• Без рубрики
  • 0

Что такое менталитет?

Виды ментальности

Если заселить группу людей на необитаемый остров: они обживутся, у них возникнут свои правила и нормы взаимодействия, ценности, взгляды на те или иные события внутри их общества и за его пределами.

Последующие поколения будут перенимать их мировоззрение: так исторически формируется ментальная связь между людьми разных времен.

Различают разные виды ментальности:

  1. по типу строения общества – люди средневековья имели отличное мировоззрение от современных жителей;
  2. по расовой принадлежности (азиаты, европейцы);
  3. половой менталитет (женский, мужской) – женщины более склонны демонстрировать свои эмоции, представители мужского пола чаще держат свои переживания при себе;
  4. возрастной (дети, подростки, взрослые, старики) – детская инфантильность и старческая мудрость;
  5. по религиозным убеждениям (буддисты и католики мыслят по-разному);
  6. по уровню интеллекта: интеллигенция, крестьяне – если посмотреть на них в ресторане, то можно увидеть существенную разницу в поведении за столом.

Нельзя утверждать, что ментальность – это феномен, отличающийся постоянством. Историческое изменение менталитета во времени можно представить в виде игры «Испорченный телефон», когда люди по цепочке передают друг другу слово или жест.

При этом каждый вносит что-то свое, и последний участник демонстрирует совсем не то, что задавалось изначально. Поэтому мировоззрение современных людей радикально отличается от тех, кто жил несколько веков назад.

Менталитет общества

Мировосприятие общества представляется в качестве глубинного уровня сознания социума, устойчивой системы жизненных ориентиров. При этом такие ориентиры являются определенным «фоном» восприятия реалий, они обуславливают отношение к событиям, вещам и характер деятельности. Поскольку значение менталитета подразумевает комплекс наиболее общих характеристик, то существуют некоторые частные случаи выработки признаков, которые, естественно, будут лишь подмножеством бесчисленных составляющих менталитета.

Мировосприятие во взаимоотношении с сознанием выступает в качестве неотрефлексированных представлений, образов, на базисе которых индивид воспринимает и трактует мир.

Менталитет нельзя считать идентичным сознанию, поскольку он не сходится с образами поступков и высказываемыми индивидом мыслями. Мировоззрение находится за ними, определяя грань между мыслимым, допустимым и ощущаемым как «неимоверное», «невозможное».

Менталитет не основывается на логических категориях и понятиях. Он базируется на двойственных, «вживленных» образах, либо на шаблонах мнений, поступков, предрасполагающих индивида к определенным разновидностям реакций.

Менталитетом можно назвать неординарный механизм, обуславливающий характер продолжительных форм поведения и взглядов человека в границах определенной общности.

Особенности менталитета заключаются в отсутствии противостояния культурного и природного аспекта, эмоционального фактора и рассудочного, рационального компонента и иррационального, коллективной и индивидуальной составляющей в человеческой природе.

Посредством рассматриваемого понятия можно охарактеризовать широкий круг культурных явлений, начиная от традиций, стадий духовного становления культуры до взглядов, типа мыслительной деятельности различных общностей.

Менталитет общества выступает в качестве показателя состояния направленности и уровня сознания (коллективного и индивидуального), его умения усваивать нормы и жизненные ценности, уровня адаптации к социальной среде, способности к воспроизведению опыта прошлых поколений.

В социально-сословном смысле можно выделить рабское мировоззрение, крепостническое, крестьянское, помещичье, феодальное, дворянское, массовое, бюрократическое, пролетарское, маргинальное, аристократическое.

Дабы определить мировосприятие какого-нибудь общества можно использовать универсальную формулу, заключающуюся в следующем. Менталитет общества равняется общественному сознанию за вычетом общечеловеческих ценностей.

Любовь к родне, собственным детям, боль их утраты, ненависть к субъектам, причинившим им вред – все это присуще человеческим существам. Однако морально-этическая приемлемость кровного мщения является особенностью национального мировоззрения восточных народов, поощряемая вероисповеданием и традицией народа.

Таким образом, менталитет социума представляет собой принятые в социуме формы поведения, шаблоны жизненных решений, стандарты взглядов, отличающие данное сообщество от иного социума.

Общественный менталитет, бесспорно, сильно воздействует на мировосприятие личности. При этом степень его воздействия обусловлена активностью либо пассивностью данного индивидуума в социальном бытие.

Вырабатывание менталитета захватывает приблизительно 12 лет. Начинается оно в трехлетнем возрастном этапе и оканчивается к шестнадцатилетию.

Менталитет личности

Индивидуальное «умонастроение» начинает развиваться с самого раннего детства — психологи указывают цифру в три года. Он формируется в течение всей жизни. Менталитет — не закоснелый конструкт, хотя зачастую его бывает непросто изменить, а такие перемены вызывают психологический дискомфорт у человека. Основное формирование заканчивается к подростковому возрасту, то есть, к 13-15 годам.

Дальше возможны изменения, но они уже будут ощущаться как вмешательства. На образование менталитета влияют такие факторы:

  1. Поведение родителей. Ребенок воспринимает старших как пример для подражания, невольно перенимая на раннем этапе убеждения, правила поведения, культурные ценности.
  2. Произведения искусства, воспринимаемые в переходном возрасте. Здесь не надо подразумевать цензуру и запрещать детям и подростками читать и смотреть сложные, неоднозначные произведения. Важен правильный анализ и понимание авторского посыла.
  3. Психологические особенности — темперамент, лабильность или ригидность психики, склонность к психическим процессам торможения либо возбуждения.
  4. Физические характеристики — сила, внешняя привлекательность
  5. СМИ — в современном мире это уже не газеты и журналы, а скорее социальные сети.
  6. Государственная политика.
  7. Школьное воспитание — в рамках уроков, дополнительной общественной работы, взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Все это складывается в понятия о моральных качествах, о том, что хорошо или плохо, допустимо или запретно. Например, нужно ли выдать списавшего экзамен друга учительнице? На этот вопрос нет однозначного ответа, он будет зависеть во многом от менталитета подростка.

Что такое ментальное здоровье

Ментальное здоровье – это понятие, характеризующее внутреннее состояние, отражающее эмоциональное и умственное благополучие человека, отсутствие психических проблем.

Речь идет о духовном или душевном уровне здоровья, свидетельствующем о психологической зрелости. Что есть здоровье ментального плана:

  1. целостность ума и тела;
  2. присутствие здоровой самокритики (я знаю, что такое хорошо и что такое плохо, соблюдаю закон и моральные принципы);
  3. постоянство собственной идентичности (я знаю, кто я, какой я, зачем я);
  4. отсутствие внутреннего напряжения (страхов, тревог, длительных психических страданий);
  5. гармония с собой и окружающим миром – удовлетворенность от отношений с людьми и внутри себя;
  6. способность планировать, ставить цели и идти к ним;
  7. хорошее настроение, оптимизм;
  8. контроль над своим поведением, способность осознанно менять его;
  9. спокойствие, уверенность.

Если ментальный уровень индивида, что называется «в порядке», то он имеет возможность по максимуму раскрыть свой потенциал – актуализировать свои задатки и превратить их в таланты.

Такая личность обладает высокой степенью стрессоустойчивости, поэтому легко адаптируется под изменения окружающей среды и успешно справляется с трудностями. Трудовая деятельность человека приносит ему удовольствие, а заодно являет собой качественный вклад в общество.

Ментальное пространство

Анализируя термин, важно помнить об еще одной его составной – ментальном пространстве. Оно представляет собой ресурс, который гарантирует процесс «очеловечивания» субъекта в процессе самосозидания

Введено это понятие в ментальность было М. Б. Туровским.

Главной причиной появления ментального пространства была возможность создать людскую человечность, исходя из деятельности предметного характера, что формировалась в условиях, ограниченных различными традициями, например марксистской. В ходе становления человека как части истории он создает себя на основе содержания индивидуальности. По Туровскому, ментальное пространство пронизано интегральными директивами надиндивидуального характера, которые диктуют человечеству его отношение ко всему, что окружает субъекта.

Четыре ментальности любви

Мы уже знаем, что любовь бывает разной, как в самом проявлении чувства, так и в том, на кого она направлена. Любовь тесно связана с уровнем развития человека.

Психологи выделяют четыре ментальности и соответствующие этим образам мышления реальности, отражающиеся во внешнем мире. Для каждой реальности характерна своя любовь. Через эти ментальности в своём развитии должен пройти каждый человек. Правда, случается это далеко не всегда.

Наш современник, доктор психологических наук С.В. Ковалев, одним из интересов которого является вопрос любви и её психотерапия, отмечает, что каждая ментальность представляет собой этап пути человека к его более высокому развитию. Давайте рассмотрим эти ментальности по порядку.

Первичной является «унитарная ментальность». Эта ментальность основана на правилах и принципах, которые закладываются в детстве как система регуляторов для ориентации ребёнка в жизни. Если взрослый человек остаётся на унитарном уровне развития, то его правила превращаются в догмы, а он сам в фаната, с глубокой верой и убеждённостью в своей правоте, по принципу одному ему доступной единственной правды.

Для представителей «унитарной реальности» характерно принимать за идеал такой образ женщины, который К.Г. Юнг назвал архетипом Евы. Это такая беспрекословно подчиняющаяся домашняя хозяйка. Именно такие люди могут сказать, что женщине место на кухне. Эти люди обычно говорят, что любви либо просто нет, либо сводят её к довольно примитивной физиологии или определённым принципам, имеющимся в их реальности. Всё, что противоречит их правилам, отвергается.

В модели «сенсорной реальности» главным основанием являются факты, логика и выгода. Это следующий шаг для человека, когда он должен выйти за пределы одних только принципов и рассмотреть логику жизни, жизнедеятельности и взаимоотношений. Архетип такой любви Елена (искусительница). Идеал любви — любовница. Здесь есть сексуальные страсти, эмоциональные безумства, но нет главного — чувств. Характерно, что люди с такой ментальностью смотрят на любовь как на эмоцию, она просто является оправданием для секса.

«Социальная реальность» основана на чувствах и ценностях. Идеалом по Юнгу является архетип Марии. Это жена, которая будет и подругой, и приятным собеседником, и человеком, на которого можно опереться, той, про которую могут сказать, что она настоящая вторая половинка. На самом деле, возможности к ровным и равным отношениям в браке появляются только у людей, живущих в этой реальности, но она не является конечным этапом развития.

«Мифическая ментальность» базируется на идеях и возможностях. Архетип по Юнгу — мудрая София. Жизнь превращается в игру по применению идей и возможностей, появляющихся в этой реальности. Здесь может возникнуть феномен духовного брака, в котором может вполне не быть сексуальных аспектов отношений.

Как ценность, как подлинная способность любовь встречается достаточно редко, потому что требует постоянных усилий над собой, личностного роста и зрелости. Это означает, что человек должен расти вместе с любовью, расти в одном с ней направлении, а не упрекать партнёра или собственные отношения в том, что в силу своей незрелости не получает той любви, которую ему бы хотелось.

Основой для статьи послужила лекция Ковалева С.В. «Психология, психотерапия, нейропрограмирование любви».

Признаки ментального расстройства

Человеческая жизнь наполнена неожиданными трудностями, негативными явлениями, с которыми бывает сложно справиться.

Хорошо когда личность имеет гибкое мышление, способна приспосабливаться к обстоятельствам, не зацикливаясь на своих страданиях из-за неудач. Но нередко в таких ситуациях внутренних ресурсов попросту не хватает: тогда гомеостаз в организме (это что?) нарушается, что являет собой ментальное расстройство.

Ментальные болезни представляют собой расстройства на психическом уровне, проявляющиеся в виде невротических симптомов (речь идет об изначально психически здоровых людях).

Когда человек сталкивается с обстоятельствами непреодолимой силы, которые не может обойти, как вода обходит камни, то происходит следующее: осознанное или неосознанное несогласие с ситуацией – это сопротивление. А как мы знаем из уроков физики, любое сопротивление рождает напряжение, которое растет с каждым днем.

Чрезмерное напряжение – это большое количество психической энергии, которая требует выхода.

И она его находит в виде следующих симптомов ментального растройства:

человек ощущает беспричинное беспокойство – тревогу;
он то плачет, то смеется – настроение меняется очень часто в течение дня;
либо постоянно хочется спать, либо заснуть не представляется возможным;
приступы агрессии сменяются подавленностью;
реакции становятся неадекватными: раздражительность по пустякам, излишняя чувствительность, ранимость;
человек может испытывать чувство стыда, вины – корить себя за свое состояние, но не знать, как его изменить;
легкая тревога, которая была изначально, приобретает форму панических атак и различных фобий (страх открытого пространства, ножей, одиночества и т.д.);
эмоциональные всплески приводят к тому, что организм истощается: появляется ощущение хронической усталости;
страдают психические функции – внимание, мышление, память, логика и т.д.;
постепенно круг контактов с социумом сужается (индивид стесняется появляться «таким» на людях – вдруг за психа примут), рядом остаются только члены семьи.

Понятие, определение менталитета

Слово произошло от латинского mens («мышление», «ум») и alis («другие»). С точки зрения психологии, мышление – это способность человека рассуждать, воспринимать, отражать в суждениях объективную реальность. Понятие менталитета шире.

Что же такое менталитет:

  • ценности, убеждения, установки личности;
  • нормы, идеалы;
  • когнитивные, эмоциональные, поведенческие, интеллектуальные, культурные особенности;
  • культурный, личный опыт;
  • жизненные цели, предпочтительные способы их достижения;
  • представления о мире, своем месте в нем.

Если мы говорим о менталитете общества, то рассматриваем традиции, историю, социальные нормы. Если мы рассматриваем мышление одного человека, то обсуждаем его личные установки, паттерны поведения.

Говоря простыми словами, менталитет – это что-то глобальное. Это образ жизни конкретного общества или личности. Зная особенности мировоззрения, можно предугадать поведение, деятельность конкретного человека. Интересно то, что общественное и личное сознание неразрывно связаны.

Способность оценивать, чувствовать, логически рассуждать не дается нам от рождения. Этому мы учимся в процессе социализации. Основные средства социализации и адаптации – подражание, идентификация. Мы сравниваем себя с авторитетами и референтными группами, перенимаем их образ мысли. В каждом человеке присутствует личное и общественное, сознательное и бессознательное.

Происхождение термина «менталитет»

На самом деле, у понятия есть конкретный автор. Это Леви-Брюль, ученый-антрополог и этнолог из Франции, который занимался исследованием древних племен, доживших до наших дней народностей, сохранивших первобытные традиции. Леви-Брюль использовал понятие для очерчивания отличий первобытного человека от современного. Слово образовано с помощью латинского языка, от корней mentis — разум или душа, alis — другой, чуждый, иной.

Наиболее близкое понятие в русском языке — «умонастроение», хотя в отличие от термина оно не является научно признанным, относясь скорее к философским категориям. Введенное Леви-Брюлем понятие осталось в научном и социологическом мире, обозначая социокультурный образ мышления человека, обусловленный средой его воспитания, народностью и традициями, культурой, бытовыми условиями. Менталитет бывает как индивидуальный, так и относящийся к целой нации, народу или некой социальной группе.

Менталитет: условия формирования

Чтобы легче было понять, что такое менталитет, приведем в качестве примера анекдот. Француз, немец и еврей пришли устраиваться на должность пилота в авиакомпанию. На вопрос «Имеете ли вы опыт работы и сколько хотите получать?» француз ответил: «У меня 10 лет полетов и я рассчитываю на зарплату в 1000 евро: 500 буду тратить на себя, а 500 — на женщин». Немец, имевший за плечами не менее внушительный опыт, потребовал 1500 евро, собираясь 500 из них тратить на себя, а 1000 откладывать.

Еврей, не совершивший ни одного полета, запросил 2000 евро. На вопрос представителя компании, как он может требовать такие деньги, если не умеет летать, потомок Моисея ответил: «А зачем мне летать? Я отдам 500 евро французу — пусть он летает за меня, а остальные 1500 оставлю себе».

В поведенческой модели каждого из персонажей анекдота отражена ментальность определенной нации. Другими словами, менталитет — это совокупность взглядов, моральных ценностей и норм поведения, характерных определенной группе людей: социальному классу, нации, народу. Менталитет определяет стереотипы мышления и поведения. Поэтому немцев считают экономными и пунктуальными, французов – непостоянными и куртуазными, а американцев — зацикленными на значимости их нации.

Ученые считают: формирование менталитета начинается в трехлетнем возрасте и длится на протяжении примерно 12 лет.

Среди факторов, влияющих на ментальность, называют:

модель поведения родителей. Ребенок неосознанно в той или иной степени перенимает мировоззрение отца и матери;

кино, литература, средства массовой информации. Книги, фильмы, передачи, статьи, прочитанные и просмотренные в период взросления, накладывают отпечаток на сознание человека, а, значит, и на его менталитет;

пример кумиров: любимых персонажей, ветеранов, педагогов — всех тех, кто является для подростка авторитетом;

внутренняя и внешняя политика государства. Она задает вектор экономического и культурного развития народа и каждого гражданина в отдельности.

Перечень факторов, под воздействием которых закладываются основы мировосприятия и системы ценностей человека и общества, можно продолжить. Свой вклад вносят школа, церковь и даже общественные организации.

Особенности менталитета личности

Для того, чтобы отличить одного человека от другого, выделить его как личность в социальной среде, определить его психологические особенности, психологи употребляют термин «менталитет личности» или индивидуальный менталитет. Он не является постоянным на протяжении всей жизни человека, а меняется под влиянием различных факторов, зависящих напрямую от индивида и независящих от него (внешних).

К первым относятся:

  • жизненный опыт;
  • усилия воли;
  • психологическая устойчивость.

Ко вторым относятся:

  • влияние более сильных личностей: кумиров, авторитетов, учителей;
  • государственная политика;
  • знания, получаемые из внешних источников (публицистика, телевидение, радио, интернет и т.д.);
  • родительские установки, стереотипные правила поведения;
  • средства массовой информации;
  • школьное воспитание.

Менталитет личности формируется с 3-4 лет до 15-17 лет. Несмотря на окончательно сформированный менталитет к подростковому возрасту, под влиянием различных факторов ценности человека могут меняться на протяжении всей жизни. Пример: цели и средства их достижения в период подросткового максимализма и в зрелом возрасте существенно различаются.

Важно! С возрастом увеличивается число обязанностей человека, растет чувство ответственности за свою жизнь и жизнь близких, поэтому те насущные проблемы и заботы, которые актуальны для подростков, чья жизнь в большей степени подчиняется внутренним ежеминутным порывам, очень часто для более взрослых людей кажутся несущественными.

Поскольку сегодня вопрос физического выживания уже не является таким острым, как в древности, на первый план в современном обществе выступает проблема психологической несформированности – когда люди не становятся зрелыми личностями, вырастив собственных детей и дожив до глубокой старости, а так и остаются детьми, инфантильными и безответственными. Поэтому менталитет личности не всегда зависит от возраста.

Австрийцы: противоположные, но привлекательные

Австрийцев многие называют нашей противоположностью. Действительно, они сдержаны, скромно выражают эмоции, самокритичны, во всём стремятся к стабильности. При всей любви к роскоши австрийцы не афишируют свое благосостояние, миллионеры одеваются как обычные люди. Между тем, по сравнению с немцами австрийцы намного более раскованы. Немцы даже считают, что австрийцы склонны к неаккуратности и беспорядку.

Обладатель ВНЖ Австрии

– «Многие со мной не согласятся, но лично я считаю, что в русском менталитете нет очень важных черт: пунктуальности, дисциплинированности, умения планировать жизнь и постепенно претворять планы в жизнь. Так вот я переехал в Австрию именно для того, чтобы пообщаться с людьми, которые этими чертами обладают. В какой-то мере я сознательно «прививал» себе черты австрийского менталитета. Поэтому наша тотальная непохожесть с австрийцами в моем случае сыграла положительную роль».

Что нравится:

  • умение держать себя в руках
  • умение осуществлять планы
  • работоспособность
  • дисциплинированность
  • предприимчивость

Что раздражает:

самоуверенность
честолюбие
скептицизм
саркастичность по отношению к иностранцам
излишняя любовь к порядку

Швейцарцы: мягкие, но упорные

Жителям Швейцарии не дашь однозначных определений – природа их менталитета двояка, что делает их еще более не похожими на нас. С одной стороны, швейцарцы мягкие по характеру, домоседы, любители уюта и комфорта, спокойные и сдержанные.

С другое же стороны, едва ли можно найти в Европе более целеустремленных и упорных людей, которые очень хорошо знают себе цену. Заметьте, что даже когда Европа была полностью охвачена II Мировой войной, Швейцария сохраняла нейтралитет. Швейцарцы отказались от вхождения в Евросоюз. Они чрезвычайно самостоятельны…

Обладатель ВНЖ Швейцарии

– «Основное отличие швейцарского менталитета от нашего, взращенного еще советской системой, – в самоценности личности. Здесь человек привык самостоятельно добиваться всего, строить карьеру. У нас же человек всегда должен входить в какую-либо систему, «семью», иначе он ничего не добьется. В Швейцарии же чрезвычайно много self-made людей. А еще швейцарцы очень любят порядок. Такое ощущение, что забери у них регламенты, и жизнь буквально остановится. Потому что вся жизнь швейцарца – это свод правил».

Что нравится:

  • целеустремленность
  • любовь к порядку
  • независимость
  • выносливость
  • мягкость и спокойствие

Что раздражает:

  • зацикленность на собственном «я»
  • чёткая регламентированность жизни
  • эмоциональная сдержанность
  • упорство в желании «гнуть свою линию»
  • неумение импровизировать

Шведы: неприступные, но отвязные

Шведы – типичный северный народ, привыкший к долгой и холодной зиме, которая поневоле делает их своеобразными «затворниками». Однако же хотя у половины жителей России тоже длинная зима, шведы абсолютно не похожи на нас. Они привыкли к радикальным решениям и от них едва ли услышишь «может быть». И еще раз о чае и кофе… Чай в Швеции не пьют, а кофе поглощают в огромных количествах.

Обладатель гражданства Кипра, живущий в Швеции

– «Здесь многие зациклены на равенстве полов, в частности, женщин не принято пропускать вперед, помогать им. В свою очередь, представители женского пола достаточно уверены в себе и независимы. Шведы-мужчины всегда сморят на тебя как бы свысока.

Они очень консервативны. Например, в компании, где я работаю, руководящие должности занимают шведы, и их практически невозможно переубедить в чем-либо. Принятое однажды решение уже не обсуждается. В целом мне здесь нравится.

Принято считать шведов холодными, но это совершенно не так. На работе они серьезны, но на праздниках «зажигают» до умопомрачения. Я в Москве такого веселья не видел».

Что нравится:

  • трудолюбие
  • умение веселиться
  • деловая хватка
  • любовь к семейным ценностям
  • внимательность

Что раздражает:

  • упорный консерватизм
  • легкая отрешенность
  • малоэмоциональность
  • сдержанность
  • самоуверенность

Особенности национального образа мысли

Стереотипы о национальном мировоззрении, пожалуй, относятся к числу самых популярных. Вспомните, сколько анекдотов придумано про эстонский, американский, русский или немецкий образ мысли. Давайте рассмотрим ментальные особенности некоторых наций.

Англичане

Особенности английского образа мысли:

  • самоирония;
  • самоуважение;
  • исполнительность;
  • активность;
  • строгость в воспитании детей;
  • решительность;
  • стойкость;
  • способность бросать вызовы судьбе и себе, держать удар, проигрывать;
  • сдержанность.

Французы

Особенности французского мышления:

  • остроумие;
  • красноречие;
  • неконфликтность;
  • повышенный контроль над эмоциями;
  • скрытность в отношении личной жизни;
  • утонченность.

Испанцы

Особенности мировосприятия испанцев:

  • индивидуализм;
  • гордость;
  • обостренное чувство справедливости;
  • чувство чести, патриотизм;
  • открытость;
  • жизнь по принципу «здесь и сейчас».

Что такое менталитет человека?

Менталитет — это сформированный историей и генетикой комплекс социальных и психологических черт у людей. Этимология слова, то есть его происхождение, тянется к греческим корням слова «mentis», что означает разум, мысли, душа, сознание, образ мышления.

Таким образом, одно слово обобщает многие особенности человеческого мышления и существования, что даёт почву для рождения разнообразных интерпретаций. Если дать определение фразе «менталитет, что это такое» простыми словами, то правильно будет сказать, что это социокультурное наследие, полученное человеком вследствие развития в определённом социуме.

Тем не менее широкое распространение понятие менталитет получило вследствие концепции Французской исторической школы École des Annales. Её основатели считали, что менталитет – это нечто такое, что объединяет всех представителей нации независимо от возраста, пола и положения в обществе. Иными словами, с их точки зрения, менталитет является именно общественным маркером, а не индивидуальной характеристикой.

Именно благодаря концепции École des Annales этот термин стал применяться преимущественно по отношению к представителям определённых наций и получил широкое распространение в публичной литературе.

Понятие «менталитет» имеет широкое значение. Это, в первую очередь:

  • мировоззренческие и личностные установки, идеология;
  • кодекс, стремления, вера;
  • конфликтные, коммуникативные, ролевые, мыслительные и этнические характеристики;
  • культурные и персональные знания;
  • жизненные установки, предпочтения в их достижении;
  • взгляды на мир и своё место в нём.

Когда упоминается менталитет определённой социальной группы, исследователи учитывают обычаи, историю и социальную среду. Рассматривая менталитет отдельного человека, можно обсудить его персональные качества, модели поведения.

Убеждения влияют на ход мыслей, решения и поведенческие нормы человека. Но учитывая особенности менталитета, можно составить прогноз поведения и деятельности отдельной личности. Это связано с тем, что коллективное сознание и личное мировоззрение связано воедино.

Умение воспринимать, давать оценку, размышлять не дана нам при рождении. Мы узнаём это в процессе общения в социуме. Основными средствами социальной адаптации являются такие факторы, как копирование поведения, самоопределение, стремление к идеалам.

Человек сравнивает себя с лидерами и авторитетными группами, перенимает их менталитет. В любом из нас есть личное и социальное, своя сфера сознания и своё бессознательное поведение.

В основе менталитета лежат черты, унаследованные человеком от родителей или приобретённые в процессе воспитания.

Изменения в менталитете также возможны, потому что человек набирается жизненного опыта или находится в отдельном узком социуме (в офисе, на производстве, в отдалённом населённом пункте и т. д.).

Методы изучения

ментальностей очень разнообразны. Поскольку ментальности – это «нечто невыразимое, что нельзя выписать из текста источника и что может быть лишь выявлено исследователем из высказанных автором исследуемого текста мнений и суждений» (Ф.Граус) – постольку историк вынужден пользоваться не только историческими, но и многими иными приемами и методами – психологическими, этнологическими.

Поскольку рядовые люди далекого прошлого практически не оставили каких-либо ego-документов (источников личного происхождения – писем, дневников, воспоминаний), постольку историку приходится анализировать весь круг источников, которые могли отобразить их образ мыслей и систему ценностей. Ему приходится задавать источникам, запечатлевшим высказывания или оценки этих рядовых людей, вопросы, которые обычно задают этнологи, работающие с живыми респондентами. Этот метод получил название «историко-этнографического».

Ряд аналитических приемов история ментальностей заимствовала из семиотики, выработавшей способы понимания чужой культуры путем поиска и анализа символических (семиотических) форм – слов, образов, институтов, поступков, посредством которых люди в определенных обстоятельствах представляли себя самим и другим людям. Исследователю ментальностей приходится истолковывать смыслы и символы, связанные с предметным миром и миром явлений через мир близкой к опыту реальности людей прошлого – мир повседневности, обычной речи, привычных поступков (Ю.М.Лотман). В последнее время одним из путей исследований истории ментальностей стал анализ дискурсивных практик (прежде всего – господствующих дискурсов), под которыми понимаются «практики речевого поведения» (М.Фуко) – то есть способов, правил, логики обсуждения чего-либо вербальным и невербальным (языком поступков и жестов) путем.

Характеристика ментального плана

Ментальный уровень буквально является миром мыслей. Многие оккультные учения (такие как нью-эйдж, теософия, герметизм) считают, что это некий слой окружающего мира, создаваемый идеями, мыслительными процессами и ментальной энергией. А эзотерики говорят о том, что ментальное измерение создаёт тонкую оболочку человеческого тела, располагающуюся посередине всех прочих энергетических тел.

Также известно мнение, что ментальный уровень – это вымышленная копия реальности, спроецированная органами чувств посредством призмы жизненного опыта, разума, а также моральных установок индивида.

Читайте также: