• Без рубрики
  • 0

«психологические особенности детей младшего школьного и младшего подросткового возраста» материал по психологии (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Восприятие

Под восприятием понимают целостное отражение предметов посредством органов чувств. Развитие восприятия тесно связано с развитием мышления. В норме ребенок старше 6 лет еще сохраняет частичную непроизвольность восприятия: информация, полученная из окружающего мира, слабо дифференцирована. Он не способен различить формы похожих предметов (квадрат и прямоугольник будут для него выглядеть одинаково, а квадрат и треугольник — отличаться).

По мере усвоения новой информации восприятие становится более сложным процессом. В течение года школьник вырабатывает сенсорные эталоны — норму ощущений, присущую взрослому человеку. Если у ребенка появились проблемы с дифференциацией ощущений в 7–8 летнем возрасте, это говорит об отставании в развитии, психических нарушениях или заболеваниях органов чувств. В большинстве случаев проблема устраняется и компенсируется терапией, главное —своевременно обратиться к специалисту.

Нервно-психическое развитие школьника

Три года, с
шести до девяти лет или с семи до десяти лет, приходятся на младший школьный
возраст. В это время у ребенка совершенствуется работа мозга и нервной системы.
К семи годам кора больших полушарий мозга уже является почти зрелой. Однако к
этому времени еще не сформированы некоторые важные отделы мозга, связанные с
программированием, регулирующие сложные формы психической деятельности.

Вследствие
недостаточного регулирующего и тормозящего влияния коры мозга на подкорковые
структуры младшие школьники возбудимы, невнимательны, эмоциональны, легко
отвлекаются.

Нервно-психическое
развитие школьника в этом возрасте претерпевает глубокие изменения. Существенно
влияет на все психические процессы переход к операциональному мышлению.
Изменяется восприятие, память, воображение, речь, воля, сознание ребенка, его
моральные суждения, способность к сотрудничеству с другими людьми. Полноценно
прожить этот период, раскрыть возможности младших школьников помогут родители,
воспитатели, учителя, психологи. Их роль в этом возрасте для ребенка особенно
важна.

Психическое развитие старшего школьника

В старшем
школьном возрасте центральная нервная система детей функционирует в
неоптимальном режиме гормональных воздействий. К этому времени завершается
группировка различного типа нейронов в коре головного мозга, наблюдается
совершенствование региональной специфичности, изменяется соотношение между
корой больших полушарий мозга и подкорковыми областями в сторону преобладания
последних, активизируются диэнцефальные структуры.

Проследив психическое
развитие старшего школьника, можно заметить, что для этого периода характерно
проявление у детей полярных качеств психики, когда настойчивость и
целеустремленность находятся рядом с неустойчивостью и импульсивностью, а
повышенная безапелляционность и самоуверенность в суждениях легко сменяются
неуверенностью в себе и ранимостью. Возвышенность чувств может уживаться с
циничностью, враждебностью, сухим рационализмом, даже жестокостью. Дети
переживают становление характера, переходят от детства с опекой взрослых к самостоятельности,
идентифицируют себя как личность, устанавливают более тесные контакты со
сверстниками.

Роль сверстников в психическом развитии школьника

В период
обучения достаточно велика роль сверстников в психическом развитии школьника. Общение
с ровесниками является залогом правильного формирования личности. Родители
всегда могут поддержать эти взаимоотношения, пригласив друзей ребенка в гости.
Они должны интересоваться, с кем дружит сын или дочь, что они ценят в друзьях. Нельзя
негативно оценивать товарищей своего ребенка, а если они вам и не нравятся, то
нужно объяснять своему чаду, почему. Надо уважать потребность растущей
личности. Младшие школьники должны получать от родителей поддержку в построении
межличностных отношений и их коррекции при необходимости.

Новые
отношения со сверстниками, воспитателями, педагогами, вливание в школьный
коллектив, учеба – факторы, влияющие на становление характера, воли, отношения
к людям. Они закладывают фундамент нравственных и моральных ценностей ребенка,
а также правил и норм поведения.

Общение со
сверстниками в старшем возрасте особенно важно и представляет самостоятельную
ценность для подростков. Расширяется география общения и социальное
пространство: ближайшими друзьями старшеклассников становятся учащиеся других
школ, работающие люди, студенты, военнослужащие

Главная потребность,
удовлетворяемая здесь – разделить с кем-то собственные переживания. При этом
интерес к переживаниям других невелик. Поэтому и взаимная неудовлетворенность
отношениями, напряженность в них.

Общение со
сверстниками важно для школьников еще и по следующим причинам:

  • Оно является специфическим каналом
    передачи информации, по которому поставляются знания, не получаемые от
    родителей.
  • Благодаря общению дети вырабатывают
    навыки социального взаимодействия: обучаются осознавать свои обязанности,
    отстаивать права, соотносить личные и общественные интересы.
  • Общение с ровесниками отвечает
    потребности ребенка как в аффилиации (стремлении находиться в обществе людей),
    так и потребности в обособлении.

Особую
ценность в этом возрасте наряду со становлением приятельских отношений приобретает
понятие дружбы.

А Вы замечаете этапы психического развития Вашего школьника? Расскажите об этом в .

Характеристика социальной ситуации младшего школьника

Попав в школу, ребенок меняет образ жизни. Он должен освоить роль ученика, научиться жить по новому расписанию дня. Если в детском саду учеба носила номинальный характер и не воспринималась как обязанность, то в школе ребенок обязан следовать учебной программе. Теперь его главный вид деятельности —учебный.

Под влиянием новых жизненных условий у школьника меняется самовосприятие. У него появляются новые интересы, ценности и желания. Отношение взрослых тоже изменяется: теперь к нему предъявляются жесткие требования. Основой самооценки и отношения к другим детям для младшего школьника является отношение к нему учителя. Ключевую роль играют отметки. Отличники и хорошисты занимают лидирующие позиции в классе, троечники становятся аутсайдерами. Личностные особенности ребенка второстепенны, оценка учителя уровня знаний воспринимается как оценка личности.

Главным стремлением младшего школьника становится получение хороших отметок. От этого зависит его положение в компании сверстников (предпочитаемый или отвергаемый), отношения с учителем и родителями.

Развитие мышления дошкольника

Основное свойство мышления, приобретаемое младшим школьником —способность выстраивать логические цепочки, формулировать гипотезу и проверять ее. Для дошкольника характерно магическое мышление: реальность для него тесно переплетена с выдумкой. Он не проверяет полученную от взрослых информацию и не пытается ее оспорить, поскольку потребность в этом еще не сформирована.

У младшего школьника мышление постепенно сменяется с наглядно-образного на словесно-логическое. В этом возрасте происходит разделение детей на группы, отличающиеся способом мышления:

  1. Теоретическое. Такие ученики не нуждаются в стимулирующем материале, им достаточно словесного описания задания, чтобы правильно выполнить его.
  2. Практическое. Для таких детей важна наглядность. Они могут с первого раза повторить действие за учителем, но сделать сами по инструкции не смогут.
  3. Образное. Обладая ярким образным мышлением, такие дети часто не выполняют задание точно, а привносят в него свое видение.

Для успешного усвоения учебной программы учитель и родители должны обращать внимание на ведущий тип мышления у детей. Чаще всего, причиной неуспеваемости становится не низкий уровень интеллекта, а неправильно подобранная методика обучения

Общение детей в начальных классах

Навыки межличностного общения у младших школьников, как правило, развиты недостаточно. Есть дети с пониженной социальной активностью, склонные к одиночеству,— они любят читать, собирать марки, клеить модели самолетов, сидеть и размышлять. Часть детей в своих отношениях со сверстниками использует не слишком удачные социальные стратегии. Ученикам начальных классов свойственны четыре типа подобного поведения: подлиза, клоун, псевдовзрослый и хулиган.

Подлиза доводит свою услужливость до крайности, старается добиться дружбы с помощью подобострастия, лести и прямого подкупа

Клоун готов «на ушах стоять», чтобы привлечь к себе внимание окружающих и вызвать одобрение. Псевдовзрослый — это ученик, которому не удалось добиться признания сверстников, поэтому он ищет общества старших и старается завоевать их внимание

Он становится любимцем учителей, но не потому, что хочет этого, а потому, что учитель — единственный человек, к сердцу которого он нашел ключик. Хулиган ищет компании младших и слабых детей, которых может терроризировать и подавлять. Справиться с равными ему не по силам, поэтому будет командовать теми, у кого слабая воля, или с теми, кто его боится. Обычно хулиган и подлиза находят друг друга, но это плохая дружба.

Уровень развития памяти

В период обучения в начальной школе у ученика развиваются основные виды памяти:

  1. Долговременная. Сюда попадает та информация, которая школьнику в повседневной жизни не нужна, но в определенный момент может потребоваться. В первую очередь в долговременной памяти откладываются сведенья о семье: имена и профессия родителей, адрес, внешний вид дома и улицы.
  2. Кратковременная. Особенность кратковременной памяти — информация сохраняется в течение короткого времени. Ребенок может повторить услышанное сразу, но на следующий день — нет. Для переноса информации в долговременную память необходимо многократное повторение.
  3. Оперативная. Тот объем памяти, который нужен для повседневного использования. Она фиксирует ту информацию, которая регулярно воспроизводится, и может относится как к учебной деятельности, так и к повседневной.

Ключевые направления памяти: произвольность и осмысленность. Произвольная память позволяет школьнику запоминать даже ту информацию, которая ему не интересна. В детском саду увлечь детей можно только подачей информации в игровой форме, а школьник способен учится целенаправленно. Осмысленная обработка информации способствует быстрому запоминанию, появляются рационализированные способы запоминания.

Самооценка младших школьников с разной успеваемостью

Самооценка младшего школьника во многом зависит от оценок учителя. В этом возрасте идет интенсивный процесс формирования учебной деятельности как ведущей. Ее организация, обеспечивающая овладение обобщенными способами действий, несет в себе большие возможности для развития таких оснований самооценки, как ориентация на предмет деятельности и способы его преобразования. Сформированная ориентация на способы действия создает новый уровень отношения учащегося к самому себе как субъекту деятельности, способствует становлению самооценки как достаточно надежного механизма саморегуляции.

Учащимся, ориентирующимся на способ действия, присущи исследовательский тип самооценки, осторожность, рефлексивность в оценке своих возможностей. Дети, которые испытывают значительные затруднения в усвоении программного материала, получают чаще всего отрицательные оценки

Школьник становится слабоуспевающим на каком-то этапе учения, когда обнаруживается определенное расхождение между тем, что от него требуют, и тем, что он в состоянии выполнить. На начальном этапе отставания расхождение это недостаточно осознается, а главное, не принимается школьником: большинство неуспевающих детей первых и вторых классов переоценивают результаты своей учебной деятельности. К четвертому классу уже выявляется значительный контингент отстающих детей с пониженной самооценкой, и у неуспевающих учеников мы можем наблюдать нарастающую из класса в класс тенденцию к недооценке своих и так весьма ограниченных успехов

Дети, которые испытывают значительные затруднения в усвоении программного материала, получают чаще всего отрицательные оценки. Школьник становится слабоуспевающим на каком-то этапе учения, когда обнаруживается определенное расхождение между тем, что от него требуют, и тем, что он в состоянии выполнить. На начальном этапе отставания расхождение это недостаточно осознается, а главное, не принимается школьником: большинство неуспевающих детей первых и вторых классов переоценивают результаты своей учебной деятельности. К четвертому классу уже выявляется значительный контингент отстающих детей с пониженной самооценкой, и у неуспевающих учеников мы можем наблюдать нарастающую из класса в класс тенденцию к недооценке своих и так весьма ограниченных успехов.

Уровень притязаний складывается под влиянием успехов и неуспехов в предшествующей деятельности. Тот, кто часто терпит и неудачу, и дальше ожидает неудачу, и, наоборот, успех в предшествующей деятельности предрасполагает к ожиданию успеха и в дальнейшем. Если в учебной деятельности отстающих детей преобладает неуспех над успехом, постоянно подкрепляемые низкими оценками их работы учителем, это о ведет к нарастанию у них уверенности в себе и чувства неполноценности. Культивированию низкой самооценки у неуспевающих способствуют также еще более низкие, чем оценки учителя, взаимооценки учеников по классу, которые переносят неуспехи отстающих детей в учении на все другие сферы их деятельности и личности.

Особенности психического развития детей младшего школьного возраста

Стиль жизни
ребенка с началом обучения в школе меняется коренным образом, теперь его
социальная роль – ученик. Эта деятельность становится доминирующей, и к нему
предъявляются уже другие требования. Психическое развитие младшего школьника подвергается
изменениям, поскольку меняются его ценности, интересы, и он оказывается в
преддверии очередного возрастного периода.

Главные проблемы,
сказывающиеся на психическом здоровье учеников начальных классов:

  • Принятие своего нового статуса.
  • Выстраивание отношений с педагогом,
    сверстниками.
  • Изменение взаимоотношений в семье.

Дети, как
правило, с удовольствием переходят из детского сада в школу: они рады этому
событию, чувствуют себя взрослыми, им нравится все происходящее с ними. Однако психическое
развитие детей младшего школьного возраста очень зависимо от существенно
изменяющейся самооценки и от того, как правильно родители подготовят ребёнка к школе. Первые два года в младшей школе самооценка детей зависит от отметок,
выставляемых учителем. А уже позже ее корректируют товарищи на основе
характеристик, которые ничего общего с учебой не имеют и проявляются при
общении ребенка со сверстниками. В этот период ребенок излишне критически к
себе относится, и уровень негативных самооценок при этом возрастает.

На этом
этапе важно учитывать особенности психического развития детей младшего
школьного возраста и помочь сохранить им общее положительное отношение к себе
как к личности. Во многом это зависит от оценок взрослых

В этот же
период дети начинают критически относиться к взрослым: ими уже не принимаются
как истина все их слова и поступки. Особенно остро дети реагируют на те
ситуации, где слова расходятся с делом. Именно в это время большую роль играет
компетентность педагогов и родительский авторитет.

С поступлением
в школу у детей происходят изменения в системе отношений с взрослыми представителями
его семьи

Родители проявляют особое внимание и уважение к его учебной
деятельности, интересуются успехами, а ребенок прислушивается к их советам. То
есть устанавливается взаимное уважение

Несмотря на серьезность вопросов
обучения, дети в начальной школе по-прежнему остаются детьми, поэтому не стоит
забывать об этом и применять для формирования их правильного психического
развития игровую деятельность. Чтобы помочь ребенку справиться с заданием,
можно перевести его в игровую плоскость. Детям бывает сложно справиться с этим
самостоятельно, значит, задача взрослых – разобраться в проблеме и оказать
ребенку помощь в ее решении. Ругать его ни в коем случае нельзя.

Принимая во
внимание особенности психического развития младшего школьника в этот период нельзя
забывать о движении и активности детей, которые удовлетворяют эту естественную
потребность через игры на воздухе, детские шалости. Надо заботиться, чтобы
взаимоотношения ребенка и остальных членов семьи были искренними

Они очень
важны для младшего школьника и помогают безболезненно адаптироваться к новой
среде.

Психическое
развитие учеников младших классов так же, как и особенности психического развития детей дошкольного возраста, оценивают не по отметкам, полученным в
школе, а по чертам характера, доминирующим в поведении.

Психическое
здоровье школьника в норме, если ему присущи следующие качества:

  • Исполнительность.
  • Дисциплинированность.
  • Ответственность.
  • Открытость.
  • Уважение к окружающим.
  • Оптимизм.

Половая дифференциация младших школьников в совместной деятельности

В условиях совместной деятельности дошкольников и младших школьников одного пола, когда они оказываются в ситуации угрозы наказания (или ожидания награды), мальчики приблизительно одинаково оценивают свои усилия в собственную пользу и в пользу товарищей, но реально лишь чуть больше половины мальчиков (56%) ведут себя соответственно. Они менее адекватно оценивают свое реальное поведение. Оценки своего поведения и своего намерения у них скорее всего носят случайный характер.

Девочки обнаруживают более высокий уровень социального поведения. Хотя «эгоистичных» девочек в целом больше, чем мальчиков, но они либо намеренно скрывают это и «на публику» демонстрируют социально одобряемые формы поведения, либо не осознают своего мотива. Часть девочек осознанно демонстрирует негативное поведение, направленное против моральной нормы помощи, и в данном случае противоречия между вербальным и реальным поведением у них нет.

Исследования показали, что у девочек во всех ситуациях совместной деятельности показатели гуманных отношений ниже, чем у мальчиков. Это показывает, что альтруистическая репутация девочек, существующая в обыденном сознании, сильно преувеличена. Девочки показывают более высокий уровень рефлексии и социальной ответственности и большую, чем мальчики, гибкость, способность словесно демонстрировать социально одобряемые формы поведения.

Если для мальчиков группа сверстников своего пола оказывается референтной, то для девочек не группа сверстниц, а взрослый наделяется свойством референтности.

Вернуться к началу страницы

Восприятие, внимание и память в младшем школьном возрасте

Особенность восприятия младших школьников состоит в его тесной связи с действиями. На данном уровне психического развития восприятие относится в большей мере к практической деятельности ребёнка. Воспринять предмет для него означает что-то делать с ним, менять что-то в нём, произвести определенные действия, взять, потрогать его. Характерной особенностью учащихся здесь является ярко выраженная эмоциональность восприятия.

В ходе обучения восприятие перестраивается, поднимаясь на более высокую ступень развития. Оно принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности, углубляясь в процессе и становясь более анализирующим, дифференцирующим. Впоследствии оно принимает характер организованного наблюдения.

На этой же стадии происходит развитие внимания, без формирования которого нельзя себе представить процесс обучения

На уроках преподаватель привлекает внимание школьников к учебному материалу, удерживая его длительное время. Младший школьник имеет способность сосредоточено заниматься одним делом от 10 до 20 минут

При этом объём внимания вырастает в 2 раза, растет его устойчивость, переключение и распределение.

Возрастные особенности памяти для этого возраста характеризуются влиянием обучения. Здесь происходит усиление значения и удельного веса словесно-логического, смыслового запоминания, развитие возможности сознательного управления своей памятью и регулированием её проявлений.

По причине возрастного относительного преобладания деятельности первой сигнальной системы у младших школьников в большей мере развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Ребенок в этом возрасте лучше и быстрее запоминает, прочнее сохраняет в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем объяснения, определения и описания.

Читайте также: