• Без рубрики
  • 0

Умственная отсталость

Лечение

Фото: narkolog-psihiatr.ru

Лечение лекарственными средствами взрослых пациентов не позволяет улучшить интеллект. Но большую роль играют выявление и предупреждение олигофрении в младенчестве. Раннее выявление инфекций (сифилиса, листериоза, токсоплазмоза) позволяет начать лечение при отсутствии органических поражений головного мозга. При выявленных энзимопатиях (недостаточность ферментов) назначают специальные диеты (при фенилкетонурии исключают продукты с содержанием фенилаланина), что способствует предупреждению развития расстройств интеллекта. При раннем выявлении олигофрении назначаются препараты, которые могут смягчить последствия расстройств (об этом подробнее в разделе “Лекарства”).

Важным аспектом в терапии олигофренов с лёгкой степенью поражения интеллекта является социальная терапия. Такие пациенты способны к подражанию. Необходимо трудоустраивать олигофренов в учреждения, где за ними будет осуществляться постоянный контроль со стороны наставника, иначе в силу своей тенденции к отвлечению пациент быстро перестаёт работать. 

Степени и классификация

Классически олигофрению принято различать по степеням выраженности.

Олигофрения в стадии дебильности считается отсталостью легкой степени (F/70). IQ при этом составляет примерно 50-69. Диагностика этой формы заболевания довольно сложна, поэтому производится обычно в возрасте 10 лет. Основными признаками дебильности является неспособность воспринять и выразить сложное понятие

У таких детей отсутствует абстрактное мышление, внимание рассеяно, в новой обстановке проявляется страх и замкнутость. Поведение часто неадекватно

У детей симптомы олигофрении легкой степени диагностируются так поздно, потому что они обычно достаточно хорошо владеют речью, ориентированы в бытовом плане, могут самостоятельно за собой ухаживать. Заболевание проявляется ярче в школе, когда становится заметна неспособность к восприятию нового материала.

Легкая умеренная степень олигофрении называется имбецильностью. В этом случае отсутствует инициативность, мышление примитивно, имеется легкая внушаемость. IQ находится в пределах 20-49. Больной способен воспринимать простую речь, говорить короткими фразами. При определенных занятиях имбецилы могут считать, читать и писать. В эмоциональном плане имбецильность не исключает проявления стыда, привязанности, злопамятности, реакции на похвалу и ругань. Для имбецилов есть спецшколы. Имбецильность – понятие классической классификации. Она бывает нерезко выраженной и выраженной. В соответствии с МКБ-10 эти степени называются средней (F.71) и тяжелой (F.72).
Глубокая умственная отсталость (F.73) классически называется идиотией. IQ при ней составляет не более 20. При такой стадии заболевания больной не способен говорить, не обладает простейшими навыками. При идиотии отсутствует продуктивная деятельность, есть сильная ограниченность в эмоциях. Содержаться такие больные должны в специальных условиях, так как нуждаются в постоянном уходе.

Существует также классификация заболевания по Певзнер Марии Семеновне, выделяющая 5 форм заболевания:

  1. неосложнённая;
  2. осложнённая нарушением нейродинамики (возбудимые и тормозные);
  3. в сочетании с нарушениями различных анализаторов;
  4. с психопатоподобными формами поведения;
  5. с выраженной лобной недостаточностью.

Причины заболевания сгруппированы в три формы:

1. Наследственная этиология. 2. Внутриутробные поражения плода, включающие вирусные инфекции, гормональные нарушения, некоторые врожденные заболевания (сифилис, токсоплазмоз и пр.). 3. Приобретенная олигофрения (конфликт резус-факторов, асфиксия или травмирование в послеродовом периоде, инфекции, травмы и врожденные патологии в первые три года жизни).

Лечение олигофрений

Лечение при олигофрениях должно быть начато как можно ранее и продолжается зачастую в течение всей жизни больного. Различают специфическое, симптоматическое и лечебно-педагогическое лечение:

специфическое лечение применяется в случае олигофрений с установленным патогенезом и этиологией — в этом случае лечащий врач имеет преставление о том, что лежит в основе слабоумия и какие методы можно применить для максимально возможной нормализации состояния4 обычно нацелена не на устранение дефекта, а на предотвращение прогресса:
при ферментопатиях будет назначена диетотерапия;
при эндокринопатиях целесообразна гормональная терапия;
при врожденном сифилисе назначается схематическое лечение зависимо от степени проявления и прогрессирования клинической картины — бициллин и прочие антибиотики, рассасывающее и симптоматическое противосифилитическое лечение;
при токсоплазмозе и мозговых инфекциях применяют антибиотики, сульфаниламиды, дараприм повторными курсами;
при резус-конфликте проводят переливание крови

симптоматическая терапия представлена дегидратационными, рассасывающими, общеукрепляющими, противосудорожными, седативными мероприятиями и препаратами; среди медикаментов популярностью пользуются ноотропы (аминалон, гаммалон, пирацетам) и психостимуляторы (ниамид);
лечебно-педагогические мероприятия — едва ли не самое важное направление лечения, позволяют частично преодолеть дефекты олигофрении; подразумевается
олигофренопедагогика,
трудовое обучение,
профессиональное приспособление.

Особого внимания заслуживают достижения медицины и социальной адаптации больных, позволяющие преодолевать олигофренические психозы. Природа таковых часто остается неясной, это обычно специфические проявления реактивных состояний, экзогенных психозов, шизофрении, маниакально-депрессивного психоза. Олигофрены в большей степени подвержены страхам, депрессиям, истериям, их сознание сужено. Нельзя обойтись без постоянного сотрудничества со специализирующимися в данной тематике психотерапевтами.

Кого называют олигофреном?

Данный термин часто можно слышать во время беседы, но далеко не все правильно применяют его сегодня, что приводит к путанице и недопониманию.

Причиной является то, что само понятие в нашей стране не очень распространено и говорят о нем редко.

Под определение олигофрен подпадает человек, который обладает определенной патологией, которая проявляется уже после рождения.

Олигофрения (название заболевания) не поддается лечению. По этой причине болезнь сопровождает человека на протяжении длительного периода времени и постоянно дает о себе знать.

Чем обусловлено заболевание? В первую очередь речь идет о том, что человек утрачивает способность к нормальному обучению, поэтому нуждается в постоянной помощи со стороны родителей и близких людей.

Такое обучение становится жизненно важным для олигофрена, так как современный социум практически никак не помогает в решении подобной проблемы, оставаясь равнодушным к олигофрении, хотя болезнь с каждым годом становится все более распространенной.

Обучением олигофрена занимаются не только родители, но и специализированные педагоги, социальные работники и врачи.

Только в этом случае умственно неполноценный человек может адаптироваться в обществе и в результате стать его членом, а не оставаться изгоем.

Олигофрения, если переводить дословно, обозначает малоумие, что точно характеризует особенности данного заболевания.

Если рассматривать обозначение, которое присваивает болезни отечественная медицина, то речь идет об особом состоянии человека, при котором пациент демонстрирует отклонения в психическом развитии, которое возникает по причине нарушения в работе нервной системы.

Не сложно догадаться, что наиболее ярко болезнь проявляется в отношении мыслительных процессов, по причине чего человек частично утрачивает свои интеллектуальные способности.

Причины возникновения слабоумия

Современная медицина не дает точного ответа на подобный вопрос. Поэтому в каждом конкретном случае проводится индивидуальная диагностика, в рамках которой и удается установить характер, причины и оптимальные методы лечения расстройства.

Развитие болезни часто связано с генетическими особенностями, которые наследуются от родителей. В частности, появление ребенка-олигофрена может быть вызвано тем, что малыш предрасположен к болезни Дауна или микроцефалии.

Другим фактором выступает определенный урон, который наносится ребенку еще во время пребывания в утробе матери.

Среди подобных факторов стоит отметить изменение гормонального фона, а также перестройка организма в следствии перенесенной вирусной инфекции.

Другими болезнями, которые приводят к появлению на свет олигофрена, выступает:

  • токсоплазмоз;
  • сифилис.

Медики не редко обнаруживают асфиксию у новорожденных. Данное отклонение вызвано тем, что кровь младенца и его матери не совпадает по ряду иммунологических паттернов.

Процесс изучения данной болезни продолжается и сегодня, поэтому в будущем вполне вероятно получение более обширной информации.

Симптомы умственной отсталости

Рассматривая столь опасное заболевание, невозможно не уделить внимание симптомам, которыми оно сопровождается. В первую очередь речь идет о том, что человек воспринимает мир не полностью, что проявляется в его заторможенной реакции на внешние раздражители

В первую очередь речь идет о том, что человек воспринимает мир не полностью, что проявляется в его заторможенной реакции на внешние раздражители.

Олигофрен является недоразвитой личностью в целом. Симптомы, которые присущи такому пациенту, заключаются в отклонениях речи, памяти и внимании.

Его мышление происходит медленнее, поэтому реакция следует далеко не всегда.

Также стоит отметить тот факт, что олигофрен демонстрирует некоторую отсталость в движениях, что также связано с поражением нервной системы.

В процессе общения с человеком можно обнаружить, что он демонстрирует определенную неграмотность, а также строит фразы неправильно.

Внимание привлекает и сложность в формулировке фраз, что выражено отсутствием обширного словарного запаса. Это связано с сложностями в запоминании информации

Такого человека невозможно оценивать по стандартным критериям, так как даже в возрасте 30 лет олигофрен демонстрирует крайне низкую инициативность.

Ему очень легко внушить что-либо, так как больной не способен осмыслить происходящее. В результате он склонен принимать неадекватные решения, что влечет за собой негативные последствия.

Передается ли олигофрения по наследству?

Трудно найти человека, которому бы генетически не передались определенные недуги. Одним из тревожащих факторов становится умственная отсталость. Олигофрения передается ли по наследству – согласно статистике, слабоумие – это распространенная патология, которая может передаваться по наследству. Риски – 50/50, особенно если ребенок рожден от кровных родственников. Однако современные методы диагностики помогают выявить патологию на ранних стадиях и назначить своевременное лечение либо удалить плод.

Если есть предположения, что ребенок может родиться олигофреном, то необходимо особенно уделить внимание стандартным скринингам и провести дополнительные обследования. Например, если у матери резус «–», а у супруга – «+», то возникает конфликт, вследствие которого может родиться слабоумный ребенок

Однако чаще олигофрения появляется из-за других патологий или факторов, не имеющих отношение к генетике.

Классификация, формы и причины

УО является одним из подвидов психического дизонтогенеза. Под этим понятием подразумеваются нарушения ЦНС и психики. Врачи выделяют несколько степеней:

Степень УО IQ Умственный возраст
Легкая 50-69 9-12 лет
Умеренная 35-49 6-9 лет
Тяжелая 20-34 3-6 лет
Глубокая <20 До 3 лет

По МКБ 10 УО легкой степени имеет код F70. Она является самой распространенной и сложной в обнаружении. Дети ведут себя так же, как остальные, а отклонения не так заметны. Многие родители даже не придают им значения. При правильном обучении ребенок или взрослый с легкой отсталостью может учиться, работать, общаться с другими людьми.

Различают две формы отсталости: олигофрения и деменция.

Олигофрения

Отличительной особенностью такой формы является поражение коры головного мозга у ребенка в возрасте до 3-х лет, из-за чего начинается отставание в развитии. Олигофрения разделяется на три вида: дебильность, имбецильность, идиотия.

Легкая умственная отсталость соответствует дебильности. Она в свою очередь разделяется еще на несколько типов:

  1. Неосложненная. Выделяется сниженным уровнем познавательных процессов, при этом эмоциональная составляющая находится в норме.
  2. Осложненная нарушениями различных анализаторов. Вместе с отставанием в интеллектуальном развитии у ребенка наблюдаются вторичные отклонения, проявляющиеся в виде ухудшения слуха и зрения или проблем с речью, когда малыш долго не может научиться говорить.
  3. Осложненная нарушениями нейродинамики. Такой тип дебилизма сопровождается проблемами с координацией движений, что вызвано поражением коры мозга, а также крайне быстрой утомляемостью.
  4. С выраженной лобной недостаточностью. Ребенку, страдающему от этого вида дебильности, сложно ориентироваться в пространстве, у него отсутствует мотивация в поведении и очень вялые руки, разговаривает он шаблонно с подражанием другим людям.
  5. С психопатоподобными формами поведения. Дети, больные таким типом умственной отсталости, очень раздражительны, беспокойны, истеричны. Они не могут ладить со сверстниками, часто дерутся, ругаются. Самоконтроль отсутствует.

Олигофрения может возникнуть в первые три года жизни ребенка и зачастую является врожденной. Иногда обнаружить ее удается далеко не сразу, а лишь спустя несколько лет. Именно эта проблема делает лечение более сложным. Причин для ее появления несколько:

  • Инфекционные заболевания, перенесенные матерью, во время вынашивания плода;
  • Несовместимость матери и ребенка по резус-фактору;
  • Родовые травмы у новорожденных;
  • Наследственность, умственная отсталость одного из родителей;
  • Алкоголизм или наркомания родителей.

При правильном подходе к обучению и лечению такого ребенка шансы на нормальную жизнь будут довольно высоки.

Деменция

Под деменцией понимают органическое поражение мозга человека после рождения и полноценного развития центральной нервной системы. Приобретенные проблемы с интеллектуальной деятельностью, как правило, более серьезны и представляют собой сразу среднюю или тяжелую стадию УО. Однако в некоторых случаях при деменции умственная отсталость имеет легкую степень и может проявляться не так заметно. Приобрести УО человек может по следующим причинам:

  • Травмы головного мозга;
  • Менингит или др. инфекционные заболевания;
  • Шизофрения;
  • Эпилепсия, инсульт.

Деменция проявляется так же, как олигофрения. Разница исключительно в первопричинах и среднем возрасте, когда удается выявить болезнь.

Описание

Олигофрения – это недоразвитие психологических функций из-за действие неблагоприятных факторов во время внутриутробного развития либо после рождения. Выделяют три степени олигофрении: идиотия, имбецильность, дебильность.

Идиотия — самая тяжёлая степень недоразвития интеллекта. Пациенты с идиотией не способны к самообслуживанию, выражают только примитивные эмоции (крик, плач), не способны узнавать родных и близких, некоторые не способны ходить, совершают лишь стереотипные движения, такие как покачивания вперёд назад, существует тенденция к копированию эмоций и мимики окружающих пациента людей. Такие пациенты из-за нужды в постоянном контроле и уходе содержаться в психоневрологических интернатах и иных специальных учреждениях соцобеспечения. Как правило пациенты с идиотией не доживают до периода зрелости, т.к. помимо психологических отклонений этому заболеванию сопутствуют множественные дефекты внутренних органов, как следствие иммунная система несовершенна. В итоге организм не способен регулировать свои соматические функции, что приводит к снижению его защитных свойств. Такие пациенты чаще погибают от интеркуррентных заболеваний (острые заболевания, которые развиваются на фоне имеющегося хронического заболевания).

Имбецильность – это одна из форм олигофрении, характеризующаяся тяжёлой умственной отсталостью и неспособностью пациента к абстрактному мышлению. У человека с имбецильностью плохая артикуляция, наблюдаются заикания. Словарный запас скуден, что мешает пациенту строить длинные сложные фразы. Больной с диагнозом имбецильность способен выучить буквы, но проводить разбор слова по буквам или выстраивать из букв слово не может. Пациент правильно называет предметы, знает, как эти предметы использовать. Человек с имбецильностью часто бывает привязан к своим близким. Пациенты способны обучиться ухаживать за собой: надевать и снимать одежду, есть ложкой, ходить в туалет, проводить гигиенические мероприятия. Человек с имбецильностью способен повторять простые трудовые действия за окружающими людьми, не без пристального контроля пациент быстро начинает отвлекаться и перестаёт работать. При должных занятиях с пациентом возможна его адаптация к узкому кругу людей, также возможно обучение лёгкому труду. Как правило люди с диагнозом имбецильность живут в своих семьях.

Дебильность – это умственная отсталость лёгкой степени, с тенденцией к конкретно-ситуационному мышлению. Пациенты с диагнозом дебильность характеризуются плохой памятью, нормальным словарным запасом, высокой способностью к подражанию, полной сохранностью моторных функций, хорошей внятной речью. Больной человек прекрасно повторяет за окружающими их действия, способен к физическому труду, обучается счёту. Однако такие люди лишены понимания их действий, то есть пациент может помыть посуду без моющего средства, добавить в суп неочищенную курицу, купить абсолютно ненужную вещь в магазине, пойти в школу за несколько часов до начала занятий. Обучение в обычном классе для пациента с диагнозом дебильность неэффективно по причине отсутствия абстрактного мышления. В специализированных классах ребёнок может обучиться письму, чтению, простым математическим вычислениям (вычитание, сложение, умножение, деление), получить базовые знания об окружающем мире. Пациент хорошо чувствует и понимает своё отличие от других людей в социуме. Поэтому такие люди стараются заучивать термины, применяемые в разных сферах жизни, чтобы казаться умным, но пациенты с диагнозом дебильность могут вставлять эти термины невпопад. Они очень доверчивы, легко попадают под влияние других людей. Такие люди могут вести самостоятельную жизнь, в некоторых случаях возможно окончание профессионально-технического училища, могут освоить профессию и работать под контролем наставника.

По вызвавшему фактору выделяют следующие типы олигофрении:

  1. Эндогенные, генетические: к ним относятся хромосомные абберации (синдром Дауна), наследственные недостаточности ферментов (фенилкетонурия, синдром Марфана, галактоземия), сочетанные поражения центральной нервной и костной систем.
  2. Эмбриопатии и фетопатии (fetus – плод): перенесённый инфекционные заболевания во время беременности (краснуха, сифилис, токсоплазмоз), приём алкоголя и нерекомендуемых лекарственных средств в период вынашивания.
  3. Родовые травмы, асфиксия при родах, перенесённые тяжелые инфекции в раннем возрасте (энцефалит, менингоэнцефалит), эпилепсия в постнатальном периоде.

Формы олигофрении

Для того, чтобы лучше понять, что такое олигофрения, стоит рассмотреть несколько групп олигофрений:

1 Патологии, которые обусловлены наследственными факторами. К этой группе относят истинную микроцефалию, синдром Рада, болезнь Лоуренса и другие наследственные патологии. Также к этой группе относят синдром Дауна и формы олигофрении, которые возникли вследствие поражения организма родителей.

2 Заболевания, вызванные внутриутробным поражением зародыша или сформировавшегося плода.

3 Третья группа заболеваний – олигофрении, которые обусловлены влиянием вредных факторов в перинатальный период и в первые 3 года жизни ребенка. Например, на развитие может повлиять асфиксия во время родов или инфекции, перенесенные в раннем детстве.

Данная классификация олигофрении построена на основных причинах появления патологии.

Олигофрения — симптомы

Если ребенок олигофрен родился в благополучной семье внимательные родители сразу замечают некоторые особенности, которые настораживают. При легкой степени слабоумия может пройти определенное время, что означает упущенные возможности коррекции. Как распознать олигофрена на раннем этапе — существуют определенные признаки олигофрении в зависимости от степени:

  • аномальное строение черепа (микроцефалы, аноцефалы, гидроцефалы);
  • приплюснутый нос, приподнятые вверх широко расставленные скошенные глаза;
  • эпикантус («третье веко»);
  • нарушения речевых навыков;
  • недоразвитие эмоциональной сферы;
  • мультиорганные поражения;
  • нарушения познавательных функций.

Дифференциальная диагностика (отличия) умственной отсталости и аутизма, деменции, ЗПР (задержки психического развития, пограничной умственной отсталости у дошкольников)

Умственную отсталость следует дифференцировать (отличать):

От аутизма. Аутизм – заболевание, возникающее в результате недоразвития определенных структур головного мозга. Люди с аутизмом замкнуты, не любят общаться с окружающими и внешне могут походить на умственно отсталых пациентов. В то же время, в отличие от олигофрении, при аутизме не наблюдается каких-либо выраженных нарушений мыслительных процессов. Более того, люди с аутизмом могут обладать весьма обширными познаниями в различных областях науки

Другой отличительной особенностью является способность концентрировать внимание. При олигофрении дети не могут подолгу заниматься одним и тем же делом (у них отмечается повышенная отвлекаемость), в то время как аутисты могут часами сидеть на одном и том же месте, повторяя одно и то же действие.

От деменции

Деменция также характеризуется нарушением мыслительных процессов и утратой всех навыков и умений, приобретенных в течение жизни. В отличие от олигофрении, деменция не развивается в раннем детском возрасте. Основным отличительным признаком является то, что при умственной отсталости ребенок не может приобретать новые знания и навыки из-за поражения головного мозга. При деменции же ранее здоровый (в умственном и психоэмоциональном плане) человек начинает терять уже имевшиеся у него навыки и забывать информацию, которую он когда-то знал.

От ЗПР (задержки психического развития, пограничной умственной отсталости). ЗПР характеризуется недостаточно развитым мышлением, вниманием и эмоционально-волевой сферой у детей дошкольного возраста (до 6 лет включительно). Причинами этого могут быть неблагоприятные обстоятельства в семье, недостаток внимания со стороны родителей, социальная изолированность (недостаток общения со сверстниками), психоэмоциональные травмы и переживания в раннем детском возрасте, реже – незначительные органические поражения голоного мозга. Ребенок при этом сохраняет способность к обучению и получению новой информации, однако мыслительные функции у него развиты слабее, чем у его сверстников. Важным диагностическим критерием является тот факт, что ЗПР должна полностью пройти к моменту поступления в первый класс школы. Если же после 7 – 8 лет жизни у ребенка остаются признаки нарушения мышления, говорят не о задержке психического развития, а об олигофрении (умственной отсталости).

Умственная отсталость у детей с ДЦП

ДЦП (детским церебральным параличом)травмы, интоксикации, кислородное голодание плода, облучение и так далееразрушениюиз-за нарушения двигательных функций

Дифференциальная диагностика алалии и олигофрении (умственной отсталости)

произношения звуков, слов, предложенийпри родовой травме, в результате интоксикации, кислородного голодания и так далеекогда человек понимает речь окружающих, но не может ее воспроизвестикогда человек не понимает услышанную им речьто есть, он нормально слышит речь окружающихто есть он не является умственно-отсталымглухотой

Отличие умственной отсталости от шизофрении

ребенок произносит бессвязные слова или предложенияребенок видит или слышит то, чего на самом деле нет, в связи с чем он может впадать в панику, кричать от страха или пребывать в необоснованно хорошем настроениидети с шизофренией замкнуты, плохо контактируют с окружающимиособенно при атонической форме заболеванияоднако еще не была диагностированав возрасте 2 – 3 лет

Прогноз и образ жизни

Совсем излечить невозможно даже легкие стадии олигофрении. При дебильности своевременно начатое лечение поможет ребенку адаптироваться в обществе; в будущем он сможет устроиться на несложную работу и жить самостоятельно. Имбецильность потребует постоянного надзора, хотя ребенок и сможет работать на простой, монотонной работе (убирать двор, мыть посуду). Родителям детей с идиотией придется до конца жизни ребенка присматривать за ним: такие люди никогда не смогут жить даже относительно самостоятельно.

Важно вовремя начать лечение. Кроме того, выше вероятность улучшения состояния, если имеется эмоциональный контакт с родителями

Читайте также: