• Без рубрики
  • 0

10 видов интеллекта человека

Понятие

Из латинского языка это слово переводится как понимание, познание. Интеллект — это способность нашего мозга к пониманию и решению определенных задач.

Первым возвел идею культа интеллекта Платон. Во всех своих текстах он придавал огромное значение мышлению. Он писал, что жизнь без любопытства, желания узнавать новое, невозможна. Платона полностью поддерживал его ученик Аристотель, который развил концепцию первенства разума. Говорил, что тот, у кого есть задатки править, должен править, а другие — подчинятся.

Уровень умственных способностей можно развить и повысить, а можно и снизить. Академик Моисеев заявляет, что интеллект — это создание удачной стратегии, планирование своих шагов, что поможет достичь желанной цели. Это организация своей жизни и деятельности с помощью других способностей, к которым относят: обучение, мышление, способность классифицировать, интегрировать, вычленять ненужное, находить связи и закономерности.

Основными свойствами интеллекта являются:

любопытство — стремление узнать что-то новое, исследовать явления;
глубина разума — умение находить главное и важное в куче информации, и отсеивать ненужное;
логичность — последовательность рассуждений, умение строить разумные и правильные цепочки с учетом взаимосвязей и деталей;
гибкость ума — умение человека использовать свои возможности, опыт, знания, не применяя шаблоны, а создавая собственные решения проблем;
широта мышления — возможность полноценно изучать данные, не терять информацию, видеть несколько решений задачи;
критичность мышления — умение оценивать результат работы, находить правильные и отсеивать ложные, также — это способность сменить путь, если он не истинный;
доказательность ума — находить факты, и в нужный момент использовать их, чтобы убедиться в правильности поставленной цели.

В обычной жизни индивидуум всегда использует свои мыслительные способности для познания окружающего мира, следующих шагов и нахождения оптимального решения. Довольно трудно представить хотя бы день жизни без возможности анализа ситуации и сопоставления фактов и предметов.

Только благодаря мыслительному процессу существует возможность саморазвития и совершенствования личности. Без интеллекта человек не смог бы совершать научные прорывы, создавать лекарства от опасных заболеваний, музыку или писать картины.

Рациональное мышление

Жизнь не стоит на месте, она постоянно меняется, чтобы идти в ногу со временем, необходимо уметь адаптироваться к новым условиям. Умный человек не станет изобретать что-то новое, если для этого нет причин. Он способен проявить гибкость мышления и рациональность, и найти другой, более простой и оптимальный путь решения задачи.

Нужно уметь рассматривать проблему с разных сторон, искать не одно решение, а иметь несколько запасных вариантов. Высокоинтеллектуальный человек может критически относиться к своим решениям и мыслям, уметь признавать собственное несовершенство и ошибки.

Он не считает себя выше или умнее других, он способен адекватно оценить собственные знания. Самосовершенствование и тяга к знанию помогут сделать себя лучше. Человек с высоким интеллектом никогда не останавливается на достигнутом, он всегда стремится к улучшению.

Способы измерения и определения умственных способностей человека

Ни для кого не секрет, что проверить свой интеллект и ознакомиться с результатами можно пройдя тест IQ. Довольно часто большие корпорации и развитые компании прибегают к данному методу. От конечного результата коэффициента интеллекта можно точно понять, способен ли человек разобраться со сложной проблемой или он не сможет справиться даже с самой простой задачей.

Даже не отправляя человека на тест можно узнать о его развитости и интеллекте с помощью простой беседы. Идеальными помощниками в этом деле станет:

  • Умение помнить и цитировать классическую литературу (кинематограф) и знание крылатых фраз является прямым показателем интеллектуально развитого человека. К тому же чтение книг определенного жанра может стать еще одной интересной темой для обсуждения;
  • Лексикон и большой словарный запас также поможет составить правильное впечатление о собеседнике;
  • Учтивость, умение слышать и учитывать знания своих оппонентов;
  • Посмотреть на поведение человека в непредвиденной ситуации (умственные способности тесно связаны с умением реагировать и принимать взвешенные рассудительные решения);
  • Присутствие чувства юмора и умение его использовать в соответствии с подходящей ситуацией;
  • Наличие хобби, интересов и увлечений так же рассказывают о развитости собеседника (если человека совершенно ничего не интересует – он стоит на одном месте, а в следствии он не сможет поддержать обычной беседы).

Пространственный (образный)

Человек мыслит и запоминает картинку. У таких людей великолепная зрительная память на лица, места, предметы. Они могут воспроизвести у себя в мыслях даже страницу книги с расположенными внутри картинками и абзацами. Они хорошо запоминают то, что выучили, но если материал подается устно, то практически сразу стирается из памяти.

Замечают те детали, на которые обычно никто не обращает внимания. Могут легко чувствовать предметы в пространстве. Например, сделать перестановку комнаты в мыслях, или набросок картины. Просто находят дорогу даже в незнакомом городе. У таких людей прекрасно развит внутренний мир, поэтому они часто занимаются разными видами искусства.

Оперируют мыслительными процессами в 3 измерениях. Даже единожды побывав в помещении, запоминают обстановку.

Самые подходящие профессии для образного типа личности:

  • архитекторы;
  • летчики;
  • скульпторы;
  • военные;
  • художники;
  • моряки;
  • водители;
  • инженеры;
  • строители.

Эмоциональный интеллект

Понятие IQ включает умение различать эмоции, понимать, что движет другими людьми, чего они хотят, к чему стремятся и чего добиваются. Именно он помогает управлять своими и чужими чувствами для достижения целей.

Наш ум можно условно разделить на две половины: рациональную, которая отвечает за познание, мысли, умозаключения и импульсивную, лишенную логики, но не менее влиятельную. В идеале мы должны уравновесить и подружить эти части.

Составляющая IQ – это характер. Эмоциональный вид включает в себя навыки:

  • верить в себя;
  • сочувствовать;
  • контролировать эмоции;
  • уметь отвлекаться от неприятных переживаний;
  • стремиться к цели;
  • находить мотивацию.

Что такое искусственный интеллект?

Описание искусственного нейрона

Искусственный нейрон — это математическая функция, задуманная как модель биологических нейронов, нейронной сети. Искусственные нейроны — элементарные единицы в искусственных нейросетях. Искусственный нейрон получает один или несколько входов и суммирует их, чтобы произвести выход или активацию, представляющую потенциал действия нейрона, который передается вдоль его аксона. Обычно каждый вход анализируется отдельно, и сумма передается через нелинейную функцию, известную как функция активации, или передаточная функция.

Когда началось исследование ИИ?

В 1935 году британский исследователь А.М. Тьюринг описал абстрактную вычислительную машину, которая состоит из безграничной памяти и сканера, перемещающегося вперед и назад по памяти, символ за символом. Сканер считывает то, что он находит, записывая дальнейшие символы. Действия сканера диктуются программой инструкций, которая также хранится в памяти в виде символов. Самая ранняя успешная программа ИИ была написана в 1951 году Кристофером Стрейчи. В 1952 году эта программа могла играть с человеком в шашки, удивляя всех своими способностями предсказывать ходы. В 1953 году Тьюринг опубликовал классическую раннюю статью о шахматном программировании.

Интеллект

Существует множество определений интеллекта. Он характеризует следующие способности:

  • справляться с новыми или трудными ситуациями;
  • учиться на собственном опыте;
  • приспосабливаться к новым обстоятельствам;
  • адаптивное поведение в контексте меняющихся условий.

Кроме определения понятия интеллекта в мнениях ученых имеются различия даже в том, следует ли понимать его, как одно целое, или он делится на несколько относительно разных видов.

Например, согласно теории американского психолога Роберта Дж. Штернберга, интеллект состоит из 3 компонентов:

  • аналитическое мышление, в основном, участвующее в решении проблем, с которыми человек сталкивался в прошлом;
  • творческое мышление, используемое для поиска путей решения проблем;
  • практическое мышление, связанное с повседневной жизнью.

Его коллега, Говард Гарднер, выделяет 8 типов мышления и интеллекта:

  • лингвистический;
  • логико-математический;
  • визуально-пространственный;
  • двигательный;
  • музыкальный;
  • межличностный;
  • внутриличностный;
  • природный.

Позже он выделил 9-й тип, т.н. экзистенциальный интеллект.

Эдвард Торндайк выделяет только 3 основных типа интеллекта:

  • теоретический (абстрактный);
  • практический (конкретный);
  • социальный – способность контролировать других (включает эмоциональный интеллект).

Из перечисления вышеупомянутых компонентов становится ясно, что некоторые из них имеют большую связь с теоретической частью жизни (образование), другие – с практической (опыт работы, искусство справляться с жизнью). Способность достигать высоких доходов – это вопрос практического применения теоретических знаний, полученных посредством изучения, наблюдения, образования. Потерпеть неудачу может как первая часть (приобретение знаний), так и вторая (возможностью применять их на практике). Некоторые люди, имеющие хорошее мышление и интеллект, не получают образование, соответствующее уровню их IQ. Причины могут варьироваться от финансового, географического, политического фактора до чрезмерной критики в отношении учителей.

Социальный интеллект также важен. Он включает способность обрабатывать, распознавать, контролировать эмоции, строить качественные, долгосрочные отношения, сотрудничать с другими. Социальные навыки значительно влияют на получение рабочих мест или выгодных заказов. Успех предопределен следующими умениями:

  • обращение к людям;
  • впечатление;
  • хорошая работа в команде и с начальством;
  • создание соответствующей сети контактов, знакомых;
  • проникновение в секреты организационной структуры;
  • понимание писанных и неписаных правил поведения в новой команде.

Взаимосвязь между умственным и эмоциональным интеллектом

Эмоциональный интеллект (ЭИ) – это способность человека осознать, идентифицировать (отражать), управлять своими эмоциями, понимать эмоции других людей, эффективно влиять на них. Эти способности, согласно экспертам, являются самыми важными для жизни.

В управленческой практике ЭИ недооценивается, в компаниях и организациях по-прежнему принято смотреть на успешные результаты деятельности, как на плоды высоких умственных качеств работников. На самом деле, чувства и эмоции человека (как и их соотношение с разумом) очень важны

Они влияют на то, что привлекает наше внимание, как мы думаем, что решаем. Например, голодный человек в торговом центре видит еду, сытый – обувь, книги

Соотношение между умственным и эмоциональным интеллектом еще не полностью сопоставлено. Но уже известно много интересных вещей. Творческие способности и успешная деятельность человека – это результат его продуктивного мышления, суть которого сложна. Эти качества не обусловлены лишь высокими умственными способностями. Они являются результатом сочетания рациональной мыслительной способности и ЭИ, пропорционального характеру ситуации.

Характеристика мышления и интеллекта в психологии говорит о том, что очень умные люди не всегда обладают высокопродуктивным мышлением. Их продуктивное мышление может иметь более низкий показатель, чем у средне умного человека.

У людей, показавших более 120 баллов в тестах IQ, вероятность успешного лидерства составляет всего 5-15%. Они не обладают хорошей способностью вдохновлять и мотивировать других людей.

Межличностный (социальный)

Это довольно интересный тип мышления. Те, у кого хорошо развит межличностный интеллект, способны легко чувствовать других людей, им подвластна высокая степень эмпатии. Для них характерно легко сходиться с новыми людьми, уметь увлечь буквально с первого слова. Используют разные способы общения: вербальные и невербальные.

Легко ощущают настроение собеседника, поэтому с ними просто и приятно общаться. Часто становятся лидерами в компании, ведь могут понимать окружающих, помогают и всегда поддерживают других.

Им нравится находиться среди других людей, работать с ними, учится, постоянно контактировать. Они легко понимают настроение собеседника, его потребности, желания. Могут объяснить поведение друзей и знакомых. Отличаются добрым сердцем, часто помогают другим. Умеют контролировать собственные эмоции.

Подходящие профессии:

  • учитель или воспитатель;
  • психолог;
  • артист;
  • HR-специалист;
  • социальный работник.

Не переоценивается ли наследственность интеллекта?

Математика доказывает, что существует как минимум 2 вида бесконечности: актуальная и потенциальная. Потенциальная бесконечность – больше, чем актуальная». Интеллект любого человека может ассоциироваться с меньшей, актуальной бесконечностью: он ограничен, но в то же время потенциально бесконечен. Глупых людей не существует.

Некоторые теории утверждают, что интеллект в значительной степени (около 50-80%) врожденный, унаследованный. Что это значит? На практике, мало что. Наследование не появляется в вакууме, но в окружающей среде, в контексте образования. Человек, «врожденно глупый» в одной среде, может быть «врожденно умным» в другой.

Как это возможно? Представьте себе красивую розу в саду. Являются ли красивые цветы результатом генетики или окружающей среды? Если оба фактора действуют отдельно, это можно легко протестировать. Посадите рядом с розами кактус, который весной сгниет, максимум, доживет до осени и замерзнет. Одинаковая среда с другим результатом предполагает влияние генетического фактора, подумаете вы.

Но это не так. Повторив эксперимент не в своем саду, а в субтропическом климате, вы получите совершенно противоположный результат: красивый цветущий кактус и засохшие розы. Следовательно, гены и окружающая среда (воспитание) влияют не по отдельности, а в сочетании.

Хорошая забота о растении способна лишь частично улучшить ситуацию в неприемлемой среде. Точно так же бесконечные курсы IQ не сделают из глупца гения без определения причины препятствия, торможения. В контексте нашей цивилизации этот фактор заключается не в нехватке воды, питательных веществ, тепла, но в разрушительных внутренних процессах – в теле, мозгу, стиле мышления каждого человека.

Один из наиболее важных факторов – стресс и связанная с ним физическая активация, подходящая для борьбы или побега, но непригодная для интеллектуального действия. Стресс вызывает ряд физиологических процессов, которые, среди прочего, уменьшают кровоток в мозге, стимулируют активацию нервных центров, предназначенных для мгновенных реакций; преобладают рефлексивные реакции, импульсивность, эмоции. В то же время, префронтальные части коры головного мозга, необходимые для типичных человеческих способностей, приглушаются.

Роль стресса в повседневной жизни хорошо иллюстрируется поливагальной теорией Поржеса – теорией 3-х разных реакций на стресс, связанных с деятельностью блуждающего нерва (nervus vagus). В спокойном состоянии блуждающий нерв посылает сигналы в мозг, что все в порядке; человек хорошо воспринимает свое окружение, чувствует себя комфортно, все в его теле работает надлежащим образом.

В случае повышения стресса выше определенного уровня человек «переключается» на эволюционно старший режим, реагирует симпатической активностью. Тело в течение нескольких сотен лет цивилизации не осознало, что большинство нынешних стрессоров и угроз требует совершенно иной реакции, чем те, которых человек достиг на протяжении миллионов лет эволюции. При стрессе замедляется пищеварение, ускоряется дыхание и сердцебиение, увеличивается потоотделение – человек всеми доступными средствами готовится к физической активности, необходимой для борьбы или побега.

Обнаружение того, что ни борьба, ни побег не помогут, человек падает на исторически самую старую стадию, обездвиживается. При отсутствии возможности убежать или победить, последнее, что остается – сдаться, надеяться, что угроза пройдет. В этом или предыдущем состоянии разум не находится на высоте, интеллектуальные и социальные возможности ограничены.

Существенная часть человеческой глупости в определенный момент не связана с абстрактным «недостатком IQ», но с ограниченной способностью использовать свое мышление. Важнейшую роль в этом играет восприимчивость к стрессу. Получается довольно банальный результат: успокойтесь – и поумнеете.

Насколько разум врожденный?

Вы считаете, что интеллект – это наследственное качество, и образование, воспитание никоим образом на него не влияет (как в хорошем, так и в плохом отношении)? Или же вам кажется, что уровень IQ – это следствие образования и воспитательного подхода? Ответ более сложный, чем может показаться на первый взгляд.

Основа – в генах

Хотя ученые не могут прийти к единому мнению в том, какой вклад вносят гены и врожденные качества в общую личность, психику и поведение человека, никто не сомневается в том, что интеллект в значительной степени наследственный. Следовательно, если у родителей высокий уровень интеллекта, их ребенок, скорее всего, будет также достаточно умным. Но, с другой стороны, хотя невозможно повлиять на гены, человек в состоянии развить врожденные свойства, в т.ч. повлиять на интеллект.

Уже с младенческого возраста

Особенности интеллекта человека проявляются буквально от рождения (и вполне возможно, что уже в животе матери). Новорожденный почти сразу замечает свое окружение, постепенно начинает строить отношения в соответствии со своими восприятиями. По мере того как ребенок растет, он учится управлять различными предметами, воспринимать связь между причиной и следствием (например, большой куб не помещается в маленькое отверстие).

Можно также очень быстро наблюдать рост социального интеллекта. Новорожденный начинает улыбаться уже с 2-недельного возраста. Причем речь идет не о простых базовых вещах. Например, такой сложный процесс, как родной язык, ребенок обрабатывает быстро, естественно, без какого-либо систематического обучения. Следовательно, человек автоматически осваивает базовые знания, навыки. Однако для развития других способностей необходимо достаточно внешних стимулов.

Без воспитания ничего не получится

Важную роль в развитии интеллекта играет воспитание. Родители читают со своими детьми, разговаривают с ними и т.д., улучшая их вербальные и невербальные способности. Хорошие родители не забывают оценить прогресс, достигнутый детьми, цель которого заключается в повышении необходимой в жизни самооценки. В этом случае роль развитого мышления можно сравнить с т.н. «волчьими детьми» (людьми, которые в первые несколько лет после рождения были лишены контакта с обществом). В более позднем возрасте, после социализации таких людей, ввиду нарушения развития, они имеют мизерные шансы на освоение социальных привычек или даже вербального общения.

Несколько видов разума

В свете современной концепции IQ как величины, выражаемой одним числом (коэффициент интеллекта), люди часто склоняются к необъективной оценке человека. Он считается либо умным (IQ ≥90), либо глупым (IQ ≤80). Однако, согласно недавним теориям, более приближенным к реальному миру, быть «глупым» или «умным» можно разными способами.

В 1983 году американский психолог Г. Гарднер, профессор Гарвардского университета, опубликовал книгу «Frames of Mind», в которой указал, что разум нужно рассматривать в более широких масштабах. Он разделил его на 7 типов (изначально):

  • лингвистический (речь, языки);
  • логико-математический (цифровая память, решение математических задач);
  • физический (двигательный);
  • музыкальный (творческие способности);
  • пространственный;
  • коммуникативный (общительный);
  • внутренний.

Позже был добавлен 8-й тип (природный). Рассматривается также перспектива применения 9-го вида – духовного (экзистенциального) интеллекта, отвечающего, в частности, за интуицию человека, предполагающего способность мыслить о больших жизненных проблемах.

У каждого человека присутствуют все виды интеллекта, но в разных пропорциях. За доминирование конкретного типа отвечает самая развитая часть мозга, влияние окружающей среды, ситуации, в которых человек оказывается в первые 10 лет своей жизни. Дети, родившиеся в музыкальной среде, с большой вероятностью, будут обладать музыкальными склонностями, потомки спортивных родителей найдут себя в физической сфере.

Вернувшись к вопросу о роли интеллекта в жизни человека, можно только сказать, что ответить на него непросто. Есть много областей человеческого знания. И хотя у каждого человеческого умения или навыка есть бесспорная наследственная основа, влияние семьи, образования, а также человеческая воля и усилия могут творить чудеса.

Различия в интеллектуальном развитии мужчин и женщин

С древних времён в обществе господствовал взгляд на женщин как на существ неполноценных и менее развитых, чем мужчины. Традиции и законы, не позволяющие женщинам заниматься определёнными видами деятельности, привели к появлению мифа о том, что женский интеллект развит существенно ниже мужского. Из-за этого считалось, что женщина должна «знать своё место» и не вмешиваться в «мужские дела», иначе ничего хорошего из этого не выйдет.

Облегчение положения женщин и их уравнение в правах с мужчинами показали, что женский интеллект ничуть не уступает мужскому. Больше того, с некоторыми видами умственной деятельности женщины справляются заметно успешнее, чем мужчины.

Но до сих пор во многих странах господствуют прежние установки: в народном сознании женщины предстают более глупыми и неразвитыми, и им отводится второстепенная и подчинённая роль. Женщина не может быть главой семьи, она не может наследовать родительское имущество, кое-где женщинам даже запрещается водить автомобиль. Представления о неполноценности интеллекта у женщин имеются и в низовых слоях населения развитых стран. Как правило, такие люди склонны принимать желаемое за действительное. Они руководствуются сильно устаревшей научной информацией, а также мифами и легендами, религиозными догмами. Более актуальную информацию они предпочитают не признавать, поскольку она не соответствует их личным представлениям.

Исследования соотношения пола и развития мозга ведутся уже давно. Имеющиеся результаты показывают, что различия в строении головного мозга у мужчин и женщин имеются, но они не являются определяющими в плане интеллекта: мужчины и женщины могут одинаково успешно выполнять одинаковые задачи.

Так, было показано, что объём и масса мозга у мужчин несколько больше, чем у женщин. Однако существенного влияния на умственные способности это не имело. Результаты изучения влияния гормонов на интеллект были спорными; было показано, что высокий уровень определённых гормонов может как повысить, так и понизить умственные способности.

Другие исследования показали, что хотя мужской мозг и имеет несколько большие размеры, он заметно более уязвим к нарушениям внутриутробного развития. Так, плохое питание матери в период беременности во многих случаях снижает умственные способности родившихся мальчиков, но на девочек это никак не влияет.

Отдельные исследования проводились над восприятием стереотипов. И они показали, что в обществах, где на женщин оказывают неблагоприятное психологическое воздействие, их уровень интеллекта действительно оказывался ниже, чем там, где женщин воспринимают как равных с мужчинами и относятся к ним уважительно. Всё дело в том, что в условиях постоянных унижений женщины в большей степени задействуют те участки мозга, которые отвечают за эмоциональные реакции, а те участки, которые отвечают за решение тех или иных задач, остаются невостребованными и не получают развития.

Стереотипы влияют и другими способами; например – через воспитание детей. С самого детства в традиционных обществах девочек приучают к одним видам деятельности, а мальчиков – к другим. Зачастую девочкам не позволяют заниматься физикой, математикой и другими науками, поскольку считается, что им это не пригодится в жизни. Из-за этого мозг мальчиков и девочек тренируется в разной степени и по-разному, в результате чего их способности к определённому возрасту действительно сильно различаются.

Интеллект: виды и уровень интеллекта

Человека часто называют интеллектуалом, если он эрудирован. Однако знания не всегда являются признаком высокого уровня интеллекта.

Что такое интеллект

Интеллект — это разум или способности человека, которые раскрываются в обучении, понимании и возможности осмыслять и разрешать любые задачи. Он объединяет в себе разные подразделения обучения:

  • вообразительные способности;
  • прогнозирование;
  • умение воспринимать информацию;
  • умение анализировать ощущения;
  • распознание и градация эмоций;
  • возможность запоминать;
  • мыслительная деятельность;
  • умение представить развитие ситуации.

Интеллектом можно назвать психологическую способность человека к адаптации в новых условиях жизни с помощью обучения, а также:

  • умственные и мыслительные способности;
  • изначальная умственная составляющая;
  • сознательное приспособление к сложившейся ситуации;
  • рассудок, восприятие, ощущение и понимание;
  • умение планировать;
  • понимание проблемы и умение принять правильное решение.

Интеллект

Параметры разума, которые отличают человека от других живых существ:

  • объем памяти;
  • способность анализировать и прогнозировать;
  • логика;
  • многоуровневый отбор информации;
  • понимание событий;
  • умение сосредотачиваться;
  • обширный словарный запас;
  • усидчивость;
  • способность запоминать и воспроизводиться информацию.

Качества развитого разума:

  1. Пытливость.
  2. Глубина ума.
  3. Гибкость умственных способностей.
  4. Подвижность ума.
  5. Логическое мышление.

Профессор психологии Роберт Дж. Стернберг рассматривает интеллектуальные способности человека не как монолитное качество, а как взаимосвязь между практическими, аналитическими и творческими аспектами ума.

Практический интеллект — умение справляться с повседневными задачами. Он направлен на адаптацию в окружающем мире или его модернизацию.

Аналитический — сила мозга, с которой человек обрабатывает информацию. Этот вид используется тогда, когда нужно что-то проанализировать или решить проблему. Он и измеряется тестами IQ.

Творческий — включается, когда нужно мыслить креативно или приспосабливаться к новой ситуации. Этот вид отвечает за получение и обобщение информации и способность использовать имеющиеся знания в необычных условиях.

Основные факторы влияния

На развитие разума влияет много факторов, одним из них является генетика. Однако не менее важно для интеллектуального развития, что человек есть и где он живет.

Генетика

Ученые более 100 лет исследовали, как генетика влияет на умственные способности. В результате они сделали вывод, что процент влияния генов на уровень интеллектуального развития колеблется в пределах от 40 до 80.

Кроме того, свой вклад вносит структура мозга и его функциональность. С помощью изображения мозга врачи-аналитики определили различия в структуре, в частности в теменной и лобных долях, которые оказывают положительное и отрицательное влияние на развитие разума. Если хорошо функционируют лобные доли, мозг лучше обрабатывает информацию, что указывает на более высокий уровень IQ.

Интеллект

Влияние питания

Связано с развитием структуры мозга, поведением и интеллектом человека и пренатальное питание и питание во время кормления грудью его матери. Чем больше необходимых микроэлементов и веществ содержится в продуктах в первые дни жизни человека, тем больше будет размер пластинок мозгового вещества — части мозга, которая отвечает за обучение и память.

Если в меню мамы присутствуют длинноцепочечные полиненасыщенные жирные кислоты, то дети такой женщины будут опережать своих сверстников по развитию, чьи матери не включали в свой рацион жирные кислоты.

Воспитание

На умственные способности человека влияют и «природа», и воспитание. Если первый термин подразумевает генетику, то второй описывает, какое влияние оказывали на индивида некоторые факторы окружающей среды, которые включают в себя стиль воспитания в семье, уровень образования, жизненный опыт.

Чтобы проверить уровень влияния воспитания на интеллектуальные способности, ученые неоднократно разделяли близнецов при рождении. Эксперименты каждый раз показывали, что дети, генетически предрасположенные к тому, чтобы быть обладателями среднего интеллекта, посредством получения качественного образования и жизненного опыта могли превратить свой средний IQ в великий разум.

Порядок рождения в семье

Этот вопрос изучают уже долгое время, но к общему мнению ученые так и не пришли. Однако большая часть специалистов предполагает, что старший ребенок умнее своих младших братьев и сестер. В большинстве случаев перворожденные становятся лидерами наций, лауреатами нобелевской премии.

С чем связано такое явление, определить сложно. Возможно, родители, у которых только один ребенок, могут больше времени и денег вкладывать в его развитие, обучение и воспитание. При этом недавние эксперименты показали, что порядок рождения определяет потенциальные возможности для обучения, понимания, способности рассуждать, а в результате показывает и IQ — коэффициент интеллекта. По тестам на выявление интеллектуальных способностей первый ребенок набирает на 3 пункта больше, чем его младшие братья и сестры.

Интеллект

Окружающая среда

Образ жизни, который ведет вначале мать человека, а потом и сам человек, тоже влияют на умственное развитие. Экологические факторы, такие как питание, токсины, атакующие еще в утробе матери и на протяжении всей жизни, оказывают такое же влияние, как гены.

Примером может послужить сигаретный дым. Ребенок, на которого не воздействовал никотин ни в утробе матери, более интеллектуально развитый, как показывают тесты, чем его сверстник, на которого влияли подобные факторы. Разница между такими детьми 7 пунктов.

Структура интеллекта

Ученые под разумом понимают целую систему психических процессов, благодаря которым человек не только использует свои способности, но и оценивает ситуацию, принимает рациональные решения и организовывает свое поведение. Структура интеллекта следующая:

  1. Общий. От него зависит успех любой деятельности. С его помощью индивид адаптируется к окружающей среде и способен быстро перерабатывать полученную информацию.
  2. Специальный. Психологические процессы, которые являются основой этого интеллекта, направлены на решения задач в одном виде деятельности. Например, он задействован в разрешении межличностных проблем.
  3. Потенциальный. В этом месте находится рассуждение и абстрагирование. Ученый Кеттел считал, что он формируется только к 20 годам.
  4. Кристаллический. Появляется после того, как человек накопит достаточно знаний, умений и навыков.

В жизни каждый из перечисленных элементов оказывает влияние на человека, помогая справиться с разными обстоятельствами и трудностями.

Мышление и интеллект

Мышление является одним из видов интеллектуальной деятельности. Мыслительные процессы позволяют оперировать человеку понятиями и суждениями. Только в ходе размышления можно увидеть решение поставленной задачи.

Мышление — это процесс непрерывный, который изменяется в зависимости от имеющихся знаний. Оно всегда целенаправленно и целесообразно. Человек познает что-то новое через то, что он уже знает. Таким образом, мышление является опосредственным. Благодаря интеллекту, человек может решать задачи в уме, используя имеющиеся знания и умения. Между этими понятиями есть некоторая связь.

Однако под интеллектом следует подразумевать ум человека, а под мышлением — его способность к обдумыванию. Если под интеллектом часто понимается наличие знаний, то под мышлением — способность пользоваться этими знаниями и приходить к выводам и суждениям.

Интеллект

Виды интеллекта

Существует несколько видов интеллекта:

  1. Вербальный.
  2. Логический.
  3. Пространственный.
  4. Физический.
  5. Музыкальный.
  6. Социальный.
  7. Эмоциональный.
  8. Духовный.
  9. Творческий.

Гармоничная личность развивает у себя все эти виды.

Вербальный интеллект

Чтобы правильно развивать этот вид интеллекта, нужно разобраться, что такое вербальный интеллект. Ему отводится роль отвечать за основные процессы, такие как:

  • умение писать;
  • чтение;
  • речь;
  • общение.

Психологи доказали взаимосвязь между красноречием человека и уровнем его жизни. Для развития вербального интеллекта необходимо изучать иностранные языки, читать книги разных жанров и содержания, общаться с людьми. Оперировать словами и понятиями позволяет абстрактный интеллект.

Логический интеллект

Этот вид отвечает за умение рассуждать и логически мыслить. В его развитии помогут решение математических и ситуационных задач, построение логических цепочек, решение ребусов и головоломок и разгадывание кроссвордов.

Интеллект

Пространственный интеллект

Данный вид интеллекта связан с визуализацией: создание образов, манипулирование своим воображением. Для его развития необходимо самовыражаться с помощью картин, лепки, решать задачи с поиском выхода, расширять кругозор, совершенствовать навык отслеживания.

Что такое социальный интеллект

Под социальным интеллектом понимается способность человека понимать и управлять эмоциями других людей, чувствовать их состояние и оказывать влияние на это. Развитие этого навыка зависит от социальной адаптации.

Развитость социального интеллекта определяется такими качествами:

  • воодушевленное лидерство;
  • влияние;
  • разрешение конфликтов;
  • обучение и наставничество;
  • командная работа.

Помогают развивать это вид интеллекта такие факторы:

  1. Восприятие поведенческих сигналов.
  2. Выделение главных поведенческих сигналов из общего потока.
  3. Понимание отношений.
  4. Понимание мотивации к проявлению такого поведения.
  5. Понимание, как поведенческая реакция изменяется в зависимости от ситуации.
  6. Предвосхищение поведения другого человека.

Кроме того, в формировании социального интеллекта принимает участие жизненный опыт, культурное познание, имеющиеся знания и эрудированность.

Как узнать свой IQ

Измерить интеллектуальный коэффициент можно с помощью специального IQ теста, который был разработан Г. Айзенком. Тест представлен в виде шкалы, которая разделена на деления со значениями от 0 до 160. Средним уровнем интеллекта обладает большая часть людей (50%) — это показатели 90-110. Интеллектом выше среднего (более 110 баллов) обладает не более 25% людей. У оставшихся 25% низкий интеллект — менее 90 баллов.

Существуют и другие методы диагностики интеллекта, среди которых часто применяются следующие:

  1. Прогрессивные матрицы Равена. Нужно установить связь между фигурками и выбрать недостающую среди предложенных.
  2. Тест по Амтхауэру.
  3. Тест Гудинаф-Харриса. Испытуемому необходимо нарисовать человека. После чего подлежат обсуждению элементы, которые непонятны.
  4. Свободный тест Кеттела.

Лучше протестировать человека позволяет тест, где предложены разноплановые задачи.

Интеллект

Как развить интеллект

С рождения в человеке заложены некоторые задатки, которыми он может пользоваться по мере взросления. Если во время развития плода или на генетическом уровне младенцу передались какие-то болезни, возможно развитие низкого уровня интеллекта. Здоровый ребенок потенциально является обладателем среднего и высокого IQ.

Однако без социума человек не может развиваться. Важную роль играют семья, материальный достаток, социальный статус, качество питания, обустроенность жилища, отношение к ребенку. Если с детьми не занимаются, они не могут сами развить в себе интеллектуальные способности.

В дошкольном возрасте для развития используются игр на логику, память, мышление и т. п. Это могут быть ребусы, головоломки, загадки. Использовать можно и компьютерные игры с данными направленностями.

В школе ребенок обучается точным наукам, таким как математика, физика и др. Это способствует структурированию мышления, делает его последовательным и упорядоченным. К этому процессу подключается познание чего-то нового. Любые новые знания расширяют границы интеллекта, делая его богатым и многогранным.

Важно, чтобы человек сохранял любознательность и желание самосовершенствоваться на протяжении всей жизни, что будет способствовать постоянному развитию.

Читайте также: