• Без рубрики
  • 0

Антон семенович макаренко: биография, семья, педагогическая деятельность, книги

Советская критика

Интересно, что система воспитания Макаренко, на первый взгляд, пропитанная советскими ценностями, критиковалась в СССР достаточно сильно. Самые известные произведения Макаренко о практической работе в колониях «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях» признавались «фантастическими», не соответствующими действительности, выходили с большими цензурными ограничениями.

Для многих его последователей приверженность новой системе имела драматические последствия. Некоторые из них, например, воспитанник и сподвижник Макаренко Семён Калабалин попал под арест по ложному доносу в 1938 году, когда начался Большой террор.

Между строк:
Воспитательным опытом Макаренко и Калабалина, а также судьбами воспитанников занималась Фрида Вигдорова, которая смогла задокументировать легендарный судебный процесс над Иосифом Бродским.

В отличие от многих коллег, Макаренко жёстко разделял процесс воспитания и обучения, считая, что методы должны для них выбираться разные. «Словесное» воспитание и чтение, считал он, не так хорошо работает, как коллективная работа и показательный пример. К тому же педагог отдавал предпочтения разновозрастным группам детей, а не классам.

Кроме того, по Макаренко, обязательным было соблюдать дисциплину, но стремиться к идеальной учёбе — нет.

К тому же в СССР не принято было использовать метод «педагогического риска», когда учитель идет на эксперимент, а не предпочитает позицию чеховского учителя «кабы чего не вышло».  

Вопросов к системе, которая строилась на детском труде, было множество. Для одних он был слишком жёстким, другие не верили в силу самоуправления, предпочитая строгий контроль. Ведь самоуправление — это элемент демократии, которая в советском обществе воспринималась как нарушение субординации.

Да и сам проект больше относился по своей сути к периоду НЭПа и не отвечал идее «всеобщей уравниловки». Многие исследователи отмечают, что такой эксперимент, как коммуна, был невозможен без поддержки некоторых партийных функционеров, в том числе главе НКВД Украины того времени Всевлода Балицкого.

В сегодняшнем мире представить себе коммуну со строгой дисциплиной, где дети занимаются «взрослым» трудом, невозможно. Это просто не отвечает запросу современного общества. Но, возможно, именно это смогло бы решить вопрос социализации «сложных» детей, если хотя бы частично применять его методы. А социальный эксперимент, который удалось провести педагогу, дал огромное количество материала для дальнейших исследований: недаром существует такая отрасль педагогической науки, как «макаренковедение», по которой защищают диссертации.

Антон Семенович Макаренко

Писатель

Макаренко Антон Семенович (1888/1939) — русский писатель, педагог,
общественный деятель. Литературное творчество разнообразно — от критических и
научных статей до крупных, художественных форм (роман « Педагогическая поэма»).
Практически все произведения Макаренко затрагивают проблемы педагогики,
воспитания, образования, которыми он занимался с позиций не только теории, но и
практики.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д,
Феникс, 2009, с. 163-164.

Педагог

Макаренко Антон Семенович (1888 — 1939) — советский педагог. Основные работы:
«Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей», «Методика
организации воспитательного процесса» и др. Осуществил беспримерный в
педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-беспризорников.
Выступал с критикой теории воспитания, ориентированной на авторитарность и
анархизм. В своей работе руководствовался принципом диалектического единства
личности и общества и веры в творческие силы человека, сумел соединить обучение
и воспитание детей и подростков с производительным свободным творческим трудом.
Является одним из теоретиков коллективного воспитания, разработал его принципы:
воспитание в коллективе и через коллектив; уважение и требование к личности;
принцип параллельного действия. Развивал теорию семейного воспитания. Цель
нравственного воспитания видел в воспитании чувства долга, чести, воли,
характера и дисциплины. Вопросы полового воспитания предложил не выделять из
общей системы воспитания гражданина.

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ.
высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001,
с. 77.

И педагог, и писатель

Макаренко Антон Семенович
(1/13.03.1888-1.04.1939), педагог, писатель.

В юности учительствовал на
Украине. По окончании Полтавского учительского
института (1917) заведовал железнодорожным и
городским училищами. С 1920 руководил трудовой
колонией для несовершеннолетних
правонарушителей (до 1926 близ Полтавы, с 1926
переведена под Харьков). В 1927 организует детскую
трудовую коммуну им. Дзержинского, где работает
до 1936. В 1936 возглавляет колонию им. Горького под
Киевом. В 1937 переезжает в Москву, где занимается
литературной работой.

В труднейших условиях
хозяйственной разрухи разработал и воплотил
систему воспитания педагогически запущенных,
социально и нравственно искалеченных детей,
жертв войн и социальных бедствий. В основе
педагогики Макаренко — теория воспитательного
коллектива, формирующего нормы и стиль жизни в
детской среде.

Макаренко выступал против
использования для детей элементов тюремного
режима в пользу усиления производственного
уклона и общевоспитательных методов. В
отношениях с воспитанниками придерживался
принципа: “Как можно больше требований к
человеку и как можно больше уважения к нему”.

Деятельность колонии им.
Горького отражена в прозе Макаренко:
“Педагогическая поэма”, “Флаги на башнях”.
Воспитанию в семье посвящена его “Книга для
родителей”.

Другие биографические материалы:

Каиров И.А. Советский педагог (Большая
советская энциклопедия).

Залесский К.А. Практик массового перевоспитания преступников
(Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь.
Москва, Вече, 2000).

Румянцев В.Б. Создавал альтернативную общественную структуру
(Педагогия).

Грознова Н.А. …И все же писатель (Русская
литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь.
Том 2. З — О.).

Далее читайте (Сочинения, статьи, письма, другие материалы о Макаренко,
справочные материалы).

Роль педагога в системе Макаренко

Педагогическая идея А.С. Макаренко заключается в том, что для полноценного воспитания ребенка необходимо активное включение его в жизнедеятельность общества. Взрослый при этом является полноправным членом этого общества – он не стоит на вершине коллектива, а входит в него на равных со всеми участниками правах. Именно таким образом формируется самостоятельная и активная личность ребенка.

Учитель является во всех смыслах частью детского сообщества. Между воспитателем и воспитанниками складываются скорее товарищеские, нежели авторитарные взаимоотношения. Учитель всегда находится рядом с ребятами: как на работе, так и на отдыхе.

Педагог будущего

В разные годы, под влиянием политических процессов, партократическая элита советского общества, не желая признавать заслуги одного из великих педагогов, вынуждена была признать разработанную им новую систему воспитания. Идеи гуманизма, признание в ребенке личности, уважение к детям остаются приоритетом и для педагогики двадцать первого тысячелетия.

А.С. Макаренко похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. По свидетельствам его современников, на похоронах Антона Семеновича не присутствовали представители педагогической элиты. Но труды Макаренко стали предметом научных исследований во всем мире. Его методика обучения и развития детей, перевоспитания трудных подростков и возвращения их в социум не только полноценными гражданами, но и лучшими представителями общества успешно работает. Сегодня она лежит в основе современных учебников по педагогике для студентов педагогических ВУЗов.

Источники изображений: stuki-druki.com, perunica.ru, ex-introvert.ru

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век
Что несёт Расе-Руси-России «Конец» христианского «Света»-3 (ОКОНЧАНИЕ) 
(4/3)
Материя Информация Мера 
(5/3)
Смена вод (информации) в жизни общества 
(5/1)
Что несёт Расе-Руси-России «Конец» христианского «Света»-3 (ОКОНЧАНИЕ) 
(4/3)
Каких событий ждёт Дональд Трамп до 20 января 2021 года? 
(3.5/4)
Религиозность и её роль в жизни современного человека 
(1/1)
О деятельности Фонда концептуальных технологий «Алтай» после 18.06.2018 года 
(5/11)
Рабы пока немы: ОПГ против Глобального Родителя 
(5/7)
О создании фильма «Час Быка» 
(5/7)
Открытый код. Несколько слов о Концепции Общественной Безопасности 
(5/6)
Объяснятина вместо наделения Мерой, это признак управленческой безграмотности 
(5/6)
Сколько ещё будем праздновать День Победы 
(5/6)
«Священное» право вымирать? О том, как наследники Великой Победы плебеями стали 
(5/5)
Маски и перчатки убивают 
(5/5)
Чисто чтобы не забыть, первыми в космос вышли русские 
(5/110)
Центральный банк России работает на её уничтожение 
(5/64)
Ну, за самодержание!… 
(5/64)
7 советов от гениального врача Николая Амосова . 
(5/57)
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына: отчёт «победителям»? 
(5/52)
Другой взгляд на пенсионный вопрос или какое государство нам нужно 
(5/50)
Самые яркие примеры смекалки у советских солдат 
(5/46)
Смотрите ж: всё стоит она! 
(5/38)

Личная жизнь

Отец Антона был угрюм и задумчив, в своей жизни он испытал немало потерь и трудностей. Поэтому сыну, отчасти, передалась эта серьезность и в свою личную жизнь он многих не допускал. Кто такой этот великий учитель? Он прозаик, который стремился сделать возможным развитие свободной личности внутри автократичной системы. Макаренко женат на Галине Салько, после 1935-го года уже с фамилией супруга.

Были у четы Макаренко приемные дети, сын Лев Михайлович, воспитываемый супругой, и Олимпиада Витальевна, оставшаяся после бегства брата Виталия из России. Первая любовь публициста Елизавета Федоровна Григорович, любопытен факт ее замужества за священником и возраст почти на десять лет старше Антона. Она 20 лет проработала вместе с ним в колонии, свел ее с ним муж, в тот момент, когда пытался спасти Макаренко от самоубийства.

Важность семейного воспитания

Огромное внимание в педагогической системе Макаренко уделяется и воспитанию в семье. Становление личности ребенка в большей степени зависит от поведения родителей – именно мама и папа должны становится эталоном для своего чада

Малыш как губка впитывает в себя поступки и слова своих родителей. Поэтому, требуя что-либо от малыша, родители должны предъявлять требования в первую очередь к себе. Мамы и папы при этом должны быть совершенно честны и искренни со своим ребенком.

Родителям не стоит находиться рядом с малышом каждую секунду – излишний контроль приведет к пассивности ребенка, отсутствию у него собственного мнения и мировоззрения. Основная задача родителей – предоставить малышу такую свободу, которую они (родители) смогут держать под контролем

Общественное влияние на ребенка не менее важно, чем влияние родительское. Попав в окружающую среду, ребенок может столкнуться с теми или иными проблемами и/или соблазнами

Малышу нередко будет нужен совет или помощь. Все это – важные аспекты правильного семейного воспитания. При этом предполагается, что каждый из родителей играет свою особую воспитательную роль. А.С. Макаренко наряду с Г. Кершенштейнером, Д. Дьюи и М. Монтессори был признан ЮНЕСКО одним из четырех величайших педагогов-мыслителей XX века. Это говорит о том, что педагогическая методика Макаренко имеет широкую востребованность не только в пределах нашей необъятной родины, но и за рубежом.

Детство и юность

Рождение звезды педагогической сферы произошло в городе Белополье Сумского Уезда. Географически это расположено в Харьковской губернии, именно там 13 марта 1988 года появился на свет маленький Макаренко Антон Семенович. Родители будущего воспитателя из простого рода, отец Семен Григорьевич занимался малярными работами в железнодорожной области, мать Татьяна Михайловна Дергачева, по предкам из дворянского рода.

Антон Семенович Макаренко и его биография не позволяет вникнуть в глубокие детали детства великого публициста советского времени. Младший брат Виталий принимал участие в Брусиловском прорыве, он был рожден в 1895 году и прожил до 1983 года. О своем старшем брате писал, что, несмотря на украинское происхождение, всегда считал Антона русским на сто процентов.

Макаренко отлично знал украинский и польский языки, нередко вставлял цитаты на них в свои произведения, но отдавал предпочтение русскому языку и его особенностям. Учеником он прослыл прилежным и внимательным, в 1904-м году окончил четыре класса училища в городе Кременчуге. Отец сразу определил симпатии сына к образовательному ремеслу и предрек ему будущее учителя.

Макаренко «педагог от бога», после окончания специализированных курсов, он начинает в семнадцать лет трудиться в родном училище. Девять лет он преподавал в различных железнодорожных образовательных учреждениях. В 1916-м пошел в армию ратником, но близорукость позволила ему досрочно демобилизоваться.

Педагогическая работа

Антон Макаренко организовал и возглавил колонию для беспризорников и несовершеннолетних нарушителей. Известно, что в это заведение попадали дети, которые не могли проживать в нормальном советском обществе. Это были воры и преступники, малолетние проститутки и хулиганы. В области воспитания Макаренко достиг невероятных успехов, а многие выпускники его коммуны в последующем стали знаменитыми учеными и даже героями Советского Союза.

Основывался метод перевоспитания в колонии на следующем:

  • общее дело;
  • наличие ядра коллектива;
  • полное самоуправление;
  • правильный формат.

Однако такая идея педагогической деятельности не у всех находила поддержку и одобрение. Известно, что ярой противницей методов Макаренко была Надежда Крупская, а ее краткая резолюция в 1928 году фактически поставила крест на создании аналогичных колоний для несовершеннолетних.

Лишь через несколько десятков лет после смерти этого талантливого педагога его вклад в улучшение воспитательных процессов и методы были признаны успешными и во многом революционными для того времени.

https://youtube.com/watch?v=swQGr3f2Zdk

Что осталось

Прослужив на должности около двух лет, Макаренко тихо вышел в отставку и перебрался с семьей в Москву. К тому времени у него была семья (обещания никогда не жениться он не исполнил, зато исполнил другое — не иметь собственных детей). Дело вышло так: прожив с попадьей Елизаветой Федоровной 20 лет (и все эти двадцать лет часто и безответно влюбляясь в учительниц, инспектрис, почтальонш), Макаренко ее, наконец, оставил. Брат Виталий в своих воспоминаниях объясняет это так: «У нее полезли наружу атавизмы старой поповской семьи — жадность, скупость и мелочность…». А может, дело просто в том, что очередная любовь — инспектор из наркомпроса, посетившая колонию имени М. Горького в 1927 году, — Галина Стахиевна Салько ответила на чувства Антона Семеновича. Ему было тогда 39 лет. Он писал ей трогательные письма: «Опять вечер, и опять я остаюсь в одиночестве перед жизнью и любовью, двумя страшными вещами, которых обыкновенно боятся люди… В моей каторжной жизни любовь, как городничий, вошла в переполненный храм, и в храме стало жарко и тесно. Я не знаю, кого жалеть, публику или городничего, и я не знаю, чего бояться. Но что я непременно обязан делать — это благодарить Вас за то, что Вы не прошли мимо случайности — меня. За то, что Вы украсили мою жизнь смятением и величием, покорностью и взлетом. За то, что позволили мне взойти на гору и посмотреть на мир. Мир оказался прекрасным».

Вскоре она переехала к нему с сыном Львом. Сам Макаренко воспитывал племянницу Олимпиаду — дочь брата Виталия. Виталий был белогвардейцем и едва успел спастись от большевиков, оставив беременную жену. Жил в Париже, дочь свою никогда не видел. Девочка, с младенчества отданная Антону, долго считала его своим родным отцом. Воспитывалась она в коммуне, наравне с другими. А впрочем, лучшего места для ребенка тогда и не было…

И вот теперь семья — супруги Макаренко и двое детей — перебралась в Москву. Антон Семенович, к этому времени уже автор нашумевшей «Педагогической поэмы», вступил в Союз писателей. Продолжал заниматься литературой, читал лекции по педагогике, вел передачу на радио, работал над сценарием фильма «Путевка в жизнь»… Был ли он счастлив? Вряд ли. С женой отношения охладели. Делом своей жизни — воспитанием трудных подростков он заниматься не мог.

Он умер внезапно, в поезде из подмосковного Голицыно в Москву — вез с дачи вариант сценария на студию. Разрыв сердца. В буквальном смысле его сердце разорвалось на две половины, как яблоко. Антону Семеновичу исполнился всего 51 год, он многое еще мог бы сделать, если б ему не помешали…

Жена не пришла на его похороны, сослалась на плохое самочувствие. Зато потом долгие годы ездила по стране, выступала с лекциями о системе Макаренко. С некоторых пор эта система сделалась страшно популярной (какой никогда не была при жизни Антона Семеновича). Его книги стали бесконечно переиздаваться в разных странах. В Японии так до сих пор на психологических факультетах труды Макаренко входят в обязательную программу. А в Германии есть центр по изучению его наследия. Что еще осталось? Ученики. Из них ни один не сделался человеком недостойным — брака в воспитании Антон Семенович не допускал. Артисты, инженеры, музыканты, учителя… Особенно много среди бывших воспитанников Макаренко было учителей. Что еще осталось? Внуки — художник и режиссер Антон Васильев и знаменитая актриса Екатерина Васильева

Не важно, что двоюродные, ведь их мать вырастил Антон Семенович.

Орден А.С.Макаренко

Дополнительная информация: 

amnesia.pavelbers.com: Забытые имена. А.С. Макаренко.

hrono.info: Антон Семенович Макаренко

freejojo.com: Антон Макаренко

makarenko-museum.narod.ru: Педагогический музей А.С.Макаренко

freejojo.com: Антон Макаренко

tunnel.ru: Контрреволюция Макаренко

Семейная тайна Антона Макаренко  Документальный фильм, 2011 г.

Антон Макаренко  Документальный фильм, 2006 г.

Рождение Коммуны   Документальный фильм.

Педагогическая поэма  Художественный фильм, 1955 г.

Видематериалы о биографии А.С. Макаренко

Перспективные линии

Выдающийся педагог считал закон движения одним из основных для коллектива. Если последний достигал поставленной цели и не ставил перед собой новых перспектив, испытывал самоуспокоение, и стремлений, воодушевляющих его участников, не возникало, у него не было будущего. Останавливалось его развитие. В коллективе всегда должна присутствовать напряженная жизнь, стремление к какой-либо цели.

В соответствии с этим положением, впервые в педагогике был выдвинут и разработан принцип, получивший название системы перспективных линий. Макаренко настаивал на том, что человек не может прожить в этом мире без того, чтобы впереди у него не было никакой радости. Она является настоящим стимулом в жизни. В педагогике эта завтрашняя радость является одним из самых важных объектов работы.

Методика перспективных линий базируется на прогнозировании перспектив, то есть на их предусмотрении, которые предполагаются и на общей, и на индивидуальной основе. В основе данного процесса – стремление личности к достижению цели, осуществлению проекта или мечты.

Антон Семенович считал, что воспитывать человека нужно, формируя у него перспективные пути. Методика такой работы заключается в создании новых перспектив, в использовании уже имеющихся, в последовательной подстановке других. Она применяется при планировании жизни коллектива и различает три вида перспектив: близкие, средние, дальние. Первый – это завтрашний день, второй – проектирование событий в некоторой степени отдаленных во времени, третий — это будущее личности и коллектива.

В заключение стоит отметить, что сегодня система Макаренко в той или иной степени находит свое применение. Так, например, ее используют в передовых бизнес-структурах. Это и привязка доходов сотрудников к прибыли предприятия, и воспитание, и приобщение новых сотрудников через ядро коллектива к корпоративной культуре, и контроль формата.

Педагогика

После нескольких лет педагогической деятельности Антон Семенович поступил в Полтавский учительский университет. Он получал высшие оценки по всем дисциплинам, вследствие чего окончил вуз с красным дипломом.

В то время биографии Макаренко начал писать свои первые произведения. Свой первый рассказ «Глупый день» он отправил Максиму Горькому, желая узнать его мнение о своем творчестве.

Позже Горький ответил Антону. В своем письме он в жесткой форме раскритиковал его рассказ. По этой причине, Макаренко забросил писательскую деятельность на целых 13 лет.

Стоит заметить, что Антон Семенович будет поддерживать дружеские отношения с Горьким в течении всей жизни.

Свою знаменитую педагогическую систему Макаренко начал развивать в трудовой колонии для несовершеннолетних преступников, расположенной в деревне Ковалевка неподалеку от Полтавы. Он пытался найти наиболее эффективный способ воспитания подростков.

Интересен факт, что Антон Макаренко изучил труды многих педагогов, однако ни один из них не вызвал у него удовлетворения. Во всех книгах предлагалось перевоспитывать детей в жесткой форме, что не позволяло найти контакт между воспитателем и подопечными.

Взяв под свою опеку малолетних правонарушителей, Макаренко разделил их на группы, которым предложил собственноручно обустроить свой быт

При решении каких-либо важных вопросов он всегда советовался с ребятами, давая им понять, что их мнение очень важно для него

Первое время воспитанники часто вели себя по-хамски, однако позже начали проявлять к Антону Макаренко все большее уважение. Со временем ребята старшего возраста добровольно брали инициативу в свои руки, занимаясь перевоспитанием младших ребят.

Таким образом Макаренко смог создать эффективную систему, при которой некогда дерзкие воспитанники становились «нормальными людьми» и стремились передать свои идеи младшему поколению.

Антон Макаренко побуждал детей стремиться получить образование, чтобы в будущем иметь достойную профессию

Также он уделял большое внимание культурной деятельности. В колонии часто ставились спектакли, где актерами были все те же воспитанники

Антон Макаренко и его воспитанники

Выдающиеся достижения в воспитательно-педагогической сфере сделали мужчину одним из самых известных деятелей мировой культуры и педагогики.

Позже Макаренко направили возглавить другую колонию, находящуюся под Харьковом. Власти хотели проверить, была ли его система успешной случайностью или же она действительно работала.

На новом месте Антон Семенович быстро установил уже проверенные порядки. Любопытно, что он взял с собой несколько беспризорников из старой колонии, которые помогали ему работать.

Под руководством Макаренко трудные подростки начали вести достойный образ жизни, избавляясь от вредных привычек и воровских навыков. Дети засеивали поля после чего собирали богатый урожай, а также производили разную продукцию.

Более того, беспризорники научились изготавливать фотоаппараты «ФЭД». Таким образом, подростки могли самостоятельно кормить себя, почти не нуждаясь в финансировании со стороны государства.

Максим Горький и Антон Макаренко с воспитанниками

В то время биографии Антон Макаренко написал 3 произведения: «Марш 30 года», «ФД-1» и легендарную «Педагогическую поэму». Вернуться к писательской деятельности его побудил все тот же Горький.

После этого Макаренко перевели в Киев на пост помощника начальника отдела трудовых колоний. В 1934 г. его приняли в Союз советских писателей. Во многом это случилось благодаря «Педагогической поэме», в которой он простыми словами описал свою систему воспитания, а также привел множество интересных фактов из своей биографии.

В скором времени на Антона Семеновича был написан донос. Его обвиняли в критике Иосифа Сталина. Предупрежденный бывшими сослуживцами, он успел переехать в Москву, где продолжил писать книги.

Совместно со своей супругой Макаренко издает «Книгу для родителей», в которой представляет свой взгляд на воспитание детей. В ней говорилось, что каждый ребенок нуждался в коллективе, который в свою очередь помогал ему адаптироваться в социуме.

Позже по мотивам произведений писателя будут сняты такие картины, как «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях» и «Большие и маленькие».

Основы педагогики Макаренко

Замечание 1

А. С. Макаренко – известный во всем мире писатель, воспитатель и педагог. В соответствии с позицией ЮНЕСКО, А.С. Макаренко – один их четырех педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке.

Суть идей Макаренко отражена в необходимости сформировать единый трудовой коллектив педагогов и учащихся, жизнедеятельность которого будет питательной средой для развития личности и индивидуальности. Творчество Макаренко шло вразрез со сталинской педагогикой, которая насаждала идею о воспитании человека как составной части социальной машины. Макаренко же говорил о воспитании самостоятельного и деятельного члена общества.

Теоретическое наследие Макаренко было признано во всем мире. Он считал, что работа учителя самая сложная, ответственная и требующая от личности не только большого напряжения, но и большого вложения сил и больших способностей.

Коллектив – это контактная совокупность людей, базирующаяся на:

  • общей цели;
  • общей деятельности;
  • дисциплине;
  • органах самоуправления;
  • связи данного коллектива со всем обществом.

Коллектив по своей структуре может быть двух типов: общий и первичный. Воспитание должно начинаться в первичном коллективе.

Определение 1

Первичный коллектив – это коллектив, в котором отдельные его члены пребывают в постоянном деловом, бытовом, дружеском и идеологическом объединении.

Макаренко выстраивал свои первичные коллективы на основании возрастного и производственного принципов.

Коллектив в своем развитии проходит несколько стадий, которые связаны с педагогическим требованием:

  • требования предъявляются педагогом;
  • создается актив, и педагог предъявляет требования к активу;
  • создается общественное мнение, то есть сплоченный коллектив предъявляет требования к личности;
  • личность предъявляет ряд требований к самой себе.

Определение 2

Педагогический коллектив – это коллектив воспитанников и взрослых. В нем работают органы детского самоуправления. Законодательным органом является общее собрание всего педагогического коллектива, в котором у каждого есть право голоса.

На общем собрании решают наиболее важные вопросы жизнедеятельности коллектива. Исполнительный орган представлен советом командиров, который состоит из командиров первичных отрядов и председателей комиссий.

Дисциплина не является средством или методом воспитания, она представляет результат всей воспитательной системы. В первую очередь дисциплина должна требоваться от коллектива, интересы коллектива должны стоять выше интересов личности, если личность сознательно идет против коллектива.

Режим является средством воспитания, он обязателен для всех.

Воспитание должно проходить без наказаний, если оно правильно организовано. Наказание не должно причинять ребенку моральные и физические страдания, его суть – дать понять ребенку то, что его осуждает коллектив и сверстники за совершенный поступок.

Макаренко писал лекции для родителей о воспитании, в которых содержались общие принципы воспитания в семье, писал об авторитете родителей, о трудовом воспитании в семье, о дисциплине и половом воспитании.

Что осталось

Прослужив на должности около двух лет, Макаренко тихо вышел в отставку и перебрался с семьёй в Москву. К тому времени у него была семья (обещания никогда не жениться он не исполнил, зато исполнил другое — не иметь собственных детей). Дело вышло так: прожив с попадьей Елизаветой Фёдоровной 20 лет, Макаренко её, наконец, оставил. Брат Виталий в своих воспоминаниях объясняет так: «У неё полезли наружу атавизмы старой поповской семьи — жадность, скупость и мелочность. Она завела с десяток кошек, и во всех комнатах стояла вонь». А может, дело просто в том, что после бесконечных безответных любовей — к учительницам, почтальоншам, просто случайным знакомым — он влюбился в инспектора из наркомпроса, посетившую Колонию имени М. Горького в 1927 году, — Галину Стахиевну Салько, и она вдруг ответила его на чувства. Антону Семёновичу было тогда 39 лет. Он писал ей трогательные письма: «Опять вечер, и опять я остаюсь в одиночестве перед жизнью и любовью, двумя страшными вещами, которых обыкновенно боятся люди… В моей каторжной жизни любовь, как городничий, вошла в переполненный храм, и в храме стало жарко и тесно. Я не знаю, кого жалеть, публику или городничего, и я не знаю, чего бояться. Но что я непременно обязан делать — это благодарить Вас за то, что Вы не прошли мимо случайности — меня. За то, что Вы украсили мою жизнь смятением и величием, покорностью и взлётом. За то, что позволили мне взойти на гору и посмотреть на мир. Мир оказался прекрасным».

Галина Стахиевна

Вскоре она переехала к нему с сыном Львом. Сам Макаренко воспитывал племянницу Олимпиаду — дочь брата Виталия. Виталий был белогвардейцем и едва успел спастись от большевиков, оставив беременную жену. Жил в Париже, дочь свою никогда не видел (в скобках заметим, что и о попадье судить не мог, разве что со слов брата). Девочка, с младенчества отданная Антону, долго считала его своим родным отцом. Воспитывалась она в Коммуне, наравне с другими. А впрочем, лучшего места для ребенка тогда и не было…

И вот теперь семья — супруги Макаренко и двое детей — перебралась в Москву. Антон Семёнович, к этому времени уже автор нашумевшей «Педагогической поэмы», вступил в Союз писателей. Продолжал заниматься литературой, читал лекции по педагогике, вёл передачу на радио, работал над сценарием фильма «Путёвка в жизнь»… Был ли он счастлив? Вряд ли. С женой отношения охладели. Делом своей жизни — воспитанием трудных подростков он заниматься не мог.

Макаренко умер внезапно, в поезде из подмосковного Голицыно в Москву — вёз с дачи вариант сценария на студию. Разрыв сердца. И это не просто такое выражение. В буквальном смысле его сердце разорвалось на две половины, как если бы разломили яблоко. Антону Семёновичу исполнился всего 51 год, он многое ещё мог бы сделать, если б ему не помешали…

Жена не пришла на его похороны, сослалась на плохое самочувствие. Зато потом долгие годы ездила по стране, выступала с лекциями о системе Макаренко. С некоторых пор эта система сделалась страшно популярной (какой никогда не была при жизни Антона Семёновича). Его книги стали бесконечно переиздаваться в разных странах. В Японии так до сих пор на психологических факультетах труды Макаренко входят в обязательную программу. А в Германии есть центр по изучению его наследия. Что ещё осталось? Ученики. Из них ни один не сделался человеком недостойным — брака в воспитании Антон Семёнович не допускал. Артисты, инженеры, музыканты, учителя… Особенно много среди бывших воспитанников Макаренко было учителей. Ещё остались внуки — художник и режиссёр Антон Васильев и знаменитая актриса Екатерина Васильева

Не важно, что они Антону Семёновичу двоюродные, их мать вырастил и воспитал именно он, а воспитать — это главное. Во всяком случае, по Макаренко

Угроза человечеству

Человечество сталкивается с неизвестным количеством новых и потенциально смертельных вирусов, появляющихся из тропических влажных лесов Африки, рассказывает профессор Жан-Жак Муембе Тамфум (Jean-Jacques Muyembe Tamfum). Этот человек в 1976 году участвовал в выявлении вируса Эболы и с тех пор занимается поиском новых болезнетворных микроорганизмов.

Будучи молодым ученым, Муембе брал первые образцы крови у жертв таинственной болезни, которая вызывала кровотечение и убила около 88% пациентов, а также 80% медперсонала, работавшего в госпитале Ямбуку, где она была впервые обнаружена.

Пробирки с кровью отправляли в Бельгию и США, и тамошние ученые обнаружили в образцах вирус в форме червя. Они назвали его «Эбола» по названию близкой к месту вспышки реки в тогдашнем Заире. Для выявления Эболы была создана целая сеть, связавшая отдаленные районы африканских тропических лесов с передовыми западными лабораториями.

Сегодня же Запад вынужден полагаться на африканских ученых из Конго и других стран, рассчитывая на то, что они станут передовыми стражами, предупреждающими о будущих болезнях.

В Ингенде страх перед новым смертоносным вирусом очень велик даже после выздоровления пациентки, у которой были похожие на Эболу симптомы. Взятые у нее образцы проверили на месте и отправили в Национальный институт биомедицинских исследований (INRB) в Киншасу, где их проанализировали на предмет других заболеваний с похожими симптомами. Все анализы дали отрицательный результат, а поразившая женщину болезнь так и осталась загадкой.

Давая в столице ДРК Киншасе эксклюзивное интервью Си-Эн-Эн, Муембе рассказал, что следует ждать появления новых зоонозов, как называют инфекции, передаваемые от животного человеку. Среди них желтая лихорадка, различные формы гриппа, бешенство, бруцеллез и болезнь Лайма. Часто переносчиками заболевания становятся грызуны и насекомые. Они и прежде вызывали эпидемии и пандемии.

ВИЧ появился от определенного вида шимпанзе и мутировал, став современной чумой мирового масштаба. Вирусы атипичной пневмонии, ближневосточного респираторного синдрома и сovid-19, который известен как SARS-CoV-2 — все это коронавирусы, перешедшие к человеку из неизвестных «резервуаров» мира животных. Так вирусологи называют естественных хозяев вирусов. Считается, что сovid-19 появился в Китае, возможно, у летучих мышей.

Считает ли Муембе, что пандемии будущего будут страшнее сovid-19, апокалиптичнее? «Да, да, я так думаю», — отвечает он.

РИА Новости, Алексей Майшев — Госпиталь COVID-19 в ГКБ №15 имени О. М. Филатова

Читайте также: