• Без рубрики
  • 0

13 причин возникновения конфликтов

Содержание

Классификация конфликтов

Признак классификации Виды конфликтов
По действию на функционирование группы/организации
  • Конструктивные (функциональные)
  • Деструктивные (дисфункциональные)
По содержанию
  • Реалистические (предметные)
  • Нереалистические (беспредметные)
По характеру участников
  • Внутриличностные
  • Межличностные
  • Между личностью и группой
  • Межгрупповые
  • Социальные

Конструктивные (функциональные) конфликты приводят к принятию обоснованных решений и способствуют развитию взаимоотношений.

Выделяют следующие основные функциональные последствия конфликтов для организации:

  1. Проблема решается таким путём, который устраивает все стороны, и все чувствуют себя причастными к её решению.
  2. Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь.
  3. Стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов.
  4. Практика разрешения конфликтов между руководителем и подчиненными разрушает так называемый «синдром покорности» — страх открыто высказывать своё мнение, отличное от мнения старших по должности.
  5. Улучшаются отношения между людьми.
  6. Люди перестают рассматривать наличие разногласий как «зло», всегда приводящее к дурным последствиям.

Деструктивные (дисфункциональные) конфликты препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений.

Основными дисфункциональными последствиями конфликтов являются:

  1. Непродуктивные, конкурентные отношения между людьми.
  2. Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям.
  3. Представление об оппоненте, как о «враге», его позиции — только как об отрицательной, а о своей позиции — как об исключительно положительной.
  4. Сокращение или полное прекращение взаимодействия с противоположной стороной.
  5. Убеждение, что «победа» в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы.
  6. Чувство обиды, неудовлетворенность, плохое настроение.

Реалистические конфликты вызываются неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ.

Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, то есть острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.

Внутриличностный конфликт имеет место тогда, когда отсутствует согласие между различными психологическими факторами внутреннего мира личности: потребностями, мотивами, ценностями, чувствами и т. д. Такие конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы, однако чаще всего это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему различные требования. Например, будучи хорошим семьянином (роль отца, матери, жены, мужа и т. д.), человек должен вечера проводить дома, а положение руководителя может обязывать его задерживаться на работе. Здесь причина конфликта — рассогласование личных потребностей и требований производства.

Межличностный конфликт — это самый распространенный тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Однако причина конфликта — это не только различия в характерах, взглядах, манерах поведения людей (то есть субъективные причины), чаще всего в основе таких конфликтов лежат объективные причины. Чаще всего это борьба за ограниченные ресурсы (материальные средства, оборудование, производственные площади, рабочую силу и т. п.). Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не кто-то другой. Конфликты возникают также между руководителем и подчиненным, например, когда подчиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что подчиненный не желает работать в полную силу.

Конфликт между личностью и группой возникает тогда, когда кто-либо из членов организации нарушает нормы поведения или общения, сложившиеся в неформальных группах. К этому виду относятся и конфликты между группой и руководителем, которые протекают наиболее тяжело при авторитарном стиле руководства.

Межгрупповой конфликт — это конфликт между формальными и (или) неформальными группами, из которых состоит организация. Например, между администрацией и рядовыми работниками, между работниками различных подразделений, между администрацией и профсоюзом.

Стадии протекания

Любой конфликт на практике представляет собой сложный динамический процесс, который развивается поэтапно. Принято выделять следующие стадии:

  1. Предметная стадия — зарождение противоречивых представлений и интересов, появление объекта спора.
  2. Стадия осознания — осознание субъектами своих интересов и мнений как правильно или неправильно понятых оппонентом.
  3. Конфликтное взаимодействие — применение определенных действий.
  4. Стадия разрешения — полное или частичное удовлетворение интересов сторон.

Ю.В. Рождественский, давая определение изучаемому понятию, выделил три стадии развития противоречий:

  • Расхождение во мнениях.
  • Несовпадения в дискуссиях.
  • Применение определенных действий.

Существует несколько ведущих признаков, по которым можно явно определить наличие конфликтной ситуации. В конфликтологии выделяют три характерные ее черты:

  • Биполярность (противопоставление двух начал). Это наличие двух, противоречащих друг другу, несовместимых интересов.
  • Активность. Означает действия, направленные на преодоление разногласий. Конфликтность проявляет себя в борьбе сторон, которая заканчивается разрешением противоречий.
  • Субъективность (наличие носителей, субъектов).Всегда присутствует индивид (или группа), который проявляет активность в создании противоречий, дает им импульс, а также может оказывать влияние на протекание и его разрешения.

Функции конфликта в конфликтологии

Прежде чем вести разговор о функциях конфликтов, необходимо отметить их разделение на две группы:

  • деструктивные;
  • конструктивные.

Некоторые конфликты несут в себе и те, и другие свойства, однако их классифицирую по тому, какие свойства в них преобладают. Функциональность конфликта может меняться с течением времени ввиду наличия в нём отрицательных и положительных аспектов.

Конструктивные функции конфликтов следующие:

  • Устранение нерешенных противоречий, в том числе и в деловых вопросах. При этом противоречия устраняются полностью или частично.
  • Глубокая оценка индивидуально-психологических особенностей людей, которые принимают участие в конфликте, определение их потребностей и мотивов, выявление психологической устойчивости к стрессовым факторам в трудных ситуациях.
  • Ослабление психической напряженности, которая, в свою очередь, является реакцией участников на конфликт. В результате правильного конфликтного взаимодействия можно снять у человека напряжённость, что приводит к понижению отрицательных эмоций и исчерпанию конфликта.
  • Конфликт выступает как источник развития личности и отношений между социумом. Таким образом, человек расширяет свое взаимодействие с окружающей средой, с другими людьми, что позволяет приобрести ему новый социальный опыт в разрешении трудных ситуаций.
  • Отстаивание справедливых целей перед оппонентом или группой оппонентов, за счёт чего повышается авторитет среди окружающих.
  • Конфликт выступает в качестве средства самоутверждения личности, формирования у неё собственного мировоззрения через становление и социализацию.
  • Выявление неразрешенных проблем в группе или у отдельного индивида. С помощью конфликтов, например, можно отрегулировать поведение отдельных лиц.
  • Анализ общественного мнения, коллективного настроения, социальных установок, актуализация гуманистических ценностей.
  • Создание благоприятных условий в коллективе, что повышает уровень работоспособности.
  • Сплочение коллектива перед лицом каких-либо трудностей или внешних обстоятельств, например, перед тиранией начальника.
  • Поиск продуктивных решений имеющихся проблем, в том числе в коллективах. Здесь реализуется предметно-познавательная деятельность.
  • Оптимизация межличностных отношений, что позволяет благоприятно наладить обстановку в коллективе.

Деструктивное влияние конфликта проявляются в следующих функциях:

  • Негативное воздействие на психику людей.
  • Воздействие в форме стресса повышает вероятность заболеваний, особенно сердечнососудистых, возможность хронических нарушений.
  • Нарушение отношений между личностями, в том числе и складывающихся длительное время.
  • Формирование в образе оппонента образа врага, что способствует формированию негативных установок.
  • Закрепление на практике опыта насильственного способа решения проблемы, например, физическое принуждение или применение побоев.
  • Негативная установка, отражающаяся на деятельности оппонентов, особенно, если оппоненты работают в коллективе.
  • Отрицательное влияние на общее развитие личности, в том числе формирования у человека неверных представлений о таких явлениях, как справедливость, авторитет, возможности коллектива.

Кроме того, конфликты негативно воздействуют на группу или организацию, в которой требуется наличие сплочённости, взаимосвязи. Нередко конфликт разрушает традиции в группе, оказывает отрицательное воздействие на взаимоотношения отдельных индивидов, на социально-психологический климат, ослабляет её единство и сплоченность, ухудшает качество совместной деятельности, особенно в тех случаях, когда конфликт протекает длительное время. Возможно формирование установок на насильственные действия в отношении отдельных личностей, установление деструктивного лидерства.

Таким образом, конструктивные конфликты не выходят за рамки этических и моральных норм, деловых отношений. Деструктивные конфликты приводят к разрыву взаимоотношений между личностями коллектива в целом, препятствует развитию группы, понижают её эффективность. При этом невозможно преодолеть разногласия, улучшить обстановку, сделать её оптимальной для обеих или нескольких сторон.

Рисунок 1. Функции конфликта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Способы выхода из конфликта

Конфликтное противостояние длится до тех пор, пока не возникнут необходимые условия для его завершения. Видимым признаком его завершения является прекращение разногласий между сторонами конфликта. Выделяют несколько способов выхода из конфликтных ситуаций:

  • Сотрудничество. Этот способ направлен на разрешение разногласий, являющихся причиной конфликта. Стороны конфликта стараются разрешить проблемы, жертвуя для этого даже своими ценностями.
  • Соперничество. В этом случае разногласие, как правило, каждая из конфликтующих сторон пытается решить только в свою пользу, что, в свою очередь, вызывает у них сильное противодействие. Это самый опасный путь, поскольку часто переводит словесный конфликт в прямое столкновение с силовым воздействием.
  • Компромисс. Этот способ позволяет сблизить интересы сторон для достижения общих целей. При этом участники могут идти на значительные уступки. Однако в этом случае разногласия не разрешаются полностью, а лишь временно, благодаря жертвам и уступкам, загоняются внутрь.
  • Приспособление. Это путь, сохраняющий социальные отношения. При таком способе субъект, осознающий наличие конфликта, пытается, используя различные методы, приспособиться к ситуации. Действуя таким образом, он как бы снимает при помощи уступок разногласия.
  • Избегание. Этот способ позволяет уйти от появившихся разногласий с помощью смены темы разговора (например, сославшись на несвоевременность, неуместность или на нехватку времени). Такой подход — это простое откладывание конфликта на время. Этот метод позволяет участникам остыть или найти лучший вариант выхода из сложившейся ситуации. Однако такая тактика обычно лишь даёт отсрочку конфликта. Поэтому она малопродуктивна. При этом у субъектов конфликтной ситуации сохраняется статус своего «Я».
  • Принуждение. Является непродуктивным способом разрешения конфликта. Здесь инициатор конфликта прямо пытается навязать свой вариант преодоления ситуации. Принуждая, инициатор стремительно без колебаний уничтожает причину своего недовольства. Однако у его оппонента может возникнуть недовольство, ведущее к разрыву отношений с инициатором.

Методы выхода из конфликтных ситуаций подразделяются на прямые и косвенные. К прямым относятся попытки решить конфликт с помощью конструктивных методов: прямое обсуждение этой конфликтной ситуации. Однако этот метод может привести к нарастанию конфликтных взаимоотношений. Косвенные подразделяются на несколько принципов:

  • Выход чувств. Необходимо дать человеку возможность выразить накопившиеся негативные чувства и эмоции.
  • Эмоциональное возмещение. Здесь нужно показать человеку, что его принимают и понимают таким какой он есть.
  • Авторитетный третий. Когда третья сторона пытается донести до каждого участника конфликтной ситуации благоприятное и доброжелательное мнение оппонента.
  • Обнажение агрессии. Когда третье лицо заставляет оппонентов при нём выяснить отношения.
  • Принудительное слушание оппонента.
  • Обмен позициями. Предлагается посмотреть на ситуацию глазами оппонента.
  • Расширение горизонта. Следует донести до участников, что причина довольно мелочная и в более глобальных вещах мы вместе.

Во многих взаимоотношениях конфликт играет важную роль. А умение управлять им, выбирать различные тактики поведения при развитии разных ситуаций даёт возможность чувствовать себя уверенным в любых обстоятельствах.

Структура конфликта

Выделяют следующие элементы конфликта:

  • Сторона конфликта (участники или субъекты);
  • Условия, на которых строится конфликт;
  • Образы конфликта;
  • Предполагаемые действия сторон конфликта.

Конфликт может сопровождаться наличием одной или нескольких конфликтных ситуаций.

Конфликтная ситуация – это столкновение разных интересов и мнений, которые находятся под влиянием многих внешних и внутренних факторов, а также различных условий и обстоятельств.

Выделяют следующие элементы конфликтной ситуации:

  • Сторона конфликта (участники или субъекты);
  • Интересы и преследуемые цели;
  • Позиции и принципы конфликтных сторон;
  • Значимые разногласия между интересами и целями участников;
  • Объект конфликтной ситуации (материальное или духовное благо);
  • Повод конфликта;
  • Условия, на которых строится конфликт;
  • Причины возникновения конфликта.

Первыми попытками научного объяснения конфликта были использованы еще в трудах античных философов и мыслителей (Конфуций, Платон, Аристотель и т.д.). В первых теоретических рассуждениях была выделена наука конфликтология, определение основных причин возникновения конфликтов, способов и путей их разрешения. Конфликтология основывалась на нескольких основных направлениях:

  1. Социологическом;
  2. Психологическом;
  3. Социально-психологическом.

Современная наука выделяет для себя главную и единственную особенность в развитии конфликтологии – практические направления в работе с конфликтами, вместо теоретических исследований.

Технологии работы с конфликтами

Алгоритм управления конфликтом

Поиск вариантов решения:

  • Установление общих целей для конфликтующих сторон;
  • Предоставление информации, которая могла отсутствовать ранее;
  • Снижение эмоционального напряжения;
  • Привлечение к поиску решения третьих лиц;
  • Предложение вариантов решения каждой из сторон.

Выбор оптимального решения:

  • Оценка необходимого времени;
  • Оценка возможного результата;
  • Оценка уровня взаимоотношений.

Восприятие ситуации в конфликте

Проблема образов (информационных моделей) конфликтной ситуации, имеющихся у каждой из участвующих сторон, стала рассматриваться в конфликтологии сравнительно недавно, с конца 60-х годов. Под образом конфликтной ситуации понимается субъективная картина данной ситуации, складывающаяся в психике каждого участника. Она включает в себя:

  • представление оппонентов о самих себе (своих целях, мотивах, Ценностях, возможностях и т.д.);
  • о противостоящей стороне (ее Целях, мотивах, ценностях, возможностях и т.д.);
  • каждого участника о том, как другой воспринимает его; о среде, в которой складываются конкретные отношения.

Именно идеальные картины конфликта, а не сама реальность определяют поведение сторон. Как отмечает Н.В. Гришина, человек не просто реагирует на ситуацию, но «определяет» ее, одновременно «определяя» себя в этой ситуации, и тем самым он создает, «конструирует» конфликтную ситуацию. Степень соответствия образа конфликтной ситуации реальности может быть различной. Исходя из этого выделяют четыре случая:

  1. Конфликтная ситуация объективно существует, но не осознается, не воспринимается участниками. Конфликта как социально-психологического явления нет.
  2. Объективная конфликтная ситуация существует и стороны воспринимают ситуацию как конфликтную, однако с теми или иными существенными отклонениями от действительности (случай неадекватно воспринятого конфликта).
  3. Объективная конфликтная ситуация отсутствует, но тем не менее отношения сторон ошибочно воспринимаются ими как конфликтные (случай ложного конфликта).
  4. Конфликтная ситуация объективно существует и по ключевым характеристикам адекватно воспринимается участниками. Такой случай может быть назван адекватно воспринимаемым конфликтом.

Факторы искажения восприятия в конфликтной ситуации:

  • Влияние негативных эмоций на восприятие;
  • Доступность объективной информации о ситуации;
  • Значимость целей субъектов в контексте ситуации;
  • Психологические особенности субъектов (тип темперамента, особенности характера, склонности и так далее);
  • Психические состояние (стресс, отклонения в здоровье, фрустарация, алкогольно или наркотическое опьянение);
  • Степень недопонимания людьми друг друга;
  • Доминирование в сознании оппонентов “агрессивной концепции среды”;
  • Негативная установка, сформировавшаяся в отношении оппонента;
  • Стереотипы и иррациональные идеи, наши ожидания по поводу того, какими должны быть другие и мир в целом.

Какие есть способы управления конфликтами?

  1. Организационные способы – обеспечивают сбалансированность в распределений функций и обязанностей, прав и полномочий.
  2. Экономические – обеспечивают максимальную экономическую самостоятельность и безопасность субъектов деятельности, устанавливают четкие экономические правила ведения бизнеса.
  3. Правовые – поддерживают правовую систему для обеспечения эффективных экономических связей и способов деятельности.
  4. Психологические – проведение специальных процедур по устранению психологических барьеров.
  5. Силовые – использование силовых методов воздействия на конфликтующую сторону для решения возникших проблем.

Социально-психологические причины конфликтов

Кроме объективных причин, существуют ещё и социально-психологические факторы, которые обуславливают множество конфликтов между людьми.

5

Неблагоприятный социально-психологический климат

Личная неприязнь между членами коллектива, угнетающая обстановка, низкая сплочённость членов группы и т.п. создают неблагоприятную атмосферу, в которой конфликты могут возникнуть из-за любой мелочи.

6

Различия в психологических особенностях людей

У каждого своей темперамент, свои психологические особенности. Иногда люди просто «не сочетаются» друг с другом. При всём желании они с трудом находят общий язык и не могут установить продуктивные взаимоотношения.

7

Когнитивный диссонанс

Когнитивный диссонанс – это психологический дискомфорт, который возникает, когда в сознании человека сталкиваются две противоречащие идеи.

Например, ребёнку могут повторять, что нужно всегда говорить правду. При этом за некоторые признания его могут ругать. В итоге, если он сделает что-то непохвальное, у него столкнутся две противоречащие идеи: «нужно говорить правду» и «правду говорить нельзя» – отругают.

Состояние когнитивного диссонанса переживается тяжело, человек находится на взводе, разрывается между противоречиями. Из-за такой психологической нагрузки вероятность возникновения конфликта значительно возрастает.

8

Внутригрупповой фаворитизм

В большом коллективе могут возникнуть малые группы. Это может привести к расслоению, к конфликтам и вражде между малыми группами. Внутригруппового деления избежать сложно, но этого вовсе не требуется. Достаточно сделать так, чтобы внутри коллектива не было деления на «своих» и «чужих».

9

Стремление к власти

Кто-то согласен на роль рядового члена коллектива, а кому-то непременно нужно всеми командовать. И если столкнутся два таких человека, стремящихся в власти, то конфликта не миновать.

Но даже если отыщется всего лишь один желающий быть у руля, всё равно это понравится далеко не всем. Мало кто любит подчиняться и выполнять чужие указания, если ему не платят за это.

10

Эгоцентризм

Эгоцентризм – это невозможность поставить себя не место другого человека, посмотреть на ситуацию с его точки зрения. Это одна из самых распространённых причин конфликтов.

К сожалению, люди ограничены в своей способности смотреть на мир чужими глазами. А кто-то намеренно не хочет понимать другого и довольствуется своим однобоким взглядом.

В итоге возникают ситуации, в которых каждый, с его точки зрения, прав. А уж если каждый уверен в своей правоте, конфликта точно не избежать.

11

Эгоизм

Если каждый думает только о себе, то без конфликтов интересов и столкновений на пути к достижению целей не обойтись. Банальный пример: на прилавке остался один товар и два покупателя начинают спорить из-за него. Никто не хочет уступить, каждый хочет забрать этот товар себе. Как итог – конфликт.

12

Конкуренция

В условиях конкуренции конфликты также не редкость. Причем конкурентная среда бывает не только на рабочем месте, но в других сферах жизни. Рассмотрим пример:

Компания друзей. Один из них – Антон – отличается своей эрудированностью, нередко что-то объясняет остальным. Однажды он не смог ответить на вопрос своих товарищей, но это смогла сделать Марина.

И Антон тут же почувствовал, что потерял позиции, что он больше не кажется самым умным, пальму первенства выхватили из его рук. Это вызывает злобу по отношению к Марине, что может вызвать конфликт по ничтожному поводу.

Также он может попытаться намеренно выставить Марину в не лучшем свете, чтобы опять стать номером один. Это, в свою очередь, спровоцирует Марину на ответные действия.

13

Неспособность конструктивно решать конфликты

Страшен не столько сам конфликт, сколько эмоциональная реакция людей, неспособных беспристрастно подойти к его решению.

Если человек не готов идти на компромисс, не желает слушать и слышать своего оппонента, не допускает того, что он может ошибаться, конфликт, который можно было обсудить и решить без особых проблем, окрашивается личными претензиями, негативными эмоциями и начинает приносить в разы больше дискомфорта.

Поэтому стоит не только избегать ситуаций, в которых может возникнуть конфликт, но и учиться безболезненно справляться с уже существующими конфликтными ситуациями. Кстати, сделать это вы можете с помощью нашего курса по конфликтологии – очень советуем пройти его.

Желаем успехов!

Объективные причины возникновения конфликтов

Начнём наше рассмотрение причин конфликтов с объективных факторов.

1

Распределение ресурсов

Неравномерное распределение ресурсов – очень распространённая причина конфликтов. Это и ненависть бедных к богатым, и обида на брата, которому отрезали кусочек торта побольше. Если у кого-то есть то, чего нет у другого, – ждите зависть, ждите озлобленность, ждите конфликт.

И даже если ресурсы будут распределены равномерно, это всё равно вызовет негодование: «я ведь заслужил больше него!»

2

Различия в целях

У каждого человека есть свои индивидуальные цели, которые далеко не всегда полностью совпадают с целями других людей. И когда, как в басне Крылова, начинают тянуть воз в разные стороны, грядёт неизбежный конфликт: достичь всех целей сразу не получится, кому-то придётся остаться не у дел.

Или возьмём более простой пример: группа людей играет в волейбол. Но часть команды очень хочет победить, а другая часть играет ради самого процесса и особо не старается вырвать победу. Конечно же, старающиеся игроки разозлятся на тех, кто подводит команду.

3

Различия в представлениях о перспективах

Допустим, компания друзей едет в лес. Одни предвкушают обилие зелени и грибов, рисуют в воображении белок, прыгающих с ветки на ветку. А другие думают о комарах, грязи и т.д. У них разные представления о перспективах поездки, некоторые члены компании будут недовольны тем, что они туда едут, а другие будут горячо с ними спорить и убеждать, что поездка в лес – отличная затея. Кто бы ни оказался прав, вероятность конфликта достаточно высока.

4

Неудовлетворительные коммуникации

Некорректная передача информации – залог конфликтов. Актуально это как для рабочих отношений, так и для личных. На работе, например, исполнителю неверно передают требования заказчика, и он по чужой вине должен будет всё переделывать. В личном общении нечёткая передача информации порождает слухи и сплетни, подозрения в том, чего человек не совершал.

Как себя вести в различных ситуациях

В конфликтной ситуации следует избегать излишней эмоциональности – это может ее усложнить. Необходимо оставаться спокойным и сдержанным, сохранять уважение к сопернику. Взаимный негатив сделает невозможным урегулирование спорных моментов.

Есть определенные стратегии поведения человека в конфликтной ситуации:

  1. Соперничество. Жесткая стратегия, когда необходимо победить любыми способами в открытой борьбе за свои интересы. Здесь действует опасный принцип «кто кого».
  2. Сотрудничество. Совместное принятие решений, удовлетворяющее обе стороны.
  3. Компромисс. Между участниками конфликта в форме дискуссии идет поиск компромиссного решения путем анализа разногласий и взаимных уступок.
  4. Избегание. Участники конфликта игнорируют его опасность, не хотят брать ответственность за принятие решений, желают незаметно выйти из ситуации. При такой стратегии решение проблемы может переноситься на другое время.
  5. Приспособление. Это метод сглаживания разногласий пренебрежением своих интересов и полным принятием всех требований противоположной стороны.

Каждое противостояние имеет свои особенности, и нет одинаковых путей выхода из него. Чтобы избежать стресса, нужно придерживаться определенных правил поведения и реагирования. Психологи дают следующие рекомендации, упрощающие урегулирование всех разновидностей конфликтов:

  1. Вести себя сдержанно, следить за движениями, речью и мимикой, избегать закрытых поз.
  2. Нельзя сразу и резко отрицать чужое мнение, перебивать, переходить на повышенные тона.
  3. Внимательно и терпимо выслушать собеседника, повторить его слова для подтверждения, что он услышан.
  4. Выслушав противоположную сторону, привести свои доводы в мягкой доброжелательной форме. Это обезоружит негативно настроенного соперника.
  5. Не следует остро воспринимать словесные оскорбления и относить на свой счет.
  6. В ходе развивающегося конфликта сдерживать ответную реакцию, быть уверенным, что правильно поняли оппонента.
  7. Необходимо остерегаться входить в разногласия с личностями, имеющими психические отклонения или низкий уровень интеллекта. Разумный финал в этом случае исключен.

Дополнительная информация. Отвлечение оппонента вопросами на другие темы поможет выиграть время для обдумывания дальнейшего поведения.

Таблица с основными видами

Основная классификация Виды конфликтов Краткая характеристика
По количеству участников Внутриличностные Неуверенность в себе, неудовлетворенность работой и жизнью из-за несоответствия личных потребностей и требований со стороны. Сопровождается раздражительностью, раздвоением личности, большим психическим напряжением. Их сложно разрешить самостоятельно.
Межличностные Их можно отнести к наиболее распространенным во всех сферах человеческих взаимоотношений. Столкновение отдельных индивидов с различными характерами и убеждениями, кандидатов на одну должность, руководителей по поводу ресурсов.
Между личностью и группой Когда отдельная личность не принимает устоявшиеся позиции и нормы поведения группы.
Межгрупповые Для них характерно многообразие форм проявления. Это производственная сфера, забастовки, митинги.

Так как классификация конфликтов на виды довольно условная, без четких границ, то на фоне сложных социальных взаимоотношений периодически возникают другие разновидности. Неудовлетворенные человеческие потребности делают жизнь немыслимой без разногласий и противоречий. Умение разрешать конфликтные ситуации во многом облегчает жизнь.

Как проявляется личностный конфликт?

Психологической наукой выделяются четыре основных вида показателей внутриличностного конфликта. Они касаются эмоциональной сферы, когнитивной сферы, поведенческой сферы, и четвёртый вид – это интегральные показатели.

Эмоциональная сфера. В эмоциональной сфере внутриличностный конфликт проявляется через серьёзные отрицательные переживания и психоэмоциональное напряжение.

ПРИМЕР: Депрессия, стресс, апатия, потеря интереса к жизни и т.п.

Когнитивная сфера. В когнитивной сфере внутриличностный конфликт проявляется через нарушения в восприятии человеком себя.

ПРИМЕР: Снижение самооценки, трудности в выборе и принятии решения, сомнения в своих мотивах, стремлениях и принципах, противоречивость собственного образа и т.п.

Поведенческая сфера. В поведенческой сфере внутриличностный конфликт проявляется через отрицательные изменения в поведении человека.

ПРИМЕР: Отрицательный фон общения, снижение продуктивности и качества деятельности, неудовлетворённость собственной деятельностью и т.п..

Интегральные показатели. Комплексные нарушения в психике человека.

ПРИМЕР: Усиление эмоционального и психологического стресса, нарушения в механизме адаптации, длительные нарушения в способности человека приспосабливаться к обстоятельствам и т.п.

Но, помимо того, что внутриличностный конфликт способен проявляется в разных сферах (и даже сразу в нескольких), сам он также подразделяется на несколько видов, значительно затрудняющих как его определение, так и разработку способов его разрешения. Давайте рассмотрим их более детально.

Читайте также: