• Без рубрики
  • 0

Методика кюизенера: волшебные палочки

Содержание

Правила использование палочек Кюизенера

Как и любое дидактическое пособие палочками можно заниматься, поэтапно усложняя задания для ребёнка.

Первый этап – игра с цветом

В зависимости от возраста ребёнка палочки используются по-разному. В возрасте 2.5-3 лет палочки Кюизенера просто раскладываются, группируя по цвету, длине. Можно задания усложнять – предложить собирать группами по три палочки разного цвета (красный, синий, зелёный) и таких групп собрать три, например.

Рисунок 1

В 2-3 года ребёнок уже сможет выкладывать дорожки, чередуя палочки по цвету. Также и дорожки можно выкладывать по определённой схеме: красная – белая, красная – белая. Либо красная-белая-синяя-белая-красная. В середине окажется синяя палочка.

Рисунок 2

Второй этап – добавляем размер

Затем задания выполняются на обучение размерам. Выбирают палочки конкретного размера в одну группу, другой размер – в другую группу, а самые маленькие – в третью.

Рисунок 3

Возможно устраивать пирамидки по размеру. Снизу ложится палочка самая длинная, на неё покороче, а сверху – самая короткая.

Рисунок 4

Третий этап – цвет плюс размер

Теперь задания придумываются, чтобы палочки Кюизенера использовались уже и с цветом, и по размеру.Выбрать все красные палочки в одну группу, синие – в другую, зелёные – в третью (см.рисунок 1).

Далее выбрать палочки одного цвета, но разного размера и построить пирамидку, как в примере второго этапа на рисунке 4.

Задание с усложнением – построить пирамидки, чередуя цвет и размер палочек как на рисунке.

Рисунок 7

Усложняем задание и даём схему, по которой необходимо разложить палочки Кюизенера. Это может быть домик, ёлочка или что-то ещё.

Рисунок 8

А можно вообще сложить шикарный ковёр из палочек.

Рисунок 9

Такие задания помогают развивать внимание, фантазию, а самое главное, мелкую моторику. Продолжаю логическую цепочку – а развитие мелкой моторики приводит к чему?

Подходящий возраст

Заниматься с ребенком палочками Кюизенера можно с раннего возраста, наиболее оптимальным считается возраст 2-3 года, когда малыш может понять, что именно от него хотят. Пробовать свои силы в освоении методики можно и с годовалыми детьми, но должного эффекта это не принесет, зато риск для здоровья возрастает существенно из-за наличия в наборе мелких деталей.

Наиболее подходящей категорией детей, которая сможет осилить задания и получить определенные начальные знания, является подготовительная группа садика. В процессе подготовки к школе дети должны освоить понятия длины, цвета, формы и иметь хотя бы минимальные знания о том, как производить сложение и вычитание.

Самые маленькие ученики научатся разделять понятия «один» и «много», понимать разницу между «высоким» и «низким». Более старшим детям предлагаются альбомы-игры, игровые ситуации и комплекты игр, что позволит осилить ориентацию предметов в пространстве, сравнивать их по показателям длины и ширины, различать количество и учиться считать. Каждый возрастной этап имеет свой набор схем и игр, позволяющий развить логическое и пространственное мышление.

Что такое палочки кюизенера

Это пособие получило свое название от бельгийского педагога, создавшего его. Джордж Кюизенер разработал специальные брусочки, которые помогают осваивать законы математики. У игрового материала имеется второе название — «числа в цвете». В набор кюизенера входят тросточки 10 разных цветов и размеров от сантиметра до десяти. Комплект представляет собой сложно продуманное математическое множество.

Описание методики

Набор кюизенера используется для того, чтобы развить у ребенка интерес к математике в игровой форме в домашних условиях, это главная цель. Логические игры с ним понравятся любознательным малышам. Обучение математике в игровой форме с набором кюизенера основывается на принципе наглядности. Если ребенок видит предмет и даже может его ощупать, ему значительно проще будет понять счетную науку. Родителям тоже будет легче объяснять малышу математику с помощью наглядных дидактических пособий. Характеристики палочек кюизенера, которые запоминает и различает ребенок:

  • цвет;
  • понятие числового значения;
  • длина.

Чему можно научить ребенка

Основная задача набора кюизенера – помочь ребенку знакомиться с математикой. Однако, с его помощью малыш сможет освоить значительно больше. Он сможет научиться:

  • составлять цветные цифры и буквы, при этом сопоставляя символы с понятиями;
  • различать, как расположены предметы в пространстве (впереди и сзади, справа и слева, между, средний, снизу и сверху);
  • математическим понятиям (число, цифра, фигура, больше и меньше, поровну и т.п.);
  • базовым математическим навыкам: сложению и вычитанию;
  • разбирать числа на составляющие;
  • понимать, что такое количество, как соотносятся числа и цифры;
  • определять предыдущее и следующее числа для текущего в пределах первого десятка.

Правила работы

Чтобы игры с палочками Кюизенера принесли максимальный результат, следует подобрать задание с учетом возраста крохи и его индивидуальных способностей. Вариантов может быть несколько.

  • Самые младшие (2,5-3 года) лучше всего раскладывают палочки, пытаются систематизировать их по цветам. Задание можно усложнить, предложив ребенку разложить брусочки в определенной последовательности (например, синий, красный, черный). Это поможет также вспомнить цвета.
  • Еще в 2-3 года ребенок без проблем сможет сложить аккуратную дорожку, используя палочки разных цветов.
  • Постепенно можно переходить к работе с размерами, показать ребенку на наглядном примере, что такое «больше» и «меньше». Мама предлагает ребенку обнаружить среди множества такую же палочку, как и у нее в руке.
  • Не менее интересна для детей и возможность сложить рисунок, используя в качестве примера готовую схему. Сначала малыши полностью повторяют образец, затем родитель предлагает им усложнить задание, несколько изменив узор, добавив в него что-то свое. Таким образом, цветные палочки становятся своеобразной мозаикой, которая отлично развивает мелкую моторику, фантазию и внимательность.
  • Детям 4-5 лет можно предложить выстроить из брусочков лесенку, посчитать, какое количество маленьких палочек может уместиться в одной большой. Интересно им будет обнаружить самую маленькую или самую большую из них.

Использование палочек следует совмещать с другими развивающими играми, не принуждать ребенка сидеть и заниматься, а ориентироваться на его способности и желание – только так подготовка к школьному изучению математики будет проходить с пользой и удовольствием.

Несколько слов о Джордже Кюизенере

Бельгийский педагог Джордж Кюизенер – автор уникальной методики раннего развития детей, практически всю свою жизнь проработавший в школе. Работа простым учителем в начальных классах позволила Кюизенеру применять на практике различные методики и обучающие программы, сравнивать их и «брать на вооружение» наиболее действенные и эффективные. Некоторые методики он доработал, опираясь на собственный опыт, и подробно описал получившийся результат в своих практических рекомендациях по обучению детей музыке, географии, искусству и биологии.

Знаменитые сегодня на весь мир цветные деревянные палочки Кюизенера также являются результатом тщательной доработки. Используя при обучении детей математике методику своего немецкого коллеги Фридриха Фребеля, Кюизенер отметил заинтересованность детей и, как следствие, высокую эффективность данной методики. Наработки Фребеля и легли в основу авторской методики Кюизенера, которая получила название «Цветные числа».

Возрастные особенности

Палочки могут использоваться от 1 года до 7 лет, хотя на коробке указано: от трех лет. Вы наверное замечали, что на подобного рода играх всегда указывается возраст от трех лет, так как набор включает в себя мелкие детали.

Для годовалых малышей, конечно же, это игровой материал. Не рекомендуется давать мелкие детали, либо пристально наблюдать за игрой, так как в этом возрасте детки все хотят попробовать на вкус.

Можно использовать соску, чтобы малыш не тащил палочки в рот. Развиваем мелкую моторику и тактильные ощущения, строим простые фигурки, можно по схемам или просто, все зависит от заинтересованности малыша.

Затем к трем годам уже свободно можно работать по схемам и брошюрам с заданиями, изучать цвета и строить из них геометрические фигуры и другие постройки.

Цель использования

Палочки Кюизенера используются в работе с дошкольниками и детьми младшего и среднего школьного звена. Задачи для каждого возрастного этапа будут отличаться, но в общем они сводятся к такому перечню:

  • знакомство с числами в игровой форме;
  • помощь в развитии представлений о счете и цвете;
  • формирование интереса к математическим наукам;
  • развитие логического мышления, формирование умения принимать нестандартные решения;
  • помощь в освоении базовых математических действий: сложения и вычитания;
  • усвоение разницы между количественным и порядковым счетом;
  • формирование навыка измерительного сравнения по длине, ширине и высоте;
  • закрепление знаний о геометрических фигурах, благодаря выкладыванию их при помощи палочек из набора.

Благодаря набору палочек Кюизенера есть возможность всесторонне развить личность, при этом сформировав стойкий интерес к точным наукам, а также сделать занятия познавательными и нестандартными. Занятия с данным дидактическим набором позволяют ребенку включить воображение, найти решение задачи нестандартным путем, тренируя при этом не только мозг, но и мелкую моторику рук.

Виды деятельности со счётными палочками в детском саду

На начальном этапе работы с палочками Кюизенера они выполняют роль игрового материала, который привлекает малышей своими характеристиками: цветовой гаммой и разнообразием размеров. Дети играют с ними, как с обычными кубиками или мозаикой.

Второй этап является обучающим. И здесь уже набор используется для проведения дидактических игр с определённой образовательной задачей. Эти игры предлагаются дошкольникам в свободное время либо включаются в структуру непосредственно образовательной деятельности.

Занятие по ФЭМП

Чаще всего игровые упражнения с пособием Кюизенера включаются в содержание математического занятия. Воспитатель берёт какую-то тему и обыгрывает её с помощью различных занимательных заданий со счётными палочками. Например, педагог сообщает детям, что к ним приехал волшебный поезд — палочки выполняют роль вагонов, в которых сидят звери (картинки). Дошкольники упражняются в порядковом счёте — соотносят каждый брусочек с конкретным числом. Затем дети могут построить домики для животных из счётных палочек. Возле домика будет лесенка (выкладывание деталей по убывающей длине). В подарок зверюшкам малыши выкладывают красивые коврики из набора Кюизенера.

На занятии по ФЭМП воспитатель предлагает ребятам ряд заданий на основе набора Кюизенера

Моделирование сказок

Палочки Кюизенера можно использовать и на занятиях по развитию речи — моделировать с их помощью сказки (часто это делается совместно с использованием логических блоков Дьенеша). Например, педагог вспоминает с дошкольниками сказку «Волк и семеро козлят». Ребята характеризуют образ волка: злобный, большой, страшный. Воспитатель совместно с детьми решает условно обозначить его длинной чёрной палочкой. Коза же будет жёлтой палочкой среднего размера, а козлята — маленькими белыми. В процессе такой деятельности малыши лучше усваивают сюжет сказки, понимают характеры и внешний вид её персонажей.

Анализируя русскую народную сказку «Теремок», воспитатель предлагает символически обозначить её героев с помощью блоков Дьенеша, а затем творчески видоизменяет финал произведения: лесным обитателям стало жалко зверюшек, которые остались без домика, и они решили построить для них новый большой и красивый терем — из палочек Кюизенера.

После обсуждения сказки «Кот, петух и лиса» дошкольники могут на выбор выложить из счётных палочек её героя — красочного петушка. Такое задание можно практиковать на тему любой прочитанной сказки — зайчик («Заюшкина избушка»), репка («Репка»), овощи из огорода («Пых») и т. д. Хорошо подходит для моделирования русская народная сказка «Три медведя», где с помощью набора палочек ребята могут изобразить 3 стульчика, стола, кроватки разных размеров.

С помощью счётных палочек можно моделировать различных сказочных героев

Занятия по обучению грамоте

Палочки Кюизенера пригодятся и на занятиях по обучению грамоте. С их помощью можно выкладывать отдельные буквы и целые слова.

С помощью развивающего набора можно выкладывать буквы и целые слова

За границей этот дидактический материал используется на уроках английского языка для выделения ударных и неударных слогов. Такую работу вполне можно практиковать и в наших дошкольных учреждениях на занятиях в подготовительной к школе группе.

Счётные палочки можно использовать при обучении дошкольников грамоте

Что нужно знать родителям о методике

Еще в середине двадцатого века педагоги осознали, что эффективность обучения повысится, если дети будут заинтересованы в учении. Достигнуть такой заинтересованности можно при помощи оригинальных методик. Так началось создание наглядных учебных материалов, благодаря которым ребенок, используя, в основном, тактильные ощущения, может проще усваивать большие объемы информации.

В игровой технологии «палочек Кюизенера» используется набор из разнообразных брусков. Цвет каждого из них связан с определенным числовым значением. С точки зрения математической науки палочки-брусочки обозначают множества, в которых заложены значения порядка и эквивалентности (равнозначности). Эти брусочки развивают математические способности, формируя будущий интерес к школьному предмету на основе самостоятельной практической деятельности малыша естественным для него образом, то есть в игровой форме.

Понимание математики издавна неразрывно связано с наглядностью, числа обязательно означали предметы, которые за ними стоят. На этом принципе строится данная методика, благодаря чему легче усвоить основы счета. Цвет и форма являются своеобразной моделью числа, подводя ребенка к понимаю абстрактных понятий элементарной математики.

Важно: педагоги обращают внимание на то, что количественные характеристики набора, то есть связь цвета с числом, усваиваются детьми труднее. Осознание этого принципа происходит благодаря стараниям взрослых. Родителям самим необходимо освоить технологию

Родителям самим необходимо освоить технологию.

Навыки, которые можно приобрести с помощью палочек

  • научиться с помощью цвета составлять цифры и буквы, соотнося символы с понятиями;
  • понять принцип расположения тел в пространстве, и запомнить названия положений тела (сбоку, сверху);
  • раскладывать числа на составляющие, усвоив понятие дроби;
  • усвоить базовые математические операции: сложение, вычитание;
  • разобраться с разницей между числами и цифрами, понятием количества предметов, натуральным рядом чисел.

Важно: лучше, если такие математические игры с палочками будут проходить самостоятельно, без подсказок родителей. Педагоги говорят, что знания, полученные в результате собственной мыслительной активности, крепче и долговечнее

Надо иметь ввиду, что принуждение к играм может с ранних лет на подсознательном уровне сформировать отвращение ко всему, связанному с математикой.

Сходства и отличия с Дьенешем

Помимо Кюизенера, и другие ученые изучали проблему освоения математики детьми раннего возраста.

Помимо интереса к самой науке, Дьенешу было интересно изучать ход мыслительных процессов детей во время освоения математики, для чего им была изучена психоматематика.

Основа методики Дьенеша очень схожа с палочками Кюизенера, так как состоит в изучении математики при помощи увлекательных логических игр с использованием наглядного материала. Малыш должен решать задачи, используя объемные геометрические фигуры-блоки

Такие занятия позволяют развить память, воображение, внимание и логику. При помощи дидактического материала у малышей улучшается речь, они учатся сравнивать фигурки по размеру, количеству и цвету, осваивают основы классификации предметов по определенным признакам

Помимо схожих признаков, есть и существенные отличия методик Кюизенера и Дьенеша, так как палочки различаются по цветам и за каждой закреплена определенная длина, при этом толщина является одинаковой. У Золтана в наборе цветные блоки в количестве 48 фигур, они различаются по:

  • цвету – в наборе имеются синие, желтые и красные фигуры;
  • форме – в наличии есть прямоугольники, квадраты, треугольники и круги;
  • толщине – фигуры могут быть как тонкими, так и более толстыми;
  • размеру – детали имеют большие и маленькие габариты.

Каждая из вышеуказанных методик полезна для обучения детей математике, позволяя параллельно развивать и другие познавательные сферы, что способствует полноценному процессу обучения. Несмотря на похожую суть методик, процесс подачи их существенно отличается, поэтому стоит попробовать оба варианта и выбрать тот, который лучше поймут дети.

Игры

Процесс обучения детей математике ведется с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, главным методом является игра. В младшей группе садика используются крупные фигуры: кубики, мозаика, геометрические блоки. Палочки Кюизенера в этом возрасте дают для ознакомления в качестве игрового материала, чтобы дети привыкли к ним и учились с ними работать. В средней группе можно смело давать простые игры с набором палочек, в которых нужно что-то из них сложить, найти подходящий по цвету или размеру вариант.

Занятия в старшей группе являются наиболее разнообразными, так как готовят малыша к школе, максимально развивая его математический потенциал. Работая с дошкольниками, воспитатель или родитель должен четко понимать свою роль в образовательном процессе. Самым маленьким нужно все показывать и рассказывать, все время наблюдая за ходом игры детей.

Детям старшей группы достаточно раздать дидактический материал и поставить перед ними задачу, с которой они должны самостоятельно справиться.

Чтобы правильно подобрать игры и задания для детей разного возраста, стоит ориентироваться на возрастную градацию, которая регламентирует уровень сложности и длительность занятий

От 2 до 3 лет

Чтобы сделать обучение математике более интересным и простым, стоит использовать такие дидактические материалы, как:

  • альбом-игра «вместе весело играть»;
  • альбом-игра «волшебные дорожки для самых маленьких».

Благодаря таким развивающим играм можно ознакомить детей с разнообразием цветов, дать понять разницу между «один» и «много», а также «высокий» и «низкий». При помощи яркого раздаточного материала дети могут быстрее запомнить соответствие длины и цвета палочки, научатся ими пользоваться, аккуратно выкладывая заданную картинку.

От 3 до 5 лет

Чтобы развить математические способности детей средней группы, лучше всего использовать такие дидактические пособия, как:

  • комплект игр «на золотом крыльце»;
  • игровые развивающие ситуации «веселые цветные числа»;
  • альбом-игру «дом с колокольчиком».

Благодаря занятиям с палочками дети 3-5 лет смогут познавать азы счета и пробовать свои знания на практике. Дополнительные игры дадут возможность учиться сравнивать разные предметы, находя в них общее и различное. В наборе «веселые цветные числа», кроме карточек с заданиями, есть и цветные полоски, которые можно вырезать и при необходимости использовать вместо палочек.

От 5 до 7 лет

В подготовке детей к школе лучше всего использовать методические пособия:

  • комплект игр «на золотом крыльце»;
  • комплект игр «посудная лавка Кростики».

Благодаря работе с данным материалом есть возможность усовершенствовать знания детей относительно цвета, размера, длины и толщины предметов, их ориентации в пространстве.

Более сложными заданиями будут варианты, где нужно самостоятельно выложить рисунок, заданный на картинке, не используя при этом образец. Для тех детей, которые стабильно справляются с работой и демонстрируют хорошие математические способности, можно давать зашифрованные карточки, на которых не указаны размер и цвет палочек, а стоит лишь цифра, по которой ребенок сам должен подобрать нужный вариант и получить верную картинку.

История методики

Появление палочек Кюизенера связано с трудами Джорджа Кюизенера, который был озадачен проблемой обучения детей основам математики. Биография этого бельгийского педагога, жившего с 1891 по 1976 годы сводится к тому, что большую часть своей жизни он работал с учениками младшей школы и преподавал им математику.

Проблемы с освоением этой науки школьниками вызвали у него интерес и породили желание помочь детям и сделать обучение легким и интересным. Благодаря изучению проблемы Джордж Кюизенер смог понять, что учеба детей идет намного быстрее, если они имеют возможность визуализировать предметы и проводить вычислительные действия непосредственно с ними.

Чтобы обучение шло в правильном русле и приносило результаты, Кюизенер дополнительно изучал методики Марии Монтессори и Фридриха Флебеля. Такой основательный труд не был напрасным, так как кроме палочек, Кюизенер составил и подробную инструкцию к их использованию. В своей книге «Числа и цвета» он подробно раскрывает суть всех схем, представленных в игровой форме, по которым дети вместе с учителями или родителями могут освоить базовые понятия математики.

Упражнения первого этапа

Занятия с кубиками Кюизенера проходят в два этапа: знакомство с материалом и формирование понятия о числах. Сначала необходимо развить зрительную память и мелкую моторику. Детям предлагают распределить все палочки в группы по цветам, сложить их лесенкой или другими фигурами. Затем классифицируют блоки по другим признакам — длине, классу чисел, выполняют простые арифметические действия.

Игровые уроки начинаются с одного года. В этом возрасте малыши выполняют ознакомительные задания:

  • просто рассматривают блоки;
  • произносят вслух цвета палочек;
  • называют другие характеристики — длину, значение числа;
  • пытаются выстроить из блоков определённые фигуры, которые назовут родители.

Такие занятия лучше облечь в форму сказки. Например, о сладкоежке, который не может выбрать конфету. Стоит ли съесть одну красную или несколько белых, определит сам ребёнок. Так он научится складывать и вычитать. Можно попросить малыша построить заборы для маленьких поросят — высокий синий для одного, среднего размера из оранжевых палочек для второго и низкий белый для третьего. Это поможет научиться сравнивать разные величины.

К трём годам список заданий увеличивается:

  • нужно разложить блоки по длине и оттенку;
  • повторить все действия взрослого — выложить фигуру или выстроить палочки так, как это сделали папа или мама;
  • задания на запоминание — нужно разместить перед ребёнком блоки в определённом порядке, затем убрать один из них и попросить малыша восстановить ряд;
  • измерение длины окружающих предметов с помощью одной палочки;
  • сравнение размеров разных изделий наощупь с закрытыми глазами.

>

Изготовление своими руками счетных палочек

В наборе содержатся параллелепипеды размером от 10 до 1 см, они отличаются цветами и материалом, из которого изготовлены. А также есть инструкция к цветным счётным палочкам Кюизенера, шаблоны разных цифр и методичка с рекомендациями и перечнем этапов, задач и примеров. Длина брусков обозначает числа, а цвета указывают на их классы.

Чем длиннее палочка, тем больше цифра, каждый сантиметр прибавляет единицу. Группы и классы разделяют по оттенкам: красный — числа, кратные двум, зелёные и синие делятся на три, единицы обозначены белым, а делимые на 5 и 10 — оранжевым и жёлтым. В классическом сборнике содержится 241 палочка, но для дошкольников выпускают упрощённые наборы по 119 или 144 блоков. В некоторых моделях зелёный цвет заменяется синим или фиолетовым, а красный — розовым.

Родителям необязательно приобретать готовый набор, можно изготовить его самостоятельно. Палочки создают из деревянных брусков или цветного картона. Первый вариант позволит ребёнку ориентироваться не только по оттенкам и длине изделия, но и по его объёму. В интернете можно найти таблицу размеров каждого блока, а также трафареты и шаблоны. Их распечатывают, используют для вырезания палочек из выбранного материала. Деревянные палочки покрывают слоем акриловой краски в тон, соответствующий классу чисел.

На картонных изделиях желательно написать цифры, так дети быстрее их запомнят. Если занятия проводятся с помощью магнитной доски, то к задней части блоков также крепят маленькие магниты. Предварительно подготавливают коробку для хранения. В ней должны быть разные секции для каждого цвета палочек. После уроков ребёнок будет самостоятельно раскладывать блоки по соответствующим ячейкам. Это поспособствует воспитанию самодисциплины и приучит малыша к порядку.

Цветные счетные палочки кюизенера – характеристика развивающего материала

Что представляет из себя набор? Палочки кюизенера – это параллелепипеды, выполненные из пластика или древесины. Они окрашены в разные цвета. На каждый оттенок приходится своя длина (1-10 см) и свое число от одного до десяти. По близким цветам бруски объединяют в семейства или классы одинаковой кратности. Всего получается пять таких групп. О значении цвета и длины брусочков стоит рассказать подробнее.

Количество счетных палочек в наборе

Есть разные по величине комплекты. В самом простом 116 штук, но предпочтительнее покупать те, в которых материала побольше. К примеру, в классическом комплекте счетного пособия их 241. Это существенно расширит перечень игр и задач, которые вы сможете предложить ребенку. Количество каждого цвета в наборе кюизенера из 116 брусков:

  • белые – 25;
  • розовые – 20;
  • голубые – 16;
  • красные – 12;
  • желтые – 10;
  • фиолетовые – 9;
  • черные – 8;
  • бордовые – 7;
  • синие – 5;
  • оранжевые – 4.

Цветовая гамма

Подбор палочек по оттенкам выполнен не случайно. Они объединены в группы по принципам близкого оттенка и кратности. Длина бруска соответствует числу, которое ему присвоено. Все взаимосвязи полосок можно проследить, изучив следующую таблицу:

Класс

Цвет

Длина в см

Какому числу соответствует

Количество в стандартном наборе из 241 бруска (шт.)

Белые

Белый

1

Один

50

Красное семейство (кратны 2)

Розовый

2

Два

50

Красный

4

Четыре

25

Бордовый

8

Восемь

12

Семейство синих (кратны 3)

Голубой

3

Три

33

Фиолетовый

6

Шесть

16

Синий

9

Девять

11

Желтые (кратны 5)

Желтый

5

Пять

20

Оранжевый

10

Десять

10

Черные

Черный

7

Семь

14

Возрастная категория

Никакого значения не имеет то, сколько исполнилось малышу. Если интересно играть с брусочками, значит, разрешено это делать. Как правило, первые признаки любознательности по отношению к ним детки проявляют в год. Значит, можно начинать развивающие игры, постепенно увеличивая их сложность. Интерес к набору естественным образом угасает у ребенка примерно в начальных классах школы, когда он уже освоит азы математики.

Ход мастер – класса:

Вводная часть: Уважаемые родители! Сегодня я хочу познакомить вас с дидактическим материалом палочками Кюизенера. Палочки Кюизенера — это комплект разноцветных палочек разного размера, с помощью которых у детей развиваются представления о числе, основы счета, умение измерять предметы.

Презентация «Палочки Кюизенера»

2 слайд.

Палочки Кюизенера – это дидактический материал, который придумал известный математик из Бельгии Д. Кюизенер в 50-е годы ХХ века. Материал предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и заканчивая старшими классами школы.

3 слайд.

Палочки Кюизенера – это цветные счетные палочки — призмы 10 разных цветов и длинной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем длиннее палочки, тем большее значение числа она выражает.

4 слайд.

Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием,которое позволяет:

1. Различать и классифицировать по цвету

2. Познакомить с последовательностью чисел натурального ряда

3. Освоить прямой и обратный счет

4. Делить целое на части

5. Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины

6. Развивать пространственные представления

7. Овладеть арифметическими действиями.

5 слайд.

На I этапе палочки используют как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором и по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами.

6 слайд.

На II этапе дети учатся устанавливать соответствие между цветом, длиной и числом.

В процессе игр и упражнений с цветными палочками дети легко познают отношения «больше-меньше», «столько же», «больше (меньше) на 1, 2, 3,», деление целого на части, измерение условными мерками, состав чисел из единиц и двух меньших чисел. Дети начинают практически выполнять действия сложения и вычитания, умножения и деления, осваивают пространственные отношения («слева направо», «слева», «справа», «выше, чем…» «между», «перед», «после» и др.)

Рассмотрите цветные палочки и подумайте, в какие игры можно поиграть с ребенком?

Ответы родителей.

Я предлагаю вам побыть детьми и отправиться в мир занимательной математики, а помощниками нам будут палочки.

1. Построите дорожку (синюю, желтую и т. д.)

2. Подарите мишке желтые, зайчику синие палочки.

3. Постройте цыплятам низкий, а котятам высокий заборы.

4. Постройте геометрические фигуры квадрат, прямоугольник.

Слайд № 7

5. Постройте заборчик из 5 палочек, начиная с белой палочки. Назовите числа в прямом и обратном порядке.

Назовите все числа стоящие после 2.

Назовите число, стоящее перед числом 5. Назовите число, которое стоит между числами 2 и 4.

Слайд № 8

Игра «Пассажиры и поезд».

Постройте небольшой поезд из цветных палочек. Поезд состоит из трех вагонов – палочек: желтой, розовой и голубой. Желтый вагончик стоит внутри, а розовый — не является первым. В какой последовательности стоят вагоны? Сколько мест в каждом вагончике? (находят ответ практическим путем: берут белые палочки и накладывают их на вагончики каждого цвета. Белая палочка — это одно место.) В ходе беседы приходят к выводу, что у каждой палочки есть свое число. Данное задание подводит к пониманию состава чисел из единиц.Далее можно разнообразить это задание: посадить в каждый вагончик столько пассажиров, какое число обозначает данная палочка, расставить вагоны по порядку, пронумеровать их, соотнося палочки с цифрой. Эта игра поможет детям различать цифры между собой.

Слайд № 9

Игра «Лесенки».

Постройте две лесенки с пятью ступеньками, разница между ступеньками должна быть равна двум или соответствовать розовой палочке. А теперь посчитайте ступеньки (1, 3, 5, 7, 9) ; (2, 4, 6, 8, 10). «Прыгая» по ступенькам назовите четный и нечетный ряды.

Слайд № 10

Игра «Коврики»

Постройте красивый коврик из палочек. Ширина коврика 6 см (8 см). Каждый следующий ряд коврика нужно выстраивать, используя только 2 палочки. Старайтесь, чтобы коврик был разноцветным.

Выстраивая коврики, дети знакомятся с составом числа из двух меньших чисел.

Слайд №11

Игры и упражнения с палочками Кюизенера воспитывают у детей настойчивость, целеустремлённость, силу воли; положительно влияют на саморазвитие ребёнка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение, самоконтроль.

Сходство с методикой Дьенеша

В 60-х годах прошлого века аналогичная методика была создана венгерским учёным-теоретиком Золтаном Дьенешом. Но у пособий есть несколько отличий. Всего в коробке 48 блоков, имеющим четыре разных параметра:

  • форме — треугольники, квадраты, прямоугольники и круги;
  • цвету — синие, жёлтые и красные;
  • толщине — узкие и широкие;
  • размеру — маленькие и большие.

Такое разнообразие позволяет более широко классифицировать предметы по признакам, решая с их помощью математические и логические задания. Ребёнок учится обобщать и сравнивать понятия. Палочки Кюизенера направлены именно на работу с числами и математическими действиями, а блоки Дьенеша повышают интеллектуальный уровень малыша во всех сферах.

Читайте также: