• Без рубрики
  • 0

Лусканова и уникальная методика изучения мотивации

Выявление уровня школьной мотивации и общего отношения к учебе

а также сбор конкретных данных относительно личности испытуемых.

Инструкция: «Внимательно прочитай вопросы и выбери тот ответ, который считаешь нужным. Старайся не думать много над вопросами и выбирать «правильный», твои ответы не будут разглашаться».

Вопросы анкеты

1. Тебе нравится в школе или не очень?

— не очень — нравится — не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома? — чаще хочется остаться дома — бывает по-разному — иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

— не знаю — остался бы дома — пошел бы в школу

4.Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки?

— не нравится — бывает по-разному — нравится

5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

— хотел бы — не хотел бы — не знаю

6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

— не знаю — не хотел бы — хотел бы

7.Ты часто рассказываешь о школе родителям?

— часто — редко — не рассказываю

8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

— точно не знаю — хотел бы — не хотел бы

9.У тебя в классе много друзей?

— мало — много — нет друзей

10.Тебе нравятся твои одноклассники?

— нравятся — не очень — не нравятся

11. Испытываешь ли ты трудности в учебе?

12. Назови своё имя, фамилию и отчество.

13. Сколько тебе лет?

14. В каком классе ты учишься?

Обработка результатов

Для возможности дифференцирован детей по уровню школьной мотивации использовалась система бальных оценок:

Различия между выделенными группами детей были оценены по критерию Стьюдента и было установлено 5 основных уровней школьной мотивации:

1. 25 — 30 баллов (максимально высокий уровень} — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

2. 20 — 24 балла — хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3. 15 — 19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

4. 10 -14 баллов — низкая школьная мотивация.

Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе.

5. Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывания в которой для них невыносимо. Могут плакать, проситься домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать нормам, правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения нервно — психического здоровья. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

Методика детских рисунков

Надо отметить, что внутренний мир человека, особенно маленького, довольно просто определить по его рисункам, которые полностью отображают мотивацию и психологическое состояние личности.

Такая зависимость была замечена давно и разработано немало методик. К примеру, очень популярной в своё время была система Шуберта, выведенная ещё в 1922 году.

Уникальность анкеты, созданной Лускановой Н. Г., состоит в том, что изображения детей и их ответы на вопросник оцениваются по одной системе, преподнося специалисту полную информацию об уровне стимуляции ученика и его готовности выполнять те требования, которые предлагает учебное заведение.

Уровни школьной мотивации

Существует четыре уровня школьной мотивации:

  • Высокий.
  • Хороший.
  • Положительный
  • Низкий.

При высоком уровне, ученики очень ответственно относятся к заданиям от учителя и стараются выполнять всё ровно в срок, также сильно расстраиваются, когда получают замечания или плохие оценки. Хороший уровень говорит об ответственном выполнении работы. Положительный о том, что ученик больше заинтересован общением и другими сторонами школы, но всё же не забрасывает учёбу. Низкий уровень у учеников, которые пропускают занятия и занимаются на уроках другими, более увлекательными делами.

Варианты тестирования

Анкетирование может быть предназначено для личного обследования ребёнка, или же для группового занятия. Существуют два варианта проведения анкетирования:

  1. Вопросы зачитываются вслух, затем зачитываются варианты ответов и ученики отмечают нужные им ответы.
  2. Анкета распечатывается и раздаётся всем школьникам, даётся определённое время на заполнение ответов, а затем листочки просто собираются.

У каждого из этих вариантов есть свои особенности:

  • Первый вариант — есть риск, что ребёнок соврёт, так как ученики видят перед собой взрослого учителя и немного смущаются давать честные ответы.
  • Второй вариант — удобен и для учеников, и для учителей, ответы учеников будут более честными. Но в начальных классах (особенно в первых классах) это затруднительно, так как ученики ещё плохо умеют писать и читать.

Удачного вам тестирования!

Приложение 3 «Формула темперамента» а. Белов

Инструкция. Отметьте
знаком «+» те качества в «паспорте»
темперамента, которые для вас обычны,
повседневны.

Итак,
если вы:

  1. неусидчивы,
    суетливы;

  2. невыдержанны,
    вспыльчивы;

  3. нетерпеливы;

  4. резки
    и прямолинейны в отношениях с людьми;

  5. решительны
    и инициативны;

  6. упрямы;

  7. находчивы
    в споре;

  8. работаете
    рывками;

  9. склонны
    к риску;

  10. незлопамятны;

  11. обладаете
    быстрой, страстной, со сбивчивыми
    интонациями речью;

  12. неуравновешенны
    и склонны к горячности;

  13. агрессивный
    забияка;

  14. нетерпимы
    к недостаткам;

  15. обладаете
    выразительной мимикой;

  16. способны
    быстро действовать и решать;

  17. неустанно
    стремитесь к новому;

  18. обладаете
    резкими порывистыми движениями;

  19. настойчивы
    в достижении поставленной цели;

  20. склонны
    к резким сменам настроения 

    то вы чистый холерик.

Если
вы:

  1. веселы
    и жизнерадостны;

  2. энергичны
    и деловиты;

  3. часто
    не доводите начатое дело до конца;

  4. склонны
    переоценивать себя;

  5. способны
    быстро схватывать новое;

  6. неустойчивы
    в интересах и склонностях;

  7. легко
    переживаете неудачи и неприятности;

  8. легко
    приспосабливаетесь к разным
    обстоятельствам;

  9. с
    увлечением беретесь за любое новое
    дело;

  10. быстро
    остываете, если дело перестает вас
    интересовать;

  11. быстро
    включаетесь в новую работу и быстро
    переключаетесь с одной работы на другую;

  12. тяготитесь
    однообразием будничной кропотливой
    работы;

  13. общительны
    и отзывчивы, не чувствуете скованности
    с новыми для вас людьми;

  14. выносливы
    и работоспособны;

  15. обладаете
    громкой, быстрой, отчетливой речью,
    сопровождающейся жестами, выразительной
    мимикой;

  16. сохраняете
    самообладание в неожиданной сложной
    обстановке;

  17. обладаете
    всегда бодрым настроением;

  18. быстро
    засыпаете и пробуждаетесь;

  19. часто
    не собраны, проявляете поспешность в
    решениях;

  20. склонны
    иногда скользить по поверхности,
    отвлекаться 

    то вы, конечно же, сангвиник

Если
вы:

  1. спокойны
    и хладнокровны;

  2. последовательны
    и обстоятельны в делах;

  3. осторожны
    и рассудительны;

  4. умеете
    ждать;

  5. молчаливы
    и не любите попусту болтать;

  6. обладаете
    спокойной, равномерной речью, с
    остановками, без резко выраженных
    эмоций,

  7. жестикуляции
    и мимики;

  8. сдержаны
    и терпеливы;

  9. доводите
    начатое дело до конца;

  10. не
    растрачиваете попусту сил;

  11. придерживаетесь
    выработанного распорядка дня, жизни,
    системы в работе;

  12. легко
    сдерживаете порывы;

  13. маловосприимчивы
    к одобрению и порицанию;

  14. незлобивы,
    проявляете снисходительное отношение
    к колкостям в свой адрес;

  15. постоянны
    в своих отношениях и интересах;

  16. медленно
    включаетесь в работу и медленно
    переключаетесь с одного дела на другое;

  17. ровны
    в отношениях со всеми;

  18. любите
    аккуратность и порядок во всем;

  19. с
    трудом приспосабливаетесь к новой
    обстановке;

  20. обладаете
    выдержкой;

  21. несколько
    медлительны 

    то вы, без сомнения, флегматик.

Если
вы:

  1. стеснительны
    и застенчивы;

  2. теряетесь
    в новой обстановке;

  3. затрудняетесь
    установить контакт с незнакомыми
    людьми;

  4. не
    верите в свои силы;

  5. легко
    переносите одиночество;

  6. чувствуете
    подавленность и растерянность при
    неудачах;

  7. склонны
    уходить в себя;

  8. быстро
    утомляетесь;

  9. обладаете
    тихой речью;

  10. невольно
    приспосабливаетесь к характеру
    собеседника;

  11. впечатлительны
    до слезливости;

  12. чрезвычайно
    восприимчивы к одобрению и порицанию;

  13. предъявляете
    высокие требования к себе и окружающим;

  14. склонны
    к подозрительности, мнительности;

  15. болезненно
    чувствительны и легко ранимы;

  16. чрезмерно
    обидчивы;

  17. скрытны
    и необщительны, не делитесь ни с кем
    своими мыслями;

  18. малоактивны
    и робки;

  19. уступчивы,
    покорны;

  20. стремитесь
    вызвать сочувствие и помощь у окружающих 

    то вы меланхолик.

Онлайн-тест

Н.Г. Лусканова, автор этой методики, предполагает, что если ребёнок желает проявить себя с хорошей стороны и стремится выполнить все задания, которые даёт ему учитель, то, скорее всего, он будет стараться усвоить всю информацию, которую даёт ему учитель. И с другой же стороны, школьники с низкой мотивацией к учёбе, которые по каким-либо причинам не заинтересованы в получении знаний, не проявляют должной активности и старания для запоминания новой информации. От этого их продуктивность сильно снижается.

Лучше всего использовать такое анкетирование повторно через некоторое время. Когда дети пройдут анкетирование повторно, нужно сравнить результаты с пошлым анкетированием. Если ответы ученика отличаются в хорошую сторону, то выработанная методика даёт хорошие результаты. В противном случае, если ученик отмечает снижение мотивации или результаты не изменились, то методика не работает и вам нужно сменить свой подход к этому ученику. Оптимальным временным промежутком для проведения анкетирования является раз в один-два месяца.

Стимуляция познаний и их разновидности

Направленность обучаемого на различные аспекты познавательного процесса и является мотивом учения. Многочисленные психологические исследования, проведённые учёными и авторитетными педагогами, показали, что мотив учения наиболее ярко и полно раскрывается ситуации выбора, когда ученик имеет возможность выбирать

Очень важно, чтобы мотивация ученика была на высоком уровне. Изучая эту проблему, различают несколько моментов, которые крайне важны в вопросах мотивации:

  1. Общие познавательные мотивы — стремление учащегося как можно больше получить общей информации.
  2. Учебно-познавательные мотивы — способность ученика эффективно осваивать учебную программу.
  3. Процессы самообразования — желание ученика искать такие источники информации, которые отсутствуют в учебной программе.

Кроме того, крайне важную роль играют узкие и широкие социальные мотивы, а также стремление ученика сотрудничать с педагогами

Изучение таких вопросов крайне важно, так как помогают не только понять морально-психологическое состояние ученика на данный момент, но и «вычислить» факторы, которые стимулируют деятельность маленьких представителей учебного заведения

Результаты и аналитика системного опросника

Такой опрос подразумевает три вида вариантов ответа опрашиваемого, где позитивное отношение рассматривается в три пункта, отсутствие решения в один, а негативное отношение в ноль пунктов. Интерпретация, имеющая максимальное значение в тридцать пунктов, оценивает стимуляцию участника учебного заведения по следующим показателям:

— максимальное значение (25–30 пунктов). Такие представители отличаются высоким уровнем познавательных мотивов, стремятся искать альтернативные источники информации, позволяющие проводить эффективные процессы самообразования.

Ученики, получившие максимальные оценки, всегда готовы на тесное сотрудничество с преподавателем, относятся к учебному процессу серьёзно и крайне переживают в тех случаях, когда получают неудовлетворительную оценку;

— хорошая мотивация (20–24 балла). Ученик, набравший данное количество баллов, проявляет к учёбе, что называется, здоровый интерес. Надо сказать, что такое количество баллов набирает большинство учеников младших классов;

— положительное отношение к учёбе (15–19 баллов). Данные учащиеся положительно относятся к учебной программе, но зачастую их больше интересуют не учебная программа, а внеучебные моменты, которые происходят в учебном заведении.

Статистика гласит о том, что такие ученики очень общительны и какие моменты их больше привлекают в школе;

— негативная стимуляция учащегося (10–14 пунктов). Всегда существуют индивидуумы, для которых посещение места получения знания в тягость. Такие личности находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе, крайне напряжённо идут на контакт с преподавателями и создают конфликтные ситуации внутри коллектива;

— крайне негативное отношение к учёбе (менее 10 пунктов).

Данная ситуация может сложиться в крайне редко, но имеет место. Такой ученик воспринимает школу, как среду недоброжелательную, становится похожим на «ёжика», который любые действия преподавателей или одноклассников воспринимает в «штыки». Зачастую такие учащиеся страдают нервно — психологической неустойчивостью.

Анкета, созданная Лускановой Н. Г., очень хорошо отображает не только сиюминутные настроения учеников младших классов, но и состояние нервной устойчивости, играющее колоссальную роль в развитии познавательных процессах, методов общения с одногодками и взрослыми. Мотивация основывается на внутреннем мировоззрении школьника, которая была заложена дома или в дошкольных учреждениях.

Интерпретация изображений

Такое тестирование, как изображение, проводить просто, потому что все дети очень любят рисовать. Ученикам младших уровней предлагается нарисовать небольшую картину на тему (к примеру) «Как я отношусь к школе»

Важно отметить, что проводить оценку рисунков — дело очень сложное и требует от преподавателя отличных знаний проективных техник. Как правило, рисунки подразделяются на два вида:

  1. Картины с учебными моментами, где отображаются преподаватели или одноклассники. Такие результаты говорят о позитивной учебной активности ребёнка.
  2. Изображения внеучебного характера говорят о хорошем отношении ученика к школе, но не к конкретно процессу получения знаний. Такие изображения предоставляют моменты перемен, «битвы» портфелями или другие активные игры.

Энергетическая позиция свидетельствует о том, что ученик восприимчиво относится к месту получения знаний, но преобладает двигательная ситуация. Как правило, на представленных изображениях можно увидеть качели или спортивные площадки на территории заведения

Важно понимать, что применять такую методику необходимо неоднократно. Такой подход даёт возможность наблюдать перемены в стимуляции учащегося и появлении новых эмоциональных воздействий на психологические процессы ребёнка

Лускановой чётко определены психологические разновидности личностей, определяемые по рисункам и анкете. К примеру, психомоторная расторможенность свойственна тем личностям, чьи рисунки изображают футбол, драки и уроки физкультуры. Более «мягкие» натуры, склонные к сентиментальности, изображают элементы декора или умиротворённые картины

Начиная учебную деятельность, каждый школьник совершенно уникален, что важно понимать преподавателям

Вполне понятно, что одинаково эффективно воспринимать учебную программу не будут, но задача педагога состоит в том, чтобы не только наказывать ученика за плохую успеваемость, но и понять истинные причины неуспеваемости. Такой подход, эффективно отображённый опросником Лускановой, помогает понять каждого индивидуума, «вычислить» уровень мотивации школьника, а главное, осознать важнейшие факторы, воздействующие на ещё неокрепшую психику маленького школьника.

Читайте также: