• Без рубрики
  • 0

Фильм-сказка «морозко»: актеры и судьба

Образ мачехи и дочки в сказке «Морозко»

Главным отрицательным персонажем в сказке «Морозко» является мачеха. Почему в сказке изображена фигура именно мачехи, а, не скажем просто матери? Желая подчеркнуть хорошее отношение к одной дочке и плохое к другой, авторами часто используется такой простой прием для восприятия, как отношение между родными и неродными. В данном случае, падчерица не является родной дочерью для мачехи, что обосновывает нелюбовь последней. Согласитесь, повествователю трудно было правильно донести смысл сказки, если главной героиней выступала мать и две родные дочери, появились бы лишние вопросы: почему одну любит, а другую нет? Да и вспомните, мачеха отправила падчерицу на верную смерть – замерзать в лес. Вряд ли родная мать смогла бы так поступить с собственным ребенком.

В общеизвестной версии сказки (№96 сказок Афанасьева) мачеха из-за одной только нелюбви к падчерице готова взять на себя смертный грех убийства. В другой версии сказки (№95 сказок Афанасьева) образ мачехи раскрыт более полно, что является обоснованием ее тягчайшего поступка. Так, в описании сказано следующее:

Ворчливые люди, как правило, всегда чем-то недовольны, всегда осуждают других и всегда злы. У таких людей нет мира внутри. Вот и получается, что живет такой человек не по правде, а по кривде, т. к. понятия совести и нравственности всегда будут претерпевать искажения от внутреннего состояния человека. Это отразилось на воспитании родной дочери (или дочерей как в сказке № 95), которые изображены ленивицами и упрямицами.

Злое в мачехи подчеркивается тем, что она постоянно употребляет бранные слова. В первой версии сказки (№95) вы можете найти много ругательных слов, которые вылетают из уст мачехи и ее родных дочек. Здесь трудно сказать точно, что является причиной, а что следствием: является ли злой характер героинь следствием употребления бранных слов или наоборот, такие слова являются обязательным атрибутом злого человека как внешний выход его внутреннего несовершенного мира. Нередко сквернословие называют молитвой сатане. В те времена считалось, что ругательная брань – это язык преступников, злодеев и людей вообще опустившихся. Поэтому в обеих версиях сказки (в сказке № 95 в большей степени), для подчеркивания внутренней нечистоты и падшего нравственного состояния, в уста отрицательных персонажей вложена ругательная брань.

Образ дочки

В сказке № 95 у мачехи две родные дочери. Если посмотреть диалоги дочерей между собой, то можно заметить, что они недалеко ушли от матери и постоянно бранятся между собой.

Еще одной чертой, характеризующей мачеху и дочерей – это упоминание злых сил. В сочинениях русских писателей и сказочников, как правило, упоминание «черта» приводит к плохим последствиям для говорящего (это хорошо заметно в романах Достоевского). Так и в сказке «Морозко», – когда дочки оказались в лесу, первым делом они призвали именно «его» (сказка № 95):

Отношение родной дочки (дочерей) мачехи к Морозко преднамеренно грубое и хамское. С одной стороны, она выполняла волю мачехи, которая позавидовала падчерице и захотела дорогих подарков и для своей дочери, но с другой – в диалогах с Морозко проявилась вся внутренняя сущность дочки, которая в ней заложена неумной заботою скверной мачехи. 

Могла ли дочка обмануть Морозко, убедив его, что заслуживает подарков? Наверное, нет. Для этого в сказке введен внешний усиливающийся фактор – мороз. А как известно, внутренний мир человека раскрывается в том, как он преодолевает препятствия. Плохой (точнее, несовершенный) человек в критической ситуации может подвести, струсить, солгать, разгневаться и прочее, а если человек внутренне чист и стяжает духовный мир, то такого человека вряд ли может вывести из себя внешняя угроза, а только укрепит его.

Так и мороз: для родной дочки явился непреодолимым препятствием, на фоне которого она проявила себя злой, ограниченной, грубой и себялюбивой, а для падчерицы послужил раскрытию ее добродетели и внутреннего совершенства.

Кривая забота или к чему приводит слепая любовь к детям?

С самого начала повествования сказки перед нами изображается образ злой мачехи, которая во всем угождает родной дочери, а падчерицу (дочку мужа от предыдущего брака) всячески обижает. Естественно, мачеха желает добра дочери и проявляет любовь к ней на основании своего мировоззрения в силу воспитания и нравственности. Любовь проявляется в желании оградить свое чадо от лишней работы, от каких-то других житейских забот и хлопот. Другими словами, любовь выражается в чрезмерной опеке. Именно это в сказке порицается и высмеивается.

В ситуации с подчерицей мачеха не проявляет заботу из-за отсутствия любви к приемной дочери. А свою злобу и ненависть к «стариковой дочке» она проявляет в том, что по ее мировоззренческому восприятию является самым унизительным, трудным и неприятным, а именно в принуждении к работе.

Но парадокс в том, что именно работа оказывается благоприятной средой для развития добрых качеств в человеке, а «любовь» в виде заботы и ограждения от житейских препятствий оказывается гибельной.

Вот как об этом говорится в сказке «Морозко» (под номером № 95 в сборнике Афанасьева):

А вот отношение мачехи к родной дочери (сказка под номером № 96 в сборнике Афанасьева):

Так как все знакомы с текстом сказки, нетрудно догадаться, что мачеха оказала «медвежью услугу» своей родной дочери таким воспитанием, породила в ней страшные пороки, такие как лень, хамство, жадность, обжорство, зависть, – в общем, все те пороки, которыми мачеха обладала сама.

Падчерица избежала этого, т. к. вместо «заботы» ей доставались оскорбления и наказания к работе.

Другие работы на Любимая сказка. Март 2015. Поделки и рисунки. Дошкольники

Публикации по теме:

Драматизация сказки «Двенадцать месяцев» В одной деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей. Дочку она любила, а падчерица ни чем не могла ей угодить. Что не сделает все не так, как не повернется-…

Конспект НОД по формированию целостной картины мира в средней группе «Заяц и еж» (рассказывание немецкой сказки) Образовательная область: Познавательное развитие Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, художественная литература….

Открытое логоритмическое занятие совместно с родителями «Сказка о глупом мышонке» (по мотивам сказки С. Маршака) Цель: 1. Повышение родительской компетенции в коррекционной работе с детьми. 2. Создание благоприятных условий для общения с детьми. Задачи: Коррекционные: • Развитие…

Публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе «Мышка из волшебной сказки»»

Подробнее… муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20» Конспект открытого комплексного занятия по рисованию для детей старшей…

Конспект открытого итогового занятия по развитию речи посредством художественной литературы «Русские народные сказки» Итоговое открытое занятие для детей 1 младшей группы Развитие речи посредством чтения художественной литературы (по русским народным сказкам) воспитатели Чикиш…

Чудеса из сказки на нашем участке Лето, солнце, тёплый дождик, красивые облака… Прогулки с детьми становятся всё более продолжительными и интересными. Можно понаблюдать за птицами, насекомыми,…

Статья «План-конспект по теме: Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди»»

Далее…Тема: Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди». Приоритетное направление развития: речевое развитие. Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное…

Консультация для родителей «Роль сказки в развитии речи детей» Консультация для родителей «Роль сказки в развитии речи детей» Уважаемые родители! Я хочу рассказать вам, как сказка помогает развивать связную речь детей и дать…

Дизайн участка детского сада детей раннего возраста в зимний период по мотивам сказки «Заюшкина избушка» Цель: обогащение развивающей среды на прогулочном участке в зимний период. Задачи: *) обеспечить безопасность детей на прогулке; *) создать условие для организации…

Сценарий сказки «Дюймовочка» Действующие лица: гном Оле-Лукойе, Дюймовочка, жаба, жабёнок. Лягушки, рыбки, жук, бабочки, жуки, осень, листья, мышь, зима, снежинки, ласточка, крот, король эльфов,…

Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев

Иван — Эдуард Изотов

Роль Иванушки стала самой яркой в карьере советского актёра. Эдуарду Константиновичу в момент выхода картины было почти 30 лет. К тому времени он окончил ВГИК и уже снимался в кино. После «Морозко» Изотов, как и Наталья Седых, сыграл в сказке «Огонь, вода и медные трубы». Эдуард активно снимался до начала 80-х годов.

В 1983 году Изотова вместе с супругой Ириной осудили за незаконную сделку с валютой. Сумма в долларах была незначительная, но актёра приговорили к трём годам заключения, после которых он не оправился физически и психологически. Здоровье Изотова пошатнулось, он перенёс несколько инсультов. Из-за проблем с памятью он вынужденно закончил работать.

Остаток жизни Эдуард Константинович, переставший узнавать близких, провёл в психоневрологическом пансионате. Актёр скончался в 2003 году. Изотов был дважды женат. От первого брака он имел дочь Веронику, которая стала актрисой. Вторая супруга Ирина пережила актёра на 15 лет, скончавшись в 2018 году.

Образ падчерицы в сказке «Морозко»

Образ падчерицы складывается из двух факторов: внешний – воздействие мачехи и внутренний – состояние духовного мира.

Казалось бы, что видит перед собой падчерица (в сказке №95 — Марфуша, в сказке № 96 — просто старикова дочка, в фильме – Настенька)? Одна грубость, хамство, упреки. Иной человек мог бы и озлобиться, стать еще злее и грубее, чем его воспитатели. Но в образе падчерицы создается образ нравственно совершенного человека, для которого внешние негативные факторы не являются поводом к саморазрушению. Почему так происходит? Наверное, потому что она имеет правильное внутреннее устроение, зная что главное, а что второстепенное. Падчерица, по сути, является тем человеком, который исполнил не только ветхозаветные заповеди о любви к Богу и ближним (не убей не укради, почитай отца и мать своих…), но и исполнила заповеди блаженства, которые под силу только совершенным людям. Она и кротка, и миротворица, и плачущая, и поносима и чистая сердцем…

Нижеприведенная цитата из сказки № 95 дает пример как нужно сносить несправедливости:

Дальше образ еще больше раскрывается (сказка № 95):

А вот так нужно относиться ко всему приходящему в нашей жизни:

Из этих деталей образа становится понятно, что падчерица, с ее кротостью, жизнерадостностью, терпеливостью и незлопамятством сможет преодолеть любое препятствие. Вот ее диалог с Морозко:

На кого уповает падчерица

Вспомните, если дочери мачехи начали «чертыхаться» когда приехали в лес, то падчерица, наоборот, всегда помнит Бога:

в сказке № 95: «…поутру рано встала, умылась, Богу помолилась». 

в сказке №96: «Осталась бедненькая, трясётся и тихонько молитву творит».

Что на первом месте у падчерицы? Конечно же, Бог, на него уповает и по его заповедям живет. Тем самым можно сделать вывод о том, что образ падчерицы – это идеальный образ христианской девушки, которая претерпевает гонения от злой мачехе и сестер, но при этом незлопамятная, всепрощающая и кроткая. По своему внутреннему содержанию она предстает зрелым человеком, что проявляется в свободе от грехов, чего нельзя сказать о мачехи с дочкой.

Падчерица выполняла всю работу по дому, т. е. постоянно была занята и без работы не ходила. В сказке Одоевского «Мороз Иванович», которая написана по мотивам сказки «Морозко», образ трудолюбивой падчерицы еще более усилен. Когда девочка попала в дом Мороза Ивановича, именно умение трудиться спасло ее. Кстати, даже имя у падчерицы в этой сказке говорящее – Рукодельница (у родной дочки – Ленивица).

Таким образом, можно сформулировать те коннотационные смыслы, которые заложены в образе падчерицы для усвоения слушателем или читателем. Во-первых, это христианское понимание мира, что подразумевает Бога на первом месте в своей жизни, а по отношению к близким – всепрощение, незлопамятство, кротость. Во-вторых, трудолюбие есть спутник и воспитатель добродетельного человека. В-третьих, направленность на внутреннее саморазвитие и духовное делание.

К чему приводит коррозия отца как главы семьи на примере сказок «Морозко» и «Сказке о золотой рыбке»

Не стоит недооценивать роль старика – отца падчерицы. В сказке он изображен смирившимся со своей второстепенной ролью в семье. Главой семьи является мачеха. На это не двусмысленно намекают повелительные фразы в адрес старика. Стоит заметить, что этот факт не говорит о том, что он не любил падчерицу (свою родную дочку), но страх и угодничество перед мачехой пересилили в нем отцовские чувства (страсть оказалась сильнее духа). Получается что его любовь не жертвенна. Он, не думая, повез падчерицу на верную смерть, хотя это ему было неприятно. Можно сказать, что своим малодушием он разделил смертный грех мачехи, которая отправила падчерицу в лес.

Таким образом, образ отца является ключевым для понимания сказки. Избалованность дочки и безумство мачехи объясняется тем, что роль отца сведена в семьи до исполнительных функций. Старик не отвечает роли главы семьи, эти права он своим угодничеством и малодушием передал жене, что оказалось пагубным для нее и воспитываемой дочки.

Нельзя не упомянуть о том, что тема того, к чему приводит искаженность роли главы семьи, нередко изображается в сказках и произведениях русских писателей. Сразу приходит на ум «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, в которой старик изображен именно с точки зрения управляемого мужа. Но в отличие от старика в сказке «Морозко», рыбак пытается возражать старухе, тогда как «наш» старик выполняет все беспрекословно. Можно еще упомянуть пьесу Д. И. Фонвизина «Недоросль», в которой госпожа Простакова тоже руководит семьей и воспитывает подобного родной дочки мачехи недоросля Митрофанушку. 

Наталья Седых

Наталья в юношеские годы профессионально занималась фигурным катанием. Режиссер Роу по счастливой случайности посмотрел по телевидению ее выступление под названием «Умирающий Лебедь». Ему понравилась грациозность и изящность молодой спортсменки, и он предложил девушке главную роль в своей новой ленте «Морозко».


Фото: kino-teatr

Во время съемок в картине Наталье быль лишь пятнадцать лет, поэтому более взрослые артисты заботились и помогали ей. Седых обладала отличным характером, поэтому внезапно свалившиеся слава не испортила ее.
В последующие годы Наталья приняла участие в нескольких проектах, а в двадцатилетнем возрасте приостановила карьеру в кино и сосредоточилась на балете.


Фото: cosmo

Седых позвали выступать в знаменитом Большом театре, сначала в кордебалете, а потом и сольно. Девушка любила танцевать, поэтому балет стал для нее смыслом жизни.

Закончив работать балериной, Наталья вновь играла в театре вплоть до 2006-го года. В настоящее время она завершила творческую карьеру и изредка приходит на публичные мероприятия.
Что касается личной жизни, то Наталья была замужем и родила сына.


Фото: 24smi

Сюжет

У старика со старухой были две дочки. Дочь старика — красивая и добрая Настенька, дочь старухи — конопатая и грубая Марфушка. Старуха заставляла Настю работать, а старик во всём подчинялся жене. В этих же краях жил красивый, но самовлюблённый парень Иван, «вдовий сын». Он оставил дом и отправился в путь — искать себе невесту.

На Ивана нападает шайка разбойников, но он забрасывает их дубинки в небеса. Затем Иван встречает старичка-боровичка, который дарит ему лук и стрелы, но вместо благодарности парень отвечает ему довольно невежливо.

Наконец он приходит на берег реки, где видит Настеньку, которая по наказу мачехи поливает сухой пень. Он хвастается перед Настей своей силой, и в доказательство решает застрелить медведя. Не выдержав такого бездушия, Настя надевает Ивану на голову ведро, а старичок-боровичок превращает его голову в медвежью. Подумав, что это сделала Настя, Иван проклинает её и убегает. Старичок-боровичок оставляет для Ивана надпись на камне: «Не был бы ты невежей — не ходил бы с мордой медвежьей».

Иван хочет вернуться в прежнее состояние и избавиться от медвежьего облика, для чего нужно сделать добрые дела, но все его боятся и убегают; в отчаянии парень разбивает своё любимое зеркало. Только слепая бабка принимает его помощь, после чего называет его красавцем. Найдя клюку, принадлежавшую старушке, Иван возвращает её. За это старичок-боровичок превращает его обратно в человека.

Тем временем старуха готовит свою дочь к сватовству. Она мажет Настеньку сажей и покрывает ей голову рваной тряпкой, чтобы та не привлекала внимания. Поначалу хитрость срабатывает, но потом гости просят Марфушку приготовить «гусячьи потрошка». Пытаясь поймать гуся, Марфушка падает в воду. Грим смывается с неё, а накладная коса отрывается, и только Настенька спасает её. Жених тут же отказывается от Марфушки и сватается к миловидной Настеньке, с которой вода смыла сажу и тряпки, однако, злая мачеха никому не позволила выдать Настеньку, и зимой, отчаявшись выдать Марфушку, велит старику отвезти Настеньку в лес и оставить там замерзать. Старик покорно везёт свою дочь, но потом решает вытерпеть любую жестокость от старухи, нежели погубить Настеньку, и поворачивает домой. Настенька, боясь, что мачеха за это сживёт отца со свету, незаметно спрыгивает с саней и остаётся в заснеженном лесу.

В это же время по лесу в своей летней одежде ходит Иван и зовёт Настю. Случайно он выходит к избушке на курьих ножках, где живёт Баба-Яга. Иван просит её, чтобы она помогла ему найти Настеньку. Но Баба-Яга приказывает живым деревьям схватить Ивана и сунуть его в печь. Иван предлагает Яге показать, как правильно садиться на лопату, а потом внезапно сам засовывает Ягу в печь, откуда потом достаёт — за вознаграждение. Яга даёт ему путеводные саночки, и он бежит за ними по снегу — к Настеньке. Баба-Яга посылает вслед чёрного кота, чтобы погубить её.

По зимнему лесу расхаживает Морозко. Под одной из елей он обнаруживает замерзающую Настеньку и испытывает её холодом, но в ответ слышит только слова смирения и доброты. На самоходных санях Морозко везёт Настеньку в свой терем, где сообщает ей опасный секрет:

Путеводные санки заводят Ивана в яму. В тереме Настенька, пытаясь погладить чёрного кота, дотрагивается до морозильного посоха и засыпает ледяным сном. Её пёс Тяпа чует беду и бросается в лес. Он вытягивает Ивана из ямы, и они вместе бегут к терему Морозко. Иван просит у замороженной Настеньки прощения за обиду, и она оживает.

Богато одаренные Морозко, нарядные Иван и Настенька подъезжают на тройке коней к родному дому Настеньки. Марфушка кричит, что тоже хочет жениха и богатства. Старик отвозит её в то же место, где недавно оставил Настеньку. Там Марфушку и находит Морозко. Грубая Марфушка заявляет:

Иван, Настенька и Тяпа продолжают свой путь на тройке. В лесу на них нападает уже знакомая Ивану шайка разбойников, которых подкупила Баба-Яга. Они привязывают Настеньку к дереву, и Яга обещает Ивану «расплату за лопату». Иван разгоняет разбойников, а Бабе-Яге надевает на голову ступу и прогоняет прочь. В довершение разгрома на злодеев падают дубинки, которые Иван забросил на небеса ещё летом.

Мачеха строит планы, как Морозко одарит её дочь, и тут в деревню въезжает Марфушка на санях, запряжённых тройкой свиней. Приданое у неё — сундук с воронами. Вся деревня смеётся, а Иван и Настенька играют свадьбу в тереме Морозко.

Александр Хвыля

Колоритный внешний вид, обволакивающий голосовой тембр помогли актеру заполучить статус главного деда мороза Советского Союза. Ежегодно ему приходилось поздравлять детей на елке в Кремле.
Александр трудился с ранних лет, поскольку его отец скончался, оставив мать одну с 5-мя детьми. Артист занимался сначала в драматической студии, после чего попал в театр, а в сороковые годы его начали приглашать на роли в кино.


Фото: fiest

Помимо «Морозко» в послужном списке актера значится еще несколько популярных картин, например «Марья-Искусница» и «Королевство кривых зеркал».
Александр умер в Москве в возрасте семидесяти одного года.

Чем угощать Металлического Быка?

Россияне любят встречать этот долгожданный праздник хлебосольно. В ходе прямого эфира бренд-шеф проекта «Ужин на ужин», ведущий шоумен Антон Прокофьев рассказал, как правильно хранить приготовленные загодя блюда.

При этом он добавил, что не стоит опасаться блюд и салатов, продаваемых в кулинарии. Поскольку в крупных магазинах, где большой поток покупателей, они не залеживаются дольше двенадцати часов. Он также отметил, что к новогодним праздникам продукты всегда ощутимо дорожают — на 10–15%. Но уже после каникул цены возвращаются на круги своя. Прокофьев уверен, что не стоит опасаться и дешевой икры. Это может быть вполне качественный товар, который выкинули на рынок с целью освободиться от товарных остатков и разгрузить склады.

По рекомендации астрологов, на новогоднем столе должны быть блюда, угодные обоим знакам — и Крысе, и Быку. 

Чтобы новогодний стол не нанес вреда здоровью и фигуре, врач-диетолог Маргарита Королева посоветовала традиционные салаты заменить полезными аналогами. По ее словам, вкус останется тот же, а организм скажет вам спасибо за легкие версии новогодних блюд.

Она также порекомендовала не голодать днем 31 декабря, чтобы не переесть в саму новогоднюю ночь. Голод нарушает работу гормонов, поэтому человек, видя искусительные продукты на праздничном столе, обязательно переест. А ночью организму не свойственно принимать большое количество пищи, поэтому обед и ужин должны быть своевременными. Диетолог также посоветовала отложить десерты и жирные блюда на утро 1 января. В первой половине дня организм человека с легкостью с ними справится в силу естественного повышенного метаболизма.

Что нам готовит год грядущий?

Уходящий 2020 год выдался очень эмоциональным и сложным. Люди устали, хотят выдохнуть. Астролог Инна Любимова считает, что предстоящий год будет несколько легче, но со своими особенностями. В 2021 году закончится формирование новой реальности, с которой нам пришлось столкнуться, завершатся все необходимые процессы, чтобы мы начали жить немного по-другому.

Она также добавила, что в новогоднюю ночь надо не просто загадать желание, а сфокусироваться на конкретной цели. Любимова порекомендовала в 2021 году сделать упор на финансы, поскольку, с точки зрения доходов, год будет сложный — «еще сильней расцветет финансовый кризис». По мнению эксперта, лучше загодя подготовить подушку безопасности или освоить новую запасную профессию.  

Хотя год Металлического Быка по китайскому солнечному календарю начнется только 4 февраля, а год Сатурна по западной астрологии — только 21 марта, саму новогоднюю ночь тоже надо встретить правильно

Инна Любимова объяснила, почему это так важно

По словам астролога, чтобы подружить эти символы, надо правильно одеться, правильно накрыть стол и правильно нарядить пихту. Любимова уверена — не стоит расстраиваться, если вы не можете собрать всех родственников и друзей из-за пандемии. Для предстоящего года это даже плюс, потому что год Сатурна хорошо встречать в одиночестве — наедине со своими целями и планами. А у года Быка есть свои предпочтения к цветам нарядов и убранству жилища.

Любимова убеждена, если праздник встретить по всем правилам, то проблемы, с которыми придется столкнуться в будущем году, будут разрешаться гораздо легче, сгладятся все углы.

Ректор Русской астрологической школы Михаил Бородачев рассказал, что с наступлением Нового года начинается эра Водолея. А Водолей управляет энергетическими процессами, связанными с Россией. И нашей стране еще предстоит пережить некий ренессанс, который уже когда-то проживала наша страна, когда Гагарин полетел в космос. 

По его мнению, все будет зависеть от индивидуальности каждого гражданина и от руководства каждой страны. Он сказал, что период противоборства продлится минимум два года.

Читайте также: