Смысл фильма «лучшее предложение»
Содержание
Тайная комната
Вергилий Олдман создал свою собственную реальность, которая вскоре заменила ему настоящий мир. В отдельной комнате у него расположены великие полотна лучших мастеров живописи. Он медитирует над ними, как над редкими сокровищами, восхищается, в упоении проводит целые часы. Он собирал эту коллекцию всю жизнь и тщательно оберегал от любого постороннего глаза. Комната оборудована таким образом, что туда не смог бы проникнуть никто посторонний. «Лучшее предложение» — фильм 2013 года — безусловно, заслуживает внимания еще и потому, что зритель знакомится с историей человека неординарного, мышление которого в корне отличается от других людей.
Награды
Награды и номинации | |||
---|---|---|---|
Награда | Категория | Номинант | Результат |
58-я премия «Давид ди Донателло» | Лучший фильм | Джузеппе Торнаторе | Победа |
Лучший режиссёр | Джузеппе Торнаторе | Победа | |
Лучший сценарий | Джузеппе Торнаторе | Номинация | |
Лучший продюсер | Изабелла Кокуццо и Артуро Палья | Номинация | |
Лучшая операторская работа | Номинация | ||
Лучшая работа художника | Маурицио Сабатини и Раффаелла Джиованнетти | Победа | |
Лучшие костюмы | Маурицио Милленотти | Победа | |
Лучший грим | Луиджи Роккетти | Номинация | |
Лучший парикмахер | Stefano Ceccarelli | Номинация | |
Лучший монтаж | Массимо Квалья | Номинация | |
Лучший звук | Джильберто Мартинелли | Номинация | |
Лучшая музыка | Эннио Морриконе | Победа | |
Молодой Давид | Джузеппе Торнаторе | Победа | |
«Серебряная лента» | Лучший режиссёр | Джузеппе Торнаторе | Победа |
Лучший продюсер | Изабелла Кокуццо и Артуро Палья | Победа | |
Лучший сценарий | Джузеппе Торнаторе | Номинация | |
Лучшая операторская работа | Фабио Цамарион | Номинация | |
Лучшая сценография | Маурицио Сабатини и Раффаелла Джиованнетти | Победа | |
Лучшие костюмы | Маурицио Милленотти | Победа | |
Лучший монтаж | Массимо Квалья | Победа | |
Лучший звук | Джильберто Мартинелли | Номинация | |
Лучшая музыка | Эннио Морриконе | Победа | |
«» | Фабио Цамарион | Номинация | |
Эннио Морриконе | Номинация | ||
26-я Премия Европейской киноакадемии | Лучший фильм | Джузеппе Торнаторе | Номинация |
Лучший режиссёр | Джузеппе Торнаторе | Номинация | |
Лучший сценарист | Джузеппе Торнаторе | Номинация | |
Лучший композитор | Эннио Морриконе | Победа | |
Приз зрительских симпатий за лучший европейский фильм | Джузеппе Торнаторе | Номинация |
В чем смысл образа Роберта?
Хотя фильм не дает точного ответа на вопрос, кто придумал хитрый план, призванный лишить Вёрджила его сокровищ, нет сомнений, что к нему приложил руку Роберт — молодой механик, которого аукционист считал считал своим другом. Роберт — живая противоположность Олдману, и не только в плане возраста. Олдман убегает от мира, Роберт неразрывно с ним связан. Олдман не знает женщин, Роберт им нравится и легко завязывает отношения.
И, главное, если для Олдмана подлинную жизнь заменяет искусство, то для Роберта жизнь и искусство неразделимы: он из своей биографии успешно делает авантюрный роман. Роберт — воплощение прагматичного, реалистичного и творческого подхода к жизни, вот только таланты у него слишком разносторонние.
Почему главный герой так неосмотрителен?
Некоторые зрители задают логичный вопрос: почему такой опытный в бизнесе человек не нанял детектива, чтобы разобраться, что представляет из себя загадочная мисс Иббетсон? Ведь в делах Вёрджил, в отличие от личной жизни, отнюдь не неофит.
Дело в том, что, как ни странно, седой аукционист в чем-то подросток. Он не знает ни реальной любви, ни психологии женщин, томится желанием, подглядывает, советуется с друзьями, грезит о нарисованных красавицах.
С другой стороны, подросток — еще наполовину ребенок, верящий в сказки. Клэр предлагает влюбившемуся Вёрджилу сыграть роль сказочного принца, который снимает злые чары с заколдованной принцессы, не смеющей выйти на улицу. Эта роль очень по душе аукционисту: она сильно облагораживает неаппетитную ситуацию, в которой старик связался с молодой девицей. А в сказке детективам не место. Какие детективы: простая мысль, что чувства бывают поддельными, и та доходит до влюбленного Олдмана с большим трудом.

Неудивительно, что когда Олдман не просто обнаруживает, что вся его коллекция исчезла, но и понимает, что его ограбили «любимая женщина» и «друг», он едва не умирает в прямом смысле слова.
Человек в футляре
Чеховский герой, панически боявшийся жизни, приходит на ум при виде Олдмана не случайно. Конечно, внешне бедному чеховскому провинциалу далеко до лощеного европейского джентльмена, но суть у них одна. Оба прячущиеся, как улитка в свой домик, асексуалы, и не случайно имя героя Вёрджил созвучно с Вёрджин — девственник. Олдман всячески отгораживается от мира: он не только никого не зовет в свой роскошный дом, но и никогда не снимает перчаток, создавая барьер между собой и миром даже на тактильном уровне. Есть только два места, где он чувствует себя полностью комфортно и в своей стихии: его аукцион и его домашняя галерея.
Галерея Олдмана такая же странная, как и он сам. Во-первых, она спрятана в недрах его квартиры, и в ней никто никогда не бывает, кроме хозяина. Вместо того, чтобы радовать людей, прекрасные картины томятся взаперти. Во-вторых, коллекция картин отличается известной односторонностью: в ней представлены исключительно портреты молодых и красивых женщин, правда, принадлежащие лучшим художникам всех эпох.
Подбор картин многое объясняет в личности коллекционера. В данном случае зритель понимает, что Вёрджил собирает картины не ради любви к искусству: эта галерея и есть его личная жизнь, а красавицы на портретах заменяют настоящих женщин из плоти и крови. Как признается Олдман в разговоре с Робертом, почитание женщин уживалось в нем со страхом перед ними и неумением их разгадать. Иными словами, представительницы противоположного пола для него — малопонятные существа, и он или идеализирует их, мечтая о прекрасных дамах на портретах, или вообще не видит в них женщин — пока в его жизни не появляется Клэр Иббетсон.
Анализ
Главная тема фильма — роль искусства и вымысла в человеческой жизни. «В каждой подделке есть доля подлинности», — утверждает герой Дж. Раша. Эта мысль подтверждается тем, что Олдман по ходу сюжета испытывает духовное перерождение, а это, по мнению Торнаторе, лучше всякого хэппи-энда. Главный герой до самого окончания фильма остается в своем собственном мире и до последнего надеется на счастливое окончание истории.
Миру «нас возвышающего обмана» противопоставлен мир настоящий — невзрачный паб, в котором время от времени появляется главный герой, и карлица, одиноко сидящая у окна и считающая прохожих. Хотя женщина и владеет самыми достоверными фактами, так необходимыми герою, сухие цифры не приближают её к пониманию происходящего.
Мастерски поставленное, изумительно сыгранное Джеффри Рашем, с великолепной работой оператора и художников-декораторов — за это можно простить любые натяжки сценария.Алекс Экслер, «Эхо Москвы»
Первые три четверти фильма время в нём движется строго линейно. Когда же Олдман обнаруживает пропажу картин, сцены его отчаяния начинают перемежаться с воспоминаниями о мимолётном счастье. Изменения претерпевает и место действия: обобщённый западноевропейский город сменяется в финале яркой самобытной Прагой, где Олдман посещает астрономические часы (Пражские куранты) и ресторан, о котором ему рассказывала Клэр.
Помимо многочисленных отсылок к произведениям изобразительного искусства, критики видят в «Лучшем предложении» неявные цитаты из фильмов «Афера», «Головокружение» и «Основной инстинкт».
Российская кинопресса отзывалась о работе Торнаторе так:
- Михаил Трофименков сравнивает фильм с «Головокружением» Хичкока и лентами Романа Полански: «Едва ли не самый удачный фильм Джузеппе Торнаторе. … „Лучшее предложение“ не подделка, а виртуозный триллер, чья неумолимая, захватывающая неторопливость льет бальзам на душу зрителя, исхлестанного истерическим и как бы модным ритмом»
- Евгений Ухов, Film.ru: «Триллер отходит в картине на второй план, когда за дело берется такой актер, как Джеффри Раш. Его бесподобная игра, великолепное режиссерское чутье, блистательная музыка и операторское совершенство делают фильм произведением искусства»
- Милослав Чемоданов, The Village: «Сценарий изящен и небанален, а помещённый в центр истории Джеффри Раш получает очередной достойный повод продемонстрировать свой талант, поклонников которого становится всё больше с каждым фильмом»
Иллюзия доверия
В какой-то момент девушка отдает главному герою ключи от своей виллы. Тем самым она как будто в тот самый момент вверяет ему собственную судьбу. Создается иллюзия того, что вся ее трепетная, неустроенная жизнь находится в руках сильного мужчины.
Олдману, безусловно, нравится ощущать себя защитником и спасителем. Клэр даже рассказала ему про свое потаенное место, в котором она чувствовала себя в безопасности – ресторане с загадочным названием «Ночь и День». С ее стороны это не было фарсом, но сам факт невероятно подкупает. Когда кто-то сообщает нам о своих слабостях, поневоле начинаешь проникаться доверием к собеседнику.
В чем смысл поведения Клэр?
Загадочная незнакомка врывается в устоявшуюся и защищенную жизнь аукциониста сначала как плачущий голос в телефонной трубке, потом — как невидимая хозяйка виллы, и ее поведение сбивает с толку не только Олдмана, но и зрителя.
На первый взгляд, Клэр действует нелогично: например, заставляет Вёрджила, первый раз пришедшего на виллу, стоять под дождем перед запертыми воротами. Но на самом деле поведение мисс Иббетсон не просто продумано, а представляет собой эталонную иллюстрацию манипулятивной техники «эмоциональные качели».
Суть этой техники заключается в том, что объект манипуляций то ласкают и приближают, то оскорбляют и отталкивают, а основная ее цель — банальный «развод на эмоции». Клэр нужно вытащить Вёрджила из его футляра, лишить психологического равновесия, и потому она то льстит («Отец сказал, что Вёрджил Олдман — лучший»), то огорашивает запертыми воротами; то говорит, что у них много общего, то внезапно оскорбляет его из-за крашеных волос; то вручает ключи от виллы, то меняет замки.
Когда Вёрджил впервые в жизни приходит на ее день рождения с букетом цветов, Клэр вместо благодарности кричит и обвиняет в обмане, и т.д. Плюс немного игры в прятки и «битья на жалость» — и Олдман перестает контролировать ситуацию: незаметно для себя он полностью втянулся в чужой сценарий.
Встреча с незнакомкой
Однажды к нему обращается девушка с вполне привычным предложением провести оценку имущества. Мистер Олдман соглашается. Сначала он испытывает к Кэрол двойственные чувства: его раздражает ее непредсказуемость и одновременно завораживает. Он и сам не замечает, как влюбляется, и вся его жизнь переворачивается с ног на голову.
Самозабвенное притяжение, восторг, упоение, волнительный трепет – все это он испытывает теперь за стенами своей тайной комнаты. Кэрол становится для него подлинным произведением искусства, от которого он не в силах оторвать взгляд. Ее живые чувства будоражат его сознание. Олдман обнаруживает в себе стремление дарить тепло и заботу совершенно постороннему человеку.
В чем главная идея фильма?
Разумеется, одна из главных идей фильма заключается в том, что только любовь и другие чувства придают нашему бытию полноту и осмысленность, но существует и иной смысловой пласт. Как говорит Д.Быков в своем стихотворении «Жизнь выше литературы»: «Искусство – род сухофрукта, ужатый вес и объём, потребный только тому, кто не видел фрукта живьём». Вне сомнения, знай создатель «Лучшего предложения» эти строки, он с ними бы согласился. Искусство прекрасно, но ему никогда не сравниться с реальной жизнью. И потому страдания для Вёрджила лучше, чем прозябание в футляре: он наконец-то начал жить.
Расплата за ошибку
Мистер Олдман построил свою жизнь так, чтобы не испытывать ни к кому чувство привязанности. При достигнутом успехе он настолько обеднил свою жизнь духовно, что вывести его из состояния полнейшего заблуждения могла именно такая встряска. Любовь к женщине перевернула все его представления о мире, из расчетливого циника превратила в изысканного романтика. Смысл фильма «Лучшее предложение» в том, что главный герой понял ошибочность своих прежних убеждений, когда пытался за внешней роскошью скрыть свое живое сердце. Он узнал, что способен любить страстно и безоговорочно. И это лучшее приобретение, яркое событие, которое произошло с ним за долгие годы.
Таким образом, смысл фильма «Лучшее предложение» довольно неоднозначный. Мы видим персонажа, который переосмыслил всю свою жизнь и пришел к неутешительным выводам: его никто никогда не любил, а лучшие годы прожиты напрасно.