• Без рубрики
  • 0

Основные школы психологии и их краткая характеристика

Список источников:

  1. “Психотерапия” статья из Википедии
  2. “Зигмунд Фройд” статья из Википедии
  3. “Эмпирические данные” статья из Википедии
  4. “Априори” статья из Википедии
  5. Этические принципы психологов и кодекс поведения Американской ассоциации психологов
  6. Что такое супервизия
  7. Что такое интервизия
  8. Психотерапия по версии Американской Психологической Ассоциации
  9. Психотерапия по определению Американской Психиатрической Ассоциации
  10. Цели психоаналитического лечения
  11. “Психоанализ” Статья из Википедии
  12. Как работает психоаналитическое лечение
  13. Главные виды психотерапии
  14. Цели гештальт-терапии
  15. “Когнитивная психотерапия” статья в Википедии
  16. Карвасаркий Б. Д. Клиническая психология
  17. “Поведенческая терапия” статья из Википедии
  18. Признание эффективности психотерапии

Предпосылки развития психологических школ

Чем более успешно протекала экспериментальная работа в психологии, чем шире становился ореол изучаемых явлений, тем меньше всех удовлетворяла версия, что предметом психологии является сознание, а методом изучения -интроспекция.

Огромная роль в развитии психологических школ принадлежит биологии. Эта наука кардинально изменила взгляд на психические функции человека. Она дала возможность рассматривать восприятие, память, мышление, навыки, чувства, установки в качестве инструментов для жизненных ситуаций и задач организмом.

Постепенно разрушалось отношение к сознанию как к замкнутому внутреннему миру. Дарвиновская биология оказала влияние на рассмотрение психических процессов с позиции развития.

В начале своего развития для психологии основным источником сведений о процессах развития служил взрослый человек, способный в лабораторных условиях, по инструкции экспериментатора, сосредоточить свой внутренний взор на непосредственном опыте. Но идея развития расширила зоны познания, и ввело в психологию специфические объекты. К ним уже было невозможно применить методы интроспективного анализа.

Новые объекты психологической науки требовали новых объективных методов. Только при помощи их можно было обнажить уровни развития психики, предшествовавшие процессам, которые изучались в лабораториях. Эти процессы нельзя было отнести к первичным фактам сознания, за ними тянулось множество различных психических форм. Научные данные о них дали возможность психологам перейти из лаборатории в школу, детский сад, психиатрическую клинику.

Практика исследовательской работы изменила понимание психологии как науки о сознании. Пришло новое понимание предмета психологии. Оно по-разному отразилось в теоретических системах и воззрениях.

Во всех областях знания существуют конкурирующие школы и концепции. Данный факт нормален для роста науки. Одновременно, при имеющихся разногласиях, скрепляются общие воззрения на предмет исследования. Следует отметить, что в психологии в начале XX века столкновение и расхождение позиций определялись различием в предмете.

Школьный психолог: особенности работы

Как мы увидели, работа психолога не происходит, как кажется многим, спонтанно и «по наитию», а имеет вполне конкретную траекторию. Загвоздка в том, что на этой дорожке может возникнуть много непредвиденных поворотов, ям и кочек, а все потому, что педагог-психолог работает с самым сложным механизмом — с детскими и подростковыми умами. В чем же заключаются основные особенности этой работы?

Что-то идет не так? Нужно звать психолога!

Работая в школе, педагог-психолог должен быть готов к тому, что любая проблема рано или поздно потребует его участия. У учеников младшей школы возникли проблемы с концентрацией внимания? Старшеклассники пронесли в класс сигареты? У родителей и педагога возник конфликт? Директор чувствует признаки профессионального выгорания? Любая из этих проблем может потребовать включенности, внимания и энергии специалиста.

Ненормированный рабочий день может стать нормой

И хотя несложно посчитать, сколько рабочего времени школьного психолога должно уходить на выполнение ожидаемых задач, так или иначе в профессиональной жизни этого специалиста будут возникать форс-мажоры, требующие немедленного участия. Учителя будут приглашать на внеплановые родительские собрания, родители будут просить о консультациях. К тому же мир скорее рухнет, чем дети хотя бы на неделю перестанут испытывать сложности, требующие помощи психолога. Поэтому время, которое обязательно будет потрачено на решение непредсказуемых задач, обязательно нужно учитывать при составлении циклограммы.

Ответственность за детей в школе и вне школы

Часто именно педагог-психолог может знать о жизни учеников намного больше, чем другие специалисты школы. На нем лежит обязанность защищать права и психологическую безопасность детей как в школе, так и за ее пределами. Если во время работы в школе психолог замечает, что у ребенка есть проблемы вне школы, он обязан проявить бдительность, сообщив об этом социальному педагогу.

Важность супервизии

И разумеется, поскольку от эффективной деятельности школьного психолога зависит эмоциональное и психологическое здоровье учеников, педагогов, руководителей школы, крайне важно такому специалисту быть внимательным к собственному состоянию и регулярно проходить супервизию. Портфолио педагога-психолога должно регулярно обновляться для прохождения профессиональной аттестации

Предпосылки развития психологических школ

Чем более успешно протекала экспериментальная работа в психологии, чем шире становился ореол изучаемых явлений, тем меньше всех удовлетворяла версия, что предметом психологии является сознание, а методом изучения -интроспекция.

Огромная роль в развитии психологических школ принадлежит биологии. Эта наука кардинально изменила взгляд на психические функции человека. Она дала возможность рассматривать восприятие, память, мышление, навыки, чувства, установки в качестве инструментов для жизненных ситуаций и задач организмом.

Постепенно разрушалось отношение к сознанию как к замкнутому внутреннему миру. Дарвиновская биология оказала влияние на рассмотрение психических процессов с позиции развития.

В начале своего развития для психологии основным источником сведений о процессах развития служил взрослый человек, способный в лабораторных условиях, по инструкции экспериментатора, сосредоточить свой внутренний взор на непосредственном опыте. Но идея развития расширила зоны познания, и ввело в психологию специфические объекты. К ним уже было невозможно применить методы интроспективного анализа.

Новые объекты психологической науки требовали новых объективных методов. Только при помощи их можно было обнажить уровни развития психики, предшествовавшие процессам, которые изучались в лабораториях. Эти процессы нельзя было отнести к первичным фактам сознания, за ними тянулось множество различных психических форм. Научные данные о них дали возможность психологам перейти из лаборатории в школу, детский сад, психиатрическую клинику.

Практика исследовательской работы изменила понимание психологии как науки о сознании. Пришло новое понимание предмета психологии. Оно по-разному отразилось в теоретических системах и воззрениях.

Во всех областях знания существуют конкурирующие школы и концепции. Данный факт нормален для роста науки. Одновременно, при имеющихся разногласиях, скрепляются общие воззрения на предмет исследования. Следует отметить, что в психологии в начале XX века столкновение и расхождение позиций определялись различием в предмете.

Г. Тард и его вклад в развитие психологической школы

Еще один исследователь, который в большей степени ориентировался на рассмотрение особенностей психологической школы социологии, является Г. Тард – представитель французской социологической мысли. По идее Тарда, основной закон социологии – это идея подражания индивидов друг другу. В особой степени это отражается в самых новомодных трендах, в поддержании тех или иных традиций и обычаев, которые могут переходить от одного человека другому множеству индивидов за счет того, что те как бы берут пример с них, подражают им в манерах, в образах, в желаниях взаимодействовать. Подражание в целом можно рассматривать в качестве универсального социального явления.

Благодаря подражанию у Г. Тарда появились возможности объяснить всю общественную жизнь и некоторые ее области. Одной из таких областей стала политическая жизнь, ведь предпочтения, выбор человека, его возможности отразить свою точку зрения – все это чисто психологические действия, которые осуществляются при помощи каких-либо эмоций.

Подражание выполняет несколько особо значимых функций. Это и воспроизведение какой-либо тенденции или информации, ее распространение, последующая унификация социальных отношений. Таким образом, благодаря подражанию открываются новые возможности по развитию общества, что также лежит в основании научного, технического и иного прогресса. Благодаря прогрессу появляются совершенно новые нормы и ценности, индивиды могут иначе оценить свое место в мире, в социальной структуре, они могут подражать массе, а могут выбиться вперед и заявить о себе как об индивидах, которые следуют новым нормам, поддерживают новые идеалы и ценности.

Так или иначе, но подражание также подчиняется некоторым законам:

  • Первый закон – подражание всегда идет от внутреннего к внешнему. Это значит, что сначала внутри себя человек осознает всю значимость того, что нужно поддерживать те или иные традиции, либо следовать моде, а затем уже меняется внешне.
  • Второй закон состоит в том, что низшие всегда подражают высшим. Каждому хочется быть похожим на своего кумира, брать пример с человека, который по статусу находится гораздо выше, чем он сам.

Замечание 1

Развитие массовой культуры позволило человеку пользоваться благами «как у всех». При этом производители поняли, что подражание – это сильнейший двигатель прогресса, поэтому стали производить аналоги тех или иных элитных товаров или услуг, но делали они их более доступными в плане цены.

Г. Тард не обошел стороной такое понятие, как толпа. Он считал, что толпа является одной из самых древних социальных групп (после семьи). В толпу включено большое множество лиц, которые оказались в одно и то же время в одном и том же месте. В толпе ее члены объединены каким-то общим чувством, верой во что-то или обоснованным действием. Но, самый главный объединяющий фактор содержится в основании психологических ощущений человека, в основе его внутреннего состояния. Находясь в толпе, он чувствует свою причастность к чему-то большему, к чему-то, что сможет помочь ему найти единомышленников, выразить свои эмоции и ощущения. Вместе с тем, в толпе индивид может потерять свои уникальные черты, так как в большей степени он будет ориентироваться на желания и возможности большинства. Пойти против толпы будет страшно, так как остаться одному индивиду будет еще опаснее.

Таким образом, в конце 19-начале 20 веков у исследователей возник особый интерес именно к психологическим чертам и составляющим личности. Психология очень медленно, но верно воссоединилась с социологией, стали расширяться границы исследования, возникли новые направления и отрасли в социологии. Обе дисциплины стали использовать схожие методы, в таком синтезе стали вырабатываться совершенно новые подходы к рассмотрению разного рода проблем. Один из таких подходов как раз – социально-психологический. Также оформилась социальная психология, которая имеет огромную значимость и авторитет и по сегодняшний день. Психологические основания сыграли значимую роль в том, чтобы социология рассмотрела все множество проблем совершенно под иным углом. Как результат – появление новых методологических оснований, открытие новой отрасли, возросший интерес к социологии со стороны представителей психологических наук.

Откуда есть пошла…

Психоанализ — это не только не вся психотерапия, но даже не единственная из ее школ. Тем не менее, направлений в самом психоанализе великое множество. Зигмунд Фрейд разработал теоретический базис, опробовал его практическое применение, а также подвел философское обоснование и создал метод лечения. Все ближайшие соратники Фрейда признавали наличие бессознательного, были согласны с тем, что конфликт в психике приводит к ее расстройству, а при осознании бессознательного (влечения, страха, потребности) человек уменьшает внутреннее напряжение, а иногда и снимает сам внутренний конфликт. Терапия, основанная на классическом психоанализе, занимает долгие годы и требует регулярных и достаточно частых встреч пациента с врачом.

Однако этот базис, хоть и стал неоспоримой основой, оказался для многих категорически недостаточным. Мы уже говорили о направлениях, которые разрабатывали ближайшие соратники и последователи Фрейда — Адлер, Юнг и Фромм. Но число тех, кого интересовали все более широкие — или, напротив, узкие и глубокие — аспекты психоанализа, постоянно и неуклонно росло.

Зигмунд Фрейд выдвинул ряд идей, но, увы, не попытался свести их в единую систему, сосредоточив внимание на понятии Оно и эдиповом комплексе и упуская вопрос объектных отношений. А именно это понятие в психоанализе становится ключевым в 1940-х годах

Предмет изучения

Психология высшей школы — это раздел педагогической психологии. При этом при решении проблем высшего образования используются знания из общей и социальной психологии, психологии труда, возрастной психологии, клинической психологии, психофизиологии, юридической психологии, экологической психологии. В связи с этим предмет психологии высшей школы считается междисциплинарным.

Определение 1

Предметом психологии высшего образования являются психологические закономерности, а также эффективность воспитания и обучения в высшей школе.

В данном предмете изучения выделяется ряд отдельных проблем и частных предметов изучения:

  • психологическая структура учебной работы;
  • формирование познавательных процессов студентов, черт личности, профессиональных способностей, умений, навыков;
  • возрастные психофизиологические и психические особенности учащихся;
  • дифференциально-психологические особенности студентов и методы их диагностирования;
  • социально-психологические законы формирования преподавательского и студенческого коллектива;
  • психологические вопросы педагогического общения.

Психология высшего образования использует весь набор процедур, методов и методик исследования, психологического воздействия, применяемых во всех отраслях психологической науки:

  • наблюдение,
  • клиническая беседа,
  • эксперимент,
  • формализованные диагностические методики,
  • интервью,
  • генетико-формирующие методы,
  • тренинги,
  • анализ продуктов деятельности,
  • моделирование,
  • методы количественного анализа.

Из материнских рук

Возможно, для человечества было счастьем, что долгие века официально миром правили мужчины! Ведь схватки между женщинами порой выходят куда более свирепыми, нежели между самыми доминантными представителями сильного пола. Одно из таких сражений произошло и на полях психоанализа, когда в непримиримой борьбе идей сошлись две представительницы пола прекрасного и, как принято считать, слабого — Анна Фрейд и Мелани Кляйн.

Анна Фрейд

Обе они изучали развитие человека в ранний, «доэдиповский» период, начиная буквально с младенчества и до начала полового созревания. Но если Анна Фрейд сделала упор на исследование защитных механизмов, оставаясь, в принципе, в русле классического психоанализа, то оригинальные взгляды, идеи и методы Мелани Кляйн подвергались жесточайшей критике со стороны сторонников ортодоксального направления. Этот раскол в британской школе психоанализа сохраняется и по сей день.

Мелани Кляйн первой из психоаналитиков высказала идею о том, что основным фактором развития личности являются отношения младенца с матерью, а также конфликт между инстинктами жизни и смерти. Влечение к жизни порождает способность любить и проявление либидо, влечение к смерти — деструктивные импульсы и агрессию.

Взгляды Кляйн были не просто революционными — для большинства ее современников, даже тех, кто сам был психоаналитиком, они были шокирующими. Она стала фактически создательницей детского психоанализа. С детьми работала и Анна Фрейд, но и она полагала, что до семилетнего возраста психоаналитическая работа с ними невозможна. Кляйн же создала методику и технику для проведения анализа состояния детей всех возрастов.

Аналогом метода свободных ассоциаций для детей стала игра. Именно в ней, по мнению Кляйн, дети выражали свои желания, фантазии, проблемы и опыт. Игрушки становились для малышей символом внешних и внутренних объектов, ассоциируясь у них как с теми, кто представляет угрозу или несет агрессию, так и с теми, кто дает им защиту и убежище.

Мелани Кляйн

Мелани Кляйн огромное внимание уделяла изучению эмоций негативных и разрушительных: ненависти, зависти, агрессии. Она считала, что с самого рождения ребенок испытывает чувства страха, неуверенности и угнетения и с самого рождения в нем начинают срабатывать механизмы переноса и контрпереноса

Агрессия, жадность, желание причинить зло — ребенок не хочет представлять себя таким и инстинктивно переносит эти «плохие» эмоции на ближайшее окружение, а это в большинстве случаев — его мать. И потому так важна для развития личности материнская любовь, тепло материнских рук, понимание и готовность защищать, ведь только это помогает индивидууму, еще и не осознающему полноценно не только самого себя, но даже ту, кто дала ему жизнь, разделяя, расщепляя образ матери на плохой и хороший, не просто преодолеть изначальную агрессию и депрессивный настрой, но и начать развитие в позитивную сторону.

Кляйн дала возможность психотерапевтам работать с пациентами совсем юного возраста, ввела понятия проективной идентификации, проекции и интроекции, доказала существование у ребенка в доэдиповом периоде мощного и агрессивного Супер-Эго. Но особое значение для дальнейшего развития психоанализа имело то, что она фактически заложила основы теории объектных отношений.

Мелани Кляйн изначально получала образование в области истории и искусства. В возрасте 32 лет, находясь в депрессии, она обращается к психоаналитику Шандору Ференци и начинает интересоваться этой методикой. Пройдя курс психоанализа, Кляйн занялась самостоятельной практикой; первыми ее «объектами» были собственные дети.

Эгоисты

Кроме уже упомянутых «столпов» психоанализа внимания заслуживают очень многие. И, к сожалению, у нас нет возможности рассказать вам о биографии, научных воззрениях и практических достижениях всех крупных психоаналитиков за последние более чем сто лет.

Одним из первых значительных ответвлений от классического психоанализа стала так называемая эго-психология (или персонологическая психотерапия). Такое название данная школа получила потому, что главный упор в изучении был смещен с Оно, которое больше всего интересовало самого Фрейда, на Эго. Основными представителями этого направления стали дочь Зигмунда Анна Фрейд, а также Хайнц Хартманн и Эрик Эриксон.

В центре интересов как самой Анны, так и ее последователей были детский психоанализ, принципы развития личности и ее защитных механизмов. Названия статей и книг говорят сами за себя: «Введение в психоанализ для педагогов» (1926), «Эго и механизмы защиты» (1936), «Психоаналитическое лечение детей» (1946), «Нормальное и патологическое в детстве: оценка развития» (1965). С точки зрения исследователей, Я (или Эго) является средоточием страха и органом конфликта с окружающим миром. Но одновременно же Я — куда более независимо от Оно, нежели считал сам Фрейд. Я не только заведует нашими страхами, но и помогает человеку адаптироваться к окружающему миру, а самой личности помогает достичь автономии. Анна Фрейд занималась изучением защитных механизмов Эго, Хартманн сделал упор на рациональное мышление и действие, Эриксон изучал стадии развития личности, выделив несколько возрастных фаз, перемежающихся возрастными кризисами.

Рефлексология

Новый взгляд на предмет психологии сложился вследствие появления трудов И.П.Павлова и В.М.Бехтерева. Они изучали высшие нервные центры головного мозга — органы управления поведением в окружающей среде человеческого целостного организма. Они утвердили новый предмет психологии целостное поведение, взамен изолированного сознания.
В данном направлении психологии в качестве исходного понятия выступает рефлекс. Отсюда и название — рефлексология.

Ранее под рефлексом понималась стереотипная, жестко фиксированная реакция. Павлов ввел в данное понятие принцип условности и сформулировал новый термин — условный рефлекс. Данный факт означал, что организм обретает и трансформирует программу своих действий под влиянием внутренних и внешних условий.

Рефлексология

Новый взгляд на предмет психологии сложился вследствие появления трудов И.П.Павлова и В.М.Бехтерева. Они изучали высшие нервные центры головного мозга – органы управления поведением в окружающей среде человеческого целостного организма. Они утвердили новый предмет психологии целостное поведение, взамен изолированного сознания.
В данном направлении психологии в качестве исходного понятия выступает рефлекс. Отсюда и название – рефлексология.

Ранее под рефлексом понималась стереотипная, жестко фиксированная реакция. Павлов ввел в данное понятие принцип условности и сформулировал новый термин – условный рефлекс. Данный факт означал, что организм обретает и трансформирует программу своих действий под влиянием внутренних и внешних условий.

Бихевиоризм

Под влиянием рефлексологии зарождается новое направление, в котором предметом психологии является поведение в качестве совокупности реакций организма, обусловленных общением со стимулами адаптационной среды.

Родоначальником бихевиоризма считается Д.Уотсон. Он полностью отказался от понятия субъективной психологии сознания и пропагандировал объективно наблюдаемые реакции живых существ на различные раздражители.

Определение 2

Бихевиоризм называют – «психологией без психики». Психика в бихевиоризме идентична сознанию. Устраняя сознание, бихевиористы не стремились превратить организм в устройство, лишенное психических качеств, они изменили представление о данных качествах. Они включили в область изучения психологии доступные объективному внешнему наблюдению и независимые от человеческого сознания стимулы – отношения реактивного характера.

Причины и сущность кризиса психологической науки

История психологии содержит в себе
достаточно большое количество дат и
имен, характеризующих ее становление
и развитие. Мы остановимся на моменте,
с которого начинается формирование
основных школ современной психологии.
Это в некоторой степени проиллюстрирует
наш предыдущий тезис о плюрализме мнений
во взглядах на предмет психологии.
     В
начале XX в. в психологии возникает
кризисная ситуация. Ее причин было
несколько:

  • отрыв психологии от практики;

  • почти тупиковая ситуация, связанная с
    многолетним использованием интроспекции
    в качестве основного метода научного
    исследования, оказавшегося несостоятельным;

  • невозможность объяснить
    ряд основополагающих проблем самой
    психологии, в частности – связь психических
    явлений с физиологическими и поведением
    человека. (См.
    дополнительный иллюстративный материал.)

Одновременно обнаружился значительный
разрыв между теорией и практикой.
Множество теоретических конструкций,
которыми располагала психология к тому
времени, не были достаточно хорошо
обоснованы и подтверждены экспериментальными
данными, а те из них, которые приводились
в доказательство соответствующих
теорий, не выдерживали критики с точки
зрения статистической достоверности.
Положения, постулаты интроспективной,
атомистической (ассоциативной) психологии
очень трудно было примирить с новыми
фактами, тенденциями преобразования,
проявившимися в различных других
областях знаний. К этому времени образцом
науки становятся точные и естественные
знания. Психология соответствующим
требованиям не отвечала.
     Кризис
привел к краху сложившихся основных
направлений в психологии. Возникшие
попытки его преодоления были направлены
на решение сформулированных выше
проблем. Таких попыток оказалось
несколько, и наибольшую известность из
них получили три, вскоре оформившиеся
в самостоятельные направления:
бихевиоризм, гештальтпсихология и
психоанализ (фрейдизм). (См.
дополнительный иллюстративный материал.)

Обязанности школьного психолога

Педагог-психолог в школе — это специалист, который проводит психологическую работу с учащимися школы как на личностном уровне, так и на уровне коллектива. Другими словами, этот педагог может выявить индивидуальные проблемы ученика и помочь преодолеть конфликт со сверстниками или преподавателями. Кроме того, педагог-психолог общается с родителями и может проводить работу с педагогами, помогая им находить решения сложных педагогических задач или справляться с профессиональным выгоранием. Впрочем, главный фокус внимания этого специалиста всегда направлен на детей. В обязанности школьного психолога входят психодиагностика, психокоррекция, психоконсультирование, психопросвещение и психопрофилактика. 

Психодиагностика позволяет выявить нарушения или особенности, требующие коррекции. Проводится она планово, а также при приеме в школу новых детей. Особенно важна психодиагностика при приеме детей в первый класс: на этом этапе педагог-психолог может обнаружить не только проблемы психологического характера (агрессивность, тревожность, отсутствие мотивации), но и требующие коррекции проблемы с обучаемостью, дислексию, дисграфию, дискалькулию и пр. На специалиста возложена огромная ответственность, так как чем раньше ребенок с подобными проблемами начнет работу с дефектологом, тем более вероятно, что эти трудности удастся легко преодолеть. Психодиагностика может проводиться как индивидуально, так и в группе с помощью игр, тренингов, тестирований, творческих заданий.

Психокоррекция — это последовательная деятельность, во время которой психолог помогает учащимся работать над проблемами, выявленными в процессе психодиагностики, и развивать навыки, которые нужны для успешного продолжения учебы.

Психоконсультирование — это индивидуальная или групповая работа, помогающая улучшать и стабилизировать эмоциональное состояние детей и взрослых. Его особенность в том, что оно может оказаться очень полезным для всех школьников, в том числе для тех, у кого не было выявлено каких-либо ярких психологических проблем или особенностей развития. Групповое психологическое консультирование может проходить регулярно во время классных часов и других организованных мероприятий. В частном порядке школьный психолог может консультировать всех учеников и педагогов школы. 

Психопросвещение и психопрофилактика предполагают регулярную плановую работу с детьми, направленную на предотвращение вредного влияния различных тенденций, связанных с взрослением. К примеру, педагог-психолог может проводить с детьми беседы о вреде курения, алкоголя и наркотических веществ. Как правило, именно специалист данного профиля обладает наибольшей компетенцией, чтобы выявлять признаки суицидального поведения у подростков, разговаривать с детьми об особенностях полового взросления и зарождения сексуальности, поднимать любые острые и щепетильные темы, замалчивание которых может обходиться слишком дорого.

Функционализм

Прежний образ предмета психологии, в начале XX столетия, сильно потускнел. Сознание, его явления все чаще соотносились с жизнедеятельностью организма и его двигательной активностью.

Определение 1

В это время происходит становление функционализма. Данное направление отвергало анализ внутреннего опыта и считало основной задачей психологии выяснение работы этих структур при решении задач, касающихся актуальных потребностей людей

Таким образом, предметная область психологической науки расширялась. Она охватывала психические функции как внутренние операции, производящиеся организмом для удовлетворения его потребности в приспособлении к окружающей среде.

В США у истоков функционализма стоял У.Джемс, который также являлся лидером прагматизма. Он считал, что внутренний опыт человека представляет собой не цепь элементов, а поток сознания, который отличает личностная избирательность. Исследуя проблему эмоций, Джемс предложил концепцию, по которой изменения в сосудистой и мышечной системах организма являются первичными, а эмоциональные состояния вызванные ими – вторичными.

Читайте также: