• Без рубрики
  • 0

Смысл фильма «лучшее предложение»

Тайная комната

Вергилий Олдман создал свою собственную реальность, которая вскоре заменила ему настоящий мир. В отдельной комнате у него расположены великие полотна лучших мастеров живописи. Он медитирует над ними, как над редкими сокровищами, восхищается, в упоении проводит целые часы. Он собирал эту коллекцию всю жизнь и тщательно оберегал от любого постороннего глаза. Комната оборудована таким образом, что туда не смог бы проникнуть никто посторонний. «Лучшее предложение» — фильм 2013 года — безусловно, заслуживает внимания еще и потому, что зритель знакомится с историей человека неординарного, мышление которого в корне отличается от других людей.

Награды

Награды и номинации
Награда Категория Номинант Результат
58-я премия «Давид ди Донателло» Лучший фильм Джузеппе Торнаторе Победа
Лучший режиссёр Джузеппе Торнаторе Победа
Лучший сценарий Джузеппе Торнаторе Номинация
Лучший продюсер Изабелла Кокуццо и Артуро Палья Номинация
Лучшая операторская работа Номинация
Лучшая работа художника Маурицио Сабатини и Раффаелла Джиованнетти Победа
Лучшие костюмы Маурицио Милленотти Победа
Лучший грим Луиджи Роккетти Номинация
Лучший парикмахер Stefano Ceccarelli Номинация
Лучший монтаж Массимо Квалья Номинация
Лучший звук Джильберто Мартинелли Номинация
Лучшая музыка Эннио Морриконе Победа
Молодой Давид Джузеппе Торнаторе Победа
«Серебряная лента» Лучший режиссёр Джузеппе Торнаторе Победа
Лучший продюсер Изабелла Кокуццо и Артуро Палья Победа
Лучший сценарий Джузеппе Торнаторе Номинация
Лучшая операторская работа Фабио Цамарион Номинация
Лучшая сценография Маурицио Сабатини и Раффаелла Джиованнетти Победа
Лучшие костюмы Маурицио Милленотти Победа
Лучший монтаж Массимо Квалья Победа
Лучший звук Джильберто Мартинелли Номинация
Лучшая музыка Эннио Морриконе Победа
«» Фабио Цамарион Номинация
Эннио Морриконе Номинация
26-я Премия Европейской киноакадемии Лучший фильм Джузеппе Торнаторе Номинация
Лучший режиссёр Джузеппе Торнаторе Номинация
Лучший сценарист Джузеппе Торнаторе Номинация
Лучший композитор Эннио Морриконе Победа
Приз зрительских симпатий за лучший европейский фильм Джузеппе Торнаторе Номинация

В чем смысл образа Роберта?

Хотя фильм не дает точного ответа на вопрос, кто придумал хитрый план, призванный лишить Вёрджила его сокровищ, нет сомнений, что к нему приложил руку Роберт — молодой механик, которого аукционист считал считал своим другом. Роберт — живая противоположность Олдману, и не только в плане возраста. Олдман убегает от мира, Роберт неразрывно с ним связан. Олдман не знает женщин, Роберт им нравится и легко завязывает отношения.

И, главное, если для Олдмана подлинную жизнь заменяет искусство, то для Роберта жизнь и искусство неразделимы: он из своей биографии успешно делает авантюрный роман. Роберт — воплощение прагматичного, реалистичного и творческого подхода к жизни, вот только таланты у него слишком разносторонние.

Почему главный герой так неосмотрителен?

Некоторые зрители задают логичный вопрос: почему такой опытный в бизнесе человек не нанял детектива, чтобы разобраться, что представляет из себя загадочная мисс Иббетсон? Ведь в делах Вёрджил, в отличие от личной жизни, отнюдь не неофит.

Дело в том, что, как ни странно, седой аукционист в чем-то подросток. Он не знает ни реальной любви, ни психологии женщин, томится желанием, подглядывает, советуется с друзьями, грезит о нарисованных красавицах.

С другой стороны, подросток — еще наполовину ребенок, верящий в сказки. Клэр предлагает влюбившемуся Вёрджилу сыграть роль сказочного принца, который снимает злые чары с заколдованной принцессы, не смеющей выйти на улицу. Эта роль очень по душе аукционисту: она сильно облагораживает неаппетитную ситуацию, в которой старик связался с молодой девицей. А в сказке детективам не место. Какие детективы: простая мысль, что чувства бывают поддельными, и та доходит до влюбленного Олдмана с большим трудом.

Неудивительно, что когда Олдман не просто обнаруживает, что вся его коллекция исчезла, но и понимает, что его ограбили «любимая женщина» и «друг», он едва не умирает в прямом смысле слова.

Человек в футляре

Чеховский герой, панически боявшийся жизни, приходит на ум при виде Олдмана не случайно. Конечно, внешне бедному чеховскому провинциалу далеко до лощеного европейского джентльмена, но суть у них одна. Оба прячущиеся, как улитка в свой домик, асексуалы, и не случайно имя героя Вёрджил созвучно с Вёрджин — девственник. Олдман всячески отгораживается от мира: он не только никого не зовет в свой роскошный дом, но и никогда не снимает перчаток, создавая барьер между собой и миром даже на тактильном уровне. Есть только два места, где он чувствует себя полностью комфортно и в своей стихии: его аукцион и его домашняя галерея.

Галерея Олдмана такая же странная, как и он сам. Во-первых, она спрятана в недрах его квартиры, и в ней никто никогда не бывает, кроме хозяина. Вместо того, чтобы радовать людей, прекрасные картины томятся взаперти. Во-вторых, коллекция картин отличается известной односторонностью: в ней представлены исключительно портреты молодых и красивых женщин, правда, принадлежащие лучшим художникам всех эпох.

Подбор картин многое объясняет в личности коллекционера. В данном случае зритель понимает, что Вёрджил собирает картины не ради любви к искусству: эта галерея и есть его личная жизнь, а красавицы на портретах заменяют настоящих женщин из плоти и крови. Как признается Олдман в разговоре с Робертом, почитание женщин уживалось в нем со страхом перед ними и неумением их разгадать. Иными словами, представительницы противоположного пола для него — малопонятные существа, и он или идеализирует их, мечтая о прекрасных дамах на портретах, или вообще не видит в них женщин — пока в его жизни не появляется Клэр Иббетсон.

Анализ

Главная тема фильма — роль искусства и вымысла в человеческой жизни. «В каждой подделке есть доля подлинности», — утверждает герой Дж. Раша. Эта мысль подтверждается тем, что Олдман по ходу сюжета испытывает духовное перерождение, а это, по мнению Торнаторе, лучше всякого хэппи-энда. Главный герой до самого окончания фильма остается в своем собственном мире и до последнего надеется на счастливое окончание истории.

Миру «нас возвышающего обмана» противопоставлен мир настоящий — невзрачный паб, в котором время от времени появляется главный герой, и карлица, одиноко сидящая у окна и считающая прохожих. Хотя женщина и владеет самыми достоверными фактами, так необходимыми герою, сухие цифры не приближают её к пониманию происходящего.

Мастерски поставленное, изумительно сыгранное Джеффри Рашем, с великолепной работой оператора и художников-декораторов — за это можно простить любые натяжки сценария.Алекс Экслер, «Эхо Москвы»

Первые три четверти фильма время в нём движется строго линейно. Когда же Олдман обнаруживает пропажу картин, сцены его отчаяния начинают перемежаться с воспоминаниями о мимолётном счастье. Изменения претерпевает и место действия: обобщённый западноевропейский город сменяется в финале яркой самобытной Прагой, где Олдман посещает астрономические часы (Пражские куранты) и ресторан, о котором ему рассказывала Клэр.

Помимо многочисленных отсылок к произведениям изобразительного искусства, критики видят в «Лучшем предложении» неявные цитаты из фильмов «Афера», «Головокружение» и «Основной инстинкт».

Российская кинопресса отзывалась о работе Торнаторе так:

  • Михаил Трофименков сравнивает фильм с «Головокружением» Хичкока и лентами Романа Полански: «Едва ли не самый удачный фильм Джузеппе Торнаторе. … „Лучшее предложение“ не подделка, а виртуозный триллер, чья неумолимая, захватывающая неторопливость льет бальзам на душу зрителя, исхлестанного истерическим и как бы модным ритмом»
  • Евгений Ухов, Film.ru: «Триллер отходит в картине на второй план, когда за дело берется такой актер, как Джеффри Раш. Его бесподобная игра, великолепное режиссерское чутье, блистательная музыка и операторское совершенство делают фильм произведением искусства»
  • Милослав Чемоданов, The Village: «Сценарий изящен и небанален, а помещённый в центр истории Джеффри Раш получает очередной достойный повод продемонстрировать свой талант, поклонников которого становится всё больше с каждым фильмом»

Иллюзия доверия

В какой-то момент девушка отдает главному герою ключи от своей виллы. Тем самым она как будто в тот самый момент вверяет ему собственную судьбу. Создается иллюзия того, что вся ее трепетная, неустроенная жизнь находится в руках сильного мужчины.

Олдману, безусловно, нравится ощущать себя защитником и спасителем. Клэр даже рассказала ему про свое потаенное место, в котором она чувствовала себя в безопасности – ресторане с загадочным названием «Ночь и День». С ее стороны это не было фарсом, но сам факт невероятно подкупает. Когда кто-то сообщает нам о своих слабостях, поневоле начинаешь проникаться доверием к собеседнику.

В чем смысл поведения Клэр?

Загадочная незнакомка врывается в устоявшуюся и защищенную жизнь аукциониста сначала как плачущий голос в телефонной трубке, потом — как невидимая хозяйка виллы, и ее поведение сбивает с толку не только Олдмана, но и зрителя.

На первый взгляд, Клэр действует нелогично: например, заставляет Вёрджила, первый раз пришедшего на виллу, стоять под дождем перед запертыми воротами. Но на самом деле поведение мисс Иббетсон не просто продумано, а представляет собой эталонную иллюстрацию манипулятивной техники «эмоциональные качели».

Суть этой техники заключается в том, что объект манипуляций то ласкают и приближают, то оскорбляют и отталкивают, а основная ее цель — банальный «развод на эмоции». Клэр нужно вытащить Вёрджила из его футляра, лишить психологического равновесия, и потому она то льстит («Отец сказал, что Вёрджил Олдман — лучший»), то огорашивает запертыми воротами; то говорит, что у них много общего, то внезапно оскорбляет его из-за крашеных волос; то вручает ключи от виллы, то меняет замки.

Когда Вёрджил впервые в жизни приходит на ее день рождения с букетом цветов, Клэр вместо благодарности кричит и обвиняет в обмане, и т.д. Плюс немного игры в прятки и «битья на жалость» — и Олдман перестает контролировать ситуацию: незаметно для себя он полностью втянулся в чужой сценарий.

Встреча с незнакомкой

Однажды к нему обращается девушка с вполне привычным предложением провести оценку имущества. Мистер Олдман соглашается. Сначала он испытывает к Кэрол двойственные чувства: его раздражает ее непредсказуемость и одновременно завораживает. Он и сам не замечает, как влюбляется, и вся его жизнь переворачивается с ног на голову.

Самозабвенное притяжение, восторг, упоение, волнительный трепет – все это он испытывает теперь за стенами своей тайной комнаты. Кэрол становится для него подлинным произведением искусства, от которого он не в силах оторвать взгляд. Ее живые чувства будоражат его сознание. Олдман обнаруживает в себе стремление дарить тепло и заботу совершенно постороннему человеку.

В чем главная идея фильма?

Разумеется, одна из главных идей фильма заключается в том, что только любовь и другие чувства придают нашему бытию полноту и осмысленность, но существует и иной смысловой пласт. Как говорит Д.Быков в своем стихотворении «Жизнь выше литературы»: «Искусство – род сухофрукта, ужатый вес и объём, потребный только тому, кто не видел фрукта живьём». Вне сомнения, знай создатель «Лучшего предложения» эти строки, он с ними бы согласился. Искусство прекрасно, но ему никогда не сравниться с реальной жизнью. И потому страдания для Вёрджила лучше, чем прозябание в футляре: он наконец-то начал жить.

Расплата за ошибку

Мистер Олдман построил свою жизнь так, чтобы не испытывать ни к кому чувство привязанности. При достигнутом успехе он настолько обеднил свою жизнь духовно, что вывести его из состояния полнейшего заблуждения могла именно такая встряска. Любовь к женщине перевернула все его представления о мире, из расчетливого циника превратила в изысканного романтика. Смысл фильма «Лучшее предложение» в том, что главный герой понял ошибочность своих прежних убеждений, когда пытался за внешней роскошью скрыть свое живое сердце. Он узнал, что способен любить страстно и безоговорочно. И это лучшее приобретение, яркое событие, которое произошло с ним за долгие годы.

Таким образом, смысл фильма «Лучшее предложение» довольно неоднозначный. Мы видим персонажа, который переосмыслил всю свою жизнь и пришел к неутешительным выводам: его никто никогда не любил, а лучшие годы прожиты напрасно.

Читайте также: