Как воспитывать гиперактивного ребенка: советы психолога родителям гиперактивных детей
В лечении гиперактивного ребенка важную роль играет отношение и старания родителей, ведь они — самая важная часть детского кругозора. На их плечи ложится коррекция поведения ребенка дома, путем контроля распорядка дня. Огромное значение имеет система запретов и установка правил поведения. Многие родители даже не знают, как справиться с гиперактивным ребенком, поэтому так необходимо придерживаться правил и советов, создать необходимые условия дома и в учебном заведении.
Ребенок капризничает и не хочет заниматься в школе или дошкольном заведении, воспитатели часто делают замечания, а родители дома испытывают на себе настоящую часовую бомбу в виде гиперактивного ребенка. Естественно, воспитание в таких условиях значительно усложнено и родители буквально не знают, что делать с таким ребенком. Часто задаются вопросами: Куда отдать гиперактивного малыша или подростка, в какую секцию или кружок? Как правильно говорить с ребенком и ограничивать его действия? Советы психолога в таком случае будут очень полезны для родителей.
Содержание
- 1 Обучение в детском саду и школе
- 2 Организация двигательных упражнений
- 3 Запреты и ограничения
- 4 Как успокоить гиперактивного ребенка?
- 5 Правильная формулировка — залог понимания между родителями и гиперактивным ребенком
- 6 Временные рамки в воспитании гиперактивного ребенка
- 7 «Кнут и пряник» в работе с гиперактивными детьми
- 8 Проявление гиперактивности в подростковом возрасте
- 9 Выводы
Обучение в детском саду и школе
Огромные трудности в воспитании детей с СДВГ ложится и на плечи воспитателей детского сада и учителей школьников. Это первые пункты и организации, которые могут научить ребенка общим правилам поведения, умению работать и общаться в коллективе. В детском саду это происходит на уровне игры, а в школьном учреждении на уровне учебного процесса.
Детский сад
Что касается детей младшего возраста, которые ещё в детском саду, воспитатели должны обратить внимание на их поведение во время общения с другими детьми, в процессе игр. Именно здесь впервые могут быть замечены симптомы СДВГ. Известно, что первые признаки наблюдаются у детей младшего возраста от 4-5 лет. Такая возрастная группа как раз в детском саду. Если при проявлении самых первых признаков воспитатель начнет корректировать поведение ребенка, дальнейшие протекание СДВГ может значительно замедлиться.
Младший дошкольный возраст — именно то время, когда ребенок познает мир, учится жить по тем социальным нормам, которые существуют. Вместе с тем, его внутренние желания могут хотеть совсем другого. Уметь правильно расставлять приоритеты между своими желаниями и правилами общественного поведения ребенок должен научиться именно на этапе детского сада. В младшем возрасте информация усваивается довольно легко, опытный воспитатель подает все на основе игры и правила поведения могут быть сформированы в психике ребенка даже в детском саду.
Начальная и средняя школа
Младший школьный возраст — это кризисный момент в развитии каждого ребенка. Помимо игр в детском саду появляются обязанности, которые нужно выполнять. Начальная школа представляет собой переходной этап на пути к ответственности школьника. Именно здесь формируется усидчивость — возможность пребывать длительно в неком положении и выполнять любое действие (решать задачи, читать, слушать учителя). Школьники общаются между собой и вырабатывают механизмы взаимодействия, формируются первые дружественные связи. Гиперактивному ребенку довольно сложно с вниманием относиться к другим, поэтому он редко способен выслушать до конца. У гиперактивного школьника постоянно возникают проблемы с дисциплиной и рассеянностью на уроках.
Специальные программы для гиперактивных детей
Опытные педагоги знают, как воспитывать гиперактивного ребенка и научить его контролировать свое поведение в тех местах, которые этого требуют. К сожалению, не во всех школах программы воспитания таких детей воплощаются в реальность, хотя статистика показывает, что гиперактивный ребенок в школе есть практически в каждом классе.
Программы включают в себя планирование времени ребенка, распределение умственной нагрузки на уроке и специфику самих упражнений по каждому предмету. Каждое из них должно научить ребенка выполнять определенный тип задач, но при этом не утомлять по времени. Чтобы привлечь внимание ребенка, необходимо применить все нужные методы, сделать занятия более интересными. Вот несколько обязательных рекомендаций в таких программах:
- небольшое количество учеников в классе (не больше 12);
- короткие уроки, иногда с пятиминутным перерывом на половине занятия;
- наглядный иллюстрационный или мультипликационный материал;
- максимальный упор на комплексную работу в группе;
- индивидуальный подход к каждому ребенку.
Такие программы разработаны специально для того, чтобы повысить интерес ребенка к учебе, разбудить энтузиазм и добиться повышения успешности. Гиперактивный ребенок в школе может отставать от общей программы обучения, поэтому коррекцию его состояния необходимо проводить во время.
Главный принцип таких программ — это разработанная оптимальная схема рекомендаций, которая позволяет гиперактивному ребенку учиться и усваивать материал на достаточном уровне.
Организация двигательных упражнений
Избыток энергии у детей с таким синдромом нуждается в своевременном расходовании. Это можно сделать с помощью спортивных упражнений и специальных игр. Рекомендации специалистов советуют избегать упражнений, которые несут в себе эмоциональную нагрузку и волнение, например любые соревновательные виды спорта. Если эмоциональный фактор замешан в игре, значит любой её исход будет крайне важен для ребенка, хотя двигательные упражнения нужны не для побед, а для расходования лишнего энергетического запаса.
Игры для гиперактивных детей в команде тоже не рекомендуются, так как такой ребенок не способен поддерживать командную игру. Если другие дети не будут вести себя так же гиперактивно, как и он, значит они не будут соответствовать его внутренним требованиям, а принять эту особенность он не сможет. При возникновении малейшей сложности, ребенок с синдромом гиперактивности начнет конфликтовать и диктовать свои условия. Естественно, это не лучшим способом скажется на игре, команде и участии этого ребенка в ней.
Если ребенок гиперактивен, следует обратить внимание на длительные упражнения с равномерной физической нагрузкой. Важен не сам результат и не победа, а сама нагрузка на физическом уровне. Она успокаивает и приводит мысли в порядок, освобождает разум, пока тело занято, что очень редко встречается у гиперактивных детей. Обычно, они настолько заняты передвижениями, изменением положения тела, что редко задумываются о чем-нибудь спокойно.
Из всех видов спорта для детей с СДВГ подходит плаванье, бег трусцой. Рекомендации психологов включают лыжный спорт, так как он требует максимальных нагрузок и приносит много позитивных эмоций, тоже относится и к езде на велосипеде. Они не требуют достижения какого-либо результата, а лишь длительной нагрузки, которая само по себе выполняет огромную функцию. Она уравновешивает эмоциональные колебания за счет физических занятий. Однако, прежде, чем назначать ребенку спортивную нагрузку, следует тщательно обследовать его на предмет сопутствующих патологий со стороны сердечно-сосудистой системы, исключить наличие эндокринной патологии.
Запреты и ограничения
Как и для любого ребенка, так и для ребенка с синдромом гиперактивности необходимо устанавливать некие правила поведения, которые будут удерживать его в социальных рамках. Запреты не следует вводить без весомой причины. Каждое замечание и пожелание со стороны родителей должно быть обоснованным. Следует обязательно объяснять, почему нельзя делать те или иные вещи, это часть правильного воспитания гиперактивного ребенка.
Важно очень корректно вводить запреты на ограничения подвижности ребенка и его поведение. Огромную роль играет формулировка, так как гиперактивные дети тяжело воспринимают запреты и реагируют негативно, сопротивляясь на любое замечание. Вместо формулировки «Не рисуй по стенах!», следует употребить, например, «Не хочешь ли порисовать в альбоме?». Такая формулировка не способна вызвать бурную реакцию у ребенка и поможет провести коррекцию поведения ребенка более спокойно.
Если запрещать какую-либо деятельность, следует учесть, что гиперактивному ребенку нужно предложить любое альтернативное решение, ведь расходовать энергию нужно обязательно. Нельзя отнекиваться от любых объяснений, просить ребенка посидеть тихо не двигаясь. Поток детской энергии нельзя остановить, можно только направить в необходимое русло.
Как успокоить гиперактивного ребенка?
Если ребенок перевозбуждается, следует успокоить его сменив обстановку и окружающие обстоятельства на более спокойные. Для детей с СДВГ огромную роль играет физический контакт. Ребенка следует обнять, можно пожалеть и прижать к себе. Ближе к вечеру можно воспользоваться релаксационными ваннами с добавлением соли. Помогает использование массажа, легкой музыки. Можно почитать ребенку любимую сказку или рассказать любую из известных родителям.
Известно, что материнский голос действует успокаивающее, если разговор вести на низких тонах. Поэтому, такой контакт никак нельзя недооценивать при воспитании. Многих родителей интересует, как уложить спать гиперактивного ребенка. Иногда никакие советы не помогают наконец-то успокоить разбушевавшегося малыша, тогда в помощь приходит сказкотерапия. Дети всегда остаются детьми, даже с нескончаемым запасом энергии. Сказкотерапия положительно влияет на ребенка, если рассказы прочитаны спокойным, убаюкивающим голосом.
Часто такое поведение может спровоцировать настоящий фурор в самом неподходящем месте. Если вы в гостях, постарайтесь увести ребенка в другую комнату, где не будет никого. Смена обстоятельств необходима для переоценки внешней среды. Затем следует поговорить с ребенком, выяснить его желания и требования, по возможности, удовлетворить их или объяснить, почему нельзя этого сделать. Взаимодействие с гиперактивными детьми лучше всего выходит, если говорить тихим спокойным голосом.
Некоторые родители, не зная, как общаться с гиперактивным ребенком, могут оскорблять, ругать его, что приводит к совсем неутешным результатам. Неторопливый разговор и правильные вопросы помогут ребенку самому осознать неверность своего поведения и сделать правильные выводы.
Правильная формулировка — залог понимания между родителями и гиперактивным ребенком
Работа с гиперактивными детьми довольно сложная и требует особенной тщательности в деталях. Родителям и педагогам следует обязательно знать, как воспитывать гиперактивного ребенка. Психика ребенка с СДВГ характеризуется дефицитом внимания, поэтому поставленные задачи воспринимаются не целостно и ребенок легко забывает о необходимости его выполнить. Родители должны четко и корректно сформулировать то задание или занятие, которым ребенок должен заняться, убедиться, что он правильно понял. Правильная, не слишком длинная формулировка уменьшает возможность для ребенка не послушаться или забыть.
Все, что интересует ребенка с СДВГ должно в обязательном порядке удовлетворяться, либо следует объяснить, почему сделать этого нельзя. Вопросы, оставленные без ответов для такого ребенка, будут накапливать раздражение, которое потом выливается в гиперактивность. Поэтому, стоит уделять таким детям максимум внимания, но при этом не ставить их в центр ситуации. Родители должны объяснять, что ребенок не может быть центральной фигурой всех разговоров (в том числе и взрослых). Так как дети с СДВГ часто влезают в чужие беседы, прерывают на полуслове, эти правила необходимо объяснять им обязательно.
Временные рамки в воспитании гиперактивного ребенка
Обязательно необходимо напоминать ребенку о времени. Детям с повышенной двигательной активностью очень сложно запоминать задачи и контролировать их выполнение во времени. Напоминания играют важнейшую роль, если нужно собраться в садик или быстро убраться в комнате. Следует предупреждать ребенка, что до окончания определенного задания осталось, например, 5 минут. Таким образом можно контролировать выполнение поставленной задачи.
Если приучить ребенка к такому способу контроля режима своего дня, он с легкостью сможет делать это самостоятельно в более старшем возрасте. Хорошим помощником в таком деле станет календарь. Планирование и четкие формулировки временных рамок способны контролировать поведение ребенка, как только он приучится следовать им беспрекословно. Для этого нужно в большую половину этого плана включить любимые занятия ребенка. Это могут быть игры на свежем воздухе, просмотр любимых передач или другие занятия, которые способны расходовать его энергию. Сразу за физическими упражнениями необходимо ставить умственные задачи. Измотавшись физически, ребенок отдыхает умом, поэтому решать логические школьные упражнения ему будет гораздо легче после тренировок.
«Кнут и пряник» в работе с гиперактивными детьми
Дети в принципе очень чувствительны к разным наказаниям, как физическим, так и моральным. Некоторые очень болезненно воспринимают даже мелкие ссоры. Именно поэтому, следует особенное внимание уделить наказаниям и поощрениям гиперактивного ребенка.
В отличии от обычных детей, у гиперактивных детей наблюдается особенная реакция на разного рода наказания. Ребенок с гиперактивностью часто не только не послушает просьбу матери или отца «Успокойся!», но и начнет вести себя ещё более вызывающе. Подобные приказы, наказания в ответ могут вызвать череду протестов. Ребенок с гиперактивностью не станет унывать и обдумывать свое поведение, он выльет обиду в агрессию. Эта особенность делает этих детей довольно восприимчивыми к всякого рода наказаниям. Именно поэтому, родителям очень полезно будет узнать, как справиться с гиперактивным ребенком.
Но к поощрениям гиперактивные дети относятся очень хорошо. Их окрыляет любая похвала, услышанная от родителей. Дети с гиперактивностью способны радоваться даже тогда, когда кто-то просто похвалил их без повода. Правильно сформулировав похвалу, можно добиться потрясающих результатов в коррекции поведения ребенка. Например, если тысячу раз просить такого ребенка убраться у себя в комнате, то это вряд ли принесет необходимый результат. Если же сказать кому-то при ребенке, что тот очень старательный и всегда убирает в своей комнате, то это может принести мгновенный результат. Ребенок побежит убираться, чтобы оправдать слова других о нём.
Проявление гиперактивности в подростковом возрасте
Тенденция к прогрессированию расстройства или проявлению его в более старшем возрасте минимальна, но все же она существует. Среди школьников от 12 до 16 лет, которых именуют подростками, подобный синдром часто сочетается с типичным бунтарством и вместе составляет настоящую проблему для родителей и близких. Типичные советы редко работают в этих случаях, потому что подросток более склонен к самостоятельному решению внутренних конфликтов и редко открывается близким. Рекомендации психологов для школьников помогут им научиться бороться с проявлениями синдрома гиперактивности.
- Проявление гиперактивности в школьном возрасте уже признак необычного течения расстройства. По возможности следует обратиться к психологу. С помощью психокоррекции можно изменить поведение ребенка и даже его отношение к учебе, семье. Специальные упражнения с психологом помогут бороться с внутренними механизмами СДВГ, способны научить усидчивости.
- Важное значение имеет коррекция режима дня. Подростковый бунтовской возраст способствует тенденции к нарушению любых установленных правил, поэтому режим дня должен обязательно быть согласован с самим школьником.
Воспитание гиперактивного ребенка в подростковом возрасте подразумевает ещё и умение найти к нему подход.
Выводы
Избыток энергии в ребенка с СДВГ не обязательно должен становиться преградой или чем-то негативным. То, что у него есть жизненные силы означает многое и, прежде всего, задача родителей — помочь направить их в нужное русло. Если у ребенка есть талант, склонности к какому-либо роду деятельности, следует направить этот неисчерпаемый потенциал туда. Ребенку нужно развивать себя, заниматься тем, что у него хорошо получается, ведь это самое главное для гармоничного формирования личности. Конечно же, контролировать такую болезнь очень сложно самому ребенку и он часто делает ошибки, но при условии помощи со стороны родных и близких, ребенок избавится от этого расстройства.
Огромное значение имеет медикаментозная терапия, нейропсихологическая коррекция, если её назначил врач. Методы психотерапии помогут ребенку адаптироваться к условиям внешнего мира и дадут советы, как правильно вести себя в социуме. Нейропсихологическая коррекция способна сформировать модель поведения, которую школьник или ребенок дошкольного возраста будет применять в жизни.