• Без рубрики
  • 0

Психоанализ зигмунда фрейда: предпосылки и базовые идеи за 5 минут

Что же такое психоанализ?

Во-первых, психоанализ – метод лечения, и в настоящее время почти все психоаналитики – врачи. Психоаналитик пытается снять симптомы пациента, освободив его от ненужных сомнений, неоправданного чувства вины, мучительных самообвинений, ложных суждений и неразумных порывов. Кроме этого, он ставит себе целью не просто успокоить пациента, но и распутать его личность. Но аналитик – всего лишь руководитель и наблюдатель, ответственность же за результат всего процесса несет в конечном счете пациент.

Во-вторых, – это метод научного наблюдения и изучения личности, а в особенности желаний, импульсов, мотивов, сновидений, фантазий, раннего развития и эмоциональных расстройств.

В-третьих, – это система научной психологии, то есть наблюдения и представления психоанализа можно использовать, пытаясь предсказать человеческое поведение и исход человеческих отношений, таких, как брак и отношения между родителями и детьми.

История

Концепции, родственные психоанализу, существовали до Фрейда, но именно он первым четко сформулировал психоаналитическую теорию в Вене в конце 1890-х. Фрейд был неврологом, заинтересованным в нахождении эффективного метода лечения пациентов с невротическими и истерическими симптомами. Он пришёл к пониманию существования бессознательных психических процессов, работая консультантом в детской клинике, где наблюдал, что у многих детей-афатиков отсутствуют органические причины их симптомов. Эти наблюдения были описаны Фрейдом в специальной монографии  . В конце 1880-х, Фрейд получает стипендию для стажировки у знаменитого невролога и сифилолога Жана-Мартина Шарко в парижской клинике Сальпетриер. В то время Шарко интересовался пациентами, чьи симптомы напоминали общий парез (нейропсихиатрическое расстройство, которое может вызываться сифилисом).

Первая теория Фрейда, рассматривающая истерические симптомы, была представлена в «Исследованиях истерии» (1895), написанных в соавторстве с венским врачом Йозефом Брейером. В ней он утверждал, что в основе истерической симптоматики находятся подавленные воспоминания о неприятных ситуациях, которые практически всегда обладают прямыми или непрямыми сексуальными ассоциациями. Примерно в то же время он пытается создать нейрофизиологическую теорию бессознательных психических механизмов, которая, однако, осталась незавершенной; ранние наброски этой теории были опубликованы только после его смерти  .

Около 1900 года Фрейд пришёл к заключению, что сны имеют символическое значение, и как правило очень индивидуальны. Фрейд формулирует гипотезу, что бессознательное включает в себя или является «первичным процессом», обладающим концентрированным и символическим содержанием. Напротив, «вторичный процесс» имеет дело с логическим, осознанным содержанием. Эта теория была опубликована им в 1900 году в монографии «Толкование сновидений». В 7 главе этой книги Фрейд также описывает свою раннюю «топографическую модель», в соответствии с которой неприемлемые сексуальные желания вытесняются в систему «бессознательного» из-за социальных сексуальных запретов, и это вытеснение порождает тревожность.

На раннем этапе становления психоанализа значительную роль в его развитии сыграли личностные характеристики Фрейда и его сподвижников. Положение евреев в Вене, утративших связь со своими корнями, было маргинальным, чем и объясняется их склонность к риску, сопряжённому с профессиональной деятельностью в новой области психоанализа. Кроме того, стимулом для их сплочения вокруг фигуры Фрейда послужила возможность обретения самоидентичности. Часть психоаналитического движения, представленная евреями, была непропорционально большой. Сторонники Фрейда проявляли крайнюю самонадеянность относительно перспектив психоанализа. Сам же Фрейд не терпел никакой критики, требуя полной и безусловной лояльности от своих сторонников. Результатом всего этого стало формирование в психоаналитическом движении своеобразного религиозного культа Фрейда, к которому члены данного движения должны были относиться как к никогда не ошибающемуся Богу. Один из приверженцев Фрейда Макс Граф, впоследствии вышедший из рядов психоаналитиков, выразил это в следующих словах: «Фрейд — как глава церкви — изгнал Адлера; он отлучил его от официальной церкви. В течение ряда лет я пережил полное развитие церковной истории»  .

В СССР психоанализ пережил период бурного расцвета в начале 20 века. В 1920-хИ. Д. Ермаков открыл Государственный психоаналитический институт и издал переводы работ Фрейда и Юнга. Однако с середины 1930-х психоанализ в Советском Союзе начинает подвергаться гонениям (как и психология в целом) и практически не развивался вплоть до 1990-х годов. Тем не менее, многие идеи психоанализа вошли в отечественную психологию и психотерапию (в том числе так называемые «неосознаваемые формы высшей нервной деятельности» по Узнадзе, и другие).

Последние полвека психоанализ бурно развивался. Современные теоретические разработки (например, теория объектных отношений) значительно расширили границы психоаналитического знания. Как направление медицины психоанализ активно практикуется. Однако в современной психотерапевтической практике утерял былую гегемонию и популярность (конкурируя, например, с когнитивно-поведенческой терапией). Американская психологическая ассоциация — одно из наиболее влиятельных объединений профессиональных психологов в мире — включает в себя отделение психоанализа . Международная психоаналитическая ассоциация насчитывает около 12000 членов.

Методы психоанализа

Психоаналитическая концепция имеет свои техники психоанализа, включающие несколько этапов: продуцирование материала, этап анализа и рабочий альянс. К основным методам продуцирования материала относят свободную ассоциацию, реакцию переноса и сопротивление.

Методом свободных ассоциаций называется диагностический, исследовательский и терапевтический прием классического психоанализа Фрейда. Он базируется на использовании ассоциативности мышления для постижения глубинных психических процессов (преимущественно бессознательных) и дальнейшем применении полученных данных с целью коррекции и излечения функциональных нарушений психики через осознание клиентами источников их проблем, причин и характера. Особенностью данного метода считается совместно направленная, осмысленная и целеустремленная борьба пациента и терапевта против ощущений психического дискомфорта или недуга.

Метод заключается в произнесении пациентом любых мыслей, которые приходят в его голову, даже если такие мысли носят абсурдный или непристойный характер. Эффективность метода зависит, в большинстве своем, от отношений, которые зародились между пациентом и терапевтом. Основой таких отношений является феномен переноса, который заключается в подсознательном переносе пациентом на терапевта свойства родителей. Другими словами клиент переносит на терапевта чувства, испытываемые им к окружающим субъектам в раннем возрастном периоде, иначе говоря, проецирует ранние детские желания и взаимоотношения на иное лицо.

Процессу постижения причинно-следственных связей в ходе психотерапии, конструктивной трансформации личностных установок и убеждений, а также отречению от старых и формированию новых видов поведения сопутствуют определенные трудности, сопротивление, противодействие клиента. Сопротивление является общепризнанным клиническим феноменом, сопровождающим проведение любой формы психотерапии. Оно означает стремление не задевать неосознаваемый конфликт, вследствие чего создается препятствие любой попытке выявить подлинные источники проблем личности.

Фрейд считал сопротивление противодействием, неосознанно оказываемым клиентом попыткам воссоздания «вытесненного комплекса» в его сознании.

Этап анализа содержит в себе четыре шага (конфронтация, интерпретация, прояснение и проработка), которые необязательно идут последовательно друг за другом.

Еще одним важным психотерапевтическим этапом является рабочий альянс, который представляет собой сравнительно здоровые, разумные взаимоотношения между пациентом и терапевтом. Он дает возможность клиенту целенаправленно трудиться в аналитической ситуации.

Метод толкования сновидений заключается в поиске скрытого содержания, деформированной бессознательной истины, которая скрывается за каждым сновидением.

Структурная модель личности по Фрейду

Фрейд считал, что зрелая личность состоит из трёх начал: Ид (Оно), Эго (Я), Супер-эго (Сверх-Я).

Ид (Оно) представляет собой примитивные, врождённые и инстинктивные аспекты личности, оно функционирует в бессознательном и связано с биологическими побуждениями (сон, еда, дефекация и т.д.), наполняя поведение человека энергией. Ид содержит страсти, и как биологическое начало оно иррационально и аморально. Подчиняется Ид принципу удовольствия и сохраняет центральное положение для индивида в течение всей жизни. Согласно Фрейду, Ид (Оно) – это нечто тёмное, биологическое, не регулируемое ни законами, ни правилами. Это исходная структура психики, которая даёт разрядку психической энергии, но происходит это в импульсивной и иррациональной форме.

Эго (Я) – это совокупность осознаваемых человеком познавательных и исполнительных функций психики, ответственных за принятие решений. Эго удовлетворяет желания Ид в той мере, какой позволяют реальные обстоятельства и ориентируется на ограничения, налагаемые внешним миром. То есть, какими бы желания не были, необходимо учитывать реальность, терпеть отсрочку своих потребностей, пока не создадутся приемлемые условия. Выход либидозной энергии тормозится или направляется в другое русло, приемлемое для данной ситуации.

Супер-эго (Сверх-Я) – это носитель моральных норм, критик и цензор всех желаний человека. Супер-эго формируется под воздействием общества на сознание и подсознание человека, принятием им ценностей и норм общественной морали. Главным источником формирования Супер-эго являются родители, близкие, учителя и воспитатели, те люди, с которыми человек вступает в длительные отношения на протяжении всей жизни

Как взаимодействуют Ид, Эго и Супер-эго?

Родившись, ребёнок имеет только Ид (Оно) и живёт по принципу удовольствий. Когда он сталкивается с запретами со стороны родителей и окружающих его людей, он развивается как личность и появляются Эго (Я) и Супер-эго (Сверх-Я). Следовательно под давлением общества, в котором он живёт, у него антагонистические отношения с ним, но без этого давления невозможен и личностный рост.

По мнению Фрейда, Ид требует удовлетворения инстинктов, бессознательно направляет психическую энергию, чтобы урегулировать психические процессы и состояния человека. Неосознаваемые влечения, которые посылает Ид, находятся в постоянном конфликте с Супер-эго, т.е. с нравственными нормами. Постоянные противоречия между ними разрешает Эго (Я). Эго примиряет обе стороны так, чтобы влечения Ид были удовлетворены, но не нарушались нравственные нормы.

Фрейдовская модель личности (Ид, Эго, Супер-эго) разделена на три зоны: бессознательное, предсознательное и сознание. Сознание – это вершина, предсознательное и бессознательное – это «подводная» часть. Ид полностью находится в бессознательном и недоступно сознанию. Супер-эго формируется в процессе взаимодействия с окружающими людьми и обществом. Содержание предсознательного может быть осознано человеком, но требует усилий. Механизмом формирования Супер-эго у ребёнка является идентификация с близким взрослым по полу, черты и качества которого становятся содержанием Супер-эго. Становление психики и Супер-эго у детей проходит через преодоление Эдипова комплекса у мальчиков и комплекса Электры у девочек.

Эдипов комплекс у мальчиков и комплекс Электры у девочек

По греческой мифологии, царь Эдип убил отца и женился на своей матери, не зная, что она его мать. Фрейд считал, что в Эдиповом комплексе скрывается суть постоянно тяготеющему над каждым мужчиной сексуальному комплексу. То есть, мальчик испытывает влечение к матери, а отца считает соперником – это вызывает и восхищение, и страх, и ненависть у ребёнка. Он желает походить на отца, но при этом и хочет его смерти, боясь кастрации за влечение к матери. Преодоление Эдипова комплекса у мальчиков проходит в возрасте 5-6 лет. В это время у них формируется Супер-Эго.

Комплекс Электры у девочек связан с тягой к отцу и неприязнью к матери, развивается в возрасте 5-6 лет. Появление этого комплекса также связано с греческой мифологией и отображено в поведении Электры, которая уговаривает своего брата Ореста убить мать и её любовника, тем самым отомстить за смерть отца. Первая любовь у девочек появляется к матери. Но впоследствии она видит физическую разницу в структуре тела, у неё нет пениса, как у отца и брата, развивается зависть, что является психическим аналогом страха кастрации для мальчиков.

Как связаны либидо, эдипов комплекс и страх кастрации?

Начиная с «Трех очерков по теории сексуальности» (1905) Фрейд переходит к трактовке бессознательного как вытесненного либидо. В этой же работе он вводит понятие инфантильной сексуальности — утверждение о том, что нечто подобное сексуальности свойственно человеку не только после полового созревания, но с самого рождения (к слову, эта идея была встречена медицинским сообществом в штыки).

Может быть интересно:

Инфантильная сексуальность, конечно, не похожа на взрослую и связана с отношениями матери и младенца. Первая — оральная — стадия развития либидо проживается в период, когда младенец сосет грудь и хочет безраздельно обладать матерью. Затем ребенок учится регулировать функции организма и контролировать свои испражнения (анальная стадия) — в этот период закладываются основы самостоятельности и упрямства. Третья стадия сексуального развития — генитальная, наступающая в подростковом возрасте. Между анальной и генитальной стадиями сексуального развития проходит несколько лет — в это время интерес ребенка переносится с собственного тела на окружающий мир.

Понятие эдипова комплекса Фрейд ввел позже, но по сути уже в «Трех очерках» он полностью подготовил почву для этой идеи, поскольку ключевыми для нее также являются отношения матери и ребенка.

Мать — всегда первый объект, к которому ребенок испытывает влечение.

Ее восприятие ребенком меняется: вначале это только материнская грудь, но с течением времени формируется целостный образ.

Фрейд рисует весьма убедительную схему взросления мальчика. В детстве он испытывает влечение к матери и хочет, чтобы мать была все время с ним, принадлежала только ему. Но в возрасте одного-двух лет мальчик начинает испытывать ревность к отцу, который заявляет свои права на мать.

Примерно в этом же возрасте мальчик открывает, что у женщин нет пениса. Это открытие приводит его в ужас: если у кого-то нет пениса, значит, он тоже может его лишиться. Страх кастрации соединяется с ревностью к отцу и влечением к матери — и превращается в страх перед отцом.

Согласно теории Фрейда, при нормальном развитии ребенка эдипов комплекс должен перейти в стадию идентификации, когда ребенок в целом продолжает хотеть того же самого (жениться на матери), но теперь выражает это в виде желания вырасти и стать похожим на отца.

Кстати, Фрейд считал, что во время психоанализа пациент испытывает к врачу весь комплекс чувств, которые в детстве испытывал к отцу, — это может быть и влюбленность, и враждебность. Встретив психоаналитика, человек как бы вспоминает и переживает чувства из детства. Это явление Фрейд назвал переносом. У психоаналитика в ответ на перенос возникают встречные чувства к пациенту — это явление известно как контрперенос. В результате пациент и психоаналитик становятся небезразличны друг другу.

Что такое бессознательное и при чем тут истерия?

Зигмунд Фрейд, по сути, исходил из того, что духовная субстанция в человеке имеет материальное воплощение в виде энергии. Такой подход он представил в раннем тексте «Набросок одной психологии» (1895).

Идея о том, что у энергии может быть «внутреннее» и «внешнее» состояние, впоследствии стала одним из главных постулатов в психоанализе. В основе этого учения лежит представление о бессознательном и сознательном как о двух составляющих психики человека.

На мысль о бессознательном Фрейда навел французский врач Жан Мартен Шарко, который стал использовать гипноз для лечения истерии. Шарко предположил, что симптомы истерии — слепота при здоровых глазах, обморок, паралич ног — возникают у людей с особой чувствительностью в результате внушения. С помощью гипноза врачу удавалось сначала внушить здоровым людям болезненные симптомы, а затем снять их. На Фрейда методы Шарко произвели огромное впечатление.

Вместе со своим учителем Йозефом Брейером Фрейд стал исследовать причины возникновения истерии и способы ее лечения. Результаты наблюдений легли в основу книги «Исследования истерии» (1895), в которой Фрейд и Брейер сформулировали гипотезу о вытесненной травме.

Они описали механизм возникновения истерии так: молодая девушка или девочка, пережившая опыт сексуального насилия, стыдится произошедшего, хочет об этом забыть и вытесняет травму. Со временем в нервной системе накапливается патологическое возбуждение, не находящее выхода. Нежелательные мысли не могут вырваться из бессознательного в сознание из-за специального механизма психики (Фрейд называет его цензурой), однако возбуждение все равно находит обходные пути и проявляется в виде истерии.

Как появился психоанализ?

В самом начале своей деятельности Зигмунд Фрейд успел поработать с выдающимися учёными своего времени – физиологом Эрнстом Брюкке, практикующим гипноз врачом Иосифом Брейером, неврологом Жаном-Маре Шарко и другими. Часть мыслей и идей, которые зародились на этом этапе, Фрейд развивал и в своих дальнейших научных трудах.

Если говорить более конкретно, то ещё молодого тогда Фрейда привлекло то, что некоторые симптомы истерии, проявлявшиеся у больных ею, не могли никак быть интерпретированы с физиологической точки зрения. К примеру, человек мог ничего не чувствовать в одной области тела, несмотря на то, что в соседних областях чувствительность сохранялась. Ещё одним доказательством того, что далеко не все психические процессы могут быть объяснены реакцией человеческой нервной системы или актом его сознания, было наблюдение за поведением людей, которые подвергались гипнозу.

Сегодня все понимают, что если находящемуся под гипнозом человеку внушить приказ что-либо выполнить, после своего пробуждения он бессознательно будет стремиться к его выполнению. А если поинтересоваться у него, почему он хочет это сделать, он сможет привести вполне адекватные объяснения своему поведению. Отсюда и получается, что психика человека имеет свойство самостоятельно создавать объяснения каким-то поступкам, даже если в них нет никакой необходимости.

В современность Зигмунда Фрейда само понимание того, что действиями людей могут управлять скрытые от их сознания причины, стало шокирующим откровением. До исследований Фрейда таких терминов как «подсознательное» или «бессознательное» не было вовсе. И его наблюдения стали отправной точкой в развитии психоанализа – анализа человеческой психики с позиции движущих ею сил, а также причин, последствий и воздействия на последующую жизнь человека и состояние его нервно-психического здоровья опыта, полученного им в прошлом.

Биография основателя психоанализа

Зигмунд Фрейд родился в небольшом городке, который в то время принадлежал Австрии и назывался Фрайберг; теперь он входит в состав Чехии и носит название Пршибор. Родители Фрейда были евреями и имели в городке небольшое дело – торговлю тканями. В годы промышленной революции семья Фрейда разорилась, да и сам Фрайберг пришёл в запустение. Фрейды решили сменить место жительства и перебрались в Лейпциг, а через некоторое время в Вену. Поскольку большими деньгами разорившаяся семья не обладала, им пришлось поселиться в самом бедном районе города – Леопольдштадте.

Место это было ужасное, в то время его населяли беженцы, бедняки, проститутки, цыгане и прочие «отбросы общества». Однако дела у отца постепенно начали налаживаться, и семья смогла перебраться в более благополучный район. Зигмунд Фрейд увлёкся литературой, да и в целом старался хорошо учиться. Якоб, отец будущего психолога, стремился дать ему достойное образование, даже нашёл средства, чтобы записать его в частную гимназию.

Всего в семье Фрейдов было восемь детей. Видя исключительные успехи Зигмунда в учёбе, родители старались создать для него подходящую атмосферу в доме. Так, в отличие от остальных детей, ему была выделена для занятий отдельная комната и керосиновая лампа; остальным детям было запрещено заниматься музыкой, потому что она мешала Зигмунду. В конце концов он закончил гимназию с отличием.

После окончания гимназии Фрейд долго сомневался по поводу своего дальнейшего жизненного пути. Он вначале записался на медицинский факультет, но вскоре осознал, что медицина его по-настоящему не интересует.

Впрочем, первый курс не был связан исключительно с медициной и содержал различные дисциплины, по большей части гуманитарного характера.

В дальнейшем Зигмунд Фрейд серьёзно заинтересовался психологией и зоологией. Именно по зоологии он написал свою первую научную работу – она была посвящена определению половых различий у речных угрей. Однако затем верх одержала психология. Немалое влияние в этом смысле на него оказали Эрнст фон Брюкке и Йозеф Брейер. С последним Фрейд сблизился особенно тесно: они имели общие интересы, общие взгляды на жизнь и, кроме того, общую еврейскую национальность. В тогдашнем обществе, в том числе и в университете, господствовали антисемитские настроения, и обоим мыслителям приходилось как-то жить, учиться и работать в таких условиях. Брейер, подобно самому Фрейду, стоял у истоков психоанализа.

Закончив обучение и получив степень доктора медицины, Фрейд планировал остаться в университете и заниматься исследовательской деятельностью. Однако нехватка средств заставила его заняться врачебной практикой. Для начала он поступил в городскую клинику Вены, в которой сначала работал в отделении хирургии, а затем переключился на неврологию. В дальнейшем Зигмунд Фрейд работал как психиатр. В конце концов изучение психической деятельности человека полностью увлекло Фрейда.

В частности, Фрейд увлёкся изучением нового для того времени вещества – кокаина. Первоначально он отметил его положительные свойства и использовал его как обезболивающее. Однако впоследствии оказалось, что кокаин не столь безобидный и полезный.

В 1890-х годах, после прохождения стажировки в Париже у знаменитого врача Жана Шарко, Фрейд заинтересовался лечением больных с психическими расстройствами. Поначалу он использовал традиционные для того времени методы, такие как гипноз и некоторые другие, однако быстро понял их несовершенство. Он стал искать новые методы лечения и случайно наткнулся на эссе своего любимого писателя Людвига Бёрне – «Искусство в три дня стать оригинальным писателем». Рекомендации, изложенные в этом эссе, натолкнули Фрейда на изобретение метода свободных ассоциаций. Так было положено начало новому направлению – психоанализу.

Какие направления (виды) психоанализа существуют сегодня

В современных теориях психоанализа акцент с сексуальности смещен. Психологи рассматривают не только эту потребность, как причину всех бед, но и другие неудовлетворенные потребности.

Например, люди с обостренной и неудовлетворенной потребностью во власти зачастую становятся тиранами дома или на работе. Люди, которым не хватает теплого социального контакта, окружают себя животными. Люди, которые не могут или бояться иметь детей, но хотят этого, тоже направляют свою энергию в сторону животных, например, котов. Женщины, которые не могут состояться как профессионалы, находят себя в воспитании детей.

Классический психоанализ Фрейда – один из известных психологии видов этого учения. Существуют и другие школы (направления) психоанализа. Кратко осветим их:

Эго-психология

Если Фрейд уделял больше внимания Оно, то здесь все внимание приковано к Эго (Я), то есть сознательной части личности.
Теория объектных отношений. В основе этой теории лежит положение о том, что психика – это система внутренних объектов, которые являются отражением людей и ситуаций из внешнего мира

Специфика отношений с людьми в настоящем и сценарий жизни обусловлены детским опытом субъекта. То есть во взрослой жизни человек воспроизводит то, к чему привык в детстве.
Школа М. Кляйн. Психоаналитик уделяла больше внимания детскому психоанализу, в частности разбору Эдипова комплекса. В качестве основных движущих сил психики рассматривала любовь и агрессию. Первое – исцеляет, второе – расщепляет психику.
Структурный психоанализ Ж. Лакана. Психоаналитик рассматривал человека строго как субъекта и предлагал решать психологические проблемы через речь. Базой личности считал тандем трех элементов: воображаемое (представление человека о себе на основе познания других людей), символическое (поиск отличий у себя и других), реальное (ситуация, место, где индивид впервые познакомился с другим). Психоаналитик изображал это символом из трех связанных колец. Если хотя бы одно кольцо разомкнуть, то психическое равновесие индивида нарушится.
Интерперсональный психоанализ (Г. С. Салливан, Клара Томпсон). Внимание сконцентрировано не на анализе личности, а на анализе межличностных отношений. Именно этот элемент психоаналитики считали самым важным и значимым в психическом развитии субъекта.

Существуют и другие современные направления психоанализа, но эти пользуются наибольшим спросом.

Что принесло славу Зигмунду Фрейду

Итак, главное достижение австрийского психолога – изобретение психоанализа. Прежде всего Фрейд внедрил и развил метод свободных ассоциаций. Пациент при этом должен говорить на предложенную тему всё, что ему сразу приходит в голову, не обдумывая свои слова и не обращая внимания на то, насколько непристойными или абсурдными окажутся его слова. Это позволяет выявить скрытые комплексы, страхи, психологические нарушения пациента.

Использование этого метода позволило Фрейду полностью отказаться от использования гипноза на своих сеансах. Смысл метода свободных ассоциаций кроется в человеческом бессознательном. Это некие «инстинктивные» установки, которые человек может не замечать, когда он находится в сознании – то есть пытается сосредоточиться, что создаёт сопротивление этим изначальным установкам. Когда же мысль течёт свободно, то она как бы сама по себе отходит в сторону того, что тревожит человека в данный момент.

При разработке психоанализа Фрейд обращал внимание на поведение своих пациентов и пациентов своих коллег. Однажды одна из клиенток внезапно заявила врачу, что ждёт от него ребёнка, и в невменяемом состоянии пыталась имитировать роды

Это позволило выявить подробности предшествующей жизни пациентки и полученную с тех пор душевную травму. Данный случай позволил Фрейду ввести в психоанализ термин «перенос», или «трансфер», и использовать этот феномен в лечении.

Одна из самых известных тем исследований Фрейда – изучение проблем сексуальности. Фрейд ввёл понятие о детской сексуальности и связанных с этим психологических травмах. Открытия Фрейда в этой сфере удивили общественность, а кого-то повергли даже в шок.

Ведь психолог указывал, в частности, на сексуальное влечение маленьких детей к собственным родителям. Фрейд изучил и другие проявления ранней детской сексуальности. При этом многое учёный проверял в буквальном смысле на себе: так, он выявил у себя любовь к матери и ненависть к отцу как к сопернику.

Тем самым Фрейд затрагивал в своих исследованиях темы, которые раньше считались табуированными; к тому же его взгляды на любовь и сексуальность многие сочли извращенными. Неудивительно, что Фрейда начали обвинять в шарлатанстве и лженаучности, его работам попросту не доверяли.

Одним из своих самых главных трудов сам Зигмунд Фрейд считал книгу «Толкование сновидений», к которой научная общественность и широкая публика поначалу не проявили большого интереса. Толкование сновидений интересовало людей с глубокой древности, однако вплоть до позднейшего времени оно имело религиозно-магический характер.

Фрейд же заметил, что сны являются отражением мыслительных процессов, эмоций, скрытых позывов. Больше того, он убедился, что именно изучение снов является наиболее удобным способом разобраться в психике пациента. Ведь во сне сознание как бы отключается, и мозг не имеет никаких препятствий для реализации скрытых желаний и стимулов.

При этом образы, которые человек видит во время сна, являются символами, имеющими определённые значения. Мозг во сне создаёт образ, производя некоторые операции. Какой-то элемент образа может отражать конкретную мысль, в другом каком-нибудь элементе могут совмещаться несколько значений.

В чем заключаются основные этапы практического применения методики?

Применяемый на практике психоанализ Фрейда включает в себя следующие этапы:

  • накопление информации;
  • время «свободных ассоциаций», рассказов о фантазиях, сновидениях, в некоторых случаях – о страхах, навязчивых идеях;
  • период интерпретации, то есть обозначения наличия внутренних конфликтов и их характеристик;
  • понимание и анализ наличия психологического сопротивления, а также переноса собственных желаний или же дистанционирования от них, подавления;
  • проработка и закрепление – финальная часть терапии, включающая в себя коррекцию психики.

Эти этапы во время проведения практической терапии применяет каждый институт психологии. И психоанализа по иным этапам быть не может. Обусловлено это вовсе не тем, что современные психотерапевты являются последователями доктора Фрейда, а тем, что без соблюдения подобной очередности действий анализ, а соответственно и терапия, попросту неосуществимы.

Разве можно без накопления материала и сбора информации определить, в чем кроется проблема обратившегося за помощью человека? Разумеется, нет. Даже правильно интерпретировать фантазии или же растолковать сны пациента, предугадать его реакции на внешние раздражители без накопленной информации не представляется возможным.

Рассказы о снах и фантазиях тоже важны. Сны – поток бессознательных ассоциаций, желаний, эмоций, отношения к чему-либо. То есть сны – подсознание в чистом виде, не задавленное мозгом. Именно сновидения дают бесценную информацию о том, что сознание человека так тщательно прячет. Фантазии же – это фактически указатель на то, чего человек на самом деле хочет. Таким образом, очевидно, что избежать начальных этапов терапии не удастся. Определить проблему без детального всестороннего предварительного анализа невозможно.

Что такое психоанализ

Чтобы изучить личность человека, в психологии используются разные способы. Самым распространенным считается психоанализ, основателем которого является Зигмунд Фрейд.

Зигмунд Фрейд

В 19 веке психиатр выпустил «в свет» свою работу «Введение в психоанализ», совершив тем самым «революцию».

Справка! Согласно Фрейду, психоанализ это в психологии важный способ для исследования бессознательного, а также самопознания и лечения собственной личности.

У психиатра было много учеников и последователей. Благодаря обширному вниманию к человеческому бессознательному, в психологии появилось множество направлений психоанализа.

Психоанализ Юнга

Карл Густав Юнг ввел в психоанализ такое понятие, как «коллективное бессознательное». Он считал, что обществу присуще некие общие формы мыслительных представлений – так называемые архетипы.

Важно! Юнг был убежден, что «либидо» человека наделено не только сексуальной энергией. Ему также присуще психическое проявление, которое выражается в творческом, интеллектуальном и духовном развитии

К.Г. Юнг

Фрейд нередко критиковал Карла за излишние бездоказательные утверждения и мистицизм. Из-за этого психоанализ Юнга в психологии все сильнее «удалялся» от фрейдизма.

Психоанализ Фрейда

Говоря о том, кто является настоящим автором психоанализа, на ум сразу приходит Зигмунд Фрейд. Выдающийся доктор психиатрии на заре своей карьеры активно сотрудничал с Жан-Маре Шарко, Иосифом Брейером, Эрнестом Брюкке и другими учеными.

Справка! По словам Фрейда, именно эти люди позволили ему понять, что такое психоанализ, и как его можно применять.

Благодаря научной деятельности, психиатр понял, что не каждая истерия вызвана физиологическими причинами. В связи с этим он ввел в обиход такие термины, как «подсознание» и «бессознательность», и смог создать теорию психоанализа. Фрейд считал, что психика человека последовательна и непрерывна.

Что такое подсознание

Справка! Любая мысль, желание или действие образуются согласно сознательным или бессознательным мотивам.

Таким образом, каждый поступок находит отражение в будущем. Для развития данной мысли было создано специальное учебное заведение, основателем первой школы психоанализа был З. Фрейд.

Лакановский психоанализ

Жак Лакан – это не только французский психиатр, философ и психоаналитик, но и человек, кто изобрел лакановский психоанализ.

Справка! Изначально Лакан поддерживал взгляды Фрейда, но чем дальше углублялся в его учения, тем сильнее разочаровывался в них и развивал собственную философию.

Жак Лакан

В традиционном направлении психоанализа каждому симптому придается тайный смысл, который требуется разгадать и проговорить. Парадигма Лакана строится на мысли о том, что болезнь нельзя предотвратить только при помощи разговоров. Поэтому его психоанализ не обходится без использования топологий и математических схем.

Экзистенциальный психоанализ

Понятие «экзистенциальный психоанализ» появилось в психологической теории благодаря Жан-Полю Сартру. Критикуя работы Фрейда, французский писатель, драматург и философ придумал собственное учение о бытие человека в мире.

Важно! Экзистенциальный психоанализ Сартра включил в себя не только идеи Фрейда, но и представителя экзистенциализма М. Хайдеггера

Жан-Поль Сартр

Философ не поддерживал идею рассматривать настоящее человека через призму прошлых событий. Он считал, что установки на будущее и перспективы намного важнее и понятнее для личности, чем переживание детских воспоминаний. Основным принципом экзистенциального психоанализа является рассмотрение человека, как единого целого, которое наделено особым смыслом.

Читайте также: