• Без рубрики
  • 0

Основные направления западной и отечественной психологии таблица

Психологическое консультирование

Практическое направление в психологии, наряду с психотерапией, психокоррекцией и тренингами. Здесь работа ведется с людьми психически здоровыми, но нуждающимися в психологической помощи, попавшим в трудную жизненную ситуацию, будь она связана с личной жизнью, бытом или профессиональной сферой. Целью является помощь человеку в решении определенной проблемы: осознание самой проблемы, изменение неэффективных моделей поведения, достижение гармонии с самим собой и миром вокруг.

5 этических принципов психологического консультирования

Относиться к клиенту доброжелательно, не оценивать его
Принимать во внимание ценности и взгляды клиента
Не советовать
Соблюдать анонимность
Не смешивать профессиональные отношения с личными

Позитивная психотерапия

Название метода происходит от лат. positum — имеющий место, данный, фактический. Он ориентирован на способности человека, изначальный набор которых дается всем от рождения, но развивается у каждого в разной степени под влиянием жизненных обстоятельств. Анализ конфликтной ситуации при помощи специалиста позволяет нам увидеть все ее стороны, как отрицательные, так и положительные, а также определить, какие из способностей необходимо задействовать, чтобы найти оптимальный выход. Три кита позитивной психотерапии: надежда, баланс, самопомощь.

Этот метод разработал в 1968 году немецкий профессор иранского происхождения Н. Пезешкиан (в 2009 году номинирован на Нобелевскую премию).

Соционика

Ее автором считается экономист из Литвы Аушра Аугустинавичюте, которая совместила типологию личности с особой теорией информационного обмена. В итоге получился информационный метаболизм, особый способ сохранения и обработки данных у современных людей. Свой тип метаболизма предлагается выявить на основании признаков из четырех следующих пар: рациональность – иррациональность, экстраверсия – интроверсия, логика – этика, сенсорика – интуиция. Всего же автор выделила 16 типов информационного метаболизма и каждый из них носит имя известного человека (Жуков, Дюма, Есенин и т.д.). Кроме того, соционика изучает и взаимодействие между всеми типами.

Соционика до сих пор остается не признанной наукой, хотя есть немало научных публикаций на эту тему. Главные недостатки: отсутствие однообразия (у разных авторов совершенно разные теории и методы выделения типов), недостаточное количество исследований, низкая надежность и достоверность тестов.

Гештальтпсихология

Гештальтпсихология — это направление западной психологии ХХ века, которое изучало психику с точки зрения целостных структур (гештальтов).

Среди основоположников данного направления выделяют Макса Вертгеймера, Вольфганга Келлера и Курта Коффка. Значительный вклад в развитие гештальт-теории внес и Курт Левин.На основе гештальт-психологии Фридрих Перлз создал новое направление психотерапии — гештальт-терапия.

Представители данного направления считали, что принципы разделения сознания неверны, так же как и восприятие не является простой совокупностью чувств

Гештальт-психологи акцентировали свое внимание не на отдельных частях явлений, а на их целостности. Таким образом, они пришли к мнению, что сознание соединяет все компоненты в единое целое, образуя гештальт

Гештальт — это основное понятие гештальтпсихологии, в переводе с немецкого означает «структура», «целостная конфигурация», т.е. некое организованное целое, свойства которого не сводятся к свойствам его частей.

Исследования гештальт-психологов позволили  открыть законы восприятия, а также и принципы гештальта: близости, непрерывности, сходства, простоты, фигура-фон и др.

Гештальтпсихология берет свое начало с открытия М. Вертгеймером фи-феномена (иллюзия перемещения двух поочередно включающихся источников света), который доказал, что восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений.

Далее свой вклад внес К. Коффка, который изучал развитие восприятия у детей и восприятие цвета детьми. Он пришел к выводу, что в развитии восприятия большую роль играет сочетание фигуры и фона, на котором демонстрируется предмет. Так же он сформулировал закон «трансдукции», который доказывал, что дети воспринимают не сами цвета, а их отношения.

В. Келлер открыл феномен инсайта (внутреннего озарения), доказав, что он присущ не только животным, но и людям. Также он ввел принцип изоморфизма.

К. Левин создал теорию психологического поля. Он считал, что причиной активности человека является намерение, т.е. потребность. Предметы, которые нас окружают, создают психологическое поле, в котором находится  и развивается человек. Воздействуя на человека, предметы, имеющие определенные заряды,  вызывают в нем потребности, а они, в свою очередь, вызывают напряжение. Это напряжение Левин назвал квази-потребностью. В такой ситуации человек стремится к разрядке, т.е. удовлетворению данной потребности.

Память

Память – это психическая функция и вид умственной деятельности, предназначенная для сохранения, накапливания и воспроизведения информации. Способность на протяжении длительного периода времени хранить данные о событиях окружающего мира и реакциях организма, и использовать её.

Выделяют следующие процессы памяти:

  • Запоминание;
  • Хранение;
  • Воспроизведение;
  • Забывание.

Также память разделяется на типологии:

  • По сенсорной модальности – визуальная, кинестетическая, звуковая, вкусовая, болевая;
  • По содержанию – эмоциональная, образная, моторная;
  • По организации запоминания – процедурная, семантическая, эпизодическая;
  • По временным характеристикам – ультракратковременная, кратковременная, долговременная;
  • По физиологическим признакам — долговременная и кратковременная;
  • По наличию средств – неопосредованная и опосредованная;
  • По наличию цели – непроизвольная и произвольная;
  • По уровню развития – словесно-логическая, образная, эмоциональная и моторная.

Способы и приемы развития памяти вы найдете в отдельном тренинге на нашем сайте.

Психология жизни человека как личности

Ни для кого не секрет, что наши шансы справиться с возникшей проблемой напрямую зависят от нашего желания. Воспринимать жизнь, такой как она есть, значит осознавать в ней самого себя. Главное место тут отводится самоконтролю. У человека, всецело владеющего собой, не бывает эмоциональных всплесков, поэтому его трудно чем-либо уязвить.

Чтобы всегда держаться на плаву в нашем современном мире, надо знать и выполнять несколько простых правил. Постарайтесь научиться разбираться в людях, это поможет сохранить хорошие отношения с окружающими в любой ситуации. Если вы будете ладить с людьми и сможете влиять на них, то успех вам обеспечен, учитывайте желания и потребности других людей, ведь у каждого есть свои права, и об этом всегда нужно помнить, не опускайте руки перед невзгодами, боритесь из последних сил. Всегда старайтесь войти в положение других людей, тогда и вас будут стараться понять окружающие. Активный образ жизни способен значительно поднять энергетический жизненный тонус. Не общайтесь с окружающими с позиции силы и принуждения, это только отдалит вас от других людей. Не стоит постоянно анализировать свое поведение, и не бойтесь совершать поступки. Боритесь за свои права, всегда помня об обязанностях.

Если человек попадает в особую ситуацию, это, обычно, вызывает у него эмоциональный всплеск и психологическое напряжение. Реакция у людей бывает разной. У одного – мобилизуются все жизненные ресурсы, у другого наоборот наблюдается снижение работоспособности и полное отсутствие возможности предпринимать какие-либо действия. Такая разная реакция объясняется индивидуальными свойствами организма человека, его воспитанием, осведомленностью, осознанием степени опасности, моральной закалкой и психическим состоянием. Этим и определяется степень готовности к соответствующим действиям в той или иной ситуации.

Как правило, при стихийных бедствиях, в крупных авариях или катастрофах человек переживает сильное эмоциональное возбуждение, справиться с которым помогают психологическая устойчивость, решительность, умение и желание помочь пострадавшим. У тех, кто не имеет соответствующей психологической подготовки, возникает сильное чувство страха и желание скрыться от надвигающейся опасности, может возникнуть и психологический шок, который вызывает неподвижность, человек теряет способность нормально мыслить и контролировать свои чувства и сознание. Такая реакция человека на чрезвычайное происшествие может длиться до нескольких дней.

Люди ведут себя так по ряду причин: их пугает внезапное возникновение опасности и неспособность противостоять ей из-за неопытности и отсутствия соответствующей морально-психологической подготовки.

Чаще всего, первая реакция человека на приближающуюся опасность – страх. Чувство страха вызывает  негативные ощущения, вместе с тем, страх сигнализирует о том, что нужно защищаться, потому  главная задача, которая стоит перед человеком, спасти свою жизнь.

Если, попадая в особую ситуацию, человек пугается и теряется, то это уже само по себе может стать причиной тяжелых и непоправимых последствий. Особенно это касается руководящего состава, члены которого обязаны мобилизовать коллектив, не допустить паники и суеты

Именно поэтому так важно изучать психологию поведения человека в различных ситуациях при подготовке спасателей, руководителей и населения к возможным экстремальным ситуациям

Что такое психология человека?

Психология (от древнегреческого «знание о душе») – это наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы (что иногда называют «душой») с целью объяснить поведение человека, а также особенности поведения отдельных людей, групп и коллективов.

Объект психологии — это человек. Отсюда можно сделать вывод, что любой психолог (или интересующийся психологией) является исследователем самого себя, благодаря чему в психологических теориях возникает тесная взаимосвязь объективного и субъективного.

Предмет психологии в разные исторические эпохи всегда понимался по-разному и с позиции разных направлений психологической науки:

  • Душа. Такой позиции до начала XVIII века придерживались все исследователи.
  • Явления сознания. Направление: английская эмпирическая ассоцианистская психология. Главные представители: Дэвид Гартли, Джон Стюарт Милль, Александр Бэн, Герберт Спенсер.
  • Непосредственный опыт субъекта. Направление: структурализм. Главные представители: Вильгельм Вундт.
  • Приспособляемость. Направление: функционализм. Главные представители: Уильям Джеймс.
  • Происхождение психических деятельностей. Направление: психофизиология. Главные представители: Иван Михайлович Сеченов.
  • Поведение. Направление: бихевиоризм. Главные представители: Джон Уотсон.
  • Бессознательное. Направление: психоанализ. Главные представители: Зигмунд Фрейд.
  • Процессы переработки информации и их результаты. Направление: гештальтпсихология. Главные представители: Макс Вертгеймер.
  • Личный опыт человека. Направление: гуманистическая психология. Главные представители: Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл, Ролло Мэй.

Основные разделы психологии:

  • Общая психология
  • Акмеология
  • Дифференциальная психология
  • Гендерная психология
  • Когнитивная психология
  • Виртуальная психология
  • Военная психология
  • Прикладная психология
  • Инженерная психология
  • Клиническая (медицинская психология)
  • Нейропсихология
  • Патопсихология
  • Психосоматика и психология телесности
  • Онкопсихология
  • Психотерапия
  • Педагогическая психология
  • Психология искусства
  • Психология родительства
  • Психология труда
  • Психология спорта
  • Психология управления
  • Экономическая психология
  • Этнопсихология
  • Юридическая психология
  • Криминальная психология
  • Судебная психология

Как нетрудно заметить, разделов психологии существует множество, и разные направления изучают разные аспекты личности человека и его деятельности. Какой раздел будет по душе лично вам, вы сможете определить, ознакомившись с каждым из них самостоятельно. В нашем же курсе мы рассматриваем психологию человека в общем и целом, не выделяя какие-то направления, виды или разделы, но делая возможным применение новых навыков в любой сфере жизнедеятельности.

Как этому научиться?

Естественно, знания о психологии не присутствуют у нас с рождения, а формируются в течение жизни. У кого-то, конечно, есть предрасположенность к психологии. Такие люди часто становятся психологами, интуитивно разбираются в людях, немного по-другому смотрят на жизнь. Другим же приходится специально изучать психологические знания, прикладывать больше старания и терпения к тому, чтобы их усвоить. Но, в любом случае, научиться можно всему. И овладеть навыком применения психологических знаний – тем более. Причём, сделать это вы можете самостоятельно.

Есть два аспекта обучения этому навыку – теоретический и практический.

  • Теоретический аспект психологии – это те знания, которые преподаются в учебных заведениях, а также даются в представленном курсе;
  • Практический аспект психологии – это применение новых знаний в жизни, т.е. переход от теории к практике.

Но нередко происходит так, что теория так и остаётся теорией, потому что люди просто не знают, что же им делать с той информацией, которой они теперь владеют. Любые уроки, курсы, тренинги, лекции, семинары и т.д. должны быть направлены на практическое применение знаний в реальной жизни.

С учётом этой особенности и составлен тот курс, введение к которому вы сейчас читаете. Цель данного курса – не только дать вам хорошую теоретическую базу психологических знаний, но и научить вас использовать эти знания. Все уроки курса имеют двустороннюю направленность – это теория и практика. Теоретическая часть содержит в себе самые важные знания по теме психологии человека и представляет собой их квинтэссенцию. Практическая часть, в свою очередь, состоит из рекомендаций, советов, психологических методов и приёмов, рассчитанных на то, что вы будете их использовать.

Данный курс «Психология человека» — это:

  • Систематизированный и понятный любому человеку материал, изложенный в простой, интересной и доступной форме.
  • Сборник полезных советов и рекомендаций, которые легко применять на практике с первого же дня.
  • Возможность увидеть себя и свою жизнь, а также других людей с новой, до этого неизвестной вам стороны.
  • Возможность повысить уровень своего интеллекта, образования и эрудиции на несколько уровней, что, несомненно, играет существенную роль в жизни современного человека.
  • Возможность найти главную мотивирующую силу, которая будет побуждать вас идти только вперёд и достигать успехов.
  • Возможность вырасти как личность, и повысить уровень и качество своей жизни.
  • Возможность научиться налаживать контакт с любыми людьми (от собственных детей и родителей до начальства и хулиганов на улице).
  • Способ прийти к гармонии и счастью.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Cтатистика На весь экран

Семейные системные расстановки по Хеллингеру

Семья для человека является главной школой межличностных отношений, накладывающей отпечаток на всю дальнейшую жизнь. Мы несем в себе послания своей семьи и семейные сценарии. Это наши первичные символы, наш базовый язык, которым мы продолжаем пользоваться и в новых семьях, новых отношениях.

В индивидуальном подходе терапевт прикладывает много усилий для актуализации межличностной проблематики клиента, в семейном подходе акцент терапевтических усилий смещается в сторону увеличения осознанности в отношениях и принятия за них ответственности. Семейная системная терапия может служить прекрасным дополнением к индивидуальной терапии одного из членов семьи. Личностные изменения в этом случае носят более экологичный характер.

Бихевиоральное направление в теории личности

Бихевиоризм Уотсона

Это учение стало продолжением развития философской школы периода 16 века, получившей название «Британский Эмпиризм». Суть этого направления заключается в том, что все люди получают знания и идеи эмпирически – посредством органов чувств, а также в результате полученного жизненного опыта. Изначально, человеческий разум представляет собой чистую доску, на которую постепенно наносятся те или иные отпечатки.Сторонники этого течения также полагают, что наблюдение позволяет сформировать более прочную основу для знаний, чем мышление.

Основные положения теории Скиннера

Профессор Гарвардского университета разработал теорию оперантного научения, а все теории он считал психологически умозрительными. То есть – основанными на предположении. Скинер полагал, что человеческий организм представляет собой, так называемый, «черный ящик», внутри которого находятся эмоции, мотивы, влечения и т.п. Все это объективно измерить невозможно.

Что влияет на формирование личности

Структурой личности называют наличие определенных черт и взаимодействие между ними.

У отдельного индивида эти черты проявляются в разной степени и интенсивности, именно поэтому все люди отличаются друг от друга. Представьте, что внутри каждого из нас есть своя персональная мозаика: она есть у всех, но такой как у вас нет ни у кого.

Вы не найдете на планете двух совершенно одинаковых людей: каждый обладает своей некоторой особенностью, индивидуальностью. Это объясняет конфликты, противоречия и недопонимания между отдельными людьми.

Чтобы лучше понять, какие качества характеризуют личность, рассмотрим ее составляющие.

Способности

В обиходе способности -это некие умения, которые позволяют человеку добиваться тех или иных результатов.

Способности делятся на врожденные и приобретенные, имеют целую классификацию:

  1. простейшие способности – умение дышать, видеть, осязать, ходить. То есть сюда входят самые простые человеческие действия и работа органов чувств;
  2. сложные – это те, которым нужно учиться. Например, игра на пианино, рисование, вышивка. Приобретенные способности еще называют социально-обусловленными, так как человек с ними не рождается;
  3. общие – присутствуют у всех, но в разной степени. Например, у всех есть способности к обучению, но кто-то хватает новый материал на лету, другому на изучение того же требуется гораздо больше времени;
  4. специальные – есть не у всех и основаны на имеющихся у человека определенных задатков. Например, Моцарт написал свою первую симфонию в возрасте 8 лет, на что способен ни каждый ребенок. Именно такие люди часто становятся выдающимися личностями;
  5. теоретические – заключаются в умении ставить и решать теоретические задачи с помощью абстрактно-логического мышления. Если сказать проще – решать задачи в уме;
  6. практические – умение ставить перед собой практические задачи и решать их. Сюда входит разработка плана, разбивка его на крупные и мелкие действия, успешное их осуществление в жизни;
  7. коммуникативные – примером хороших способностей этого рода может служить человек, который умеет налаживать с другими эффективное взаимодействие: влиять на людей, решать конфликтные ситуации, добиваться желаемого, располагать к себе и находить общий язык;
  8. предметно-деятельностные – умение обращаться с предметами.

Все способности взаимосвязаны и влияют друг на друга, а также на успешность и эффективность индивида в обществе.

Темперамент

Темперамент объясняет то, как человек проживает различные психические состояния в связи с разными жизненными обстоятельствами. Два человека с разными темпераментами, столкнувшись с одной и той же ситуацией, скорее всего, среагируют по-разному.

Например, они оба потеряют ценную вещь. Один расстроится, немного попереживает, а на следующий день будет улыбаться как ни в чем не бывало. Второй расстроится так сильно, что впадет в депрессивное состояние, из которого его потом будут вытаскивать лучшие психологи города. Пример утрирован для более ясного понимания, что такое темперамент.

В психологии существует всего 4 типа темперамента, предложенных всеми известной исторической личностью – Гиппократом:

  1. – сюда относятся ранимые, тревожные люди, плохо воспринимающие критику, опускающие руки при малейшем препятствии. Они быстро устают, склонны впадать в уныние и депрессии (что это?).
  2. тип характеризует вспыльчивых, несдержанных, быстро раздражающихся людей. Их реакции импульсивны, но несмотря на это, они быстро успокаиваются и продолжают себя вести как ни в чем не бывало.
  3. Флегматический – это спокойный, уравновешенный человек, предпочитающий состояние бездействия и созерцания. Он медленно раздражается, но долго держит негативный запал. Чтобы вывести его из себя, нужно очень постараться, но потом берегитесь. Флегматик консервативен, сложно адаптируется к новым условиям, но при этом усидчив и имеет высокую работоспособность.
  4. – к этому типу принадлежат веселые, оптимистичные, легко адаптирующие люди. Это сильные личности: пример одного из них – вышеописанный человек, который потерял нечто ценное, но продолжает дальше радоваться жизни. По статистике сангвиник добивается больших успехов в обществе, так как видит перед собой меньше преград – он просто обходит их стороной.

Первая помощь

Очень важно в нужный момент суметь стать психологом нуждающемуся, потому что не всегда специалист оказывается рядом. Проблемы современной психологии затрагивают каждого, но порой не все хотят принять свое состояние или поверить в эмоциональные нарушения близкого человека, увидеть его изменения в мыслительном механизме

Не стоит закрывать глаза, если есть предпосылки отклонений от нормы, необходимо принять меры:

  • при апатии стараться пробудить интерес к любой мелочи;
  • заметив галлюцинации и бредовое состояние, увести в тихое место, не перечить, убрать опасные предметы;
  • когда человек в ступоре, следует массировать расположенные над глазами точки на лбу;
  • при агрессивном состоянии надо дать выплеснуть эмоции в отношении безопасного для человека предмета;
  • при перевозбуждении — отвести подальше от людей и спокойно побеседовать;
  • плач хорошо утихает во время разговора о переживаниях;
  • страх уходит, если человеку сделать массаж напряженных частей тела, и при этом вести диалог;
  • человека в истерике надо привести в чувства неожиданным действием: что-то разбить, ударить его по щеке или крикнуть, после чего уложить пострадавшего отдыхать.

Такие приемы в обучении психологии помогут каждому быть готовым в шоковых ситуациях более спокойно пережить стресс и сохранить свои нервы.

1. Понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»

Слово «личность» в английском языке происходит от слова «персона».
Первоначально оно обозначало маски, которые надевали актеры во время
театрального представления в древнегреческой драме. Таким образом, с самого
начала в понятие «личность» был включен внешний поверхностный социальный
образ, который принимает человек, когда играет определенные жизненные роли,
— некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим. Отсюда
следует, что понятие «личность», в первую очередь, связано с социальной
сущностью человека.

Слово «личность» широко используется в повседневном общении наряду с
понятиями «человек», «индивид», «индивидуальность», которые, однако,
не являются тождественными. Необходимо провести разграничение между ними,
чтобы определить понятие «личность».

Определение. Человекэто социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения.

Понятие «человек» используется как предельно общее понятие для
характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.

Используя это понятие, психологи подчеркивают, что человек является
биологическим и социальным существом одновременно, которое своей
жизнедеятельностью оказывает влияние на окружающую среду.

Основные характеристики человека:

особое строение организма;

способность к трудовой деятельности;

наличие сознания.

Человек как отдельный представитель человечества определяется понятием
«индивид».

Определение. Индивид — единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества.

Общие характеристики индивида:

целостность психофизической организации организма;

устойчивость по отношению к окружающей действительности;

активность.

Иначе, можно сказать, что индивид — это «конкретный человек» от рождения
до смерти. Индивид — исходное состояние человека в филогенетическом и
онтогенетическом развитии.

Личность же рассматривается как результат развития индивида,
воплощение собственно человеческих качеств. Личность — это социальная
сущность человека.

Определение. Личностьэто конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей.

Личность рассматривается как воплощение в конкретном человеке социальных
качеств, которые приобретаются в процессе деятельности и общения с другими
индивидами. Личностью не рождаются, личностью становятся.

Сложнее определить понятие «индивидуальность», потому что, помимо
личностных особенностей, которые выступают основными составляющими
индивидуальности, в неё входят биологические, физиологические и другие
особенности человека. Можно дать следующее определение индивидуальности.

Определение. Индивидуальностьэто конкретный человек, который отличается от других людей уникальным сочетанием психических, физиологических и социальных особенностей, проявляющихся в поведении, деятельности и общении.

С помощью понятия «индивидуальность» чаще всего подчеркивается
неповторимость и уникальность каждого человека. С другой стороны, в
индивидуальности мы встречает те качества личности и индивидные свойства,
которые есть у всех, но имеют разную степень выраженности и образуют
сочетания. Все индивидуальные качества проявляются в различных способах
поведения, деятельности, общения.

Далее:2. Предмет психологии личности. Вверх:Тема 1. Введение в Назад:Тема 1. Введение в

ЯГПУ, Отдел образовательных информационных технологий
26.07.2010

Психоанализ (фрейдизм)

Под этим термином объединены различные школы, которые разделяли постулаты, отражённые в учении австрийского психиатра Зигмунда Фрейда. Сторонники течения говорят о том, что в психике любого человека борются между собой сознательное и бессознательное начало. Сам основоположник этой теории утверждал, что любое действие индивида – это результат глубинных побуждений, которые не поддаются осмыслению.

Его метод основан на анализе человеческих сновидений, ассоциаций, оговорок и т.п. Фрейд был убеждён, что причина той или иной поведенческой модели индивида находится в детстве человека, а основную роль в формировании личности играют сексуальные инстинкты личности и влечение к противоположному полу.

Психологическое знание

Определение 1

Психологические знания – это знания, которые опираются на психологическую фактологию и теоретические рассуждения о закономерностях и механизмах формирования, развития и функционирования психики человека.

В психологии сегодня достаточно много фактов, которые показывают, что новое знание человека о самом себе меняет его отношения, цели, состояния и переживания, а это значит, что психология – это наука, созидающая человека, а не только его познающая.

Знание является отражением в сознании человека свойств и признаков познаваемого объекта. Знание конструирует самосознание, является его элементом.

Замечание 1

Сознание по отношению к знанию является формой его существования.

Сознание сопровождает любое знание и в то же время оно не единственный продукт субъект-объектного взаимодействия.

Наряду со знаниями можно говорить о мнениях и верованиях. Они тоже конституируют сознание познающего субъекта, но только в качественно ином облике. С помощью категорий абсолютного и относительного можно пояснить различия между ними. Родовым можно использовать термин «когниция» – продукт познавательной активности. В этом случае знание – это когниция, которая характеризуется единством относительного и абсолютного. Знание в этом смысле есть процесс – оно существует в процессе перехода от знания менее определенного к более определенному и полному.

В отличие от знания вера – это когниция, где происходит абсолютизация относительного, а мнение – это когниция, где имеет место релятивизация абсолютного. Если сознание человека конституировано не верой и мнениями, а в основном знаниями, то человек склонен к конструктивному диалогу. Владеющий знаниями человек, является компетентным.

Другая система оппозиций, которая включает в себя понятие знания – это «знания-умения-навыки». Умения и навыки трактуются как формы познавательной активности субъекта.

Замечание 2

Знание всегда предметно, а умения и навыки – субъектны и характеризуют способность человека к преобразованию.

В обусловленности психологического знания своим специфическим объектом, можно обнаружить признак, который лежит в основе все специфических признаков психологического знания. В существенной своей части психологическое знание является знанием о сознании.

Стресс и шоковые ситуации

Современное представление о психологии – это многочисленные школы, позволяющие клиентам добиться определенных результатов в психологии личности. Чаще всего к помощи специалистов обращаются люди, испытавшие страх, стресс, ставшие заложниками последствий чрезвычайных ситуаций. Когда человеку приходится сталкиваться с незнакомыми обстоятельствами, реакция может последовать как адекватная, так и не совсем, а порой даже слишком резкая с печальными последствиями для психического здоровья.

Такого рода ответные реакции, возможные действия и защитные рефлексы должны быть изучены, чтобы в будущем чаще появлялась возможность предотвратить нежелательные последствия, спровоцированные психологической травмой. Вооружившись необходимыми знаниями, можно стать опорой нуждающемуся в помощи и моральной поддержке, человеку. Психология экстремальных ситуаций рассматривает два вида стрессовых воздействий: физические, проявляющиеся в виде голода, боли, перегрузок и т. п., психологические – это страх, риск, обман, обида и прочие.

В современном мире часто случается расстройство личности из-за перенесенной аварии, тяжелой болезни, потери материальной стабильности, смены социального положения, конфликтов с близкими.

Гештальт-терапия

Гештальт-терапия, гештальт-подход в психотерапии — изобретение Фрица Перлза, синтез психоанализа, психодрамы, биоэнергетики и некоторых идей гештальт-психологии.

Основная роль гештальт-терапевта заключена в том, чтобы фокусировать внимание клиента на осознавании происходящего «здесь и сейчас», внимании к чувствам-индикаторам потребностей, ограничении попыток интерпретировать события, собственной ответственности клиента за реализацию и за запреты на реализацию потребностей. Основными приемами работы и техники гештальт-терапии являются: принятие ответственности, осознавание, фокусировка энергии, работа с полярностями

Основными приемами работы и техники гештальт-терапии являются: принятие ответственности, осознавание, фокусировка энергии, работа с полярностями.

Читайте также: