• Без рубрики
  • 0

Кто такой патриот

Современное понимание

Политологи, ученые, философы наших дней предлагают разделять риторику, идеологию. Первое представляет собой метод речевого формирования, направленный для достижения конкретной задачи. Второе включает принципиальный набор аспектов, способных мотивировать человека на некоторый поступок. Патриотическая риторика была актуальна в период революции во Франции. Это понятно уже из того, что ключевым лозунгом того времени был: «Отчество в опасности!».

В нашей стране, как считают исследователи, патриотизм не был общепризнанным и используемым термином до девятнадцатого столетия. Первое время такими словами пользовались лишь лица, заинтересованные просветительскими изданиями. Декабристами патриотизм расценивался как аспект националистического дискурса. Считалось, что элита, процветающая при дворе, предает самобытность народа.

Проблема нездорового патриотизма

Есть люди, называющие патриотизм безнравственностью. Один из таких – Л.Н. Толстой. Он сравнивал это явление со «стыдным, грубым, вредным и дурным». И действительно, если вдуматься… Убийство – грех? Грех. А если на почве патриотизма, то добродетель (например, солдат убил врага)? Если убили вы, то да, а если вас или вашего родного человека?

Это есть парадокс (палка о двух концах). Ведь убийство не может оцениваться, как хороший поступок. Этические нормы запрещают лишать жизни человека, кем бы он ни был. Но если приписать сюда патриотические намерения, то антиморальное действие приобретает налет духовности. «Патриотизм – последнее прибежище негодяя» С. Джексон.

Всегда били пацифисты и те, кто за все хорошее против всего плохого. Проблема в том, что мир пока несовершенен и «сферический конь в вакуме» не прокатывает. Войны не прекращаются и всегда приходится выбирать чью-то сторону.

Сейчас у людей появляется иллюзия, что можно быть гражданином мира, не принимать ничью сторону, быть над схваткой. Но это не так. Как раз сейчас идет ломка старого миропорядка и самое безопасное — это выбрать сторону, иначе можно попасть в жернова.

Важно отметить еще один минус нездорового патриотизма: очень часто он принимает крайние формы и порождает негативные последствия. Речь идет о двух явлениях:

  1. ксенофобии – это отвержение всего чужого. Именно ксенофобы делят людей на нации, разделяют по социальному статусу или религиозным предпочтениям. Но не просто делят, а враждуют на этой почве (ты – бедный, зеленоглазый буддист, поэтому я с тобой не дружу, потому что я богатый, кареглазый католик). Сейчас запад как раз устроил травлю (демонетизацию) русских. Следующие — китайцы.
  2. шовинизме – это идеология, приверженцы которой считают свою нацию превосходящей остальные. Пример тому – Гитлер, очищающий землю от «нелюдей»-евреев и считающий, что русские рождены только для того, чтобы служить.

Автор статьи: Коваленко Лилия Сергеевна (психолог)

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Определение слова «Патриотизм» по БСЭ:

Патриотизм (от греч. patriуtes — соотечественник, patrнs — родина, отечество)любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. П. — «… одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 37, с. 190).Исторически элементы П. в виде привязанности к родной земле, языку, традициям формируются уже в древности. В классовом обществе П. становится классовым, ибо каждый класс выражает своё отношение к отечеству через присущие ему специфические интересы.В условиях развития капитализма, формирования наций, образования национальных государств П. становится неотъемлемой составной частью общественного сознания. Однако по мере обострения классовых антагонизмов, с превращением буржуазии в господствующий класс её П. перестаёт отражать общенациональные моменты, как это было в период борьбы с феодализмом, смыкается с Национализмом и Шовинизмом, ограничивается эксплуататорскими интересами, ибо«… выше интересов отечества, народа и чего угодно капитал ставит охрану своего союза капиталистов всех стран против трудящихся…» (там же, т. 36, с. 328-29). Для мелкой буржуазии характерны национальная ограниченность и национальный эгоизм, определяющие её отношение к отечеству и к др. народам.В буржуазном обществе пролетариат выступает выразителем коренных национальных интересов народа, а потому и носителем подлинного П. В ст. «О национальной гордости великороссов», написанной в годы 1-й мировой войны 1914-18, В. И. Ленин отмечал:«Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык и свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы её трудящиеся массы (то есть 9/10 её населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов»(там же, т. 26, с. 107). Подлинный П. несовместим ни с космополитизмом, ни с национализмом.В ходе социалистической революции меняется социальная сущность отечества, главным содержанием этого понятия становится социализм — объект национальной гордости и подлинное отечество трудящихся, формируется социалистический всенародный П., гармонически сочетающий любовь к лучшим национальным традициям своего народа с беззаветной преданностью социализму и коммунизму и с уважением к другим народам. Социалистический П. неразрывно связан с пролетарским Интернационализмом. По словам Ленина,«без этого патриотизма мы не добились бы защиты Советской республики, уничтожения частной собственности… Это лучший революционный патриотизм» (там же, т. 42, с. 124). Наиболее яркое проявление социалистического П. нашёл в годы Гражданской войны и военной интервенции 1918-20 в России и Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-45. В условиях консолидации и развития новой исторической общности людей — советского народа — происходит формирование общесоветских политических и социально-психологических ценностей. Возникает общенациональная гордость советского человека — важный элемент социалистического П. С образованием мировой социалистической системы«… патриотизм граждан социалистического общества воплощается в преданности и верности своей Родине, всему содружеству социалистических стран» (Программа КПСС, 1974, с. 120). Идеи и чувства социалистического П. выступают как важный фактор политической и трудовой активности масс в ходе коммунистического строительства. Воспитание советских людей в духе органического сочетания социалистического П. и интернационализма КПСС считает одной из своих важнейших задач.Лит.: Ленинизм и национальный вопрос в современных условиях, 2 изд., М., 1974. Рогачев П. М., Свердлин М. А., Патриотизм и общественный прогресс, М., 1974. См. также лит. при статьях Интернационализм, Национальный вопрос.М. М. Скибицкий.

Сочинение Патриотизм в литературе

Представители каждого поколения не понаслышке знакомы с понятием «патриот». Понимание страданий посторонних людей, их несчастий, неравнодушное отношение к событиям, происходящим в своей стране – все это имеет место в душе русского человека.

Патриотизм — чувство, имеющее отношение, как к детям, так и к взрослым. Об этом свидетельствует огромное количество примеров в нашей реальной жизни и в произведениях русской литературы. Герои, которым свойственен патриотизм, воодушевлены на хорошие поступки. Они всегда настроены позитивно, так как любовь к Родине – это положительный настрой, это желание делиться радостью с близкими людьми.

В рассказе Валентина Катаева «Сын полка» автор представил проявление истинного патриотизма через образ сироты – Вани Солнцева. Мальчик, имеющий горький опыт, потеряв семью, дом, став озлобленным, самостоятельно пытался отомстить врагу. Его детская душа была настолько полна любви к родным просторам, русскому человеку, что, несмотря на свой возраст, он выполнял задания, которые по сложности были предназначены для взрослых бойцов.

На страницах бессмертного романа Л. Н. Толстого «Война и мир» изображено немало ярких героев, которые совершили достойные поступки, заслуживающие уважение

Однако один из них привлекает особое внимание скромностью, желанием оставаться на заднем плане, при этом совершая поступки, которые заслуживают уважения и награды. Он молча выполняет свой долг перед бойцами, так как для него родина – это святое понятие

Ему не важны похвалы. Отстояв бой, он смиренно принимает на себя ругательства. Он выходит на поле не ради славы, а ради освобождения страны от врага.

Неоднократно самоотверженность, готовность принести в жертву самое дорогое – свою жизнь – проявлял и Василий Теркин. Герой А. Т. Твардовского не задумываясь преодолевает реку с ледяной водой. Он нередко действует в одиночку, хотя каждая минута могла быть последней. Не думая о своей защищенности и возможностях врага, тем не менее, он «злость и боль забрав в кулак» выполняет задания по зову сердца, из чувства долга.

В каждом поступке человека, который испытывает настоящую любовь к родине, содержится сострадание, милосердие, упорство, призыв ко всем окружающим всеми силами стоять за страну. Патриотизм проявляется и в преданности, находчивости, трепетном отношении к родине в какой бы ситуации она не оказалась.

ОГЭ, ЕГЭ, 9 класс, 11 класс. Аргументы

Что такое Патриотизм

Патриотизм – это термин, который применяется для описания чувства любви и преданности своему народу, нации, стране или сообществу. Сам по себе, термин патриотизм является весьма обширным и неоднозначным.  Он включает в себя целую массу различных чувств, и аспектов о которых мы поговорим ниже.

Что такое Патриотизм простыми словами – краткое определение.

Простыми словами, патриотизм – это любовь к своей стране, своей нации и своей культуре. Как правило, патриотизм включает в себя такие основные аспекты как:

  • Особая привязанность к своей стране;
  • Чувство личной идентификации со страной;
  • Особая забота о благосостоянии страны;
  • Готовность жертвовать собой, чтобы способствовать благополучию страны.

В некотором отношении, патриотизм это определенный социальный и моральный принцип, который вызывает у человека чувство привязанности к своей стране. Он вызывает чувство гордости за свою нацию, страну или культуру.

Основа и суть Патриотизма.

Как уже стало понятно из самого определения, основой или сутью патриотизма служит самоотверженная любовь и привязанность к своей стране.

«Но, так ли это хорошо, и зачем собственно нужен патриотизм?»

Ответ на этот вопрос весьма сложный и неоднозначный. Дело в том, что, если полагаться на фундаментальные труды различных исследователей данного явления, можно обнаружить что они разделились на два лагеря.

Одни утверждают, что патриотизм — это очень положительное явление способное развивать и укреплять государство, поддерживать и сохранять его культурные традиции и обычаи. Другие утверждают, что подобная привязанность к своему государству и конкретно своей культуре способствует развитию излишне националистических и ксенофобских настроений, которые не особо вяжутся с демократической концепцией.

О связи патриотизма и национализма мы поговорим позже, а сейчас продолжим развивать ответ на поставленный выше вопрос. Так вот, если абстрагироваться от уже сформированных точек зрения, можно сказать, что все заявления приверженцев, и противников патриотизма по-своему правы. Дело в том, что в самой идее любви к своей стране нет ничего плохого, но все должно быть в меру и идти, так сказать, от сердца. Но, история знает массу примеров, когда подобная любовь к отечеству мутировала в фанатизм под влиянием манипуляций с народным сознанием. Патриотизмом часто оправдывались многие военные и прочие преступления. Таким образом, можно сказать, что патриотизм помимо всего прочего это еще и отличный инструмент для управления массами. Так вот, отвечая на поставленный выше вопрос можно сказать, что патриотизм — это весьма положительное явление в разумных пределах, которое нужно для сохранения и развития отдельных государств наций и культур.

Патриотизм и национализм – в чем разница.

Действительно, помимо того, что эти два термина довольно часто используются вместе, а иногда и подменяют друг друга, между ними существует разница. Основные различия в данных понятиях заключаются в том, что национализм – это любовь именно к своей нации, своей культуре, и своим традициям, а патриотизм – это любовь к стране в целом, включая населяющие ее меньшинства со своими культурными особенностями.

Стоит отметить, что в реальной жизни эти понятия действительно довольно часто переплетаются, так как патриоты в большинстве случаев являются националистами, хотя это не является правилом.

В итоге, хотелось бы отметить, что, хотя патриотизм по большому счету штука хорошая, но всегда стоит думать своей головой и понимать откуда происходит эта самая любовь и привязанность к родине. Является ли она обоснованной и заслуженной или просто навязанной средствами массовой информации и политикой государства.

Древний Рим: Гражданство войны и мира

Xuan Che / flickr.com

Примерно такая же система работала и в древнем Риме. Римский сенат, главный политический орган Римской Республики, был собранием домовладельцев, каждый из которых представлял интересы себя и своей семьи, над которой он обладал практически абсолютной властью.

Надо заметить, такой способ управления и, соответственно, модель патриотизма сыграли огромную роль в закате Рима. Дело в том, что по мере расширения границ и включения всё большего и большего количества людей в область влияния Рима, республикой становилось всё сложнее управлять, поскольку покорённые народы обладали двусмысленным статусом в этой системе. С одной стороны, они были обязаны предоставлять войска и ресурсы для обеспечения войн, а с другой, они не имели права принимать государственные решения. В связи с этим в Риме постоянно шла борьба между патрициями (знатью, ведущей свою родословную от основателей города), плебеями (жителями Рима, не принадлежащими к родам основателей) и союзниками (покорёнными народами), ведь все они обязаны были участвовать в войнах, но только патриции обладали правами полноценных граждан.

Поэтому со временем, по мере увеличения территории Республики, включения в область её влияния новых народов и, как следствие, усложнения системы управления, всё большее значение стала приобретать армия – люди, исполнявшие основную гражданскую обязанность в Республике. Армия же была непосредственно связана со своим военачальником, которого она могла поддержать или не поддержать в борьбе за власть. Как следствие, началась борьба между сенатом и гражданскими институциями – с одной стороны и военачальниками – с другой. Удачная же военная кампания была одним из лучших способов приобрести популярность у народа и склонить его на свою сторону, поскольку обеспечивала город потоком богатств и рабов. А значит – способствовала улучшению положения его граждан.

Не случайно усиления популярных военачальников опасались. Тем более, что сам сенат, по мере увеличения населения Республики, оказывался отделён от всё большего количества граждан, а потому уже не представлял их интересы. Собственно, поэтому сенаторы в своё время и убили Цезаря, ставшего невероятно популярным после завоевания Галлии и Египта. Однако это не помешало, а, напротив, даже ускорило процесс перехода власти от народа и сената к блистательному военачальнику (в первую очередь наследнику Цезаря Октавиану). Постепенно Республика, в которой правил сенат и народ, превратилась в Империю с императором во главе. Рим фактически стал императорской собственностью, передаваемой по наследству, а гражданство потеряло свое значение. И если до этого гражданство можно было получить едва ли не в исключительных случаях и только за особые заслуги, то после этого его стали выдавать целым провинциям.

Как следствие, развитая городская гражданская культура Рима стала приходить в упадок из-за того, что участие в общественной жизни больше не помогало лоббировать свои интересы, продвигаться по службе или приобретать статус и уважение, так что богачи стали перемещаться в деревню и свободно обустраивать свою жизнь там, на своих владениях. Так и стал зарождаться феодализм, разделивший впоследствии Европу на тысячи маленьких лоскутков.

Аргументы из народной мудрости

  1. «Золоту старости нет. Родине цены нет», – говорится в русской пословице. В ней Родину сравнивали с золотом. Как золото не стареет, так и Родина не обесценивается. Она остается самой дорогой землей для нас до конца жизни.
  1. «На чужой стороне и сладкое – горчица, на родине и хрен – леденец», – гласит русская пословица. Она утверждает, что на чужой земле даже самое сладкое блюдо кажется горчицей, а на родной земле даже хрен становится самым вкусным леденцом.
  1. «Самое дорогое для человека на чужбине – родина», – утверждает русская пословица. В ней говорится о том, что на чужой земле самым дорогим для сердца человека является его родина. О ней мы думаем, мечтаем и по ней скучаем на чужбине.
  1. «Глупа та птица, которой гнездо своё немило», – считал русский народ. Он говорил, что птица, которой не мило свое гнездо, глупа. Не обладает житейской мудростью и тот человек, который не любит свою землю.
  1. «В каком народе живёшь, того и обычья держись», – говорится в русской пословице. Она советует уважать и почитать традиции и обычаи того народа, среди которого мы живем.
  1. «Своя земля и в горсти мила», – гласит русская пословица. В ней говорится о том, что родная земля всегда мила. Даже если ее совсем немного, всего горсточка, но она все же дороже всяких богатств.
  1. «Без патриотизма не разбить фашизма», – считает русская пословица. В ней говорится о том, что без любви к родине, без искреннего желания защитить, фашистов не разбить, не победить.
  1. «Не тот – человек, кто для себя живет, а тот – кто народу счастье дает», – говорится в русской пословице. В ней заключается следующий смысл: настоящим патриотом считается не тот человек, который живет для себя, удовлетворяет только свои интересы, а тот, кто заботится и переживает о счастье других людей.
  1. «Кто за Родину горой, тот истинный герой», – утверждал русский народ в пословице. Наши предки говорили, что истинным героем можно назвать только того человека, который стоит за родину горой, защищает ее, оберегает и искренне любит.
  1. «Родимая сторона — мать, чужая — мачеха», – говорится в русской пословице. В ней родную землю сравнивали с матерью. Как мать любит своих детей, так и родина старается для своего народа. А чужая земля похожа на мачеху, она не умеет ни любить, ни жалеть чужих детей.

Мифы о патриотизме

Патриотизм часто пытаются спутать с нацизмом, то есть с ненавистью ко всем странам, кроме своей. Или же со стремлением игнорировать любые проблемы в своей стране. С точки зрения большинства русофобов, да и не только их, любовь к своей стране — дикарский атавизм. При этом ненависть к своей стране считается явлением допустимым и даже положительным.

«Патриотизм — последнее прибежище негодяя»

См. также

Эту довольно банальную мысль русофобы вывернули наизнанку и сейчас трактуют в ключе «быть патриотом — самое позорное из всего, до чего только может опуститься негодяй».

Однако, если дать себе труд хоть слегка задуматься, что же такого позорного в патриотизме? То, что некоторые патриоты были негодяями? Но по такой извращённой логике следует признать позорными, например, физкультуру и спорт: ведь горячим сторонником этих видов деятельности был сам Гитлер.

То, что кроме настоящих патриотов есть ещё и мошенники, которые только прикидываются таковыми, потому что им это выгодно? Но тогда стыдно быть не только патриотом, но и просто порядочным человеком. Ведь мошенники всегда прикидываются порядочными людьми.

Проще говоря, утверждение «быть патриотом стыдно» не основано ни на чём, кроме горячего желания «либералов» оправдать свою ненависть к Родине. Поэтому утверждение «патриотизм — последнее прибежище негодяя» легко парируется очевидным вопросом: «что именно позорного вы находите в патриотизме?». В фильме «Молот» изображён пример подобного диалога:
— Чё, патриот, что ли? (Главный злодей, которого играет Антон Шагин)

— А у тебя проблемы с этим? (Роль героя исполняет Алексей Чадов)

Любовь и вера

Сегодня даже ребенку известно, что верность – основа патриотизма наравне с любовью к своим краям и соплеменникам, соотечественникам. Такие чувство по отношению к родным местам стало первым, что выделило патриотизм и позволило презентовать новое политическое направление общественности. В эпоху Просвещения любовь к своим краям была для философов в некоторой степени явлением, противоположным верности авторитарной власти или религии. Труды Болингброка несколько изменили ситуацию. Его выкладки базировались на изречениях древних греков, понимании идеи общей пользы. В некоторой степени они создавались под впечатлением от исключительно ценных размышлений Макиавелли. Патриотизм, презентованный этим активистом и публицистом, представлял собой попытку исключить общественную деградацию, избавиться от коррупции, соблюсти баланс демократического строя, аристократической прослойки и королевской тирании.

Хотя суть патриотизма в любви к своему отечеству, понимание этого чувства во многом определяется внешними условиями. Если говорить о периоде зарождения патриотизма в форме, известной современному человеку, то нужно вспомнить о королевской власти. Как считали мыслители того времени, именно верховный правитель должен сыграть особенно важную роль. Он стоит выше всех в иерархической лестнице, является залогом развития и успеха державы, а значит, должен подавать пример истинного патриотизма.

Афоризмы

  1. «Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше… Это – сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней её счастливых и её несчастных дней», – так говорил русский писатель Алексей Николаевич Толстой. По его мнению, быть патриотом – это значит не только любить свою родину, но и осознавать себя ее малой частицей, переживать вместе с родной землей ее счастливые дни и не отрекаться в годины несчастий.
  1. «Мой патриотизм – это не замыкание на одной нации, он всеобъемлющ, и я готов отказаться от такого патриотизма, который строит благополучие одной нации на эксплуатации других», – утверждал индийский общественный деятель Махатма Ганди. Он убеждает нас, что истинный патриотизм – это не только любовь к своей земле и нации, но и уважение к другим нациям. Он готов отказаться от такого патриотизма, который угнетает другие народы ради благополучия своего.
  1. «Нападки на недостатки и пороки народности есть не преступление, а заслуга, есть истинный патриотизм», – считал известный русский критик Виссарион Григорьевич Белинский. По его мнению, настоящий патриот не только тот, кто любит свою родину и расхваливает ее достоинства, но и тот, кто видит недостатки и пороки, смело указывает на них и готов с ними бороться.
  1. «Патриотизм по сути своей агрессивен, а патриоты, как правило – люди злые», – говорил английский писатель и поэт Оскар Уайльд. По его словам, патриотизм агрессивное качество, а среди патриотов практически нет добрых людей.
  1. «Патриотизм – это не только любовь к Родине. Ведь, любовь – это чувство. А патриотизм – это ежеминутное действие, направленное на защиту интересов своей страны в любой точке мира», – утверждает наш современник Олег Евгеньевич Бочаров. Он считает, что патриотизм проявляется не просто в любви к родине, а прежде всего в защите интересов родной земли со всех концов планеты.
  1. «Патриотизм – это не взрыв эмоций, а спокойная и прочная преданность, длящаяся на протяжении всей жизни человека», – американский политический деятель Эдлай Стивенсон. Для него патриотизм – это глубокая и прочная преданность, которая рождается вместе с человеком и умирает вместе с ним.
  1. «Патриотизм – это когда вы считаете, что эта страна лучше всех остальных оттого, что вы здесь родились», – писал выдающийся ирландский драматург и романист Джордж Бернард Шоу. Для него истинным патриотизмом являлась уверенность в том, что эта страна лучше, чем другие только потому, что он здесь родился.
  1. «Болея за свою страну, не чихай на другие», – известный армянский шахматист Ашот Наданян. Он считал, что истинный патриотизм заключается не только в любви к своему родному дому, народу, но и в глубоком уважении традиций, культуры, земли других народов.
  1. «Патриотизм живой, деятельный именно и отличается тем, что он исключает всякую международную вражду, и человек, одушевлённый таким патриотизмом, готов трудиться для всего человечества, если только может быть ему полезен», – говорил русский литературный критик Николай Александрович Добролюбов. По его глубокому убеждению, истинный патриотизм не приемлет всякую вражду между народами, а настоящий патриот всегда готов трудиться во благо не только своего народа, но и всего человечества.
  1. «Можно не любить и родного брата, если он дурной человек, но нельзя не любить отечества, какое бы оно ни было: только надобно, чтобы эта любовь была не мертвым довольством тем, что есть, но живым желанием усовершенствования», – считал русский литературный критик Виссарион Григорьевич Белинский. Он искренне убеждает нас в том, что человек устроен так, что может не любить и родного брата, при условии если он плохой человек, но не любить родину нельзя, какой бы она ни была. Истинный патриот не довольствуется тем, чем богата его родина, он всегда желает ее развития и усовершенствования.

Многокомпонентное явление

Патриотизм – это слово, имеющее корни в греческом языке. На языке греков оно звучало как «патрис». Именно отсюда пошло современное слово, скрывающее под собой преданностью, любовь к Отчизне и родному народу. Патриотом считается тот, кто верит в духовные перспективы своих соотечественников и готов служить общественным целям, интересам. Слово «патриотизм» в разных ситуациях можно применять по-разному. Оно подразумевает способность заботиться об исторической судьбе родных краев, их интересах. Человек может считаться патриотом, если готов к самопожертвованию во имя мест, которые считается родными для себя.

Хорошее определение патриотизма – верность Отчизне. Одновременно это способность гордиться присущими социуму достижениями, культурным прогрессом и историческими вехами. Патриот сострадает своим соотечественникам, негативно воспринимает общественные пороки и прикладывает усилия для их искоренения. Одновременно патриотизм предполагает привязанность к месту обитания, населенному пункту и державе, а также уважение к прошлому этих краев, к традициям, полученным в наследство от прежних поколений.

Виды патриотизма

В разные времена данное понятие наделяли разным смыслом, в связи с чем появились разные виды патриотизма:

  1. полисный – любовь к полису (в Греции раньше так называли города, которые являлись мини-государствами со своими законами и традициями);
  2. имперский – любовь к империи, императору;
  3. этнический – любовь к своему этносу, его истории и традициям;
  4. государственный – высокие чувства к государству;
  5. квасной – чрезмерная любовь к стране. Такие люди с криком «ура» идут оголенной грудью на любые баррикады, устраивают митинги, собрания и т. д.;
  6. городской – любовь к городу;
  7. ультрапатриотизм – гипертрофированная форма, доходящая до крайности и сумасшествия.

Воспитание патриотизма

Патриотизм, это такое чувство, которое искренне, истекает от сердца, искусственно наиграть его сложно. Многие люди относят себя к патриотам своей Родины, поскольку болеют за страну в спорте, испытывают гордость за известных соотечественников и действительно любят свою Отчизну.

Воспитание патриотизма начинается с детского возраста. Школа, являясь социальным институтом, системно, глубоко и последовательно ставит перед собой задачу воспитать каждую личность патриотом, поскольку детская психика наиболее восприимчива к духовно-нравственному воспитанию.

Воспитание в школе нацелено на достижение определённого патриотического идеала. Современный идеал патриота – это компетентный, высоконравственный, творческий человек, понимающий ответственность за настоящее и будущее Родины, укоренившийся в духовных, а также культурных традициях своего народа.

Главное в жизни не только знать моральные нормы (принцип гуманизма, милосердия, справедливости, толерантности, миролюбия, альтруизма), но и опираться на них в повседневной жизни. Применение нравственных норм даёт право называть человека высокоморальным.

Воспитать патриота можно посредством развития определённых моральных принципов. Установлено, что каждой личности присуще придерживаться собственных внутренних убеждений, которые называют моральными принципами.

А принцип патриотизма заключается в любви к Родине, заботе о ней, бережном отношении к природе, готовности защитить Отчизну от врага, уважении к истории и трепетном отношении к национальному достоянию, гордости к государственным достижениям.

Общество тогда получит патриотов для своей Родины, когда будет решать масштабные национальные задачи и создаст систему нравственных ориентиров. Такие ориентиры появятся там, где уважают родной язык, самобытную культуру и народные ценности, где хранят память о предках и о каждой странице своей отечественной истории. Там, где базовые национальные ценности, хранящиеся в культурных, а также семейных традициях, переходят от поколения к поколению.

Важнейшей целью духовно-нравственного воспитания является то, чтобы социально обязательные требования социума педагоги преобразовали во внутренние стимулы личности каждого школьника, таких как совесть, долг, достоинство, честь.

Психологами установлено, что для детей младшего школьного возраста характерна обострённая восприимчивость и уверенность в истинности того, чему их учат и что им говорят. В школьном возрасте они понимают необходимость нравственных норм. Если малыш не приучится трудиться, беречь природу, любить близких, уважать старших, не поверит в свои способности, то в дальнейшем привить эти навыки будет сложнее. Поэтому система патриотического воспитания должна закладываться в школьном возрасте. Патриотическому воспитанию маленьких граждан надлежит стать объединяющей силой, которая вырастит поколение истинных патриотов. Дети, став взрослыми, смогут возродить величие Родины, приумножат её силу и достаток, сделают гораздо лучшей жизнь своих граждан.

Патриотическое воспитание младших школьников решает такие задачи как:

– изучение исторического прошлого своего края, Родины, города, школы;

– развитие нравственных ценностей, гуманизма, милосердия;

– почитание национальных традиций народа, семьи, воспитание культуры общения, заботливого отношения к духовным богатствам своего края;

– вырабатывание чувства любви к Отечеству, готовность преданно служить Родине.

Патриотизм должен стимулировать школьников к созидательному чувству, а не разрушительному. Если учитель любит свою страну, её историю, традиции, то он должен это демонстрировать на личном примере, например, научить детей не бросать мусор, где попало, пребывая на природе. Во время государственных праздников искренне радоваться, восхвалять Отчизну, а при возникновении трагических происшествий скорбить вместе со страной, проявляя сочувствие, оказывая помощь людям, выражая силу и единство всего народа.

Таким образом, патриотизм простыми словами – это безусловная любовь и преданность своему народу и желание считать себя гражданином своего государства.


Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Читайте также: