квинтэссенцию. Практическая часть, в свою очередь, состоит из рекомендаций, советов, психологических методов и приёмов, рассчитанных на то, что вы будете их использовать.

Данный курс «Психология человека» — это:

  • Систематизированный и понятный любому человеку материал, изложенный в простой, интересной и доступной форме.
  • Сборник полезных советов и рекомендаций, которые легко применять на практике с первого же дня.
  • Возможность увидеть себя и свою жизнь, а также других людей с новой, до этого неизвестной вам стороны.
  • Возможность повысить уровень своего интеллекта, образования и эрудиции на несколько уровней, что, несомненно, играет существенную роль в жизни современного человека.
  • Возможность найти главную мотивирующую силу, которая будет побуждать вас идти только вперёд и достигать успехов.
  • Возможность вырасти как личность, и повысить уровень и качество своей жизни.
  • Возможность научиться налаживать контакт с любыми людьми (от собственных детей и родителей до начальства и хулиганов на улице).
  • Способ прийти к гармонии и счастью.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Cтатистика На весь экран

Ощущения

Ощущения – это психические процессы, которые представляют собой психические отражения отдельных состояний и свойств внешнего мира, возникающие при прямом воздействии на органы чувств, субъективное восприятие человеком внешних и внутренних раздражителей при участии нервной системы. В психологии под ощущениями обычно понимается процесс отражения различных свойств объектов в окружающем мире.

Ощущения обладают следующими свойствами:

  • Модальность – качественный показатель ощущений (для зрения – цвет, насыщенность, для слуха – громкость, тембр и т.д.);
  • Интенсивность – количественный показатель ощущений;
  • Длительность – временной показатель ощущений;
  • Локализация – пространственный показатель.

Существует несколько классификаций ощущений. Первая из них принадлежит Аристотелю. Им было выделено пять основных чувств: осязание, слух, зрение, вкус и обоняние. Но в XIX веке, благодаря увеличению видов ощущений появилась необходимость более серьёзной их классификации. На сегодняшний день существуют следующие классификации:

  • Классификация Вундта — в зависимости от механических, химических и физических свойств раздражителей;
  • Классификация Шеррингтона – основана на расположении рецепторов: экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные ощущения;
  • Классификация Хэда – основывается на происхождении: протопатическая и эпикритическая чувствительность.

Подробнее об ощущениях читайте в статье «Ощущение и восприятие».

История психологии

В философском контексте психология существовала около тысячи лет назад в Древней Греции, Египте, Индии, Персии и Китае.

В 387 г. до н.э. Платон предположил, что в мозгу происходят умственные процессы, а в 335 г. до н. э. Аристотель предположил, что в сердце.

Авиценна, известный мусульманский врач, родившийся в 980 году нашей эры, изучал и лечил эпилепсию, ночные кошмары и плохую память. Утверждалось, что первые больницы для лечения психиатрических заболеваний были созданы исламскими врачами в средневековье.

В 1774 году Франц Месмер предположил, что гипноз, или «месмеризм», может помочь в лечении некоторых видов психических заболеваний.

В 1793 году Филипп Пинель освободил первых пациентов с проблемами психического здоровья из заключения, что стало сигналом к более гуманному обращению.

В 1879 году Вильгельм Вундт, Германия, основал психологию как самостоятельную экспериментальную область исследования. Он создал первую лабораторию, которая проводила психологические исследования исключительно в Лейпцигском университете. Вундт известен сегодня как основатель психологии.

В 1890 году американский философ Уильям Джеймс опубликовал книгу под названием «Основы психологии». Это обсуждалось психологами по всему миру на протяжении многих десятилетий. В том же году штат Нью-Йорк принял Закон о государственной помощи, в соответствии с которым люди с проблемами психического здоровья должны были покинуть свои дома и направиться в больницу для лечения.

Герман Аббингаус, который жил с 1850 по 1909 год и работал в Берлинском университете, был первым психологом, который интенсивно изучал память.

Иван Павлов, живший с 1849 по 1936 год, провел знаменитый эксперимент, который показал, что собаки выделяют слюну в ожидании пищи, вводя понятие условного рефлекса.

Зигмунд Фрейд, живший с 1856 по 1939 год, разработал область психоанализа, типа психотерапии. Он использовал интерпретирующие методы, самоанализ и клинические наблюдения.

Он сосредоточился на разрешении бессознательных конфликтов, психических расстройств и психопатологии. Фрейд утверждал, что бессознательное было причиной большинства мыслей и поведения людей, а также проблем психического здоровья.

Э. Б. Титченер, твердо верил в структурализм, который фокусируется на вопросе: «Что такое сознание?». Уильям Джеймс и Джон Дьюи были убежденными сторонниками функционализма, в котором говорилось: «Для чего нужно сознание?». Дискуссия между функционалистами и структуралистами привела к быстрому росту интереса к психологии.

Бихевиоризм

В 1913 году американский психолог Джон Б. Уотсон основал новое направление, которое изменило всю психологию. Поведение, утверждал он, является не результатом внутренних психических процессов, а результатом того, как мы реагируем на окружающую среду. Бихевиоризм сосредоточен на том, как люди формируют новое поведение из окружающей среды.

Гуманизм

Гуманисты рассматривали бихевиоризм и психоаналитическую теорию как слишком бесчеловечные. Вместо того, чтобы быть жертвами окружающей среды или бессознательного, они предположили, что люди изначально совершенны и что наши собственные психические процессы играют активную роль в нашем поведении. Гуманистическое движение много внимания уделяет эмоциям, свободной воле и субъективной оценке опыта.

Когнитивная теория

Появившаяся в 1970-х годах, она считается самой последней школой в психологии. Когнитивные теоретики полагают, что мы воспринимаем информацию из окружающей среды через наши чувства, а затем обрабатываем данные мысленно, организуя их, манипулируя ими, запоминая их и связывая с информацией, которую мы уже знаем. Когнитивная теория применяется к языку, памяти, обучению, системам восприятия, психическим расстройствам и сновидениям.

В настоящее время психологи изучают все эти подходы и выбирают то, что кажется наилучшим из каждого подхода для конкретной ситуации.

Сознание и психика

Наука, изучающая психологические закономерности обучения и воспитания, связана с психическими явлениями:

  • познавательными, эмоциональными, мотивационными, волевыми процессами;
  • творческим подъемом, радостью, усталостью, сном, стрессом;
  • темпераментом, направленностью личности, характером

От того, насколько глубоко они рассматриваются, зависит правильность подбора приемом и методик развития.

Наука, изучающая психологические закономерности обучения и воспитания, зависит от специфики человеческого организма, от функционирования коры головного мозга. В ней выделяют:

  • сенсорные зоны, которые обрабатывают и принимают от рецепторов и органов чувств информацию;
  • моторные зоны, управляющие движениями человека;
  • ассоциативные зоны, используемые для обработки информации.

Психологи

Работа психолога может варьироваться от консультирования людей с беспокойством до консультирования организаций о том, как создавать лучшие коллективы.

Сознание очень сложно, и состояния, связанные с ним, трудно поддаются лечению. Мыслительные процессы, эмоции, воспоминания, сны, восприятия и т. д. Не могут быть видны физически, как кожная сыпь или порок сердца. Хотя можно наблюдать физические признаки некоторых проблем психического здоровья. Многие теории психологии основаны на наблюдении за поведением человека.

Практикующий психолог встречается с пациентами, проводит оценку, чтобы выяснить, что их беспокоит и что вызывает какие-либо трудности, и рекомендует определенное лечение, например, посредством консультирования и психотерапии.

У психологов могут быть и другие роли. Они могут проводить исследования, чтобы консультировать органы здравоохранения и другие органы по социальным и другим вопросам, оценивать детей, которым трудно учиться в школе, проводить семинары о том, как предотвратить издевательства, работать с группами по подбору персонала в компаниях и многое другое.


Психология — достаточно новая наука, большинство достижений которой произошло за последние 150 лет. Тем не менее, ее происхождение можно проследить до древней Греции, 400 — 500 лет до нашей эры.

Классификация наук по Кедрову Б. М.

Академиком Б. М. Кедровым эта наука помещалась в центре «треугольника наук». На вершине он располагал естественные науки, левый нижний угол отводил общественным наукам, а правый нижний – философским отраслям (логике и гносеологии). Между науками о природе и философскими науками ученый расположил математику. Психологии Кедров отвел центральное место, показывая, что она способна объединять все группы наук.

Основные психологические науки связаны с общественными дисциплинами, которые занимаются изучением людского поведения. К социальным наукам причисляют психологию, социальную психологию, социологию, политологию, экономику, этнографию, антропологию.

Психология прочно связана с естественными науками: физикой, биологией, физиологией, математикой, медициной, биохимией. На стыке этих наук появляются смежные области: психофизика, психофизиология, нейропсихология, бионика, патопсихология.

Психологические особенности науки определяют ее место в системе наук. В настоящее время историческая миссия психологии состоит в интеграции разных сфер человекознания. Она объединяет общественные и естественные науки в одну концепцию.

В последние годы возрастают связи психологии с техническими дисциплинами, появляются смежные науки: эргономика, авиационная и космическая психология, инженерная психология.

Предмет психологической науки связывает прикладные и теоретические дисциплины, которые развиваются на границах с науками о человеке, природе, обществе.

Подобное развитие можно объяснить запросами практической деятельности общества. В результате создаются и развиваются новые области психологической науки: космическая, инженерная, педагогическая психология.

Применение физических методов в современной психологии способствовало появлению экспериментальной психофизики, психологии. В настоящее время существует порядка ста различных отраслей психологии.

Основой современной психологии считается общая психология, изучающая общие законы, механизмы и закономерности психики. Она включает в себя экспериментальные исследования и теоретические моменты.

Человеческая психика является предметом некоторых отраслей:

  • в генетической психологии рассматривают наследственные механизмы поведении и психики, их связь с генотипом;
  • в дифференциальной психологии анализируют индивидуальные отличия в психике разных людей, особенности их появления, алгоритм формирования;
  • в возрастной психологии рассматривают закономерности становления психики здорового человека, а также особенности психики каждого возрастного периода;
  • в детской психологии рассматривается изменение сознания, психических процессов растущего ребенка, а также условия для ускорения этих процессов;
  • в педагогической психологии анализируются закономерности формирования личности ребенка в процессе воспитания, обучения.

Для современной психологии характерна дифференциация, порождающая ее деление на различные отрасли. Они могут существенно отличаться друг от друга, несмотря на схожий предмет исследования.

Читайте также: