• Без рубрики
  • 0

Нигилист: кто этой такой, принципы нигилизма

Кто такой нигилист

В толковом словаре находится информация о том, что нигилист – это индивид, который:

– отрицает смысл существования человека;

– свергает с пьедесталов все общепризнанные авторитеты;

– отвергает духовные ценности, идеалы и прописные истины.

Нигилист своеобразно реагирует на события в окружающем мире, проявляя защитную реакцию в качестве несогласия. Отрицание у нигилиста нередко доходит до мании. Для него все человеческие идеалы – как призраки, ограничивающие свободное сознание индивида и мешающие ему правильно жить.

Нигилист признает в этом мире лишь материи, атомы, образующие определенное явление. Среди основных причин нигилизма – эгоизм, а также чувство самосохранения, не ведающее чувства духовной любви. Нигилисты утверждают, что все творческое – ненужная и напускная ерунда.

В психологии нигилист рассматривается как человек, который отчаялся в поисках причин и смысла существования на земле.

В концептуальных положениях Э.Фромма нигилизм преподносится как механизм психологической защиты. Фромм считал, что основной проблемой индивида, пришедшего в этот мир не по своей воле, является естественное противоречие между бытием, а также тем, что человек, владея способностью к познанию себя, других, настоящего и прошлого, выходит за пределы природы. По мнению Э.Фромма личность развивается в стремлении к свободе и стремлении к отчуждению. И это развитие происходит путем увеличения свободы, однако не каждый может этим путем правильно воспользоваться. Вследствие этого негативные состояния и психические переживания приводят индивида к отчуждению и утрате его самости. Появляется защитный механизм «бегство от свободы», приводящий индивида к деструктивизму, нигилизму, автоматическому конформизму, стремлению разрушать мир, чтобы мир не разрушил его.

В.Райх, анализируя внешний вид и поведение нигилистов, характеризует их как высокомерных, циничных, дерзких с ироничной ухмылкой. Эти качества являются следствием действия нигилизма как защитного механизма. Эти особенности стали «броней характера» и выражаются в виде «невроза характера». В.Райх утверждает, что черты нигилистов – это остатки сильных защитных механизмов в прошлом, отделившиеся от своих исходных ситуаций и ставшие постоянными особенностями характера.

Нигилист – это личность, разочаровавшаяся в жизни и скрывающая горечь этого разочарования под маской цинизма. Но именно в переломных моментах истории человечества нигилисты являлись движущей силой перемен и событий, и большинством носителей нигилистических взглядов была молодежь со своим стремлением к максимализму.

Политический нигилизм

Политический нигилизм — это ветвь нигилизма, которая следует характерному отказу нигилистов от нерационализированных или недоказанных заявлений. В данном случае происходит отрицание большинства фундаментальных социальных и политических структур, таких как: правительство, семья или даже правоохранительные органы.

В некотором смысле эта вера слабо связана с либертарианской социальной анархией, но среди политических нигилистов меньше разногласий по поводу ценности, необходимости или даже допустимости определённых социальных явлений, таких как капитализм и демократия, чем среди либертарианских социальных анархистов.

Что такое нигилизм в современном понимании?

Со времён Тургенева понятие «нигилизм» постепенно
приобрело более расширенный смысл. Так, сегодня этот термин употребляется и в
философии, и в политике, и в повседневной жизни. Однако на вопрос «Что такое
нигилизм?» существует однозначное определение: это мировоззрение, позиция,
которая не только ставит под сомнение, но и категорически отрицает общепринятые
ценности: идеалы, моральные нормы, формы общественной жизни, общепринятые
понятия нравственности. Существует несколько разновидностей нигилизма:

  • Моральный нигилизм.
  • Правовой нигилизм.
  • Мереологический нигилизм.
  • Эпистемологический.
  • Метафизический.
  • Философско-мировоззренческий нигилизм.

Нигилист — это человек, который не признаёт никаких
авторитетов, не принимает какие-либо принципы на веру, критикует любую точку
зрения, какой бы она ни была.

Моральные нигилисты имеют позицию отрицания как
моральных, так и аморальных устоев.

Правовой нигилизм — отрицательное отношение к праву,
которое может выражаться в различных степенях интенсивности. Так, выделяют
пассивную и активную формы правового нигилизма.

  • Пассивная форма характеризуется неверием в правовые
    возможности. Правовые нигилисты не признают позитивную роль права в обществе.
  • Активная форма выражается во враждебном отношении к
    законам, пропаганде личного мировоззрения среди окружающих людей. Таких граждан
    можно также назвать анархистами.

Видео о правовом нигилизме

Правовой нигилизм может быть присущ как обществу в целом,
так и социальной группе или отдельному гражданину, но никакая из перечисленных
категорий сознательно не нарушает правовые нормы. То есть, правовые нигилисты
лишь не признают право и не верят в его социальную ценность.

Истоками такого отношения к общеустановленным правовым
нормам является недоверие к власти, рассмотрение законов как указаний со стороны
правительства. Также причиной развития подобных гражданских позиций может
послужить пример безнаказанности должностного лица, расхождение в предписаниях
законов с действительностью, порочных действиях правосудия и т. п. Как правило,
общественный правовой нигилизм возникает при несовершенном и противоречивом
законодательстве, неспособности власти бороться с преступностью, обеспечить
гражданам их права и защиту от произвола.

Эпистемологические нигилисты характеризуются своим
отрицательным отношением к знаниям.

Нигилизм в России

Нигилизм существует только в России и постсоветских
странах. Жителям же западноевропейских стран такое явление не присуще.
Формироваться подобные умонастроения начали в 50-60 годах 19 века. Их главные
идеологи — Писарев, Добролюбов, Чернышевский. Также некоторые нигилистические
черты были присущи и Ленину, хотя жил он в другую эпоху.

Несмотря на то что под русским нигилизмом подразумевалось
отрицание Бога, духа, души, норм и высших ценностей, это явления всё же
считается религиозным феноменом, поскольку возникло оно на духовной
православной почве. Основа чистого русского нигилизма — православное отрицание
мира, ощущение мира, пребывающего во зле, отношение к богатству, роскоши,
творческому избытку в искусстве и мыслях, как к грехам.

Нигилизм Ницше

Нигилизм Ницше, немецкого философа и филолога,
подразумевает обесценивание высоких ценностей. То есть, он связывал ценности и
природу человека, который их обесценивает и в то же время всё равно пытается за
них держаться. Ницше утверждал, что если человек падает, то не стоит
подставлять ему своё плечо. Если человека ударили по правой щеке, то не стоит
подставлять и левую. Также он считал, что сострадание является губительным
качеством для человека, а потому отрицал сострадание к ближним.

Последствия нигилизма

Сегодня многие спорят, является ли нигилизм болезнью или
же лекарством от болезней. Философия нигилистов отрицает такие ценности, как
нравственные принципы и духовная жизнь — любовь, природа, искусство. Но ведь
человеческая нравственность основана именно на этих фундаментальных
понятиях. 

Каждый здравомыслящий человек должен понимать, что в мире
существуют такие ценности, отрицать которые невозможно: любовь к жизни, любовь
к людям, стремление к счастью и наслаждение красотой.

Как Вы относитесь к нигилистам? Считаете ли Вы Базарова в романе Тургенева настоящим нигилистом? Поделитесь своим мнением в .

Правовой нигилизм

Юридическим нигилизмом называется непринятие права в качестве социального института, отвержение системы норм поведения, которая в состоянии успешно управлять взаимоотношениями людей. Подобный юридический нигилизм состоит в отвержении законов, что впоследствии может привести к действиям противоправного характера, анархии и в целом будет тормозить формирование правовой системы государства.

Данный вид нигилизма характерен, как для социума в целом или социального коллектива, так и для отдельной личности.

Юридический нигилизм бывает спонтанным либо стойким. Истоки недоверия к правовой системе корнями уходят в предубеждение против государственной власти, видение законов в качестве приказов, указаний со стороны власть имущих, безнаказанность должностных фигур, пороки правосудия, расхождение законов и действительности. Подобное мнение во многом обусловлено несовершенством и двойственностью законодательной базы, неспособностью власти ликвидировать преступность, гарантировать населению соблюдение их прав, защитить от произвола чиновников. Зачастую беззаконие совершается либо от имени закона, либо с его молчаливого позволения, формально прикрывающего преступные намерения или интересы частных лиц.

Правовой нигилизм его формы и пути преодоления

Нигилисты характеризуются различной степенью интенсивности отношения к законодательной базе и правовому институту в целом. Поэтому выделяют следующие формы нигилизма: активную и пассивную. Первая форма заключается во враждебном отношении к законодательной базе, пропагандой нигилистского мировоззрения среди широких масс (анархизм). Вторая – характеризуется недоверием правовому потенциалу, отрицанием его положительного значения в социуме.

Кроме этого, различают бытовой правовой нигилизм, тесно связанный с непониманием или незнанием законов, философский, связанный с выстраиванием личностью мировоззрения, отрицающего социальную роль права.

Одновременно с этим данный вид нигилизма нередко отмечается у субъектов, которые активно сотрудничают с правом, воспринимая его в качестве чисто номинального института, поскольку в реальности для осуществления собственных целей используют коррупцию и злоупотребление властью.

Выделяют следующие пути преодоления нигилизма: широкая пропаганда правосознания, правовое воспитание, рост уровня культуры населения, предотвращение правонарушений, в первый черед, криминального характера, совершенствование законодательной базы, массовое правовое просвещение, упрочение законности и государственной дисциплины, подготовка высококвалифицированных юристов, уважительное отношение к человеку, соблюдение прав и свобод и другое.

Таким образом, правовой нигилизм его формы и пути преодоления заключаются в изменении сознания людей, реформировании экономики и социальной отрасли государства, максимальное приближение законодательной базы к соблюдению интересов всех слоев населения, реформирование судебной деятельности для поднятия авторитета и роста доверия правосудию и др.

Преодоления данного вида нигилизма довольно длительный процесс, который затрагивает видоизменение объективных условий существования социума, целеустремленную мировоззренческую, организационную работу, организацию комплекса специальных и юридических мер. Другими словами, комплекс таких мер должен, в первый черед, быть ориентированным на создание качественно новой социально-правовой среды и вселение в людей веры в правовые каноны.

Формирование новой системы политических ценностей является важнейшей политической предпосылкой обретения победы над правовым нигилизмом.

Нигилизм и политика

Нигилизм очень часто связывают с атеизмом и большой опасностью для государственного строя. Принято считать, что именно отрицавшие веру, царя и отечество товарищи расстреливали буржуев с царскими семьями, рушили церкви и писали опасные книги. Ведь беспринципные одиночки создают, формируют идеологию и мораль будущего. Именно изгои создают новые режимы и новую «свободу». Такие люди двигают планету, возводят новые порядки, но далеко не всегда они являются именно нигилистами. Ведь отрицая одну идеологию, невозможно построить другую, поскольку само понятие им чуждо. В каждом из нас есть немного от отрицающего все бунтаря, но даже мы готовы мириться с чем-то во благо общего. А они нет.

Вспомним эпоху ЛСД, различных революций и протестов. Благодатные и буйные 60-е. В эти времена с разных колоколен слышались голоса пастырей, утверждающих, что для роста отдельной личности отказ от общих «социокультурных ценностей» может стать толчком, прорывом к новым горизонтам сознания. Единственное: создать здоровое общество из нигилистов невозможно. Группа гордецов способна только потопить лодку, ведь нет никакой гарантии, что они смогут работать вместе. Нация гордецов обречена, и для нормального существования любой стране нужны рабы.

Нужно признать, что в масштабах социума любая идеология доводится до абсурда. Например, настоящий нигилист не идет штурмовать Белый Дом, придя к мнению, что нынешняя политика себя дискредитировала, но скорее будет размышлять о том, как власть имущие воздействуют на толпу, как они манипулируют социумом. Они не идут рушить церкви, а задумываются над культурой сверхъестественного. Так что не нужно их бояться, ибо нигилист — человек в первую очередь думающий, а уж потом действующий. Когда ты думаешь в первую очередь о себе любимом, то вряд ли ты начнешь подбивать толпу вести себя так же, как ты.

Нигилист — человек разумный, но подобно Диогену, не выходящий за пределы своей бочки. Нигилистом его делает мысль, а для того, чтобы постичь какую-то истину, придется принять некоторые параграфы тех идеологий, которые по определению должны игнорироваться. Только тогда можно понять, зачем и почему происходит то или иное в нашем безумном мире, а если что-то совершается в соответствии с позицией «потому что так не принято», то это обычная клоунада неустроенных в жизни детей. Познание — основа существования.

Нигилизм Ницше

Фридрих Ницше — немецкий учёный, философ.
Место рождения: Рёккен, Германия (1844—1900 гг.)

Среди философов Фридрих Ницше чаще всего ассоциируется с нигилизмом. Для Ницше в мире нет объективного порядка или структуры за исключением той, которую мы сами же ему и даём.

Проникая через обёртку, подпираемую убеждениями, нигилист обнаруживает, что все ценности безосновательны, а разум бессилен.

Ницше пишет в книге «Воля к власти» 1883–1888 гг. (название в оригинале «Der Wille zur Macht»):

По его мнению, нигилизм требует радикального отречения от всех навязанных ценностей и мнений (из «Воля к власти»):

Также в «Воле к власти» Фридрих Ницше утверждает, что ядовитая сила нигилизма безусловна, и во время его изучения “высшие ценности обесцениваются. Цель отсутствует, и «почему» не находит ответа» (из «Воля к власти»).

Фридрих Ницше предполагает, что нигилизм неизбежно обнажит все заветные верования и неприкосновенные истины как симптомы дефектного западного мифа.

Этот крах смысла, уместности и цели будет самой разрушительной силой в истории, представляющей собой самое настоящее нападение на реальность и не что иное, как величайший кризис человечества.

«Если ты долго смотришь в бездну…»

Знаменитая фраза Фридриха Ницше из его работы «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего» полностью звучит следующим образом:

Когда наши предки в прошлом успешно охотились и убивали опасных животных, достигали средств к существованию и безопасности. Так они заслуживали уважение, любовь и восхищение остальной части племени.
Когда-то мы воспринимали акт охоты как единственный способ выжить, мы рассматривали животных как монстров, которых мы должны были убить, так мы защищали себя и прокармливали.
Но одновременно, благодаря охоте, мы научились превращаться в безжалостных убийц. И в конце концов произошло так, что человек начал убивать и другого человека, и из-за какой-то другой причины, что не самозащита или пропитание. И таким образом, человек превратился в монстра, с которым сам и сражался.

А по поводу бездны, вероятно, этой фразой философ пытался до нас донести, что на любое действие существует своё противодействие. Пассивный акт созерцания становится интерактивным процессом трансформации личности. Каким бы пассивным оно ни казалось, но любой опыт в жизни меняет человека, в позитивную или негативную сторону.

Он также писал в своих записях (1886-1887):

Вся наша «объективность» видимой действительности — это лишь деятельность нашего мозга, результат работы ума, сотворившего её в согласии со своим понимании о ней.

Активный нигилизм и пассивный нигилизм

Ницше делит нигилизм на активный и пассивный.

Активный нигилизм — это «знак повышенной мощи духа». Активный нигилизм предлагает постигать истину, метафизическую и квазиметафизическую, как вид власти или как ценность.

Пассивный нигилизм — это «падение и регресс мощи духа». По мнению философа, пассивный нигилизм склоняет к осмыслению, что истины на самом деле не существует.

Ницшеанство

Философское направление (по имени его основателя Фридриха Ницше), выступающее за теорию о сильной личности, путём переоценки всех ценностей в его доктрине о сверхчеловеке, где подчёркивается воля как главная движущая сила как у личности, так и у общества.

Значение нигилизма в русской литературе

Как уже говорилось выше, нигилизм в русской литературе свидетельствовал о начале перемен в стране. Чем еще он так знаменит и какого его значение в русской литературе в целом?

1Во-первых, нигилизм — это, прежде всего, отрицание всего, что не доказано наукой, это поклонение истине и презрение к другим истинам. Так, можно смело утверждать, что нигилизм — это первая попытка нонконформизма, смело отрицавшее старое: устои и традиции, но принимавшее новое для людей, непривычное, безоговорочно.

Во-вторых, как уже говорилось, нигилизм в русской литературе свидетельствовал о возникновении перемен в политической обстановке в России, он может быть связан с новыми политическими течениями, с образованием новых реформ и направлений. Нигилизм стал своеобразным отражением молодежи того периода: сильной, независимой, отрицавшей все, что было до этого, все, что создано предыдущим поколением. Однако, такая молодежь, на самом деле, мало что могла предложить взамен, кроме слепого отрицания. Их принципы часто рушились, отчего возникали новые идеи и идеологии. Так, нигилизм можно назвать основоположником особой идеологии и философии, базирующихся на принципах отрицания старых устоев и стремлении к лучшему будущему страны.

В-третьих, нигилизм можно смело назвать основоположником многих новых идей и течений. С появлением нигилизма молодежь больше не боялась рушить старые условии, придумывать что-то новое и более современное. Так, нигилизм является к тому же инициатором внутренней свободы человека как в творчестве, так и в поведении людей.

Таким образом, из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что нигилизм имел в русской литературе, а также культуре и истории большое значение. Именно нигилизм оказал большое влияние на формирование и развитие русской литературы, а также на возникновение новых течений и направлений в ней. Именно благодаря нигилизму родилась и получило должное распространение нигилистическая философия, ставшая в литературе отражением целой эпохи.

Так, нигилизм нес в русской литературе и культуре историческую и политическую функции, а также выполнял некоторые функции в социальных сферах общественной жизни. Нигилизм в России стал свидетельством перемен в стране, это — нонконформизм, символизирующий отход от старых, традиционных устоев общества, предпочтение их новому, современному и научному.

Благодаря нигилизму и его влиянию в стране зародились некоторые политические течения, впоследствии ставшие революционными.
Исходя из всего этого, мы можем прийти к выводу о том, что нигилизм, как явление в русской литературе, имел очень большое значение как в ней, так и в культуре России, а также оказывал влияние на историю, политику, социальные сферы жизни общества и, разумеется, науку.

Нигилизм — плюсы и минусы

Понятие нигилизм как отрицание современности выражает негативное отношение определенного субъекта к определенным ценностям, взглядам, нормам, идеалам. Он представляет собой форму ощущения мира и определенного социального поведения. В качестве течения общественной мысли нигилизм возник давно, но свою популярность получил в прошлом столетии в странах Западной Европы и России. Тогда его связывали с именами Якоби, Прудона, Ницше, Штирнера, Бакунина, Кропоткина. Это понятие имеет свои плюсы и минусы. Среди преимуществ нигилизма:

  1. Возможность человека проявить свою индивидуальность.
  2. Возможность личности заявить о себе, отстоять собственное мнение.
  3. Поиски и вероятность новых открытий.

Сейчас читают: Негативная энергия: дзен-мастер объясняет, как справляться с разрушающими мыслями

Однако есть у нигилизма немало противников. Они называют следующие недостатки течения:

  1. Категоричность в суждениях, приносящая вред самому нигилисту.
  2. Невозможность выйти за рамки собственных взглядов.
  3. Непонимание со стороны окружающих.

Байронизм в творчестве Лермонтова

Еще одним талантливейшим российским поэтом — приверженцем рассматриваемого течения является Михаил Юрьевич Лермонтов.

Вполне возможно, что его обожание творчества британского гения было обусловлено любовью поэта и к стихам Пушкина. Так, в биографии писателей есть интересный факт: они оба в разное время написали поэмы в стиле байронизма — «Кавказский пленник».

Увлечение Лермонтова байронизмом развивалось по той же схеме, что и у Александра Сергеевича. Юный гений написал несколько поэм («Измаил-Бей», «Хаджи Абрек», «Мцыри»), полных восхищения восточным колоритом кавказских народов и все той же неутолимой тоски и разочарования в жизни.

Взрослея, поэт стал также переосмысливать свое увлечение романтичной тоской, но, в отличие от Пушкина, продолжал ощущать близость своей судьбы с творчеством Байрона. Возможно, этим можно объяснить своеобразную неприкаянность Михаила Юрьевича и его саморазрушительное поведение, которое стоило ему жизни. Некоторые исследователи его творчества полагают, что поэт не просто стремился подражать своего британскому кумиру, но и неосознанно превратился в своеобразного Чайльд-Гарольда.

Что касается более позднего творчества Лермонтова, то пример байронизма в поэзии – это «Демон», а в прозе – «Герой нашего времени».

Образ демона в одноименной поэме был навеян автору Люцифером из произведения Байрона «Каин». А вот главное действующее лицо «Героя нашего времени» Печорин – это оригинальная находка Лермонтова, наделенная многими собственными чертами.

В чем суть

По сути, всё очень просто: у человека нет смысла жизни, абсолютно нет. То есть, любезный друг, ты живешь потому, что когда-то твои папа и мама не предприняли ровным счетом ничего, что могло бы воспрепятствовать твоему рождению. Вот и живешь ты здесь, потому что живешь, потому что тебя зачали.

Человек — сам себе авторитет, и никто ему не указ, а культура, религия, любовь, этика и мораль — социальные инструменты, созданные системой для контроля над человеком.

Едва ли не самое лучшее мировоззрение для циников и тех, кому лень после каждого шага оглядываться на нормы морали, Бога и мнение окружающих. То есть если ты уродливый извращенец с кучей комплексов и отклонений, за которые тебя презирает социум, то лучший способ внушить себе, что ты нормальный и всё равно выше и лучше остальных — стать нигилистом. Увы, поэтому среди столь здравого течения немало обиженных, разочарованных в жизни, безработных, одиноких нищебродов и, как ни странно, суицидников. Ведь надо же как-то оправдать собственную, так сказать, неполноценность. Хотя какая это неполноценность, ведь с точки зрения теории это нормально, просто не нужны ему все эти ложные блага: машины в кредит, айфоны и дорогие помидоры. Он отрицает любовь и потребление — они делают человека рабом.

Но не нужно путать нигилизм с социопатией, непроходящим подростковым дебилизмом или мизантропией. От того, что ты сидишь дома и пытаешься убедить себя, что в одиночестве нет ничего плохого, вряд ли жизнь наладится. Нигилизм требует работы над самим собой. Раз уж назвался груздем, то будь добр, избавься от привычек, привязанностей, каких-то установок и комфорта.

Поэтому, далеко не все способны выдержать абсолютную свободу. Человек по природе своей слаб и с большой радостью становится под защиту различных догматов.

Но у нигилиста нет возможности выбора. Если добавить к этому разрыв социальных связей, отказ от любимых привычек, переосмысление шкалы оценок, то можно тронуться крышей. Но без опыта подобных переживаний нигилизма быть не может. Именно они делают его отличным от рыгочущей глупой толпы. В том числе поэтому у них такое самомнение: мол, я прошел через тернии, теперь твоя очередь.

Нигилист не строит иллюзий и никогда себя не обманывает: мол, «справедливость есть». Он смотрит в лицо этому странному миру со всей его враждебностью и видит в нем лишь инструмент к достижению собственных целей. Но глядя на свою личность, он видит то же самое. Он будет презирать всех и вся и заботиться только о себе, если сможет понять, кто он есть. Он самый свободный человек, никому ничего не должный. Но сам себя нигилистом он не назовет, потому как вешать ярлыки — против воли.

Фактически нигилист (жуткий циник, каких свет не видывал) для достижения поставленной цели готов опуститься на различные низости, да пускай даже нужно будет обмазаться говном или обокрасть старушку. Главное, что он будет делать это с чувством полной собственной правоты.

Нигилист в русской литературе

Нигилизм — это отрицание всего, что не доказано наукой и не имеет обоснованной научной подоплеки; опровержение «старых» истин и устоявшегося образа жизни; в некотором смысле — абсолютизированный нонконформизм.

В русской литературе нигилизм и его представители встречаются впервые лишь в конце девятнадцатого века. Это было достаточно новым и спорным явлением в русской литературе, что сразу же вызвало множество обсуждений у читателей. Самые популярные темы в нигилистических произведениях следующие: тема отцов и детей, тема любви как чувства, тема души и духовности, тема противоречия, тема дружбы. Большинство этих тем — так называемые «вечные» темы, а, следовательно, произведения, включающие в себя тему нигилизма — вечные.

Наиболее известным произведением, главным героем которого представлен нигилист, является, конечно же, роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Главный герой данного произведения — Базаров — молодой ученый, без дворянского происхождения, однако, хорошо образованный. Он не ценит в человеке качества его души, отдавая предпочтение качествам личности, весьма циничен и не верит ничему, что не доказано. Он — нигилист — человек, для которого не существует никаких авторитетов. В произведении Тургенева поставлена под сомнение такая идея, такая принципиальность. В конце самого произведения Базаров не выдерживает собственных принципов, не проходит проверку — идея нигилизма для него оказывается провальной. Таким раскладом автор хочет подчеркнуть провальность идеи нигилизма для современных реалий обыденной жизни.

Нигилизм в русской литературе имеет следующие характерные особенности:

  1. Строгая принципиальность и серьезное отношение к своей идее, убежденность в таковой. Эти принципы, согласно концепции нигилизма, нерушимы, а, следовательно, это означает строгое следование и соблюдение принципов теории нигилизма.
  2. Несмотря на строгость и жесткую принципиальность, а также, вкупе, равнодушие и презрение ко всему «антинаучному» и недоказанному, нигилизм в русской литературе является исключением и, зачастую, непригоден в быту и в реальной жизни. Даже в произведении И. С. Тургенева нигилист Базаров не проходит проверку любовью, все его принципы оказываются ложными и рушатся.
  3. Нигилизм — это, своего рода, нонконформизм, представляющий первые, робкие попытки неподчинения, выхода из системы. Так, исходя из этого предположения, можно сказать о том, что нигилизм, столь популярный во второй половине девятнадцатого века свидетельствовал о возникновении революционных, меритократических и социалистических политических течений в нашей стране.

Таким образом, исходя из всего этого, можно сделать вывод о том, что нигилизм — одно из основных течений и направлений в русской литературе второй половины девятнадцатого века. Нигилизм стал своеобразным символом того, что в России зарождается революция. Нигилизм в русской литературе — это отражение едва наметившихся, но уже оформившихся перемен в русском привычном укладе и строе.

Нигилисты в России

Основная статья: Русский нигилизм

В русской литературе слово «нигилизм» впервые было употреблено Н. И. Надеждиным в статье «Сонмище нигилистов» (журнал «Вестник Европы», 1829 год). В 1858 году вышла книга казанского профессора В. В. Берви «Психологический сравнительный взгляд на начало и конец жизни». В ней тоже употребляется слово «нигилизм» как синоним скептицизма.

Критик и публицист Н. А. Добролюбов, осмеяв книжку Берви, подхватил это слово, но оно не стало популярным до тех пор, пока И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» () не назвал «нигилистом» Базарова, отрицавшего взгляды «отцов». Огромное впечатление, произведённое романом «Отцы и дети», сделало крылатым и термин «нигилист». В своих воспоминаниях Тургенев рассказывал, что когда он вернулся в Петербург после выхода в свет его романа — а это случилось во время известных петербургских пожаров 1862 года, — то слово «нигилист» уже было подхвачено многими, и первое восклицание, вырвавшееся из уст первого знакомого, встреченного Тургеневым, было: «Посмотрите, что ваши нигилисты делают: жгут Петербург!».

Таким образом, во второй половине XIX века нигилистами в Российской империи стали называть молодых людей, которые хотели изменить существовавший в стране государственный и общественный строй, отрицали религию, были материалистами и атеистами, а также не признавали господствовавшие нормы морали (выступали за свободную любовь и т. п.). В частности, так называли революционеров-народников. Слово имело явную негативную коннотацию. Нигилисты изображались как лохматые, нечёсаные, грязные мужчины и утратившие всякую женственность женщины.

К концу 1860-х и началу 1870-х годов слово «нигилист» почти исчезло из русской полемической литературы, но стало употребляться в западноевропейской литературе как обозначение русского революционного движения; его приняли и некоторые русские эмигранты, писавшие на иностранных языках о русском революционном движении. В 1884 году была издана повесть Софьи Ковалевской «Нигилистка».

В настоящее время широко распространён термин «правовой нигилизм» — неуважение к праву. Он отражает широко распространённый феномен в правовой жизни российского общества. Его структурообразующим компонентом является идея, отрицающая легитимные социальные установки и несущая значительную идеологическую нагрузку, обусловленную не только тенденциями общественного развития и соответствующими ценностями, но и рядом психогенных факторов.

Отрицательные стороны нигилизма Базарова

Можно отметить, что нигилизм Базарова, несмотря на множество положительных сторон, имеет и отрицательные. В нем заключена опасность упадка духа. Кроме того, нигилизм может превратиться в поверхностный скептицизм. Он способен даже трансформироваться в цинизм. Иван Сергеевич Тургенев, таким образом, проницательно отметил в Базарове не только положительные стороны, но и отрицательные. Он показал и то, что при определенных обстоятельствах могло развиться до крайности и повлечь за собой неудовлетворенность жизнью и одиночество.

Тем не менее, как заметил К.А. Тимирязев, выдающийся русский ученый-демократ, в образе Базарова автор воплотил лишь намечавшиеся в то время черты типа, который проявил при всех «второстепенных недостатках» сосредоточенную энергию. Именно благодаря ей русскому естествоиспытателю удалось в короткое время занять почетное место как у себя дома, так и за границей.

Теперь вы знаете, почему Базарова называют нигилистом. Тургенев в изображении этого характера использовал прием так называемой тайной психологии. Иван Сергеевич представил натуру Евгения, духовную эволюцию своего героя через жизненные испытания, выпавшие на его долю.

Известные нигилисты

Самый известный нигилист в литературе, без сомнения Базаров, герой романа Тургенева.

Но существует и настоящий, реальный нигилизм в современном обществе.

Специалисты составили целый список личностей, проповедовавших эту философию в прошлом и делающих это сейчас:

• Нечаев С.Г. (российский революционер); • Фромм Э. (немецкий философ); • Райх В. (американский, австрийский психолог); • Ницше (немецкий психолог); • Кьеркегор С. (датский писатель, философ); • Шпенглер О. (европейский философ).

Делая выводы из всех трактовок и постулатов нигилизма, довольно сложно вычленить его сущность. Он имеет множество форм и личин. Он периодически возникал в каждой эпохе и имел свои особенности, связанные с временем. Мишенями становились: религия, мир, власть, политика, человечество и многое другое.

Это радикальное течение, главным для которого является отрицание ценностей начиная с духовных и заканчивая материальными. Нигилисты проповедуют абсолютную свободу от государства, власти, веры, вещей, общества и высших сил. Современный нигилист отличается от того, каким он был в прошлые века, но философия будет существовать до тех пор, пока есть то, что можно отрицать и пока существует общество.

Читайте также: