• Без рубрики
  • 0

Как мы общаемся

Рассмотрим подробно эти стороны: Коммуникативная сторона

Коммуникативная сторона общения состоит
в обмене информацией между людьми
.
Понимание человека человеком связано
с установлением и сохранением коммуникации.

Источники информации в общении:

  • сигналы непосредственно от другого
    человека;

  • сигналы от собственных сексорно-перцептивных
    систем;

  • информация об итогах деятельности;

  • информация от внутреннего опыта;

  • информация о вероятном будущем.

В зависимости от требований момента на
передний план выступают разные источники
информации и разное их содержание.

Человек должен уметь каким-то образом
отличать “хорошую” информацию от
“плохой”. Каким образом это происходит?
Интересное объяснение предложил психолог
Б. Ф. Поршнев. Он пришел к выводу, что
речь является способом внушения, или
суггестии, но имеется “налицо и встречная
психологическая активность, называемая
контрсуггестией, противовнушением,
которая содержит в себе способы защиты
от действия речи”.

Б. Ф. Поршнев выделил 3 вида
контрсуггестии
: избегание, авторитет
и непонимание. Избегание подразумевает
уклонение от контактов с партнером
(человек невнимателен, не слушает, не
смотрит на собеседника, находит повод
отвлечься). Избегание проявляется не
только уходе от общения с другим
человеком, но и уклонение от определенных
ситуаций. Например, люди, которые не
хотят, чтобы на их мнение или решение
оказывали влияние просто не приходят
на заседания или на назначенную встречу.
Действие авторитета заключается в том,
что, разделив всех людей на авторитетных,
человек доверяет только первым и
отказывает в доверии вторым. Можно найти
много оснований для присвоения конкретному
человеку авторитета (статус, превосходство
в параметрах, привлекательность в
конкретных ситуациях и т.п.) Определяются
основания собственной историей и
основными ценностями. Эффективность
общения будет зависеть от характера
формирования представлений об авторитете
у собеседника. Иногда опасная информация
может исходить и от людей, которым мы в
целом доверяем. В тихом случае защититься
мы можем с помощью своеобразного
непонимания самого сообщения.

Практически для всех людей важно, чтобы
их слушали и слышали. Для всех, кто
заинтересован в эффективной коммуникации
важно уметь преследовать психологические
барьеры, т.е

уметь управлять вниманием

Существует целая группа приемов
привлечения внимания
:

прием “нейтральной фразы”
В начале
общения произносится фраза, не связанная
с основной темой, но имеющая смысл и
ценность для всех присутствующих.

прием “завлечения” — говорящий
вначале произносит очень тихо, очень
непонятно, неразборчиво, что заставляет
других вслушиваться.

прием установления зрительного
контакта — пристально глядя на
человека, мы привлекаем его внимание;
уходя от взгляда, мы показываем, что не
желаем общаться

Но в общении важно не
только привлечь внимание, но и его
поддержать.. Первая группа приемов поддержания
внимания — приемы “изоляции”
(изолировать общение от внешних факторов
— шума, освещения, разговора или уметь
изолироваться от внутренних факторов
— вместо того, чтобы слушать, обдумывает
свои реплики или просто ожидает конца
речи, чтобы вступить в разговор самому)

Первая группа приемов поддержания
внимания
— приемы “изоляции”
(изолировать общение от внешних факторов
— шума, освещения, разговора или уметь
изолироваться от внутренних факторов
— вместо того, чтобы слушать, обдумывает
свои реплики или просто ожидает конца
речи, чтобы вступить в разговор самому).

Вторая группа приемов связана с
“навязыванием ритма”

Внимание
человека постоянно колеблется, поэтому
изменяя характеристики голоса и речи,
мы не даем возможности собеседнику
расслабляться и пропустить нужную
информацию

И, наконец, третья группа приемов
поддержания — приемы акцентировки.
Обратить внимание на нужную информацию
можно с помощью определенных слов
(“прошу обратить внимание на …”), “важно
отметить, что…” и т. п.) или за счет
контрасты с окружающим фоном

Правила успешного общения

Знаменитый оратор Дейл Карнеги более 80 лет назад выпустил книгу “Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей”. В ней он описал основные наиболее эффективные приемы и правила общения, которые помогут замкнутым и стеснительным людям стать отличными собеседниками. Эти правила и по сей день не теряют своей актуальности.

  1. Искреннее проявление интереса к другим людям. Зачастую нам приятнее разговаривать с теми, кто интересуется нашей личностью, задает различные вопросы относительно нашего мнения, опыта. Поэтому обязательно задавайте вопросы собеседнику. Но не превращайте беседу в допрос с пристрастием. Все должно быть естественно и искренне, а для этого вы должны испытывать неподдельный интерес к своему собеседнику.
  2. Улыбка. Человек, который улыбается, вызывает в нас позитивные чувства. Даже если мы с ним лично не знакомы. Во время беседы ваша улыбка является доказательством того, что собеседник вам приятен и вам нравится с ним разговаривать. Только старайтесь избегать фальшивой улыбки. Улыбайтесь не только ртом, но и глазами, и душой, и сердцем.
  3. Имя собственное. С рождения звук нашего имени – самый приятный звук. Поэтому всегда обращайтесь к другим по имени и отчеству, если необходимо. Имя указывает на индивидуальность человека, его неповторимость и уникальность. Это самый простой комплимент, который вы можете сделать человеку. Просто назовите его по имени.
  4. Умение слушать. В разговоре люди обычно предпочитают больше говорить, чем слушать. Зачастую они просто ждут своей очереди, чтобы высказаться, и не стараются вслушиваться и вникать в то, что им говорят. Особенно во время спора. Если вы будете внимательно слушать собеседника, задавать ему уточняющие вопросы и удачно употреблять при разговоре фразы, которые он произнес ранее, то вы его приятно удивите. Слушать и слышать собеседника гораздо важнее, чем говорить.
  5. Интересные темы для разговора. Разговаривайте на темы, которые интересны вашему собеседнику, а выяснить их достаточно легко и просто, воспользовавшись правилом № 1 – проявление искреннего интереса. Когда человек рассказывает о чем-то увлекательном, его глаза горят. Даже если вам эта тема не кажется особо занятной, все же постарайтесь вслушаться. Наверняка сможете узнать для себя нечто ценное и интересное.
  6. Комплименты. В каждом из нас есть уникальные черты, достойные восхищения. Старайтесь подмечать их в собеседнике и искренне выражать свое восхищение, одобрение, похвалу. Ваши комплименты не должны быть преувеличенными и напоминать неприкрытую лесть. Фальшь всегда хорошо ощущается. Своевременный искренний комплимент будет очень приятен вашему собеседнику и сделает беседу еще более легкой и непринужденной.

Межличностное общение

В разработку проблем межличностного общения внесли вклад такие теоретические направления как:

  • бихевиоризм;
  • когнитивизм;
  • психоанализ;
  • ролевая теория;
  • гуманистическая психология .

Для бихевиоризма ключевым фактором, определяющим социальное поведение, являются внешние стимулы; для когнитивных теорий — внутренние мотивации; для психоанализа — неосознаваемые влечения; для ролевой теории — ролевые предписания; основная идея гуманистической психологии — способность человека к самосовершенствованию.

Мотивы общения

Мотивы, побуждающие к общению, могут быть различными, от эгоистически-манипулятивных до альтруистически-бескорыстных. Устанавливая отношения с другими людьми, человек может стремиться к тому, чтобы властвовать, производить впечатление, поддерживать имидж дружелюбного и доброжелательного человека и т. д. Однако наиболее важными человеческими потребностями, реализуемыми в общении, считаются потребность в аффилиации (доверительном общении) и потребность в альтруизме (потребность заботиться о других).

Искусство эффективного общения

Когда человек осознает, что общение – это в психологии не только владение красивой речью, но и способность слышать человека, приходит время для эффективного общения. Это определение подразумевает умение активно слушать. Далеко не все владеют этим полезным навыком.

Важно! Эффективное общение подразумевает не только умение говорить, но и внимательно слушать. Эффективное общение

Эффективное общение

Чтобы постичь искусство эффективных коммуникаций, нужно придерживаться простых правил:

Правильная структура мысли

Чтобы построить успешные коммуникации, важно научиться опосредовать свои мысли в четких и понятных фразах. Только в этом случае собеседник в полной мере может понять полученную информацию

Не даром для важных встреч нужно готовить доклад и презентацию. Все это помогает четко излагать мысли.
Умение выслушать собеседника. Разговор – это не соревнование. Диалогическая форма подразумевает, что каждый имеет возможность высказать свое мнение.
Конструктивная критика. Без критики невозможно построить эффективное общение. Этот элемент помогает усовершенствовать предмет обсуждений. Важно, чтобы критика не затрагивала личности.

Примечания

  1. Леонтьев А. А. Деятельность общения как объект научного исследования // Психология общения. — М.: Смысл, 1999. — 365 с. — ISBN 5-89357-054-5.
  2. // Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского; Ред.-сост. Л. А. Карпенко. — 2-е изд., расшир., испр. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 1999. — 505 с. — ISBN 5-222-00239-X.
  3. Ахутина Т. В. Вступительная статья // Томаселло М. (англ.)русск. Истоки человеческого общения / Пер. с англ. М. В. Фаликман, Е. В. Печенковой, М. В. Синицыной, Анны А. Кибрик, А. И. Карпухиной. — М.: Языки славянских культур, 2011. — С. 20.
  4. // Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:
    В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 688 с. — ISBN 5-691-00552-9. ISBN 5-691-00553-7.
  5. Николаева Т. М. Паралингвистика // Лингвистический энциклопедический словарь / Главный редактор В. Н. Ярцева. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 685 с. — ISBN 5-85270-031-2.
  6. Паралингвистика / Леонтьев А. А. // Отоми — Пластырь. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — ( :  / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 19).
  7. Речь / Леонтьев А. А. // Ремень — Сафи. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — ( :  / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 22).
  8. Горянина В. А. Психология общения. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 416 с.
  9. Мимика // Мёзия — Моршанск. — М. : Советская энциклопедия, 1974. — ( :  / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 16).
  10. // Фабри К. Э. Основы зоопсихологии: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Психология», «Биология», «Зоология» и «Физиология». — 3-е изд. — М.: Российское психологическое общество, 1999. — 464 с. — ISBN 5-89573-051-5.
  11. Roy M. Berko, et al. Communicating. — 11th ed. — Boston: Pearson Education, Inc., 2010. — P. 9-12.
  12. Філоненко М. М. Психологія спілкування. Підручник. — К.: Центр учбової літератури, 2008. — 224 с.
  13. ↑ , Глава 1. Теория межличностного общения как междисциплинарное знание.
  14. , Глава 2. Потребность в общении и методы её изучения.

Виды общения

 Существует несколько классификаций видов общения:

  • по содержанию;
  • по средствам;
  • по используемой технике.

По содержанию

В зависимости от содержания, выделяют варианты коммуникативного взаимодействия:

  1. Материальное. Выражается в обмене товарами, продуктами своей деятельности.
  2. Кондиционное — обозначает взаимообмен психологическими настроениями. Происходит воздействие на собеседника с целью привести его в определённое физическое или психическое состояние.
  3. Мотивационное общение подразумевает передачу собеседнику определённых побуждающих установок.
  4. Деятельностное общение представляет собой обмен навыками, умениями.
  5. Когнитивное — содержит передачу и получение знаний.

По средствам

Исходя из используемых средств для общения, выделяют:

  1. Непосредственное. Это прямой диалог собеседников, без использования каких-либо дополнительных средств.
  2. Опосредствованное подразумевает создание диалога при помощи средств связи (телефон, интернет, видеосвязь).
  3. Прямое общение обозначает непосредственный контакт собеседников, воздействие друг на друга в процессе разговора.
  4. Косвенное коммуникативное взаимодействие выражается в наличии третьих лиц, посредников.

По используемой технике общения

В зависимости от используемой в общении техники, его разделяют на такие виды:

  1. «Контакт масок». Такое взаимодействие не предполагает искренности. Собеседники «одевают » приличествующие ситуации маски (вежливости, участливости, скромности, безразличия).
  2. Формально-ролевое — собеседники во время процесса коммуникации не выходят из рамок определённых ролей, сформированных в обществе. Содержание таких контактов обычно регламентированы.
  3. Светское взаимодействие подразумевает обмен любезностями, новостями, ничего не значащими фразами, лишенными эмоциональной окраски.
  4. Деловая коммуникация строится на достижении целей коммерческого характера. Во главе общения стоит определённая деятельность, личностные характеристики собеседников не имеют значения.
  5. Личностное общение характеризуется открытостью собеседника, обменом чувствами и переживаниями.
  6. Манипулятивное — имеет перед собой цель достичь какой-либо выгоды посредством тонкого, незаметного влияния на собеседника.
  7. Предметное — проявляется в речевом взаимодействии человека с предметами. Его признаки: «одухотворение» предметов, придание им каких-то черт, эмоционального состояния.

Интерактивная и перцептивная сторона общения

Вступая в процесс коммуникации, важно понимать, какую позицию занимают присутствующие относительно друг друга. Психолог Э

Берн говорил, что вступая в контакт, человек находится в одном из базовых состояний: ребенок, родитель или взрослый. Состояние «ребенка» определяется такими качествами, как повышенная эмоциональность, игривость, подвижность, то есть проявляется весь спектр установок, выработанных с детства

«Взрослый» уделяет внимание настоящей действительности, поэтому он внимательно слушает партнера. «Родители» обычно критичные, снисходительные и надменные, это особое состояние ЭГО, с которым ничего не поделаешь

Поэтому выбор способа общения и его успех зависят от того, кто принимает участие в разговоре и насколько их ЭГО соответствует друг другу.

Перцептивная сторона вопроса заставляет задуматься о процессе восприятия друг друга и установлении взаимопонимания. Не зря в народе говорят, что «по одежке встречают». Исследования показали, что люди склонны считать привлекательного человека более умным, интересным и находчивым, а неопрятного индивида обычно недооценивают. Такая ошибка в восприятии собеседника называется фактором привлекательности. В зависимости от того, кого коммуникатор считает привлекательным, формируется его стиль общения.

Психологические исследования показали, что не только внешний вид, но и жесты и мимика несут информацию об эмоциональном состоянии человека и его отношении к происходящему. Чтобы понимать своего оппонента в общении, нужны не только знания и опыт ведения разговора, но и психологическая направленность на оппонента. Проще говоря, в культуре общения должно присутствовать такое понятие, как эмпатия – способность поставить себя на место другого и посмотреть на ситуацию с его точки зрения.

Природа возникновения общения и потребности в нем

Общительный человек смело шагает навстречу новому – новым знаниям, новой информации, новым людям. Открытые и любознательные личности, сами того не замечая, обеспечивают себе массу интересных встреч, событий, знакомств, новых целей, но ведь сущность общения, как и само общение, заключается не только в этом. Для каждого человека возможность пообщаться с себе подобными является залогом постоянного пополнения жизненного багажа, интеллектуального и психологического развития. В этом же проявляются и основные цели общения. Дарованная природой особенность помогла человеку выжить и утвердиться среди других, более сильных видов.

Как вы думаете, открыли бы вы в себе тягу к точным наукам или музыке, если бы не ходили в школу и не посещали эти предметы, какими бы скучными они ни казались вам изначально? Нет, ведь общение играет крайне важную роль, а учитель, преподавая нам в школьные годы какой-либо предмет, беседуя с нами, учениками, не только выявляет те или иные способности, но и помогает развивать их, параллельно прививая и основные правила общения.

Типы психологических взаимоотношений

Для организации правильного и полного взаимодействия необходимо принимать во внимание типы межличностных контактов.  Каждый из них имеет отличия, по которым можно определить, как передать сообщение. Для выстраивания беседы и контактов, закрепления достигнутых результатов и создания необходимого впечатления требуется искусство расположения к себе

Существуют 3 основных типа:

  • императивый;
  • манипулятивный;
  • диалогический.

Каждый тип определяет восприятие, которое будет постепенно выстраиваться во время общения.

Императивый

Императивное общение представляет собой сложный для восприятия и принятия тип коммуникации. По своей сути это авторитарная форма воздействия на партнера, задействованного в беседе. Цель — проявить ораторское искусство и с его помощью подчинить  собеседника своей воле, заставить согласиться с мыслями и убеждениями.

Императивный тип позволяет достичь контроля над поведением, мыслями. Ему свойственно принужде­ние к определенным действиям и решениям. Парт­нер по общению рассматривается человеком в качестве объекта или механизма, которым можно управлять, подстраивать под себя. Особенность типа заключается в том, что принуждение не скрывается. В качестве доказательства своих действий выступают такие приемы, как угрозы, требования, запугивания.

Манипулятивный

Манипуляция — тип, к которому прибегают в общении достаточно часто. Он имеет сходные черты с принуждением. Главная составляющая коммуникации — оказание воздействия на партнера по общению. Отличие от императива — скрытые от другого человека намерения, утаивание истинного смысла действий. Основа — контроль над мыслями и поступками собеседника.

Позитивные действия и добрые поступки воспринимаются в этом случае как сигнал к возможностям манипулятора достичь поставленной им цели. В 90% случаев общество не воспринимает и не поддерживает выбранную модель поведения, так как она ведет к разрыву отношений и потере доверительных связей.

Диалогический

Тип, который можно сформулировать как золотую середину между императивом и манипуляцией. В основе лежат равные права всех участников беседы, общения и взаимодействия.  Диалог выстраивается при соблюдении следующих правил:

  1. Выбран правильный психологический настрой.
  2. Присутствует доверие к партнеру по коммуникации (отсутствуют сравнения, оценка действий и внешности).
  3. Доверие к намерениям.
  4. Партнер воспринимается как равный.

Общение протекает в русле общих проблем, интересов и привязанностей — реализуется принцип проблематизации. Коммуникация не должна мешать целям и задачам, которые каждый из участников поставил перед собой. Не следует привлекать в качестве доказательств чужие мысли или указывать на авторитетных личностей, так как главными в общении являются собственные мысли и чувства.

Какие есть виды общения

В психологии существует множество классификаций общения. Далее представлены кратко основные его типы.

Вербальное и невербальное

Некоторые полагают, что человеческое общение – это лишь передача информации посредством речи (языка). Это гораздо более обширное понятие.

Существует сторона коммуникации, в которой обмен информацией между участниками происходит без помощи речевого аппарата и языковых средств – это невербальное общение. Инструментом здесь становится тело человека: мимика, позы, жесты.

Заблуждением будет думать, что с невербальной стороной общения имеют дело только глухонемые. Обычный человек получает большую часть информации об участниках беседы, считывая сигналы их тел. К примеру, каждый легко «чувствует», когда собеседник теряет интерес к предмету разговора: бедность мимики и жестов, потухший взгляд выдают его с головой. Умение понимать такой бессловесный язык помогает поддерживать обратную связь: узнавать, в чем нужно изменить свое поведение, чтобы достичь желаемого результата.

Прямое, опосредствованное, косвенное

Проблемы возникают, когда участники разговора отдалены друг от друга расстоянием или временем. Например, когда люди разговаривают по телефону или ведут переписку. При такой коммуникации не происходит полноценного психологического контакта. Этот тип общения называют опосредствованным.

Порой опосредствованное общение приводит к недопониманию

Выделяют также такой интересный вид общения, как косвенный. Он характеризуется включением в процесс дополнительного участника как посредника, через которого происходит передача информации. Для чего нужно общение в косвенной форме? Например, для проведения переговоров между конфликтующими сторонами.

Межличностное и массовое

Под массовым общением понимают множественные контакты незнакомцев. Прямое массовое общение можно наблюдать на митингах, собраниях, демонстрациях. Опосредствованное массовое общение имеет односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой информации. Благодаря массовой коммуникации, личности поддерживают отношения с широкой социальной средой.

Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах. Оно подразумевает порожденную опытом совместной деятельности психологическую близость партнеров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие взаимопонимания и сопереживания.

Ролевое и личностное

Ролевое общение – это взаимодействие людей как носителей определенных социальных ролей (отца и сына, преподавателя и студента, начальника и подчиненного, возлюбленных). Зачем человеку общение «масок»?

Ролевое общение регламентировано принятыми в обществе правилами и спецификой обращения. Эти нормы помогают упростить процесс взаимодействия людей в стандартных ситуациях, облегчить выполнение задач каждого участника совместной деятельности.

Чем лучше понята роль, тем выше эффект его ролевого взаимодействия. Владение социальной ролью позволяет максимально использовать в общении качества своей индивидуальности, приближая тем самым общение к неформальному. Так, нередко официальные деловые разговоры между конкурентами протекают в форме дружеской беседы.

Личностное общение – это взаимодействие индивидуальностей, не детерминированных социальными ролями. Порой человек пытается обосновать свое нежелание общаться негативными эмоциями, которые якобы вызывает у него собеседник. Такие люди просто не понимают, для чего необходимо общение на личностном уровне.

Другой – это зеркало

Этот вид близости дает возможность выявлять и разрешать, прежде всего, свои нравственно-психологические проблемы. Когда человек перестает винить в своих эмоциональных реакциях партнеров по общению и начинает видеть в них отражение собственных страхов и желаний, ему становится понятна природа собственной души.

Основные аспекты

В процессе передачи информации принимают участие два и более человека. Тот, который говорит, называется коммуникатором, а слушающий – реципиентом. Помимо этого, в общении выделяют несколько аспектов:

  1. Содержание. Характер передаваемого сообщения может быть очень разнообразным. К примеру, восприятие оппонента, взаимодействие, взаимовлияние, управление деятельностью и т. д.
  2. Цель общения. Ради чего человек вступает в контакт.
  3. Способ передачи информации. То есть способами общения могут быть слова, жесты, переписка, обмен голосовыми или видеосообщениями. Вариантов масса.

Еще одним отдельным аспектом стоит выделить компетентность в общении. Это очень коварное понятие, ведь успешная коммуникация состоит из множества элементов, причем их список может меняться от ситуации к ситуации, поэтому о компетентности можно говорить только относительно какого-то одного умения. А вот способность слушать во всех коммуникативных умениях занимает почетное первое место.

Читайте также: