• Без рубрики
  • 0

Кибербуллинг: как защитить ребёнка от нападок в интернете

Содержание

Как оградить детей от кибербуллинга?

Дети подвержены кибербуллингу не меньше взрослых и сложность заключается в том, что узнать о травле в адрес ребенка непросто: дети склонны скрывать, что подвергаются насилию, особенно в интернете.

Поэтому очень важно вовремя обнаружить проблему, а для этого может потребоваться следующее:

  • Ограничивайте время, проведенное ребенком в интернете. Мониторьте социальные сети ребенка: в открытых комментариях кибербуллера несложно заметить.
  • Отслеживайте психоэмоциональное состояние ребенка. Если в последнее время его настроение портится без видимых причин, особенно после пребывания в сети, – стоить насторожиться.
  • Интересуйтесь, в каких отношениях ваш ребенок состоит со сверстниками. Очень часто конфликты и агрессия из реальной жизни переходят в интернет, как и наоборот.
  • Проведите беседу с ребенком. Объясните, что такое кибербуллинг, и в чем он проявляется. Подчеркните, что ограниченность травли лишь киберпространством не означает несерьезность проблемы, а анонимность не значит, что агрессор останется безнаказанным.

Отнеситесь к проблеме с пониманием и ответственностью. Используйте методы, описанные ранее, для борьбы с кибербуллером, а в случае, если ребенок получил психологическую травму – обязательно обратитесь за помощью к специалисту.

Как защитить детей от кибербуллинга

Расскажите ребёнку, как жаловаться на контент

Во всех популярных соцсетях уже осознали масштаб проблемы кибербуллинга. В Твиттере, Инстаграме, Фейсбуке, ВКонтакте и других платформах есть инструменты, которые помогут ограничить взаимодействие с нежелательными пользователями, сообщить о нарушении закона и преследовании.


Примеры окон для жалоб на контент в Твиттере и Инстаграме‍

Учите ребёнка эффективной коммуникации

Все люди ответственны за то, что они делают, смотрят и публикуют в интернете. Объясните ребёнку, что кажущаяся анонимность Сети — не повод переходить границы. Иначе есть риск, что подросток станет соучастником кибербуллинга учеников.

Поговорите с ребёнком и расскажите, что в интернете нужно вести себя так же, как и в реальности. В обычной жизни никто не становится посреди улицы и не кричит оскорбления всем вокруг. В Сети этого делать также не следует.

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» навыкам эффективной коммуникации в интернете учат наставники. Это старшие товарищи, которые помогают ребёнку в течение всего процесса обучения. Наставник научит грамотно и вежливо общаться в Сети, отстаивать границы и соблюдать правила поведения.

А во время онлайн-уроков в чате школьников присутствует модератор — сотрудник, который следит за общением ребят, при необходимости разрешает недоразумения и объясняет, как можно и нельзя себя вести в онлайн-переписке. 

<<Форма с консультацией>>

Запишите телефоны горячих линий

В Санкт-Петербурге это +7 (812) 387-42-11 — круглосуточная горячая линия при Комитете по социальной политике города Санкт-Петербург правительства Санкт-Петербурга РФ. В Москве это +7 (800) 250-00-15 с 9 до 18 часов по рабочим дням — служба «Дети онлайн». В случае необходимости звоните — вам окажут бесплатную профессиональную психологическую и информационную поддержку.

Советы взрослым, как прекратить кибербуллинг и травлю в интернете

Вне зависимости от того, сколько боли причиняет травля, дети часто неохотно рассказывают родителям
и учителям о кибербуллинге и травле в интернете, потому что они боятся, что такой
поступок приведет к лишению их привилегии сидеть за компьютером и иметь мобильный
телефон

В то время как родители всегда должны отслеживать, как ребенок использует технологии,
важно не угрожать потерей доступа или другими наказаниями ребенку, который стал жертвой кибербуллинга
и издевательств в интернете.

Замечайте предупредительные признаки кибербуллинга и издевательств в интернете

Ребенок, возможно, — жертва кибербуллинга и издевательств в интернете, если он:

  1. Становится грустным, злым или пребывает в стрессе во время или после
    использования интернета или мобильного телефона.
  2. Проявляет тревогу, когда получает сообщение, «быстрое сообщение» или электронное письмо.
  3. Избегает обсуждений или проявляет секретность по поводу активности за компьютером или мобильным телефоном.
  4. Отчуждается от семьи, друзей и деятельности, которую раньше любил.
  5. Стал учиться хуже, оценки снижаются по необъяснимым причинам.
  6. Отказывается посещать школу или ходить на конкретные уроки; избегает групповых активностей.
  7. Проявляет изменения в настроении, поведении, сне, аппетите или проявляет
    признаки депрессии или тревоги.

Отслеживайте, как ребенок использует технологии

Вне зависимости от того, в какой мере ребенок возмущается этому, вы в силах защитить
его, только если отслеживаете, что он делает онлайн.

  1. Разместите компьютер дома в таком месте, где вам легко отслеживать, как он используется
    вместо того, чтобы позволять ребенку использовать ноутбук или планшет в спальной комнате, например.
  2. Ограничьте доступ к данным на телефоне ребенка, если он использует его, чтобы сидеть
    в интернете. Некоторые беспроводные службы позволяют выключать сервисы текстовых сообщений
    в определенные промежутки времени.
  3. Включите фильтры в компьютере вашего ребенка. Отслеживающие программы позволят
    заблокировать неприемлемое содержание в интернете и помогут проверять активность ребенка
    онлайн.
  4. Настаивайте на том, чтобы знать пароли ребенка и выучите акронимы, которые ребенок
    чаще всего использует онлайн и в текстовых сообщениях.
  5. Знайте, с кем общается ребенок онлайн. Пройдитесь по адресной книге ребенка
    и по списку «друзей» в сервисе «быстрых сообщений». Спросите
    про каждого человека, кто он, и как ребенок познакомился с ним.
  6. Поощряйте ребенка рассказывать вам и другим взрослым, которым он доверяет,
    о том, что он получает угрозы через сообщения или о других случаях, когда
    он становится мишенью кибербуллинга или издевательств в интернете. Заверьте его,
    что такой поступок не приведет к лишению компьютера или мобильного телефона.

Как избежать кибербуллинга?

Во-первых, есть множество разных технических решений. Фейсбук, «ВКонтакте» и другие социальные сети позволяют избавиться от неприятных комментариев и сообщений с помощью настроек. Вы также можете запретить людям отмечать себя в записях и на фотографиях. В конце концов, обидчиков можно просто заблокировать. Кроме того, если кто-то оскорбляет вас или вашего ребенка в социальной сети, на него можно пожаловаться администрации ресурса с помощью кнопки «Report» («Пожаловаться»).

Во-вторых, есть рекомендации более общего толка. И взрослым, и детям не стоит публиковать в открытом доступе личные данные — например, номер телефона

Жертвам кибербуллинга важно не оставаться с преследованием один на один — надо с кем-то поделиться. Есть нестандартные способы: например, основательница проекта для ЛГБТ-подростков «Дети-404» Елена Климова регулярно получала оскорбления и угрозы в интернете и начала собирать специальную галерею — портреты обидчиков и их высказывания

По ее словам, это сработало в том числе и как защитный механизм: люди боялись попасть в эту галерею.

Подросткам советуют обращаться за поддержкой к учителям и родителям, а родителям подростков — следить за тем, что ребенок делает в интернете, и быть готовым помочь ему в трудной ситуации. К сожалению, часто бывает так, что дети не хотят говорить родителям о таких вещах, а сами взрослые не замечают проблем. Поэтому хорошо бы хотя бы держать в голове, что кибербуллинг — существует и он может вести к серьезным психологическим сложностям. В России есть горячая линия для подростков, столкнувшихся с преследованиями в интернете

По материалам сайтов meduza.io, www.avast.ru, ria.ru

Most parents respond proactively after their children are cyberbullied

There are a large number of ways parents can respond to cyberbullying, but it appears the most common response is to talk to children about online safety.

Comparitech found 59.4% of parents talked to their children about internet safety and safe practices after cyberbullying occurred. Parents may need to take more steps to intervene, however, as only 43.4% identified adjusting parental controls to block offenders, only 33% implemented new rules for technology use, and only 40.6% saved the evidence for investigators.

Very few parents (just 34.9%) notified their child’s school about cyberbullying. And a small number (10.4%) took the nuclear option and completely took away their child’s technology in response.

Методы борьбы

Беда может миновать, но лучше обеспечить превентивную защиту.

Настроить приватность. ВКонтакте и Facebook позволяют ограничить доступ к странице: запретить отмечать на фотографиях, комментировать записи на стене или заблокировать отдельных людей.

Если буллеры начали агрессию, помните простые правила:

  • жалуйтесь администрации. В интересах соцсети поддерживать дружелюбную атмосферу. Поэтому они оперативно реагируют на жалобы о случаях агрессивного поведения. Похожие системы есть в мессенджерах и онлайн-играх.
  • Не реагировать. Цель буллеров – вызвать реакцию жертвы. Так они поймут, что попали в цель и продолжат свои действия. Отсутствие реакции покажет, что на жертву надо потратить больше сил. Это идёт вразрез с логикой «быстрого веселья».
  • Собрать доказательства травли. Подойдёт что угодно: смс-сообщения, скриншоты диалогов и присланные фотожабы. Если травля в интернете продолжится, отправляйте материалы в полицию.
  • Заблокируйте обидчика. Удалите его из списка друзей, адресных и телефонных книг. Или внесите в чёрный список.

Травля в интернете: статья и наказание

В российском законодательстве нет отдельной статьи за оскорбление в интернете. Подобные дела регулируются общими нормами. Оскорбления проходят по статье 5.61 КоАП. Раньше этот состав подпадал под статью 130 УК РФ, но с 2011 года она утратила силу. Распространение ложных данных и подрыв репутации подпадает под статью 128.1 УК РФ Клевета. Угроза жизни – статья 119 УК РФ.

На практике большинство проблем порождаются отсутствием в законодательстве специальных понятий. Каждый интернет-пользователь знает, что такое скриншот. Однако в кодексах и законах такого понятия нет. Поэтому к скриншоту относится правило относимости. Чтобы суд принял снимок экрана как доказательство, его необходимо нотариально заверить. В этом случае одна описательная страница протокола обойдётся минимум в 3000 рублей. Скриншоты выступят приложением к протоколу. За них возьмут по 100 рублей за штуку.

Волчий вопрос

В Челябинске разгорелся спор. Местный житель в качестве домашнего питомца завёл волка. Он гуляет с ним по городу, а прохожие с удовольствием фотографируются с животным. Местный ветврач и зоозащитник Карен Даллакян раскритиковал такие прогулки, ведь волк может разносить опасные для человека болезни. Его оппонент решил ему ответить на странице ВКонтакте, использовав выражения «лжеветеринар», «весёлый молочник» и «мелкий лгунишка».

Скриншот записи vk.com

Зоозащитник сделал скриншоты всех записей, заверил их у нотариуса и сдал на лингвистическую экспертизу. На это у него ушло больше недели, но только так можно добиться результатов.

Оскорбление. Это не специальная статья за оскорбление в интернете. Она апеллирует общими понятиями об унижении чести и достоинства личности. Оскорбление может быть адресовано одному человеку или группе лиц. Канал передачи значения не имеет. Обидчик рискует получить штраф до 3000 рублей. Однако ему должно исполниться 16 лет.

Клевета. С юридической точки зрения это распространение лживой информации, подрывающей репутацию. Этот состав гораздо серьёзнее, поэтому относится к уголовному законодательству. Виновному грозит штраф в 500 тысяч рублей. В наиболее отягчающих обстоятельствах – 5 миллионов рублей.

Угрозы. В таких случаях обидчик угрожает убийством или причинением тяжкого вреда здоровью. Травля в интернете по статье может стоить обидчику лишения свободы до 2 лет, его сферу работы ограничат и добавят исправительные работы.

Если нет времени на оформление бумаг, хотя бы пожалуйтесь модераторам сайта или сообщества. В их интересах поддерживать дружественную атмосферу. Конфликты им не нужны, поэтому руководство сайтов идёт навстречу пострадавшим. Похожие системы работают в онлайн-играх.

Типы Интернет-травли

Существует несколько видов кибербуллинга, о которых должен знать персонал школы и родители. Их различают по типу обидчика, его мотивам и технологиям, которые он используют для травли. Как только администрация школы, родители или сотрудники правоохранительных органов смогли определить тип кибербуллинга, им легче предпринять надлежащие меры по разрешению подобных ситуаций и предотвращению их в будущем.

Оскорбление

Колкие, злобные комментарии, которые жертва получает посредством СМС, через социальные сети и чат-комнаты.

Притеснение

Унизительные, обидные и запугивающие сообщения, которые могут быть адресованы как лично ребенку, так и группе детей. Для такой травли используют СМС сообщения или онлайн-общение.

Анонимное преследование

Любая форма агрессивных действий или угроз со стороны анонимного обидчика. Он может использовать вымышленное имя (псевдоним), заблокированный номер телефона или заимствованный телефон, предназначенный специально для запугивания жертвы. Все это в дальнейшем затрудняет поиск и определение личности преследователя.

Использование фиктивного имени

В данном случае киберхулиган готов идти на все, чтобы притвориться другим человеком. Для этого он может создать аккаунт в Фейсбуке под чужим именем и использовать его для своих нападок.

Разглашение личной информации

Для этого обидчик распространяет личные данные или переписку, которые жертва считает конфиденциальной.

Статистика кибербуллинга

За последние годы уровень Интернет-травли значительно вырос среди подростков среднего и старшего школьного возраста. Исследования по онлайн безопасности показали следующие цифры:

  • 42% детей подвергались Интернет преследованию в сети. Каждый четвертый оказывался в такой ситуации не один раз.
  • 58% детей признались, что получали злые и обидные комментарии, когда находились онлайн. Четверо из десяти опрошенных сталкивались с этим не раз.
  • 35% детей получали онлайн-угрозы. Почти каждый пятый подросток испытывал это на себе многократно.
  • 53% детей признались, что оскорбляли других онлайн. Каждый третий делал это несколько раз.
  • 21% детей получали письма с угрозами или сообщения с оскорблениями.
  • 58% детей не сообщили своим родителям или другим взрослым о том, что стали жертвой Интернет-травли.

Вместе с тем, в 2017 году Исследовательский центр в области кибербуллинга предоставил статистику поведения детей среднего школьного возраста.

  • 30% учащихся средней школы стали жертвами одного из типов Интернет-травли более двух раз за последние 30 дней.
  • 22% детей признались, что использовали хотя бы один тип кибербуллинга более двух раз за последние 30 дней.

Как родители могут защитить своих детей?

Ассоциация родителей и учителей рекомендует следующие методы защиты от кибербуллинга:

  • Никогда не сообщайте информацию о деятельности своих детей в Интернете другим родителям или детям, особенно никнейм в онлайн-игре или имя пользователя, а также пароль. Все это может быть использовано против них.
  • Используйте программное обеспечение для фильтрации и блокировки кибератак как один из способов комплексной защиты в Интернете. Однако, стоит помнить, что такой подход не может гарантировать стопроцентную безопасность от преследования онлайн.
  • Учите своих детей не реагировать на агрессию. Начав переписку с обидчиком, ребенок только усугубит ситуацию.
  • Станьте примером для своих детей, используя современные технологии во благо. Не высмеивайте и не досаждайте другим, когда вы онлайн. Особенно это касается ситуации, когда рядом с вами ваши дети. Будьте для них примером для подражания.
  • Скачайте или сохраните все оскорбительные сообщения, чтобы сообщить администрации школы и, если необходимо, представителям правоохранительных органов.
  • Стройте открытые и доверительные отношения со своими детьми, чтобы они могли обратиться к вам за помощью в случае интернет-травли.
  • Обратитесь к своему Интернет-провайдеру, чтобы сообщить о нарушениях правил поведения в Интернете. Это поможет принять меры относительно нарушителя.
  • Призывайте своих детей сообщать о всяческих притеснениях и обсуждать подобные случаи с вами или школьным психологом. То, что слабый не в состоянии себя защитить — это миф.

A need for more broad-reaching and open research

One common theme emerged as we researched various aspects of cyberbullying—a stunning lack of data. This is not to say that research on cyberbullying isn’t there. Even a simple search in research databases will reveal thousands of articles covering the topic in some form. However, most research on cyberbullying is either small in scale or lacking in depth. Most research is also based on surveys, resulting in a large variation in the results from survey to survey.

The Florida Atlantic University study represents one of the best sources of information to date. However, more is needed, including a meta-analysis of the data gathered from many other sources. Until then, publically available cyberbullying statistics paint an incomplete picture of the ongoing issue.

Что делать, если вы стали жертвой интернет-травли

1. Не реагируйте

Рекомендация не кормить троллей всё ещё работает, поэтому не комментируйте оскорбительные посты о вас и не отвечайте на обидные сообщения. И, конечно же, не отвечайте агрессору тем же, опускаясь до его уровня. Помните, что лучшая профилактика кибебуллинга – это не участвовать в потенциально конфликтных интернет-спорах.

2. Не испытывайте вину или стыд

Не думайте о том, что кибербуллинг – результат вашего неосторожного поведения, неправильных слов и ошибок. Жертвой может быть любой, а от постоянного прокручивания ситуации в голове легче не станет

Не перечитывайте оскорбления, но в то же время не стесняйтесь переживать и не ставьте табу на теме.

3. Сократите возможности общения

Один из простых вариантов защититься от кибербуллинга, – лишить агрессора коммуникации. Добавьте его в чёрный список социальных сетей, заблокируйте телефонный номер и электронную почту.

4. Поделитесь своей проблемой

Молчать о том, что вам плохо от нападок – не лучшая идея. Расскажите об этом родными или друзьям. Кроме того, можно позвонить на любую горячую линию психологической поддержки.

5. Не бойтесь требовать справедливости

Вы вправе сообщить в полицию об угрозах и клевете, пожаловаться провайдеру на кибер-атаку и обратиться в поддержку «Инстаграм», «ВКонтакте», «Фейсбук» и т.д. Социальные сети борются с буллингом, поэтому удаляют нежелательные фото, посты и комментарии, а также банят агрессивных пользователей и сомнительные паблики.

6. Начните делать скриншоты

Скрины с оскорблениями, угрозами и непристойными предложениями пригодятся как доказательства для суда. А если обидчик явно несовершеннолетний (и знакомый вам!), отправьте информацию его родителям или учителям.

7. Поставьте агрессора на место

Если вы чувствуете в себе достаточно смелости и сил, вступите с обидчиками в диалог. Но это не должны быть переговоры или попытка откупиться. Будьте вежливы. Просто скажите, что вы готовы пойти в суд за клевету/оскорбления/шантаж и т.д. Это отрезвит многих троллей.

Альтернативный сценарий общения – выразить агрессору слова сожаления и поддержки, сбив его тем самым с толку и снизив градус напряжения.

Способ не для всех. Создатель проекта «Дети-404» о ЛГБТ подростках Елена Климова получала в свой адрес много хейта, а потом стала публиковать сообщения буллеров, оформив всё это в галерею «Красивые люди и то, что они говорят». По словам Елены – это сработало и хейтеры стали бояться попасть в этот альбом.

8. Боритесь со стрессом

Интернет-травля – это ситуация выхода из нашей зоны комфорта. Чтобы не придавать онлайн-конфликтам большого значения, повысьте свою стрессоустойчивость. Методы, которые помогут успокоиться: творческие хобби, медитации, ароматерапия.

9. Сядьте на цифровую диету

Ещё один вариант, как бороться с кибербуллингом – на время уйти из сети. Устройте эксперимент, где на месяц или на неделю надо отрезать себя от интернета. Если вы поступите так во время травли, у вас появится свободное время на что-нибудь приятное, а онлайн-агрессоры успокоятся или переключатся на кого-то другого.

10. Пересмотрите своё поведение в сети

Если уходить в информационное подполье и удаляться из социальных сетей для вас слишком, снизьте активность, меньше выкладывайте фотографий и постов о себе. Сделайте страницу закрытой, внимательно изучайте тех, кто постучался к вам в друзья, и почистите фотоальбом. Не публикуйте адрес прописки и не ставьте геолокации. Чем меньше информации о вас, тем меньше поводов к травле.

11. Следуйте правилам цифровой грамотности

Не переходите по сомнительным ссылкам, не общайтесь с незнакомцами, ставьте сложные уникальные пароли для каждого аккаунта в соцсети (12 символов, с цифрами, большими и маленькими буквами) и периодически меняйте их. Не скачивайте подозрительные файлы.

Для детей есть специальные серии мультиков «Фиксики» и «Приключения Робота Каспера». Тем, кто постарше можно послушать ежегодные курсы федерального проекта «Урок цифры».

Ещё есть курс для учителей от «Яндекса», он рассказывает преподавателям, как сохранять безопасную психологическую атмосферу в классе, решать конфликты и останавливать травлю.

About the Cyberbullying Research Center

The Cyberbullying Research Center is dedicated to providing up-to-date information about the nature, extent, causes, and consequences of cyberbullying among adolescents. Cyberbullying can be defined as “Willful and repeated harm inflicted through the use of computers, cell phones, and other electronic devices.” It is also known as “cyber bullying,” “electronic bullying,” “e-bullying,” “sms bullying,” “mobile bullying,” “online bullying,” “digital bullying,” or “Internet bullying.” The Center also explores other adolescent behaviors online including sexting, social media misuse, digital dating abuse, and issues related to digital citizenship, resilience, empathy, school climate, and more.

This website serves as a clearinghouse of information concerning the ways adolescents use and misuse technology. It is intended to be a resource for parents, educators, mental health professionals, law enforcement officers, counselors, and others who work with youth (as well as for youth themselves!). Here you will find facts, figures, and detailed stories from those who have been directly impacted by online aggression. In addition, the site includes numerous resources to help you prevent and respond to cyberbullying incidents. All of the information on this site is informed by over fifteen years of research.

The Cyberbullying Research Center is directed by Dr. Sameer Hinduja (Florida Atlantic University) and Dr. Justin W. Patchin (University of Wisconsin-Eau Claire). They have been studying cyberbullying since 2002 and first launched this web site in 2005. They founded the Center as a means to further their mission of bringing sound research about cyberbullying to those who can benefit most from it.

Dr. Justin W. Patchin,Co-Director of the Cyberbullying Research Center

Dr. Patchin is a Professor of Criminal Justice in the Department of Political Science at the University of Wisconsin-Eau Claire. He received his Ph.D. and M.S. in Criminal Justice from Michigan State University and his B.S. in Sociology with an emphasis in Criminal Justice from the University of Wisconsin-Superior. Learn more about Dr. Patchin here.

Dr. Sameer Hinduja,Co-Director of the Cyberbullying Research Center

Dr. Hinduja is a Professor in the School of Criminology and Criminal Justice at Florida Atlantic University. He received his Ph.D. and M.S. in Criminal Justice from Michigan State University (focus area: computer crime) and his B.S. in Criminal Justice (minor in legal studies) from the University of Central Florida Honors College. Learn more about Dr. Hinduja here.

Together, Dr. Hinduja and Dr. Patchin have written seven books and numerous articles in professional and academic publications and have presented nationally and internationally to hundreds of thousands of educators on the topics of cyberbullying, sexting, and other forms of teen technology use and misuse. Their research has involved data from nearly 20,000 youth regarding their experiences with cyberbullying offending and victimization. Their work has been featured in many national and international news programs and outlets. They are currently partnering with school administrators at a number of different districts to explore the nature of traditional and online victimization among their student body. In addition, they give presentations to thousands of educators, counselors, law enforcement, parents, and youth every year on how to prevent and address the school-based consequences of cyberbullying. Finally, they have served as an expert witness and consulted with attorneys on cases involving cyberbullying. If you would like copies of their papers or to inquire about their current projects and partnerships, please contact them.

Литература

Беспалов, Е. И. (2010). Результаты онлайн-исследования «Юный интернет-пользователь» в 2010 году. Режим доступа: http://www.friendlyrunet.ru/files/281/110530-otchet.pdf
Бочавер, А. А., Хломов, К. Д. (2013). Буллинг (травля) как объект исследований и культурный феномен. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 10(3), 149–159.
Войскунский, А. Е. (2010). Психология и интернет. М.: Акрополь.

Кондрашкин, А.В., Хломов, К. Д. (2012). Девиантное поведение подростков и Интернет: изменение социальной ситуации. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 9(3), 102–113.
Парфентьев, У. (2009). Кибер-агрессоры. Дети в информационном обществе, 2, 66–67. Режим доступа: http://detionline.com/assets/files/journal/2/threat2_2.pdf
Солдатова, Г. В., Зотова, Е. Ю. (2011). Зона риска: Российские и европейские школьники: проблемы онлайн-социализации. Результаты исследования «дети России онлайн». Дети в информационном обществе, 7, 46–55. Режим доступа: http://detionline.com/assets/files/journal/7/ 12research_7.pdf
Aftab, P. (2011). Cyberbullying: An Interview with Parry Aftab. 2011. Режим доступа: http://etcjournal.com/2011/02/17/7299/
Craig, W., & Pepler, D. J. (1997). Observations of bullying and victimization in the schoolyard.Canadian Journal of School Psychology, 13, 41–60.
Famiglietti, C. (2011). Cyber-trolls vandalize Facebook page for Isabella Grasso. Retrieved from
Giumetti, G. W., McKibben, E. S., Hatfield, A. L., Schroeder, A. N., & Kowalski, R. M. (2012). Cyberincivility @ work: The new age of interpersonal deviance. Cyberpsychology, Behavior and Social Networking, 15, 148–154.
Kowalski, R. M., Limber, S. P., & Agatston, P. W. (2011). Cyberbullying: Bullying in the digital age (2nd ed.). Chichester: Wiley-Blackwell.
Lenhart, A. (2010). Cyberbullying: What the research is telling us. Retrieved from http://www.pewinternet.org/Presentations/2009/18-Cyberbullying-What-the-research-is-telling-us.aspx
Lenhart, A., Madden, M., & Hitlin, P. (2005). Teens and technology: Youth are leading the transition to a fully and mobile nation. Retrieved from http://www.pewinternet.org/Reports/2005/Teens-and-Technology.aspx
Lenhart, A., Rainie, L., & Lewis, O. (2001). Teenage life online. Retrieved from http://www.pewinternet.org/Reports/2001/Teenage-Life-Online.aspx
Lisson, M. (2008). Out-of-Control Gossip on Juicy Campus Web Site. Retrieved from
Olweus, D. (1993). Bullying at school: What we know what we can do. New York: Blackwell.
Smith, P. K., Mahdavi, J., Carvalho, M., Fisher, S., Russel, S., & Tippett, N. (2008). Cyber bullying: Its nature and impact in secondary school pupils. Journal of Child and Psychiatry, 49, 376–385.
Willard, N. (2006). Cyber bullying and cyberthreats: Responding to a challenge of online social cruelty, threats, and distress. Eugene, OR: Center for Safe and Responsible Internet Use.
Williams, K., Cheung, C. K. T., & Choi, W. (2000). Cyberostracism: Effects of being ignored over the Internet. Journal of Personality and Social Psychology, 40, 303–311.

Читайте также: