• Без рубрики
  • 0

Что такое нарратив

С чем работает нарративный подход

Нарративный подход решает практически все проблемы, даже «неизлечимые»:

— Семейные: проблемы отношений в паре и семьях.

— Внутриличностные: проблемы личной самооценки и плохой эффективности, потеря смысла жизни и отсутствие целей, убирается стыд, чувства вины, обиды.

— Организационные: проблемы договоренностей и выстраивания связей внутри организации или сообщества.

— Социальные: проблемы с притеснениями и несоблюдениями прав человека, а также насилия, ведется работа с пострадавшими от стихийных бедствий, оказывается помощь маргинализованным слоям населения — потерявшим кров, работу, родителей и близких.

Смертельно больным людям нарративная практика тоже помогает. Здесь болезнь отделяется от человека, особенно если он чувствует, что может как-то с этой болезнью взаимодействовать, например, договориться с ней, если невозможно избавиться от нее.

Нарративный подход хорошо показал себя и в работе с подростками. Здесь очень эффективно и относительно быстро решаются проблемы неуспеваемости, выбора профессии, взаимоотношений с родителями, нехватки времени, первой любви и другие, характерные для юного возраста.

В применении нового подхода каких-то ограничений и противопоказаний нет — он доступен любому.

Нарративная практика очень веселая и легкая, может быть поэтому самые неразрешимые проблемы человеческой психики лопаются здесь, словно мыльные пузыри.

В этой статье мы рассмотрели так сказать теоретическую часть нарративного подхода. Узнать больше вы сможете Обязательно прочтите публикацию Нарративный подход в психологии. Часть 2, где на примере из жизни описываются основные принципы новой практики.

Нарратив в историографии

Собственно, исторический нарратив – это то, что положило начало формированию и изучению нарративов в других областях гуманитарных знаний. Сам термин «нарратив» был заимствован из историографии, где существовало понятие «нарративная история». Смысл её заключался в рассмотрении исторических событий не в их логической последовательности, а через призму контекста и интерпретации. Интерпретация имеет ключевое значение в самой сущности нарратива и наррации.

Исторический нарратив – что это такое? Это повествование от первоисточника, не критическое изложение, а объективное. К нарративным источникам в первую очередь можно отнести как раз исторические тексты: трактаты, хроники, некоторые фольклорные и литургические тексты. Нарративные источники – это те тексты и сообщения, в которых присутствуют нарративные повествования. Однако, по мнению Й. Брокмейера и Р. Харре, всё же не все тексты являются нарративами и отвечают «концепции рассказывания».

Относительно исторической нарративности существует несколько заблуждений, вызванных тем, что некоторые «истории», например автобиографические тексты, основаны только на фактах, другие же либо уже были пересказаны, либо видоизменены. Таким образом, правдивость их снижается, однако реальность при этом не изменяется, меняется лишь отношение к ней каждого отдельного нарратора. Контекст остаётся прежним, однако каждый рассказчик по-своему связывает его с описываемыми событиями, извлекая важные, по его мнению, ситуации, вплетая их в канву повествования.

Что касается конкретно автобиографических текстов, то здесь существует и другая проблема: желание автора привлечь внимание к своей персоне и деятельности, а значит, возможность предоставления заведомо ложной информации или искажение истины в собственную пользу. Подводя итог, можно сказать, что нарративные техники, так или иначе, нашли себе применение в большинстве гуманитарных наук, которые изучают природу человеческой личности и среду его обитания. Нарративы неотделимы от субъективных человеческих оценок, так же как человек неотделим от социума, в котором и формируется его индивидуальный жизненный опыт, а значит, собственное мнение и субъективный взгляд на окружающий мир

Нарративы неотделимы от субъективных человеческих оценок, так же как человек неотделим от социума, в котором и формируется его индивидуальный жизненный опыт, а значит, собственное мнение и субъективный взгляд на окружающий мир

Подводя итог, можно сказать, что нарративные техники, так или иначе, нашли себе применение в большинстве гуманитарных наук, которые изучают природу человеческой личности и среду его обитания. Нарративы неотделимы от субъективных человеческих оценок, так же как человек неотделим от социума, в котором и формируется его индивидуальный жизненный опыт, а значит, собственное мнение и субъективный взгляд на окружающий мир.

Резюмируя вышеизложенную информацию, можно сформулировать следующее определение нарратива: нарратив – это структурированный логичный рассказ, отражающий индивидуальное восприятие реальности, а также это способ организации субъективного опыта, попытка самоидентификации и самопрезентации личности.

Резюме

Нарративный анализ текста:

  • Изучает, как люди создают и используют истории для интерпретации мира.
  • Не рассматривает истории как источник информации о реальном мире и опыте человека.
  • Подразумевает, что нарратив – это интерпретация, версия жизни, через которую люди формируют идентичность, самопрезентуют себя, понимают мир и других людей.

Характерные особенности сбора данных:

  • качественный подход (например, полуструктурированные и неструктурированные интервью);
  • аналитик говорит мало, основная его роль – слушать;
  • нет предпочтения между воображаемыми и реальными историями.

Нарративный анализ основан на принципах структурного анализа, поэтому для работы с текстом могут использоваться любые схемы, позволяющие выделить в нем значимые элементы. Метод Лабова – один из самых популярных среди исследователей.

Нарративный анализ – перспективный метод исследования, позволяющий раскрыть текст, приблизиться к настоящим мотивам и желаниям рассказчика. Критика нарративного подхода связана со сложностями процесса интерпретации.

Важность нарративного анализа для людей сложно переоценить. Именно благодаря нарративным аналитикам человек может взглянуть честно на свои мотивы и цели, понять, как сам себя тормозит, какой образ себя имеет. Честность и понимание своих ограничений – основа счастливой и полноценной жизни

Честность и понимание своих ограничений – основа счастливой и полноценной жизни.

Нарратив простыми словами

Нарратив простыми словами – это определенное количество слайдов, раскрывающих один вопрос или проблему.

Количество слайдов для нарратива вы устанавливаете самостоятельно. На каждый слайд можно добавить картинку, гиф-анимацию, видео и текст.

Для того, чтобы делать «суперские» нарративы, вам понадобится знание программы Фотошоп. И вообще, если вы хотите зарабатывать через Интернет, умение работать в графическом редакторе просто необходимо!  В моем случае не проходит и недели, чтобы я не обратилась к Фотошопу. Практически каждый день он открыт на моем рабочем столе.

Мы немного отвлеклись. На самом деле есть официальное понятие, что такое нарратив, которое вы можете прочитать в справке Яндекс Дзена.

Посмотреть примеры нарративов Яндекс Дзена вы можете по этой ссылке, но не забудьте вернуться на мою статью, чтобы узнать все нюансы их создания.

Что такое нарратив простыми словами

Нарратив – особый формат постов. Если говорить простыми словами, это что-то типа слайд-шоу или комикса, который рассказывает интересную, цельную историю. Формат предназначен для раскрытия одной проблемы или вопроса.

Число слайдов владелец канала выбирает самостоятельно (в публикацию разрешено вставлять до 12 картинок). Первый экран может включать в себя гифы, видео, заголовок и фото с выбором цвета заголовка и фона. На следующие можно вставлять ссылки и текст. Текст можно расположить посередине, по правому или левому краю. Он бывает обычным, жирным, зачёркнутым и подчёркнутым.

Статья в тему: Что такое сторителлинг и зачем он бизнесу

Зачем нужны нарративы

Формат имеет следующие преимущества:

  • он ускоряет монетизацию канала;
  • сочетает много медиа и мало текста, что любят мобильные пользователи;
  • это хорошая возможность сделать контентом разнообразным;
  • нарратив может стать анонсом основного материала, привлечь к нему читателей;
  • улучшение ранжирования статей за счёт просмотра нарративов;
  • популярные посты попадают в премиум-ленту.

Как создать нарратив

После того как вы определились с темой публикации, продумайте содержание слайдов, подберите картинки, анимации, видео.

Затем открываем в браузере страницу своего канала, в правом верхнем углу нажимаем на плюс и выбираем нужный нам формат контента.

Первый слайд

На первом экране всегда находится заголовок публикации. Его нельзя двигать по полю или регулировать размер шрифта. Это происходит автоматически в зависимости от количества написанных знаков.

Что можно делать с первым слайдом:

  • менять цвет фона, нажав на значок в виде кружочка;
  • выбирать цвет шрифта, нажимая на букву T;
  • добавить видео или изображение при помощи плюсика в верхнем правом углу поля.

Задача первого экрана – привлечь внимание читателей. Делается это при помощи самого заголовка и сопутствующей графики

Важно, чтобы текст хорошо читался на выбранном фоне. Вот что у меня получилось

Остальные слайды

На следующих слайдах возможностей немного больше:

  • добавлять текст в любое место экрана;
  • настраивать его цвет, размер, положение на странице и выделение;
  • вставлять картинки и видео;
  • выбирать фон слайда;
  • добавлять ссылки.

Применить все эти опции можно, если нажать на плюсик в углу рядом со слайдом и затем сделать нужные настройки. Фон выбирается нажатием на кружочек, как и на первом экране.

Рекомендуется в один нарратив включать от 5 до 10 экранов. Максимальный размер – 12 слайдов. Если запись включает меньше 5 фрагментов, то в ней не будет рекламы, а значит, ее сложнее будет монетизировать.

Самый последний экран создается автоматически самим сервисом и не учитывается при подсчете слайдов.

Режим просмотра

Если хотите посмотреть, как будет выглядеть готовая презентация, нажмите на глазик вверху экрана справа. Эта опция помогает подкорректировать недочеты до отправки материалов на модерацию. Часто в конце появляются пустые слайды или мы обнаруживаем мелкие ошибки и “некрасивости”, которые можно быстро исправить.

Публикация

Когда вы посчитаете, что нарратив готов, нажмите на синюю кнопку в самом правом углу экрана редактора.

Затем подтвердите свои данные, если это нужно. У меня Дзен регулярно запрашивает такое подтверждение.

После этого заполняем сведения о публикации для продвижения. Нам нужно сделать короткое описание, которое поможет читателям и поисковику понять содержание нарратива, и добавить теги. Пример заполнения на скриншоте.

Если вы хотите добавить свой нарратив в ленту прямо сейчас, то нажмите на кнопку “Опубликовать” внизу экрана. После этого материалы отправятся на проверку, которая может занять от пары минут до нескольких часов.

Если вы не хотите пока обнародовать материалы, то можно оставить их в виде черновика, чтобы доработать и разместить на канале позже. Тогда просто нажмите на стрелочку “назад” в левом углу редактора.

Отложенная публикация

Чтобы воспользоваться этой опцией, идем в настройки и указываем данные для отложенного постинга. Также тут можно отключить комментарии, если вы не хотите получать обратную связь по теме нарратива от своих читателей.

Редактирование и копирование нарратива

В любое время до публикации и после нее можно изменить или скопировать содержимое презентации. Для этого открываем главную страницу редактора, находим нужный нам пост, нажимаем на 3 точки в правом углу и выбираем подходящее действие.

Размещать дубль записи нельзя, но после копирования на ее основе можно создать новый материал в том же стиле.

Нарратив и рассказ

Чем же нарратив отличается от простого рассказа? Рассказ – это способ коммуникации, способ получения и передачи фактической (качественной) информации. Нарратив же — это так называемый «объясняющий рассказ», если пользоваться терминологией американского философа и искусствоведа Артура Данто (Данто А. Аналитическая философия истории. М.: Идея-Пресс, 2002. С. 194).

То есть нарратив — это, скорее, не объективное, а субъективное повествование. Нарратив возникает тогда, когда в обыкновенный рассказ добавляются субъективные эмоции и оценки повествователя-нарратора. Появляется необходимость не просто донести информацию до слушателя, но произвести впечатление, заинтересовать, заставить слушать, вызвать определённую реакцию. Иными словами, отличие нарратива от обыкновенного рассказа или повествования, констатирующего факты, — в привлечении индивидуальных нарраторских оценок и эмоций каждого повествующего. Или же в указании причинно-следственных связей и наличии логических цепочек между описываемыми событиями, если речь идёт об объективных исторических или научных текстах.

Основные понятия и идеи нарративного подхода

Метафора нарратива, представляющая собой последовательность событий во времени, объединенных темой и сюжетом, является ключевой для понимания жизненных событий и переживаний людей в нарративном подходе. Нарративный практик ставит перед собой цель — создать условия для насыщенного описания предпочитаемой истории человека, обратившегося за консультацией.

По мнению нарративных терапевтов, «объективная реальность» является труднопостижимой. Любое знание, которое имеется у человека, по мнению нарративных терапевтов, есть знание с определенной позиции

Что важно, так это то, что необходимо учитывать социальный, культурный и исторический контекст, в котором оно порождается. В логике нарративного подхода принято считать, что жизнь каждого человека полиисторична

В ней разные истории состязаются за право быть в привилегированном положении, какая-то из них доминирует. Если доминирующая история является препятствием для развития, можно говорить о существовании проблемы

В логике нарративного подхода принято считать, что жизнь каждого человека полиисторична. В ней разные истории состязаются за право быть в привилегированном положении, какая-то из них доминирует. Если доминирующая история является препятствием для развития, можно говорить о существовании проблемы .

Также нарративные терапевты указывают на наличие опыта, не включенного в историю. Из него можно собрать истории, альтернативные доминирующей, и выяснить, какая из них является предпочитаемой. «Исключения» из такой проблемной истории в нарративном подходе называют «уникальными эпизодами»[неавторитетный источник?].

Помимо этого сторонники нарративного подхода полагают, что любое проявление опыта основывается на отличии этого опыта от его иного, от того, что можно назвать «отсутствующим, но подразумеваемым» в этом опыте. Так, человек говорит об отчаянии, потому что он может сравнить «отчаяние» с чем-то известным ему, что отчаянием не является. Например с «радостью» или «уверенностью в завтрашнем дне».

Так как не существует правильных историй, которые подходят всем, терапевт не может знать, что такое «правильное» развитие вообще и для данного человека в частности. Один из самых главных принципов гласит: терапевт не занимает экспертную позицию в жизни человека, сам клиент является экспертом.

Терапевт (или «практик», как многие из них предпочитают себя называть) не навязывает тому, кто обратился за помощью (слово «клиент» тоже не употребляется»), никаких методов, которые сам считает правильными. Задача терапевта состоит в том, чтобы человек выбрал из нескольких альтернативных направлений развития беседы тот, который больше нравится самому клиенту. За счет этого происходит укрепление контактов с теми ценностями и принципами, которые являются для него наиболее важными в предпочитаемых историях его жизни. Терапевт, выступая в качестве соавтора, является экспертом не по содержанию опыта человека, с которым ведется работа, а по задаванию вопросов.

Позиция терапевта является децентрированной и влиятельной. Это означает, что центральной фигурой всегда будет клиент, его ценности, знания, опыт и умения. За счет своих вопросов консультант создает пространство для выяснения различий. Он отчетливо осознает отношения властной позиции и противостоит злоупотреблению ею.

Занимая «неэкспертную» позицию, терапевт делает особый акцент на уважительное любопытство, что задает неиерархичность нарративного сообщества. Это является достаточно необычным подходом. В сообществе нарративных практиков вы не найдете «лестницы», по которой необходимо взбираться, чтобы достичь определенных успехов и твое мнение считалось бы достойным внимания

Также среди нарративных практиков принята этика заботы о коллегах, а не этика контроля; принято уделять большое внимание тому, чтобы никто из коллег не чувствовал себя игнорируемым. Нарративные практики говорят о том, что даже когда они работают с человеком индивидуально, это все равно является работа с сообществом, которому он принадлежит

Характеристики и интерпретации понятия

В широком смысле, в литературе и искусстве – это возможность «творить реальность» без опоры на историческую объективность и адекватность. Как здесь не вспомнить различные героические истории, которые были созданы в эпоху коммунизма. Они повествовали зачастую исторически искажённые, но субъективно отлично воспринимаемые примеры самоотверженного труда и доблести. Подобные примеры можно встретить и в изобразительном искусстве.

Однако, не все поддерживали настолько «поверхностную» точку зрения. Бартон, например, больше склонялся к идее, что нарратив не может иметь такой выраженной цели и служит скорее наслаждением от самой формы, «рассказом ради рассказа». В этом случае нарратив выступает в роли «текста», который может быть бесконечен и его «определённость и опредмеченность» может откладываться повествующим. Тогда как понятие «произведение» ограничено, замкнуто, сводится к логической концовке.

Что касается нарратива и рассказа, то Брокмейер и Харре заметили даже, что нарратив скорее не простое описание, а некая инструкция, готовящая нас к восприятию происходившего или происходящего. Например, любая игра имеет инструкцию. Но, по сути, эта инструкция только готовит нас к процессу самой игры. Ведь сама игра являет собой мышечный, а не речевой акт. Похожую идею высказывал Владимир Пропп.

Правда, будучи фольклористом, он назвал это «законом развития фабулы» или нарратемами. Такими нарратемами могут быть определённые основные повороты событий, характеры героев и так далее. Например, нарратема «встреча сказочного помощника» является определённой инструкцией-подготовкой для дальнейшего восприятия события. А вот кто же будет этим помощником: Конёк-Горбунок, Серый Волк или новомодный оборотень – это уже особенность интерпретации рассказчика или нарратора.

Однако, всё равно вся фабула, по сути, зависит от финала. И только нарратор является носителем этого знания, вокруг которого и строится субъективно-интерпретационное поле и благодаря чему повествование всё же не сводится к несвязным фразам, а имеет общий вектор. Конец – является значимым акцентом, определяющим специфику формы повествования.

Например, добро всегда побеждает в русских сказках, задавая таким образом и специфику повествования, и нарративы, и героя, который существует в «гуще событий». Альгирдас Жюльен Греймас, как лингвист, вообще выделил шесть нарративных ролей: «отправитель», «получатель», помощник, оппонент, субъект и объект действий. Но, стоит помнить, что один и тот же сюжет с одним и тем же концом может иметь разные фабулы, зависящие, опять таки, от личности автора. История может быть менее или более пугающая; активная и «кровавая» или достаточно неспешная и волшебно-превращающаяся.

Происхождение термина

Нарратив (лат. narrare — рассказывать, повествовать; означает языковой акт, то есть вербальное изложение — в отличие от представления) — понятие философии постмодернизма, фиксирующее процессуальность самоосуществления как способ бытия повествовательного (или, как писал Ролан Барт, «сообщающего») текста.

Термин был заимствован из историографии, где появляется при разработке концепции «нарративной истории», рассматривающей исторические события как возникшие не в результате закономерных исторических процессов, а в контексте рассказа об этих событиях и неразрывно связанные с их интерпретацией (например, работа Тойнби «Человечество и колыбель-земля. Нарративная история мира», 1976)

Таким образом, как событие в рамках нарративной истории не возводится к некой изначальной первопричине, так и для текстов, по мнению постмодернистов, не важно наличие в них исходного смысла, что проявилось, например в идеях Жака Деррида о разрушении «онто-тео-телео-фалло-фоно-лого-центризма» текста и Юлии Кристевой о необходимости снятия «запрета на ассоциативность», вызванного «логоцентризмом индоевропейского предложения».

Элементы нарратива

На слайды нарратива можно добавить текст, изображения, видео, анимацию, ссылки. Давайте рассмотрим подробно требования к этим составляющим.

Текст

На каждый экран публикации можно добавить от 1 до 5 блоков с текстом. В разных блоках можно применять свое форматирование, задавать размер шрифта и цвет выделения.

Чтобы настроить уже созданный текстовый блок, нажимаем на него левой кнопкой мыши. Справа появляется панель, где мы:

  • выбираем стиль: полужирный, курсив, подчеркнутый при помощи стандартных значков B, I, U;
  • выравниваем текст по левому, правому краю или центру, используя пиктограммы в виде полосочек;
  • добавляем цвет выделения, нажав на букву T;
  • меняем цвет самого текста, используя цветные кружочки;
  • двигая ползунок, меняем цвет букв.

Заголовок

Отдельное внимание следует уделить заголовку. Напишите 2 – 3 емких, цепляющих фразы, которые могут заинтриговать читателей, и выберите одну из них для своей публикации

Заголовок не должен обманывать людей относительно содержания нарратива, иначе они очень быстро разочаруются в ваших презентациях и перестанут их открывать, да и дочитывать не будут, а ведь для Дзена это очень важный показатель качества контента.

Разработчики Яндекса рекомендуют составлять заголовки размером от 15 до 25 символов, но это не строгое правило

Главное – раскрыть суть публикации и привлечь внимание пользователей Дзена

Изображения

На слайде можно разместить от 1 до 3 картинок в формате JPG, GIF или PNG. Если на вашем изображении должен быть прозрачный фон, то используйте файлы с расширением PNG. В остальных случаях чаще всего применяются картинки в формате JPG.

Размеры экрана нарратива предполагают отношение сторон 9:14. Если ваша графика должна занять весь слайд, то используйте такие пропорции при подготовке изображений. В остальных случаях можно использовать другие соотношения сторон.

После добавления картинки можно:

  • изменить ее размер при помощи перетаскивания уголков рамки;
  • растянуть ее на весь слайд, для этого служит опция в виде экранчика;
  • перетащить по полю в нужное место;
  • изменить степень прозрачности при помощи ползунка в панели инструментов;
  • удалить.

Видео и анимации

На один слайд можно добавить одну GIF-анимацию или видео в формате MP4 продолжительностью до 10 секунд и весом не более 30 Мбайт. Конечно, с такими ограничениями сильно не разгонишься, поэтому если вы хотите загрузить полноценный видеоролик на 10 – 15 минут, то лучше использовать соответствующий формат публикации, а не нарратив.

После добавления видео вы можете:

  • раскрыть его на весь экран по аналогии с изображениями;
  • включить или выключить звук;
  • перетащить ролик по полю;
  • изменить его размеры при помощи мыши;
  • удалить.

Ссылки

На одном слайде нарратива может быть только 1 гиперссылка. Чтобы добавить ее, нажимаем на плюсик в меню и выбираем последний пункт.

Теперь пишем текст, как в обычном текстовом поле, а в панели инструментов указываем адрес, куда мы хотим привести читателей. Это может быть веб-ресурс вашей компании, личный блог, публикация на том же Дзене, страница в соцсети.

Предпочтительно размещать ссылки на последнем экране, тогда пользователи дочитают публикацию до конца и получат дополнительную пользу, а не бросят просматривать нарратив в его начале или середине.

Экраны

Некоторые действия мы можем осуществлять и с самими слайдами:

  • менять их местами с любыми другими, кроме первого;
  • копировать;
  • удалять.

Для этих действий служат 3 значка вокруг каждого экрана нарратива. Кликните по нужному слайду и выберите соответствующую опцию.

Визуализация нарратива

Что касается визуализации нарративов, то это довольно сложный вопрос. По мнению некоторых учёных, например теоретика и практика нарративной психологии Дж. Брунера, визуальный нарратив – это не облачённая в текстовую форму реальность, а структурированная и упорядоченная речь внутри нарратора. Этот процесс он назвал неким способом конструирования и установления реальности. Действительно, не «буквенная» лингвистическая оболочка формирует нарратив, а последовательно изложенный и логически правильный текст. Таким образом, визуализировать нарратив можно, озвучив его: рассказав устно или написав в виде структурированного текстового сообщения.

С какими проблемами работает нарративный подход

Проблемы случаются в разных аспектах жизни и любом возрасте. Поэтому, применять такую психологию можно при самых различных и сложных ситуациях.

Часто используется семейный подход, когда существует проблема между родственниками. Приглашаются все участники, чтобы воссоздать сюжет с разных сторон и обсудить его. Если приходят дети, то с ними можно работать с помощью игрушек и рисунков.

В данной парадигме рассматриваются и проблемы людей из меньшинства или мест лишения свободы. Таким особям часто не подходит традиционная терапия.

Показания к применению

Применяется к людям с проблемами из разных сфер жизни: семья, работа, учеба, отношения с другими людьми, постановка собственных целей и ориентиров.

Также терапевты работают с такими случаями:

  • тревога;
  • депрессия;
  • синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ);
  • анорексия;
  • булимия;
  • другие психические болезни.

Применяют и в судебно-психологической экспертизе. В частности, для анализа видео- и аудиофайлов подозреваемых.

В чем отличия нарративного подхода от других

Каждый подход в психологической терапии отличается друг от друга: своими идеями, виденьям сущности человека, теорией, практикой.

Нарративная рассматривает бессознательное, как что-то конкретное. Это может быть опыт или полученные знания. В то время, как классическая терапия (психоанализ, например) предполагает абстрактную область в сознании человека.

Существует немного направлений, которые могут за такой короткий срок помочь человеку. Здесь не нужно углубляться в далекое прошлое, чтобы найти причину. Решают только ту проблему, которая актуальна для клиента на данный момент.

Современное состояние нарративного подхода

Это направление относительно новое, поэтому не так распространено. Но стремительно набирает обороты и занимает свою нишу. В Москве, например, проводятся различные конференции, семинары, лекции; выдаются книги; создаются тренинговые группы и программы; разыгрываются гранты. Все это способствует распространению информации и популярности.

Суть подхода

Начало нарративной практике положила совместная увлеченная работа австралийского психолога Майкла Уайта и новозеландца Дэвида Эпстона. Почему новое направление назвали именно так? Дело в том, что с латинского «нарративный» (narratio, narratus) переводится как рассказ, повествование. А в основе этого подхода как раз лежит история, с помощью которой человек осмысляет свой жизненный опыт. Вы замечали, что когда с кем-то беседуете, то рассказываете какую-нибудь историю о том, что с вами случилось, некий случай, пережитый опыт. Например, как вы встретили своего будущего мужа/жену, как закончили школу или поступили в университет, как появились дети или внуки… и таких историй очень много — у каждого она своя и даже всегда разная, в зависимости от того, кому вы ее в данный момент говорите. Но именно с помощью повествований человек всегда рассказывает о себе.

Определимся с терминологией. В нарративной практике история понимается как последовательность событий во времени, связанных единой темой и сюжетом. В связи с этим новый подход в психологии тесно связан с литературой, искусством, культурой и, по сути, берет от туда корни. Само понятие истории взято из литературы великим американским психологом и педагогом Джеромом Брунером. Он писал: «Мы организуем наш опыт и память в основном в форме нарративов — историй, мифов… (1991). Нарратив не просто отображает и имитирует жизнь, он ее конструирует» (Live as Narrative, 1987 г.). Его же слова: «Жизнь, вероятно, самое большое произведение искусства, которое мы творим». Как раз из его идей Майкл Уайт и взял мысль о том, что мы наш опыт образно осмысляем, организуем, передаем другим людям и озвучиваем в виде историй. Сам Брунер позаимствовал это из теории литературы, из литературных представлений об историях. А нарративные практики теперь достаточно успешно и эффективно используют такой опыт в своей практике.

Любые события в вашей жизни (и маленькие, и большие) складываются в определенную последовательность. Во всех последовательностях прослеживается тема, которая связана с вами. Есть истории, где вы смелые и где осторожные, где умные и где чувствуете себя глупцами или не достаточно осведомленными людьми… Их очень много! И при этом вы воспринимаете себя одним определенным образом.

Когда к нарративному практику приходит пациент, то он, как правило, рассказывает какую-то проблемную историю. С одной стороны наш психолог слушает повествование человека, а с другой — пытается найти в нем что-то, что в эту проблемную историю совсем не вписывается, что-то позитивное. Это «что-то» нарративный практик начинает прорабатывать и развивать, но уже в новую историю.

Суть нового подхода можно описать всего в трех пунктах:

  1. Отделение жизни человека от его проблем.
  2. Вызов тем «проблемным» историям жизни, которые люди воспринимают как доминирующие, подчиняющие.
  3. Переписывание истории в соответствии с альтернативными, предпочитаемыми человеком способами жизни.

Люди — это люди. Проблемы — это проблемы. Основная идея нарративной практики в том, что все люди в порядке

Просто к человеку время от времени приходит какая-то проблема извне и нарушает что-то очень важное для него: ценности, цели, надежды

Нарративные практики считают, что проблемы — это НЕ внутренне присущие человеку качества

Вот здесь и кроется самое важное отличие нашего подхода от других, принятых в консультировании и психотерапии (например от тех, что описаны в статье 10 популярных направлений в психологии). Там предполагается, что у человека есть определенные личностные качества, которые его предопределяют

Например, индивид видит себя ленивым, неорганизованным, проживающим какую-то бессмысленную жизнь. Нарративные практики считают, что это не слишком полезно. Когда человеку предлагают поработать с тем, что он ленивый, ему приходится смотреть внутрь себя. Это очень неудобно, потому что с собой таким сложно что-то делать, проще смириться — ну я вот такой и ничего не поделаешь. С самим собой любимым очень некомфортно бороться, для этого нужно признать себя плохим.

Нарративный подход предлагает по-другому смотреть на проблему. Это называется экстернализацией — способом, когда воспринимают человека отдельно от его проблем. Нарративный практик дает чувствовать собеседнику, что все в порядке, что с ним все хорошо, что вот эта проблема существует отдельно и, когда она приходит, на нее можно повлиять.

Нарративный практик — это человек, который не рассказывает истории, а слушает их и задает вопросы. Он — не эксперт в жизни другого, он эксперт в задавании вопросов. Потому что у человека у самого есть правильное решение своих проблем, а не у нарративного или какого-либо другого практика.

Читайте также: