• Без рубрики
  • 0

Свойства мышления: виды и характеристики

Природа и основные виды

Основные характеристики

  1. Обобщение отражения действительности — осуществление поиска отдельных предметов и явлений и переход к общему;
  2. Опосредованное познание объективной реальности — на основе непрямой информации мы можем судить о свойствах предметов и явлений;

Физиология

И. П. Павлов — академик, лауреат Нобелевской премии; он и его школа разработали свою теорию процесса мышления

Мышление является функцией головного мозга. Существует несколько теорий физиологии мышления. Следуя работам И. П. Павлова мысль — следствие рефлекторной связи между человеком и реальностью. Для её осуществления требуется работа нескольких систем мозга.

Первая из них — подкорковая область. Её активизируют безусловные стимулы внешнего или внутреннего мира. Вторая система — полушария головного мозга без лобных долией и отделов речи. Принцип её работы: стимулы временной (условной) связью «подключаются» к безусловной реакции. Это — первая сигнальная система.

Физиологическая основа мышления — работа коры больших полушарий. Ей характерны процессы, общие для нервной системы, в основном, сочетание доминирующего возбуждения с окружающим его торможением.

Нейрофизиология

В настоящее время нейрофизиологические основы мышления до конца не известны.

Определённые сведения были получены при помощи ЭЭГ. Так, при умственной деятельности в лобных отведениях возникает усиление пространственной синхронизации. Это в своих экспериментах впервые установил М. Н. Ливанов в . Сверхмедленные потенциалы усиливаются и учащаются при некоторых видах мыслительной деятельности, а именно, при умственном напряжении становятся короче дзета-волны. По временным характеристикам они показывают готовность к мыслительной деятельности. Однако метод ЭЭГ остаётся в плане исследования мышления крайне ограниченным.

Учёные пытаются понять, может ли деятельность совокупности нейронов характеризовать конкретный мыслительный процесс. Вероятно, это возможно, если учитывать, что мозг — материальный субстрат процессов мышления. Здесь идёт речь о так называемых «констелляциях» по А. А. Ухтомскому или «паттернах». Трудность заключается в перекодировании информации нейрофизиологической в психологическую. Изучать это начала ещё в Н. П. Бехтерева.

Процесс мышления часто связан с принятием решений. Исследования поиска выбора проводились при помощи регистрации ВП с помощью ЭЭГ. Наблюдалась кросс-корреляция потенциалов ЭЭГ между передними и задними отделами головного мозга, а именно: лобных, теменных и затылочных долей, то есть охват мозга очень широкий. На параметры ВП влияло информационное содержание стимула. В принятии решений важна мотивация — взаимодействие восприятия и ассоциаций по П. С. Симонову. Однако, из-за того, что в реальности мозг не имеет достаточной информации обо всех альтернативах, используются качественные словесные понятия — лингвистические переменные.

Из более новых методов для исследования мышления используют методы нейровизуализации. Так, для распознавания мыслей можно использовать функциональную МРТ. В эксперименте с точностью 72 %—90 % ФМРТ смогла установить, какой набор картинок смотрит испытуемый. Скоро, по мнению авторов исследований, благодаря этой технологии можно будет установить, что именно видит перед собой испытуемый. Эту технологию можно будет использовать для визуализации снов, раннего предупреждения болезней головного мозга, создания интерфейсов для парализованных людей для общения с окружающим миром, маркетинговые рекламные программы и борьба с терроризмом и преступностью. Также в экспериментах используют ПЭТ.

  • Наглядно-действенное мышление (Форма мышления, манипулирующая предметной сферой. Имеется у детей с рождения до полутора лет)
  • Конкретно-предметное мышление (Задачи решаются с помощью существующего, реального объекта. Формирование в возрасте от 1,5 до 7 лет)
  • Наглядно-образное мышление (Осуществляется при непосредственном восприятии окружающей действительности, образы представляются в кратковременной и оперативной памяти. Доминирует от 3 летнего до младшего школьного возраста).
  • Абстрактно-логическое мышление (Мышление абстракциями — категориями, которых нет в природе. Формируется с 7 лет. Считается, что у животных нет абстрактного мышления.)

Интеллект

Существует множество определений интеллекта. Он характеризует следующие способности:

  • справляться с новыми или трудными ситуациями;
  • учиться на собственном опыте;
  • приспосабливаться к новым обстоятельствам;
  • адаптивное поведение в контексте меняющихся условий.

Кроме определения понятия интеллекта в мнениях ученых имеются различия даже в том, следует ли понимать его, как одно целое, или он делится на несколько относительно разных видов.

Например, согласно теории американского психолога Роберта Дж. Штернберга, интеллект состоит из 3 компонентов:

  • аналитическое мышление, в основном, участвующее в решении проблем, с которыми человек сталкивался в прошлом;
  • творческое мышление, используемое для поиска путей решения проблем;
  • практическое мышление, связанное с повседневной жизнью.

Его коллега, Говард Гарднер, выделяет 8 типов мышления и интеллекта:

  • лингвистический;
  • логико-математический;
  • визуально-пространственный;
  • двигательный;
  • музыкальный;
  • межличностный;
  • внутриличностный;
  • природный.

Позже он выделил 9-й тип, т.н. экзистенциальный интеллект.

Эдвард Торндайк выделяет только 3 основных типа интеллекта:

  • теоретический (абстрактный);
  • практический (конкретный);
  • социальный – способность контролировать других (включает эмоциональный интеллект).

Из перечисления вышеупомянутых компонентов становится ясно, что некоторые из них имеют большую связь с теоретической частью жизни (образование), другие – с практической (опыт работы, искусство справляться с жизнью). Способность достигать высоких доходов – это вопрос практического применения теоретических знаний, полученных посредством изучения, наблюдения, образования. Потерпеть неудачу может как первая часть (приобретение знаний), так и вторая (возможностью применять их на практике). Некоторые люди, имеющие хорошее мышление и интеллект, не получают образование, соответствующее уровню их IQ. Причины могут варьироваться от финансового, географического, политического фактора до чрезмерной критики в отношении учителей.

Социальный интеллект также важен. Он включает способность обрабатывать, распознавать, контролировать эмоции, строить качественные, долгосрочные отношения, сотрудничать с другими. Социальные навыки значительно влияют на получение рабочих мест или выгодных заказов. Успех предопределен следующими умениями:

  • обращение к людям;
  • впечатление;
  • хорошая работа в команде и с начальством;
  • создание соответствующей сети контактов, знакомых;
  • проникновение в секреты организационной структуры;
  • понимание писанных и неписаных правил поведения в новой команде.

Взаимосвязь между умственным и эмоциональным интеллектом

Эмоциональный интеллект (ЭИ) – это способность человека осознать, идентифицировать (отражать), управлять своими эмоциями, понимать эмоции других людей, эффективно влиять на них. Эти способности, согласно экспертам, являются самыми важными для жизни.

В управленческой практике ЭИ недооценивается, в компаниях и организациях по-прежнему принято смотреть на успешные результаты деятельности, как на плоды высоких умственных качеств работников. На самом деле, чувства и эмоции человека (как и их соотношение с разумом) очень важны

Они влияют на то, что привлекает наше внимание, как мы думаем, что решаем. Например, голодный человек в торговом центре видит еду, сытый – обувь, книги

Соотношение между умственным и эмоциональным интеллектом еще не полностью сопоставлено. Но уже известно много интересных вещей. Творческие способности и успешная деятельность человека – это результат его продуктивного мышления, суть которого сложна. Эти качества не обусловлены лишь высокими умственными способностями. Они являются результатом сочетания рациональной мыслительной способности и ЭИ, пропорционального характеру ситуации.

Характеристика мышления и интеллекта в психологии говорит о том, что очень умные люди не всегда обладают высокопродуктивным мышлением. Их продуктивное мышление может иметь более низкий показатель, чем у средне умного человека.

У людей, показавших более 120 баллов в тестах IQ, вероятность успешного лидерства составляет всего 5-15%. Они не обладают хорошей способностью вдохновлять и мотивировать других людей.

Приемы

В ходе познавательной деятельности человек использует разные способы изучения окружающей действительности. При анализе проблема разделяется на несколько частей, и изучаются особенности каждой. При синтезе объединяется ряд свойств в одну группу.

Сравнение направлено на выявлении схожих характеристик и отличительных черт

Сущность классификации – разделение проблемы на разные этапы, каждый из которых имеет свои особенности. Конкретизация направлена на выявление сути ситуации, ее смысла.

Важно! В процессе мышления необязательно использовать все приемы, человек сам решает, что применять. Мышление может состоять из разных способов

Например, при абстрагировании создается отвлеченный образ проблемы. Он позволяет отвлечься от конкретики и спровоцировать появление инсайта

Мышление может состоять из разных способов. Например, при абстрагировании создается отвлеченный образ проблемы. Он позволяет отвлечься от конкретики и спровоцировать появление инсайта.

Развитие

Никто не рождается с полностью сформированным мышлением. Как и в случае других психологических функций, познавательная деятельность имеет несколько этапов:

  1. Сенсомоторный – длится с рождения до двух лет, заключается в активном изучении предметов окружающего мира.
  2. Дооперационный – длится с двух до семи лет. Действия проговариваются, малыш также стремится познать мир, отражательная способность мышления позволяет ему сформировать наглядные представления.
  3. Конкретных операций с предметами – длится с семи до двенадцати лет. Ребенок четко понимает, зачем он проводит то или иное действие, может следовать понятной инструкции, легко переключается.
  4. Формальных операций – длится с двенадцати до четырнадцати лет. Ребенок является полноценной мыслящей личностью, он может выполнять вычислительные и другие операции полностью в уме.

Все эти этапы происходят последовательно, они учитываются в педагогике.

Компоненты мышления

Рассмотрим основные мыслительные процессы — операции, которые в совокупности составляют само понятие мышления.

Сравнение

Одна из ключевых операций при познании человеком себя и окружающего мира, а также при решении конкретных задач. Суть данного мыслительного процесса заключается в установлении сходства и различий между предметами, понятиями, представлениями. Сравнение каких-либо объектов и действий обязательно должно основываться на одних и тех же признаках, например, при измерении объема сосудов нельзя сначала обращаться к литрам, а потом к плотности заполняемого сосуд вещества. Признак для сравнения должен быть значимым и одинаковым. Кроме того, для более точного сравнения анализ лучше производить с нескольких сторон.

Анализ и синтез

Эти два процесса взаимосвязаны. Анализ подразумевает разложение информации на части для более ясного и полного изучения, а синтез наоборот — объединение множества частей в единое целое. Синтез — обратный анализу процесс.

Абстракция и конкретизация

Абстракция и конкретизация — это операции по переходу от частного к общему и от общего к частному соответственно. То есть, имея исходную информацию в виде каких-то конкретных данных или, наоборот, в виде отвлеченных понятий, человек для решения поставленной задачи эту информацию преобразовывает.

В ходе абстрагирования изначальная информация может исказится, так как не будут учитываться существенные признаки и детали. Кроме того, при рассмотрении конкретных понятий не всегда возможно перейти к чему-то отвлеченному, что делает абстракцию не универсальной операцией.

Дедукция и индукция

Похожие на абстракцию и конкретизацию понятия, так как дедукция и индукция тоже процессы выделения частного из общего и перехода от частного к общему соответственно. Различие в том, что дедукция и индукция это не просто аналитические процессы, а способы получения умозаключений конкретным путем.

Классификация

Выделение из какого-то общего понятия отдельных позиций по видовому признаку. Классификация, как и процесс сравнения, должна производиться по одному конкретному основанию.

Обобщение

Логическая операция, которая представляет собой исключение видового признака у нескольких объектов и получение нового, не менее значимого общего понятия. Результат обобщенного мыслительного процесса — гипероним.

Процессы мышления так или иначе связаны с выявлением признаков объектов и понятий, на основе которых происходит либо объединение, либо разделение.

Понятие как форма мышления

Понятие отображает любые характерные признаки окружающих человека предметов и явлений. По объему в понятии выделяют общие и единичные признаки. Примеры общих: умение говорить, двигаться, читать, писать. Примеры единичных: манера говорить, жестикулировать, фигура, походка.

По содержанию в понятии приводят конкретные и абстрактные признаки. Примеры конкретных: объекты, имеющие право на самостоятельное существование (страна, уклад).Примеры абстрактных: дополнение, изменение, характеристика признака (отзывчивость, внимательность).

Различают также непосредственное и опосредованное понятие. Первое относят к происходящему в данный момент, второе является результатом споров и дискуссий.

Формулировка понятия всегда выражается словами либо словосочетаниями. Понятийный процесс формируется за счет образования терминов, отражающих суть объектов или явлений. Пример: «Психологическая дисциплина» сформулировала термины «личность», «сознание», «характер», «темперамент».

Понятию свойственны познавательная и коммуникативная функции

Немаловажное значение имеет способность осознавать полученную информацию

Иная классификация видов мышления

Для удобства восприятия и осмысления этой классификации поделим ее на два блока видов.

Блок 1

Мышление без-образное — это такой вид мышления, который «свободен» от элементов чувственности (образы восприятия и представления). В ходе этого мыслительного процесса осознавание значения вербальных сигналов осуществляется без формирования в сознании какого-либо образа или представления.

Визуальное характеризуется двумя наиболее точно описывающими это явление определениями:

  • Это интеллектуальный метод решения тех или иных задач, опирающийся на визуальные образы, заложенные глубоко внутри сознания;
  • Разновидность творческого мыслительного процесса, порождающая в ходе своей активности новые образы. При этом создаются новые формы визуализации, внутри которых передается конкретная смысловая нагрузка, а значения и смысл становится видимым.

Дискурсивное — это мышление, основанное на речевых способностях человека, оно опосредованно, накопленным ранее, опытом человека. Его можно объяснить как словесно-логическое или вербально-логическое, а также как абстрактно-понятийное мышление. Может выступать в качестве логического рассуждения, где каждая новая мысль отталкивается от мысли более ранней, создавая, таким образом, цепочку размышлений. Более применимо это не к психологии или философии, а к науке логики.

Комплексное — этот тип мышления применим как к ребенку, так и ко взрослому. Отличительной чертой является процесс осуществления каких-либо обобщений эмпирического характера, основанных на соотношении между предметами, которые открываются в умственном восприятии.

Наглядно-действенный тип — этот мыслительный вид выделяется не типом постановки задачи, а процессом и методом ее решения. Ответ на тот или иной вопрос обнаруживается за счет наблюдения за реально существующими объектами, их взаимодействием и осуществлением материальных изменений, в ходе которых участвует субъект мыслительного процесса.

Наглядно-образное — это такой вид мыслительной деятельности, реализующаяся на базе образных преобразований восприятия в представление, следующего затем изменения и обобщения представляющегося содержания объектов, которые формируют отображение действительности в виде концептуальных образов.

Блок 2

Образное — познавательная деятельность, которая направлена на отображение существующих характеристик объектов или предметов, а также их структурной взаимосвязи.

Практическое — мыслительный процесс, происходящий во время деятельности, осуществляемой на практике. Это является основным отличием от мышления теоретического, которое направляется на нахождение ответа задач, имеющих отвлеченное, т. е. теоретическое происхождение.

Продуктивное — по сути, это то же самое, что и «творческое мышление». Оно связано с нахождением ответа на новые, несвойственные субъекту умственные задачи и проблемы. При этом самой трудной и сложноразрешимой задачей для человека считается познание самого себя, своей сути и предназначения.

Теоретическое — главными составляющими частями можно считать различные содержательные абстракции, обобщенные понятия, процесс анализа и планирования, рефлексию. Активному развитию данного типа мыслительной деятельности способствует познавательный (учебный) процесс.

Технократическое — это мировоззренческий или ментальный мыслительный процесс, отличающийся превосходством средств над целями, цели же, в свою очередь, главенствуют над смыслом и общесоциальными интересами, смысл превалирует над бытием и современной мировой действительностью, техника (психотехника) стоит выше человека и его ценностей.

В этом типе осмысления в психологии рассудок превыше разума и мудрости. Отсутствуют незыблемые категории нравственного поведения, совести, человеческого достоинства и переживаний. Основная отличительная черта технократического мышления — это представление человека как обучаемого элемента запрограммированной системы, объекта различного рода манипуляций. Человек не считается личностью, способной не только к самостоятельной деятельности, но и свободному восприятию возможностей и направлений своей деятельности.

Мышление по характеру задач ↑

Эта классификация разделяет мышление на:

  • практическое;
  • теоретическое.

Теоретическое мышление, его характеристика в познание законов и правил. Оно отображает существенное в явлениях, объектах и т.д. Такая форма мышления была присуща Мендилееву, примером этому стало его открытие Периодической системы. В этом случае происходит обобщение абстрактных понятий.

Практическое мышление — это физическое преобразование действительности. Как правило, эта форма считается более сложной, так как часто разворачивается при таких условиях, где проверить гипотезу не представляется возможным.

Виды мышления

Существует несколько разновидностей мышления. Каждая из них ассоциируется с определенным уровнем осознания реальности при различной степени абстрагирования.

Наглядно-действенное

Познание при помощи манипулирования предметами: реализация этого уровня осмысления действительности не уходит далеко от практики, учитывая то, что человек словно «помогает себе действиями». Уровень мышления характерный для трехлетнего возраста. Чтобы увидеть отличия предметов, ребенок прикладывает их друг ко другу. Малыш понимает, что такое домик, когда он выстроен; или что действие было неверным, так как игрушка сломана. Ребенок учится обобщать и классифицировать, компонуя между собой различные детали конструктора по цвету и размеру.

Подобное мышление свойственно и зрелым личностям, с той лишь разницей, что оно становится второстепенным. Наглядно-действенные операции активируются в случаях, когда точное прогнозирование затруднительно. В качестве примера — изучение на практике незнакомой техники, перепланировка интерьера и прочее.

Наглядно-образное

Познание при помощи представлений, предметов — более совершенный уровень осмысления реальности в сравнении с предыдущим. Мыслительный процесс выходит на первый план, после чего следуют действия. Чтобы дать подробную характеристику предмету, человек не нуждается в практических действиях в связи с ним: не рассматривает и не касается его руками. Этот уровень способен осилить ребенок лет семи.

Взрослые проявляют подобное мышления, когда поэтапно представляют творческий процесс с сопутствующими изменениями, выстраивают стратегию своих действий, параллельно обдумывая результаты и корректируя свое поведение в соответствии с ними. Развитие наглядно-образного мышления позволяет улучшать креативность, способность генерировать новые идеи.

Словесно-логическое

Познание посредством понятий, рассуждений, слов. Это уровень абстрактных процессов мышления, характеризующийся присваиванием понятий, использованием логических конструкций, не всегда имеющих образ, например: «совесть», «ценность». Абстрактное мышление — вспомогательный инструмент человека для выявления закономерностей в окружающем мире, в изучаемом материале.

Разумеется, что подобное мышление не свойственно малышу, по той причине, что в его опыте не накоплено достаточного количества понятий и образов. Построение логической взаимосвязи требуется в решении как бытовых, так и судьбоносных вопросов. Скорость и правильность выполнения элементарных задач зависит от того, насколько у человека развито словесно-логическое мышление.

История представлений о мышлении

Уже в античной науке с мышлением была связана установка на выявление не явлений, а сущности, не видимого (данного в чувственном восприятии), а того, что существует на самом деле, — отмечает доктор философских наук, профессор В. М. Розин.

Первым философом, который поставил вопрос о мышлении (ноэзис), был Парменид. Результатом такого мышления может быть как истина, так и мнение.

Процесс мышления Платоном понимается как припоминание того, что душа знала в своей космической жизни, но забыла при вселении в тело. И само мышление, которое он считал главным, когнитивным процессом, по сути является мышлением репродуктивным, а не творческим, хотя он и оперирует понятием интуиция, ведущим для творческого мышления.

Аристотель создал логику — науку о мышлении, в рамках которой он рассмотрел такие составные части мышления как понятие, суждение и умозаключение

Впоследствии, в эпоху Средневековья, последователи Аристотеля акцентировали своё внимание на такой форме мышления как силлогизм и дедукция, что привело к созданию «мыслительной машины» Раймунда Луллия.. Мышление для Декарта представало как нечто бестелесное, духовное

Более того, мышление является единственным атрибутом души, и именно это обусловливает постоянность мыслительных процессов, происходящих в душе, то есть она всегда знает о том, что происходит внутри неё. Душа — это мыслящая субстанция (лат. res cogitans), вся сущность или природа которой состоит в одном мышлении. В качестве метода познания Декарт использовал систематическое сомнение.

Мышление для Декарта представало как нечто бестелесное, духовное. Более того, мышление является единственным атрибутом души, и именно это обусловливает постоянность мыслительных процессов, происходящих в душе, то есть она всегда знает о том, что происходит внутри неё. Душа — это мыслящая субстанция (лат. res cogitans), вся сущность или природа которой состоит в одном мышлении. В качестве метода познания Декарт использовал систематическое сомнение.

Спиноза определяет мышление как способ действия мыслящего тела. Из этого определения вытекает и предложенный им способ раскрытия/определения этого понятия. Для того, чтобы определить мышление, необходимо тщательно исследовать способ действий мыслящего тела в отличие от способа действий (от способа существования и движения) тела немыслящего.

Одной из заслуг Канта часто называется различение аналитического и синтетического мышления.

С 90-х годов XX века у всего человечества стали замечать клиповое мышление.

Основные мыслительные операции

Определение слова «мышление» на первый взгляд не раскрывает всей сущности данного процесса. Чтобы лучше понять его смысл, стоит ознакомиться с основными операциями, которые и раскрывают суть термина:

  • анализ — разделение изучаемого предмета на составляющие;
  • синтез — выявление взаимосвязей и объединение разъединенных частей;
  • сравнение — выявление схожих и различных качеств предметов;
  • классификация — выявление основных признаков с последующей группировкой по ним;
  • конкретизация — выделение определенной категории из общей массы;
  • обобщение — объединение предметов и явлений в группы;
  • абстрагирование — изучение конкретного предмета в независимости от других.

Читайте также: